Научная статья на тему 'Особенности государственной поддержки предпринимательства Северо-Запада страны'

Особенности государственной поддержки предпринимательства Северо-Запада страны Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
169
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / ПРОБЛЕМЫ / РАЗВИТИЕ / РЕГИОНЫ / SMALL BUSINESS / PROBLEMS / DEVELOPMENT / REGIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соколов А.П.

В данной статье автором анализируются актуальные проблемы развития малого предпринимательства. На основании статистических данных по России и сравнительного анализа с особенностями развития сегмента малого бизнеса в других странах делается вывод о необходимости ключевых изменений. Подтверждается важность формирования благоприятных политических, экономических, правовых, социальных условий, поддержание и укрепления малого бизнеса в Вологодской области и в РФ в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF STATE SUPPORT OF ENTREPRENEURSHIP IN THE NORTH-WEST OF THE COUNTRY

In this article, the author analyzes the current problems of small business development. Based on statistical data on Russia and comparative analysis with the peculiarities of the development of the small business segment in other countries, it is concluded that key changes are necessary. It confirms the importance of creating favorable political, economic, legal, social conditions, maintaining and strengthening small business in the Vologda region and in the Russian Federation as a whole.

Текст научной работы на тему «Особенности государственной поддержки предпринимательства Северо-Запада страны»

УДК: 658, 338.1

ББК: 65.301

Соколов А.П.

ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

СЕВЕРО-ЗАПАДА СТРАНЫ

Sokolov A.P.

FEATURES OF STATE SUPPORT OF ENTREPRENEURSHIP IN THE NORTH-WEST OF THE COUNTRY

Ключевые слова: малый бизнес, проблемы, развитие, регионы.

Keywords: small business, problems, development, regions.

Аннотация: в данной статье автором анализируются актуальные проблемы развития малого предпринимательства. На основании статистических данных по России и сравнительного анализа с особенностями развития сегмента малого бизнеса в других странах делается вывод о необходимости ключевых изменений. Подтверждается важность формирования благоприятных политических, экономических, правовых, социальных условий, поддержание и укрепления малого бизнеса в Вологодской области и в РФ в целом.

Abstract: in this article, the author analyzes the current problems of small business development. Based on statistical data on Russia and comparative analysis with the peculiarities of the development of the small business segment in other countries, it is concluded that key changes are necessary. It confirms the importance of creating favorable political, economic, legal, social conditions, maintaining and strengthening small business in the Vologda region and in the Russian Federation as a whole.

Глядя на опыт развитых зарубежных стран, можно сделать вывод о необходимости развития малого бизнеса, как обязательного условия экономической диверсификации. Развитие малого бизнеса в регионах является стратегическим фактором, определяющим их устойчивое социально-экономическое развитие.

Прежде чем провести анализ предпринимательской активности Северо-Запада России, необходимо дать общую экономическую оценку данному федеральному округу, показать его экономический потенциал и развитость.

Северо-Западный федеральный округ является одним из индустриально развитых. Он поставляет промышленную продукцию и играет весомую роль в формировании межрегионального рынка.

Основная часть промышленной продукции производится предприятиями топливно-энергетического комплекса, они сосредоточены в большей степени на территории Республики Коми и в Ненецком автономном округе.

Предприятия химической промышленности специализируются на производстве минеральных удобрений, фосфатного сырья, кислот, аммиака.

Лесопромышленный комплекс округа включает стадии заготовки и переработки древесины. Данное производство широко развито в Архангельской области и Республике Карелия.

Посткризисный рост промышленного производства носил восстановительный характер, условий для нового качественного роста в эти годы заложено не было. Поэтому индекс физического объема производства продукции СЗФО в 2016 году характеризовался снижением в четырех регионах, включая Вологодскую область.

На протяжении исследуемого периода количество организаций и предприятий государственной и муниципальной форм собственности уменьшается, а количество частной увеличивается, это говорит о том, что процесс акционирования в регионе еще продолжается.

Эффективность использования капи-

тальных ресурсов показывает фондоотдача -сколько продукции произведено на 1 рубль вложенных в производство основных средств. В среднем в 2017 году по СЗФО фондоотдача составила 40 коп. валового продукта. Наибольшую отдачу показали г. Санкт-Петербург (63 коп.) и Калининградская область (49 коп). Самая низкая фондоотдача в Республике Коми (28 коп.).

