Научная статья на тему 'Особенности государственного регулирования самозанятости в России на современном этапе'

Особенности государственного регулирования самозанятости в России на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
456
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОЗАНЯТОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ САМОЗАНЯТОСТИ МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / РИСКИ / SELF-EMPLOYMENT / STATE REGULATION OF SELF-EMPLOYMENT SMALL BUSINESS / RISKS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кикоть В.И., Ветрова Н.М.

Для современной экономики России свойственны трансформация рынка труда, рост его сегментации, смена типов и форм занятости. С этими процессами неотъемлемо связаны необходимость легализации скрытых явлений в сфере трудовых отношений, в том числе самозанятости населения, со всеми положительными и отрицательными проявлениями и последствиями. В статье уточнены теоретические основы и критерии отнесения граждан к самозанятым, рассмотрены теоретические подходы государственного регулирования самозанятости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF STATE REGULATION OF SELF-EMPLOYMENT IN RUSSIA AT THE PRESENT STAGE

The modern Russian economy is characterized by the transformation of the labor market, the growth of its segmentation, the change of types and forms of employment. These processes are inseparably linked with the need to legalize hidden phenomena in the sphere of labour relations, including self-employment, with all positive and negative manifestations and consequences. The article clarifies the theoretical foundations and criteria for classifying citizens as self-employed, the theoretical approaches of state regulation of self-employment.

Текст научной работы на тему «Особенности государственного регулирования самозанятости в России на современном этапе»

УДК 330:334 (075.8)

ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ САМОЗАНЯТОСТИ В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

1 2 Кикоть В.И. \ Ветрова Н.М. 2

'Департамент труда и социальной защиты населения города Севастополя Государственное казенное учреждение города Севастополя «Центр занятости населения Севастополя»

г. Севастополь, е-пш1: viivkik@gmail.com 2 ФГАОУ ВО КФУ им. В.И. Вернадского, Академия строительства и архитектуры 295943 г. Симферополь, ул. Киевская, 181, е-таД: xaoc.vetrova.03@mail.ru

Аннотация. Для современной экономики России свойственны трансформация рынка труда, рост его сегментации, смена типов и форм занятости. С этими процессами неотъемлемо связаны необходимость легализации скрытых явлений в сфере трудовых отношений, в том числе самозанятости населения, со всеми положительными и отрицательными проявлениями и последствиями. В статье уточнены теоретические основы и критерии отнесения граждан к самозанятым, рассмотрены теоретические подходы государственного регулирования самозанятости.

Ключевые слова: самозанятость, государственное регулирование самозанятости малое предпринимательство, риски.

ВВЕДЕНИЕ

Принятой к реализации стратегией страны, основой которой определена направленность на реализацию человеческого потенциала, является стратегия инновационного развития, подразумевающая эффективное применение знаний и умений, что, в свою очередь, может служить основой для развития технологий, для повышения экономических результатов жизни общества в целом. При этом для инновационной модели характерны такие параметры занятости: гибкость, динамичность, постоянное обновление и повышение качеств человеческого капитала, а также направленность личности на реализацию творческого и интеллектуального потенциала.

Занятость инновационного типа характерна для многих развитых и продвинутых стран. По оценкам специалистов всестороннее распространение такого типа занятости всегда требует стимулирующей государственной политики.

В современной России процесс распространения занятости инновационного типа, по нашему мнению, должен обеспечиваться через особые механизмы стимулирования, чтобы трудовые ресурсы инновационными характеристиками стали определяющим элементом на пути социально-экономического развития страны в целом и её регионов в частности. Сегодня для социально-экономического положения России характерно нестабильное изменение макроэкономических параметров одновременно с серьёзными проблемами в сфере трудового фактора: низкая эффективность занятости, структурная безработица, снижение стоимости человеческого капитала, низкий уровень производительности труда, связанный напрямую с низким уровнем организации рабочих мест, существующий уровень неравенства доходов, углубление дифференциации региональных рынков труда и пр. [1]. При этом, учитывая, что в настоящее время социально-экономическая политика в сфере разделения полномочий между центром и субъектами в России подразумевает довольно широкий спектр полномочий субъектам, необходима разработка научного подхода к государственному регулированию занятости инновационного типа и на уровне регионов.

