Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ КООПЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ)'

ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ КООПЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
66
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Учет и статистика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ КООПЕРАЦИЯ / КРЕСТЬЯНСКИЕ (ФЕРМЕРСКИЕ) ХОЗЯЙСТВА (КФХ) / ГОСПОДДЕРЖКА СЕЛЬХОЗПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ / AGRICULTURAL COOPERATION / PEASANT (FARMER) FARMS (PEASANT FARMS) / STATE SUPPORT FOR AGRICULTURAL PRODUCERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Герасимова И.А., Нестеренко Н.А., Ткаченко И.Ю.

Статья посвящена вопросам реализации федерального проекта государственной поддержки, который направлен на решение проблем привлечения крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подсобных хозяйств в сельскохозяйственную кооперацию в целях увеличения объемов производимой ими сельскохозяйственной продукции, повышения ее качества и конкурентоспособности, а также роста занятости сельских жителей и, соответственно, увеличения их доходов. На примере Ростовской области исследованы проблемы формирования сельскохозяйственной кооперации, показаны основные направления реализации государственной программы поддержки сельского хозяйства, нацеленные на вовлечение сельхозтоваропроизводителей в кооперативы. Информационную базу исследования представляют данные федерального проекта «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Герасимова И.А., Нестеренко Н.А., Ткаченко И.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF STATE SUPPORT TO AGRICULTURAL COOPERATION(ON THE EXAMPLE OF THE ROSTOV REGION)

The article discusses the main problems of the implementation of the federal state support project, which is aimed at involving personal subsidiary and peasant (farmer) households in agricultural cooperation to increase the volume and quality of their agricultural products, increase the employment of rural residents, increase their income and, as a result, improve the quality life in rural areas, as well as increasing the competitiveness of agricultural products produced by small forms of land tweaked. On the example of the Rostov region, the problems of the formation of agricultural cooperation are investigated and the main directions of the implementation of the state program to support agriculture with the involvement of agricultural producers in cooperatives are shown. The main source of information was data from the federal project «Creation of a system of support for farmers and development of rural cooperation».

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ КООПЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ)»

strategy of the enterprise in the conditions of the transformed economy // Management in Russia and abroad. - 2015. -No. 2. - Pp. 15-20.

4. Mudretsov A.F., Tulupov A.S. Problems of sustainable development of Russia // Problems of theory and practice of management. - 2016. - No. 5. - Pp. 23-30.

5. Gorkovenko E.V., Polozova A.N. Tools for managing the development of industrial organizations // Russian entre-preneurship. - 2010. - No. 7 (1). - Pp. 36-42.

6. Dmitrieva T.N. Analysis of the activities of enterprises to assess the effec-

Y^K 338

tiveness of the management system in the organization // Vestnik VZFEI. - 2006. -No. 3. - Pp. 45-48.

7. Yermolina L.V. Types of performance indicators, the possibility of their application for the strategic analysis of the industrial enterprise // Fundamentals of Economics, management and law. - 2013. -№ 2 (8). - Pp. 54-59.

8. Atabaeva Sh.A. Criteria and indicators for assessing the effective development of industrial enterprises // Young scientist. - 2013. - No. 5. -Pp. 232-234.

Герасимова И.А., Нестеренко Н.А., Ткаченко И.Ю.

ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ КООПЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

Аннотация

Статья посвящена вопросам реализации федерального проекта государственной поддержки, который направлен на решение проблем привлечения крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подсобных хозяйств в сельскохозяйственную кооперацию в целях увеличения объемов производимой ими сельскохозяйственной продукции, повышения ее качества и конкурентоспособности, а также роста занятости сельских жителей и, соответственно, увеличения их доходов. На примере Ростовской области исследованы проблемы формирования сельскохозяйственной кооперации, показаны основные направления реализации государственной программы поддержки сельского хозяйства, нацеленные на вовлечение сельхозтоваропроизводителей в кооперативы. Информационную базу исследования представляют данные федерального проекта «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации».

Ключевые слова

Сельскохозяйственная кооперация, крестьянские (фермерские) хозяйства (КФХ), господдержка сельхозпроизводителей.

JEL: О38, Q19

Gerasimova I.A., Nesterenko N.A., Tkachenko I. Y.