В 2014-2015 годах в металлургической, химической, лесопромышленной отраслях восстановились объемы реализации и выручки.

В 2014 году удельный вес металлургического производства в общем объеме отгруженной продукции повысился до 63%. Доля металлургии и химической промышленности в отгруженной обрабатывающими производствами продукции составляет почти 80%. В связи с этим промышленность подвержена большим рискам при изменениях рыночной конъюнктуры.

Развитие металлургической и химической отраслей определяется локализацией региона в непосредственной близости от Кольского полуострова с имеющимися на нем залежами апатитов, железной руды и угля. В этих отраслях производится 80% общего объема промышленной продукции региона.

Для российской экономики наступает период, когда средний возраст основных фондов на большинстве предприятий превышает 20 лет, то есть требует модернизации или замены. Отсутствие инвестиционной активности и отсутствие выгодных для предприятий программ кредитования приводит к тому, что после выхода из строя оборудования может создаться опасная для производственной сферы ситуация. Несмотря на то, что компании, реализующие нефть, аккумулируют средства, не происходит их отраслевого или секторального распределения. Это связано с отсутствием механизма регулирования процесса перераспределения денежных средств, что служит проявлением неэффективности экономической политики государства. Продолжается вывоз капитала из страны, возвращение которого остается проблематичным. Консервируется техниче-

ская и технологическая отсталость1.

Степень износа основных фондов на предприятиях округа увеличивается во всех регионах округа от 33 до 46%, что требует значительных инвестиционных вложений в их обновление и техническое перевооружение.

Практически на единичных предприятиях области созданы и действуют фонды реновации для модернизации основных фондов, но и существующие размеры этих фондов не позволяют восстановить основной капитал в силу высокого уровня инфляции.

Основные фонды в сырьевых производствах обновляются более активно, чем в производствах, связанных с углубленной переработкой ресурсов. Это усиливает сырьевую специализацию предприятий.

Проводя анализ убыточных предприятий региона, можно отметить, что их большее количество находится в отрасли здравоохранения и предоставления социальных услуг, в Вологодской области этот показатель составил 56% от общего числа организаций.

Подтверждением высокой дифференциации внутрифирменной по размеру основных фондов является тот факт, что более 80% основных фондов аккумулированы в двух центральных городах, оставшиеся 20% распределены по другим предприятиям.

Устойчивое развитие любой системы связано с постоянным усложнением. В этом случае системы, с одной стороны, должно протекать интенсивно, путем усложнения ее внутренней структуры, а с другой стороны -экстенсивно, за счет расширения связей, отношений с внешней относительно системы средой.

Внешнеэкономическая деятельность регионов Российской Федерации является отличительной чертой нового российского федерализма. В настоящее время внешние связи стали весомым компонентом отношений России с зарубежными странами. Процесс вхождения субъектов Федерации в международное сотрудничество, в том числе в ВТО, был непростым, сопровождался просчетами, ошибками и нарушениями, что

1 Нешитой, А. К новой модели экономического развития: воспроизводственный аспект [Текст] / А. Нешитой // Экономист. - 2010. - № 2. - С.10-24.

объяснялось непроработанностью правовой базы, отсутствием опыта. В соответствии с Конституцией, российским законодательством, указами Президента России субъекты Федерации имеют право на осуществление международных и внешнеэкономических связей. Координация этих связей составляет предмет совместного ведения центра и субъектов Федерации. Будучи субъектами Российской Федерации, регионы не являются субъектами международного права. Оборот внешней торговли в целом по СЗФО увеличивается. Высокие показатели наблюдаются в г. Санкт-Петербурге, Ленинградской и Калининградской областях, самый низкий - в Псковской области.

Применительно к международной деятельности российское законодательство использует термин «связи», а не «отношения», подчеркивая тем самым неполитический характер этой деятельности. Под международными и внешнеэкономическими связями промышленного предприятия понимаются связи в торгово-экономической, научно-технической, экологической, гуманитарной и других неполитических областях.

Внешнеэкономическая деятельность входит в состав важнейших составляющих экономики промышленного предприятия. Речь идет как о выручке за товары и услуги, так и о зарубежных инвестициях в промышленные производственные проекты. Чтобы позволить региону занять определенную ступень в мировой торговле, требуется совершенствование структуры товаропроизводства.

