Научная статья на тему 'Особенности художественной структуры современного северокавказского романа-мифа'

Особенности художественной структуры современного северокавказского романа-мифа Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
259
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРТИАДА / ХРОНОТОП / ЭПОС / НЕОМИФОЛОГИЗМ / РОМАН-МИФ / АРХЕТИП / МИФОЛОГЕМА / РЕМИНИСЦЕНЦИИ / ПОСТМОДЕРНИЗМ / NARTIADA / CHRONOTOPE / EPOS / NEOMYTHOLOGISM / NOVEL MYTH / ARCHETYPE / MYTHEME / REMINISCENCES / POSTMODERNISM

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Паранук Кутас Нуховна, Шаззо Шамсет Еристемовна

Исследуются художественные особенности современного северокавказского романа-мифа. Цель работы выявить влияние мифопоэтики на художественную структуру романа-мифа. Для этого решаются следующие задачи: выявление художественных особенностей мифологизма романов-мифов Н.Джусойты, М.Булкаты, Х.Бештокова, Ю.Чуяко, Н.Куека, Д.Кошубаева; анализ образостроения и миромоделирования рассматриваемых романов; исследование специфики мифопоэтического хронотопа. Для исследования проблемы неомифологизма в северокавказском романе нами используются принципы сравнительно-типологического, структурно-семиотического подходов. Устанавливается, что в основе миромоделирования рассматриваемых романов лежит мифоэпическая модель мира с его трехчленной структурой (верхний, средний и нижний миры). Констатируется наличие в романах-мифах сложной художественной структуры, формирующей мифопоэтические хронотопы. Теоретическая значимость заключается в определении жанровых особенностей современного северокавказского романа-мифа, конкретных составляющих данной жанровой модификации. Практическая значимость состоит в возможности ее применения в практике вузовского преподавания, в спецкурсах по истории северокавказской литературы, жанру северокавказского романа-мифа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of art structure of the North Caucasian modern novel myth

Art features of the North Caucasian modern novel myth are investigated. The goal of work is to reveal impact of a mythic poetics on art structure of the novel myth. The following problems are solved for this: detection of art features of a mythologism of novels myths of N. Dzhusoyta, M. Bulkata, Kh.Beshtokov, Yu.Chuyako, N. Kuyek, and D. Koshubaev; the analysis of an image building and modeling of world of the considered novels; and research of specifics of a mythic poetic chronotope. To study a problem of a neomythologism in the North Caucasian novel, we use the principles of comparative and typological, structural and semiotic approaches. The mythic poetic model of the world with its tripartite structure (the top, middle and lower worlds) is the cornerstone of the modeling of world of the considered novels. Existence in novels myths of the composite art structure, forming the mythic poetic chronotopes, is stated. The theoretical importance of this work lies in determination of genre features of the North Caucasian modern novel myth and specific components of this genre modification. The practical importance is related to a possibility of its application in practice of higher school teaching, in special courses on history of North Caucasian literature, and on a genre of the North Caucasian novel myth.

Текст научной работы на тему «Особенности художественной структуры современного северокавказского романа-мифа»

УДК 821 (470+571). 09

ББК 83.3 (2 Рос)

П 18

Паранук К.Н

Доктор филологических наук, профессор кафедры литературы и журналистики Адыгейского государственного университета, e-mail: [email protected]

Шаззо Ш. Е.

Доктор филологических наук, заведующий отделом литературы Адыгейского республиканского института гуманитарных исследований им. Т.М. Керашева, e-mаil: [email protected]

Особенности художественной структуры современного северокавказского романа-мифа

(Рец ензирована)

Аннотация:

