2. Razhabov B. Voprosy ocenki dokazatel'stv v ugolovnom processe // Problemy sovremennoj nauki i obrazovaniya. Yuridicheskie nauki. 2019. №2 1 (134). S. 69-74.
3. Kapustina L.K. Sub"ekty ocenki dokazatel'stv // Leningradskij yuridicheskij zhurnal. 2018. №2 4(54). S. 165-172.
4. Suharev A.Ya. Bol'shoj yuridicheskij slovar' // http://law.niv.ru/doc/dictionary/big-legal/fc/slovar-206-4.htm#zag-4437 (data obrashcheniya: 14.01.2024).
5. Andreeva O.I., Nazarov A.D., Stojko N.G., Tuzov A.G. Ugolovnyj process: uchebnik dlya bakalavriata yuridicheskih vuzov. Rostov n/D: Feniks, 2015. 445 s.
6. Rossinskij S.B. Ugolovnyj process Rossii: kurs lekcij. 2-e izd., ispr. i dop. M.: Eksmo, 2008. 576 s.
7. Kudryavceva A.V., Syskov V.L. Dokazatel'stvennaya deyatel'nost' suda pervoj instancii po ugolovnym delam. M.: Izd-vo «Yurlitinform», 2007. 256 s.
8. Konstituciya Rossijskoj Federacii: prinyata vsenarodnym golosovaniem 12 dekabrya 1993 goda : s izmeneniyami, odobrennymi v hode obshcherossijskogo golosovaniya 1 iyulya 2020 goda // Konsul'tantPlyus
9. Aleksandrov A.S., Frolov S.A. Otnosimost' ugolovno-processual'nyh dokazatel'stv: monografiya. N. Novgorod: Nizhegorodskaya pravovaya akademiya, 2011. 176 s.
10. Frolov S.A. Svojstvo otnosimosti ugolovno-processual'nyh dokazatel'stv: problemy teorii i praktiki. Avtoreferat dis. ... kand. yurid. nauk. N. Novgorod, 2008.
11. Fiskevich S.V. Ocenka dokazatel'stv pri proizvodstve v sude s uchastiem prisyazhnyh zasedatelej. Diss. ... kand. yurid. nauk. Krasnodar, 2016.
12. Mashovec A.O., Ivanov D.S. Osobennosti ocenki dokazatel'stv pri proizvodstve v sude s uchastiem prisyazhnyh zasedatelej // Vestnik YuUrGU. Seriya «Pravo». 2021. №1. S. 30-36.
13. Kutuev E.K. Ugolovno-processual'noe pravo (Ugolovnyj process): Uchebnik dlya vuzov: 2-e izd., pererab. i dop. SPb.: Fond «Universitet», 2019. 583 s.
14. Andreeva O.I., Pisarevskij I.I. Obosnovannost' i motivirovannost' prigovora: monografiya. Krasnoyarsk: Sib. feder. un-t, 2020. 260 s.
15. Otchet o rabote sudov obshchej yurisdikcii po rassmotreniyu ugolovnyh del po pervoj instancii za 2022 god // Sudebnyj departament pri Verhovnom Sude Rossijskoj Federacii: oficial'nyj sajt. Moskva, 2024. URL: http://cdep.ru/userimages/Statistika_2022_godovaya/F1-svod_vse_sudy-2022.xls (data obrashcheniya: 17.01.2024)
ГУСЕВА МАРГАРИТА СЕРГЕЕВНА - магистрант Юридического института, Сибирский федеральный университет (mguseva03@gmail. com).
ПИСАРЕВСКИИ ИЛЬЯ ИГОРЕВИЧ - кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики, Юридический институт, Сибирский федеральный университет ([email protected]). GUSEVA, MARGARITA S. - master's degree student of the Law Institute, Siberian Federal University ([email protected]). PISAREVSKIY, ILYA I. - Ph.D. in Law, Associate Professor of the Department of Criminal Procedure and Criminalistics, Law Institute, Siberian Federal University ([email protected]).
ЧАСТНО-ПРАВОВЫЕ НАУКИ
УДК 347.1 DOI: 10.24412/2411-2275-2024-1-138-145
вильданова м.м. особенности гражданско-правовых сделок с энергоресурсами
на организованных торгах
Ключевые слова: биржа, организованные торги, биржевые сделки, правила организованных торгов, участник торгов, посредник, брокер, допуск к торгам, реестр сделок, поставка товара, энергоносители, нефть, нефтепродукты, газ, уголь
В статье автор рассматривает порядок заключения сделок с энергоресурсами (нефтью, нефтепродуктами, газом, углем) на организованных торгах, необходимость совершенствования применения биржевых инструментов, процедуру осуществления контроля за нестандартными сделками и особенности исполнения заключенных биржевых договоров, в том числе поставку товаров с участием операторов товарных поставок. Анализируя российское законодательство, регулирующее биржевую торговлю и ее особенности на товарных рынках, автор обращает внимание на необходимость разработки биржевых и внебиржевых индикаторов цен на энергоносители, которые являются важным элементом формирования конкурентной среды в ведущих отраслях промышленности и направлены на обеспечение справедливого расчета налогов.