FEATURES OF STATE SUPPORT TO AGRICULTURAL COOPERATION (ON THE EXAMPLE OF THE ROSTOV REGION)

Annotation

The article discusses the main problems of the implementation of the federal state support project, which is aimed at involving personal subsidiary and peasant (farmer)

llo

households in agricultural cooperation to increase the volume and quality of their agricultural products, increase the employment of rural residents, increase their income and, as a result, improve the quality life in rural areas, as well as increasing the competitiveness of agricultural products produced by small forms of land tweaked. On the example of the Rostov region, the problems of the formation of agricultural cooperation are investigated and the main directions of the implementation of the state program to support agriculture with the involvement of agricultural producers in cooperatives are shown. The main source of information was data from the federal project «Creation of a system of support for farmers and development of rural cooperation».

Keywords

Agricultural cooperation, peasant (farmer) farms (peasant farms), state support for agricultural producers.

Введение. Цель статьи состоит в том, чтобы показать необходимость и значимость государственной поддержки малого агробизнеса, а также раскрыть необходимость качественного изменения и эффективного функционирования КФХ на примере Ростовской области.

Методология. Методологическую базу исследования составляют систематизированные в трудах отечественных и зарубежных исследователей положения, раскрывающие сущность и особенности малых форм предпринимательства в аграрном секторе. Теоретической и методологической основой исследования являются системный и динамический подходы к исследованию сектора малого предпринимательства в сельском хозяйстве Ростовской области.

Результаты. Систематизированы основные направления реализации программы государственной поддержки субъектов малого и среднего агробизнеса, проанализирована динамика числа вовлеченных в субъекты малого и среднего предпринимательства в сфере сельскохозяйственного производства по Ростовской области, сделана перспективная оценка доли вовлеченных в субъекты МСП, в том числе в сельскохозяйственные потребительские кооперативы на примере Ростовской области.

Развитие малых форм предпринимательства в аграрном секторе неразрывно связано с их дальнейшей государственной поддержкой, а также с со-

зданием системы сельской кооперации. Сегодня Правительством РФ разработана программа развития сельскохозяйственной кооперации, которая должна обеспечить реализацию комплексных программ развития сельскохозяйственной кооперации в соответствии с доработанными рекомендациями во всех субъектах Российской Федерации.

Особенностью Ростовской области является то, что этот регион - один из лидеров в Российской Федерации по числу крестьянских фермерский хозяйств: малым и средним бизнесом в сфере сельхозпроизводства занято более 600 тыс. человек, что составляет почти 45% сельских жителей. В Ростовской области всегда уделялось большое внимание развитию малого агробизнеса -фермерским хозяйствам и сельским кооперативам. Сегодня здесь зарегистрировано 53 кооператива, из них 7 перерабатывающих и 46 снабженческо-сбы-товых. В кооперативную деятельность вовлечено порядка 600 фермерских и личных подсобных хозяйств.

Сеть сельскохозяйственных потребительских кооперативов в Ростовской области развивается в рамках областной государственной программы. С 2011 года в соответствии с региональным законом «О развитии сельскохозяйственной потребительской кооперации в Ростовской области» область участвует в федеральных государственных программах поддержки сельскохо-

зяйственной потребительской кооперации [1].

С 2010 по 2019 год объем финансирования малых форм хозяйствования в Ростовской области увеличился в 5 раз - с 300 млн рублей до 1,5 млрд рублей. Это указывает на то, что в Ростовской области развитию малого агробизнеса уделяется особое внимание. Так, например, общий объем инвестиций в развитие материально-технической базы сельскохозяйственной потребительской кооперации Ростовской области начиная с 2010 года составил свыше 850 млн рублей, в том числе почти 250 млн рублей - это средства, которые предоставляются федеральным и областным бюджетами. Таким образом, на один рубль бюджетных средств привлечено более двух рублей частных инвестиций. За этот период созданы и осуществляют свою деятельность 15 производственных объектов на кооперативной основе.