Для развития межрегиональных взаимоотношений необходима реализация политики, адекватной современным социально-экономическим условиям и направленной прежде всего на стимулирование спроса и предложения на самой территории области, создание благоприятного климата для активизации бизнес-процессов, развитие информационного обеспечения межрегиональных отношений с целью наблюдения за изменением ситуации на мировых рынках, а также с целью выявления перспективных направлений развития взаимодействия между предприятиями Вологодской областью и другими регионами.

Стратегическим ориентиром России

на современном этапе развития является «экономика, основанная на знаниях», то есть интенсивное формирование инноваций, социальный капитала, новых идей, форм организации, институтов. Именно она станет залогом устойчивого развития промышленного предприятия.

Интеллектуальный потенциал является источником новых знаний, повышающих эффективность и конкурентоспособность экономики промышленного предприятия в целом. Именно поэтому его изучение и влияние на результаты и эффективное развитие промышленных социально-экономических систем становится особенно актуальным.

Инновационный потенциал - один из основных факторов современного экономического роста промышленного предприятия, индикатор конкурентоспособности промышленных экономических систем, их полноценной интеграции в мировую экономику. Он генерирует ресурсы, позволяющие сглаживать асимметричные явления в развитии промышленного предприятия. Обеспечение инфраструктуры, которая способствует разработке и внедрению инноваций, является залогом увеличения рынка труда и конкурентоспособности промышленного продукта, а также повышения уровня жизни. Анализируя тенденции экономического роста на государственном уровне, можно выявить среди лидеров те промышленные предприятия, которые делают ставку на активную разработку и внедрение инновационных подходов и на создание высоких технологий. Для сравнения, в развитых странах доля общего ВВП, создаваемого за счет обозначенных направлений деятельности, колеблется в пределах 50-90%1.

В 2016 году исследования на промышленных предприятиях финансируются на 39% за счет средств бюджета, остальное тратят организации предпринимательского сектора.

Экономический эффект от деятельности малого бизнеса оценивается по вкладу в

1 Герасимов, А.В. Развитие инновационного потенциала экономики регионов Российской Федерации (методология, механизмы и инструменты) [Текст]: автореферат дис. ... доктора экон. наук: 08.00.05 / Герасимов Алексей Вячеславович. - Санкт-Петербург, 2012. - 45 с

валовой региональный продукт, повышению качества и конкурентоспособности производимых товаров и услуг, уровню диверсификации деятельности субъектов малого предпринимательства, росту торгового баланса города с регионами РФ и зарубежными странами. Также учитывается вклад малого бизнеса в реализацию приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения, образования, обеспечения населения жильем. Все возрастающее значение малого бизнеса в социально-экономическом развитии страны ставит на повестку дня вопрос о признании его общенациональным проектом.

Роль и место малого бизнеса в промышленном развитии раскрывается более полно через исследование его функций. В научной литературе выделяют два направления: экономическое и социальное. Экономическими функциями малого предпринимательства являются: противодействие тенденциям монополизации рынка, заполнение ниш, неэффективных для крупного бизнеса, содействие научно-техническому прогрессу. К социальным функциям относят формирование среднего класса в регионе, который является движущей силой рыночной экономики, снижение социальной напряженности в обществе за счет создания новых рабочих мест, обеспечение самозанятости населения.

На сегодняшний день РФ существенно уступает странам с развитой рыночной экономикой в части соотношения количества малых предприятий с численностью населения. Так, на 1000 граждан в Европе в среднем приходится 35-40 малых предприятий, а в России - менее 10.

Уровень развития малого бизнеса в Вологодской области остается низким, а удельный вес его бюджетных отчислений очень незначительным. Так, за исследуемый период на протяжении 14 лет (с 2002 по 2016 год включительно) данный показатель стабильно колеблется в пределах 1,4-3,1%. Примечательно, что эти поступления преимущественно обеспечиваются предприятиями малого бизнеса, которые применяют специальные системы налогообложения.

