18 (156) - 2013
Валютный рынок
УДК 336.74
особенности функционирования
ВАЛЮТНОГО КАНАЛА МЕхАНИЗМА ДЕНЕЖНОЙ ТРАНСМИССИИ В РОССИИ
М. В. УТУЧЕНКОВА,
ассистентка кафедры экономической теории и экономической политики E-mail: maria. utuchenkova@mail. ru Волгоградский государственный университет
Функционирование валютного канала отражает результативность денежно-кредитного регулирования через изменение внешнеэкономических операций. В работе выявлены особенности хозяйственного механизма экономической системы России, рассмотрены тенденции, под влиянием которых происходит формирование валютного канала механизма денежной трансмиссии.
Ключевые слова: механизм денежной трансмиссии, валютный канал, денежно-кредитное регулирование, хозяйственный механизм.
Создание эффективно функционирующего хозяйственного механизма всегда является ориентиром социально-экономических преобразований, в том числе и в России. Общая функция хозяйственного механизма - обеспечение условий хозяйствования. Ее выполнение предполагает реализацию ряда специальных функций, среди которых можно выделить следующие:
- обеспечение сбалансированности общественного производства (поиск и поддержание воспроизводственных пропорций);
- расширение производства (обеспечение расширенного воспроизводства);
- развитие производства (совершенствование производительных сил и структуры производства). Кроме того, хозяйственному механизму свойственны более конкретные специальные функции:
обеспечение всеобщего продуктообмена, распределение и перераспределение денежных средств, регулирование объемов инвестиций в заданные виды экономической деятельности и т. д. Каждой из них соответствует свой механизм реализации - частный механизм в системе хозяйственного механизма общества. Все частные механизмы обусловлены по сути и форме общим механизмом, они взаимосвязаны и переплетены друг с другом.
Изучение и использование возможностей трансмиссионного механизма как подсистемы хозяйственного, посредством которого обеспечивается воздействие проводимой монетарной политики на реальный сектор экономики - приоритетное направление, позволяющее стимулировать объем выпуска продукции или сдерживать темпы роста цен. Процессы интеграции национальной экономики в мировую, возрастание внешнеэкономических связей обусловливают усиление взаимозависимости внутренних характеристик экономической системы от общемировых. Валютный канал трансмиссионного механизма, иллюстрирующий результативность проведения денежно-кредитного регулирования через изменение внешнеэкономических операций, имеет особенности, сформированные под воздействием хозяйственного механизма конкретной экономической системы.
Механизм денежной трансмиссии представляет собой определенную последовательность
движении, посредством которых осуществляется воздействие проводимых мер денежно-кредитноИ политики на национальную экономику страны. Являясь подсистемой хозяйственного механизма, он выполняет специфическую функцию - стимулирование объемов производства через воздействие на совокупный спрос инструментами денежно-кредитного регулирования. Для каждой национальной экономики характерен свой набор функционирующих каналов денежной трансмиссии, т. е. цепочек макроэкономических переменных, отражающих реакцию реального сектора экономики на проведение денежно-кредитной политики.
Изменение денежной массы воздействует на экономическую систему в различных направлениях. Если целью Центрального банка РФ является повышение экономической активности, это отражается в снижении процентной ставки, в том числе путем увеличения объема денежного предложения. Позитивный эффект от снижения процентной ставки сказывается не только на росте инвестиций и потребления (из-за удешевления кредита), но и через валютный курс. При прочих равных условиях курс национальной валюты относительно иностранной падает, так как привлекательность размещения средств в данной стране относительно других снижается, поскольку процентная ставка уменьшилась при условии, что в других странах она не изменилась. Таким образом, сбережения на депозитах становятся менее доходными. Их объем сокращается, часть ранее инвестированных средств резидентов и нерезидентов переводится в другие страны. В результате на валютном рынке вырастает спрос на иностранную валюту.
Девальвация национальной валюты увеличивает рентабельность и объемы экспорта отечественных товаров и услуг, и снижает объемы их импорта. В результате увеличивается совокупный спрос на товары и услуги в национальной экономике, и это стимулирует предложение. Таким образом, политика Центрального банка РФ достигает своей цели не
только благодаря непосредственному воздействию сниженной процентной ставки на совокупный спрос, но и опосредованно через валютный курс.