Сложившаяся сегодня экономическая ситуация (негативные последствия экономических санкций, необходимость введения политики импортозамещения) обусловила выработку Правительством РФ концепции государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, а также поддержки индивидуальной предпринимательской инициативы на период с 2018 по 2024 г. Сегодня очевидно, что для эффективного функционирования крестьянских (фермерских) хозяйств необходимы серьезные качественные изменения. Так, остро стоят вопросы совершенствования структуры землепользования в КФХ, стимулирования развития крестьянских (фермерских) хозяйств на основе их объединения в сельскохозяйственные кооперативы и многие другие [2].

Сельское хозяйство - это одна из рискованных отраслей экономики. Здесь очень часто возникают серьезные экономические и финансовые риски.

Различные формы государственной поддержки сельхозпроизводителей

как раз и имеют своей целью снижение влияния экономических и финансовых рисков. Кооперация КФХ позволяет свести к минимуму влияние таких рисков, способствует развитию инфраструктуры первичной переработки, хранения и сбыта сельскохозяйственной продукции [3].

Так, в Ростовской области сельхозпроизводителей стимулируют при помощи льготного кредитования. В частности, с начала 2018 года в Ростовской области субъектам АПК стало доступно льготное кредитование под 5% годовых, которое пришло на смену субсидированию процентной ставки. Чтобы получить заем, сельхозтоваропроизводители должны просто подать заявку в уполномоченные банки, в числе которых Сбербанк, ВТБ, Райффайзенбанк, Россельхозбанк. Однако необходимо отметить, что здесь существуют серьезные проблемы, связанные с большими трудностями получения таких кредитов начинающими фермерами [4].

Кроме того, начиная с 2012 года в Ростовской области реализуются программы предоставления грантов для развития семейных животноводческих ферм и создания новых фермерских хозяйств. Участниками программ, получившими средства господдержки, стали почти 700 фермерских хозяйств. Поддержка АПК Ростовской области со стороны государства начиная с 2017 года осуществляется в том числе в форме единой субсидии. Это универсальное средство позволяет в сжатые сроки предоставить деньги тем хозяйствам, которые, по мнению регионального министерства сельского хозяйства, наиболее остро в них нуждаются.

В соответствии с планами развития аграрного сектора РФ к 2020 году господдержка по направлению развития КФХ должна была составить 37 млрд рублей. Теперь такая государственная поддержка предоставляется в рамках национального проекта «Малое и сред-

нее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Утверждено постановление Правительства Российской Федерации, предусматривающее предоставление с 2019 по 2024 г. из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов на создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации в субъектах Российской Федерации в размере 37,368 млрд рублей [5].

С 2019 года согласно указу Президента России в стране реализуется федеральный проект «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации», в рамках которого вводятся новые виды поддержки для крестьянских фермерских хозяйств и сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Данные о государственной поддержке фермеров и сельской кооперации в Южном федеральном округе (ЮФО) и Ростовской области (РО) на ближайшие шесть лет (с 2019 по 2024 г.) представлены в таблице 1.

Таким образом, объем финансового обеспечения поддержки фермеров и

развития сельской кооперации со стороны федерального бюджета в ЮФО на ближайшие годы составляет практически 11% от общей суммы по России, а из средств, предоставляемых ЮФО, Ростовская область на эти цели получит в среднем около 15%.

Реализация федерального проекта предусматривает совершенствование комплекса мер поддержки вновь созданных сельскохозяйственных кооперативов (с 1 июля 2019 г. по 20 декабря 2019 г.) и фермеров, которые являются членами сельскохозяйственных кооперативов, а также уже существующих продуктов АО «Корпорация «МСП», АО «МСП Банк», АО «Россель-хозбанк», АО «Росагролизинг», касающихся кредитно-гарантийной и финансовой поддержки сельскохозяйственных кооперативов и фермеров, которые являются членами сельскохозяйственных кооперативов. Программа поддержки предусматривает обязательное увеличение числа вновь вовлеченных в субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП), которые осуществляют деятельность в сфере сельского хозяйства (таблица 2).

Таблица 1 - Основные направления финансового обеспечения государственной поддержки фермеров и развития сельской кооперации в рамках национальной программы в ЮФО и Ростовской области на период с 2019 по 2024 г.7

Направления Финансового Всего, млн руб. Объем по годам, млн руб.

