Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН'

ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
149
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫЕ КАДРЫ / ЗАКОН / РЕФОРМА / МИНИСТЕРСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Красилова Ю.А.

Данная статья посвящена изучению особенностей государственного управления в сфере высшего образования в Республике Узбекистан. Особое внимание автор заострил на Законе Республики Узбекистан «Об образовании», принятие которого должно способствовать созданию благоприятной среды для воспитания конкурентоспособных кадров; а также совершенствованию нормативно-правовой базы страны в области образования и разграничить полномочия органов государственного управления. Автором представлена субъективная оценка реформ, проводимых в данной сфере, а также предложения для совершенствования управления сферы высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Красилова Ю.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PECULIARITIES OF PUBLIC ADMINISTRATION IN THE FIELD OF HIGHER EDUCATION IN THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN

The given article is about the peculiarities of government administration in field of the higher education. The author has concentrated particular attention on the act of the Republic of Uzbekistan which heading is «Аbout Education» which must be the cornerstone of the system and help to educate competitive cadres and also must improve the regulatory framework of the government in the sphere of the education and delineates the competencies of the public organs. Author considered subjective vision and assessment on the reforms which are made in this sphere and also the offers for improvement of the administration of the sphere of the higher education.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН»

УДК 342.951

Красилова Ю.А. студентка магистратуры Ташкентский государственный юридическийуниверситета

Научный руководитель: Ш.А. Сайдуллаев - профессор кафедры Теориигосударства и права

ТГЮУ, кандидатюридических наук

ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН

Аннотация. Данная статья посвящена изучению особенностей государственного управления в сфере высшего образования в Республике Узбекистан.

Особое внимание автор заострил на Законе Республики Узбекистан «Об образовании», принятие которого должно способствовать созданию благоприятной среды для воспитания конкурентоспособных кадров; а также совершенствованию нормативно-правовой базы страны в области образования и разграничить полномочия органов государственного управления. Автором представлена субъективная оценка реформ, проводимых в данной сфере, а также предложения для совершенствования управления сферы высшего образования.

Ключевые слова: государственное управление, высшее образование, конкурентоспособные кадры, закон, реформа, министерство.

Yuliya A. Krasilova Masters student at Tashkent StateUniversity of Law; Scientific supervisor: Shakhzod A. Saydullaev - Professor of the Department of Theory of State andLaw, TSUL, Doctor of Philosophy (PhD) in

Law.

THE PECULIARITIES OF PUBLIC ADMINISTRATION IN THE FIELD OF HIGHER EDUCATIONIN THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Annotation. The given article is about the peculiarities of government administration in field of the higher education. The author has concentrated particular attention on the act of the Republic of Uzbekistan which heading is

«Аbout Education» which must be the cornerstone of the system and help to educatecompetitive cadres and also must improve the regulatory framework of the government in the sphere of the education and delineates the competencies of the public organs. Author considered subjective vision and assessment on the reforms

which are made in this sphere and also the offers for improvement of the administration of the sphere of the higher education.

Keywords: public administration, higher education, competitive cadres, law, reform, ministry.

На сегодняшний день, вопрос образования стоит в числе основополагающих направлений, которые подвергаются анализу, критике и реформам в нашей стране. Глава нашего государства Ш.М.Мирзиёев, в своих выступлениях неоднократно привлекает внимание общественности к вопросуобразования. Президент отмечает, что «Для всех нас ясно, что наука, образование, воспитание - это краеугольный камень развития, сила, приумножающая мощь страны и народа. Завтрашний день, будущее Родины неразрывно связаны с системой образования и воспитанием, которое получают сегодня наши дети»1.

В Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах2 (далее Стратегия действий) намечены задачи по коренному совершенствованию системы высшего образования, а также в Концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года - ряд задач по достижению 50 процентов в уровне охвата высшим образованием на основе организации в регионах деятельности государственных и негосударственных высших образовательных учреждений, созданию здоровой конкурентной среды в сфере3.

А.О. Очилов отмечает, что задачи, намеченные в Стратегии действий

«Требуют глубокого анализа тенденций совершенствования высшего образования, разработки научных и практических рекомендаций по повышению эффективности управления

подготовкой высококвалифицированных кадров в высших образовательных учреждениях»4.

