Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РК'

ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Государство / государственной службы / классификация / системы подбора / расстановки кадров

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кизимбаева Ажар

в статье анализируются задачи и функции реализуются посредством конкретных действий личного состава, находящегося на службе у государства государственных служащих

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РК»

ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РК

Кизимбаева А.

Кизимбаева Ажар - кандидат экономических наук, доцент, кафедра «Менеджмент», Yessenov University. г. Актау, Республика Казахстан

Аннотация: в статье анализируются задачи и функции реализуются посредством конкретных действий личного состава, находящегося на службе у государства - государственных служащих.

Ключевые слова: Государство, государственной службы, классификация, системы подбора, расстановки кадров.

В Казахстане, в соответствии с программой Главы государства, направленной на демократизацию страны и повышения эффективности государственного аппарата, был сделан выбор в пользу построения государственной службы, основанной на вышеназванных принципах.

Практика государственного строительства в Республике Казахстан ставит ряд новых задач в деле становления и формирования новой системы государственной службы. Фактически полностью обновлено законодательство о государственной службе и происходит формирование новой системы подбора и расстановки кадров в сфере государственной службы.

Государство должны олицетворять достойные представители государственной службы: компетентные, честные, уважающие и исполняющие закон служащие, способные откликнуться на нужды людей. Любые демократические преобразования обречены на неудачу, если не будет создан компетентный, профессиональный аппарат государственной власти. В этой связи важной задачей является правильный подбор и расстановка кадрового состава государственного аппарата.

Государственный служащий должен обладать определенной должностью, в силу которой он исполняет возложенные на него обязанности, определяемые должностной инструкцией. В свою очередь должностная инструкция есть организационно-распорядительный документ, определяющий конкретный перечень должностных обязанностей работника, занимающего определенную должность.

Функции представительной власти осуществляются во всех ветвях власти - законодательной, исполнительной и судебной, как на республиканском уровне, так и на уровне местного самоуправления. Представителями власти в сфере законодательной власти являются депутаты мажилиса и сенаторы сената парламента, а также депутаты маслихатов. Представителями власти в сфере исполнительной власти являются члены правительства РК, руководители органов местного самоуправления, а также должностные лица правоохранительных и контролирующих органов - сотрудники МВД, КНБ,

прокуратуры таможенной налоговой службы, пограничники и подобные им лица. В сфере судебной власти представителями власти являются судьи судов всех уровней. Лицами, осуществляющими функции представителя власти по специальному полномочию, являются различные общественные инспектора, ревизоры, контролеры, привлекаемые к осуществлению властных полномочий, имеющие юридическое значение на определенный период.

Под организационно-распорядительными обязанностями следует понимать функции, связанные с непосредственным управлением людьми, по осуществлению руководства коллективом, участком работы, служебной или производственной деятельности других работников, организацию труда подчиненных, поддержание государственной дисциплины в государственных органах, в Вооруженных силах РК или ином воинском формировании РК. К этой категории должностных лиц относятся: руководители министерств, ведомств, их заместители, руководители структурных подразделений государственных органов.

Под административно-хозяйственными обязанностями следует понимать функции, связанные с непосредственным распоряжением и управлением государственным имуществом, его хранением, организацией отгрузки, получением и отпуском материальных ценностей и контролем за этим. Это могут быть начальники финансовых снабженческих отделов и служб, заведующие складами, государственными магазинами, руководители структурных подразделений - отделов, филиалов и т.п.

Должностные обязанности последних сводятся к созданию условий для осуществления полномочий государственных органов, их служебная деятельность заключается в анализе, контроле, планировании, учете, подготовке документов, совершении различных организационных действий, технических мероприятий и т.п., то есть имеет, хотя и важный, но все же вспомогательный характер.

Административный госслужащий - это государственный служащий, не входящий в состав политических государственных служащих, осуществляющий должностные полномочия на постоянной профессиональной основе в государственном органе. В свою очередь, политическим государственным служащим является государственный служащий, назначение (избрание), освобождение и деятельность которого носит политико-определяющий характер и который несет ответственность за реализацию политический целей и задач (ч.ч. 1,9 ст.1 Закона РК «О государственной службе»).

Государственные служащие, работая в аппарате госорганов и реализуя законы и политические программы, не столько формируют, сколько проводят в уже выработанный политический курс.

Статья 7 Закона РК «О государственной службе» устанавливает политические должности, занимаемые государственными служащими. В социологической литературе принято считать, что политическая должность -это особое правовое установление, посредством которого осуществляется

реализация функций, полномочий, прав и обязанностей высших должностных лиц государства. На эти должности либо избираются (нередко всеобщим и прямым голосованием), либо назначаются законодательными выборными коллегиями или высшими должностными лицами государства с последующим утверждением законодательным органом.

Политические должности - это особый и специфический круг государственных должностей, требования к которым формируются в процессе избирательных кампаний, либо устанавливаются выборными властвующими коллегиями (парламентами) или персонально теми лицами, которые наделены правом назначения на политические посты (Президент, Председатель правительства).

Правовое положение человека и гражданина в демократическом обществе характеризуется совокупностью прав, свобод и обязанностей физических лиц, закрепленных нормами права и юридических гарантий их реализации. Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина определены Конституцией Республики Казахстан и рядом других нормативных правовых актов.

По мере становления в Казахстане новой государственности роль и значение государственной службы как публично-правового института, призванного обеспечить социально-экономические и политические преобразования в стране, постоянно возрастают. Речь идет о том, чтобы повысить качественный потенциал государственной службы республики, обеспечить реализацию общей стратегии и координацию практической деятельности государственных органов по работе с кадрами, осуществлять государственную кадровую политику в стране на основе единых методологических подходов.

В «Стратегии «Казахстан-2030» на новом этапе развития Казахстана» были определены 30 важнейших направлений нашей внутренней и внешней политики и основные идеи реформирования государственной службы и кадровой политики. В этом важном политическом документе установлены приоритетные направления и последовательный курс государства по формированию корпуса нового поколения государственных служащих, по установлению требований к их уровню квалификации, подбору, рациональному использованию и обучению с учетом потребности в них государственного аппарата в современный период и на перспективу.

В заключение следует подчеркнуть, что реформа государственной службы в Республике Казахстан должна быть направлена на формирование кадрового потенциала, адаптированного к новым экономическим условиям, способного на качественном новом уровне обеспечить реализацию внутренней и внешней политики государства; на переход к карьерной модели государственной службы с тем, чтобы обеспечить профессионализм и стабильность кадрового состава государственной службы; на введение открытых и гласных процедур отбора и продвижения государственных служащих в соответствии с их деловыми качествами; на постоянное повышение квалификации кадров и обеспечение их социально-правовой

защищенности. При этом государственные служащие, отвечая всем требованиям к их профессиональной подготовке, призваны превратиться из хозяина в слугу общества. По этому поводу Президент страны в своем Послании народу Казахстана «Казахстан - 2030» подчеркнул, что «чиновник новой генерации - это слуга нации, патриотичный и справедливый, преданный своему делу и профессиональный». Именно это ожидает общество от современной государственной службы.

Список литературы

1. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. Курс лекций. - М.: Юрид. лит., 1997. - 400 с.

2. Закон РК «О государственной службе» от 23.07.1999 № 453.

3. Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика: Монография. Изд. 2-е, доп. - М.: Изд-во РАГС, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.