- ISSN 2310-5666 -
УДК 7.071.2 DOI: 10.29013/EJA-22-1-20-26
КАДИРОВА С. П. 1
1 Государственная консерватория Узбекистана, Ташкент, Узбекистан
ОСОБЕННОСТИ ХОРОВОЙ ФАКТУРЫ НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ «ЖЕМЧУЖИНЫ МУДРОСТИ» ПОЛИНЫ МЕДЮЛЯНОВОЙ
Аннотация
Цель: проанализировать способы фактурных решений на примере произведения «Жемчужины мудрости» Полины Медюляновой.
Методы: комплексный подход, включающий исторический и аналитический анализ хоровой фактуры. Результаты: Выявлены особенности фактурных решений, направленных на усиление музыкально-образной выразительности на примере произведения П. Медюляновой.
Научная новизна: данное произведение впервые анализируется в избранном ракурсе. Практическое применение: основные положения статьи могут быть использованы в исполнительской деятельности. Факты из этого исследования также могут быть использованы как вспомогательный материал для комплексного понимания приемов хоровой фактуры в творчестве современных композиторов. Ключевые слова: хор, фактура, мелодические фигурации, хоровая выразительность.
Для цитирования: Кадирова С. П. Особенности хоровой фактуры на примере произведения «Жемчужины мудрости» Полины Медюляновой // European Journal ofArts, 2022, №1. - С. 20-26. DOI: https://doi. org/10.29013/EJA-22-1-20-26
Введение
Многообразность музыкальных явлений, событий, фактов, насыщенность и динамизм музыкальной жизни, вместили в себя и традиционные формы исполнительства, и развивающиеся, новые. Современная хоровая музыка характеризуется многообразием жанров, форм и стилей, поисками новых звукообразов. Родство музыкальной и речевой интонации является важнейшей основой выразительности хоровой музыки, способной воздействовать на слушателя.
Основная часть
Изменчивость хоровой фактуры, разнообразные приемы хорового изложения помогают композитору донести до слушателя образное содержание произведения. «Посредством специфических приемов хорового изложения осуществляется конкретное воплощение замысла композитора хоровыми средствами» [1, 21]. Говоря о фактуре, как составляющей в выражении художественного содержания в музыке, она «<...> выполняет тематические задачи, аккумулирует в себе черты исторического и национального
стиля, а во многих случаях становится выразителем специфики творческого метода того или иного композитора» [2, 101-102].
«Фактурный рисунок - не внешнее «лепное украшение» в музыке, нейтральное к другим сторонам музыкального языка. Фигурации и особенно дублировки и фигурационно-дублировочные сочетания образуют в произведениях «микрогармонический» уровень, на котором иногда делаются чрезвычайно смелые творческие находки, сказывающиеся и на гармоническом целом произведения» [3, 13-14].
Примером использования современных фактурных решений в хоровых произведениях композиторов Узбекистана являются «Бахория», «Созлар наг-маси», Поэма-кантата «Аллома» М. Бафоева; «1п Мешопаш», «Ропот» Ф. Янов-Яновского; «Путь к просветлению» Д. Сайдаминовой; «Симфония для хора» Д. Амануллаевой; «Те Бейт», «Жемчужины мудрости» П. Медюляновой, «Увайсиман» О. Абдуллаевой и многие другие. Отметим, что многие композиторы Узбекистана в своих оригинальных
PREMIER
Publishing
ISSN 2310-5666
произведениях очень часто обращаются к творчеству восточных поэтов и ученых [4, 97-98].
Обратимся к анализу избранного нами произведения П. Медюляновой «Жемчужины мудрости» на слова Ахмада Яссави1 [5] для смешанного хора, солиста тенора, танбура, дойры. «В радениях Ясса-вия музыка занимала центральное место -распева-ние религиозных стихов, слушание сама. <...> Среди особенно важных воздействий учения А. Яссави на культуру тюркских народов - принятие ислама, возрождение науки, письменности, укрепление государственности» [6, 107].
Полина Медюлянова - это многоплановый композитор, чьё творчество охватывает множество музыкальных жанров. Разнообразие творческих исканий композитора и своеобразие техники письма вызывает интерес со стороны публики и тех людей, кто постоянно находится в музыкальном поиске.
Сама П. Медюлянова говорит о том, что, пользуясь многими видами европейской композиторской техники, ее музыкальный язык сформировался на основе гармоничного переплетения элементов музыки узбекской, древнееврейской и элементов церковного пения разных христианских традиций, с использованием библейских или литургических текстов. «Среди хоровых композиторов XXI века прослеживается повышенный интерес к музыкально-символической составляющей, к религиозной тематике, медитативно-обрядовой сфере и стилистическим направлениям других эпох. В начале XXI века данная тенденция только усилилась» [7,151].