Исследуются художественные особенности современного северокавказского романа-мифа. Цель работы - выявить влияние мифопоэтики на художественную структуру романа-мифа. Для этого решаются следующие задачи: выявление художественных особенностей мифологизма романов-мифов Н.Джусойты, М.Булкаты, Х.Бештокова, Ю.Чуяко, Н.Куека, Д.Кошубаева; анализ образостроения и миромодели-рования рассматриваемых романов; исследование специфики мифопоэтического хронотопа. Для исследования проблемы неомифологизма в северокавказском романе нами используются принципы сравнительно-типологического, структурно-семиотического подходов. Устанавливается, что в основе миромоделирования рассматриваемых романов лежит мифоэпическая модель мира с его трехчленной структурой (верхний, средний и нижний миры). Констатируется наличие в романах-мифах сложной художественной структуры, формирующей мифопоэтические хронотопы. Теоретическая значимость заключается в определении жанровых особенностей современного северокавказского романа-мифа, конкретных составляющих данной жанровой модификации. Практическая значимость состоит в возможности ее применения в практике вузовского преподавания, в спецкурсах по истории северокавказской литературы, жанру северокавказского романа-мифа.

Ключевые слова:

Нартиада, хронотоп, эпос, неомифологизм, роман-миф, архетип, мифологема, реминисценции, постмодернизм.

Paranuk K.N.

Doctor of Philology, Professor of the Literature and Journalism Department, Adyghe State University, e-mail: [email protected]

Shazzo Sh.E.

Doctor of Philology, the Head of the Literature Department of the Adyghe Republican Research Institute for the Humanities named after T.M. Kerashev, e-mail: [email protected]

Features of art structure of the North Caucasian modern novel myth

Abstract:

Art features of the North Caucasian modern novel myth are investigated. The goal of work is to reveal impact of a mythic poetics on art structure of the novel myth. The following problems are solved for this: detection of art features of a mythologism of novels myths of N. Dzhusoyta, M. Bulkata, Kh.Beshtokov, Yu.Chuyako, N. Kuyek, and D. Koshubaev; the analysis of an image building and modeling of world of the considered novels; and research of specifics of a mythic poetic chronotope. To study a problem of a neomythologism in the North Caucasian novel, we use the principles of comparative and typological, structural and semiotic approaches. The mythic poetic model of the world with its tripartite structure (the top, middle and lower worlds) is the cornerstone of the modeling of world of the considered novels. Existence in novels myths of the composite art structure, forming the mythic poetic chronotopes, is stated. The theoretical importance of this work lies in determination of genre features of the North Caucasian modern novel myth and specific components of this genre modification. The practical importance is related to a possibility of its application in practice of higher school teaching, in special courses on history of North Caucasian literature, and on a genre of the North Caucasian novel myth.

Keywords:

Nartiada, chronotope, epos, neomythologism, novel myth, archetype, mytheme, reminiscences, postmodernism.

Процессы развития современных северокавказских литератур свидетельствуют о том, что на сегодня это единый художественно-эстетический организм со своей ментальностью, единым фундаментом, базирующимся, прежде всего, на общекавказском эпосе «Нарты». Вместе с тем, для них характерны основные тенденции развития западноевропейских литератур, стремление к очередному возвращению и более глубокому погружению в мифо-эпические истоки. Примечательным явлением в северокавказской прозе стало и появление новой жанровой модификации - романа-мифа. Парадигма нео-мифологизма романа была обусловлена рядом причин: диалектика национального и общечеловеческого, стремление соединить в единый поток настоящее с прошлым. Как справедливо отмечал Е.М. Ме-летинский: «Мифологизм в романе ХХ в. функционирует в весьма широком ареале, несводимом к западноевропейскому модернизму 20-30-х годов в узком смысле этого термина» [1: 297].

В последние несколько десятилетий один за другим вышли в свет романы-мифы осетинских писателей Н. Джусой-

ты «Слезы Сырдона» (1979), М.Булкаты «Седьмой поход Сослана Нарты» (1989), кабардинского писателя Х. Бештокова «Каменный век» (1985), адыгейских писателей Ю.Чуяко «Сказание о Железном Волке» (1993г.), Д.Кошубаева «Абраг» (1999), Н. Куека «Вино мертвых» (2002) и др., для которых было характерно новое освоение мифо-эпического наследия. Опора на поэтику и онтологию мифа позволяла этим авторам поднимать в своих произведениях не только жгучие вопросы современности (человек и природа, человек и война, человек и окружающий мир), но и выйти, на стыке двух веков и тысячелетий, на широкие и глубокие обобщения пройденного народами историческом пути. Миф решительно вторгся в семантическое и структурное поле северокавказского романа, обогатив его поэтику и обусловив определенные трансформации в стиле, сюжетике, образостроении, жанровых модификациях.

