Научная статья на тему 'Тверская земля в истории русского лирического пейзажа (Вышневолоцкий и Удомельский районы)'

Тверская земля в истории русского лирического пейзажа (Вышневолоцкий и Удомельский районы) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
455
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ ЛИРИЧЕСКИЙ ПЕЙЗАЖ / РУССКАЯ УСАДЬБА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Томан Инга Бруновна

Статья посвящена достопримечательностям Вышневолоцкого и Удомельского районов Тверской области, связанным с историей русского лирического пейзажа. В ней упоминаются А.Г.Венецианов, Г.В.Сорока, И.И.Левитан, С.Ю.Жуковский, В.К.Бялыницкий-Бируля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тверская земля в истории русского лирического пейзажа (Вышневолоцкий и Удомельский районы)»

Тверская земля в истории русского лирического пейзажа

(Вышневолоцкий и Удомельский районы)

The Tver region in the history of Russian lyrical landscape

Томан И. Б.

Thomann I.

Статья посвящена достопримечательностям Вышневолоцкого и Удомельского районов Тверской области, связанным с историей русского лирического пейзажа. В ней упоминаются А.Г.Венецианов, Г.В.Сорока, И.И.Левитан, С.Ю.Жуковский, В.К.Бялыницкий-Бируля.

The article is devoted to the sights of Vyshnevolotsky and Udomlya districts of the Tver region, connected with the history of the Russian lyrical landscape. It mentions A.G. Venetsianov, G.V. Soroka, I.I. Levitan, S.Yu. Zhukovsky, V.K. Byalynitsky-Birulya.

Ключевые слова: русский лирический пейзаж, русская усадьба. Keywords: Russian lyrical landscape, Russian estate.

«Лишь тот пейзаж красив, что навевает грусть». Эти слова турецкого писателя Ахмета Расима являются эпиграфом к книге Орхана Памука «Стамбул. Город воспоминаний». Впрочем, не о том ли писали многочисленные поэты и художники, воспевавшие красоту русского пейзажа? Природа, как и порожденные ею города, многолика, характер и настроение ее изменчивы, но прежде всего печаль становится ее доминирующим образом в культуре, ее символом, за которым стоит не только душа творческого человека, и даже не только менталитет и судьба сформированного ею народа, но и некая универсальная тенденция, присущая совершенно, казалось бы, разным культурам и эпохам: стремление видеть красоту прежде всего в обреченном и увядающем. Отсюда - культ руин в Европе, культ поздней осени в русской поэзии и живописи, культ страдания, бедности и долготерпения, характерный отнюдь не только для России. «Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса». Как

мы помним, А.С.Пушкин, пытаясь разобраться в своей любви к осени, пишет перед этим о присущей многим людям своего рода эстетизации умирания: «Мне нравится она, / Как, вероятно, вам чахоточная дева / Порою нравится». Эту тему, но уже в другом контексте, продолжает М.Ю.Лермонтов: «Люблю Отчизну я, но странною любовью! / Не победит ее рассудок мой».

Далее поэт говорит о том, что, вопреки рассудку, он любит родину не за мифологизированное, полузабытое кровавое прошлое, а за ее просторы, печаль и бедность, то есть ни за что, и он прав, ибо любить за что-то вообще нельзя. Человека и родину любят не за блестящие достижения и примерное поведение - за это можно ценить и уважать, не более. Любят, потому что это потребность любить- продолжение себя, часть себя, или, как говорили римляне, любить свою судьбу (amorfati), какой бы она ни была. «Эти бедные селенья, эта скудная природа» - символ России и для Ф.И.Тютчева, за которым скрыт мистический смысл, уводящий в Божественную реальность: «Не поймет и не заметит / Гордый взор иноплеменный, / Что сквозит и тайно светит / В наготе твоей смиренной».

Русский пейзаж - не совсем то же, что природа России. Природа России бесконечно разнообразна, но русский пейзаж - это вполне конкретное понятие, ассоциируемое прежде всего с лирическим пейзажем северной и центральной России, почти всегда порождающим чувство печали. Оно может быть порождено образами бесконечных поглощающих человека просторов, непогоды, осени, холодной неласковой весны, бедности и запустения, но сквозь них всегда «сквозит и тайно светит» Красота, которая оправдывает все.

