Научная статья на тему 'Особенности государственного управления в сфере борьбы с фальсификацией спортивных состязаний и употреблением допинга в Австралии'

Особенности государственного управления в сфере борьбы с фальсификацией спортивных состязаний и употреблением допинга в Австралии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
382
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВСТРАЛИЯ / СПОРТ / ДОПИНГ / ДОГОВОРНЫЕ МАТЧИ / ФАЛЬСИФИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ботнев Сергей Владимирович

В данной статье рассмотрены актуальные проблемы государственного управления по борьбе с договорными матчами и употреблением допинга в области спорта в Австралии. Освещена деятельность Национального отдела по обеспечению законности в спорте. Доказана оправданность ужесточения австралийского законодательства по борьбе с применением в спорте допинговых препаратов и запрещенных лекарственных средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ботнев Сергей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of public administration in the sphere of fight against falsification of sports meets and the dope use in Australia

In this article actual problems of public administration on fight against fixed matches and the dope use in the field of sports in Australia are considered. Activities of National department for law enforcement in sports are shined. Correctness of toughening of the Australian legislation on fight using in sports of doping preparations and the prohibited medicines is proved.

Текст научной работы на тему «Особенности государственного управления в сфере борьбы с фальсификацией спортивных состязаний и употреблением допинга в Австралии»

ФАЛЬСИФИКАЦИЯ СПОРТИВНЫХ СОСТЯЗАНИЙ

Ботнев С.В.

11.2. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ БОРЬБЫ С ФАЛЬСИФИКАЦИЕЙ СПОРТИВНЫХ СОСТЯЗАНИЙ И УПОТРЕБЛЕНИЕМ ДОПИНГА В АВСТРАЛИИ

Ботнев Сергей Владимирович, аспирант факультета МИГСУ. Место учебы: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. E-mail: [email protected]

Аннотация: В данной статье рассмотрены актуальные проблемы государственного управления по борьбе с договорными матчами и употреблением допинга в области спорта в Австралии. Освещена деятельность Национального отдела по обеспечению законности в спорте. Доказана оправданность ужесточения австралийского законодательства по борьбе с применением в спорте допинговых препаратов и запрещенных лекарственных средств.

Ключевые слова: Австралия, спорт, допинг, договорные матчи, фальсификация.

FEATURES OF PUBLIC ADMINISTRATION IN THE SPHERE

OF FIGHT AGAINST FALSIFICATION OF SPORTS MEETS AND THE DOPE USE IN AUSTRALIA

Botnev Sergey Vladimirovich, postgraduate student of MIGSU department. Place of study: Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration. Email: [email protected]

Annotation: In this article actual problems of public administration on fight against fixed matches and the dope use in the field of sports in Australia are considered. Activities of National department for law enforcement in sports are shined. Correctness of toughening of the Australian legislation on fight using in sports of doping preparations and the prohibited medicines is proved. Keywords: Australia, sports, dope, fixed matches, falsification.

10 июня 2011 года в Австралии был принят документ «Национальная политика по договорным матчам в спорте», представляющий собой соглашение Австралийского Союза и органов публичной власти штатов и территорий о сотрудничестве с целью решения проблемы неуместных мошеннических пари в спорте и деятельности по обеспечению договорных матчей для того, чтобы защищать законность и «чистоту» в спорте. Национальная политика обеспечивает создание платформы для такого сотрудничества и признает, что проблема может быть решена только осуществлением сотрудничества на основе доброй воли между органами публичной власти, спортивными организациями и индустрией спортивных пари [11. C. 1].

Документ «Национальная политика по договорным матчам в спорте» является достаточно подробным структурированным документом, детально определяющим функции каждого участника соглашения, создаваемых органов, в частности, спортивных контрольных органов, а также содержащим рекомендации относительно деятельности агентств спортивных пари.

Согласно рассматриваемому документу, договорные матчи в спорте включают в себя манипуляции с результатами или событиями на матчах, осуществляе-

мые участниками, командами, спортивными агентами, вспомогательным персоналом, судьями и должностными лицами и персоналом мест проведения матчей. Такое поведение включает в себя преднамеренное установление результатов соревнования или создание определенных ситуаций во время соревнования или распределение очков; преднамеренное неудовлетворительное участие в матче; «подыгрывание» сопернику; преднамеренное некорректное применение правил соревнования должностным лицом; вмешательство в игру персонала места проведения соревнования; злоупотребление информацией для внутреннего использования с целью поддержки заключаемых пари [13. C. 2].