По мнению ученого Б.Б. Кодирова «Исходя из потребности в высококвалифицированных кадрах в развивающихся странах, возрастает охват высшим образованием, а это требует реализации ряда задач по созданию необходимых условий и мобилизации всех возможностей для организации наоснове международных требований подготовки конкурентоспособных кадров, обладающих современными знаниями»5.

Мы не можем не согласиться с точками зрения данных авторов, так как современные тенденции развития науки требуют от традиционной теории обучения, не просто системного подхода в усвоении фундаментальных наук, но и усвоения студентами принципиально новых, отвечающих современным требованиям и условиям конкурентной среды знаний, умений и навыков.

Надо отметить, что по мнению А.О. Очилова, возрастающие темпы процессов глобализации и ускоренного обмена информацией в мировом масштабе требуют подготовки высококвалифицированных и конкурентоспособных кадров в условиях чрезвычайно резкой конкуренции

между странами [5, стр. 3]. Для подготовки высококвалифицированных кадров в сфере высшего образования немаловажную роль занимает государственное управление.

В стране проводятся широкомасштабные реформы, которые затрагивают как систему образования в целом, так и государственное управление данной сферы. Сегодня, перед государством стоит важная задача,а именно, стимулирование процесса развития «Третьего ренессанса», в основекоторого лежит развитие образования и науки в стране.

Нормативно-правовую базу национальной политики в области образования составляет, в первую очередь, Конституция Республики Узбекистан. Так, согласно статье 41 Конституции, «Каждый имеет право на образование»6.

Наряду с Конституцией, имеет немаловажную роль Закон Республики Узбекистан от 23 сентября 2020 года «Об образовании»7, который, в свою очередь, объединил и систематизировал ряд нормативно-правовых актов, регламентировавших ранее данную сферу. Данный закон усовершенствовал механизм регулирования системы образования, требовавший удовлетворения современным требованиям. В соответствии с данным законом одним из основных видов образования в стране является, высшее образование [7, ст. 7]. Оно обеспечивает подготовку высококвалифицированных кадров по направлениям образования бакалавриата и специальностям магистратуры [7, ст. 11].

Сфера высшего образования страны была подвергнута существенной реформе. Так, установили, что минимальной продолжительностью обучения на базе бакалавриата будет срок равный трём годам (ранее четыре), магистратуры - один год (ранее два).

Также стоит отметить, что поменялось трактование направления ступени бакалавриата, так в Законе Республики Узбекистан от 29.08.1997 «Об образовании»8, на сегодняшний день утратившим силу, бакалавриат — базовое высшее образование с фундаментальными знаниями по одному из направлений высшего образования [8, ст. 14], в то время как в настоящем Законе бакалавриат трактуется, как базовое высшее образование, предоставляющее углубленные знания, умения и навыки по одному из направлений высшего образования [7, ст. 11].

Как мы видим, формулировка фундаментальные знания была заменена на углубленные знания, умения и навыки - это обусловлено тем, что современный рынок труда требует от человека набора компетенций, именуемых компетенциями будущего, которые Т.Ю. Базаров определяет как комбинацию знаний, умений, навыков, мотивационных факторов, личностных качеств, которые обеспечивают эффективное решение исполнителем задач определенного класса в определенной организации, на определенном рабочем месте, в определенном производственном коллективе9. Иначе говоря, Т.Ю.Базаров под компетенциями будущего подразумевает симбиоз

базовых навыков - hard skills и активное развитие мягких навыков - soft skills.

Исходя из этого, можно заключить что трактовка фундаментальные знания в современных реалиях не отражает полного содержания запросов длявоспитания конкурентоспособных кадров, в то время как нормативное закрепление понятия «углубленные знания, умения и навыки» заложило основу реформации организации учебного процесса в высших образовательных учреждениях, который обусловил развитие у студентов набора не только фундаментальных понятий, но и развитие сопутствующих умений и навыков осваиваемой профессии.

Выше мы отмечали, что второй ступенью высшего образования в стране является ступень магистратуры, которая, согласно Закону «Об образовании», является высшим образованием по конкретной специальности на базе соответствующего бакалавриата [7, ст. 11].