Исследование влиянии мифопоэти-ки на художественную структуру романов предполагает, прежде всего, анализ особенностей мифопоэтического хронотопа, специфику организации пространства-

времени. В работах М. М. Бахтина уделяется много внимания определению хронотопа и его сущностным характеристикам. Хронотоп, по М. М. Бахтину, характеризуется слиянием пространственных и временных примет в конкретно-осмысленном целом, где время сгущается, уплотняется, становится художественно-зримым, а пространство интенсифицируется, вторгается в движение времени, сюжета, истории; «приметы времени раскрываются в пространстве, а пространство осмысливается и изменяется временем, образуя пересечение рядов». М.М. Бахтин указывает и на значение хронотопа для сюжета: «Они являются организационными центрами основных сюжетных событий романа. В хронотопе завязываются и развязываются сюжетные узлы. Можно прямо сказать, что им принадлежит основное сюжетообразующее значение...... Отмечается также «существенное» жанровое значение: «Можно прямо сказать, что жанр и жанровые разновидности определяются именно хронотопом, причем в литературе ведущим началом в хронотопе является время. [2: 235].

Романы «первопроходцев. в северокавказских литературах Нафи Джусой-ты «Слезы Сырдона» и Хабаса Бештоко-ва «Каменный век» были образцами смелого и яркого мифотворчества, характеризовавшиеся наличием древних архетипов и мифологем, использованием самых разнообразных методов и приемов мифологизирования. Принципы художественного осмысления и воспроизведения пространства и времени, как формы проявления жизнедеятельности героев, весьма примечательны в романах этих и других авторов. В их основе лежит архетипическая модель мира, характерная для мифомыш-ления древних. Н.Джусойты, М.Булкаты, Д.Кошубаевв совершают ретроспективный художественный экскурс в Страну нартов, чтобы еще раз, по-новому, осмыслить нравственный и художественно-эстетический потенциал эпоса и сравнить

с нравственно-этическими ориентирами современников.

Говоря об особенностях жанровой разновидности осетинского романа-мифа, Р.Я. Фидарова правомерно отмечает: « .в нем мифологическое и историческое органично «прорастают» одно в другом, детерминируют друг друга, в чем-то продолжают одно другое. И поэтому логически оправдано выделение типов романа-мифа по характеру историзации мифического, во-первых, и мифологизации исторического, во вторых. Это в данном случае объясняется природой жанра: роман-миф скрупулезно ищет внутреннюю связь частного случая, явления с общими законами жизни» [3: 18].

Х. Бештоков в романе-мифе, написанном в стихах, возвращается к далекой эпохе каменного века и через образ главного героя Ану стремится воспроизвести облик человека на ранней ступени развития общества, его образ жизни и мировосприятие. В модели мира, изображенной в романе, «просматривается» архетипи-ческая структура национальной мифо-эпической модели мира: градация ее представлена в виде мира людей, живущих на земле, души умирающих уходят в «далекую (мифическую страну)». Мир высших существ в романе представлен тотемными животными (Черный бык, Орел), которым поклонялись древние люди в те далекие времена. Х. Бештоков в «Каменном веке» творит свой, авторский миф, в котором литературное сознание причудливо взаимодействует с мифо-эпическим. Опираясь на особенности мифологического мышления, анимистические, тотемистические, фетишистские представления, автор вместе с тем создает причудливый мифопоэтический мир, где ярко, талантливо, художественно выразительно воспроизводится жизнь древнего человека на раннем этапе развития. Вместе с тем в контексте имплицитно присутствуют архетипические мотивы и структуры, характерные для национальной традиции.

