ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО
Том 4 • Номер 2 • апрель-июнь 2017 ISSN 2410-8367 Public-Private Partnership
издательство
Креативная экономика
Особенности государственно-частного партнерства в сфере образования в России и за рубежом
Глушко Ю.В. 1, Колодина Н.В. 1
1 Институт экономики и управления (структурное подразделение) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», Крым, Симферополь, Россия
АННОТАЦИЯ:_
В статье рассматриваются основные виды государственно-частного партнерства, особенности форм взаимодействия государственного сектора и бизнес-структур в сфере образования в России и за рубежом; участие частного сектора в инфраструктурных проектах; взаимодействие государственного сектора, бизнес-структур, научно-исследовательских организаций в сфере создания инноваций. Предлагаются рекомендации по распространению применения механизма взаимодействия государственного и частного секторов в отечественной практике.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: государственно-частное партнерство; сфера образования; школы; контракты; государство
Characteristics of public-private partnership in education in Russia and abroad
Glushko Yu.V. 1, Kolodina N.V. 1
1 Institute of Economics and Management (a division) of the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education «Crimean Federal University named after V.I. Vernadsky». Republic of Crimea, Simferopol, Russia
Актуальность темы исследования заключается в том, что государственно-частное партнерство выступает важным инструментом развития сферы образования. Применение данного механизма имеет много преимуществ, среди которых: уменьшение расходной части государственного бюджета, увеличение реализованных проектов с высоким уровнем эффективности, повышение качества услуг. В связи с этим внедрение государственно-частного партнерства в систему образования позволит решить ряд современных задач социально-экономического развития государства.
На сегодняшний день существуют различные подходы к определению понятия «государственно-частное партнерство», а также публи-
кации, касающиеся применения данного инструмента в РФ в сфере образования. В частности, Ефремов Д. Н. рассматривает типы форм государственно-частного партнерства в сфере образования. Захаров Н.Н., Черданцев В.П., Тронина М.В. показывают значимость применения данного инструмента с учетом социально-экономического аспекта [2] (Efremov, 2012).
Необходимо отметить, что несмотря на исследования использования этого механизма в образовательной сфере, данный инструмент применяется лишь в некоторых регионах и в незначительном количестве проектов, поэтому целью данной работы является рассмотрение государственно-частного партнерства в сфере образования в России и за рубежом, а также разработка рекомендаций по расширению применения данного механизма в регионах РФ.
Государственно-частное партнерство представляет собой форму сотрудничества между органами государственной власти и бизнесом с целью обеспечения финансирования, сооружения, реконструкции, управления и содержания объекта инфраструктуры или предоставления услуг [1]. Государственно-частное партнерство имеет несколько разновидностей, в частности, выделяют контрактные типы: управление государственными школами, вложения в инфраструктуру, оказание части образовательных услуг на коммерческой основе, проведение научных исследований и т.д. [3] (Zakharov, Cherdantsev, Tronina, 2015). Государство недостаточно эффективно выполняет управленческие функции в большинстве государственных школ, поэтому к управлению образовательным учреждением привлекается негосударственный сектор посредством заключения контракта. Примерами данных контрактов являются:
• государственные школы, которые создаются на основе хартии (контракта
ABSTRACT:_
The article considers the main types of public-private partnership, peculiarities of interaction forms between the public sector and business structures in the sphere of education in Russia and abroad; private sector participation in infrastructure projects; interaction between the public sector, business structures, research organizations in innovations. We give recommendations on the extension of the application of the mechanism of interaction between the public and private sectors in domestic practice.
KEYWORDS: public private partnership; sphere of education; schools; contracts; state.
JEL Classification: I22, I29, L32 Received: 07.04.2017 / Published: 30.06.2017
© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Glushko Yu.V. (glushkoyulia0mail.ru)
CITATION:_
Glushko Yu.V., Kolodina N.V. (2017) Osobennosti gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v sfere obra-zovaniya v rossii i za rubezhom [Characteristics of public-private partnership in education in Russia and abroad]. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo. 4. (2). - 147-153. doi: 10.18334/ppp.4.2.37834
на срок 3-5 лет) в США; эти учреждения не являются религиозными, обладают автономией (утверждается хартией), управляются определенной общественной организацией или группой (например, группой преподавателей);
• программа Fe Y Alegría в Латинской Америке - неправительственная организация, которая контролируется иезуитским орденом католической церкви. Помимо управления дошкольными, начальными и средними объектами образования, данная организация способствует профессиональному обучению граждан в беднейших общинах Испании и Латинской Америки, а также осуществляет свою деятельность с целью качественного обучения бедных слоев населения;
• контрактные школы - имеют ряд особенностей: управление ими осуществляется частной структурой, при этом право собственности и обязательства по финансированию закреплены за государством; обучение проводится бесплатно. С частным партнером могут заключаться следующие типы контрактов: управленческий - школой управляет частный партнер, но сотрудники нанимаются государством; операционный - подбор кадров осуществляет частная организация. В обоих случаях определяется фиксированная оплата частному партнеру либо за каждого обучающегося, либо за все руководство школой. Отличительная черта контрактных школ состоит в коммерческом интересе, а предыдущие примеры основаны на общественных началах [5] (Trunova, Silin, 2015).