В зависимости от степени и условий воздействия различных факторов и временных периодов в любой экономике происходят изменения видов занятости, хотя один из видов занятости, присутствующих в экономике является самозанятость. В условиях неопределенности в экономике, самозанятость позволяет использовать потенциал наиболее мобильной части населения. Присутствие самозанятости характерно и для административно-централизованной экономической системы: можно было наблюдать в проявлении спекуляции, что противоречило действующему законодательству и предполагало уголовное наказание.

Факт признания рынка труда как элемент экономики, а также проблем безработицы сделали возможным и послужили толчком для проведения всесторонних и комплексных научных исследований в сфере занятости. Однако, возникает множество нерешенных вопросов в части

касаемой самозанятости населения, что не позволяет получить достоверное представление о рынке туда, в целом оценить предпринимательский потенциал, проработать меры государственного регулирования в целях обеспечения социально-экономического развития регионов.

АНАЛИЗ ПУБЛИКАЦИЙ ПО ПРОБЛЕМАТИКЕ

Первыми в истории экономической мысли, кто занимался вопросами самозанятости, определением роли этого вида занятости в экономическом развитии, стали зарубежные экономисты: Кейнс Дж. М. [2], Эренберг Дж. Рональд [3], Шумпетер Й. [4], Богенхолд Д., Стабер Ю. [5], П. Кларк [6] и др. Они исследовали перспективные направления развития самозанятости на основе выявленных особенностей функционирования самозанятых граждан в различных сферах деятельности. Выявлено, что формирование самозанятости зависят от специфических особенностей той страны, в которой она возникает, что определяет ее формы, внутренние факторы, специфику функционирования, проблематику развития.

Серьезные научные разработки различных аспектов самозанятости внесли такие отечественные экономисты, как Криченко С.И. [7], Токсанбаева М.С.[8], Бугаян И.Р., Сумбатян М.А., Кремнев А.А. [9] Жеребин В.М. [10], Бондаренк В.А. [11] и др.

По нашему мнению, в литературе общепризнанного определения термина самозанятости ещё не представлено, не вполне изученными остаются вопросы по определению форм самозанятости, особенностям государственного регулирования этих участников рынка труда в России. Это создаёт определённые трудности при выделении самозанятых лиц из других категорий занятых и при проведении анализа значимости самозанятости в социальной и экономической сферах жизнедеятельности страны. Самозанятость России и ее регионов наделена специфическими и присущими, только ей свойствами, что требует исследования.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Цель статьи - уточнение подхода к сущности и признакам самозанятости, определение критериев, позволяющих выделить самозанятость среди других разновидностей занятости, уточнение формулировки понятия, методов обоснования регуляторных мер на всех стадиях функционирования хозяйственной системы.

ОСНОВНОЙ РАЗДЕЛ

Рыночным отношениям свойственна цикличность, что предопределяет неизбежность депрессивного состояния экономики, наличие трансформационных процессов во всех секторах, вывод части трудоспособного населения из легальной экономики, которое отчасти находит себя в самозанятости. Кроме того, необходимо отметить, что одним из признаков рыночных отношений, по-прежнему остаётся существование социального неравенства. Так, «...с начала 1930-х до середины 1970-х гг. доля национального богатства в США, принадлежавшая одному проценту наиболее состоятельных семей, снизилась с 30 до 18%, в Великобритании — с 60 до 29 %, во Франции — с 58 до 24 %. В дальнейшем во всех без исключения странах Запада эта тенденция сменилась на противоположную» [11].

В России на протяжении длительного периода показатели неравенства находились на критических уровнях. Одновременно, самозанятость населения в российских условиях, для которых характерно наличие мощного нелегального сектора экономики, в значительной степени предупреждает социальные процессы в обществе, связанные с обострением противоречий между различными слоями. В послереформенное время уровень бедности был наиболее высоким - 33,5% (1992 год), а еще одно из пиковых значений отмечено в 2000 году - 29,0%. По данным Счетной палаты численность граждан России, живущих за чертой бедности, выросла в I квартале 2017 года до 22 млн. человек. Их доля составляет 15% населения. Средний уровень зарплат среди работающего населения России не позволяет удовлетворять потребности населения в полной мере [12]. Такое положение является одной из основных причин устойчивого сохранения самозанятости населения, которая в современных условиях обрела значительные масштабы, но не контролируема со стороны государственных институтов и представляет собой экономические процессы и экономические отношения, самоорганизацию и самоуправство. Однако, с позиции государственных формальных институтов самозанятость - это источник дополнительного

пополнения бюджета, способ повышения предпринимательских инициатив, а значит способ социально-экономического развития.

