основания г. Красноярска [Электронный ресурс]. отв. ред. О. А. Краев. 2013.
2. Астанин Д.М. Теоретические и практические аспекты моделирования градостроительного обустройства проектируемого международного города-курорта Булярица (Будванская ривьера, Черногория). [Электронный ресурс]. Архитектон: известия вузов. - 2021. - №3(75). URL: http://archvuz.ru/2021_3/22/ - doi: 10.47055/1990-4126-2021-3(75)-22
3. Гареев Р.Р., Романюк А.В. Особенности развития мирового зеленого туризма. Colloquium-journal. - 2019. -№ 15-2 (39). - С. 37-39
4. Дизайн архитектурной среды, модернизация набережной и зон отдыха в г. Ейске. URL: https://vip-study.ru/w-dizajn-arkhitektumoj-sredy-modernizatsiya-naberezhnoj-i-zon-otdykha-v-g-ejske.htm
5. Загородные зоны массового отдыха. URL: http://landscape.totalarch.com/recreation_areas
6. Крушлинский В.И. Архитектурно-планировочные приемы проектирования зон загородного массового отдыха населения крупных городов с учетом рекреационной устойчивости ландшафта: дис. ... канд. архитектуры. Л.: Ленинград. инж.-строит. ин-т, 1978. - 157 с.: ил. + Прил. (65 с., ил.).
7. Крушлинский В.И. Архитектурно-планировочные принципы органичного взаимодействия природных и градостроительных систем в условиях Сибири: дис. ... д-ра архитектуры. Л.: Ленинград. инж.-строит. ин-т, 1985. - 390 с.: ил. + Прил. (70 с.: ил.).
8. Лесопарки и заповедные ландшафты. URL: https://mpc.gay/http/landscape.totalarch.com/forestpar ks_protected_landscapes
9. Особенности проектирования зон отдыха. URL: https://puteshestviya-otdyh.ru/sovety/osobennosti-proektirovaniya-zon-otdyha.html
10. Разработка проекта по организации дополнительных услуг в сегменте рынка загородного отдыха (на примере ООО «Тет-а-Тет»). URL: https://core.ac .uk/download/pdf/162465534.pdf
11. Самойлова Н.В. Проектирование туристической базы отдыха [Электронный ресурс]: учебно -практическое пособие. - М-во образования и науки Росс. Федерации, Волгогр. гос. архит.-строит. ун-т. - Волгоград: ВолгГАСУ, 2012. - 75 с.
12. Яковлева С.И. Основы территориального проектирования туристских местностей [Электронный ресурс]: Учебное пособие. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2015. - 234 с
ОСОБЕННОСТИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ГЕРМАНИИ НА ПРИМЕРЕ
ДРЕЗДЕНА
Ермакова Н.Л.
Санкт-Петербургский государственный экономический университет, к.э.н., доцент кафедры региональной экономики и природопользования
Каримова Л.Л.
Санкт-Петербургский государственный экономический университет, кафедра региональной экономики и природопользования
ASPECTS OF URBAN PLANNING IN GERMANY ON THE EXAMPLE OF DRESDEN
Ermakova N.,
Saint-Petersburg state university of economics
Ph.D. in Economics, senior lecturer of the Department of Regional Economics and Environmental Management
Karimova L.
Saint-Petersburg state university of economics the Department of Regional Economics and Environmental Management
Аннотация
В статье подробно рассматривается регламент и нормативно-правовая база градостроительной концепции Германии. Основное внимание в работе уделяется проблеме составления и реализации градостроительного планирования Дрездена с учетом экологических, экономических и социокультурных особенностей. В результате проведенного исследования были выявлены особенности пространственно-планировочной структуры муниципальных образований Германии.
Abstract
The article discusses in detail the regulations and legal framework of the urban planning concept in Germany. The main attention in the work is paid to the problem of drawing up and implementing the urban planning of Dresden, considering environmental, economic, and socio-cultural characteristics. As a result of the study, the features of the space-planning structure of German municipalities were revealed.
Ключевые слова: градостроительное планирование, нормативно-правовая база, застройка, Германия, Дрезден.
Keywords: urban planning, legislative framework, development, Germany, Dresden.
Современные условия быстро развивающихся экономической, социально-политической и культурной сред создают предпосылки для изменения сформировавшийся системы территориальной организации общества, где инструментом выступает пространственное планирование территории, частью которого является градостроительное планирование.