Стоит отметить, что до недавнего времени, процесс получения степени магистра осуществлялся в рамках классификатора направлений и специальностей высшего образования. На сегодняшний день, перечень специальностей магистратуры и соответствующих им направлений образования бакалавриата устанавливается уполномоченным органом государственного управления в области образования [7, ст. 11].

Так, эффективная организация государственного управления в сфере образования, гарантирует подготовку и выпуск высококвалифицированных образованных кадров, а также увеличение пласта населения с высшим образованием, что поможет вывести страну на новый уровень развития, где кадры будут конкурентоспособны не только в границах государства, но и на международной арене.

Надо отметить, что государственное управление обозначает управление делами общества, в том числе сферой высшего образования органами исполнительной власти посредством соответствующей формы исполнительно-распорядительной и контрольно-надзорной деятельности. Государственное управление носит четко выраженный организующий, координирующий и распорядительный характер10.

Рассматривая государственное управление в системе образования, приведем в пример точку зрения Н.И. Булаева, который выделяет государственное управление образованием в качестве отдельной категории и рассматривает ее как практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на систему образования путем использования государственными органами управления образования правовых, финансово-экономических и кадровых механизмов обеспечения и поддержки деятельности системы образования по реализации основных стратегических ориентиров государственной образовательной политики11.

Мы считаем, что применительно к нашей стране грамотная организация управления, упразднение дублирующих функций различных ведомств, а как следствие, систематизация их полномочий и выравнивание вертикального

механизма подчинения с поэтапной децентрализацией власти, позволит совершенствовать структуру высшего образования в государстве, что гарантирует стимуляцию активного роста подготовки квалифицированных кадров в стране.

Исполнение единой государственной политики в области высшего образования в Республике Узбекистан согласно Закону Республики Узбекистан «Об образовании» [7, ст. 23, 26, 27, 28] осуществляют следующие субъекты: Кабинет Министров Республики Узбекистан; Министерство высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан, являющийся уполномоченным органом государственного управления в области образования; Органы государственной власти на местах в области образования; Управление образовательной организацией.

Сама система образования в республике является единой и непрерывной, вследствие чего, по всей стране проводится единая государственная политика, направленная на стимуляцию образования на всех уровнях. Кабинет министров, является постоянной инстанцией, регулирующей систему высшего образования. Задача Кабинета Министров -руководить субъектами для обеспечения исполнения законов и реализации политики, проводимой в стране.

Основной упор в государственном управлении высшим образованием страны приходится на Министерство высшего и среднего специального образования (далее МВССО) Республики Узбекистан, который будучи членом Кабинета министров, является вышестоящим координирующим органом в сфере высшего образования. Министерство в своей деятельности подотчетно Кабинету Министров Республики Узбекистан.

Согласно Постановлению Президента Республики Узбекистан «О мерах по внедрению новых принципов управления в систему высшего и среднего специального образования» [12] 12 основными задачами МВССО определены:

1. «Реализация единой государственной политики, направленной на подготовку самостоятельно мыслящих высококвалифицированных кадров с современными знаниями и высокими духовно - нравственными качествами всфере высшего и среднего специального профессионального образования». Как мы видим, одной из главных задач МВССО определено воспитание кадров с высоким уровнем развитых наборов профессиональных и сопутствующих их деятельности компетенций, требуемых в мировом масштабе в условиях глобализации и ускоренного обмена информацией.

2. «Обеспечение качества и высокого уровня подготовки кадров, глубоко освоивших современные информационно-коммуникационные технологии и иностранные языки» - безусловно конкуренция рынка труда, рассматриваемая как в границах государства, так и в мировом масштабе, требует от современных кадров владения не только базовыми навыками информационно - коммуникационных технологий, но и умений, отвечающих современным требованиям. Наряду с этим

высококвалифицированные кадры должны обладать знаниями как государственного языка, так и иностранных языков стран, ведущих активную научную деятельность, что гарантирует детальное исследование полученных ими открытий в той или иной сфере.

В задачи МСВССО, как мы отмечали, входит также координация деятельности высших и средних специальных, профессиональных образовательных учреждений без учета их ведомственной принадлежности; организация учебного процесса, основанная на передовом опыте стран, являющихся лидерами в области качественного образования, что предполагает внедрение современных форм обучения, обновление учебных планов и как результат - совершенствование учебного процесса.