В 2015 году в регионе насчитывалось 6429 субъектов малого предприниматель-

ства, в 2016 году количество увеличивается на 1478 единиц. Их удельный вес в общей численности организаций региона составляет 17%, 71% из которых составляют предприятия с численностью постоянно работающих до 30 человек.

За период 2012-2015 гг. наблюдается существенный рост предпринимательской активности населения и увеличение количества работников в сфере малого бизнеса. Доля занятых в сфере малого предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, составляет 27% от общей численности занятых в экономике области.

За анализируемый период выросла численность работников в данной сфере на 12% и составила более 92 тысяч человек. Развитие малых предприятий в Вологодской области происходит неравномерно по отраслям деятельности. Так наибольшее количество находится в сегменте оптовой и розничной торговли - 36%, на втором месте находятся организации, осуществляющие операции с недвижимым имуществом1.

Концентрация малого бизнеса в торго-во-посреднической сфере на предыдущих этапах его формирования (1992-1997 годы) привела к быстрому накоплению частных капиталов, получению предпринимательских навыков и опыта. Однако в настоящее время возможность быстрого получения дохода за счет коммерческих сделок себя исчерпала, и для развития необходим более качественный менеджмент, реализация преимуществ межфирменной кооперации и минимизация транзакционных издержек2.

В 2015 году на субъекты малого бизнеса приходится 47% общеобластного оборота розничной торговли, 23% объема платных услуг населению, 36% грузооборота автомобильного транспорта.

Экономические показатели этой сферы свидетельствуют, что после острой кризисной фазы 2009 года к 2012 году оборот малых организаций увеличился примерно

1 Ивасюк Р.Я. Анализ особенностей развития малого предпринимательства на современном этапе. // Экономический анализ: теория и практика, 2009, № 4.

2 Долгопятова Т., Евсеева И., Широнин В. Роль законодательства и регулирования в становлении малого бизнеса в России // Вопросы экономики. - 1997. - № 11.

на 28 млн. рублей, параллельно с этим увеличиваются сальдированный финансовый результат и рентабельность предприятий.

Мы показали основные изменения, происходящие в Север-Западном федеральном округе, предлагаем остановиться более детально на изменениях, произошедших в Вологодской области, как субъекте наиболее оптимально отражающий данную территорию.

Финансовый кризис 2010 года Вологодская область пережила болезненно: она оказалась в числе регионов, где имело место наиболее значительное снижение объемов продукции, доходов населения, возрастание дефицита территориального бюджета.

Спад производства и реализации продукции произошел в ОАО «Северсталь». В 2013 году объем отгруженной металлургической продукции по сравнению с 2012 годом сократился на 44%, продукции химического производства на 40%.

В 2014 году удельный вес металлургического производства в общем объеме отгруженной продукции повысился до 63%. Доля металлургии и химической промышленности в отгруженной обрабатывающими производствами продукции составляет почти 80%. В связи с этим промышленность подвержена большим рискам при изменениях рыночной конъюнктуры.

На общий финансовый результат по Вологодской области большое влияние оказывает деятельность ОАО «Северсталь». Предприятия отрасли обеспечивают до 80% прибыли и до 65% поступлений налога на прибыль в территориальные консолидированные бюджеты.

Проводя анализ убыточных предприятий региона, можно отметить, что их большее количество находится в отрасли здравоохранения и предоставления социальных услуг, в Вологодской области этот показатель составил 56% от общего числа организаций.

Потребительский рынок в Вологодской области развит в большей степени в г. Вологде и в г. Череповце. Это объясняется тем, что высокая привлекательность отрасли розничной торговли ввиду высокого спроса и концентрации товарных потоков

находится в данных городах. После финансового кризиса замедлился темп потребительского спроса, и особенно эта тенденция проявилась в Верховажском и Бабушкин-ском районах.

Вологодская область является регионом, в котором внешнеторговая деятельность оказывает существенное влияние на формирование общеэкономических результатов. Регион в межрегиональных связях выступает, прежде всего, как крупный поставщик продукции производственно-технического назначения, ее суммарная стоимость в 2016 году составила 86% от общего объема отгруженной продукции. Макроструктура ввоза во многом обусловлена структурой промышленного производства. Около 82% ввезенной продукции по стоимости используется предприятиями области в качестве сырья и топлива в производственных процессах. Вторую большую группу межрегиональных торговых отношений формируют потребительские товары.

