Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19'

ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
150
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / КОРОНАВИРУС / ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / БИЗНЕС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Афанасьева О.Н., Васильчикова М.С., Ленькова М.К.

Статья посвящена анализу особенностей государственного регулирования вопросов развития экономики в условиях пандемии коронавируса. Основное внимание уделяется изучению непосредственно российского опыта поддержания малого и среднего предпринимательства, его специфике и отличию от опыта западных стран. Представлены конкретные меры поддержки, реализованные в 2020 году и реализуемые в период с 2020 по 2022 годы, а также приведена аналитическая оценка предпринимаемых решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Афанасьева О.Н., Васильчикова М.С., Ленькова М.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF STATE REGULATION OF THE ECONOMY IN THE CONTEXT OF THE COVID-19 PANDEMIC

The article is devoted to the analysis of the peculiarities of state regulation of economic development issues in the context of the coronavirus pandemic. The main attention is paid to the study of the Russian experience of supporting small and medium-sized businesses, its specifics and differences from the experience of Western countries. Specific support measures implemented in 2020 and implemented in the period from 2020 to 2022 are presented, as well as an analytical assessment of the decisions taken.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19»

ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ В

УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ СОУГО-19

О.Н. Афанасьева, канд. экон. наук, доцент М.С. Васильчикова, магистрант М.К. Ленькова, магистрант

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (Россия, г. Москва)

DOI:10.24412/2411-0450-2022-11-1-40-44

Аннотация. Статья посвящена анализу особенностей государственного регулирования вопросов развития экономики в условиях пандемии коронавируса. Основное внимание уделяется изучению непосредственно российского опыта поддержания малого и среднего предпринимательства, его специфике и отличию от опыта западных стран. Представлены конкретные меры поддержки, реализованные в 2020 году и реализуемые в период с 2020 по 2022 годы, а также приведена аналитическая оценка предпринимаемых решений.

Ключевые слова: государство, государственное регулирование, коронавирус, поддержка малого и среднего предпринимательства, бизнес.

Пандемия коронавируса выступила в роли одного из барьеров, противодействующих полноценному развитию и трансформации всех наиболее важных сфер жизнедеятельности - экономики, политики, социокультурных проявлений. Рост числа заболевших, умерших, развитие новых штаммов, установление локдау-нов так или иначе повлияли на функционирование многих государств, но стоит отметить, что каждая страна, будь то развитая или развивающаяся, оказались в равных позициях по борьбе с болезнью и выходу из сложившегося кризиса. Спад объемов производства, снижение темпов роста мировой экономики затронули всех. В рамках данной статьи основное внимание будет уделено анализу в большей степени российского опыта государственного регулирования вопросов экономики в условиях пандемии, нежели оценке международной альтернативы.

К вопросу государственного регулирования обращались многие ученые в своих работах, но при этом нет единого взгляда на сущность государственного регулирования экономики. Возьмем, к примеру, «Большой экономический словарь», который трактует данную категорию как «воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру с целью обеспечения нор-

мальных условий для функционирования рыночного механизма, решения экологических и социальных проблем» [1, 1472].

В то же время Н.А. Михальченкова и Т.М. Сметанина предлагают следующее определение государственного регулирования: это система «типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям» [2, 35].

Стоит также отметить позицию В.П. Орешина, доктора экономических наук и профессора кафедры макроэкономической политики и стратегического управления МГУ, которая находит отражение в следующем определении государственного регулирования экономики: это «деятельность органов государственной власти по воздействию на процесс общественного воспроизводства в целях достижения общественно полезных результатов» [3, 12].

Для более глубокого изучения данной темы необходимо также учитывать международный опыт государственного регулирования в условиях пандемии COVID-19. В июне 2020 года Организация эконо-

мического сотрудничества и развития (ОЭСР) опубликовала доклад под названием «Международное сотрудничество в области регулирования в ответ на кризис СОУГО-19», содержащий сведения о предпринятых странами-членами ОЭСР мерах регуляторной политики в ответ на пандемию [4]. Ключевой мерой в этот непростой период стало сокращение контрольно-надзорных мероприятий. Цель данной меры - экономия ресурсов бизнеса и обеспечение возможности сфокусироваться на основном виде деятельности.

В ноябре того же года упомянутая ранее организация опубликовала доклад «Регу-ляторная политика в условиях COVID-19: поведенческие инсайты для быстрого принятия решений». Согласно данным этого доклада, главной целью регуляторной политики в условиях распространения коро-навирусной инфекции должно быть изменение поведенческих паттернов граждан и бизнеса. Авторы доклада подчеркивают необходимость комплексного подхода к регулированию в условиях COVID-19, в частности, использования инструментов поведенческих исследований. В таком случае регуляторная политика государств должна являться "мотиватором" для желаемого поведения граждан - использования мер индивидуальной защиты (социальное дистанцирование, ношение масок, мытье рук и т.д.).

В дополнение к международному опыту более подробно сконцентрируемся на выявлении особенностей российского государственного регулирования экономики. Учитывая масштабы российской и мировой экономики, считаем необходимым сузить сектор анализа, акцентировать внимание на влиянии денежно-кредитной политики, вопросах поддержки малого и среднего бизнеса, а также гражданского населения страны. Это позволит более основательно рассмотреть и проанализировать затрагиваемую проблему.

