УДК 334.012.64(470.12) © Ткачук С.Н.
Малый бизнес — важный резерв развития моногорода
Развитие малого бизнеса приобретает стратегическое значение для поступательного социально-экономического развития регионов, особенно расположенных на их территориях моногородов. В статье показан состав проблем, возникающих в моногородах, рассматриваются факторы, формирующие сложные ситуации в их хозяйственной и социально-культурной жизни. Обосновываются возможности использования малого бизнеса для устойчивого роста экономики моногорода и повышения качества жизни его населения в условиях кризиса и в период посткризисного развития.
Вологодская область, моногорода, социально-экономическая среда, диверсификация экономики моногородов, роль малого и среднего бизнеса.
Степан Николаевич ТКАЧУК
заместитель начальника департамента экономики Правительства Вологодской области [email protected]
Проблемы развития малого предпринимательства и оценка сложившейся ситуации
Развитие малого предпринимательства является одним из наиболее значимых направлений деятельности органов власти всех уровней в рамках решения вопросов социально-экономического развития территорий и смягчения социальных проблем.
В последние годы развитие малого предпринимательства приобретает все большее политическое, социальное и экономическое значение. Этот сектор экономики создаёт новые рабочие места и обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс товаров и услуг в соответствии с быстро меняющимися требованиями рынка. Малый бизнес способствует увеличению налоговых поступлений, наиболее динамично осваивает новые виды продукции и экономические ниши, развивается в сферах деятельности, непривлекательных для крупного бизнеса.
Малое и среднее предпринимательство, с одной стороны, — специфический сектор экономики, создающий материальные блага
при минимальном привлечении материальных, природных и других ресурсов и максимальном использовании человеческого капитала, а с другой — сфера самореализации и самообеспечения граждан в пределах прав, предоставленных Конституцией Российской Федерации (ст. 34).
Сегодня малый и средний бизнес характеризуется высокой степенью риска, низким уровнем финансовых резервов, ограниченностью основных фондов, значительным объёмом привлечённых ресурсов и другими показателями, определяющими его «экономическую неустойчивость».
Опыт реализации программ развития малого предпринимательства показывает, что эффективными здесь могут быть только меры комплексной поддержки. При этом система комплексной поддержки на уровне местного самоуправления должна включать следующие обязательные элементы:
- необходимую нормативно-правовую базу, в том числе программу развития малого и среднего предпринимательства;
- развитую инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства, обеспечивающую научно-методическое, информационное, образовательное и консультационное сопровождение начинающих и действующих предпринимателей;
- надежную защиту прав и законных интересов предпринимателей;
- взаимодействие между бизнесом (в лице объединений предпринимателей) и властью;
- создание благоприятного предпринимательского климата.
Особое значение имеет реализация этих требований на уровне моногородов.
Минрегионразвития РФ утвердил список моногородов, которые в условиях кризиса оказались в наиболее сложной экономической ситуации и которым будет оказана государственная поддержка.
В Вологодской области к моногородам относится Сокол. В нём действует несколько градообразующих предприятий лесной, деревообрабатывающей и целлюлознобумажной промышленности. В 2008 г. доля градообразующих предприятий составила: в объёме отгрузки промышленной продукции — почти 63%, в среднесписочной
численности занятых в экономике города — 27%, в величине прибыли до налогообложения — 53%, в общегородском объёме инвестиций — 57%.
Сокольские градообразующие предприятия одними из первых ощутили влияние мирового финансово-экономического кризиса, сокращение объёмов как внутреннего, так и внешнего спроса.
В этой связи развитие малого и среднего бизнеса стало одной из приоритетных задач социально-экономического развития.
Приоритетные направления поддержки малого и среднего предпринимательства необходимо определять исходя из сложившейся на территории города социальноэкономической ситуации, финансовых возможностей, достигнутых результатов и с учётом основных приоритетов социальноэкономического развития муниципального образования.