Установлено, что национальная политика по договорным матчам в спорте основывается на следующих принципах:

- последовательный подход к предотвращению и решению проблемы договорных матчей в спорте в Австралии;

- обмен информацией между органами публичной власти, основными спортивными организациями, агентствами спортивных пари и правоприменительными органами;

- активное участие в международной деятельности по борьбе с коррупцией в спорте [11. C. 2].

Политика австралийского государства предусматривает создание в каждом субъекте Австралийского Союза спортивного контрольного органа для каждого вида спорта или соревнования, взаимодействующего с агентствами спортивных пари, а также регистрирующего все спортивные мероприятия, которые могут быть объектами таких пари [11. C. 4].

В соответствии с Национальной политикой по договорным матчам в спорте Правительством Австралии был учрежден Национальный отдел по обеспечению законности в спорте (National Integrity of Sport Unit) для обеспечения надзора, мониторинга и координации усилий по защите чистоты спорта в Австралии от угрозы применения допинга, договорных матчей и иных форм коррупции [10].

Национальный отдел по обеспечению законности в спорте выполняет множество функций, в их число входит координация законодательства, политики и управленческой деятельности органов публичной власти Австралийского Союза и субъектов для обеспечения возможности принятия необходимых мер против применения допинга в спорте; обеспечение координации, мониторинга, отчетности и укрепления взаимоотношений между органами публичной власти штатов и территорий, спортивными организациями, правоприменительными органами и иными заинтересованными сторонами при необходимости; развитие соответствующих информационных ресурсов [12].

В рамках Национальной политики по договорным матчам в спорте агентствам пари было предложено принять отраслевые стандарты обмена информацией и требования о предоставлении информации спортивным организациям, органам публичной власти и правоприменительным органам; а также разработать и вступить в соглашения со спортивными организациями об обеспечении проведения пари и обмене информацией к июлю 2012 года, что и было сделано; гарантировать конфиденциальность информации, предоставляемой им сектором спорта; предоставлять часть своих доходов для реализации Национальной политики [11. C. 8].

5'2013

Пробелы в российском законодательстве

30 сентября 2011 г. министрами спорта была предложена впоследствии одобренная модель реализации Национальной политики по договорным матчам в спорте, которая включает в себя следующие элементы: возможность обращения спортивных организаций в соответствующие органы субъектов Австралийского Союза с заявлениями о назначении их спортивными контрольными органами; возможность заключения спортивными контрольными органами Соглашений об обеспечении законности в спорте с агентствами спортивных пари, которые обеспечивают обмен информацией, возвращение части доходов в сферу спорта и устанавливают право вето на отдельные виды пари; а также необходимость соответствия критериям «чистоты» спорта, согласованным в рамках Национальной политики, всех спортивных организаций, получающих финансирование от государства [11].

Необходимо также отметить, что в Австралии в начале 1980-х годов обострилась проблема допинга. Постоянный комитет по окружающей среде, отдыху и искусствам Австралии (The Standing Committee on Environment, Recreation and the Arts) в течение длительного времени исследовал вопросы применения допинговых препаратов австралийскими спортсменами. Доклад Комитета от 1990 года [13] заложил основу для создания специализированного органа -австралийского агентства по вопросам использования лекарственных препаратов в спорте (Australian Sports Drug Agency) [2].

Роль данного агентства состояла в том, чтобы тестировать ведущих австралийских спортсменов на предмет применения допинговых препаратов и лекарственных средств, которые запрещены Международным Олимпийским комитетом. Если спортсмен не проходил допинг-контроль, то агентство обязано было проинформировать о случившемся как соответствующую спортивную федерацию, так и австралийскую комиссию спорта [4. C. 42]. Естественно, спортсмен мог обратиться в Административный апелляционный суд, однако выиграть судебный процесс в данном случае было практически невозможно [2].

Олимпийские игры в 2000 году в Сиднее (Австралия) стали показательными, так как в ходе проведения этих игр было выявлено более 60 случаев употребления спортсменами допинговых препаратов и иных запрещенных лекарственных средств, к тому же были использованы новые методы и технологии анализа крови и мочи спортсменов [4. C. 45]. Показательным является тот факт, что в ходе данных игр было установлено небольшое количество мировых рекордов, что является следствием ужесточения борьбы с допингом в Австралии [4. C. 46].

