Научная статья на тему 'ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ'

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
219
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Endless light in science
Область наук
Ключевые слова
концепция / государство / служба / управление / общество / законодательство.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мержо Муса Шамсудинович

Отсутствие единой концепции государственного управления обществом в переходный период затруднило развитие российской государственности на новых правовых принципах и формирование государственной службы как важнейшего инструмента преобразований в соответствии с современными требованиями. Именно государство посредством законов, правительственных программ и функционирования своего аппарата придает десяткам миллионов индивидуальных усилий людей возможную целенаправленность, согласованность и позитивную результативность. Российской Федерации нужно сильное государство, способное обеспечить в обществе, с одной стороны, свободу, многообразие взглядов и политических сил, широкое самоуправление, а с другой общественный порядок, безопасность, надлежащую кооперацию труда, правовую урегулированность общественных связей, соблюдение законов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мержо Муса Шамсудинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

МЕРЖО МУСА ШАМСУДИНОВИЧ

К.э.н., доцент кафедры «Менеджмент» ИнгГУ, Магас, Россия

Аннотация. Отсутствие единой концепции государственного управления обществом в переходный период затруднило развитие российской государственности на новых правовых принципах и формирование государственной службы как важнейшего инструмента преобразований в соответствии с современными требованиями. Именно государство посредством законов, правительственных программ и функционирования своего аппарата придает десяткам миллионов индивидуальных усилий людей возможную целенаправленность, согласованность и позитивную результативность. Российской Федерации нужно сильное государство, способное обеспечить в обществе, с одной стороны, свободу, многообразие взглядов и политических сил, широкое самоуправление, а с другой - общественный порядок, безопасность, надлежащую кооперацию труда, правовую урегулированность общественных связей, соблюдение законов.

Ключевые слова: концепция, государство, служба, управление, общество, законодательство.

Государственная служба различается в зависимости от полномочий, компетенций, предметов ведения и функций соответствующих государственных органов.

Регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется:

1) Конституцией Российской Федерации;

2) Федеральным законом "О системе государственной службы Российской Федерации";

3) другими федеральными законами, в том числе федеральными законами, регулирующими особенности прохождения гражданской службы;

4) указами Президента Российской Федерации;

5) постановлениями Правительства Российской Федерации;

6) нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;

7) конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

8) нормативными правовыми актами государственных органов. [2]

Государственная служба, в целом, наиболее востребуемая в настоящее время государственная гражданская служба представляет собой многоаспектную социально-правовую структуру, образующую единую управленческую систему, нацеленную на реализацию множества функций правового государства посредством профессиональной деятельности государственных гражданских служащих, урегулированной административным и трудовым правом, согласуемым с содержанием общепризнанных принципов и норм международного права.

По принципу разделения власти различается государственная служба представительной власти, называемая парламентской; исполнительной власти, называемая правительственной и судебной службой. По выполняемым функциям можно говорить о гражданской государственной службе, осуществляемой органами законодательной, исполнительной и судебной власти; военной, специализированной государственной службе, выполняемой в так называемых административных органах: дипломатических, налоговых, правозащитных, финансово-кредитных, таможенных, избирательных и др.

Должностные лица, как правило, подразделяются на руководителей конкретных государственных органов, исполнителей конкретных функций и специальных уполномоченных представителей власти. Персонал включает также категорию обслуживающих работников, выполняющих вспомогательные материально-технические и

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

иные действия по обеспечению исполнения государственных должностей, обслуживанию информационных процессов и другой деятельности государственных органов. По мнению некоторых исследователей, их работа носит скорее инженерно-технический, производственный, социально-обслуживающий, нежели собственно управленческий характер. Центральный элемент персонала государственного управления составляют лица, занимающие государственные должности и обозначаемые понятием «кадры государственного управления». Персонал государственного управления классифицируется по различным критериям: по административно-правовым - представители власти, должностные лица, технические исполнители; по функциональным руководители, специалисты, технические исполнители. [1]

Задача законодателей, ученых, специалистов усложнена тем, что в советский период специального законодательства о государственной службе не было, а правовое положение работников государственного аппарата не отличалось от правового положения служащих других государственных и общественных учреждений, предприятий и организаций. Статус всех служащих определялся единообразно в трудовом законодательстве. Толчком к изучению государственной службы стала начавшаяся в стране с 1985 года "перестройка", когда постепенно встал вопрос о необходимости принятия Союзного Закона "О государственной службе". Появились ряд научных статей, посвященных этой теме, активно обсуждались концепции нового закона и изучалась государственная служба как таковая, хотя законодательная база этого института практически отсутствовала. Сейчас же идет активный процесс формирования этой базы, формируются и внедряются новые подходы к различным аспектам государственной службы.