В частности, необходимо сделать акцент на роли денежно-кредитной политики Центрального Банка РФ, затормаживающей развитие в период восстановления российской экономики после пандемийно-го кризиса в 2020 г. Содержание денежно-

кредитной политики во много влияет на развитие экономики России, аккумулируя в себе совокупность инструментов и методов воздействия на «поведение банков, изменение денежной массы, склонность к инвестированию, наполнение различных контуров экономики деньгами» [5, 6- 7]. Так, например, С.Ю. Глазьев, О.С. Сухарев, О.Н. Афанасьева отмечают относительный успех - «рост ВВП в 2021 г. примерно на 4,5%, причем во втором квартале до 10,5%, в третьем — 4,3%. При этом впервые на значимую величину за последние 10 лет возросли реальные располагаемые доходы населения — до 3,5%, снизилась безработица с 6,6 до 4,4%» [6, 22]. В то же время специалистами подчеркивается ускорение инфляции, которая впоследствии стала поводом ужесточения мер монетарной политики. Несмотря на вводимые ужесточения, отметим, что по поручению президента РФ в 2020 году Правительством в рамках первого пакета мер были разработаны способы поддержки системообразующих предприятий, в том числе здравоохранения и культуры. Указанные организации получили льготное кредитование.

Во втором пакете господдержки основной акцент был сделан на малый и средний бизнес - наименее защищенный слой в структуре предпринимательства, который не является достаточно устойчивым к кризисам и крупномасштабным трансформациям. В частности, отсутствие достаточного количества материальных и нематериальных ресурсов привело к серьезным последствиям для владельцев бизнеса. Стала очевидна необходимость вмешательства и помощи государства. Поэтому для поддержания малого и среднего предпринимательства Министерство экономического развития предложило оказать следующие меры поддержки [7].

Во-первых, вводились «налоговые каникулы» сроком на 6 месяцев, исключая НДС, что позволило снизить затраты предпринимателей и предоставить время на возможную перестройку бизнеса, реструктуризацию или иную трансформацию с учетом возникшей ситуации.

Во-вторых, реализована программа грантов для предпринимателей, выделены дополнительные средства и ресурсы для поддержки и развития, исключающие обращение к кредитным организациям.

В-третьих, предоставлены отсрочки по страховым взносам и взносам за аренду для снижения доли расходов компаний на непосредственное обслуживание.

В-четвертых, организации продолжили заботиться о своих сотрудниках. Во избежание массовых сокращений государство предложило предпринимателям беспроцентный кредит на заработную плату сотрудникам на срок до 6 месяцев. В иных случаях, не исключалась возможность льготного кредитования.

В-пятых, уделялось особое внимание запрету на взыскание долгов и штрафов, объявлению банкротства в виду максимальной неопределенности и нестабильности сложившейся ситуации.

В рамках программ поддержки населения следует выделить организацию стимулирующих выплат медицинским сотрудникам, трудящимся в красных зонах [8]. Помимо этого, указом Президента были объявлены выходные дни с сохранением заработной платы в качестве необходимых каникул, предотвращающих рост заболеваемости коронавирусной инфекцией, путем ограничения массовых мероприятий и минимизации личных контактов. Тем не менее, пандемия лишила рабочих мест многих граждан РФ. В случае сокращения, государством были предусмотрены выплаты по безработице. Пособия предназначены для категории граждан, потерявших работу после 01 марта 2020 года. Период осуществления выплат ограничен сроком -с апреля по июнь. Для временно безработных лиц с несовершеннолетними детьми предусматривались дополнительные средства.

В дополнение стоит также вспомнить о том, что пандемия привела к закрытию государственных границ, фактически отрезала российских граждан за рубежом, не давая возможности вернуться в страну. Правительством было решено выделить из «резервного фонда Правительства РФ средства для помощи российским гражда-

нам, не имеющим возможности вернуться из иностранных государств в Россию в связи с распространением коронавирусной инфекции» [9].

Помимо этого, расширим указанный выше перечень мер государственного регулирования экономики предложениями господдержки, опубликованными на сайте правительства. Среди наиболее актуальных и действующих в 2022 г. вариантов можно выделить следующие:

- «возмещение 50% затрат на организацию чартеров (2,5 млрд рублей выделено на поддержку туроператоров, использующих внутренние чартеры);

- возмещение затрат туроператоров (компенсация затрат на вывоз туристов воздушным транспортом);

- мораторий на плановые проверки малого бизнеса;

- обеспечение ликвидности (меры Банка России для обеспечения ликвидности на внутреннем рынке);

- поддержка рынка коллективных инвестиций (меры Банка России в отношении субъектов рынка коллективных инвестиций);

- поддержка системообразующих компаний (отсрочки по уплате налогов, госгарантии по кредитам, субсидии и другие меры);

- поддержка страхового рынка (меры в отношении участников страхового рынка);

- субсидии банкам на кредиты (предоставление субсидий банкам в рамках поддержки системообразующих организаций);

- субсидии бизнесу на трудоустройство безработных (3 МРОТ на нового сотрудника);

- субсидии на сертификацию товаров экспортеров (более 450 млн рублей будут направлены на субсидии на сертификацию промпродукции для внешних рынков);

- уменьшение частоты техосмотров (для новых автомобилей);

- учёт медзакупок для налога на прибыль (включение расходов на медтовары в состав затрат при исчислении налога на прибыль);

- учёт нерабочих дней в налоговых целях (исчисление сроков с учётом дней,

признаваемых актом Президента нерабочими днями)» [10].