Структура малых предприятий города по видам экономической деятельности в течение последних лет остаётся практически неизменной (рис. 1). Основная доля приходится на предприятия сферы торговли и общественного питания (28%), промышленности (15%), строительства (16%),
Рисунок 1. Распределение числа малых предприятий г. Сокола по основным видам экономической деятельности за 2009 год, %
Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий; 28
11 — 15% организаций занимаются операциями с недвижимым имуществом, а также арендой и предоставлением услуг.
Больше половины индивидуальных предпринимателей (53%) заняты в сфере розничной и оптовой торговли, 13% — в сфере услуг на транспорте и в связи, 9% — в сфере бытового обслуживания населения. Доля работников, занятых в малом бизнесе, к числу занятых в целом по городу составляет примерно треть.
До середины 2008 года малый бизнес города развивался достаточно динамично: увеличивались общее число малых предприятий, количество индивидуальных предпринимателей, доля населения, занятого в этом секторе экономики; повышался уровень заработной платы; в эксплуатацию вводились новые объекты торговли и общественного питания.
Для поддержки малого бизнеса города в 2009 г. использован спектр следующих мер:
1. Не повышался корректирующий коэффициент базовой доходности К2 по единому налогу на вменённый доход по всем видам деятельности.
2. Введена в действие 5% налоговая ставка по упрощённой системе налогообложения для социально значимых отраслей (пищевая и лёгкая промышленность, производство изделий народных художественных промыслов, жилищно-коммунальное хозяйство, туризм).
3. Создан филиал государственного учреждения области «Бизнес-инкубатор».
4. Направлено почти 4 млн. руб. бюджетных субсидий на гранты и компенсацию процентной ставки по кредитам. Благодаря чему субъектами малого бизнеса сохранено 398 рабочих мест и создано 105 новых, в т.ч. в производстве мебели — 46 мест, в оптовой и розничной торговле — 20, строительстве и производстве стройматериалов — 16, в производстве продуктов питания — 8, деревообработке — 6, сфере медицинских услуг — 5, производстве обуви — 4.
5. Проведено конкурсное размещение госзаказов на предприятиях малого бизнеса на производство продукции, оказание услуг для государственных нужд области и муниципального образования.
Субъектами малого и среднего предпринимательства города всего создано 550 новых рабочих мест, из них в домостроении — 119, обработке древесины — 98, производстве продуктов питания — 104, жилищно-коммунальном хозяйстве — 66, в сфере транспортных услуг — 43, прочих (услуги населению, природоохранная деятельность, 1Т-технологии, развитие ремесленничества и др.) — 120.
Однако негативные последствия продолжающегося экономического кризиса существенно отражаются на деятельности субъектов малого бизнеса. Снижение уровня цен и спроса на продукцию, ужесточение требований со стороны кредитных организаций, дефицит ликвидности приводят к несвоевременной выплате заработной платы, нарушению сроков налоговых платежей и оплаты поставленного сырья, материалов и услуг.
Влияние кризиса на деятельность малых и средних предприятий имеет в разных отраслях свою специфику.
Лесозаготовка и деревообработка. В 2009 году объёмы отгруженной продукции малых предприятий в сфере лесозаготовки сократились на 50%. Основные проблемы малых предприятий данной отрасли связаны со «сжатием» спроса на экспортных рынках, снижением спроса в строительном секторе
и, как следствие, со значительным сокращением выпуска продукции, но при этом наблюдается резкое усиление конкуренции. Кроме того, в отрасли отсутствуют долгосрочные ценовые ориентиры.
В производстве пищевых продуктов спрос на продовольствие по сравнению с другими товарными группами сократился несущественно. Однако в этом секторе наблюдается рост дебиторской задолженности, связанный с вынужденным предо-
ставлением производителями дополнительных отсрочек платежей оптовому звену. Вместе с тем в производстве продуктов питания малые компании сильно ограничены в маневре, так как на рынке доминируют крупные игроки, которые задают ценовые рамки, в результате чего мелким производителям приходится либо работать на грани рентабельности, либо уходить с рынка.