И в этой связи нужно учитывать, что без установления четких, строго определенных принципов и норм организации, функционирования всей системы государственной службы, без законодательного обеспечения защиты прав и интересов индивидуальных государственных служащих невозможно нормальное, эффективное функционирование данного важнейшего звена системы государственного управления. Большое значение имеет четкое и ясное формулирование конституционно-правового поля, в котором обозначены права и обязанности как самого государства, так и государственных служащих.

Государственная служба в плане нормативно-правового регулирования опирается на соответствующие нормы международного, конституционного, гражданского, административного, трудового, финансового, уголовного и других отраслей права, сформулированные прежде всего в принятой в 1978 г. международной Конвенции о защите права на организацию и процедурах определения условий занятости на государственной службе и в Рекомендациях о процедурах определения условий занятости на государственной службе. На этих же принципах основываются Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации», другие федеральные законы Российской Федерации, касающиеся государственной службы, и прежде всего основные начала организации и функционирования аппарата органов государственной власти и государственной службы в нем, сформулированные в Конституции Российской Федерации.

Конституция играет принципиально важную роль в правовом регулировании государственной службы. Именно она определяет, какие руководящие государственные должности Российской Федерации относятся к категории «А» и в чем заключаются их отличия о других государственных должностей (категории «Б» и «В»). В ней определена также компетенция Президента, Совета Федерации и Государственной Думы по назначению на должности и освобождению от должности государственных служащих. Она содержит и некоторые другие положения, касающиеся подбора и расстановки руководящих кадров государственных органов. [3]

На сегодняшний день, к огромному сожалению, еще нет ясности в государственной службе как государственно-правового явления. Из-за этого каждому присуще субъективное

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

понимание. Например, заведующий кафедрой государственной службы и кадровой политики Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, социолог говорит: «для нынешнего состояния государственной службы характерны:

- заторможенность процесса развития правовой базы;

- неэффективность системы управления, прежде всего Советом по вопросам государственной службы при Президенте Российской Федерации:

- концептуальная неопределенность ее модели в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации»;

- правовая и кадровая авторизация вследствие существующего нормотворчества субъектов Российской Федерации;

- не разработанность государственной кадровой политики и, как результат, отсутствие единой нормативно-правовой базы для реализации кадровых технологий, стабильности кадрового состава, его социальной защищенности, блокирующих механизмов для кадрового волюнтаризма и правового нигилизма;

- весьма слабая научно-методическая обеспеченность, недостаточное использование информационных технологий в управлении государственной службой Российской Федерации».

Принимая во внимание все вышеизложенное, следует подчеркнуть, что законодатель понимает проблему, которая стоит перед ним, и в скором будущем уже ожидается разработка новой современной законодательной базы для государственной службы с учетом предыдущего опыта.

В конце 2000 года Министерство экономического развития и торговли по поручению Президента и Правительства Российской Федерации были разработаны предложения по Концепции реформирования государственной службы. Распоряжением Администрации Президента РФ была сформирована межведомственная комиссия, которую возглавлял Д.А. Медведев, тогда еще первый заместитель руководителя Администрации Президента РФ, и в которую входили заместители федеральных министров, представители Федерального собрания, Конституционного суда, других судебных учреждений, заинтересованных ведомств и ведущих научных учреждений.

Три подгруппы разрабатывали вопросы реформирования гражданской, военной служб и службы в правоохранительных органах. Единый текст Концепции обсуждался отдельно в каждой из них. 15 августа 2001 года Концепция реформирования системы государственной службы Российской Федерации была утверждена Президентом вместе с планом первоочередных мер. [3]

По этому поводу издан Указ Президента Российской Федерации о федеральной программе «Реформирование государственной службы Российской Федерации» (2003-2005 годы), где главными направлениями реформирования государственной службы Российской Федерации являются:

- создание комплексной нормативно-правовой основы регулирования государственной службы Российской Федерации;

- разработка эффективных механизмов проведения кадровой политики в сфере государственной службы Российской Федерации в целях оптимизации состава государственных служащих;

- выработка мер по совершенствованию оплаты труда государственных служащих, финансово-экономического и материально-технического обеспечения государственной службы Российской Федерации, по рациональному использованию в системе государственной службы современных информационных технологий;

- внедрение программ подготовки кадров для государственной службы Российской Федерации и профессионального развития государственных служащих, а также формирование системы управления государственной службой Российской Федерации.

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

Государство выполняет функции социальной интеграции общества, регулирования и управления социальными, экономическими и иными процессами. Это позволяет сделать вывод о единстве государственно-политических, социальных и экономических институтов, работающих в тесной взаимосвязи друг с другом. Поэтому нельзя сказать, что государство стоит над обществом и экономикой, которые в совокупности составляют его инфраструктуру.

Процессы разделения труда и усложнения социальной и политической структуры общества привели к соответствующему оформлению социально-правового механизма государственного управления.