Аналогом первого вида государственно-частного партнерства - школ, учреждаемых на основе хартии, в России выступает коллегиальный орган управления - Совет школы, в состав которого входят представители учительского и ученического коллективов, родителей и общественности. Обязанности данного общественного органа управления могут заключаться в разработке плана развития школы, организации досуга учащихся, утверждении локальных актов образовательного учреждения в рамках соответствующей компетенции и т.д. Сравнивая зарубежный опыт школ, учреждаемых на основе хартии, и отечественную практику внедрения подобного рода образовательных учреждений, можно сказать, что в РФ Совет школы наделен меньшими по объему полномочиями [5] (Trunova, Silin, 2015).
ОБ АВТОРЕ:_
Глушко Юлия Владимировна, к.э.н., доцент кафедры государственного и муниципального управления (glushkoyuliaBmail.ru]
Колодина Наталья Витальевна, студентка 3 курса направления государственное и муниципальное управление [nata1i-ko1odina0mai1.ru]
ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_
Глушко Ю.В., Колодина Н.В. Особенности государственно-частного партнерства в сфере образования в россии и за рубежом // Государственно-частное партнерство. - 2017. - Том 4. - № 2. - С. 147-153. doi: 10.18334/ppp.4.2.37834
Одной из разновидностей государственно-частного партнерства являются образовательные ваучеры и стипендии, которые предоставляются государством семьям в целях получения образования детьми с возможностью выбора поставщика образовательных услуг. Таким образом, некоторые страны вместо привлечения бизнеса в сферу образования приобретают места для обучения в частных образовательных учреждениях. Одним из преимуществ этого механизма является расширение доступа к образованию без дополнительных затрат на новые школы, а также предоставление доступа к специализированным услугам, которые не может обеспечить государственный сектор [5] (Trunova, Silin, 2015).
Еще одним видом взаимодействия государства и бизнеса выступает участие частного сектора в инфраструктурных проектах, то есть частный партнер берет на себя обязанность по строительству или обеспечению оборудованием зданий образовательных учреждений, причем за государством остается право на предоставление услуг образования, а бизнес осуществляет вложения средств в школьную инфраструктуру, в обеспечение содержания и эксплуатации зданий. В качестве примера данного контракта может выступить известная программа Private Finance Initiative или PFI, которая была создана в Великобритании и распространившаяся затем в других странах, цель которой состоит в повышении участия бизнеса в финансировании и строительстве инфраструктуры объектов сферы образования [6] (Frumin, Polyarush, 2009).
В РФ наиболее развито применение инструмента государственно-частного партнерства в сфере образования в г. Санкт-Петербурге. Необходимо выделить масштабный проект создания нескольких детских садов и школ в новых районах города, реализованный с целью обеспечения доступности и высокого качества образовательных услуг для населения новых жилых районов. В данном субъекте функционирует несколько исполнительных органов государственной власти, функционирующих для развития механизма государственно-частного партнерства в регионе [5] (Trunova, Silin, 2015).
В качестве отдельной разновидности контрактных форм государственно-частного партнерства выделяют также взаимодействие государственного сектора, бизнес-структур, научно-исследовательских организаций в сфере создания инноваций. В настоящее время во многих государствах уделяется особое внимание стимулированию участия частного сектора в области исследований и разработок. Например, в Великобритании власти поддерживают данное взаимодействие с помощью финансирования и учреждения специальных научно-исследовательских советов. Таким образом, стимулирование интереса у инвестора к научным разработкам с помощью применения механизма государственно-частного партнерства - это эффективное средство решение проблемы ограниченности финансовых средств на проведение научных исследований. В РФ данное взаимодействие реализуется в форме создания малых инновационных предприятий (МИП), которые создаются при вузах и научно-исследовательских институтах. Главной задачей МИП является преодоление разобщенности между исследователями
и бизнес-структурами, а также ускорение процесса внедрения инноваций. Необходимо сказать и о появившихся недавно в РФ образовательных и производственно-образовательных кластерах, которые, по опыту развитых стран, позволяют повышать качество образования и обеспечивать конкурентоспособность отрасли.
За рубежом особую популярность приобретает такой тип соглашений, как контракты на предоставление вспомогательных профессиональных услуг (аутсорсинг). Например, сеть школ РИ^огаз в Южной Америке помогает образовательным учреждениям в предоставлении целого комплекса мер по улучшению их деятельности (разработка учебных планов, техническая поддержка, проведение тренингов для преподавателей и др.), а также осуществляется мониторинг деятельности непосредственно самим руководством данной организации [6] ^гитт, Ро1уагшЬ, 2009). В России данный вид взаимодействия не так развит, как за рубежом, в частности, широкое распространение получило сотрудничество на основе аутсорсинга на оказание клинин-говых услуг в образовательных учреждениях, но именно в образовательном процессе такой вид взаимодействия отсутствует. Следует выделить ряд особенностей государственно-частного партнерства в РФ в сфере образования: отсутствие социальной ответственности бизнеса; неэффективное использование государственных и частных ресурсов для подготовки, переподготовки выпускников образовательных учреждений; недостаточное развитие механизмов взаимодействия государства и бизнеса в данной сфере и т.д. [4].