Оптовая торговля продовольственными товарами. Ключевая проблема для оптовых компаний — нарушение финансовых потоков на рынках. Важным фактором существования оптового звена являются отсрочки производителей и крупных оптовых компаний, формируемые, в частности, за счёт банковских кредитов, а также собственные отсрочки для розничных компаний и других потребителей. Одновременно многие поставщики усилили прямые продажи и стали выходить на конечных потребителей в обход оптового звена, что также способствовало выбыванию с рынка наиболее слабых игроков.
Розничная торговля промышленными товарами. Спрос сохранился в прежней мере лишь на отдельные виды промышленных товаров повседневного спроса — одежду, текстиль и обувь. Для промышленных товаров характерна высокая зависимость от импорта как по готовой продукции, так и по комплектующим и отдельным элементам. Девальвация вызвала повышение цен, что идёт вразрез с падением доходов населения. Кроме того, нарушение финансовых связей привело к сбоям поставок импортных товаров.
Розничная торговля продовольственными товарами. Розничная торговля продтоварами испытала влияние кризиса в меньшей мере, чем другие отрасли экономики. Отмечаемое падение спроса не превышает 15 — 20%, хотя наблюдается снижение суммы среднего чека и происходит изменение структуры спроса в пользу более дешёвой продукции. Как и в прочих отраслях, компании испытывают определённый недостаток
финансовых ресурсов для обновления ассортимента и развития. Происходит увеличение сроков оборачиваемости.
Ремонт и обслуживание автомобилей. Спад спроса на ремонтные услуги составил 30 — 40%. Наиболее резко уменьшился объём заказов со стороны корпоративных клиентов, многие из которых существенно сократили деятельность. Со стороны частных клиентов «сжатие» спроса не так значительно: из-за ограниченного спроса на новые автомобили автовладельцы уделяют больше внимания их ремонту.
Строительство. Это наиболее пострадавшая отрасль: проблемы в ней начались ещё весной 2008 года, а кризис лишь усугубил негативную тенденцию. Так, в типовом многоэтажном строительстве спад спроса фиксируется компаниями на 50 — 90%, в деревянном малоэтажном домостроительстве — чуть меньше — на 30 — 60%, в проектировании и монтаже инженерных коммуникаций — на 40 — 60%. Хотя и наблюдается плавное снижение цен на недвижимость, но оно пока не способно оживить спрос. Разрешению проблем отрасли препятствует и возобновление роста стоимости строительных материалов, вызванного увеличением накладных издержек участников рынка. Произошёл также резкий рост стоимости импортных материалов.
Транспорт. Спад объёма заказов, по разным оценкам, составляет 60 — 80%. Финансовые проблемы перевозчиков усугубил фактор сезонности — объём перевозок сокращается в зимний период. Цены на транспортные услуги упали на 30 — 50%. Специфическая проблема транспортных компаний, прибыль которых значительно зависит от доли пустого пробега, — резкое падение оборачиваемости транспортных средств (на 50 — 60%). В связи со снижением плотности заказов машинам приходится дожидаться обратного груза из пункта назначения несколько дней либо возвращаться без груза.
На основе проведённой оценки влияния кризисных явлений на различные отрасли экономики разработана отраслевая карта развития бизнеса, которая отражает ожидания предпринимателей относительно привлекательности и конкурентности ведения бизнеса в тех или иных видах экономической деятельности (рис. 2).
Данная карта позволяет оценить состояние и определить приоритетные направления развития бизнеса.
