УДК 634.4085.12
ОСОБЕННОСТИ ХАРАКТЕРА ИЗМЕНЕНИЯ УРОВНЯ МОЛЕКУЛ СРЕДНЕЙ МАССЫ КРОВИ КРЫС ПРИ КАЧЕСТВЕННО РАЗЛИЧНОМ ПИТАНИИ
О 2004 г. С.Н. Белик
Молекулы средней массы (СМ) представляют собой продукты белковой деградации с молекулярной массой 300-500 Д и присутствуют в организме в разных соотношениях как в физиологических условиях, так и при патологии [1, 2]. В состав СМ входят продукты катаболизма белков, олигосахара, производные глюкуроновых кислот, нуклеотиды и т.д. [3]. Установлено, что в здоровом организме как концентрация, так и распределение СМ между плазмой и эритроцитами поддерживается на постоянном и индивидуальном уровне, зависящем от наследуемых признаков, характера метаболизма, питания и т.д. [4].
В связи с изложенным определенный интерес представляет изучение уровня СМ при качественно различном питании, а так же возможности использования этих показателей в оценке пищевой ценности продуктов питания и питательной ценности кормовых добавок. С этой целью проведено исследование содержания СМ и коэффициента их распределения в крови крысят-отъёмышей. Было сформировано 6 групп животных по 12 крысят в каждой. Все группы получали обычный виварный рацион, изменялись лишь белковый и жировой компоненты. Крысы 1-й контрольной группы в качестве источника белка получали цельное куриное яйцо; во 2-й - источником белка служило мясо свиней, получавших в рационах кормовую белково-витаминно-минеральную добавку (БВМД) фирмы ПРОВ ИМИ (Голландия); в 3-й- мясо свиней, выращенных на обычных рационах; в 4-й группе как источник белка использовали БВМД ПРОВИМИ; в качестве жирового компонента во всех четырёх группах использовали подсолнечное масло. В 5-й группе источником жира служил шпик свиней, получавших в рационах БВМД ПРОВИМИ; в 6-й - шпик свиней, выращенных на обычных рационах; в качестве белкового компонента в 5-й и 6-й группах использовали обезжиренный творог. Корм животным давали вволю, доступ к воде был свободным.
Результаты исследования показали, что уровень СМ-254 в сыворотке крови крысят 2-й и 4-й групп оказался достоверно выше, чем в контрольной на 17,86 % и 39,47 соответственно, в 3-й, 5-й и 6-й группах отмечалось снижение этого показателя на 13,04; 4,35 и 17,39 %. Отмечено достоверно большее содержание СМ-280 во 2-й, 3-й, 4-й и 5-й группах, превышавшее этот показатель в контроле на 20,0; 4,0; 52,94; 30,4 %, только в 6-й группе наблюдалось снижение показателя на 8,25 % (р > 0,05). Коэффициент распределения СМ во всех группах имел тенденцию к снижению и составил
достоверную разницу с контролем в 3-й, 4-й, 5-й и 6-й группах, соответственно, на 17,0; 25,0; 24,0 и 13,0 %.
Таким образом, результаты нашего исследования позволяют предполагать, что введение в рацион крысятам мяса свиней, выращенных с использованием БВМД, усиливает обменные процессы, приводящие к повышению содержания в сыворотке продуктов белкового и нуклеопротеидного распада. Однако сохранение соотношения СМ-254/СМ-280 на уровне соответствующем животным контрольной группы даёт основание говорить, что изменения метаболических процессов не сопровождаются напряжением обмена, а следовательно не нарушают баланса в системах гомеостаза. Введение в рацион сала свиней, получавших при скармливании и обычный рацион, и рацион с включением БВМД, привело к разным изменениям изучаемого показателя. Мы предполагаем, что это связано с различным содержанием в сале животных ПНЖК, являющихся наиболее доступным субстратом для свободнорадикального окисления. Самые значительные изменения отмечались у животных получавших в качестве источника белка БВМД ПРОВИМИ. Снижение коэффициента распределения СМ на 25 % по сравнению с контрольной группой животных указывает на напряжение систем метаболизма, сопровождающееся усиленным образованием продуктов полураспада белкового и нуклеопротеидного обмена. Очевидно, более сложные метаболические перестройки связаны с малой доступностью субстратов данной добавки для ферментной системы крыс, так как используемая кормовая добавка имеет высокую видовую специфичность.
Литература
1. Абрамян P.P. // Тр. 3-й межвуз. междунар. конф. молодых ученых, специалистов и студентов. 26 марта 2004. С. 15-16.
2. Бурмистров С.О. и др. // Клин, лабораторная диагностика. 2001. № 6. С. 10-12.
3. Копытова Т.В. и др. //Клин, лабораторная диагностика. 2000. № 1. С. 14-16.
4. МалаховаМ.Я. и др. //Лабораторное дело. 1987. № 3. С. 224-227.
Донской государственный аграрный университет 6 июля 2004 г.