Вологодская область на протяжении исследуемого периода имеет положительное сальдо внешнеторгового баланса, что обеспечивается преимущественно за счет экспорта товаров. Основу экспорта составляет продукция черной металлургии, химического и лесопромышленного комплексов. Поставщиком на мировой рынок черных металлов выступает ОАО «Северсталь». Акционерное общество поставляет продукцию в Китай, США, Канаду и страны Европы. Минеральные и азотные удобрения, производимые АО «Аммофос», поступают в более чем 25 стран мира. Продукция лесопромышленного комплекса экспортируется в Финляндию, Норвегию, Швецию, Германию и другие страны.

Импорт продукции предприятий Вологодскую область после мирового кризиса 2008 года снизился на 25%. Ведущее место занимает машиностроительная продукция, далее идут продукты нефтехимического комплекса, ферросплавы и металлический марганец. Небольшую, но заметную долю занимает импорт продовольственных товаров и сырье для их производства. Наиболее крупные поставки на предприятия Вологодской области осуществляются из таких стран, как Китай, Финляндия, Италия,

США, Германия и др.

В целом анализ внешнеторгового оборота предприятий Вологодской области позволяет сделать выводы о том, что в регионе складывается дифференцированная структура внешнеэкономических связей со значительным количеством субъектов и территориально-географической развитостью экспортно-импортных связей.

За 2013-2015 годы в Вологодской области уменьшилось число организаций, занимающихся исследованиями и разработками с 18 до 17, однако их доля в общей численности действующих организаций и предприятий очень мала и составляет 0,05% (по России составляет примерно 0,09%).

Рассматривая типовую структуру организаций, выполняющих разработки и исследования в 2016 году, мы видим, что 57,9% из них проведены в научно-исследовательских конструкторских бюро, 31,6% - в вузах и только 10,5% на предприятиях. При этом доли организаций по формам собственности составляют: государственный сектор - 42,1% разработок, предпринимательский - 26,3%, вузы -31,6%.

Квалификацию работников, выполняющих НИОКР, отражает количество исследователей с ученой степенью. За период с 2012 по 2016 год их количество в целом по России и по региону увеличилось на 14 человек (с 64 человек до 78). Но на душу населения данный показатель в Вологодской области составляет 5,7%, что ниже общероссийского в 3 раза. Таким образом, для Вологодской области серьезной проблемой является кадровое обеспечение научно-технической и инновационной деятельности.

В анализируемом периоде финансирование науки на уровне страны, регионов и промышленных предприятий является проблемой. С 2012 года по 2016 год объем внутренних затрат на исследования и разработки в Вологодской области увеличивается, но затраты на обучение и подготовку персонала настолько незначительны, что это сказывается на объеме отгруженной инновационной продукции.

Проведённый анализ показал, что не все так благополучно на региональном уровне, считаем, что не задействован в пол-

ной мере малый бизнес и предпринимательство, поэтому считаем возможным обратить внимание на данный вопрос.

Из мирового опыта известно, что за счет малого предпринимательства достигается баланс между решением социальных вопросов и эффективностью рынка. Однако значимость такого бизнеса проявляется при условии, что его результаты влияют на основные социально-экономические показатели крупных промышленных предприятий1.

Для обеспечения экономического роста на качественно новой научно-технической основе большое значение имеет системно-инновационное развитие малого предпринимательства и венчурного бизнеса. Инвестирование малого предпринимательства на прогрессивной технологической основе потребует гораздо меньших финансовых ресурсов. Кроме того, нередко речь идет о привлечении частного капитала. Однако необходимо ориентироваться прежде всего на внедрение новых отечественных технологий.

В рамках финансовой поддержки таких субъектов на территории области реализованы следующие мероприятия: программа стимулирования предпринимательства и самозанятости для зарегистрированных безработных граждан, в рамках которой рассматривают бизнес-проекты, оказывают консультационные услуги по планированию своего дела; грантовая поддержка для начинающих предпринимателей, зарегистрированных в качестве субъекта предпринимательства не более 1 года; субсидирование части процентов по кредитам и части платежей по лизинговым договорам и предоставление поручительств по кредитам по программе «Гарантийный фонд» для обеспечения доступа уже существующих субъектов малого и среднего предпринимательства к кредитным ресурсам, лизингу оборудования и уменьшению стоимости таких ресурсов; гранты на развитие инновационных проектов для малых предприятий, осуществляющих деятельность в области инно-

Соколов А.П. Стратегия устойчивого сбалансированного развития региона (на примере Вологодской области) / А.П. Соколов // Сегодня и завтра российской экономики. - 2016. - № 78. - С. 7582.