Если проанализировать направления государственной поддержки в условиях пандемии и постпандемийного периода, наблюдается комплексность и системность государственного подхода к решению возникших проблем.

Во-первых, наименее защищенный и нестабильный пласт экономики - малый и средний бизнес получает материальную помощь, льготы, кредиты, пересмотр контрольных показателей, что позволяет предпринимателям адаптироваться к возникшим условиям неопределенности.

Во-вторых, государство не забывает о своих гражданах и занимается вопросами трудоустройства, компенсацией сокращений экономически активного населения, которое в период пандемии лишилось рабочих мест ввиду болезни, банкротств и т.д.

Помимо этого, очевидна господдержка внешних организаций, прямо и косвенно связанных с функционированием системообразующих предприятий - банки, налоговые, таможенные, социальные службы и т.д.

В заключение следует отметить, что реализация монетарной политики без окон-

внедрения способна привести к негативным последствиям - достигая одну цель за счет другой, происходит снижение темпов роста и расширение перечня текущих проблем [5, 26]. Если в целом оценивать особенности государственного управления экономики в условиях коронавируса, то ярко прослеживается применение максимально возможных вариантов материальной поддержки - в частности, выплаты и субсидии, льготы, отсрочки, налоговые послабления. Однако помимо материального вопроса, предприниматели малого и среднего бизнеса сталкиваются с большим количеством проблем и конфликтных ситуаций, в которых включение Правительства стало бы гарантом выполнения обязательств, условий договоров и т.д. Например, решение вопросов логистики (таможенное оформление, возможности параллельного импорта товаров, упрощение процесса контроля и оценки товара и т.д.), внесение поправок в законодательные акты и нормативные документы, регулирующие процессы функционирования предпринимательства. Учет данных и многих других аспектов становления и развития малого и среднего бизнеса оказал бы влияние на эффективность и результативность принимаемых мер.

чательной детализации и проработанности

Библиографический список

1. Большой экономический словарь / под ред. А.Н. Азрилияна. 7-е изд., доп. и перераб. - М.: Ин-т новой экономики, 2012. - С. 1472.

2. Михальченкова Н.А., Сметанина Т.М. Государственное регулирование экономики: учеб. пособ. Сыктывкар: КРАГСиУ, 2004. - С. 35.

3. Орешин В. П. Государственное регулирование национальной экономики: учеб. пособ. - М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 1999. - С. 12.

4. Государственное регулирование в условиях COVID-19. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/material/file/49590347e8849692a3169ad8ec78e70d/gos_regulirov anie_v_usloviyah_covid19_itogi_2020.pdf.pdf?ysclid=l9qvtdpi97164221298 (дата обращения 28.10.2022).

5. Афанасьева О.Н., Сухарев О.С. Распределение инструментов монетарной политики по целям развития // Общество и экономика. - 2022. - Вып. 6.- C. 6-26.

6. Глазьев С.Ю., Сухарев О.С., Афанасьева О.Н. Монетарная политика России: негативный накопительный эффект в рамках неоклассической модели и его преодоление // Микроэкономика. - 2022. - № 2. - С. 22.

7. Поддержка малого и среднего бизнеса в связи с коронавирусом в 2020 году. РИА-Новости. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ria.ru/20200428/1570683407.html?ysclid=la00lo0y15352374639 (дата обращения 28.10.2022).

8. Маркина А.Н. Государственное регулирование экономики в условиях борьбы с COVID-19 // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2020. - №6. - С. 192.

9. Решения, принятые на заседании Правительства 2 апреля 2020 года. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru/news/39371/ (дата обращения: 31.10.2022).

10. Сайт Правительства РФ: Меры Правительства РФ по борьбе с коронавирусной инфекцией и поддержке экономики. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru/support_measures/ (дата обращения: 29.10.2022).

FEATURES OF STATE REGULATION OF THE ECONOMY IN THE CONTEXT OF THE COVID-19 PANDEMIC

O.N. Afanasyeva, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor

M.S. Vasilchikova, Graduate Student

M.K. Lenkova, Graduate Student

Lomonosov Moscow State University

(Russia, Moscow)

Abstract. The article is devoted to the analysis of the peculiarities of state regulation of economic development issues in the context of the coronavirus pandemic. The main attention is paid to the study of the Russian experience of supporting small and medium-sized businesses, its specifics and differences from the experience of Western countries. Specific support measures implemented in 2020 and implemented in the periodfrom 2020 to 2022 are presented, as well as an analytical assessment of the decisions taken.

Key words: government, government regulation, coronavirus, support for small and medium-sized businesses, business.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.