Русский пейзаж как понятие культуры сравнительно молод. Только в XIX столетии русская природа входит в пространство искусства, становится предметом эстетического созерцания и источником вдохновения для художников. Отчасти это объясняется ростом национального самосознания, проявившегося в интересе к русской истории, традициям и национальному искусству. Однако в большей степени данное явление связано с внутренним развитием самой живописи.

Древнерусские иконописцы изображали природу, следуя сложившейся веками византийской традиции. Художники XVIII века предпочитали итальянские пейзажи или, если обращались к русской природе, показывали ее в виде садов и парков, дисциплинированной и облагороженной властной рукой человека.

Рождение русского пейзажа как предмета искусства свидетельствует о качественном изменении в русской живописи, о появлении у художников внутреннего, духовного зрения, позволяющего им видеть невидимое, различать в потоке бытия скрытую красоту, являющуюся не каждому, кто владеет кистью, а лишь тому, кто способен запечатлеть в Вечности ту мимолетную прелесть, ту тихую невыразимую печаль и недосказанность, то стремление к бесконечности пространства и духа и ту безмерную неизбывную тоску нездешнего происхождения, которые воплощает природа России.

Красоту моря, гор и буйной южной растительноети видит каждый; для этого не надо обладать даром созерцания. Но для того, чтобы увидеть красоту орнамента голых ветвей на фоне весенних облаков, бесконечное множество оттенков дождливого дня, сияние бледного неба, отраженное в луже на грязном проселке, - для этого надо быть Художником.

Итак, раз мы рассматриваем русский пейзаж как культурный и эстетический феномен, то отправимся на поиски его родины в Тверскую область, туда, где жил его первооткрыватель Алексей Гаврилович Венецианов (1780-1847).

А.Г.Венецианов. На пашне. Весна (1820г.) А.Г.Венецианов. На жатве. Лето. (1827г.)

А.Г.Венецианов родился в купеческой семье; его прадед, по прозвищу Венециано, был выходцем из Греции. Учился живописи самостоятельно, а затем под руководством В.Л.Боровиковского. Будучи принят в члены Петербургской академии художеств, он, однако, долго не решался посвятить себя безраздельно живописи и служил чиновником. Лишь в возрасте 39 лет А.Г.Венецианов полностью изменил свою жизнь. В 1819 году он купил землю в Тверской губернии и поселился в сельце Трониха, а затем в усадьбе Сафонково. Здесь он, наконец, обрел свой стиль и тему, здесь он нашел свой путь в искусстве, сделавший его одним из классиков русской живописи. А.Г.Венецианов был первым русским художником, посвятившим свое творчество изображению крестьянской жизни и открывшим красоту русского пейзажа. На его живопись оказал влияние и академический классицизм, и сентиментализм его учителя В.Л. Боровиковского, однако в наибольшей степени он романтик. Ведь именно европейскому и русскому романтизму свойственны интерес и любовь к народной жизни, стремление к красоте родной природы. Тяготы и страдания деревенской жизни А.Г.Венецианова, в отличие от будущих передвижников, не интересуют.

Он видит то, что хочет видеть: красивых, сильных, спокойных крестьянок, таких, о которых Н.А.Некрасов позже напишет: "Есть женщины в русских селеньях / С спокойною важностью лиц, / С красивою силой в движеньях, / С походкой, со взглядом цариц..." А.Г.Венецианов прежде всего мастер портрета и бытового жанра, однако почти на всех его крестьянских картинах есть пейзаж: бледное небо и бескрайние просторы полей.

В своей усадьбе А.Г.Венецианов организовал художественную школу, где бесплатно учились талантливые юноши из бедных семей. Эту школу прошло около 70 человек. Иногда А.Г.Венецианову с помощью своих друзей, в том числе В.А.Жуковского, удавалось выкупить из крепостной зависимости учеников своей школы. Некоторые потом поступали в Петербургскую Академию художеств и становились довольно преуспевающими художниками. Однако самый одаренный его ученик, Г.В.Сорока, оставался рабом до отмены крепостного права. Трониха и Сафонково, где жил А.Г.Венецианов, давно исчезли с лица земли. Однако память о нем хранит находящаяся примерно в двух километрах деревня Венецианово (бывшее Дубровское), где на сельском кладбище он был похоронен. Примерно в 20 километрах - бывшее село Поддубье. Стоящий на дороге крест отмечает место гибели художника: лошади понесли, он был выброшен из кареты и разбился насмерть.