Территориальное планирование является важным фактором экономического, социокультурного и экологического развития, которое обеспечивается благодаря созданию предсказуемых и стабильных условий, направленных на комплексное развитие территории, привлечение инвестиций и создание гарантирования социально-экономических выгод для местного населения, способствуя при этом рациональному использованию природных ресурсов и сохранению культурного наследия. Исходя из этого пространственное планирование является ключевым элементом реализации целей устойчивого развития (ЦУР), улучшения качества жизни населения и построения баланса для охраны объектов природного и культурного наследия, что, в свою очередь, имеет широкое признание в международных документах ООН. Приверженность к реализации целей устойчивого развития и растущий интерес к модернизации систем пространственного планирования во многих странах означают, что на данном этапе развития имеется возможность приспособить системы пространственного планирования в развивающихся странах, куда входит Россия, к современным условиям. Многие развитые страны, такие как Германия, уже добились успехов в области внедрения систем пространственного планирования с учетом ЦУР, что создает широкие возможности для обеспечения их дальнейшего социально-экономического роста и использования их успешного опыта по отношению к развивающимся странам.
Под «градостроительным планированием» понимается деятельность, которая направлена на принятие решений по пространственному развитию в пределах городов. В теории градостроительное планирование является разделом территориального планирования, которое, в свою очередь, подразумевает многоаспектную совокупность действий, связанных с подготовкой решений по размещению населения, различных видов деятельности и объектов на территориях разного масштаба [1].
Особым признаком современного этапа градостроительства является потребность в регламентации пространственного преобразования территории с учетом ЦУР, а также практическая управляемость развития градостроительных систем. Данные особенности четко прослеживаются в системе градостроительного планирования современной Германии, которая включает сбалансированное экологическое, экономическое и социокультурное развитие муниципальных образований.
При определении целей своего развития немецкие институты, занимающееся территориальным планированием, должны соблюсти большое
количество требований, которые определяются федеральным правительством, соответствующими федеральными землями или другими специализированными агентствами планирования нижестоящих уровней. Более того все плановые органы страны работают по принципу противотока в соответствии с установленной системой иерархии: подчиненные нормативно-правовые документы, программы и пространственные планы каждого последующего нижестоящего уровня не могут противоречить соответствующим документам пространственного планирования более высокого уровня, но вместе с тем спорные вопросы и проблемы нижестоящих уровней учитываются при составлении планов более высокого уровня [3].
Решающей задачей пространственного планирования всей территории Германии, а также регионального и областного планирования, вытекающего из этого надрегионального мандата планирования, является приемлемое развитие федеральной территории с учетом типов организации пространства и различных территориальных структур, а также координация планирования муниципальных образований или подчиненных, региональных, органов власти. Руководящим принципом здесь является право на общефедеральное законодательное регулирование, описанное в статьях 72 и 75 Конституции ФРГ, целю которых является обеспечение основы территориального планирования нижестоящих уровней. Для реализации этого конституционного принципа в Германии была разработана система планирования с различными контрольными областями - город, область, федеральная земля, федерация, Европейский Союз. Каждый уровень планирования отличается по содержанию, в частности, по степени детализации соответствующих планов и программ. Принципы планирования, цели и задачи, сформулированные в них, обычно становятся более точными по мере уменьшения размера контрольной области. Самой минимальной единицей в данной системе является муниципальный уровень, в рамках которого и реализовывается градостроительная концепция [2].
Основой пространственного планирования ФРГ является Европейская рамочная программа развития, не обладающая юридической силой, но вместе с тем представляющая основу для пространственного планирования стран ЕС.
На федеральном уровне пространственным планированием занимается федеральное министерство внутренних дел (Bundesministerium des Innern und für Heimat), которое посредством рамочного закона о территориальном планировании (Raumordnungsgesetz / ROG), определяющего положения законодательства федеральных земель, реализует право регулирования регионального пространственного планирования. Помимо этого, на федеральном уровне наравне с ROG действует второй значимый элемент пространственного планирования ФРГ - Строительное право, определяющее допустимое использование земли. В его основе находится закон о градостроительстве, который, в
свою очередь, устанавливает требования к площади строительных проектов [6].
Рассматривая нижестоящий региональный уровень, пространственное планирование на уровне федеральных земель регулируют законы о государственном планировании
(Landesplanungsgesetz), действующие на территории всех земель, за исключением городов-земель (Берлин, Бремен и Гамбург). Их основным инструментом являются региональные планы территориальной организации, чьи названия имеют различное наименование в каждой отдельно взятой земле. К примеру, в федеральной земле Саксонии, где располагается Дрезден, они имеют следующие названия: региональный план (Regюnalplane) и земельный план развития (Landesentwicklungsplan / LEP) [6].