VILDANOVA, M.M.
EXCHANGE INTERMEDIARIES IN COMMODITIES AND FINANCIAL MARKETS IN RUSSIA
Key words: exchange, organized trading, exchange transactions, rules of organized trading, trading participant, intermediary, broker, admission to trading, register of transactions, delivery of goods, energy resources, oil, petroleum products, gas, coal
In this article, the author examines the procedure for concluding transactions with energy resources (oil, petroleum products, gas, coal) at organized trading, the need to improve the use of exchange instruments, the procedure for monitoring non -standard transactions and the specifics of execution of concluded exchange contracts, including the supply of goods with the participation of commodity supplies operators. Analyzing Russian legislation regulating exchange trading and its features in commodity markets, the author draws attention to the need to develop exchange and over-the-counter energy price indicators, which are an important element in creating a competitive environment in leading industries and are aimed at ensuring fair calculation of taxes.
После распада СССР на законодательном уровне в России регулировались особенности деятельности только товарных бирж [1]. Биржи должны были получить лицензии в Комиссии по товарным биржам при Государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. В правилах бирж определялись: порядок
проведения биржевых торгов, которые осуществлялись в форме гласных публичных торгов; порядок регистрации и учета биржевых сделок; меры контроля над процессом ценообразования; виды сделок, в том числе сделки, связанные с передачей прав и обязанностей в отношении реального товара, опционные, фьючерсные и иные сделки с биржевым товаром, предусмотренные правилами торговли бирж. В этот период времени были созданы первые расчетные учреждения (клиринговые центры), которые взимали взносы, гарантирующие исполнение биржевых сделок; осуществляли в установленном порядке кредитование и иные функции, направленные на гарантирование совершения сделок и обеспечение возмещения ущерба при неисполнении обязательств по заключенным сделкам.
Первые сделки на оптовом рынке природного газа были заключены в ноябре 2006 г. на электронной торговой площадке ООО «Межрегионгаз» (в настоящее время ООО «Газпром межрегионгаз»), где проводились торги газом в порядке эксперимента [2], что по сути положило развитию биржевой торговли. Было также заключено несколько сделок на НП «Межрегиональная биржа нефтегазового комплекса», но они носили фрагментарный характер, поэтому биржевая деятельность этого юридического лица была довольно быстро прекращена. Таким образом, в указанный период времени не произошло перехода к реализации газа и нефтепродуктов на не регулируемые государством цены, формируемые с использованием биржевых технологий. Это было связано, видимо, с несовершенством регулирования деятельности бирж и проблемами программно-технического обеспечения совершения сделок.
21.11.2011 г. был принят Федеральный закон от № 325 - ФЗ «Об организованных торгах» (далее - Закон № 325), направленный на унификацию правового регулирования деятельности бирж и введение единых требований к торгам вне зависимости от вида торгуемых инструментов. В Законе № 325 были определены основы государственного регулирования биржевой деятельности и установлено единообразие основных понятий организованных торгов на товарном и финансовом рынке.
С введением в действие Закона № 325 - ФЗ начался процесс совершенствования ценообразования на российском рынке энергоносителей (нефти, нефтепродуктов, угля и газа).
Со временем в биржевом бизнесе был выработан механизм заключения договоров, расчета по обязательствам и обеспечения поставки товаров. Договоры совершаются в системе электронных торгов, в которой в режиме реального времени обеспечиваются как проведение торгов, так и обработка их результатов. При последовательном взаимодействии биржи и клиринговой организации осуществляется расчет обязательств по заключенным на торгах договорам и их оплата через расчетную организацию. Кроме того, создан институт операторов товарных поставок, направленный на обеспечение исполнения обязательств по заключенным биржевым договорам.
Безусловными плюсами биржевой торговли являются упорядочивание ценообразования на рынке энергоносителей при помощи биржевых инструментов и установление единых условий участия в торгах. Создается также возможность торгов не только товарами, но срочным контрактами, что во многом обеспечивает стабилизацию цен на сырье в периоды их резкого колебания.