Схема функционирования валютного канала такова: увеличение денежной массы - понижение внутренней процентной ставки - снижение обменного курса национальной валюты - рост чистого экспорта - увеличение совокупного спроса и производства. Его результативность можно оценить с помощью применения коэффициента эластичности, представляющего собой процентное отношение изменения зависимой переменной к изменению данной переменной. Высокие значения коэффициента свидетельствуют о наличии выраженной взаимосвязи между исследуемыми переменными, следовательно, результативном механизме денежной трансмиссии. Напротив, значения, меньшие единицы, означают, что зависимая переменная изменилась в меньшей степени. Значения коэффициента, равные единице, характеризуют единичную эластичность, представляющую собой изменения зависимой переменной в той же степени, что и исходной. Отрицательные значения коэффициента -свидетельство разнонаправленного изменения показателей и соответственно слабой взаимосвязи между ними. При расчете использовались квартальные и годовые данные за 2000-2012 гг. В случае с данными за квартал коэффициенты рассчитывались для двух лагов: лаг 1 отражает изменение зависимой переменной на следующий квартал, лаг 2 - через квартал. При исследовании с годовыми данными изменения переменных вычислялись в рамках одного года. По всем коэффициентам рассчитаны средние величины (см. таблицу).
Итак, валютный канал механизма денежной трансмиссии в российской экономической системе не результативен: изменение ставки процента вызывает слабую реакцию курса национальной валюты, воздействие которого на внешнеэкономические операции не является решающим. Кроме того, конечные переменные канала (объем ВВП
Значения коэффициентов эластичности переменных, образующих валютный канал механизма денежной трансмиссии в России в 2000-2012 гг.
Лаг Средняя эластичность процентной ставки по денежной массе Средняя эластичность обменного курса руб./долл. по процентной ставке Средняя эластичность чистого экспорта по обменному курсу руб./ долл. (годовые данные) Средняя эластичность ВВП по чистому экспорту (годовые данные) Средняя эластичность инфляции по чистому экспорту (годовые данные)
1 0,26 0,39 0,53 0,64 0,22
2 0,42 0,84
Источник: расчеты автора по материалам [5].
и уровень инфляции) не определяются объемами чистого экспорта, что осложняет возможность их прогнозирования и формирования при помощи монетарного регулирования. Причиной может послужить то, что валютный канал трансмиссионного механизма не только оказывает воздействие на национальную экономику, но и испытывает на себе влияние хозяйственного механизма данной экономической системы. Динамика валютного курса определяет количество экспортных и импортных операций, что влияет на объемы промышленного производства и отраслевую структуру национальной экономики. Таким образом, формируются основные направления развития экономики страны. На практике государство производит корректировку этих направлений, осуществляя внешнеэкономическое регулирование. Обеспечение экономических и политических интересов страны - основная цель регулирования государством внешнеэкономической деятельности. В настоящее время любое государство воздействует на международные экономические связи, ограничивая или стимулируя их.
Функционирование данного канала денежной трансмиссии напрямую зависит от степени открытости экономики. Именно укрепление хозяйственных связей различных экономических систем, процессы их глобализации и интеграции в мировую хозяйственную систему, устранение торговых барьеров, а также относительно беспрепятственный перелив капитала из одной страны в другую обусловили формирование данного канала. Отмечено, что чем больше зависимость национальной экономики от внешних поступлений в иностранной валюте, тем существеннее импульсы, характеризующие валютный канал денежной трансмиссии.
Колебания валютного курса определяют объемы экспорта и импорта, разница между которыми представляет собой чистый экспорт, являющийся составляющей совокупного спроса. Таким образом, на механизм денежной трансмиссии со стороны хозяйственного механизма влияет внешнеэкономический фактор - совокупность характеристик данной экономической системы, воздействующих на формирование величины чистого экспорта.
Если не рассматривать факторы, определяющие конкурентоспособность экспортируемой продукции, а также влияющие на ее цену и соответственно курс национальной валюты, а остановиться на инструментах, целенаправленно используемых государством в рамках конкретного хозяйственного
механизма для воздействия на объемы экспорта и импорта через изменение валютного курса, то можно выделить следующие:
- валютные интервенции;
- тарифные и нетарифные барьеры, определяющие уровень открытости экономической системы.