Первые программы, направленные на поддержку самозанятости появились в 1970-1980-х годах в Европе. Их направленностью служила не легализация уже сложившейся самозанятости населения, а помощь безработным в создании индивидуального предприятия и характерной чертой программ было рассмотрение самозанятости как формы предпринимательской деятельности, но без привлечения наёмных работников. Так, для получения финансовой поддержки со стороны государства во Франции необходимо было разработать бизнес-план по организации собственного дела, в Германии и Испании иметь необходимую квалификацию для организации выбранного вида деятельности. Сегодня самозанятость в странах - членах ЕС охватывает 5,6% от общей численности населения [13]. В 1980-е годы в США, в соответствии с опытом европейских стран, были разработаны социальные программы, согласно которым, за счёт финансовых средств фонда страхования безработных, стали поддерживаться безработные, желающие создать свой бизнес. В сферу самозанятости в США, согласно действующему законодательству, входит домашний бизнес, управляемый из домовладения и дающий право на наем работников в количестве до 25 человек.

В решении проблемы обеспечения занятости населения и сокращения не оформленной традиционно занятости населения важно учитывать результаты анализа параметров, признаков и особенностей самозанятости. В последнее десятилетие в России около 20 млн. трудоспособных граждан, которые не работают по трудовым договорам и не ведут легальный бизнес [14]. Данные о способах их занятости отсутствуют. Однако, в современных условиях экономики все эти лица заняты деятельностью, которая приносит им доход для удовлетворения потребностей. Кроме того, стремление к приведению своего нелегального положения в рамки действующего законодательства отсутствует. Проблематика разрешения ситуации вывода этих граждан из нелегального сектора вызвана рядом объективных причин [15]:

- существующим положением на легальном рынке труда;

- финансовой нагрузкой на работодателей по выплате страховых взносов, в том числе суммами обязательных платежей фиксированных взносов индивидуальных предпринимателей за себя, которые подлежат обязательной оплате, в случаях, если даже деятельность не приносит доход;

- нестабильное действующее нормативно-правовое поле, в том числе в области пенсионного обеспечения.

Самозанятый гражданин, соединяя в себе и предпринимательское начало и признаки наёмного работника, стирает противоречие между капиталом и наёмным трудом [16, 17]. Однако, для каждого вида деятельности характерны особенности функционирования. Так, в сельском хозяйстве граждане используют личное подсобное хозяйство, землю и другие средства производства не только для личного потребления, но и для реализации выращенных ими продуктов, финансирование из личных средств. При этом экономическая сущность дохода в сфере самозанятости - это преимущественно заработная плата, собственный фонд потребления, что особо важно для целей налогообложения. Кроме того, для одних видов деятельности капиталовложения несущественны или практически отсутствую (няни, сиделки, репетиторы), а другие виды деятельности требуют больших капиталовложений: на закупку или ежегодное обновление весьма дорогостоящей техники на закупку программного обеспечения по обработке материалов и пр.

Различные государственные органы по-разному толкуют термин «самозанятость». Так, в соответствии с информацией на официальном сайте Пенсионного Фонда Российской Федерации к самозанятому населению следует относить индивидуальных предпринимателей, глав и членов крестьянских (фермерских) хозяйств, нотариусов, адвокатов, арбитражных управляющих, и иных лиц, занимающиеся частной практикой, и не являющиеся индивидуальными предпринимателями». В соответствии со статьей 2 Закона РФ от 19.04.1991 №1032-1 (ред. от 03.07.2018) «О занятости населения в Российской Федерации» подходящей под понятие самозанятых в трактовках категорий, занятых нет [18, 19]. Федеральная налоговая служба характеризует эту группу граждан как физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями и оказывающих услуги физическому лицу без привлечения наемных работников для личных, домашних или иных

подобных нужд. При этом самого понятия «самозанятые» в Налоговом кодексе Российской Федерации отсутствует, но форма уведомления для постановки на налоговый учёт утверждена.

Федеральным законом от 26.07.2017 № 199-ФЗ внесены изменения в ст. 23 Гражданского кодекса Российской Федерации [20] - законодательным актом добавлено положение, согласно которому в отношении отдельных видов предпринимательской деятельности законом могут быть предусмотрены условия осуществления гражданами такой деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Внесены также поправки в ст.217 Налогового кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 30.11.2016 № 401-ФЗ. Согласно внесённым изменениям не подлежат налогообложению или освобождаются от налогообложения доходы или вознаграждения, полученные физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, от физических лиц за оказание им следующих услуг для личных, домашних и (или) иных подобных нужд. В перечень вошли услуги нянь, сиделок, репетиторов, уборщиков. Такие налоговые каникулы устанавливаются на два года (до 2019 года). При этом лица должны уведомить о своей деятельности налоговый орган.