Каждая федеральная земля, в свою очередь, состоит из областей, каждая из которых по большей части охватывает 10-30% федеральной земли. Данные планы формируются на базе земельных планов развития и устанавливают общие принципы и цели пространственного развития области согласно местным особенностям, обеспечивая таким образом базу для последующего муниципального (градостроительного) планирования [6].
Градостроительное планирование подразумевает территориальное планирование на муниципальном уровне. В рамках автономии пространственного планирования местного уровня муниципальные власти самостоятельно регулируют градостроительство и пространственную структуру своих территорий посредством планирования городского землепользования. Городское планирование землепользования призвано подготовить и направить использование земли для строительства и других целей на территории муниципального образования.
Законодательную основу для муниципального территориального планирования составляет федеральный закон о планировании зданий (Bauplanungsrecht), который является частью Строительного права Германии, в основе которого лежит закон о градостроительстве, определяющий юридическое качество земли и ее пригодность для использования и тем самым устанавливающий требования к площади для строительных проектов. Закон о планировании зданий регулирует требования, управление и подготовку использования земли для обеспечения упорядоченного городского развития; центральным элементом для этого является именно планирование землепользования. Юридическими источниками и основными инструментами закона являются Федеральный строительный кодекс (BauGB) и постановления, основанные кодексе: постановление об использовании зданий (BauNVO); постановление о знаках плана; постановление об оценке. В первом разделе BauGB указывается, что полномочия по подготовке планов землепользования, необходимых для городского развития и структурного планирования, осуществляется местной администрацией, а также общественностью. Муниципалитеты
обязаны разработать два типа установленных законом планов землепользования: План землепользования (FNP, Flächennutzungsplan), который представляет собой основной инструмент, нормативной базой которого является План застройки (B-Plan, Bebauungsplan) [5].
В FNP показаны основные характеристики типа землепользования для всей территории муниципального образования, что делается с учетом предполагаемого городского развития и прогнозируемых потребностей сообщества, что делает FNP важным для формирования обозначений новых территорий застройки. FNP также является необходимым инструментом планирования для муниципалитета еще постольку, поскольку на его основе разрабатываются обязательные планы застройки (B-Plan), которые должны ориентироваться на требования и стратегию развития вышестоящего регионального и национального планирования.
Переходя к примерам, FNP Дрездена, принятый в 1999 году, вписал концепцию комплексного развития города (INSEK) 2002 года, которая по факту являлась пространственной моделью с руководящими принципами, сформулированными в этом контексте в качестве целей нового плана зонирования. Вместе с INSEK городским советом в 2016 году был принят проект «Будущее Дрездена 2025+», который логично продолжает курс развития города. Таким образом, FNP Дрездена конкретно превращает процесс пространственного развития города в комплексную планировочную работу с использованием дополнительных проектов
[4].
Говоря о технической стороне плана, FNP города состоит из чертежа плана (основного плана) и обоснования, состоящего из текста обоснования, в который входят цели и задачи, исходящие от социальной, экономической и экологической обстановке в городе, дополнительных планов, экологического отчета и сводной декларации. FNP имеет масштаб от 1: 10 000 до 1:50 000. Так, FNP Дрездена имеет масштаб 1: 15 000. Масштаб выбирается проектировщиком (обычно муниципалитетом) и зависит как от уровня детализации в планировке, так и от размера области планирования.
Если говорить о процедуре составления FNP, то она проходит в 3 этапа:
- На первом этапе местная администрация принимает решение о разработке FNP, после чего в процесс включаются представители общественных интересов (учреждения и ведомства), которые вносят свои коррективы.
- На втором этапе разработки, помимо повторного привлечения этих представителей, происходит также и привлечение профилированных институтов и комитетов. После каждого такого привлечения поступившие предложения анализируются, которые по мере их значимости учитываются в процессе разработки плана.
- На третьем этапе производиться публичный показ с целью общественного ознакомления, после чего FNP принимается городским советом в виде декларативного постановления.