Валютная интервенция представляет собой значительное разовое целенаправленное воздействие центрального банка страны на валютный рынок и валютный курс, осуществляемое путем продажи или закупки банком крупных партий иностранной валюты. Валютная интервенция осуществляется для регулирования курса иностранных валют в интересах государства, это влияние центрального банка страны на валютный рынок и валютный курс путем закупки или продажи иностранной валюты [1, с. 54].
Покупка Центральным банком РФ иностранной валюты приводит к увеличению денежной массы национальной валюты, уменьшению ее валютного курса и как следствие этого к увеличению объемов экспорта. Напротив, продажа иностранной валюты влечет за собой сокращение денежной массы национальной валюты, увеличение ее курса, повышение доступности импортируемых товаров и увеличение объемов их ввоза.
В экономике России объемы интервенций зависят от оценки внешнеторгового баланса страны, а также от колебаний цен на энергоносители на мировых рынках. Кроме того, Центральный банк РФ официально объявляет, что проведение целевых интервенций направлено главным образом на нейтрализацию устойчивых ожиданий участников внутреннего валютного рынка относительно изменения обменного курса рубля, формирующихся под влиянием сложившейся внешнеэкономической конъюнктуры. Валютные интервенции, совершаемые Банком России сверх установленного целевого объема, осуществляются в целях сглаживания колебаний обменного курса рубля, не обусловленных действием фундаментальных экономических факторов [5].
Рассмотрение динамики изменения валютных интервенций в долларах США в 2010-2012 гг. (рис 1) приводит к следующим выводам:
- покупка долларов США происходила в первых полугодиях 2010, 2011 и 2012 гг., она имела большие масштабы в денежном выражении, нежели продажа. Графически это можно увидеть на участках ломаной линии выше горизонталь-
Источник: составлено автором по материалам [5].
Рис. 1. Динамика чистых валютных интервенций (сальдо покупок и продаж) Центрального банка РФ, млн долл.
ной оси координат. На практике это означает, что увеличивалась рублевая масса в обращении. Таким образом, Центральный банк РФ проводил мягкую денежную политику, нацеленную на увеличение объемов выпуска продукции и как следствие экономического роста;
- продажа долларов США имела ме сто во вторых полугодиях 2010, 2011 и 2012 гг., ее масштабы носили меньший характер, что графически видно на тех участках ломаной линии, которая располагается ниже горизонтальной оси координат. Продажа иностранной валюты означает уменьшение денежной массы национальной экономики. Данная сдерживающая политика обычно проводится для борьбы с инфляцией;
- до 2012 г. совершение валютных интервенций имело более интенсивный характер. На графике это отражается большим отклонением, как положительным, так и отрицательным, от горизонтальной оси координат. В настоящее время это отклонение минимизируется, что означает уменьшение вмешательства Центрального банка РФ в формирование валютного курса. Валютные интервенции осуществляются при
использовании золотовалютных резервов, представляющих собой внешние высоколиквидные активы, представленные в виде иностранной валюты и золота, которые находятся под контролем государственных органов денежно-кредитного регулирования
и в любой момент могут быть использованы для финансирования дефицита платежного баланса, интервенций на валютных рынках, оказывающих влияние на курс национальной валюты, или для аналогичных целей [1, с. 55]. Динамика этой величины за последние десять лет представлена на рис. 2.
Анализ рис. 2 показывает, что вплоть до августа 2008 г. происходило увеличение золотовалютных резервов, а в период мирового кризиса, который отразился и на экономике России, данная величина резко уменьшилась. Далее прослеживается плавное незначительное увеличение. В настоящее время не наблюдается резких колебаний золотовалютных резервов. В условиях повышения гибкости курсоо-бразования замедлилось накопление Банком России чистых международных резервов, прирост которых за январь - июль 2012 г. составил 18,5 млрд долл. (за аналогичный период 2011 г. - 30,5 млрд долл.). Произошло сокращение эмиссионного эффекта валютных интервенций до 0,2 трлн руб. в январе -июле 2012 г. по сравнению с 0,8 трлн руб. за аналогичный период предыдущего года [5]. Все это говорит о стремлении снизить роль Банка России в формировании валютного курса.
При осуществлении валютного регулирования в начале 2000-х гг. использовался режим управляемого плавающего валютного курса, позволяющий экономической системе не реагировать резко на изменившиеся внешнеэкономические условия. С
700 600 500 400 300 200 100 0
2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Источник: составлено автором по материалам [5].