Стоит отметить, что на МСВССО возложена задача расширения возможностей получения студентами, а также преподавательским составом доступа к мировым образовательным ресурсам, что поможет расширить научный потенциал и стимулировать, посредством анализа зарубежного опыта, развитие отечественной науки.

Наряду с органами государственного управления, отмеченными в Законе «Об образовании», стоит обозначить органы, осуществляющие управление в определенных сферах высшего образования Республики Узбекистан, исходя из их компетенций, к таковым относятся Министерство финансов, отвечающее за финансирование системы образования; Министерство экономического развития и сокращения бедности, формирующее прогнозы развития экономики, а также роста населения; Министерство занятости и трудовых отношений, анализирующее дефицит кадров исходя из сфер на рынке труда и формирующее прогнозы развития определенных сфер. Исходя из этого, мы видим, что государственная политика в области образования регламентируется не только в рамках специализированных образовательных ведомств, но и ведомств, которые являются вспомогательными для осуществления работы единого государственного механизма, реализующего основные цели и задачи, поставленные перед государством сегодня.

Е.Н. Щербак отмечает «Государственно - правовое регулирование отношений в области высшего образования должно осуществляться с учетом влияния глобализации на динамичное развитие национальной системы высшего образования и отражать происходящие, в связи с этим изменения в образовательной деятельности»13. Так процессы глобализации потребовали отсистемы государственного управления образованием активного развития, которые повлекли за собой изменение в организации образовательной деятельности. В связи с этим важным явился поэтапный перевод высших образовательных учреждений на систему самофинансирования.

Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по внедрению новых принципов управления в систему высшего и среднего специального образования», четко закрепило права высших образовательных учреждений, переходящих на систему самофинансирования, среди которых

определение стоимости обучения для студентов на платно - контрактной основе; открытие новых факультетов бакалавриата и специальностей магистратуры с учетом научно-педагогического потенциала и возможностей материально-технической базы высшего образовательного учреждения; материальное поощрение одаренных студентов; самостоятельное установление размеров надбавок для преподавателей высших учебных заведений. Ослабление строгого контроля со стороны государства, создание новых механизмов управления с закреплением самостоятельности в принятиитех или иных решений образовательных субъектов обусловило появление конкурентной среды как на уровне отдельно взятого образовательного учреждения, так и на уровне всего государства, анализируя деятельность исходя из совокупности качества выпускаемых кадров высшими образовательными учреждениями.

На наш взгляд, для более полной реализации национальной политики в области высшего образования, необходимо стимулировать развитие здоровойконкуренции между высшими учебными заведениями страны, так, необходимо развить государственно - частное партнерство в этой сфере, привлечь иностранных инвесторов для создания частных вузов на территории страны. В условиях конкурентной среды между высшими учебными заведениями, как следствие будет повышаться уровень квалификации преподавания и как результат, государство будет получать высокообразованные, конкурентоспособные кадры.

Также мы считаем, что необходимо проанализировать принципы административно - правового регулирования систем высшего образования развитых стран, на примере Сингапура, где конкуренция выступает принципом и руководящим механизмом деятельности в системе образования. Здоровая конкуренция в Сингапуре выработана не только в рамках конкуренции между высшими образовательными учреждениями, но и - результативности работы руководителя учреждения, чиновника сферы образования. Выработав четкую модель успешного деятеля сферы образования, включающую наборы тех или иных профессиональных компетенций, а затем показав прозрачно критерии необходимые для получения материальной стимуляции, позволили выработать четкие и объективные индикаторы результативности работы руководящего состава как на уровне самого учреждения, так и на уровне руководства страны в данной сфере.

Следовательно, мы считаем необходимым разработать на законодательном уровне национальную модель набора компетенций руководящего состава сферы образования Республики Узбекистан, проанализировав зарубежный опыт оценки владения тем или иным уровнем компетенций, а также разработать собственный прозрачный механизм поощрения управленцев данной сферы.

Стоит отметить, что существенную роль в успехе реализации политики в области образования в Сингапуре сыграла дальновидность правительства,

которое приняло в качестве основного языка преподавания английский язык несмотря на то, что в качестве национального языка выступает малайский язык. Такое решение позволило использовать в образовании для анализа мировую интеллектуальную собственность. Наряду с этим открылось много возможностей для академического обмена, что помогло в дальнейшем стимулировать воспитание конкурентоспособных, высокоинтеллектуальных кадров в стране.