Следует отметить, что принятые нормативные акты не получили в полной мере практического применения, но суть подобного подхода отражает положение самозанятых граждан как категории граждан, а не индивидуальных предпринимателей. Итак, к самозанятым гражданам в целях налогового учёта, следует относить лиц, отвечающих следующим критериям:

- лично оказывающие услуги физическим лицам для личных и домашних нужд;

- не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей;

- получающие доход самостоятельно, т.е. вне трудовых отношений;

- не использующие наемный труд.

Одновременно, особого внимания заслуживает критерии «не использующих наемный труд», что не представляется возможным для таких видов деятельности, как услуги нотариата, врачей, адвокатов и пр.

Исходя из вышесказанного, по нашему мнению, следует, придерживаться трактовки, близкой к трактовки налоговых органов и считать самозанятыми граждан, не зарегистрированных в качестве предпринимателей, осуществляющих различные виды деятельности, не противоречащие действующими законодательству, основанные на собственном труде, на свой риск и под собственную ответственность, в целях получения дохода. Из ряда нестандартных форм занятости (рис.1) следует рассмотреть ряд признаков, которые свойственны самозанятости и отображены в таблице 1.

Рис.1. Нестандартные формы занятости

Таблица 1.

Характеристики вида занятости «самозанятость»

Признак Характеристика

Цель деятельности - имеет цель в получении дохода при отсутствии других форм занятости

Способ построения договорных отношений с клиентами - оформление на основе письменного договора

- частичное письменное оформление (сметная документация, расчет и т.д.)

- устная договоренность

Варьирование уровня дохода - доход варьируется от места осуществления деятельности, - доход варьируется степенью желаемой занятости (цикличность работы на длительном отрезке времени, продолжительность работы в день, ограниченный объем производства продукта труда из-за физиологических особенностей и пр.)

Зависимость деятельности от индивидуальных компетенций - производство услуг в сфере бытовых услуг: - малое торговое предприятие, - производство в строительстве индивидуальных продуктов (работ) под отдельный уникальный заказ, -сельскохозяйственное производство индивидуальное т д.

Мотивационная основа дополнительной занятости При наличии основного дохода в виде государственных выплат (пенсии, стипендии), присутствует мотивация на участие индивидуума социальнозначимом деле - в дополнительной занятости

Процесс выхода самозанятых из теневого сектора экономики сопряжён с рисками. В контексте данной работы под рисками следует понимать сочетание вероятности и последствий неблагоприятных событий для участников экономических и правовых отношений, регулируемых налоговым законодательством по самозанятому населению. Под участниками этих отношений следует понимать государственные структуры, в том числе региональные институты власти страны и самозанятое население. С точки зрения самозанятого населения, основным риском будет служить риск утраты собственности и риск привлечения к ответственности за нарушение действующего законодательства. Высокие ставки налогообложения и строгие меры привлечения к ответственности в областях нелегального функционирования самозанятого населения, могут повлечь за собой уменьшение количества самозанятых и серьёзные проблемы социально-экономического характера на региональных уровнях. Следовательно, необходимо создать такие налоговые условия, определение той ставки налогообложения, того объёма потенциального дохода, который не приведёт к свертыванию самозанятости, которые могут привести к сокращению до минимума рисков, связанных с потерями собственности и к ужесточению контрольно-ревизионных функций органов государственной власти.

Риски государства в экономической политике по разным направлениям жизнедеятельности, всегда связаны с социальными рисками. Не является исключением и меры государственного воздействия в отношении выхода самозанятого населения из нелегального сектора экономики. Это проявляется в несогласии значительной части населения с регуляторной мерой и влечёт за собой социальную нестабильность. Кроме того, следует выделить возможность прекращения деятельности самозанятых из-за «жестких» законодательных мер привлечения к ответственности и рост бюджетной нагрузки за счет роста социальных обязательств государства. Одновременно существует риск невыхода из нелегального сектора экономики из-за чрезмерного регулирования сфер самозанятости и движения налогоплательщиков в налоговом поле из уже существующих налоговых режимов в режим самозанятости.