«Жемчужины мудрости» это единственное духовное сочинение композитора, написанное на текст восточного поэта. Выбор инструментов чисто акустический и подчеркивающий не обобщенно восточный колорит, а именно квинтэссенцию природы узбекской вокально-инструментальной музыки, как я её чувствую» 2. «Танбур - ладомело-дическое, дойра - усульное воплощение узбекской
традиционной музыки. <...> исходя из основополагающего характера усуля и метроритма, мастера предпочитали обучать учеников сначала на дойре, а затем приобщать к танбуру. Каждому начинающему певцу и музыканту давали в руки дойру, и они на основе усулей учили наизусть большой свод поэтических текстов и мелодий узбекской музыки. Одновременно это служило важным этапом естественного отбора молодых музыкантов, выявляя их способности, музыкальную память и чувство ритма» [8, 73].
Произведение «Жемчужины мудрости» для смешанного хора, солиста тенора, танбура, дойры и ная П. Медюляновой на слова Ахмада Яссави примечательно разнообразием видов хоровой фактуры, в которой сочетаются гомофоно-гармонический, полифонический, мелодико-фигуративный и орнаментальный типы письма, придающие звучанию произведения неповторимый восточный колорит.
Данное сочинение представляет собой развернутую одночастную композицию, внутри которой можно выделить четыре раздела, признаками членения которых выступают смена фактурной и темповой организации. Открывается произведение соло тенора, который начинает свой свободный рассказ с молитвы: «Произношу «Бисмиллах!» Перед тем как поведать о крови и трудностях, чтобы добыть и рассыпать затем перед вами Жемчужины мудрости». В мелодии заложено зерно, составляющее ее интонационную основу. Далее звучит монодийный проигрыш танбура, который вводит нас в состояние размышления о своем предназначении в этом мире, желанием найти истину, на фоне этой инструментальной интерлюдии на piano в среднем регистре вступает хор. Композитор использует здесь гомофо-но-гармонический склад письма с орнаментальным расцвечиванием партии сопрано. Танбур же звучит как один из голосов, выполняющий функцию сопровождения:
1 Ахмад Яссави - Родился в 1093г в Сайраме на территории современного Казахстана. Учение, которое он основал, получило название Яасавийя-тарика. Шейхи этой школы занимали почётные позиции при дворе эмиров Бухары в XIX веке. А. Яссави решил уйти из мира в 63 года, в возрасте пророка Мухаммеда, заточив себя в келью в подвале до конца своих дней, ибо считал, что никто не может быть выше пророка Мухаммеда. Соответственно он, как человек преданный учению ислама, не может больше видеть солнце. А. Яссави похоронен как национальный святой всех тюркских народов Центральной Азии.
2 Из личной беседы с автором.
ISSN 2310-5666
В процессе дальнейшего развития (ц. 5 в партиту- Постепенный спад напряжения осуществляется
ре) хоровая ткань уплотняется за счет приема композитором посредством разрежения фактуры
а также дублировки голосов в кварту. Использование и использования педальной звучности. Партия тан-
альтерации основных ступеней звукоряда усиливает бура выполняет здесь солирующую роль: выразительность звучания в кульминационной фазе.
Третий раздел композиции привлекает внимание своей изысканной колористикой. На континуальном фоне партии альтов в орнаментальном изложении вступает сопрановая партия, как отголосок танбура. Прозрачное хоральное звучание показательно для фактуры после включения мужских голосов. Хор в данном случае выполняет сопровождающую функцию, на фоне которого очень рельефно звучит усуль дойры:
Затем функции меняются и уже дойра сопровождает звучание хора, как бы поддерживая пульс, своего рода
биение сердца, замирающее на словах говоривших от имени Всевышнего. Очень интересно сочетание унисонного звучания однородных голосов с включением остальных в аккордовом изложении, приводящих к общему унисону, подчеркивающему поэтический текст. Постепенное разветвление унисона образует полимелодическую ткань, в которой тенора и сопрано движутся в нисходящем движении, басы и баритоны звучат как выдержанная педаль, а альты^тв! выполняют мелодическую фигурацию в полиритмичном сочетании.
ISSN 2310-5666
Далее функции басовой и альтовой партий меняют- а мелодическая фигурация переходит в партию бари-ся. Альты дивизии включаются в гармонический строй, тонов, что разнообразит звучание хоровой фактуры:
«Феномен «полирельефности» актуализируется обычно в условиях дифференциации голосов, особенно в тех случаях, когда традиционные функции хоровых голосов-партий - тема, сопровождающий голос, бас - нивелируются и несут в себе дополнительный эффект «пространственной» полнозвучности» [9, 16].
В заключительном разделе интересны приемы хоровой фактуры, объединяющие разные виды удвоения голосов: у теноров и басов - в октаву, а у сопрано
и альтов - в сексту. Это способствует стройности звучания, утверждающей поэтическую мысль суфийской философии А. Яссави, о земных муках и любви, очищающих человека от зла и духовно возвышающих его: В заключении четвертого раздела возобновляется соло тенора, которое подхватывают сопрановая и теноровая партии. На фоне выдержанного звучания альтов и басов, соединяющихся в октавно-квинтовом звучании, соло ная и дойры завершает философское размышление о жемчужинах мудрости Востока.
PREMIER
Publishing
ISSN 2310-5666
Выводы: Хоровая выразительность в рассматриваемом сочинении является основным фактором в раскрытии глубокого идейно-нравственного художественного содержания.
