Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ'

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
407
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / РЕФОРМА / РЕФОРМИРОВАНИЕ / МИЛИЦИЯ / ПОЛИЦИЯ / МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Злобин Алексей Валерьевич

Статья посвящена централизованному управлению в органах внутренних дел Российской Федерации. Рассматривается исторический аспект формирования централизованного управления в системе власти, современное содержание централизованного управления в органах внутренних дел Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE FUNCTIONING OF CENTRALIZED MANAGEMENT IN THE INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

The article is devoted to centralized management in the internal affairs bodies of the Russian Federation. The materials consider the historical aspect of the formation of centralized management in the power system, the modern content of centralized management in the internal affairs bodies of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ»

УДК: 343.985 DOI 10.53039/2079-4401.2021.6.4.007

ББК: 67.51 © А.В. Злобин, 2021

Научная специальность: 12.00.01 — Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ

Алексей Валерьевич Злобин,

старший оперуполномоченный по особо важным делам Оперативно-разыскной части собственной безопасности УМВД России по Амурской области, слушатель Академии управления МВД России Контакты: ул. 50 лет Октября, д. 18, к. 334, Благовещенск, Россия, 67500

E-mail: dobrin-2019@yandex.ru

Аннотация. Статья посвящена централизованному управлению в органах внутренних дел Российской Федерации. Рассматривается исторический аспект формирования централизованного управления в системе власти, современное содержание централизованного управления в органах внутренних дел Российской Федерации.

Ключевые слова: централизованное управление, органы внутренних дел, реформа, реформирование, милиция, полиция, Министерство внутренних дел

FEATURES OF THE FUNCTIONING OF CENTRALIZED MANAGEMENT IN THE INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Alexey V. Zlobin,

senior criminal investigator Operative-investigative unit of own securityof the directorate of the Ministry of the Interior of the Russian Federation in the Amur region,

student of the Academy of Management of the Ministry of the Interior of the Russian Federation Contacts: ul. 50 years of October, d. 18, room 334, Blagoveshchensk, Russia, 67500

Abstract. The article is devoted to centralized management in the internal affairs bodies of the Russian Federation. The materials consider the historical aspect of the formation of centralized management in the power system, the modern content of centralized management in the internal affairs bodies of the Russian Federation.

Keywords: centralized management, internal affairs bodies, reform, reforming, militia, police, Ministry of the Interior

Для цитирования: Злобин А.В. Особенности функционирования централизованного управления в органах внутренних дел России // Современная наука, 2021. № 4. С. 42-45. DOI: 10.53039/2079-4401.2021.6.4.007

В современных условиях построения правового государства одной из стратегических задач выступает формирование высокоэффективного управления в органах внутренних дел Российской Федерации, основным предназначением которых является защита здоровья, жизни, свобод и прав человека, противодействие преступности, охрана собственности, обеспечение общественного порядка и безопасности.

Управление в органах внутренних дел представляет собой сознательно-волевое воздействие на систему органов внутренних дел и ее структурные подразделения с целью повышения эффективности их функционирования при решении задач

по сохранению общественного порядка и борьбы с преступностью.

Централизованное управление - это организационная структура, где руководство имеет значительный уровень контроля (в том числе и оперативного) при функционировании и принятии политических решений по четко разграниченным операциям и видам деятельности [1].

Министерство внутренних дел традиционно занимает центральное место в правоохранительной системе России, несет прямую ответственность за обеспечение общественного порядка и осуществляет борьбу с преступностью.

Исторический подход к изучению проблематики централизации управления органов внутрен-

них дел нашего государства позволяет системно не только проанализировать существующие проблемы и выявить положительную динамику, но и сформулировать предложения, направленные на решение конкретных задач.

В качестве положительного примера считаем возможным привести опыт деятельности Министерства внутренних дел Российской Империи.

К ХУШ веку в Российской Империи полицейские органы осуществляли свою деятельность в Москве, Санкт-Петербурге и крупных городах России. На службу в полицию принимали солдат и офицеров городских гарнизонов, тем не менее в условиях складывающейся обстановки как в системе правоохранительных органов, так и в целом на территории Российской Империи задействованных сил было недостаточно для борьбы с преступностью и охраны общественного порядка.

Правление Александра I в части построения системы государственного управления в целом и правоохранительных органов в частности ознаменовано важным событием. Так, 8 сентября 1802 г. вместо существовавших петровских коллегий образованы восемь министерств (иностранных дел, внутренних дел, морских сил, военно-сухопутных сил, юстиции, финансовой, коммерции и народного просвещения).

Стоит отметить, что в целом к концу ХУШ в. зафиксировано резкое увеличение штата полиции, вызванное прежде всего опасениями правительства по поводу проникновения в Россию французской «революционной заразы» [2].

ХХ век ввиду важных исторических событий также отразил развитие и укрепление органов внутренних дел.