Проведённое исследование показало также, что в Соколе существуют следующие основные проблемы, тормозящие развитие малого и среднего бизнеса:
- несовершенство нормативно-правовой базы в сфере малого и среднего предпринимательства, необходимость упрощения и оптимизации системы налогообложения, ослабления налогового прессинга;
- отсутствие комплексного сопровождения начинающих предпринимателей, позволяющего, с одной стороны, иметь свободный доступ к ресурсам, а с другой — получить базовые знания;
- слабая возможность воспользоваться банковскими кредитами на пополнение оборотного капитала из-за их высокой стоимости и недостаточность для банка залогового обеспечения;
- низкий уровень подготовки многих руководителей малого и среднего предпринимательства и индивидуальных предпринимателей в вопросах правового, финансового, налогового законодательства;
- ограниченность доступа субъектов предпринимательства к информации о наличии ресурсов, в том числе об излишках на крупных предприятиях производственных площадей и технологического
Рисунок 2. Отраслевая карта развития малого бизнеса в городе Соколе
О
со
'о
5:
5
6 О
О
0
¡5
3
1
Продолжать инвестирование Усиление конкурентных преимуществ ^ А Увеличить мощность или закрыть бизнес
4 Сохранить занимаемые позиции ГФ Инвестировать ф небольшие средства ^Н^2 в проекты А с низким риском О Отказаться от инвестиций искать возможность продать бизнес
Извлекать максимальный доход В* Постараться удерживать занимаемые позиции, отказаться от инвестиций 1 Продать или закрыть бизнес
Уровень конкуренции
1 - оптовая торговля промышленными товарами; 2 - оптовая торговля продовольственными товарами; 3 - розничная торговля промышленными товарами; 4 - розничная торговля продовольственными товарами; 5 - ремонт автотранспортных средств; 6 - ремонт бытовых изделий; 7 - производство продовольственных товаров; 8 - издательская и полиграфическая деятельность; 9 - производство машин и оборудования; 10 - производство металла, проката и металлических изделий; 11 - деревообработка, 12 - текстильное и швейное производство, 13 - строительство, 14 - операции с недвижимостью; 15 - транспорт.
оборудования, которые могут быть вовлечены в рыночный оборот малыми и средними предприятиями;
- недостаточно активное привлечение субъектов малого и среднего предпринимательства к решению социальных проблем, и в первую очередь проблемы занятости населения.
Проведение эффективной последовательной политики в вопросах поддержки и развития предпринимательства, целенаправленное решение его проблем позволят провести диверсификацию экономики, создать новую движущую силу экономического роста моногорода.
Приоритетные направления развития малого и среднего предпринимательства в моногороде
С учётом социально-экономической ситуации и существующей структуры экономики города Сокола определяются приоритеты в развитии предпринимательской деятельности, это:
- производство продовольственных, промышленных товаров, товаров народного потребления;
- строительство объектов жилищного (домостроение), производственного и социально-культурного назначения;
- деревопереработка и переработка вторичного сырья;
- услуги населению и социальная сфера (здравоохранение, образование и социальная защита населения);
- жилищно-коммунальное хозяйство, транспортная деятельность и внедрение энергосберегающих технологий;
- инновационная и природоохранная деятельность;
- 1Т-технологии, развитие традиционного ремесленничества и туризма.
Диспропорции в экономике Сокола, являющегося моногородом, невозможно устранить без развития предпринимательства.
Анализ показал, что развитие и поддержку малого и среднего предпринимательства требуется осуществлять по следующим направлениям:
1. Совершенствование финансовокредитных механизмов поддержки с целью повышения доступности кредитно-инвестиционных ресурсов (субсидирование части затрат субъектов малого предпринимательства на уплату процентной ставки, развитие регионального гарантийнозалогового фонда для малых предприятий, стимулирование муниципального района и города к осуществлению аналогичных мероприятий на условиях софинансирования).
2. Создание сети институциональной инфраструктуры для малого бизнеса (в том числе бизнес-инкубатор, маркетинговый, субконтрактинговый и информационноконсультационный центр и др.). Решение данной задачи позволит уравнять шансы малого бизнеса с другими группами хозяйствующих субъектов.
3. Содействие повышению конкурентоспособности местных товаропроизводителей, поддержка экспортно-ориентированного и инновационного бизнеса (стимулирование к инвестированию в современное оборудование и подготовку кадров; стимулирование к внедрению систем управления качеством и развитию кооперационных связей с крупными предприятиями).
4. Осуществление мер, стимулирующих приток новых трудовых ресурсов в сферу малого предпринимательства (экономическая поддержка начинающих, активная пропаганда малого предпринимательства, стимулирование населения, особенно молодёжи, к занятию предпринимательством, обучение начинающих предпринимателей и подбор персонала).