В целях предотвращения наступления указанных возможных событий и смягчения их последствий в случае наступления, необходима тщательная проработка законодательства, с учетом того, что самозанятость не принадлежит к числу сверхприбыльных сфер и является способом обеспечения жизнедеятельности, в том числе для тех, кто не смог найти себя в существующих реалиях социально-экономических отношений. Поэтому, обеспечив самозанятым возможности:

- государственной поддержки;

- всестороннего открытого рекламирования своих услуг;

- кредитования в банковской системе;

- заключения договоров с действующими предпринимательскими структурами различных организационно-правовых форм собственности;

- преставления своих интересов в судебно-правовой системе;

- фиксировать свой трудовой стаж и накапливать пенсионные сбережения;

- низких ставок налогобложения;

- со временем увеличить бизнес;

государство сможет извлечь следующую выгоду:

- доходные составляющие бюджетов различных уровней;

- повысить социальную и гражданскую ответственность граждан, сократив масштабы теневого сектора;

- активизация субъектов микробизнеса повлечёт за собой расширение малого и среднего предпринимательства, что, в свою очередь, будет способствовать социально-экономическому развитию страны в целом и регионам в частности.

Следует обратить внимание на существующий проект федерального закона «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)», который ставит перед собой основную цель - исключение возможности признания деятельности самозаняых граждан, незаконным предпринимательством, определяя их правовой статус. Законопроектом предусмотрены внесения в вышеупомянутые законодательные акты РФ, однако, суть данного законодательного акта, состоит в том, что на территории Москвы, Московской области, Калужской области и Татарстана с 1 января 2019 года будет проводиться эксперимент. Согласно законопроекту самозанятым гражданам упрощается процедура государственной регистрации и запрещается иметь наемных работников, что не отличает сути самозанятых от имеющихся трактовок в действующем нормативно-правовом поле, но при этом устанавливается лимит годового дохода в 2,4 млн. рублей. В законопроекте также определяется специальный налоговый режим «налог на профессиональный доход», расписан механизм, периоды, сроки оплаты: ставка зависит о того, кому оказываются услуги или продаются товары: если населению - то 4%, если компаниям - то 6%, не будут оплачиваться социальные взносы в Пенсионный Фонд России и Фонд обязательного медицинского страхования. Одновременно, следует отметить, что предлагаемый налоговый режим позволяет уже зарегистрированным индивидуальным предпринимателям перейти на него в любой момент, не совмещая его с другими налоговыми режимами, при этом делая акцент в ограничениях только на лимит 2,4 млн. рублей и в некоторых видах деятельности: при продаже подакцизных товаров, при работе по агентским договорам, комиссии, договорным поручениям, а также при работе в отраслях, связанных с добычей полезных ископаемых. По нашему мнению, данный законопроект, может привести к потерям выплат в Пенсионный фонд, что в свете пенсионных реформ может повлечь за собой ряд государственных рисков, поэтому законопроект требует детального социально-экономического обоснования и пересмотра в части перехода на данную систему налогообложения уже действующих предпринимателей.

ВЫВОДЫ

Анализ сущности, параметров, роли самозанятости в системе организации труда на современном этапе, а также нормативно-правового обеспечения института самозанятости в России проявляет ряд сложных вопросов в регламентации правового статуса этой категории. Эти проблемные вопросы должны быть исследованы и решены, поскольку при достаточно взвешенном и обоснованном подходе самозанятость может отражать интересы практически всех субъектов экономических отношений: государства, регионов, отдельных граждан.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белокрылова, О.С. Занятость и рынок труда в переходной экономике: теория и практика [Текст] / О.С. Белокрылова, А. Заиченко. - Ростов-на-Дону: Книга, 1998. - 235с.

2. Кейнс, Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег [Текст] / Дж. М. Кейнс. - М.: Эксмо, 2007. - 1650 с.

3. Эренберг, Дж. Рональд. Современная экономика труда. Теория и государственная политика.[Текст] / Дж. Рональд Эренберг, Роберт С. Смит - М.: МГУ, 1996.- 778 с.

4. Шумпетер, Й. Теория экономического развития: исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры / Й. Шумпетер; Пер. В.С. Автономов, М.С. Любский, А.Ю. Чепуренко. - М: Прогресс, 19S2. - 456 с. - (Экономическая мысль запада. Для научных библиотек).

5. Bogenhold D., Staber U. Selbstandigkeit als ein Reflex auf Arbeitslosigkeit? Makrosoziologische Befunde einer international-komparativen Studie // Kolner Zeitschrift fur Soziologie und Sozialpsychologie, 1990. - Vol. 42, - No. 2. - P. 265-279.