обеспечения 2019 2020 2021 2022 2023 2024

Федеральный бюд- 37368,00 7 373 1 836 4 608 5 914 8 514 9 123

жет:

в том числе

Южный федеральный 4 089,35 773,54 225,15 526,96 681,60 942,93 939,17

округ (ЮФО)

ЮФО,% от общего 10,9 10,5 12,3 11,4 11,5 11,1 10,3

объема по РФ

Ростовская область 618,45 111,94 32,61 80,38 101,29 148,07 144,16

(РО)

РО, % от общего объ- 15,1 14,5 14,5 15,2 14,9 15,7 15,3

ема по ЮФО

7 Составлено авторами по данным Паспорта федерального проекта «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации».

Также планируется увеличение количества вновь созданных субъектов малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские хозяйства) и сельскохозяйственные потребительские кооперативы (таблица 3).

Анализ данных, представленных в таблицах 2 и 3, показывает, что в рамках федерального проекта «Система поддержки фермеров и развития сельской кооперации» доля вовлеченных в

субъекты МСП за счет средств государственной поддержки в предстоящие годы реализации проекта в Ростовской области относительно ЮФО составляет в среднем около 19%, а доля вновь созданных субъектов малого и среднего предпринимательства в сельском хозяйстве за счет средств государственной поддержки в предстоящие годы реализации проекта в Ростовской области относительно ЮФО - в среднем около 9%.

Таблица 2 - Распределение числа вовлеченных в субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП) ЮФО и РО, осуществляющие деятельность в сфере сельского хозяйства, в том числе за счет средств государственной поддержки, в рамках федерального проекта «Система поддержки фермеров и развития сельской кооперации» по периодам реализации

федерального проекта, чел.8

Субъект РФ, регион Период реализации федерального проекта, год

2019 2020 2021 2022 2023 2024

Южный федеральный округ (ЮФО) 1 346 1 019 1 235 1 647 2 389 2 598

В том числе Ростовская область (РО) 264 162 249 321 477 512

РО к ЮФО (%) 19,6 15,9 20,1 19,5 20,0 19,7

Таблица 3 - Распределение числа вновь созданных субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) в сельском хозяйстве ЮФО и РО, включая крестьянские (фермерские хозяйства) и сельскохозяйственные потребительские кооперативы по периодам реализации федерального проекта, ед.9

Субъект РФ, регион Период реализации федерального проекта, год

2019 2020 2021 2022 2023 2024

Южный федеральный округ (ЮФО) 205 169 206 243 299 312

В том числе Ростовская область (РО) 14 15 19 23 33 32

РО в % к ЮФО 6,8 8,9 9,2 9,5 11,0 10,3

8 Составлено авторами по данным Паспорта федерального проекта «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации».

9 Составлено авторами по данным Паспорта федерального проекта «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации».

В Ростовской области продолжает активно развиваться сеть сельскохозяйственных потребительских кооперативов как одна из форм малого и среднего предпринимательства. С 2011 года область участвует в федеральных государственных программах поддержки сельскохозяйственной потребительской кооперации, которые реализуются в соответствии с региональным законом «О развитии сельскохозяйственной потребительской кооперации в Ростовской области». Так, с 2018 года в Ростовской области был увеличен максимальный размер гранта (с 25 млн рублей до 70 млн рублей), который направляется на поддержку именно сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Таким образом, благодаря федеральным грантам Ростовская область стала одним из ведущих регионов по объемам средств, которые направляются на реализацию федеральных программ. Необходимо подчеркнуть, что сегодня в целях стимулирования развития потребительской кооперации предоставляется более 30 различных видов государственной поддержки.

Развитию сельскохозяйственных потребительских кооперативов уделяет особое внимание федеральный проект «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации». В соответствии с этим проектом в среднем 81,5% от числа лиц, вовлеченных в субъекты МСП по Ростовской области, должны относиться к сельскохозяйственным потребительским кооперативам (таблица 4).