В настоящее время Акционерное общество «Санкт-Петербургская Международная Товарно-сырьевая Биржа» (далее - СПбМТСБ или биржа), многопрофильная товарная биржа, на основе биржевых сделок, делает ежедневный расчет и публикацию значений таких индексов, как индексы для рынка природного газа, сжиженного углеводородного газа (СУГ), бензина Регуляр-92, мазут, топливо для реактивных двигателей и др. Ведется работа по развитию индикаторов рынка нефти. Полученный ценовой индикатор планируется использовать для развития рынка фьючерсов на экспортную нефть.
Правительством Российской Федерации в целях совершенствования ценообразования на российском рынке утвержден «Национальный план («дорожная карта») развития конкуренции в Российской Федерации на 2021-2025 гг.» [3], согласно которому важными задачами являются создание в России соответствующего международным стандартам биржевого рынка, а также обеспечение условий для реализации товаров на экспорт на российских биржах за рубли. Во исполнение плана принят Приказ Федеральной антимонопольной службы от 25.11.2021г. № 1307/21 «Об утверждении Плана ФАС России по реализации Национального плана ("дорожной
карты") развития конкуренции в Российской Федерации на 2021 - 2025 годы, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.09.2021 N 2424-р» [4].
Согласно указанным документам к 31.12.2025 г. предполагается создание ликвидных биржевых и внебиржевых индикаторов цен на энергоносители в целях повышения эффективности применения налогового и бюджетного регулирования. Речь идет не только о создании новых индикаторов, но и о продолжении формирования таких национальных индикаторов, как индикаторы цен на нефть, которые имеют не только экономическое, но и геополитическое значение. Теперь во главу угла поставлен приоритет внутреннего рынка и необходимо совершенствовать законодательство Российской Федерации для увеличения количества участников биржевых торгов, вовлечения новых товаров в сферу торгов, а также расширения деятельности на пространстве ЕЭС.
Выполнение плана сегодня приобретает большую актуальность, поскольку до недавнего времени российские биржевые площадки пользовались зарубежными данными, включая иностранные товарные индексы, а в связи с введением санкций недружественными странами данный процесс приостановился. Для экономики требуется создание национальных ценовых индексов и индикаторов цен на товары для расчета налогов, пошлин и сборов.
Термины «индикатор» и «индекс» близки, но не идентичны. Если под «индикатором» понимается сам показатель какого-либо явления в экономике, то «индекс» - это совокупность соответствующих показателей. Это не только лингвистическое толкование терминов. В экономической литературе также представлено общее понимание данного вопроса [5].
В отношении индикаторов рыночных цен, формируемых на бирже, можно сделать акцент на том, что это математические алгоритмы, рассчитывающие определенные показатели на основе статистических данных. Индексами же скорее можно считать показатель совокупной средней цены, полученный исходя из ряда индикаторов. В нормативных правовых актах пока отсутствует регламентация данных процессов, но было полезно в ближайшее время восполнить это пробел.
Сейчас на биржевых торгах представлены не все товарные рынки. В настоящий момент идет работа по подготовке законопроекта, который предоставит право Правительству Российской Федерации устанавливать минимальные объемы биржевых продаж на ключевые группы товаров, что будет способствовать формированию ценовых индикаторов на рынках.
Биржа регистрирует не только биржевые договоры, но и осуществляет расчет внебиржевых ценовых индикаторов на основании представленной информации о внебиржевых сделках. Биржевые и внебиржевые индикаторы должны создать прочную основу национальной системы индикаторов товарного рынка, развитие которой является важным элементом формирования конкурентной среды в экономике России. В целях обеспечения создания национальных рыночных индикаторов товарного рынка целесообразно расширить в нормативных правовых актах перечень товаров, в отношении которых биржам предоставляется информация о внебиржевых договорах [6].
В связи с вышеуказанным на сегодняшний момент необходимо проведение анализа правового регулирования заключения сделок на биржевых торгах, на которых обеспечивается анонимность сделок и прозрачность ценообразования.
Для того, чтобы стать участником торгов и заключать сделки на бирже необходимо получить допуск к участию в торгах. Как правило, на бирже принимаются правила допуска к организованным торгам или такие правила становятся неотъемлемой частью правил проведения организованных торгов. В соответствии с указанными документами организатор торговли осуществляет проверку кандидатов на соответствие требованиям законодательных актов и правил биржи, а также проводит их регистрацию. Правила организованных торгов предусматривают возможность установления различных групп (категории) участников торгов с учетом их участия в разных секциях биржи, но при этом одинаковых для участников одной секции.
С биржей должен быть заключен договор об оказании услуг по проведению организованных торгов, а также договор об оказании услуг по предоставлению участнику торгов программно-технических средств для доступа с удаленного рабочего места участника торгов к программно-техническому комплексу биржи. В указанном договоре между биржей и участником торгов регулируются права и обязанности сторон в целях обеспечения участнику торгов технической возможности заключения договоров на торгах. Участникам торгов также
оказываются информационные услуги, в том числе, предоставляется информация по индексам и индикаторам; информация, связанная с ведением реестра внебиржевых договоров; а также информация по прогнозам: по показателям валют и ставок, по показателям международных товарно-сырьевых инструментов и т.д. Оплата по договорам осуществляется в соответствии с тарифным сборником.