2005 г. существует механизм проведения валютных интервенций Банка России, также призванный сглаживать колебания валютного курса. При этом официально объявленной задачей Банка России было последовательное сокращение вмешательства в процессы рыночного курсообразования и подготовка перехода к плавающему валютному курсу, что является необходимым условием реализации независимой денежно-кредитной политики, ориентированной на обеспечение внутренней ценовой стабильности мерами процентной политики (режима инфляционного таргетирования) [5].
К 2015 г. роль Центрального банка РФ в регулировании валютного курса планируется свести к применению только инструментов процентной политики. Это приведет к предсказуемой работе механизма денежной трансмиссии.
Помимо валютных интервенций, регулирование чистого экспорта осуществляется при помощи тарифных и нетарифных барьеров. Увеличение роли международных экономических отношений для России обусловлено современными процессами глобальной интеграции в мировое сообщество. Для России данные процессы нашли отражение в присоединении к ВТО, создании Таможенного союза. В этих условиях происходит усиление роли внешнеэкономического регулирования. Наличие барьеров негативно сказывается на функционировании механизма денежной трансмиссии, так как затрудняется прохождение импульсов от проведения денежно-кредитной политики в реальный сектор экономики.
Параметры барьеров для осуществления ввоза товаров иностранных производителей в Россию оказывает прямое воздействие на величину чистого экспорта. Государственные органы при установлении ограничения импорта в различной степени выполняют следующие задачи:
Рис. 2.
Динамика золотовалютных резервов России в 2002-2012гг, млрд долл.
Август 2009 2010 2011 Октябрь 2008 2012
- защиту национальных производителей продукции, повышение ее конкурентоспособности;
- удовлетворение интересов потребителей продукции, воздействие на совокупное общественное благосостояние.
Кроме того, происхождение товара также играет роль. Для ряда стран в России используются особые режимы, например режим более благоприятству-емой нации, который предполагает и льготы по таможенным пошлинам и сборам, взимаемым при ввозе или вывозе товаров, а также преимущества по внутренним налогам на производство, обработку и обращение импортируемых товаров. Данный режим означает обычные, недискриминационные условия сотрудничества, в отличие от особых (ограничительных или, наоборот, преференциальных) условий, которые могут вводиться для отдельных стран [1, с. 178].
Для оценки уровня открытости экономической системы для ввозимых товаров целесообразным является расчет средневзвешенного импортного тарифа - показателя, представляющего собой отношение полученных импортных пошлин к объему импорта в текущем году:
AIT = T100, ' I
где AITi - величина средневзвешенного импортного тарифа, %;
Ti - объем полученных импортных пошлин, млрд руб.;
I - объем импорта, млрд руб. Величина импортных пошлин отражается в отчетах об исполнении федерального бюджета казначейством, объем импорта высчитывает Рос-стат. Перевод из долларов в рубли рассчитывался с учетом среднегодового валютного курса по данным Центрального банка РФ. Этот метод расчета позволяет проследить общую тенденцию изменения
598,1
47R Я A7Q Л 529, 9
426, 3 439, 5
303
182
125 77
34 6 47,79 - 1—1 m
9,6
9,4
9,2
8,8
8,6
9,5
9,1
9,4
8,8
2006
2007
2008
2009
Источник: расчеты автора по материалам [3-5].
Рис. 3. Динамика изменения средневзвешенного импортного тарифа в 2006-2009 гг., %
7 000 6 000 5 000 4 000 3 000 2 000 1 000 0
6 62 >
5 108,8 ** 5 300
** ✓
3 745 ,4
341,5 488 625,5 467,2
■■ ■■
2006
2009
2007 2008
Импортные пошлины ^Н Импорт Источник: составлено автором по материалам [3, 4].
Рис. 4. Динамика объемов импорта и импортных пошлин в 2006-2009 гг., млрд руб.
18 000 16 00014 000 12 000 10 000 8 000 6 000 4 000 2 000 0
2000 2001
2002 2003 2004 — Общие доходы
2005 2006 2007 — Нефтяные доходы
2008 2009 2010
Рис 5. Динамика общих и нефтяных доходов консолидированного бюджета за 2000-2010 гг., млрд руб. [4]
запредельно высокого тарифа, установление которого сводит импорт определенного товара к нулю.
Динамика описываемого показателя представлена на рис. 3.