Произведение, представляющее собой композицию сквозного развития, с точки зрения семантической драматургии развертывается как постепенное накопление и раскрытие своих потенциальных
возможностей, каждый этап которой, устремляясь ввысь, превышает предыдущий по своему динамическому уровню.
«Земные муки и Любовь - знак очищения от Зла. За деньги этого не купишь нигде и никогда. «На путь божественный ступить нечистому
нельзя!» -
Аллаха голос Самого из Космоса услышал я».
Список литературы
1. Левандо П. Хоровая фактура.- Ленинград: Музыка, 1984.- 123 с.
2. Скребкова-Филатова М. С. Фактура в музыке.- Москва: Музыка, 1985.- 289 с.
3. Холопова В. Н. Фактура.- Москва: Музыка, 1979.- 89 с.
4. Кадирова С. П. Национальное наследие в хоровой музыке Узбекистана// Проблемы современной науки и образования.- № 2. 2020.- C. 96-98.
5. Электронный ресурс: URL: https://dic.academic.ru
6. Бородовская Л. З. Исследование традиции суфийского тариката Ясавия в аспекте его влияния на татарскую исламскую культуру / / Исламоведение.- Т. 7.- № 4. 2016.- C. 103-109.
7. Поморцева Н. В. Преломление традиций полифонии строгого письма в хоровом сочинении «Ave Generosa» Олы Гжейло // Вестник КемГУКИ. 2020.- № 53.- C. 150-157.
8. Хасанов А. Т. Танбур и его роль в историческом ракурсе узбекской музыки // Проблемы современной науки и образования. - № 7. 2019.- C. 73-75.
9. Дубатовская О. А. Особенности хоровой фактуры в условиях неклассического контекста (на примере произведений композиторов России и Беларуси) // Журнал Общества теории музыки: выпуск - № 2. 2015.-C. 14-19.
- ISSN 2310-5666 -
Информация об авторах
Кадирова Севара Пулатовна, доцент, доцент кафедры академического хорового дирижирования, Государственная консерватория Узбекистана
Адрес: 100022, г. Ташкент, Яккасарайский район, улица Нукус 59/24 E-mail: [email protected]; Тел.: (+99890) 949-04-09 ORCID: 0000-0002-0377-3637
S. P. KADIROVA 1
1 State Conservatory of Uzbekistan, Tashkent, Uzbekistan
FEATURES OF CHORAL TEXTURE ON THE EXAMPLE OF THE WORK BY POLINA MEDIULYANOVA "PEARLS OF WISDOM"
Abstract
Purpose: to analyze the ways of the choral texture solutions on the example of the "Pearls of Wisdom" by Polina Medyulyanova.
Methods: integrated approach, including historical and analytical analysis of the choral texture. Results: On the example of P. Medyulyanova's work, the features of textural solutions aimed at enhancing the musical-figurative expressiveness have been revealed.
Novelty: this work is the first attempt to analyze the issue with the selected perspective.
Practical implementation: the key deductions of the paper can be applied to the performing activities. The facts from this research paper can as well be used as supplementary material for a comprehensive understanding of the methods of choral texture in the creative works of the contemporary composers. Keywords: choir, texture, melodic figurations, choral expressiveness.
References
1. Levando P. Choral texture,- Leningrad: Music, 1984. - 123 p. (in Russian).
2. Skrebkova-Filatova M. S. Texture in music,- Moscow, 1985. - 289 p. (in Russian).
3. Kholopova V. N. Texture,- Moscow, 1979.- 89 p. (in Russian).
4. Kadirova S. P. National heritage in choral music of Uzbekistan, Problems of modern science and education.-No. 2. 2020.- P. 96-98. (in Russian).
5. Electronic resource: URL: https://dic.academic.ru
6. Borodovskaya L. Z. Study of the tradition of the Sufi tariqa Yasaviya in the aspect of its influence on the Tatar Islamic culture, Islam Studies.- Vol. 7.- No. 4. 2016.- P. 103-109. (in Russian).
7. Pomortseva N. V. Refraction of the traditions of polyphony of strict writing in the choral composition "Ave Generosa" by Ola Gzheilo, Vestnik Kem GUKI,- No. 53. 2020.- P. 150-157. (in Russian).
8. Khasanov A. T. Tanbur and its role in the historical perspective of Uzbek music, Problems of modern science and education,- No. 7. 2019.- P. 73-75. (in Russian).
9. Dubatovskaya O. A. Features of choral texture in a non-classical context (on the example of works by composers of Russia and Belarus), Journal of the Society for Music Theory: Issue - No. 2. 2015.- P. 14-19. (in Russian).
- ISSN 2310-5666 -
Information about the author
Sevara Pulatovna Kadirova, Associate Professor, Associate Professor of the Chair of Academic Choir Conducting, State Conservatory of Uzbekistan
Address: 100022, Tashkent, Yakkasaray district, Nukus street, 59/24 E-mail: [email protected]; Tel.: (+99890) 949-04-09 ORCID: 0000-0002-0377-3637