Поскольку организованные торги энергоносителями в основном проводятся на СПбМТСБ, то в настоящей статье анализируются документы и деятельность этой биржи. В частности, на бирже к участию в торгах допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели. Если заключение договоров с определенным товаром в секциях биржи связано с осуществлением участником торгов лицензируемого вида деятельности, то участник торгов может быть допущен к участию в торгах таким товаром от своего имени и за свой счет только при наличии необходимой лицензии. При допуске кандидатов на биржу проводится первичная идентификация клиентов, а принцип «Знай своего клиента» реализуется на протяжении всего обслуживания клиентов биржи при заключении биржевых договоров для анализа уровня риска вовлеченности в проведение подозрительных операций и нестандартных сделок.
Для заключения договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, к участию в биржевых торгах в секции срочного рынка могут быть допущены Банк России, Федеральное казначейство, управляющие компании инвестиционных фондов, центральный контрагент, дилеры, брокеры и иные лица, указанные в Законе № 325.
Иногда возникают вопросы, связанные с возможностью использования в биржевой практике опыта применения системы предквалификацонных процедур в сфере закупок товаров, работ и услуг для отдельных видов юридических лиц [7] и для государственных и муниципальных нужд [8], целями которых являются развитие добросовестной конкуренции и предупреждение и исключение рисков неисполнения договоров. Критериями такого отбора могут являться: наличие опыта работы в данной области; деловая репутация, наличие необходимого программно-технического оборудования, сведения о судебных процессах и т.д.
Однако закупочные процедуры несколько отличаются от организованных торгов. При допуске к торгам на бирже подобные процедуры невозможны, поскольку договор об оказании услуг по проведению торгов носит характер публичного договора. Такой договор подлежит заключению с любым соискателем. Однако соответствующие процедуры возможны при допуске лиц, получивших статус участников торгов биржи, к работе в конкретных товарных секциях. К примеру, в секции «Нефтепродукты» СПбМТСБ установлены дополнительные требования для допуска и включения в Список участников торгов, совершающих сделки в интересах и за счет других лиц: предоставление годовой бухгалтерской отчетности; информации о судебных спорах со своими клиентами по биржевым договорам и др. [9]. Указанные документы участников торгов для раскрытия подлежат раскрытию на сайте биржи.
Биржевые договоры могут заключаться только в отношении товара, допущенного к организованным торгам. Так, в спецификации секции «Нефтепродукты» дается перечень товаров: бензины автомобильные реактивное топливо, дизельные топлива, мазуты топочные, парафино-восковая продукция, битумы нефтяные, бензол и др.
Согласно Общим условиям договоров поставки, заключаемых в Секции «Нефтепродукты», являющимся приложением к правилам [10], товар может поставляться на условиях «франко-вагон станция отправления», «франко-резервуар», «самовывоз автомобильным транспортом» «самовывоз железнодорожным транспортом», «франко-пункт отправления», «франко-борт», «франко-борт пункт назначения» и т.д. В правилах и спецификации описываются условия перехода права собственности, права и обязанности сторон, ответственность при поставке и детализируются особенности поставки на указанных выше базисах поставки (местах доставки товара).
Например, такой базис поставки как «франко-вагон станция отправления» означает доставку биржевого товара поставщиком до железнодорожной станции, являющейся станцией отправления, с организацией поставщиком от своего имени, но за счет покупателя транспортировки товара до железнодорожной станции назначения, указанной покупателем. При этом право собственности на товар и риск случайной гибели переходят от поставщика к покупателю в момент сдачи товара перевозчику. В цену товара включается стоимость всех
дополнительных услуг, которые связаны с наливом товара в железнодорожную цистерну. Остальные услуги, связанные с доставкой товара, должны быть оплачены покупателем сверх цены на товар и т.д.
Это стандартизированные торговые термины, которые биржа многие годы использует для определения условий поставки товара. По сути здесь можно провести аналогию с ИНКОТЕРМС (Международными коммерческими условиями), т.е. набором стандартизированных международных торговых терминов, вводимых в международных торговых сделках для определения ответственности сторон. Правда, следует заметить, что правила биржи содержат более детальное описание условий доставки и транспортировки.