Г.В.Сорока. Рыбаки (1840-егг.)

Неподалеку - бывшая усадьба Поддубье, принадлежавшая помещикам Милюковым (после недавней приватизации усадебный дом был перестроен до неузнаваемости). Частично сохранившийся семейный некрополь Милюковых находится здесь же, на сельском кладбище. А за кладбищенской оградой похоронен наиболее известный ученик А.Г.Венецианова - Григорий Васильевич Сорока (1823-1864), крепостной Милюковых. В 1842-1847 гг. он учился у А.Г.Венецианова, который, видя незаурядный талант юноши, неоднократно убеждал его барина дать ему вольную. Напрасно: ни за какие деньги Н.К.Милюков не соглашался отпустить на свободу своего крепостного художника.

В чем причина подобного упрямства? Тщеславие? Жадность? Патологическое упоение властью над тем, кто наиболее обостренно воспринимает свое бесправие? Деревенская легенда гласит, что Григорий Сорока и дочь хозяина Лидия были влюблены друг в друга, и, дабы не допустить их брака, Н.К. Милюков не отпускал художника на свободу. Рассказывают также, что Г.В.Сорока был незаконным сыном Н.К.Милюкова, и это обстоятельство еще более усиливало его решимость ни за что не давать ему вольную.

Покровское. Дом на месте избы Г.В.Сороки Впрочем, ни доказать, ни опровергнуть эти истории невозможно. После смерти А.Г.Венецианова Г.В.Сорока вернулся к своему хозяину в усадьбу Островки, где должен был выполнять обязанности садовника, занимаясь живописью лишь урывками.

Через несколько лет он женился (или, как это обычно бывало с дворовыми, его женил барин) и стал жить в родной деревне Покровское, занимаясь иконописью и платя Н.К.Милюкову немалый оброк. В 1861 году было отменено крепостное право. Но свобода для 37-летнего художника пришла слишком поздно. Он наконец получил то, о чем так страстно мечтал в юности, когда был полон сил, подавал большие надежды и мог рассчитывать на помощь своего учителя. Теперь же, в глуши, полностью изолированный от художественной и вообще какой-либо культурной жизни, обремененный многочисленной семьей, измученный бесконечным однообразным ремесленным трудом, не оставлявшим ни сил, ни времени для творчества, - на что ему теперь нужна была свобода? Как известно, крестьяне были освобождены на кабальных условиях, не получив ни достаточного количества земли, ни полноценных гражданских прав, что привело к многочисленным волнениям.

Окраина села Покровское В значительной степени справедливый и бесконфликтный раздел земли зависел от доброй воли помещика, однако Н.К.Милюков был не таков. Он не хотел уступать ни пяди земли крестьянам, которые, в свою очередь, писали на него жалобы. Точнее, писал за них Григорий Сорока, один из немногих грамотных людей в округе. Лично он в этих спорах за землю заинтересован не был,

поскольку зарабатывал на жизнь иконописью, однако принял участие в конфликте с Милюковым, возможно, уступив настояниям односельчан, но скорее из ненависти к бывшему хозяину, сломавшему его жизнь. В апреле 1864 года Григорий Сорока повесился. По одной из версий, он покончил с собой, дабы избежать телесного наказания, ибо стараниями Н.К.Милюкова художник был представлен перед властями как главный зачинщик всех крестьянских волнений в уезде. Впрочем, в сохранившихся официальных документах причина самоубийства называется одна - пьянство. Так проще, понятней и привычнее и, главное, нет виноватых, кроме самого самоубийцы, которого, в соответствии с традицией, похоронили за церковной оградой. Погиб Григорий Сорока в 40 лет - в том возрасте, когда его учитель только начал свой собственный путь в искусстве. Дом, где жил Г.В.Сорока, не сохранился. Мемориальная доска отмечает дом, который стоит на его предполагаемом месте. В настоящее время работы Г.В.Сороки находятся в Третьяковской галерее, Русском музее и других музеях нашей страны, однако в историю искусства он вошел 100 лет спустя после своей гибели. Имя его стало известно специалистам в начале ХХ века, однако слава пришла к нему лишь после персональной выставки, показанной в Ленинграде, Калинине и Москве в 1974 году.