ваций. Примером эффективной практической помощи субъектам малого и среднего предпринимательства является закон федерального уровня от 22.07.2008 №159-ФЗ, который упрощает процедуру приватизации арендуемых помещений на территории муниципального образования «Город Волог-

да»1.

Активная государственная поддержка малым бизнес-структурам оказывается на этапе организации, однако в процессе работы они нередко испытывают финансовые и организационные трудности. Факторами, сдерживающими развитие малого предпринимательства, являются неблагоприятный общеэкономический климат, неразвитость и нестабильность законодательной базы, недостаток собственных финансовых средств, чрезмерные совокупные налоговые выплаты. Высокая стоимость инвестиций для субъектов малого предпринимательства негативно сказывается на их развитии.

В настоящее время средняя ставка по кредитам превышает 16%, что несравнимо с кредитами за рубежом. Льготное налогообложение для вновь создаваемых предприятий отсутствует, большую часть прибыли необходимо выплачивать государству в виде налогов, в то время как ее можно было бы направить на развитие бизнеса. Статистика показала в 2016 году в области около 29,9% убыточных предприятий. Серьезным сдерживающим фактором развития малого предпринимательства является низкий платежеспособный спрос населения. На основании данных социологов, масштабная бедность является признаком современной России. Более чем каждый третий гражданин страны является малообеспеченным, и у большинства из них мало шансов на изменение социального или финансового статуса.

Одной из проблем управления развитием малого предпринимательства является мониторинг продолжительности жизненного цикла экономического субъекта. Это определяется тем, что статистика изучает более детально динамику создания, а динамика ликвидации изучается далеко не во всех регионах.

В связи с развитием рыночных отноше-

1 Никитина С.В. Минфин проявил заботу о малых предприятиях // Главная книга. 2009. №13.

ний в нашей стране предпринимательскую деятельность хозяйствующим субъектам приходится осуществлять в условиях изменчивой экономической и правовой среды, плохо просчитываемых и непредсказуемых рисков. Возникает неясность и неуверенность в получении ожидаемого результата. В данной ситуации крупный бизнес располагает ресурсами для их преодоления, для малых бизнес-структур такая среда зачастую является катастрофичной. Поэтому исследования в сфере управления рисками в предпринимательской деятельности обусловлены необходимостью разработки комплексного подхода к риск-менеджменту. Способность управлять предпринимательскими рисками дает возможность получать прибыль, иметь финансовую стабильность и высокую конкурентоспособ-ность2.

В зарубежных странах, как показывает статистика, доля организаций малого бизнеса в экономике регионов с учетом количества населения и удельного веса работающих в малом бизнесе в среднем составляет около 70%. Масштабы развития малых предприятий в Вологодской области гораздо более скромные.

Малое предпринимательство не требует крупных стартовых инвестиций, но при этом обеспечивает быстрый оборот ресурсов и высокую динамику роста, позволяет создавать новые рабочие места, способствует формированию нормальной конкурентной среды и поэтому занимает особое место в экономике России3.

Успешное развитие предпринимательства возможно лишь при наличии политической воли государства, направленной на формирование благоприятных политических, экономических, правовых, социальных условий, поддержание и укрепление которых обеспечивается масштабным развитием предпринимательства. При этом политика государства должна быть активной и последовательной.

2 Колесников А., Колесникова Л. Малый и средний бизнес: эволюция // Вопросы экономики. -2002. - №7. - С. 64-72.

3 Соколов А.П. Экологическая составляющая при разработке стратегии устойчивого развития регионального АПК / Е.В. Пономорева, А.П. Соколов // Вестник Волжского университета им. Н.В. Татищева. -2014. - № 4 (32). - С. 102-105.