5. Повышение роли предпринимательства в общественной жизни, его вклада в решение социальных проблем территории (стимулирование создания объединений
предпринимателей; привлечение предпринимателей и их объединений к разработке нормативных правовых актов в сфере экономики и финансов, планов развития города и района, различных целевых программ и т.п.).
Нормативно-правовое обеспечение деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру его поддержки, предполагает:
а) экспертизу действующих правовых актов органов местного самоуправления и проектов правовых актов, входящих в сферу интересов малого и среднего предпринимательства;
б) разработку и принятие правовых актов:
• определяющих перечень имущества, предназначенного для использования субъектами малого и среднего предпринимательства и организациями, образующими инфраструктуру его поддержки;
• регулирующих порядок предоставления субсидий на компенсацию части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, полученным субъектами малого и среднего предпринимательства и организациями, образующими инфраструктуру его поддержки, в кредитных организациях города;
• устанавливающих порядок передачи имущества во владение и пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, организациям, образующим инфраструктуру его поддержки;
• иных правовых актов, определяющих порядок реализации мероприятий Программы.
Развитию финансово-кредитного механизма поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства способствуют такие мероприятия:
а) выделение субсидий на уплату части процентной ставки по кредитам, предоставляемым субъектам малого и среднего предпринимательства кредитными орга-
низациями, и лизинговым платежам, подлежащим выплате лизинговым организациям;
б) предоставление поручительств по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства;
в) финансирование проектов субъектов малого и среднего предпринимательства путём развития микрокредитования.
В качестве поддержки начинающих субъектов МСП предусмотрено предоставление на безвозмездной и безвозвратной основе субсидий (грантов) на создание собственного бизнеса юридическим лицам (за исключением субсидий государственным, муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг — с целью возмещения затрат в связи с производством товаров, выполнением работ, оказанием услуг в части расходов на государственную регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя, приобретение основных средств и производственного оборудования, аренду помещений.
Финансовая поддержка субъектов МСП будет осуществляться также через развитие микрофинансирования.
Микрофинансовая деятельность — это деятельность некоммерческих организаций (фондов, потребительских кооперативов и т.п.), созданных для обеспечения доступа малых и средних предприятий и организаций инфраструктуры их поддержки к финансовым ресурсам посредством предоставления займов.
Целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в г. Соколе на 2010 — 2012 годы» предусматривает поддержку около 50 инвестиционных проектов субъектов малого и среднего предпринимательства:
- более 10 проектов в сфере обрабатывающих производств (ателье и фабрика одежды, кузнечная и швейная мастерские, цеха по производству профилированного
листа, стройматериалов, мебели, оконных блоков, топливных брикетов) с созданием 170 рабочих мест;
- 8 проектов в отрасли производства и распределения электроэнергии, газа и воды с созданием 390 рабочих мест;
- 5 проектов в сфере строительства (строительство туристического центра, реконструкция объектов, строительство жилья экономкласса, дачных домов, производство гипсовой плитки) с созданием 186 рабочих мест;
- 4 проекта в отрасли торговли и гостиничных услуг с созданием 40 рабочих мест;
- 4 предприятия по оказанию транспортных услуг, хранению и переработке грузов, лизингу лесозаготовительной техники с обеспечением 126 рабочих мест;
- создание офтальмологического центра, широкопрофильного спортклуба, центра детского творчества;
- 6 проектов по предоставлению коммунальных, социальных и персональных услуг;
- 10 проектов по развитию услуг населению (прачечные, автосервис, ремонт и реставрация мебели, дорожный сервис и др.) с созданием около 100 рабочих мест.
Планируется представительство ГУ Вологодской области «Бизнес-инкубатор» преобразовать в самостоятельный бизнес-инкубатор в г. Соколе (в т.ч. маркетинговый центр и центр субконтрактов). Бизнес-инкубатором будет оказана поддержка в виде различных консультаций, семинаров, внешнего инкубирования и бизнес-тренингов субъектам малого предпринимательства. На льготных условиях в инкубаторе ежегодно будет размещаться до 20 малых предприятий с обеспечением около 200 рабочих мест.