Помимо FNP, каждый город Германии имеет рамочный план (Rahmenplan), который определяет точное назначение для каждого участка земли и, соответственно, охватывает только узко определенную территорию. Рамочный план обеспечивает городскую, пространственную и архитектурно-дизайнерскую ориентацию для больших территорий, а также может определять мелкомасштабное использование пространства и поэтому часто является контентной основой для планирования территориального развития. В системе планирования рамочный план находиться между FNP и B-Plan. Он не является нормативным документом и не имеет прямой юридической силы по отношению к третьим лицам. Муниципалитеты самостоятельно разрабатывают этот план, а также адаптируют и изменяют его в соответствии с внешними условиями и потребностями, что создает более широкий контекст целей планирования, делает их более прозрачными, а также упрощает процесс принятия решений благодаря использованию мелкомасштабного подхода в планах развития.
Дрезден широко использует этот инструмент планирования с 1990 года, начиная с этого периода городской совет и комитет городского развития города определили несколько рамочных планов, некоторые из которых до сих пор являются важным руководством при планировании развития Дрездена. В 2008 году городской совет в рамках рамочного плана принял новую стратегию внутреннего планирования города по сохранению градостроительного контекста центральной части Дрездена (Нойштадт, Альтштадт) в качестве стратегической основы территориального планирования города, которая в связи с изменением экономической и демографической ситуаций в городе заменила собой одноименную стратегию 1994 года. В целом, стратегии планирования определяют направление, в котором должен развиваться город, и, таким образом, представляют собой основу для всего дальнейшего отраслевого планирования и деятельности города в целом [4].
Имея многовековую историю, Дрезден является уникальным городом со сложным проектно-архитектурным решением, что создает определённые проблемы в рамках реализации стратегии внутреннего планирования. Во-первых, функционально внутренняя часть города, обладающая объектами культурного и природного наследия, тесно интегрирована в прилегающие районы города за пределами так называемого «трамвайного кольца. Тем самым, при рассмотрении перспектив развития центральной части города муниципальные власти учитывают и эти районы, а также наличие сложных переходных участки вокруг внутренней кольцевой дороги. Во-вторых, в центре города имеются участки, в совокупности составляющие природно-экологический каркас центральной части города и несущие определенную природно-культурную ценность (парковые зоны города и луга Эльбы). Поэтому при планировочной деятельности и развитии центральных районов города принято во внимание
единовременное развитие данных зон, а также взаимодействие между городской застройкой центральной части города и природно-экологическим каркасом города тщательно проработано для сохранения самобытности и привлекательности Дрездена. В-третьих, при реализации стратегии внутреннего планирования учитывается принцип градуированной плотности, задачей которого является умеренная застройка центральной части города и прилегающих к нему районов для создания городского пейзажа в традициях европейского города. Поэтому в рамках новой стратегии планируемая ранее плотность застройки будет постепенно снижаться - начиная от центра города и далее за внутреннюю кольцевую дорогу, охватывая соседние районы - в пользу объединения открытых пространств и повышения качества жилья. Будущие пристройки во внутренней части города и соседних районах будут соответствовать существующему фонду зданий и отдавать предпочтение более низкой высоте крыш и индивидуальной застройке небольших участков.
В целом, рассматривая стратегию внутреннего городского планирования Дрездена, стоит отметить, что вместе с поставленными в ней целями по преодолению вышеперечисленных проблем, она подтверждает амбиции городского планирования по дальнейшему развитию Дрездена как современного города и определяет стратегии, устанавливающие направления для реализации поставленных целей с учетом ожидаемых объемов строительства и увеличения доли открытых пространств.
Более точечными разработками проектной планов стратегии планирования занимается B-Plan. В отличие от FNP, он составляется для всего муниципалитета, формирует подготовительный план землепользования и содержит юридически обязательные положения о порядке городского планирования каждого отдельного объекта недвижимости в его области применения. Наиболее важные определения плана включают дефенирование типа и степени структурного использования, а также определение земельных участков, на которых можно фактически выполнять застройку. Кроме того, в этом плане указываются районы, например, для использования транспортных средств или сельского хозяйства. B-Plan служит основой для выдачи разрешений на строительство и строительства необходимых объектов застройки.
Подводя итоги, в Германии существуют структурированные механизмы территориального и градостроительного планирования и четко регламентированный нормативно-правовой порядок их реализации.
Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать следующие выводы.
Градостроительная концепция Германии реа-лизовывается на муниципальном уровне, который является минимальной единицей территориального образования в системе пространственного планирования страны.
