Научная статья на тему 'Особенности гражданской правоспособности публично-правовых образований'

Особенности гражданской правоспособности публично-правовых образований Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3211
349
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО / ГРАЖДАНСКАЯ ПРАВОСПОСОБНОСТЬ / PUBLIC LEGAL EDUCATION / LEGAL ENTITY / LEGAL CAPACITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рой Анастасия Александровна

В статье исследуется вопрос об особенностях гражданской правоспособности публичноправовых образований и установлении их специальной правоспособности, изучению схожих и отличительных черт публично-правовых образований и юридических лиц с целью доказывания целесообразности создания нового вида правоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF CIVIL LEGAL CAPACITY OF PUBLIC LEGAL ENTITIES

The article investigates the peculiarities of civil legal capacity of public entities and the establishment of their special standing. The study of similar and distinctive features of public law entities and legal entities, with the aim of proving the feasibility of establishing a new type of standing.

Текст научной работы на тему «Особенности гражданской правоспособности публично-правовых образований»

10 См.: Розанов И.С. Административно-правовые режимы по законодательству Российской Федерации, их значение и структура // Государство и право. 1996. № 9. С. 84.

11 См.: Щеголева А.В. Правовой режим недвижимости как объекта гражданских прав: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2006.

12 См.: КущенкоВ.В. Правовой режим недвижимости: проблемы и пути их решения // Законодательство и экономика. 2006. № 10.

13 Алексеев В.А. Недвижимое имущество: государственная регистрация и проблемы правового регулирования. М., 2007. С. 3-4.

14 См.: ШеметоваН.Ю. Недвижимость: трансформация из социальной категории в правовую // Адвокат. 2014. № 7. С. 57-62.

15 См.: Рысаков А.С. Правовое регулирование обеспечения правомерности и законности сделок с недвижимостью. URL: http://www.allpravo.ru/diploma/doc21p5/instrum6277/ (дата обращения: 01.10.2015).

16 См.: Дмитриев М.А. Комплексы недвижимого имущества как объекты гражданских прав: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2011. С. 19-21.

17 См. ст. 131 Гражданского кодекса РФ (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. от 29 июня 2015 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1994. № 32, ст. 3301; 2015. № 27, ст. 4001.

18 См. ч. 2 ст. 555 Гражданского кодекса РФ (часть первая).

19 См. п. 2 ст. 27 Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ (в ред. от 5 октября 2015 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 44, ст. 4147; 2015. № 41, ч. II, ст. 5631.

20 См. ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (в ред. от 13 июля 2015 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 12, ст. 1024; 2015. № 29, ч. I., ст. 4359.

21 См. ст. 1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в ред. от 29 июня 2015 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. № 30, ст. 3594.

22 См. ч. 1 ст. 234 Гражданского кодекса РФ (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ.

А.А. Рой

ОСОБЕННОСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ПРАВОСПОСОБНОСТИ ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

В статье исследуется вопрос об особенностях гражданской правоспособности публично-правовых образований и установлении их специальной правоспособности, изучению схожих и отличительных черт публично-правовых образований и юридических лиц с целью доказывания целесообразности создания нового вида правоспособности.

Ключевые слова: публично-правовые образования, юридическое лицо, гражданская правоспособность.

А.А. Roi

FEATURES OF CIVIL LEGAL CAPACITY OF PUBLIC LEGAL ENTITIES

The article investigates the peculiarities of civil legal capacity of public entities and the establishment of their special standing. The study of similar and distinctive features of public law entities and legal entities, with the aim of proving the feasibility of establishing a new type of standing.

Keywords: public legal education, legal entity, legal capacity.

При употреблении понятия «публично-правовые образования» гражданское законодательство традиционно подразумевает Российскую Федерацию, субъекты РФ: республики, края, области, города федерального значения, автономные

© Рой Анастасия Александровна, 2016

Аспирант кафедры гражданского и семейного права (Саратовская государственная юридическая академия)

области, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования.