На 94-й конференции Международного Олимпийского комитета была высказана точка зрения о том, что национальные правительства должны как можно активней включаться в борьбу с применением допинга в спорте, так как большинство допинговых препаратов, используемых в спорте, также являются запрещенными или серьезно ограниченными в товарообороте [8], тем более что за распространение некоторых из них законодательством большинства государств предусмотрена уголовная ответственность. Получается, что по мнению Международного Олимпийского комитета, борьба с допингом в спорте должна стать одной из мер, направленной на борьбу с наркоманией среди широких слоев населения. Но с другой стороны, с данной точкой зрения можно не согласиться в силу того, что некоторые допинговые препараты, такие как диу-

ретики и анаболические стероиды во многих странах (в соответствии с их национальным законодательством) не являются запрещенными и за их распространение не предусмотрена уголовная ответственность. Тем не менее, их использование во многих видах спорта носит массовых характер.

На наш взгляд, существуют две основные причины ужесточения антидопингового законодательства как в Австралии, так и за ее пределами: во-первых, это забота о здоровье спортсменов, во-вторых - предотвращение мошенничества.

Однако является ли вмешательство государства в область спорта оправданным под видом заботы о состоянии здоровья спортсменов? Ведь вмешательство государства может быть эффективным только в тех случаях, когда спортсмен не в состоянии совершить осознанный выбор [6. C. 165]. Естественно, многие спортсмены попадают под влияние пропаганды (в том числе со стороны тренеров и других спортсменов), убеждающей их в том, что без применения допинга невозможно достичь серьезных результатов в избранном виде спорта, а также замалчивающей вред допинговых препаратов и запрещенных лекарственных средств. Однако данный факт не означает, что выбор большинства спортсменов является неосознанным и совершенным против их воли.

Возникает закономерный вопрос: имеет ли государство право вмешиваться в те области физической культуры и спорта, которые являются приоритетными для личного выбора спортсмена?

Для ответа на данный вопрос необходимо рассмотреть еще один аспект обозначенной проблемы, а именно - соблюдение морально-этических принципов и необходимость защиты спортсменов от мошенничества. Очевидно, что использование допинговых препаратов и запрещенных лекарственных средств в спорте является механизмом обмана, поскольку дает спортсмену определенные преимущества над теми, кто не принимал какие-либо допинговые средства [6. C. 167]. Конечно, возможность победы или поражения в спорте зависят от большого количества факторов. Тем не менее, употребление допинга является искусственным средством получения преимущества, что противоречит правилам любого вида спорта и нивелирует главную цель любых спортивных состязаний - испытание уровня тренированности и морально-волевых качеств спортсмена.

Поэтому, на наш взгляд, действия австралийского законодателя по ужесточению борьбы с применением в спорте допинговых препаратов и запрещенных лекарственных средств являются абсолютно оправданными как с точки зрения заботы о здоровье атлетов, несмотря на юридическую спорность вопроса о возможности или невозможности государства вмешиваться в те области спорта, которые являются прерогативой личного выбора спортсмена, так и с точки зрения морально-этических принципов. Также необходимо отметить, что тенденция ужесточения борьбы с допингом на государственном уровне носит общемировой характер и Австралия, в данном случае, не является исключением из общего правила.

Список литературы:

Australian Sports Anti-Doping Authority Act № 6 of 2006 // http://www.comlaw.gov.au/Details/C2012C00045.

Australian Sports Drug Agency Act 1991.

Barnes J. Sports and the Law in Canada. - Toronto: Butterworths, 1996. - P. 31.

ФАЛЬСИФИКАЦИЯ СПОPTИBHЫX СGСTЯЗАHИЙ

Ботнев С.В.

Buti A., Friedman S. Drugs, Sport and the Law. -Mudgeeraba (Queensland): Scribblers Publishing, 2001. -P. 45.

Commission of Inquiry Into the Use of Drugs and Banned Practices Intended to Increase Athletic Performance. The report by Charles L. Dubin, Royal Commission. - Ottawa, 1990. - 638 p. - P. 149.

Gardiner S., Felix A., James M., Welch R., O'Leary J. Sports Law. Text and Materials. - London: Cavendish Publishing, 1998. - P. 165.

Goldman B., Bush P., Klatz R. Death in the Locker Room. - Chicago: Elite Sports Magazine Publications Inc., 1987. - P. 164.

Ioannidis G. Legal Regulation of Doping in Sport: The Case for the Prosecution // <http://peoplewithcriminal-records.com/wp-content/uploads/2011/03/Protecting-the-Public1.pdf>.

National Anti-Doping Framework, 2011, February // <http://www.regional.gov.au/sport/programs/files/nadf.pdf> . - 10 p. - P. 1.