Муниципальные власти самостоятельно регулируют территориальную структуру образования и
градостроительное планирование своих территорий посредством планирования городского землепользования с законодательной основой в виде федерального закона о планировании зданий (Bauplanungsrecht). Данный закон регулирует требования, подготовку и управление использования земли с целью обеспечить упорядоченное городское развитие, его основным инструментом и нормативно-правовой базой является Федеральный строительный кодекс (BauGB), который, в свою очередь, определяет процедуры и принципы, которых муниципалитеты должны придерживаться в ходе составления планов землепользования (БИР). План землепользования (БИР) является основным компонентом градостроительного планирования, поскольку, согласно его положениям, разрабатываются узкопрофильные планы застройки города, а также в нем указаны основные характеристики типа землепользования для всей территории муниципального образования.
Также важной частью территориального планирования муниципального уровня являются рамочные планы (Rahmenplan), которые структурируют городскую, пространственную и архитектурно-дизайнерскую ориентацию для больших территорий и определяют мелкомасштабное использование пространства. В их рамках разрабатываются стратегии внутреннего городского развития, которые, в свою очередь, определяют направление, в котором должен развиваться город, выделяя цели и задачи городского развития с учетом всех планово-проектных проблем города, и, таким образом, представляют собой основу для всего дальнейшего отраслевого планирования и деятельности города в целом, в рамках плана застройки города. В частности, стратегия внутреннего планирования Дрездена направлена на сохранение исторической среды центральной части города (Нойштадт / Альтштадт), а также на поддержание экологического и социокультурного баланса всей территории города, что реализуется за счет иерархичности нормативных документов пространственного развития территории города относительно друг друга с четким разделением функциональных задач. Разделение ответственности и взаимодействие нормативных актов между собой улучшает организацию развития районов в Дрездене тем самым, реализовывая механизм социально-экономического развития города через сохранение исторического облика.
Опыт немецкой системы пространственного планирования и муниципального градостроительного законодательства является применимым для городов России относительно следующих аспектов:
- развитие системы пространственного и градостроительного планирования, в которую входят как вертикально, так и горизонтально связанные виды планировочных работ, заказчики, исполнители и представители общественности;
- улучшение процесса выстраивания и обмена коммуникационных коридоров относительно
содержаний документов пространственного планирования между уровнями территориально планирования аналогично немецкой системе противотока;
- создание регламента и предписаний для возможности согласования содержания документов территориального планирования национального и регионального уровней с муниципальным уровнем;
- введение нормативных требований для участия общественности в составлении документов территориального планирования на всех уровнях;
- модернизация практики внесения правок в генеральные планы городов России и установления стратегии развития городского пространства по аналогии принятия и использования рамочных планов в немецких городах.
Данные меры помогут обеспечить устойчивое социокультурное, экономическое и экологическое развитие российских городов, а также исключить погрешности в нормативно-правовой базе градостроительного проектирования.
Список литературы
1. Лимонов Л. Э. Региональная экономика и пространственное развитие в 2 т. Том 2: учебник для вузов / Л. Э. Лимонов [и др.]; под общей редакцией Л. Э. Лимонова; под редакцией Б. С. Жихаре-вича, Н. Ю. Одинг, О. В. Русецкой. — 2-е изд., пе-рераб. и доп. — Москва: Изд-во Юрайт, 2019. — 367 с.
2. Проект «Внедрение экологических принципов в территориальное планирование России (ЭкоРус)» Комплекс 2/7 - Рекомендация №2: Усиление учета экологических аспектов в процессе территориального планирования Российской Федерации / под науч. ред. П. П. Спирина, Вольфганга Венде. - Дрезден, Санкт-Петербург: Изд-во НИИП Градостроительства, 2014. - 25 с.
3. Bundesministerium des Innern und für Heimat [Электронный ресурс] / Raumordnung, Raumentwicklung & Regionalpolitik. - Deut. - Режим доступа: https://www.bmi.bund.de/DE/bauen-wohnen/raumordnung-raumentwicklung/raument-wicklung-node.html. - Дата доступа: 19.12.2021.
4. Dresden [Электронный ресурс] / Planen und Bauen. - Deut. - Режим доступа: https://www.dresden.de/de/stadtraum/planen-bauen.php. - Дата доступа: 21.12.2021.
5. Raumordungsgesetz: Das Bundesgesetz zur Änderung des Baugesetybuchs und your Neuregelung des Rechts der Raumordung vom. 18 August 1997 // Bundestag. - 1997. - 254 S.
6. Bundesministerium des Innern und für Heimat [Электронный ресурс] / Raumordnung, Raumentwicklung & Regionalpolitik. - Deut. - Режим доступа: https://www.bmi.bund.de/DE/bauen-wohnen/raumordnung-raumentwicklung/raument-wicklung-node.html. - Дата доступа: 19.12.2021.