В биржевых документах определяются порядок и условия проведения торговых сессий, в течение которых осуществляются подача заявок и заключение договоров. Участники торгов вправе подавать безадресные и адресные заявки. В соответствии с Положением Банка России от 17.10.2014 г. № 437-П «О деятельности по проведению организованных торгов» «безадресной заявкой признается заявка, которая адресована (информация о которой раскрывается) неограниченному кругу участников торгов (всем участникам торгов), в том числе в случае, когда в соответствии с правилами организованных торгов на основании такой заявки договор заключается с участием центрального контрагента. Все иные заявки признаются адресными» [11].
Зафиксированной заявкой (поданной заявкой) считается электронный документ, направленный участником торгов в систему электронных торгов, содержащий предложение и (или) его принятие о заключении одного или нескольких договоров на торгах. Электронный документ должен быть подписан усиленной неквалифицированной подписью и простой электронной подписью. Усиленная неквалифицированная подпись, зарегистрированная в системе электронных торгов, введена на бирже с целью обеспечения конфиденциальности и целостности при доставке заявок на биржу в сети Интернет. Простая электронная подпись, соответствующая сертификату ключа проверки, служит для идентификации к системе электронных торгов биржи.
В статье 18 Закона № 325 определено, что «договор на организованных торгах заключается на основании двух зарегистрированных разнонаправленных заявок, полное или частичное соответствие которых друг другу установлено и зафиксировано в реестре договоров» [12]. При этом составления письменного договора не требуется, а его заключение подтверждается выпиской из реестра, который ведется на бирже.
На срочном рынке часто участником торгов бывает центральный контрагент, который становится между сторонами договора с использованием инструмента, торгуемого на организованном рынке, т.е. выступает покупателем по отношению к каждому продавцу и продавцом каждого покупателя относительно торгуемых инструментов. Договор совершается без подачи заявок и запись о заключении вносится в реестр договоров, выписка из которого свидетельствует о его заключении. Не требуется также составления единого документа, подписанного сторонами, а простая письменная форма договора является соблюденной.
На биржевых торгах довольно часто заявки подаются через брокеров. Брокерский договор содержит многоаспектное регулирование. В нем не только определяются права и обязанности брокера и клиента, но и «устанавливаются особенности взаимодействия между участником торгов или его клиентом и контрагентом по заключаемым договорам» [13, с. 156]. При возникновении конфликта интересов брокера и его клиента, о котором клиент не был уведомлен до получения брокером соответствующего поручения, и привел к причинению клиенту материального ущерба, такой ущерб подлежит обязательному возмещению брокером. Широко распространена практика предоставления брокером клиенту в заем денежные средства под процент в целях обеспечения исполнения принятых обязательств по биржевым договорам.
При проведении торгов торгах важна роль маклера, который осуществляет подготовку, запуск и выключение системы электронных торгов, управляет процессами проведения торгов, осуществляет приостановку, возобновление и прекращение торгов.
По обязательствам, возникшим из договоров, заключенных на организованных торгах на основании хотя бы одной из заявок, являющейся безадресной заявкой, должен быть осуществлен клиринг, который, как указано в законе, состоит в «определении подлежащих исполнению обязательств, возникших из договоров, в том числе в результате осуществления неттинга
обязательств» [14]. Под неттингом понимается полное или частичное прекращение обязательств путем их зачета.
Для обеспечения предоставления клиринговых услуг участник торгов должен заключить с клиринговой организацией договор, согласно которому ему оказываются клиринговые услуги, а участник торгов (ставший участником клиринга) обязуются оплачивать оказанные услуги. Важнейшая функция клиринговой организации заключается в проверке наличия денежных средств для потенциальных расчетов по заключаемым сделкам. До допуска в систему торгов каждая заявка проверяется клиринговой организации и в систему электронных торгов не проходят необеспеченные или недостаточно обеспеченные заявки. Гарантирование исполнения обязательств по договорам было и остается важным для успешной деятельности не только отдельных контрагентов по сделкам, но и биржи в целом.
Изменение условий договора, заключенного на бирже, после проведения торгов допускается только в случаях, предусмотренных документами биржи, и не должно противоречить правилам и нормам российского законодательства. При этом цена товара должна оставаться неизменной, т.е. зафиксированной на организованных торгах.
Вместе с тем, в настоящее время в секции «Энергоносители» СПбМТСБ, в которой осуществляются организованные торги энергетическим углем, действует новая модель торгов с пересчетом цены биржевого договора по качеству фактически поставленного товара. Такая модель создана для товаров с изменяющимися качественными характеристиками. В правилах дается определение «допустимого качества» товара, из которого следует, что в зависимости «от качества товара осуществляется дисконтирование сформированной на биржевых торгах цены согласно формуле и условиям, установленным в правилах, если фактическое качество товара, поставленного по биржевому договору, отличается от нормативного, но соответствует допустимому» [15]. Поскольку в правилах предусмотрен порядок расчета цены, и стороны об этом договариваются во время биржевых торгов, то несмотря на то, что подобные формулировки не являются стандартными для договоров поставки, они не могут повлечь признания таких договоров недействительными.