Роман Ю.Чуяко «Сказание о Железном Волке» посвящен современности, драматическим событиям, происходившим в адыгейских аулах в середине ХХ века в связи с вынужденным переселением из-за строительства искусственного водохранилища. Но автор выстраивает сложную пространственно-временную структуру романа с экскурсами в историческое прошлое народа, когда столетием раньше эта же ситуация имела место в связи с насильственным покорением горцев в Кавказской войне Х1Х века. Линейно-историческое время в романе зачастую уступает место циклическому времени, характерному для мифомышле-ния. Элементы цикличности времени актуализированы в романе и в виде других ситуационных повторов, выраженных через лейтмотивы, воспоминания эпизодов из прошлой жизни и т.д. Миф о Железном Волке является концептуальным как для названия, так и для семантики романа, имеющего насыщенный фольклорно-мифологический контекст.

Национальная модель адыгского мира в виде замкнутого пространства представлена типично адыгейским аулом Шиблокохабль со своим сакральным центром - курганом, где захоронены два «полумифических» кузнеца. Вместе с тем, пространство адыгской земли в романе варьируется очень широко, то метафорически умещаясь под одной буркой, то охватывая большие пределы, территорию стран в Турции, Ливане, Сирии, Иордании, США, где проживают адыги после вынужденного переселения в Х1Х веке. Вполне очевидно формирование мифо-поэтического хронотопа романа с чередованием пространственно-временных срезов, реалистического и мифологического пластов повествования.

Романы Нафи Джусойты «Слезы Сырдона», Михаила Булкаты «Седьмой поход Сослана Нарты», Нальбия Куека «Вино мертвых» и Джамбулата Кошубае-ва «Абраг» по способам мифологизации и

принципам организации художественного текста обнаруживают ряд явных типологических схождений. Во-первых, все они апеллируют к мифо-эпическому материалу Нартиады, во-вторых, пытаются ответить на жгучие вопросы современности и, в-третьих, имеют сложную многомерную структуру, своего рода «роман в романе».

Обратимся конкретно к тематике этих произведений. Роман Н.Джусойты «Слезы Сырдона» представляет собой художественную ретроспекцию в мифо-эпические времена Нартиады и изображение мира «суровых воителей» нартов эпохи военной демократии. Через образ главного героя - трагическую и вместе с тем яркую, творческую фигуру Сырдона -автор стремится показать трагедию человека в мире зла и насилия.

В романе Д.Кошубаева «Абраг» автор также ретроспективно возвращается в Страну Нартов и воспроизводит практически все основные сюжеты и мотивы эпоса с целью противопоставления их быту и нравам современного города «Абраг». Сюжет романа М. Булкаты «Седьмой поход Сослана Нарты» также апеллирует к На-ртиаде, осетинским космогоническим мифам и повествует о борьбе за освобождение Хурзарин - «золотой матери-солнце» (по осетинской мифологии - матерь земли и вселенной), похищенной темными силами. Типичный для мифомышления ме-таконфликт - борьба добра и зла - спроецирован в романе на конкретную ситуацию противостояния известного нарт-ского богатыря Сослана и владыки Третьего мира Челахсартага. Н.Куек в романе «Вино мертвых» с помощью поэтики и онтологии мифа повествует об истории своего народа на протяжении всех времен существования на земле. Сложная трагическая история адыгов прослеживается на примере рода Хаткоесов, потомков некогда великих хаттов.

Следует отметить, что практически во всех этих романах присутствует модель мироздания, имеющая сложную, чаще все-