Ключевое значение для осуществления функций управления обществом имеет механизм государства, которое выступает в качестве основного субъекта реализации государственной власти. Роль управляющей системы современного государства играет в совокупности высшие органы государственной власти в лице главы государства и его аппарата, правительства, парламента и судебных органов и их аппараты, составные компоненты которых связаны между собой сложными функциональными отношениями.

Система государственного управления охватывает почти все сферы общественной жизни. Но определяющее значение имеют социальная и экономическая сферы. Одним из ключевых инструментов реализации управления социальной сферой является социальная политика государства, которая является важным звеном народно-хозяйственной структуры. Механизмы и методы этого звена способны решать задачи, которые не под силу решать каким-либо иным структурам, в том числе рынку. [5]

Социальная политика призвана воспрепятствовать негативным последствиям рынка и тем самым обеспечить стабильность общества и улучшение материального положения различных слоев населения. Экономическая инфраструктура составляет материально-производственную базу всякого общества и государства и одну из важнейших сфера жизнедеятельности людей, где управленческие функции государства и государственных органов проявляется в наиболее отчетливой форме. Государство играет немаловажную роль в обеспечении нормативно-правовой основы субъектов экономической деятельности, соблюдении ими общепринятых правил игры в условиях рыночных отношений.

Сегодня намечено, прорабатывается и практически реализуется несколько реформ: правовая, административная, военная, судебная и др. Появилась концепция реформирования системы государственной службы РФ. Все реформы объективно взаимосвязаны, поскольку в конечном счете направлены на становление и укрепление государственно-правовых институтов, а на их базе и при их поддержке и институтов гражданского общества.

В Российской Федерации сложилась ситуация, при которой реформирование государственной службы является приоритетным направлением реформ.

Основное направление реформирования - кардинальное повышение эффективности и качества государственной службы в интересах развития гражданского общества и укрепления государства, содействие экономическому прогрессу (становлению рыночной экономики), повышение качества оказываемых государством услуг, рациональное использование государственных ресурсов и улучшение положения государственных служащих, конкурентоспособность профессии государственного служащего на федеральном и региональных рынках труда. [4]

Реформирование государственной службы в РФ должно обеспечить создание целостной системы государственной службы, с учетом исторических, культурных, национальных и иных особенностей РФ, а также тенденций мирового развития.

Современные задачи, которые стоят перед государственной службой, назначают и современное отношение к государственным служащим, осуществляющим государственную службу. Благополучная профессиональная деятельность государственных служащих по осуществлению функций государства, отчасти, зависит от их правового положения. Из-за

этого, задачи усовершенствования Законодательства, устанавливающего правовое положение государственных служащих, достаточно актуально.

Законодательство о государственной службе обращено на формирование мотивации к деятельному и добросовестному исполнению должностных обязанностей, включение нужных запретов и ограничений, определение адекватного вложенным стараниям вознаграждения за труд.

Данные факторы, так же, напрямую воздействуют на итоги профессиональной деятельности государственных служащих и, таким образом, на реализацию надлежащим государственным органом возложенных на него обязанностей.

Государственная служба - важнейший административно-правовой институт, которому в системе административно-правового регулирования отведена роль "локомотива" для обеспечения "движения" государственного управления. Исследование теоретических проблем российской государственной службы происходило в постсоветское время в условиях стремительно развивающегося законодательства о государственной службе, появления новых доктрин, публикации множества научных трудов.

В последние годы в России изданы учебники, учебные пособия, справочники, комментарии, монографии и научные статьи, посвященные проблемам российской и зарубежной государственной службы. Государственная служба рассматривается учеными и в контексте обсуждения более общих государственно-правовых явлений: например, когда речь идет о функциях государства, государственном управлении, государственном аппарате и его деятельности. Однако лишь в немногих научных публикациях авторы пытаются обобщить десятилетний опыт (с 1995 года) нормативного регулирования государственно-служебных отношений в Российской Федерации.

Между тем потребность в серьезном анализе основных норм действующего законодательства о государственной службе и главных направлений реформирования государственной службы давно назрела, так как и в теории, и на практике встречается множество проблем организации и функционирования российской публичной службы. Вопросы государственной и муниципальной службы в том или ином виде анализировались Конституционным Судом РФ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика. Монография - М.: Изд-во РАГС, 2013 г.

2. Государственная служба (комплексный подход): Учеб. пособие.2-е изд. М.: Дело. 2015.

3. Иванова Л.Л., Нефедовов В.А. Государственная кадровая политика в системе национальной безопасности современной России (региональный аспект). Монография. Ростов-н/Д: Изд-во СКАГС, 2014.

3. Коледова С.А. Кадровая политика и стратегия работы с персоналом. - 2012.

4. Курс экономической теории: Учебник / Под общей ред. проф. М.Н. Чепурина, проф. Е.А. Киселевой. - Киров: Издательство «АСА», 2014.

5. Шамхалов Феликс Теория государственного управления - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.