National Integrity of Sport Unit / The Department of Regional Australia, Local Government, Arts and Sport // <http://www.regional.gov.au/sport/national_integrity/inde x.aspx>.

National Policy on Match-Fixing in Sport (As agreed by Australian Governments on 10 June 2011) // <http://www.regional.gov.au/sport/programs/files/national_ policy_match-fixing.pdf>. - 9 p. - P. 8.

Role of the National Integrity of Sport Unit / The Department of Regional Australia, Local Government, Arts and Sport // <http://www.regional.gov.au /sport/national_integrity/role.aspx>.

Senate Standing Committee on Environment, Recreation and the Arts, Drugs in Sport: An Interim Report. -Canberra: Australian Government Publishing Service, 1989.

Literature list:

Australian Sports Anti-Doping Authority Act № 6 of 2006 // http://www.comlaw.gov.au/Details/C2012C00045.

Australian Sports Drug Agency Act 1991.

Barnes J. Sports and the Law in Canada. - Toronto: Butterworths, 1996. - P. 31.

Buti A., Friedman S. Drugs, Sport and the Law. -Mudgeeraba (Queensland): Scribblers Publishing, 2001. -P. 45.

Commission of Inquiry Into the Use of Drugs and Banned Practices Intended to Increase Athletic Performance. The report by Charles L. Dubin, Royal Commission. - Ottawa, 1990. - 638 p. - P. 149.

Gardiner S., Felix A., James M., Welch R., O'Leary J. Sports Law. Text and Materials. - London: Cavendish Publishing, 1998. - P. 165.

Goldman B., Bush P., Klatz R. Death in the Locker Room. - Chicago: Elite Sports Magazine Publications Inc., 1987. - P. 164.

Ioannidis G. Legal Regulation of Doping in Sport: The Case for the Prosecution // <http://peoplewithcriminal-records.com/wp-content/uploads/2011/03/Protecting-the-Public1.pdf>.

National Anti-Doping Framework, 2011, February // <http://www.regional.gov.au/sport/programs/files/nadf.pdf> . - 10 p. - P. 1.

National Integrity of Sport Unit / The Department of Regional Australia, Local Government, Arts and Sport // <http://www.regional.gov.au/sport/national_integrity/index. aspx>.

National Policy on Match-Fixing in Sport (As agreed by Australian Governments on 10 June 2011) // <http://www.regional.gov.au/sport/programs/files/national_ policy_match-fixing.pdf>. - 9 p. - P. 8.

Role of the National Integrity of Sport Unit / The Department of Regional Australia, Local Government, Arts and Sport // <http://www.regional.gov.au/sport/nationa l_integrity/role.aspx>.

Senate Standing Committee on Environment, Recreation and the Arts, Drugs in Sport: An Interim Report. -Canberra: Australian Government Publishing Service, 1989.

Рецензия

на статью «Особенности государственного управления в сфере борьбы с фальсификацией спортивных состязаний и употреблением допинга в Австралии», подготовленную аспирантом кафедры правового обеспечения государственной и муниципальной службы факультета МИГСУ Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Ботневым С.В.

В представленной на рецензию статье рассматриваются актуальные проблемы государственного управления по борьбе с договорными матчами и употреблением допинга в области спорта в Австралии, освещена деятельность Национального отдела по обеспечению законности в спорте, доказана оправданность ужесточения австралийского законодательства по борьбе с применением в спорте допинговых препаратов и запрещенных лекарственных средств.

В статье обосновывается целесообразность вмешательства австралийского государства в данную область физической культуры и спорта несмотря на тот факт, что большинство спортсменов способны совершить осознанный выбор в отношении употребления допинга и запрещенных лекарственных препаратов.

Особый интерес вызывает предпринятая автором попытка раскрыть основные аспекты деятельности Национального отдела по обеспечению законности в спорте для обеспечения надзора, мониторинга и координации усилий по защите чистоты спорта в Австралии от угрозы применения допинга, договорных матчей и иных форм коррупции.

Статья Ботнева С.В. выполнена на достаточно высоком теоретическом и методическом уровне, показывает достаточное знание им законодательства, а также научной литературы и практики по теме исследования.

Отсюда следует вывод: научная статья Ботнева С.В на тему: «Особенности государственного управления в сфере борьбы с фальсификацией спортивных состязаний и употреблением допинга в Австралии» заслуживает публикации в открытой печати в ведущих научных журналах и изданиях, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций, рекомендованных ВАК.

Профессор МГИМО, доктор юридических наук Петрова Галина Владиславовна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.