Напротив, вызывают определенные сомнения указания в правилах СПбМТСБ на то, что «отгрузка товара сверх количества, указанного в выписке из реестра договоров и/или в реквизитной заявке на поставку товара, не является нарушением со стороны поставщика и не влечет его ответственность перед покупателем, если это связано с полной загрузкой транспортного средства» [15]. При этом покупатель обязан принять и оплатить товар в ином количестве, чем это предусмотрено в договоре и в выписке из реестра биржи в случае, когда это связано с полной загрузкой транспортного средства. Поскольку происходит изменение количества товара по биржевому договору, и договор не позволяет определить количество подлежащего передаче товара, а также отсутствуют какие-либо формулы расчетов, то нельзя исключить обжалования контрагентами по договорам этих положений ввиду их несоответствия статьям 454 и 465 Гражданского кодекса Российской Федерации и соответственно квалификации такого договора, как незаключенного. Окончательная цена по таким договорам не может квалифицироваться как биржевая.
Баланс интересов продавцов, покупателей и потребителей биржевых товаров во многом зависит от соблюдения условий поставок таких товаров. Как обоснованно отмечено В.В. Романовой В.В., «для надлежащих расчетов за поставленные энергетические ресурсы имеют значение достоверные данные учета» [16, с. 7].
В связи с вышеуказанным, следует отметить, что важным правовым статусом обладает оператор товарных поставок (далее - ОТП), который призван осуществлять контроль и учет товарных поставок по обязательствам, допущенным к клирингу. В секции «Газ природный» [17] по поручению продавца газ, реализованный на организованных торгах, от места подключения источника газа (точка входа) к газотранспортной системе ПАО «Газпром» (далее - ГТС) транспортируется до объекта (точка выхода) ГТС, на котором переходит право собственности на газ от продавца к покупателю. Проблема невыборки газа по биржевым договорам существовала до недавнего времени, но в правилах биржи предложен механизм, согласно которому так называемый «балансирующий покупатель» (собственник ГТС), являющийся участником торгов, который обязуется купить невыбранные объемы газа.
В настоящее время функции ОТП выполняют следующие юридические лица, имеющие аккредитацию Банка России и оказывающие услуги по хранению товара, а также по контролю, учету товарных поставок и ведению торговых товарных счетов:
- ПАО «Транснефть» в мелкооптовом сегменте секции «Нефтепродукты» СПбМТСБ;
- ООО «ОТП ТЭК» в секции «Газ природный» СПбМТСБ.
На бирже действуют системы внутреннего контроля и внутреннего аудита для обеспечения прозрачности биржевой торговли и обеспечения прав участников торгов, а также утвержден такой внутренний документ по корпоративному управлению, как Кодекс профессиональной этики участников торгов и их клиентов Акционерного общества «Санкт-Петербургская Международная Товарно-сырьевая Биржа». В кодексе устанавливаются этические принципы, которыми участники торгов и их клиенты должны руководствоваться при заключении договоров и исполнении обязательств по ним. Участники торгов и их клиенты в своей деятельности обязаны исключить злоупотребление правом и ущемление чьих-либо законных интересов; обеспечивать сохранность конфиденциальной информации, о которой им становится известно в связи с участием организованных торгах, и выполнять иные положения кодекса.
Новеллой в кодексе является такое понятие как «недобросовестные торговые практики» [18], т.е. такие действия участников торгов, которые прямо не запрещены законодательством Российской Федерации и документами СПбМТСБ, но совершение которых не соответствует устоявшимся практикам рыночного поведения и направлено на получение преимущественного положения при заключении договоров, совершение которых может повлечь негативные последствия как для сторон по договору, так и всего товарного рынка.
Биржа осуществляет контроль за операциями, осуществляемыми на организованных торгах. В связи с этим ведется мониторинг торгов, в том числе контроль за участниками торгов с использованием автоматизированной системы мониторинга проведения торгов, обеспечивающей бесперебойное и непрерывное отслеживание организатором торговли цен, объемов и иных характеристик. Биржа определяет параметры нестандартных сделок по различным группам товаров и производных финансовых инструментов и устанавливает перечень критериев нестандартных сделок.
В такой перечень могут включаться сделки, совершенные в период открытия торгов от цены закрытия на более, чем на определенный процент, установленный в правилах; сделки с отклонением от технического индекса более, чем на процент, предусмотренный в документах СПбМСТБ и т.д.