Согласно региональной составляющей федерального проекта «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» до 2024 года на территории Ростовской области в субъекты малого и среднего предпринимательства АПК должно быть вовлечено 1200 человек. На выполнение показателей федерального проекта будет направлено порядка 600 млн рублей. В

частности, средства будут направлены на предоставление грантов новым фермерам для приобретения основных средств и сельскохозяйственных животных. Также предполагается предоставлять гранты на выплату субсидий сельхозкооперативам. В этом случае речь идет о возмещении до 15% затрат на закупку сельхозпродукции у членов кооператива, а также о возмещении до 50% затрат на приобретение сельхозтехники, животных, торгового оборудования, мини-теплиц. Особо следует отметить, что 60% выделяемых бюджетных средств на поддержку фермеров и развитие сельской кооперации планируется направить по минимально низкой ставке предоставляемой субсидии в расчете на один гектар обрабатываемой площади сельскохозяйственных земель, т.е. бюджетные средства получат обязательно те фермеры, которые обрабатывают пашню и занимаются выращиванием на ней растениеводческих культур. Оставшиеся 40% бюджетных средств представляют собой стимулирующую долю предоставляемой субсидии. Здесь необходимо отметить, что стимулирующая доля субсидии рассчитывается исходя из степени интенсивности обрабатываемых земель. В свою очередь, степень интенсивности ожидается рассчитывать по показателю количества выращенной готовой продукции растениеводства. Причем полученный фактический физический объем выращенной продукции растениеводства должен быть переведен в условный объем продукции в целях сопоставления различных видов растениеводческой продукции, выращенных на обрабатываемых землях [6]. Эти мероприятия обусловлены отраслевыми особенностями сельскохозяйственного производства, в частности сезонностью, разными сроками созревания сельскохозяйственных культур [7].

Таким образом, благодаря серьезной государственной поддержке, сель-

скохозяйственная кооперация становится одной из приоритетных форм работы сельхозпроизводителей. В связи с этим важным моментом для КФХ является реализация программного подхода по следующим направлениям.

1. Рост доступности кредитов для КФК (крестьянских фермерских хозяйств) и создаваемых на их основе сельскохозяйственных кооперативов.

2. Стимулирование создания заготовительных и снабженческо-сбытовых структур, развитие кредитной кооперации.

3. Получение налоговых льгот при взаимодействии внутри сельхозкооператива [8].

В целях реализации этих мероприятий уже проведена определенная работа: внесены поправки в Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» в части формирования вопросов, связанных с управлением внутри кооператива, а также принципов ведения реестра членов и ассоциированных членов сельскохозяйственных кооперативов, организации субсидиарной ответственности в потребительских кооперативах, условий, при которых осуществляется реорганизация кооперативов или происходит их ликвидация. Также внесенные поправки в Федеральный закон № 193-ФЗ регулируют вопросы ответственности ревизионных союзов и их саморегулируемых организаций перед коопера-

тивами и их членами за качество осуществляемой ревизионной, консультационной, экспертной работы и предупредительных мер.

Правительством РФ на 2019 год запланирована разработка проекта федерального закона о внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части установления для сельскохозяйственных потребительских кооперативов специальной налоговой ставки по налогу на прибыль, полученную от оказания услуг кооперативом своим членам, принятие этого закона позволит снизить налоговую нагрузку на членов кооператива и сделать, таким образом, налоговый режим наиболее привлекательным.

Выводы. Выявленные тенденции должны учитываться при разработке проекта федерального закона о внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части установления для сельскохозяйственных потребительских кооперативов специальной налоговой ставки по налогу на прибыль, полученную от оказания услуг кооперативом своим членам. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что КФХ как главный субъект МСП в сельском хозяйстве имеет перспективы дальнейшего развития, объединяясь в сельскохозяйственную кооперацию и опираясь на государственную поддержку.

Таблица 4 - Распределение числа вовлеченных в субъекты МСП по Ростовской области по периодам реализации федерального проекта, чел.10

Субъекты МСП Период реализации федерального п эоекта, год

2019 2020 2021 2022 2023 2024

Всего 264 162 249 321 477 512

В том числе в сельскохозяйственные потребительские кооперативы 230 125 200 260 386 422

В % к общем числу вовлеченных в субъекты МСП 87,1 77,2 80,3 81,0 80,9 82,4

10 Составлено авторами по данным Паспорта федерального проекта «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации».