6. Clark Peggy and Amy Kays. Micro enterprise and the Poor: Findings from the Self-Employment Learning Project Five-Year Survey of Micro entrepreneurs, Washington, D.C.: The Aspen Institute, Economic Opportunities Program, 1999 - 331 р.

7. Криченко, С.И. Малое предпринимательство и самозанятость: Монография [Текст] / С.И. Криченко. - Ростов-на-Дону, 199S. - 96 с.

S. Токсанбаева, М.С. Самозанятость и ее противоречия [Текст] // Экономическая наука современной России. -199S. - №3. - С. 32-45.

9. Бугаян, И.Р. Закономерности и модель развития самозанятости [Текст] / И.Р. Бугаян, М.А. Сумбатян, А.А. Кремнев // Известия высших учебных заведений. СевероКавказский регион. -2001. -№1. -С. 61-64.

10. Жеребин, В.М. Самозанятость населения: различные подходы к определению и оценке [Текст] / В.М. Жеребин, Н.А. Ермакова // Вопросы статистики. - 2002. -№ 9. - С. 19-25

11. Бондаренко, В.А. Развитие самозанятости в странах Европейского Союза и США [Электронный ресурс] / М.: НП «Московский центр развития предпринимательства», 2009. -Режим доступа: URL: http://www.giac. ru/content/document_r_A4F92072-2395-4116-96E5-EE7616911SC7.html.

12. Агапцов, С.А. Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ эффективности мер поддержки малого и среднего предпринимательства в рамках реализации Плана действий Правительства Российской Федерации, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития Российской Федерации в 2016 году» //БЮЛЛЕТЕНЬ Счетной палаты Российской Федерации -7 (235) -2017 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ]http://audit.gov.ru/activities/bulleten/bulletin-of-the-accounting-chamber-7-july-2017.php?clear_cache=Y

13. Bögenhold D., Klinglmair R., Kandutsch F. (2017) Solo Self-Employment, Human Capital and Hybrid Labour in the Gig Economy. Foresight and STI Governance, vol. 11, no 4, pp. 23-32. DOI: 10.17323/2500-2597.2017.4.23.32

14. Гусева, Т.С. Особенности реализации конституционного права на социальное обеспечение индивидуальными предпринимателями [Текст] // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. - 200S. - №11. - С. 19 -25.

15. Калмыкова, Н.Г. Инновационная самозанятость: критерии идентификации и операционализация понятия [Текст] / Н.Г.Калмыкова, Р.Р. Мукучан // Научный журнал КубГАУ. -2013. - №88(04). - С.1-14.

16. Вишневская, Н. Самозанятость в переходных экономиках. [Текст] / Н. Вишневская // Мировая экономика и международные отношения. - 2013. - № 10.- С. 5S-67.

17. Ветрова, Н.М. Особенности управления развитием персонала строительной организации в системе стратегического управления [Текст] / Н.М. Ветрова // Экономика строительства и природопользования - 2017. - №2 (63). - С. 67-70.

18. Гражданский кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] - Режим доступа: / http://www.consultant.ru/document/cons_doc LAW 60/.

19. Закон РФ от 19.04.1991 №1032-1 (ред. от 03.07.201S) «О занятости населения в Российской Федерации» [Электронный ресурс] - Режим доступа: / http: //www. consultant. ru/document/cons_doc_LAW_6 0/.

20. Налоговый Кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_60/.

Экономнка crpoHTeflbCTBa h npup0g0n0flb30BaHHH № 3 (68) 2018 r.

FEATURES OF STATE REGULATION OF SELF-EMPLOYMENT IN RUSSIA AT

THE PRESENT STAGE

Kikot V.I.1, Vetrova N.M.2

1 Department of labor and social protection of the population of Sevastopol state institution of the city of Sevastopol

"Employment Center of Sevastopol» 2 V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Crimea

Annotation. The modern Russian economy is characterized by the transformation of the labor market, the growth of its segmentation, the change of types and forms of employment. These processes are inseparably linked with the need to legalize hidden phenomena in the sphere of labour relations, including self-employment, with all positive and negative manifestations and consequences. The article clarifies the theoretical foundations and criteria for classifying citizens as self-employed, the theoretical approaches of state regulation of self-employment.

Keywords: self-employment, state regulation of self-employment small business, risks.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.