При наличии оснований квалифицировать сделку как нестандартную и нарушающую внутренние документы организатора торговли, биржа вправе принять решение о применении мер воздействия к участникам торгов, инициировавшим такую сделку. Бывает ситуация, когда у организатора торговли недостаточно полномочий для принятия таких мер или оказывается противодействие в проверке. При подобных обстоятельствах биржа направляет информацию по нестандартной сделке в Банк России, который в рамках осуществления своих надзорных функций осуществляет проверку деятельности участников рынка с точки зрения соблюдения нормативных правовых актов Российской Федерации и отсутствия угрозы стабильности на товарном рынке.
В завершение стоит отметить, что правила проведения организованных торгов и иные документы СПбМТСБ, которыми, в соответствии с Законом № 325, регулируются особенности, порядок совершения и исполнения договоров с энергоносителями на бирже, по сути, стали источником права в этой области и распространяются не только на участников торгов, их клиентов, но и на неограниченный круг третьих лиц, которым могут уступаться права по биржевым договорам.
Литература и источники
1. Закон Российской Федерации «О товарных биржах и биржевой торговле» от 20.02.1992 г. № 2383-1 // Система КонсультантПлюс
2. Постановление Правительства Российской Федерации № 534 от 02.09.2006 г. «О проведении эксперимента по реализации газа на электронной торговой площадке» // Система КонсультантПлюс
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 02.09.2021г. №2424-р // Система КонсультантПлюс
4. Приказ Федеральной антимонопольной службы от 25.11.2021г. № 1307/21 «Об утверждении Плана ФАС России по реализации Национального плана ("дорожной карты") развития конкуренции в Российской Федерации на 2021 - 2025 годы, утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.09.2021 N 2424-р» // Система КонсультантПлюс
5. https://energypolicy.ru/a-mastepanov-b-chigarev-the-energy-trilemma- mdex-kak-oczenk/energetika/2020/17/21
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 31.05.2023 г. № 892 «Об утверждении Положения о предоставлении информации о заключенных сторонами не на организованных торгах договорах, обязательства по которым предусматривают переход права собственности на товар, допущенный к организованным торгам, а также о ведении реестра таких договоров и предоставлении информации из указанного реестра и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» // Система КонсультантПлюс
7. Федеральный закон от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» // Система КонсультантПлюс
8. Федеральный закон от 05.04.2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». // Система КонсультантПлюс
9. Правила допуска к участию в организованных торгах Акционерного общества «Санкт-Петербургская Международная Товарно-сырьевая Биржа», утвержденные 13.11.2020 г. (протокол №162) // URL: https://spimex.com, дата обращения 12.02.2024 г.
10. Правила проведения организованных торгов в секции «Нефтепродукты» Акционерного общества «Санкт-Петербургская Международная Товарно-сырьевая Биржа», утвержденные 09.02.3023 г. (Протокол № 195) // URL: https://spimex.com, дата обращения 12.02.2024 г.
11. Положение Банка России от 17.10.2014 г. № 437-П «О деятельности по проведению организованных торгов» // Система КонсультантПлюс
12. Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 325 - ФЗ «Об организованных торгах»// Система КонсультантПлюс
13. Вильданова М.М. О биржевых посредниках в России // Право и практика. 2019. № 2.
14. Федеральный закон от 7.02.2011г. № 7 -ФЗ «О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте»// Система КонсультантПлюс
15. Правила проведения организованных торгов в секции «Энергоносители» Акционерного общества «Санкт-Петербургская Международная Товарно-сырьевая Биржа», утвержденные 30.06.2022 г. (Протокол №187) // URL: https://spimex.com, дата обращения 12.02.2024 г.
16. Романова В.В. Предисловие // Энергетические рынки: проблемы и задачи правового регулирования: монография/ под ред. докт. юрид. наук В.В. Романовой. М.: Юрист, 2018. С.
17. Правила проведения организованных торгов в секции «Газ природный» Акционерного общества «Санкт-Петербургская Международная Товарно-сырьевая Биржа», утвержденные 21.02.2023 г. (Протокол №196) // URL: https://spimex.com, дата обращения 12.02.2024 г.
18. Кодекс профессиональной этики участников торгов и их клиентов Акционерного общества «Санкт-Петербургская Международная Товарно-сырьевая Биржа», утвержденный 20.12.2022 г. (Протокол № 192) // URL: https://spimex.com, дата обращения 12.02.2024 г.