Согласно п. 1 ст. 124 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) закрепляется положение о том, что Российская Федерация и иные публично-правовые образования выступают в гражданских правоотношениях на равных началах с иными участниками этих отношений — гражданами и юридическими лицами1. В п. 2 ст. 124 ГК РФ устанавливается определение гражданской правоспособности указанных субъектов по аналогии с нормами, регулирующими участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, делая оговорку, что если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов. Таким образом, законодатель отождествляет публично-правовые образования с коммерческими юридическими лицами, одновременно признавая, что данные образования имеют свои отличительные особенности, абсолютно отличные от других участников гражданских правоотношений.

С одной стороны, позиция законодателя становится ясной в случае, если мы обратимся к рассмотрению признаков юридического лица и публично-правовых образований. Позитивное право позволяет определить следующие признаки субъектов гражданского права:

1) организационное единство;

2) имущественная обособленность;

3) выступление от своего имени, своей волей и в собственном интересе в гражданском обороте и процессуальных отношениях;

4) самостоятельная имущественная ответственность.

Вполне логично, что законодатель отождествляет этих участников граждан- | ских правоотношений. С другой стороны, не стоит забывать о том, что граж- и данскую правоспособность публично-правовых образований составляют такие с элементы, которые ни физическим, ни юридическим лицам абсолютно не при- о надлежат, а именно: публично-правовые образования могут быть собственниками к любых вещей, включая вещи, которые могут принадлежать лишь определен- о

с

ным участникам оборота либо совершение сделок с которыми допускается по а специальному разрешению; государственные образования вправе приобретать в

е

имущество на праве собственности по особым основаниям; в частную собствен- о

ность имущество государственных образований переходит путем приватизации; р

право на создание унитарных предприятий имеют лишь публично-правовые |

образования. к

Следует отметить, что не к каждому юридическому лицу может применяться а

положение об учредительном документе (ст. 52 ГК РФ в ред. Федерального закона |

от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ). Быть учрежденным одним лицом может не каждое и

юридическое лицо, далеко не каждое юридическое лицо выступает субъектом №

права преобразования, для некоторых из них установлены специальные осно- 1

вания, а также порядок ликвидации и т.п. )

Соответственно к публично-правовым образованиям не предоставляется воз- 6 можным применить многие нормы, регламентирующие правовое положение юридических лиц. К таким следует отнести положения о создании юридического лица, его реорганизации и ликвидации, а также их учредительных документах, отношениях с учредителями, государственной регистрации и др. В отношении последнего необходимо указать, что муниципальные образования подлежат

государственной регистрации, равно как и их уставы, а публично-правовые об- 97

разования, такие как Российская Федерация и субъекты РФ в государственной регистрации не нуждаются. Так как факт их существования является общеизвестным и закреплен в Конституции РФ, то регистрация «самих себя» по сути является абсолютно не нужной формальностью. Что касается иностранных государств, то в их регистрации нет смысла, поскольку ее заменой служит акт международного признания государства. В связи с этим следует поговорить о специальной правоспособности публично-правовых образований, которая будет отличаться и ни в коем случае не приравниваться как к правоспособности граждан, так и к правоспособности коммерческих юридических лиц.

В научной литературе высказываются мнения, согласно которым публично-правовые образования следует наделить специальной правоспособностью. Так, в большом юридическом словаре делается оговорка о том, что публично-правовые образования имеют право осуществлять только ту деятельность, которая им разрешена по закону и согласно учредительным документам — это специальная правоспособность2.

В понимании Е.А. Суханова гражданская правоспособность Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований представляется как специальная, в силу чего он объединяет их общим термином «публично-правовые образования», которым принадлежат лишь те права и обязанности, соответствующие целям их деятельности и публичным интересам.

Ряд авторов, включая А.А. Иванова и Ю.К. Толстого, обозначают гражданскую правоспособность государства как целевую в силу того, что она вытекает из той функции носителя публичной власти, которую государство выполняет в з интересах всего общества.