Таким образом, способы взаимодействия государства и бизнеса в образовательной сфере разнообразны: строительство учебных заведений; ремонт и реконструкция колледжей; организация питания в образовательных заведениях и других социальных услуг; оснащение общежитий для колледжей; совместная научно-исследовательская деятельность и т.д. Необходимо отметить, что для развития сферы образования в РФ большое значение имеет распространение механизмов взаимодействия государственного и частного секторов в области разработки инноваций, подготовки учащихся, инфраструктурного обеспечения образовательных учреждений. Зарубежный опыт показывает успешность применения различных форм государственно-частного партнерства и повышения качества образования, в связи с этим использование отдельных элементов практики взаимодействия государства и бизнеса в других странах может стать перспективным направлением развития образования в России.
Для распространения государственно-частного партнерства в сфере образования во всех регионах РФ важным является, прежде всего, информирование частного сектора о возможностях применения данного инструмента, ключевую роль в решении данной задачи могут сыграть СМИ и специальные подразделения органов власти (которые будут консультировать бизнес-структуры по вопросам сотрудничества с государственным сектором и т.д.). Кроме того, важным является совершенствование законодательной базы, формирование институциональной среды: создание специальных агентств, организаций, занимающихся вопросами инвестирования, в частности,
экспертизой проектов, консалтингом и т.д., возможно, распространению применения государственно-частного партнерства будет способствовать учреждение специального органа на федеральном уровне по вопросам взаимодействия государственного и частного секторов. Постепенное расширение использования этого механизма может происходить в связи с тем, что для частного партнера также присутствуют выгоды: повышение позиций в профессиональных рейтингах, получение дополнительных знаков отличия (аккредитаций и сертификатов), усиление своих позиций на рынке и т.д. Необходимо подчеркнуть значимость использования этого механизма, в частности, применение данного инструмента в сфере образования позволяет, прежде всего, обеспечить возможность получения образования всеми категориями граждан, особо важным является поддержка одаренных детей из малоимущих семей. Таким образом, государственно-частное партнерство в сфере образования только развивается, поэтому большое значение для его распространения имеют действия органов государственной и муниципальной власти, направленные на расширение применения данного механизма взаимодействия.
ИСТОЧНИКИ:
1. О применении механизмов частно-государственного партнерства в сфере образова-
ния: письмо Минобрнауки России от 08.10. 2012 № 08-444 «О применении механизмов частно-государственного партнерства в сфере образования» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/70930978/ (дата обращения: 26.03.2017)
2. Ефремов Д.Н. Типология форм государственно-частного партнерства в сфере обра-
зования // Экономический журнал. - 2012. - № 25. - с. 120-128 .
3. Захаров Н.Н., Черданцев В.П., Тронина М.В. Государственно-частное партнерство в
сфере образования - социально-экономический аспект // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 6-2. - с. 340-343.
4. Мангунова И. В. Внедрение системы ЧГП в дошкольном, общем, дополнитель-
ном образовании (методическое, нормативно- правовое обеспечение) 2-этап [Электронный ресурс] / И. В. Мангутова, М. Е. Белецкий, П. Е. Николов и др. М.: АНО «Центр социальных исследований и инноваций», 2009 год. - Режим доступа: http://www.mirkin.ru/_docs/_partnerfin/analit_mat.pdf (дата обращения: 26.03.2017)
5. Трунова О.Д., Силин М.В. Особенности реализации государственно-частного парт-
нерства в сфере образования в России и за рубежом // Ars Administrandi. - 2015. - № 4. - с. 82-96 .
6. Фрумин И.Д., Поляруш П.П. Частно-государственное партнерство в образовании:
уроки международного опыта // Российское образование: Тенденции и вызовы: сб. ст. и аналит. докл. / сост. В.А. Мау и др. М.: Дело. Москва, 2009. - с. 235-265.
REFERENCES:
Efremov D.N. (2012). Tipologiya form gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v sfere obrazovaniya [Typology of forms of public-private partnership in education]. The Economic Journal. (25). 120-128 . (in Russian).
Frumin I.D., Polyarush P.P. (2009). Chastno-gosudarstvennoe partnerstvo v obrazovanii: uroki mezhdunarodnogo opyta [Private-public partnership in education: lessons from the international experience] Russian Education: Trends and Challenges. 235265. (in Russian).
Trunova O.D., Silin M.V. (2015). Osobennosti realizatsii gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v sfere obrazovaniya v Rossii i za rubezhom [Implementation features of public-private partnerships in education in russian and international practice]. Ars Administrandi. (4). 82-96 . (in Russian).
Zakharov N.N., Cherdantsev V.P., Tronina M.V. (2015). Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v sfere obrazovaniya - sotsialno-ekonomicheskiy aspekt [Public-private partnership in education - socio-economic aspect]. Basic research. (6-2). 340-343. (in Russian).