А раньше? Раньше его работы были частью интерьеров усадеб Милюковых и их соседей, не привлекая пристального внимания ни хозяев, ни их гостей, среди которых встречались и просвещенные люди, в том числе художники. И так уж получилось, что понадобилась революция и разорение "дворянских гнезд", чтобы картины Г.В.Сороки попали в музеи и стали заметным явлением в истории русского искусства. Почти не замеченный людьми своего века, Г.В.Сорока стал удивительно современен в конце следующего столетия. И дело не только в том, что советские искусствоведы открыли еще одного замученного крепостничеством художника, хотя и это обстоятельство оказало некоторое влияние на его посмертную славу.

Многие увидели в его творчестве то, чего так давно не хватало ни в жизни, ни даже в искусстве, - красоту, мир и гармонию. Их не было ни в душе самого художника, ни тем более в окружающей его действительности, но тем отчетливее и обостреннее они ощущаются. Картины Г.В.Сороки, изображающие преимущественно усадьбу Островки и ее обитателей, тщательно выписаны и, на первый взгляд, кажутся реалистическими, однако, присмотревшись, понимаешь, что это совсем не тот мир дворянской усадьбы, известный нам по художественной литературе и мемуарам. Это сны, грезы, видения безмерно одинокого человека, стремящегося укрыться в мире искусства от жестокости и нелепости жизни. И еще: люди ХХ века оказались лучше подготовлены к восприятию его творчества, нежели современники. Его творчество стало для них откровением, но в то же время казалось знакомым, вызывая ассоциации совсем из другого времени. Это и невыразимая печаль И.И.Левитана (возможно, видевшего картины Г.В.Сороки), и видения В.Э.Борисова-Мусатова, и таинственный мир живущих своей жизнью вещей магического реализма... Это островок чистого, отрешенного от действительности искусства, существование которого только и может служить оправданием жизни. Усадьбы "Островки" давно нет. Однако деревянный дом конца XVIII века сохранился: в 1928 году он был разобран, перевезен в село Овсище и собран в прежнем виде. В настоящее время здесь находится библиотека. В 2015 году на доме установлена мемориальная доска, напоминающая о пребывании здесь А.Г.Венецианова, Г.В. Сорокии С.Ю.Жуковского (о котором пойдет речь чуть позже). Местный краевед Д.Л. Подушков составил проект превращения его в историко-культурный центр. Хочется надеяться, что эта идея осуществится. В конце XIX-начале ХХ века здешние места привлекали многих художников. В 18931895 годах, примерно в 40 километрах отсюда, проводил лето Исаак Ильич Левитан (1860-1900). В 1893 году он жил здесь с художницей Софьей Петровной Кувшинниковой в имении Ушаковых Островно на берегу одноименного озера и в имении Аракчеевых Гарусово.

Усадьба Гарусово

В Гарусово родился и провел детство знаменитый военный и государственный деятель А.А.Аракчеев (1769-1834). Большинство современников и историков, в том числе дореволюционных, негативно оценивали его деятельность, видя в ней, главным образом, бессмысленную жестокость, непонимание реальной действительности и стремление превратить Россию в полицейское государство. В конце ХХ и особенно в начале XXI века ее оценки резко изменились прямо в противоположную сторону. Идущие в ногу со временем историки воспринимают всесильного временщика как эффективного администратора, методам которого следовало бы поучиться современным политикам. Едва ли суровый граф был бы в восторге от того, как использовали его усадьбу в конце XIX-начале XX века дальние родственники, превратившие ее в дачу для художников. Кроме И.И.Левитана с С.П.Кувшинниковой, здесь в разное время жили В.К. Бялыницкий-Бируля (впоследствии построивший неподалеку собственную дачу), Н.П. Богданов-Бельский, А.В. Моравов и другие живописцы. Однако вернемся к И.И.Левитану. В Гарусово и в Островно он начал работу над этюдами к знаменитой картине "Над вечным покоем" (1893-1894, ГТГ), на которой изображено близлежащее озеро Удомля.

И.И.Левитан. Над вечным покоем(1893-1894г.г.)