Анализ показывает, что, начиная с 2007 г., средневзвешенный импортный тариф уменьшается. Это свидетельствует о тенденции к большей открытости экономической системы. Кроме того, если отдельно рассматривать значения импорта и полученных импортных пошлин, можно отметить более быстрый рост первой переменной (рис. 4).
Снижение импортных тарифов при увеличении объемов импорта означает уменьшение роли государственного регулирования вне-шнеэкономичес-кой деятельности, что увеличивает возможности воздействия на экономическую систему при помощи функционирования валютного канала механизма денежной трансмиссии.
Россия - одна из немногих стран, где применяются экспортные пошлины, причем ста-
исследуемой величины, однако не является совершенным и имеет недостатки, среди которых отсутствие учета вклада конкретного вида экономической деятельности, а также невозможность выявления
тьи доходов бюджета от экспорта сырья имеют значительный удельный вес в общей доле, формируя динамику общей величины доходов консолидированного бюджета (рис. 5).
9
В настоящее время государство активно вмешивается в процесс формирования объема экспорта, регулируя экспортные пошлины на энергоносители. Так, налоговый режим с параметрами «60-66-90» 1, вступивший в силу 1 октября 2011 г., призван стимулировать экспорт сырой нефти вследствие установления пониженных пошлин. За счет уменьшения коэффициента в формуле расчета пошлины на нефть с 65 до 60 она снизилась примерно на 7 % [2]. Однако данный режим предполагает повышенные пошлины на экспорт мазута, бензина и других продуктов нефтепереработки. Очевидно, его введение выгодно компаниям с большой долей экспорта нефти, среди которых ОАО «НК «Роснефть», ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «ЛУКОЙЛ». Компании, которые специализируются в большей степени на переработке, например ОАО «АНК «Башнефть» и Alliance Oil Company, оказались в невыгодном положении.
Данная мера регулирования призвана стимулировать освоение новых месторождений нефти, однако с ее введением усугубляется сырьевая зависимость национальной экономики. Кроме того, в проигрыше оказывается бюджет: его потери от введения режима «60-66» для нефтяной и нефтеперерабатывающей отраслей за десять месяцев -с 1 октября 2011 г. по август 2012 г. - составили примерно 1,6 млрд долл. [2].
1 Система «60-66-90» предусматривает экспортную пошлину на нефть 60 %. Ставки пошлин на светлые и темные нефтепродукты унифицированы на уровне 66 % от пошлины на нефть. Экспортная пошлина на бензин установлена на уровне 90 % от ставки пошлины на нефть.
Таким образом, происходит активное вмешательство государства в процесс формирования экспорта, что затрудняет реакцию на импульсы от проведения денежно-кредитной политики.
Итак, внешнеэкономический фактор, объединяющий в себе специфические черты хозяйственного механизма национальной экономики, воздействующие на денежную трансмиссию путем формирования величины чистого экспорта, имеет следующие положительные черты:
- уменьшение проведения валютных интервенций Центральным банком РФ, что ведет к
свободному формированию валютного курса;
- постепенная либерализация импорта.
Однако активное вмешательство государства в
формирование экспорта негативно влияет на механизм денежной трансмиссии, уменьшая результативность денежно-кредитного регулирования.
Список литературы
1. РайзбергБ. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2006. 495 с.
2. Сафонова Е. Новый налоговый режим имеет параметры «60-66-90». URL: http://www. rbcdaily. ru/2011/08/22/tek/562949981307125.
3. Федеральная служба государственной статистики - http://www. gks. ru.
4. Федеральное казначейство - http://www. roskazna. ru.
5. Центральный банк - http://www. cbr. ru.
9-13 июня 2013 г. в ГК «Измайлово» (г. Москва) оргкомитет международной олимпиады «Эрудиты планеты» приглашает команды образовательных учреждений принять участие в
летнем международном Интеллектуальном турнире—2013
для студентов и школьников России и зарубежных стран.
Турнир проводится в очной форме исключительно в командном зачете, количество команд от одного образовательного учреждения не ограничено. Состав команды - 6 человек.
Проживание в 2-х местных номерах ГК «Измайлово» корпус «ВЕГА».
Дополнительная информация по телефонам: (495) 979-96-19, 8-965-433-87-47, 8-901-524-03-53, а также e-mail: [email protected] и [email protected] www.erudites.ru
ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА
проблемы и решения ^ 57