го трехчленную структуру: нижний (мир ушедших), средний (мир людей), высший (мир богов). В романе «Седьмой поход Сослана Нарты» автор создает мифо-поэтический хронотоп, в котором модель мира состоит из загробного мира (состоящего из ада и рая), подсолнечного мира, где живут люди, и Третьего мира - страны далимонов (дьяволов в осетинской мифологии). Роман «Абраг». состоит из четырех частей, в котором вторая часть «Ха-грей» является сюжетным ядром и посвящена Нартиаде, а четвертая часть, изображающая современный город Абраг, противопоставлена второй. Здесь также модель мира имеет трехчленную структуру: нижний, средний и верхний. Модель мироздания в романе «Слезы Сырдона» выстроена по принципу «мирового древа» или иерархической вертикали. Пространство Уаза-гора (изображаемая как самая высокая точка земли), где располагаются нартские поселения, формируется «поэтажно или сферически» [3]. У основания горы расположилось нижнее село, в котором живут слабые и нищие Алагата. Выше - среднее село, обиталище Бората, где живут зажиточные и самостоятельные. А в верхнем селе - высокомерные и воинственные Ахсартакката. То есть, как отмечает Р.Я. Фидарова: «... место людей в пространстве определяется их материальным положением и социальным статусом в нартском обществе.. Если проводить общую иерархическую вертикаль вселенского бытия космоса и вечности, то она в линейном изображении выглядит так: мир природы (первая ступень) — мир животных (вторая ступень) — мир уайыгов (третья ступень) — мир нартов (четвертая ступень) — мир богов (пятая ступень) — верховный бог (шестая ступень) [3: 15].

Сложным является и

пространственно-временной континуум романа «Вино мертвых» Н.Куека, состоящего из семнадцати самостоятельных новелл. Каждая из этих новелл имеет свой индивидуальный хронотоп, при-

вязанный к самым ответственным периодам из истории народа. Весьма примечательно, что первые две новеллы и последние две новеллы апеллируют к мифо-эпике Нартиады, как бы замыкая в кольцо линейно-историческое время романа и тем самым формируя мифологическое, циклическое время всего поля романа. Относительность и многозначность пространственно-временных параметров мифопоэтического хронотопа выражена в следующих словах из текста: «Нарт не думает о пространстве и времени: место, где он сражается - это Земля, время, в котором он погибает - вечность» [4: 9]. Процитируем еще один отрывок из этого же романа, где выразительно обозначена цикличность времени: «Вот он перевел взгляд с небес на землю, и за это короткое время олень и лань встретились на лесной поляне. родился детеныш.. .подрос... звери поймали его. вот уже зарастают травой его истлевающие белые кости....Вот за то короткое время, пока он

думал о людях, показались новые звезды, возникли новые твари и исчезли бесследно» [4: 285-286].

Следует отметить, что границы между мирами во всех романах существуют условно и герои легко их «перешагивают». Это, к примеру, бессмертные герои Ляшин, Фэнэс и три-бабушки из романа «Вино мертвых». В «Абраге» бабушка Барымбух, Прозектор, Экзекутор и Апологус живут в реальном физическом мире и одновременно проявляются в мире теней, или наоборот, тени ушедших посещают мир живых. В романе «Седьмой поход Сослана Нарты» главный герой Сослан и его спутники Чер-мен Тлаттов, Хазби Аликов в поисках Хурзарин отправляются из мира подсолнечного в Третий мир, мир далимонов.

Пространственно-временной континуум всех романов сложен, многогранен и представляет собой пространство-время мифа. Герои пребывают одновременно в двух планах - реальном и мифо-

логическом, пространство может сжиматься и расширяться до размеров вселенского универсума, а категория времени совершенно свободна: прошлое, настоящее и будущее сосуществуют одновременно в контексте романа.

В таком мифопоэтическом контексте романов становится возможным одновременное сосуществование разностади-альных героев. В романе М.Булкаты это эпические герои (Сослан, Урузмаг, Ха-миц, Батрадз, Шатана, Дзылат), мифологические божества («золотая матерь-солнце» Хурзарин, повелитель загробного мира Барастыр), демонические существа - далимоны, вымышленные мифологические персонажи (Дзацу, мифические кузнецы Церекк и Бидас), известные исторические личности, герои народных песен (Чермен Таттлатов, Хазби Аликов) [5]. В «Абраге» это эпические герои Са-танай, Барымбух, Сосруко, Бадыноко, герои современного города - Хабзиков, Су-ретов, герои библейских времен - Аполо-гус, Прозектор, Экзекутор и др. В романе «Вино мертвых» в едином потоке времени пребывают бессмертные герои Ля-шин, Фэнэс, Дэдэр, богочеловек Тлепш, эпические герои Кунтабеш (перевернутое имя Шабатнуко), Сатаней, Адиюх, представители разных поколений рода Хатко-есов: Дэдэр Кангур, Предводитель, Редед, Четав, Мешвез и другие.