Государственное регулирование предпринимательства может быть эффективным только в том случае, когда оно обеспечено организационно. Особое значение для субъектов предпринимательства имеет достоверная информация о сфере реализации своих интересов. Она является основой для принятия управленческих решений, дает возможность уменьшить риски при реализации проектов. Важную роль в предоставлении такой информации играют органы исполнительной власти. Актуальными для малого предпринимательства в области остаются вопросы об организации бизнеса, о порядке выкупа арендованных площадей, стоимость аренды, бесплатное обучение ведению бизнеса, юридическая и информационная поддержка структур1.

Практика показывает, что исполнительная власть не удовлетворяет потребности предпринимателей в данной информации, в результате предприниматели вынуждены обращаться к консалтинговым организациям.

Структура управления региональной поддержки предпринимательства в настоящее время формируется стихийно, при разработке и реализации программ органы исполнительной власти иногда исходят из своих ведомственных интересов, не всегда обеспечивается должная координация экономических субъектов.

Анализ развития и проблем малого предпринимательства в регионе дает основания утверждать, что в процессе реализации государственной экономической политики обозначились как положительные, так и негативные тенденции. Для выхода из создавшего положения требуются значительные целенаправленные усилия со стороны государственных структур при выработке политики по развитию предпринимательства с детальной разработкой форм и методов поддержки малого бизнеса, а также механизмов анализа их количественных и качественных показателей в процессе развития.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Долгопятова, Т., Евсеева, И., Широнин, В. Роль законодательства и регулирования в становлении малого бизнеса в России // Вопросы экономики. - 1997. - № 11.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Ивасюк, Р.Я. Анализ особенностей развития малого предпринимательства на современном этапе // Экономический анализ: теория и практика. - 2009. - № 4.

3. Колесников, А., Колесникова, Л. Малый и средний бизнес: эволюция // Вопросы экономики. - 2002. - №7. - С.64-72.

4. Никитина, С.В. Минфин проявил заботу о малых предприятиях // Главная книга. -2009. - №13.

5. Оганесова, А.О. Малый бизнес: налоги и отчетность: универсальный справочник. -М.: КноРус, 2008. - 185 с.

6. Соколов, А.П. Экологическая составляющая при разработке стратегии устойчивого развития регионального АПК / Е.В. Пономорева, А.П. Соколов // Вестник Волжского университета им. Н.В. Татищева. - 2014. - № 4 (32). - С. 102-105.

7. Соколов, А.П. Об основных факторах, оказывающих влияние на управление устойчивым развитием промышленного предприятия // Вестник Волжского университета им. Н.В. Татищева. - 2017. - № 4 т. 1 (40). - С. 222-229.

8. Соколов, А.П. Эволюция теоретических знаний на управление региональными социально-экономическими системами / А.П. Соколов // Сегодня и завтра российской экономики. - 2016. - № 77 - С. 98-102.

9. Соколов, А.П. Теоретический подход к определению устойчивого сбалансированного развития региона / А.П. Соколов // Финансовая экономика. - 2016. - №1. - С. 86-91.

10. Соколов, А.П. Роль человеческого капитала в обеспечении устойчивого и сбаланси-

1 Соколов А.П. Об основных факторах, оказывающих влияние на управление устойчивым развитием промышленного предприятия // Вестник Волжского университета им. Н.В. Татищева. - 2017. № 4 т. 1 (40). - С. 222-229.

рованного развития территории / А.П. Соколов // Научное обозрение. Серия 1: Экономика и право. - 2016. - № 4. - С. 68-75.

11. Соколов, А.П. Модель организации управления устойчивым сбалансированным развитием / А.П. Соколов // Научное обозрение. Серия 1. Экономика и право. - 2016. - № 5. -С. 36- 44.

12. Соколов, А.П. Стратегия устойчивого сбалансированного развития региона (на примере Вологодской области) / А.П. Соколов // Сегодня и завтра российской экономики. -2016. - № 78. - С. 75-82.

13. Нешитой, А.К новой модели экономического развития: воспроизводственный аспект [Текст] / А. Нешитой // Экономист. - 2010. - № 2. - С. 10-24.

14. Герасимов, А.В. Развитие инновационного потенциала экономики регионов Российской Федерации (методология, механизмы и инструменты) [Текст]: автореферат дис. ... доктора экон. наук: 08.00.05 / Герасимов Алексей Вячеславович. - СПб., 2012. - 45 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.