Информационно-методическая поддержка МСП и организаций, осуществляющих его поддержку, включает в себя:
- оказание информационной и методической помощи предпринимателям;
— популяризацию передового опыта и технологий ведения бизнеса (лизинг, субконтрактация);
— создание единой системы информационного обеспечения, способной освещать в СМИ проблемы малого и среднего предпринимательства;
— формирование положительного общественного мнения о предпринимательстве в целом, организацию обмена опытом ведения предпринимательской деятельности;
— организацию и проведение конкурсов, круглых столов, семинаров, конференций по проблемам предпринимательства, информирование предпринимателей о программах страхования рисков и ответственности субъектов малого и среднего предпринимательства с целью развития партнёрских отношений и взаимного сотрудничества в сфере предпринимательства;
— обмен опытом по поддержке предпринимательства для внедрения в практику передовых и перспективных форм и механизмов поддержки малого и среднего предпринимательства.
Для решения данной проблемы предусматривается использование как традиционных источников информации (радио- и телевизионные программы, публикации в средствах массовой информации по актуальным вопросам малого и среднего предпринимательства), так и интерактивных электронных ресурсов, сети Интернет.
Консультационная и информационная поддержка субъектов МСП будет осуществляться посредством скорой правовой и консультационной помощи предпринимателям, а также рассмотрения их жалоб на несанкционированные проверки, проводимые правоохранительными и контролирующими органами.
В рамках данного направления намечено создание «горячих линий» в г. Соколе, организация передвижных постов скорой правовой помощи.
Подготовку, переподготовку, повышение квалификации кадров субъектов малого и среднего предпринимательства и инфраструктуры его поддержки планируется осуществлять через реализацию таких мероприятий, как:
- организация и проведение семинаров, конференций;
- организация и проведение курсов подготовки, переподготовки и повышения квалификации;
- организация работы «Школы молодого предпринимателя»;
- создание кружков по интересам для старших школьников.
При выполнении федеральной и региональной властью мер в области общего
регулирования предпринимательской деятельности в городе Соколе за период 2010 — 2012 годов будут достигнуты достаточно высокие показатели развития субъектов малого предпринимательства:
1) численность малых предприятий и индивидуальных предпринимателей вырастет (2012 год по отношению к 2009 году) в полтора раза;
2) прирост объёмов выпуска продукции малых предприятий (2012 год по отношению к 2009 году) составит не менее 30% (или в среднем на 10% ежегодно);
3) произойдёт диверсификация структуры городской экономики, она станет менее уязвимой в условиях возникновения новых кризисных ситуаций.
Литература
1. Анимица, Е.Г. Памятка по разработке основных (приоритетных) направлений реструктуризации экономики моногородов [Электронный ресурс] / Е.Г. Анимица. — Режим доступа: http://www.rosdeputat. ги/риЬИса1юш/у1е’^'19
2. Егоршева, Н. В самом уязвимом положении могут оказаться моногорода / Н. Егоршева // Российская газета. Федеральный выпуск. — 2009. — № 4827. — 15 янв.
3. Крюкова, О.Г. Влияние мирового финансового кризиса на экономику моногородов / О.Г. Крюкова, Е.В. Арсенова // Эффективное антикризисное управление. — 2010. — № 1. — С. 80-87.
4. Кулаков, О.В. Диверсификация экономики моногорода и производства градообразующего предприятия [Электронный ресурс] / О.В. Кулаков // Материалы Всероссийской конференции «Моногорода: современные решения». — Режим доступа: http://www.monocityforum.ru/
5. Любовный, В.Я. Монопрофильные города: состояние, проблемы, причины и возможности реабилитации [Электронный ресурс] / В.Я. Любовный // Материалы Всероссийской конференции «Моногорода: современные решения». — Режим доступа: http://www.monocityforum.ru/
6. Маслова, А.Н. Особенности включения градообразующих предприятий в глобальный экономический обмен / А.Н. Маслова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского (Серия «Социальные науки»). - 2009. - № 1. - С. 30-34.