В мифопоэтическом пространстве романов широко представлены пантеоны богов: адыгские божества: верховный всемогущий Тха, Тлепш - бог кузнечного ремесла, Тхаголедж - бог земледелия, Псатха - бог души, Созереш - бог благоденствия, Мазитха - бог лесов, Амыш -бог скотоводства; осетинские божества: Уастырджи - покровитель путников, Аф-сати - бог зверей, Кар и Караф - боги холода, стужи, Сафа - бог очага, очажной цепи и другие. Следует отметить, что мир богов изображен в весьма нетрадиционных красках у многих авторов, к примеру, в романе «Слезы Сырдона» боги изобра-

жены в будничном, приземленном свете, антропоморфными, не лишены человеческих слабостей. С юмором, доходящим порой до мягкой иронии, описаны боги и в романе «Абраг», по принципам постмодернистской поэтики.

Авторы в повествовательном нарра-тиве умело сочетают внешние и имплицитные приемы мифотворчества. С одной стороны, они широко использует образы и мотивы из мифоэпики, с другой - тра-вестируют их, контаминируют с другими элементами (Н.Джусойты, М. Булкаты, Ю.Чуяко), виртуозно осуществляя свое мифотворчество. Зачастую имеет место и парафраз, романтический, восторженный (Н.Куек), отличающийся от постмодернистской поэтики, иронического повествования (Д. Кошубаев).

Примечательной особенностью этих романов является то, что почти всегда изображаемые события вырываются за рамки национальной жизни, деяния героев протекают в пространственно-временных параметрах, обретающих характер универсума. В основе подобной трансформации лежит онтология мифа с его универсальным смыслом, философией утверждения: «все во всем», «как в большом, так и в малом», что позволяет выстроить модель мира, носящую характер вселенских хронотопов.

Итак, проведенный анализ позволяет заключить, что в современных северокавказских литературах появился роман новой жанровой модификации - роман-миф. Современный северокавказский роман-миф, с одной стороны, опирается на собственные фольклорно-мифологические истоки, с другой стороны, успешно осваивает и отражает традиции мировой литературы и современные тенден ции ее развития. Парадигма неомифологизма, маркируемая в северокавказском романе-мифе, обусловила в нем особенности миромо-делирования и сложную художественную структуру, выразившуюся в специфике мифопоэтического хронотопа.

Примечания:

1. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М.: Восточ. лит., 2000. 407 с.

2. Бахтин М.М. Эпос и роман. СПб.: Азбука, 2000. 304 с.

3. Фидарова Р.Я. Современный осетинский роман-миф. Генезис. Структура. Жанровые особенности: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Махачкала, 1997. 48 с.

4. Куек Н.Ю. Вино мертвых. Майкоп, 2002. 295 с.

5. Паранук К.Н. Нартские сюжеты и мотивы в современном северокавказском романе-мифе (М. Булкаты, Д. Кошубаев) // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Филология и искусствоведение. Майкоп, 2015. Вып. 3. С. 112-118.

References:

1. Meletinsky E M. Poetics of myth. M.: Vostoch. lit., 2000. 407 pp.

2. Bakhtin M M. The epic and the novel. SPb.: Azbuka, 2000. 304 pp.

3. Fidarova R.Ya. Modern Ossetian novel-myth. Genesis. Structure. Genre features: Diss. abstract for the Dr. of Philology degree. Makhachkala, 1997. 48 pp.

4. Kuyek N.Yu. Wine of the dead. Maikop, 2002. 295 pp.

5. Paranuk K.N. Nart's plots and motives in the North Caucasus modern novel-myth (M. Bulkaty, D. Koshubaev) // Bulletin of Adyghe State University. Ser. Philology and the Arts. Maikop, 2015. Iss. 3, P. 112-118.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.