Научная статья на тему 'Особенности гемодинамического профиля у авиационных диспетчеров'

Особенности гемодинамического профиля у авиационных диспетчеров Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
90
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Праскурничий Е. А., Морозкина И. В.

Анализ отчетов врачебно-летных экспертных комиссий гражданской авиации указывает на широкую распространенность сердечно-сосудистых заболеваний среди диспетчерского состава гражданской авиации. Цель исследования заключалась в выявлении особенностей динамики артериального давления (АД) у диспетчеров управления воздушным движением (УВД) гражданской авиации во время осуществления ими своей профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Праскурничий Е. А., Морозкина И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности гемодинамического профиля у авиационных диспетчеров»

евразийский кардиологический журнал

eurasian heart journal

мг из-за недостаточного гипотензивного эффекта. ЭКГ - исследование проводилось по общепринятому протоколу. Данные ЭхоКГ - включали определение систолической функции ЛЖ, параметры геометрии ЛЖ: определение толщены задней стенки ЛЖ и межжелудочковой перегородки (МЖП), относительную толщену стенок (ОТС), массу миокарда (ММЛЖ) по формуле Devereux, и индекс ММЛЖ (ИММЛЖ), ГЛЖ диагнос-цировали при ИММЛЖ>110 г/м2.

Результаты:

Исходно по данным ЭКГ у 31 (88,6%) определялись признаки ГЛЖ - индекс Соколова-Лайона (Sv1+Rv5>35 мм) был равен 36,3±2,6мм и индекс Губнера-Унгерлейдера ^^Ш>25мм) равен 26,2±1,5мм. У 27 (77%) определялась депрессия S-T сегмента 0,5-1мм и удлинение Q-T интервала. Через 20 недель терапии полученные результаты не были достоверными, хотя имели тенденцию к снижению: индекс Со-колова-Лайона и Губнера-Унгерлейдера составили 32,4±8,3 мм и 22,6±7,9 мм состветственно, наблюдалась положительная динамика депрессии S-T сегмента и приближение к нормальным значениям продолжительности Q-T интервала. Результаты ЭхоКГ показали, что у 32 (91,4%) выявлена ГЛЖ, при этом у 14 (40%) определялись признаки эксцентрической ГЛЖ (ОТС<0,45), у 8(22,9%) больных признаки концентрической ГЛЖ (ОТС>0.45), 22 (62,8%) с нормальной геометрией ЛЖ. Эксцентрический тип ГЛЖ чаще встречался у женщин 11(31,2%) в климактерии с избыточной массой тела. Через 20 недель терапии артериальное давление снизилось до целевого уровня, а также наблюдалась тенденция к нормализации параметров сократимости ЛЖ и увеличения систолических показателей. К концу 20 недели ММЛЖ и ИММЛЖ уменьшились на 19,6% (p<0.05) и 20,4% (p=0,007) соответственно. Анализ результатов гемодинамических параметров показал достоверное (p=0,01) снижение САД и ДАД на фоне применения вальсартана в дозе 80 мг в сутки, по сравнению с низкодозовой монотерапией вальсартаном, а также стойкое снижение АД на фоне комбинированной терапии вальсартан + индапамид (возможно за счет взаимопотенцирующего эффекта).

Заключение:

Таким образом, у больных с метаболическим синдромом при АГ II -III степени отмечается неблагоприятная динамика структурно-функциональных показателей сердечно-сосудистой системы, то есть поражения органов мишеней, заключающаяся в развитии ГЛЖ. Применение вальсартана в режиме монотерапии или в комбинации с индапамидом в течение 5-6 и более месяцев вызывает регресс - признаков ГЛЖ, а также положительно влияет на ЭКГ критерии гипертрофии миокарда левого желудочка.

ОСОБЕННОСТИ ГЕМОДИНАМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ У АВИАЦИОННЫХ ДИСПЕТЧЕРОВ

Праскурничий Е. А.1, Морозкина И. В.2

1ГБОУДПО РМАПО Минздрава России, 2ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России

Введение (цели/ задачи):

Анализ отчетов врачебно-летных экспертных комиссий гражданской авиации указывает на широкую распространенность сердечно-сосудистых заболеваний среди диспетчерского состава гражданской авиации. Цель исследования заключалась в выявлении особенностей динамики артериального давления (АД) у диспетчеров управления воздушным движением (УВД) гражданской авиации во время осуществления ими своей профессиональной деятельности.

Материал и методы:

Исследование проводилось на базе Московского центра автоматизированного управления воздушным движением ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации». Обследовано 55 авиадиспетчеров мужского пола в возрасте от 20 до 55 лет. Всем обследуемым проводились суточное мониторирование артериального давления (СМАД), мониторирование ЭКГ по Холтеру, а также в качестве психологического тестирования -тест Люшера. СМАД осуществлялось в период рабочей смены и период отдыха после её заввершения. Кроме того, у части обследуемых выполнено повторное суточное мониторирование во второй день отдыха.

Результаты:

В условиях рабочей смены отмечено повышение среднесуточных параметров АД у 17 человек, что составило 30.9% от группы. Значения среднесуточного систолического и диа-столического АД составили 140,2±8 мм.рт.ст. и 82,5±5 мм.рт. ст. соответственно. Показатели среднедневного систолического АД (САД) составили 146,8±8 мм.рт.ст, дистолического АД (ДАД) - 88,5±6.3 мм.рт.ст, а средненочного САД и ДАД 131,2±6.4 мм.рт.ст. и 77,0±7 мм.рт.ст. соответственно. Во время выходного дня показатели АД по данным СМАД были в пределах нормы: среднесуточное САД составило 118,2±7,3 мм.рт.ст, среднесуточное ДАД - 70,0±6 мм.рт.ст, среднедневное САД - 127,0±6 мм.рт.ст, среднедневное ДАД - 74,2±4,1 мм.рт.ст, средненочное САД - 112,0±4,6 мм.рт.ст, средненоч-ное ДАД - 66,2±5 мм.рт.ст.

Заключение:

Представленные результаты отражают существенные изменения профиля АД у диспетчеров УВД во время осуществления ими своей профессиональной деятельности. В свою очередь, высокий уровень эмоционального напряжения, характеризующий работу авиадиспетчеров, может выступать в качестве фактора, детерминирующего изменение гемодина-мического профиля у этих специалистов, что, в свою очередь, определяет широкую распространенность сердечно-сосудистых заболеваний в данной профессиональной группе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.