Что касается деревянной церкви на переднем плане, то ее художник написал в Плесе. В 1903 году она сгорела, и в 1982 году на ее месте установили похожую, привезенную из села Билюково Ивановской области. "Над вечным покоем" считается одним из символов России. И действительно: здесь мы видим не только облик конкретного места. Это собирательный образ, соединивший черты разных уголков России и запечатлевший то, что традиционно ассоциируется с душой и судьбой ее. Бескрайние пустынные просторы, суровая природа, печаль и, как островок жизни и веры, - одинокая маленькая церковь. Словно темные руины, громоздятся на небе свинцовые тучи, но холодный ветер, направление которого угадывается по наклонившимся стволам деревьев близ храма, гонит их прочь, и за ними -светлое, озаренное лучами невидимого солнца небо.

Озеро Удомля. Вдали — атомная электростанция

В 1894 году И.И.Левитан вновь жил у Ушаковых в Островно, а затем переселился в находившееся поблизости имение Горка, которое принадлежало заместителю петербургского градоначальника Турчанинову. С его женой, Анной Николаевной, у художника начался новый роман, приведший к разрыву с С.П.Кувшинниковой. Лето 1895 и май 1896 года И.И.Левитан снова провел в Горке. Среди работ, написанных в этот период, -"Март" (1895, ГТГ), "Золотая осень" (1895, ГТГ) и "Свежий ветер" (1895, ГТГ). В этих трех картинах - ясное небо, сияние солнца, ослепительные яркие краски. Они буквально излучают радость, столь редкую в творчестве И.И.Левитана.

И. Левитан «Золотая осень» Увы, от усадеб Островно и Горка не сохранилось ничего. Такая же участь, видимо, скоро постигнет и Гарусово.

Любовь к Тверскому краю И.И.Левитан передал своим ученикам. Один из самых талантливых из них - Станислав Юлианович Жуковский (1875-1944), запечатлевший в начале прошлого столетия ускользающую красоту старинных дворянских гнезд. Он родился в польской дворянской семье в Гродненской губернии в усадьбе Старая Воля (ныне Беларусь, Брестская область, усадьба в одноименном селе не сохранилась). Братьев его отца сослали в Сибирь за участие в Польском восстании 1863-1864 гг.; сам же Юлиан лишился титула, земель и вынужден был стать арендатором. Вопреки воле отца С.Ю.Жуковский поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учителями его были В.Д.Поленов и С.А.Коровин, однако наиболее заметное влияние на его творчество оказал И.И.Левитан,

который, однако, формально не являлся его преподавателем. Его работы проникнуты той же меланхолией, однако стиль С.Ю.Жуковского узнаваем и неповторим. Как и И.И.Левитана, его невозможно отнести ни к реалистам, ни к импрессионистам, как, вероятно, невозможно ответить на вопрос, наделял ли он природу своими мыслями и чувствами или заставлял заговорить самую природу на ее собственном языке. Многие картины С.Ю. Жуковского легко узнать по резкой светотени и умению запечатлеть последнее сияющее мгновение ускользающего бытия. Их главная тема -осень природы и осень эпохи, яркие краски которой последний раз вспыхивают на фоне холодного лазурного неба. В отличие от И.И.Левитана, который писал пейзажи в самых разных областях Центральной России и нередко на основе эскизов создавал обобщенные образы природы (как, например, «Над вечным покоем»), С.Ю.Жуковский больше работал на пленэре, и конкретное место имело для него очень важное значение.

С.Ю.Жуковский. Белый дом (1906г., Астраханская государственная картинная галерея) Кроме того, С.Ю.Жуковский был более консервативен в выборе источников вдохновения. Подавляющее большинство своих пейзажей и усадебных интерьеров он написал в Вышневолоцко-Удомельском крае, где провел почти половину своей творческой жизни в России.

Вероятно, С.Ю.Жуковский впервые оказался в Тверской губернии в

1897 году, где написал несколько пейзажей [1, а9], а с начала ХХ века с весны по осень в течение нескольких лет жил в усадьбе Бережок близ озера Песьво Вышневолоцкого уезда. В то время она принадлежала его другу, профессору Санкт-Петербургской Военно-медицинской академии Леониду Георгиевичу Беллярминову (1859-1930). Двухэтажный белый дом, от которого остались сейчас одни руины, запечатлен на многих картинах художника 1900-1908 гг. [1,^60].

С.Ю.Жуковский. Осень. Веранда (1911г.)