Библиографический список

1. Герасимова И.А., Нестерен-ко Н.А., Ткаченко И.Ю. Потенциал им-портозамещения в АПК Ростовской области // Механизмы и инструменты экономического роста региональной экономики: состояние, политика и прогноз: материалы международной научно-практической конференции / РГЭУ (РИНХ), Ростовское региональное отделение Вольного экономического общества России, Всероссийский НИИ экономики и нормативов. - Ростов н/Д, 2015. - С. 86-88.

2. Мальцева В.А. Государственная поддержка сельского хозяйства в зарубежных странах: эволюция теории и практики реализации. - Екатеринбург: УМЦ УПИ, 2015. - С. 157-182.

3. Патракеева О.Ю., Ножкина Н.А. Тенденции и потенциал развития АПК южных регионов России // Agricultural economics. Экономика: вчера, сегодня, завтра. - 2016. - Т. 6. -№ 11В. - С. 267-277.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Зубренкова О.А., Федотова О.И. Классификация крестьянских (фермерских) хозяйств, факторы и условия, определяющие их эффективное функционирование // Вестник НГИЭИ. - 2015. - С. 38-51.

5. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 20132020 годы [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.government.ru/.

6. Папахчян И.А., Лисов-ская Р.Н., Шамров К.Н. Экономическое положение регионального аграрного сектора и малого хозяйствования // Региональное развитие. - 2015. - № 6 (10). -С. 1-8.

7. Семененко Г.А., Афанасьева Л.В., Каплунова И.В. Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации как основа предпринимательской деятельности на селе // Вестник

Белгородского университета кооперации, экономики и права. - 2018. -№ 3 (70). - С. 320-333. DOI 10.21295\2223-5639-2018-3-320-333.

8. Спешилова Н.В., Толкачева Ю.В. Роль крестьянских фермерских хозяйств в решении проблемы импорто-замещения // Проблемы развития предприятий: теория и практика: материалы 16-й международной научно-практической конференции: в 3 ч. - 2017. -С. 171-177.

9. Oxana Babetskaia-Kukharchuk, Mathilde Maurel Russia's accession to the WTO: the potential for trade increase. CNRS-ROSES, University of Paris I, 106112 Blvd de l'Hôpital, 75013 Paris, France, State University - HSE, Moscow, CERGE-EI, Prague WDI, CEPR // Journal of Comparative Economics. - 2004. -No. 32. - Рр. 680-699.

10. Yulia Vertakova, Vladimir Plotnikov, Mihail Culicov The Key Factors, Determining the Industrial Development of Russia under the Conditions of Membership in the WTO // International Conference on Applied Economics, ICO-AE 2015, 2-4 July 2015, Kazan, Russia. Procedia Economics and Finance. - 2015. -No. 24. - Рр. 743-749.

11. Viktor Gnevko, Nina Shahina, Sergey Kirsanov Implications of the Russian Federation's accession to the WTO // 15th International scientific conference «Underground Urbanisation as a Prerequisite for Sustainable Development». Procedia Engineering. - 2016. - No. 165. -Рр. 1039-1045.

12. Tatiana Gubaidullina, Alexander Yakupov Export potential of the Russian regions in the context of WTO accession // International Conference on Applied Economics, ICOAE 2015, 2-4 July 2015, Kazan, Russia. Рrocedia Economics and Finance. - 2015. - No. 24. - Рр. 274279.

13. Damir Khairullov Challenges of Sustainable Development of Regional Economy in The Conditions of Russia's

Accession to The World Trade Organization // 2nd GLOBAL CONFERENCE on BUSINESS, ECONOMICS, MANAGEMENT and TOURISM, 30-31 October 2014. Prague, Czech Republic. Procedia Economics and Finance. - 2015. - No. 23. -Рр. 303-308.

14. Регионы России. Социально-экономические показатели - 2018 [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.gks. ru/bgd/regl/B18_14p/Main. htm.

15. Gordon Rausser and David Zilberman The Evolution of US Agricultural Policy. University of California, Berkeley, CA, USA, 2016. Elsevier Inc. 1-17.

16. Малое и среднее предпринимательство в России [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gks.ru/wps/ wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistic s/publications/catalog/doc_1139841601359.