References and Sources
1. Zakon Rossijskoj Federacii «O tovarnyh birzhah i birzhevoj torgovle» ot 20.02.1992 g. № 2383-1 // Sistema Konsul'tantPlyus
2. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii № 534 ot 02.09.2006 g. «O provedenii eksperimenta po realizacii gaza na elektronnoj torgovoj ploshchadke» // Sistema Konsul'tantPlyus
3. Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 02.09.2021g. №2424-r // Sistema Konsul'tantPlyus
4. Prikaz Federal'noj antimonopornoj sluzhby ot 25.11.2021g. № 1307/21 «Ob utverzhdenii Plana FAS Rossii po realizacii Nacional'nogo plana (\"dorozhnoj karty\") razvitiya konkurencii v Rossijskoj Federacii na 2021 - 2025 gody, utverzhdennogo Rasporyazheniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 02.09.2021 N 2424-r» // Sistema Konsul'tantPlyus
5. https://energypolicy.ru/a-mastepanov-b-chigarev-the-energy-trilemma-index-kak-oczenk/energetika/2020/17/21
6. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 31.05.2023 g. № 892 «Ob utverzhdenii Polozheniya o predostavlenii informacii o zaklyuchennyh storonami ne na organizovannyh torgah dogovorah, obyazatel'stva po kotorym predusmatrivayut perekhod prava sobstvennosti na tovar, dopushchennyj k organizovannym torgam, a takzhe o vedenii reestra takih dogovorov i predostavlenii informacii iz ukazannogo reestra i priznanii utrativshimi silu nekotoryh aktov Pravitel'stva Rossijskoj Federacii» // Sistema Konsul'tantPlyus
7. Federal'nyj zakon ot 18.07.2011 g. № 223-FZ «O zakupkah tovarov, rabot, uslug otdel'nymi vidami yuridicheskih lic» // Sistema Konsul'tantPlyus
8. Federal'nyj zakon ot 05.04.2013 g. №44-FZ «O kontraktnoj sisteme v sfere zakupok, tovarov, rabot i uslug dlya obespecheniya gosudarstvennyh i municipal'nyh nuzhd». // Sistema Konsul'tantPlyus
9. Pravila dopuska k uchastiyu v organizovannyh torgah Akcionernogo obshchestva «Sankt-Peterburgskaya Mezhdunarodnaya Tovarno-syr'evaya Birzha», utverzhdennye 13.11.2020 g. (protokol №162) // URL: https://spimex.com, data obrashcheniya 12.02.2024 g.
10. Pravila provedeniya organizovannyh torgov v sekcii «Nefteprodukty» Akcionernogo obshchestva «Sankt-Peterburgskaya Mezhdunarodnaya Tovarno-syr'evaya Birzha», utverzhdennye 09.02.3023 g. (Protokol № 195) // URL: https://spimex.com, data obrashcheniya 12.02.2024 g.
11. Polozhenie Banka Rossii ot 17.10.2014 g. № 437-P «O deyatel'nosti po provedeniyu organizovannyh torgov»// Sistema Konsul'tantPlyus
12. Federal'nyj zakon ot 21.11.2011 g. № 325 - FZ «Ob organizovannyh torgah»// Sistema Konsul'tantPlyus
13. Vil'danova M.M. O birzhevyh posrednikah v Rossii // Pravo i praktika. 2019. № 2.
14. Federal'nyj zakon ot 7.02.2011g. № 7 -FZ «O kliringe, kliringovoj deyatel'nosti i central'nom kontragente»// Sistema Konsul'tantPlyus
15. Pravila provedeniya organizovannyh torgov v sekcii «Energonositeli» Akcionernogo obshchestva «Sankt-Peterburgskaya Mezhdunarodnaya Tovarno-syr'evaya Birzha», utverzhdennye 30.06.2022 g. (Protokol №187) // URL: https://spimex.com, data obrashcheniya 12.02.2024 g.
16. Romanova V.V. Predislovie // Energeticheskie rynki: problemy i zadachi pravovogo regulirovaniya: monografiya/ pod red. dokt. yurid. nauk V.V. Romanovoj. M.: Yurist, 2018. S.
17. Pravila provedeniya organizovannyh torgov v sekcii «Gaz prirodnyj» Akcionernogo obshchestva «Sankt-Peterburgskaya Mezhdunarodnaya Tovarno-syr'evaya Birzha», utverzhdennye 21.02.2023 g. (Protokol №196) // URL: https://spimex.com, data obrashcheniya 12.02.2024 g.
18. Kodeks professional'noj etiki uchastnikov torgov i ih klientov Akcionernogo obshchestva «Sankt-Peterburgskaya Mezhdunarodnaya Tovarno-syr'evaya Birzha», utverzhdennyj 20.12.2022 g. (Protokol № 192) // URL: https://spimex.com, data obrashcheniya 12.02.2024 g.
ВИЛЬДАНОВА МАРИНА МИХАЙЛОВНА - кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник, Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации ([email protected]). VILDANOVA, MARINA M. - PhD in Law, Leading Research Fellow of the Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation ([email protected]).