Впоследствии С.Ю.Жуковский перебрался в усадьбу Всехсвятское, принадлежавшую Милюковым, а затем поселился в усадьбе Островки, владельцами которого были родственники Милюковых, Красенские. Потомки некогда могущественного помещика жили во флигеле, а С.Ю.Жуковский с семьей занимал с весны по осень весь двухэтажный барский дом [1,^138], тот самый, который сейчас, как мы помним, находится в деревне Овсище. Таким образом, художник поселился в доме, где находились работы Г.В.Сороки, с которыми он, возможно, познакомился раньше. Творчество полузабытого крепостного живописца и пребывание в местах, запечатленных на его картинах, оказало заметное влияние на С.Ю.Жуковского. Оно чувствуется в отрешенности и камерности его произведений, в той печальной, неподвижной тишине, в которой пытается

навсегда забыться ранимая душа художника. В 1918-1919 гг. С.Ю.Жуковский с семьей снимал дом в усадьбе Павловское на берегу озера Молдино, близ Поддубья. В конце 1919 года он навсегда покинул эти места, а в 1923 году уехал на родину, в Польшу. Однако, несмотря на успех, он в письмах в Россию родным и друзьям писал о ностальгии по тем краям, где прошли лучшие годы его жизни и где он сформировался как художник. По соседству с С.Ю.Жуковским проводил лето его друг и также ученик И.И.Левитана Витольд Каэтанович Бялыницкий - Бируля (1872-1957).

В.К.Бялыницкий-Бируля. Час тишины. Озеро Удомля (1911г., Национальный художественный музей республики

Беларусь)

В начале ХХ века он работал в Гарусово и Островно, а в 1912 году, на берегу озера Удомля, купил дачу "Чайка", где прожил более 40 лет. Сохранился парк и построенный по его проекту в 1913 году дом, долгое время являвшийся местом притяжения многочисленных художников, которые приезжали в эти места в поисках тишины, первозданной природы и вдохновения. В настоящее время в усадьбе находится центр культуры и искусства, филиал Тверской картинной галереи; здесь проводятся выставки, творческие мастер-классы, концерты. Однако большинство мемориальных вещей и картин художника находится недалеко от его родных мест, в Могилеве, в специально посвященном ему музее.

Дача «Чайка»

Вот и закончилось наше воображаемое путешествие, во время которого мы посетили лишь небольшую часть достопримечательностей Тверской земли, связанных с историей русского лирического пейзажа. Хочется надеяться, что читатели сами когда-нибудь увидят эти места. Многие упомянутые здесь усадьбы не сохранились или находятся в руинированном состоянии, однако природа пока еще узнаваема, а потому не откладывайте на завтра то, что можно увидеть сегодня; окажитесь не во сне, а наяву внутри любимых картин.

Литература

1. Горелов М.И. Станислав Юлианович Жуковский. Жизнь и творчество. -М.: Искусство, 1982. - 271 с.

2. Иванов Павел. Усадьба Милюковых получила мемориальную доску... и крышу // URL: http: // www.tversvod.ru/event359 (дата обращения: 03.08.2017).

3. Кац Л.И. Художники в Удомельском крае. - М.: Московский рабочий, 1983. - 144 с.

4. Левитан И.И. Письма. Документы. Воспоминания. - Спб.: Лениздат, 2014. - 255 с.

5. Леонтьева Г.К. Алексей Гаврилович Венецианов. - Лг.: Искусство, 1988. -288 с.

6. Подушков Д.Л. Знаменитые россияне в истории Удомельского края. -Тверь: СФК-офис,2009. - 416 с.

7. Подушков Д.Л. Г.В.Сорока - творческий символ Удомельской земли //

Удомельская старина. Краеведческий альманах. 2003. №33 // URL: http: //tverlib.ru/us-331.html (дата обращения: 28.07.2017).

8. Чижмак М.М. Хроника жизни и творчества И.И.Левитана // Третьяковская галерея. Специальный выпуск "Исаак Левитан". М.: ГТГ, 2010 // URL: http: // www.tg-m.ru /archive/si/levitan (дата обращения: 28.07.2017).

*** Автор благодарит членов правления Общества изучения русской усадьбы Д.Э. Заварюхину, А.В. Слезкина, А.В. Чекмарева за прекрасное путешествие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.