Bibliographic list

1. Gerasimova I.A., Nesteren-ko N.A., Tkachenko I.Yu. The potential of import substitution in the agricultural sector of the Rostov region // Mechanisms and tools for economic growth of a regional economy: state, policy and forecast: Materials of the international scientific-practical conference / RSEU (RINH), Rostov Regional Branch of the Free Economic Society of Russia, All-Russian Research Institute of Economics and Standards. - Rostov-on-Don, 2015. - Рр. 86-88.

2. Maltseva V.A. State support of agriculture in foreign countries: the evolution of theory and practice of implementation. - Ekaterinburg: UMC UPI, 2015. -Рр. 157-182.

3. Patrakeeva O.Yu., Nozh-kina N.A. Trends and development potential of the agricultural sector of the southern regions of Russia // Agricultural economics. Economy: yesterday, today, tomorrow. - 2016. - Vol. 6. - No. 11В. -Рр. 267-277.

4. Zubrenkova O.A., Fedoto-va O.I. Classification of peasant (farmer)

farms, factors and conditions that determine their effective functioning // Bulletin of NIIEI. - 2015. - Pp. 38-51.

5. State program for the development of agriculture and regulation of agricultural products, raw materials and food markets for 2013-2020 [Electronic resource]. - Access mode: http://www. government.ru/.

6. Papakhchyan I.A., Lisovskaya R.N., Shamrov K.N. The economic situation of the regional agricultural sector and small business // Regional Development. - 2015. -No. 6 (10). - Pp. 1-8.

7. Semenenko G.A., Afanasye-va L.V., Kaplunova I.V. The development of agricultural consumer cooperation as the basis of entrepreneurial activity in the countryside // Bulletin of the Belgorod University of Cooperation, Economics and Law. - 2018. - No. 3 (70). - Pp. 320-333. DOI 10.21295\2223-5639-2018-3-320-333.

8. Speshilova N.V., Tolkache-va Yu.V. Role of peasant farms in solving the problem of import substitution // Problems of Enterprise Development: Theory and Practice: Materials of the 16th International Scientific and Practical Conference: In 3 parts. - 2017. - Pp. 171-177.

9. Oxana Babetskaia-Kukharchuk, Mathilde Maurel Russia's accession to the WTO: the potential for trade increase. CNRS-ROSES, University of Paris I, 106112 Blvd de l'Hôpital, 75013 Paris, France, State University - HSE, Moscow, CERGE-EI, Prague WDI, CEPR // Journal of Comparative Economics. - 2004. -No. 32. - Pp. 680-699.

10. Yulia Vertakova, Vladimir Plotnikov, Mihail Culicov The Key Factors, Determining the Industrial Development of Russia under the Conditions of Membership in the WTO // International Conference on Applied Economics, ICO-AE 2015, 2-4 July 2015, Kazan, Russia. Procedia Economics and Finance. - 2015. -No. 24. - Pp. 743-749.

11. Viktor Gnevko, Nina Shahina, Sergey Kirsanov Implications of the Rus-

sian Federation's accession to the WTO // 15th International scientific conference «Underground Urbanisation as a Prerequisite for Sustainable Development». Procedia Engineering. - 2016. - No. 165. -Pp. 1039-1045.

12. Tatiana Gubaidullina, Alexander Yakupov Export potential of the Russian regions in the context of WTO accession // International Conference on Applied Economics, ICOAE 2015, 2-4 July 2015, Kazan, Russia. rocedia Economics and Finance. - 2015. - No. 24. - Pp. 274279.

13. Damir Khairullov Challenges of Sustainable Development of Regional Economy in The Conditions of Russia's Accession to The World Trade Organization // 2nd GLOBAL CONFERENCE on

BUSINESS, ECONOMICS, MANAGEMENT and TOURISM, 30-31 October 2014. Prague, Czech Republic. Procedia Economics and Finance. - 2015. - No. 23. -Pp. 303-308.

14. Regions of Russia. Socioeconomic indicators - 2018 [Electronic resource]. - Access mode: http://www. gks.ru/bgd/regl/B 18_14p/Main.htm.

15. Gordon Rausser and David Zilberman The Evolution of US Agricultural Policy. University of California, Berkeley, CA, USA, 2016. Elsevier Inc. 1-17.

16. Small and medium enterprises in Russia [Electronic resource]. - Access mode: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications /catalog/doc_1139841601359.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.