Мы считаем, что для существенного толчка в развитии науки в стране и воспитания конкурентоспособной молодежи, на примере Сингапура, наряду с узбекским языком необходимо повысить уровень преподавания английского и русского языков, а при необходимости закрепить их законодательно в качестве языков межнационального общения, а также добавить данные дисциплины в качестве обязательных в образовательный процесс, это позволит открытьпотенциал для повышения качества высшего образования в стране.

Мы считаем, что законодательство в сфере регуляции высшего образования, должно идти в опережающем темпе по сравнению с другими аспектами управления высшего образования. Совершенствование законодательства в области высшего образования должно закрепляться исходя из основ экономики страны и поставленными задачами, определяющими приоритеты в области экономического развития. Полномочия того или иного ведомства регламентируют нормативно - правовые акты, которые основаны на иных вышестоящих актах, определяющих цели и задачи национальной политики в области образования.

В заключении отметим, что национальная политика в области государственного управления высшим образованием направлена на совершенствование механизма управления, который включает в себя упразднение дублирующих функций управления различных

ведомств,закрепление их задач и целей в нормативно- правовой базе государства, атакже совершенствование правовых актов и закрепление мировых тенденций системы высшего образования, включающее теорию, формы и виды обучения.Воспитание конкурентоспособных кадров является приоритетной задачей государства, которые в дальнейшем смогут активно вести научнуюдеятельность, направленную на поиск новых знаний, а также систематизациюи обобщение уже известных науке истин. Сегодня, правительство странысмотрит в будущее, по этой причине для молодежи создаются все условия, чтобы больший пласт населения был высокообразован и конкурентоспособен и стремился к непрерывному получению знаний.

Использованные источники:

1. Выступление Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева наторжественном собрании, посвященном Дню учителей и наставников

URLhttps://uza.uz/ru/posts/vystuplenie-prezidenta-respubliki-uzbekistan-shavkata- mirziye-30-09-2020 [Дата обращения 21.02.2021]

2. О стратегии действий по дельнейшему развитию Республики Узбекистан URL https://www.lex.uz/ru/docs/3107042 [Дата обращения 21.02.2021]

3. Об утверждении концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года URL https://lex.uz/ru/docs/4545887 [Дата обращения 21.02.2021]

4. Очилов А.О. Повышение эффективности управления подготовкой высококвалифицированных кадров. Автореферат докторской (DSc) диссертации по экономическим наукам. -Т., 2018. -С.4.

5. Кодиров Б.Б. Совершенствование организационно-правовых основ подготовки кадров в системе высшего образования Республики Узбекистан. Автореферат докторской (DSc) диссертации по юридическим наукам. -Т., 2019. -С.45.

6. Конституция Республики Узбекистан URL https://lex.uz/docs/35869 [Дата обращения: 15.02.2021]

7. Закон Республики Узбекистан «Об образовании» от 23.09.2020 URLhttps://lex.uz/ru/docs/5013009 [Дата обращения: 15.02.2021]

8. Закон Республики Узбекистан «Об образовании» URLhttps://www.lex.uz/acts/15622 [Дата обращения: 15.02.2021]

9. Базаров, Т. Ю. Коллективное определение понятия «компетенции»: попыткаизвлечения смысловых тенденций из размытого экспертного знания / Т. Ю. Базаров, А. К. Ерофеев, А. Г. Шмелев // Вестн. Моск. Ун-та. - Серия 14. - Психология. - 2014. - №1. - С.99.

10. Малышева М.А. Теория и методы современного государственного управления. Учебно-методическое пособие. — СПб.: Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, 2011. 12 с.

11. Булаев Н.И. Государственное управление развитием системы отечественного образования. Автореферат и на соискание ученой степени доктора педагогических наук. -С-П., 2007. -С.7.

12. О мерах по внедрению новых принципов управления в систему высшего и среднего специального образования URL https://lex.uz/docs/4415487 [Дата обращения: 19.02.2021]

13. Щербак Е.Н. Государственное управление в области высшего образования вусловиях мирового образовательного рынка: концептуальные подходы н административно-правовое регулирование. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. -М., 2011. -С. 16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.