? Н.А. Ковалева и А.Х.-И. Шатуева предлагают для устойчивости гражданского

3 и экономического оборота, а также в целях поддержания публичных функций » обозначить особую гражданскую правоспособность за публично-правовыми об-I разованиями, выведя ее непосредственно из их публичных функций, которые | будут иметь совершенно другое содержание, отличное от общей и специальной ! правоспособности3.

§ Существует и другая позиция по данному вопросу. Например, В.Е. Чиркин

ф

| считает, что юридическое лицо представляет собой наиболее общее понятие, | которое включает в себя юридическое лицо частного и публичного права. Термин публично-правовое образование понимается в широком смысле, а не так, | как это оговорено в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ | от 22 июня 2006 г. № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» (в ред. от 26 февраля 2009 г.)4. В.Е. Чиркин предлагает ввести понятие «юридическое лицо публич-§ ного права». При этом данное понятие не имеет ничего общего с публичным § обществом, предусмотренным теперь ст. 66.3 ГК РФ. Изначально он выделяет | 12 особенностей юридического лица публичного права, определяя их наибо-| лее существенными, которые впоследствии легли в основу определения этого понятия. Основной целью юридического лица публичного права, по мнению В.Е. Чиркина, представляется выполнение дел для общественного блага. Соответственно, по его мнению, выходит, что таким лицом может быть любое и не обязательно юридическое.

Юридическое лицо публичного права В.Е. Чиркиным представляется как 98 признанное публичной властью некоммерческое образование, вступающее

в правоотношения в различных организационно-правовых формах с целью общего блага и путем законного применения публичной власти, обладающее имуществом, имеющее права и обязанности и несущее ответственность за свои правовые акты и действия.

Указанное выше понятие юридического лица публичного права по факту не имеет собственного содержания, не позволяет раскрыть и уяснить его сущность, представляя собой лишь классический случай увеличения терминов без какой-либо необходимости. Сам В.Е. Чиркин не отрицает этого, говоря, что предложенный им термин ведет к тому, что каждое юридическое лицо может иметь и частноправовые, и публично-правовые свойства5.

Представляется, что появление этого термина не позволит разрешить круг вопросов, стоящий в отношении гражданской правоспособности публично-правовых образований, а лишь усугубит их положение на сегодняшний день. Поэтому введение в науку применительно к публично-правовым образованиям нового термина — юридическое лицо публичного права, как это рекомендует, например В.Е. Чиркин, не представляется целесообразным.

Таким образом, в ГК РФ не выделяется специальная гражданская правоспособность публично-правовых образований. Тем самым появляются различные точки зрения по вопросу гражданской правоспособности данных участников. Одни считают, что ее необходимо особо выделять, а другие — нет. И все же в специальную гражданскую правоспособность следует включить способность иметь права и нести обязанности, которые в силу их особенностей или прямого указания закона не могут принадлежать другим категориям участников гражданского оборота — гражданам и коммерческим юридическим лицам, т.к. лишь Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования должны быть наделены специальной гражданской правоспособностью.

Представляется целесообразным внести изменения в п. 2 ст. 124 ГК РФ, дополнив его следующим положением: «Специальная гражданская правоспособность признается за участниками, указанными в пункте первом данной статьи, состоящей в возможности этих участников иметь права, которые в силу их особенностей или прямого указания закона не могут принадлежать иным категориям участников гражданского оборота».

Выделение в ГК РФ специальной гражданской правоспособности публично-правовых образований разрешит ряд вопросов, касающихся рассмотрения проблемы, поскольку они будут закреплены на законодательном уровне.

1 См.: Гражданский кодекс РФ. Часть первая (в ред. от 1 июня 2015 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1994. № 32, ст. 3301; 2015. № 42, ст. 2304.

2 См.: Большой юридический словарь / под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2001.

3 См.: Ковалева Н.А., Шатуева А.Х.-И. К вопросу о гражданской правоспособности государства и иных публично-правовых образованиях // Вестник Бурятского государственного университета. 2010. № 2.

4 Бюллетень Верховного Суда РФ. 2006. № 8; 2009. № 17.

5 См.: Чиркин В.Е. Юридическое лицо публичного права. М., 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.