Первая русская революция 1905-1907 гг. сделала возможным провозглашение свободы печати, слова, союзов и собраний. Задачей органов внутренних дел, полиции и губернаторов было реализовать эти свободы в рамках действовавшего закона.

В период гражданской войны (1918-1920 гг.) милиция была переведена на военное положение, продолжала борьбу с детской беспризорностью и усилившейся преступностью.

В годы Новой экономической политики (1921-1929 гг.) военные функции с милиции были сняты, усилена борьба с налоговыми нарушениями и экономической преступностью, введена должность участкового надзирателя (позднее - участкового инспектора), который следил за общественным порядком на своем участке.

Во время Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) органы внутренних дел вместе с

чекистами и армией успешно боролись с врагом. Помимо несения службы в тылу, они принимали участие в боевых действиях на полях сражения в составе диверсионно-разведывательных групп и партизанских отрядов. Сотни и тысячи командиров и солдат внутренних войск и сотрудников милиции были награждены государственными наградами [3].

В марте 1946 г. НКВД СССР, как и другие наркоматы, переименован в Министерство внутренних дел СССР. В июле 1966 г. образовано союзно-республиканское Министерство охраны общественного порядка (МООП) СССР, переименованное в 1968 г. в Министерство внутренних дел СССР.

В годы перестройки органы внутренних дел были подвержены реформированию. В апреле 1991 г. принят Закон РСФСР «О милиции», которым вводилось деление на милицию общественной безопасности и криминальную милицию.

Наследуя традиции советской милиции и разработанные ранее в МВД СССР и Вооруженных Силах СССР ритуалы, современное поколение сотрудников органов внутренних дел с достоинством продолжает свою благородную правоохранительную миссию [4].

Резюмируя вышеизложенное, представляется необходимым отметить следующее. Во-первых, фактор нормативно-правового закрепления ритуалов и традиций выступает фактом официального признания на государственном уровне их значения и необходимости неукоснительного следования действующим нормативным предписаниям. Во-вторых, нормативно-правовое закрепление системы ритуалов и традиций выступает гарантией их сохранения для последующих поколений. В-третьих, строга регламентация ритуальной части и традиций, сложившиеся в системе МВД церемонии и обряды имеют непосредственное отношение к повышению эффективности воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел.

Важность органов внутренних дел в системе государственного управления детерминирована тем, что именно она представляет собой особый вид государственно-управленческой деятельности, которая направлена на охрану общественного порядка, обеспечение общественной и иной безопасности, связанной с применением государственного принуждения.

По мнению А.В. Зубач, органы внутренних дел являются юридически и организационно обособленными органами государственной власти, образующимися в законодательном порядке с целью осуществления в рамках своей компетенции задач и функций по обеспечению соблюдения законов, прав и свобод граждан, охране обществен-

ного порядка и частной собственности, борьбы с преступностью. Для выполнения данных функций они наделены государственно-властными полномочиями [5].

В единую централизованную систему МВД России входят органы внутренних дел, включающие в себя полицию, организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России [2].

В настоящее время происходит реформирование всей системы органов внутренних дел, цель которого заключается в улучшении эффективности их правоохранительной деятельности. Изучение вопросов в области реализации правоохранительных функций государства представляет собой одну из самых важных проблем в теории государства и права, ведь именно права и свободы человека и гражданина являются высшей ценностью на территории Российской Федерации.

Осуществление правоохранительной деятельности государства происходит посредством использования его органов, особое место в данном аспекте уделяется органам внутренних дел, которые занимаются исполнением данной функции государства и активно взаимодействуют с населением.

При этом следует помнить, что именно органы внутренних дел при взаимодействии с институтами гражданского общества создают у последнего впечатление о правоохранительной деятельности государства. И если население видит в работе данного органа негативные моменты, то в первую очередь обвиняет власть.

Именно по вышеуказанным причинам реформирование органов внутренних дел стало происходить в ходе принятия концепции административной реформы, которая предусматривала увеличение эффективности деятельности органов государственной власти для более качественного их взаимодействия с гражданами и общественными организациями.

Важным шагом в реформировании органов внутренних дел стало принятие Федерального закона от 07.02.2011 № З-ФЗ «О полиции» [6], который вступил в законную силу с 1 марта 2011 года. Российская милиция была преобразована в полицию, данный факт привел к изменению административно-правового статуса полиции. Создан новый институт, который должен был осуществлять деятельность по обеспечению прав и свобод человека и гражданина, противодействовать терроризму, преступности, осуществлять общественный порядок и поддерживать общественную безопасность [3].

В современных условиях радикальные преобразования правовых и социально-экономических отношений в стране (корректировка Конституции

РФ [7], смена Правительства, высшего руководства Верховного Суда, Генеральной прокуратуры и другие существенные перемены) повлекли серьезные проблемы государственного управления. Председатель Правительства РФ М.В. Мишустин в числе основных задач, которые необходимо решать в первоочередном порядке, обозначил совершенствование государственного управления, конкретизировав проблему как децентрализацию функций государства. При этом он назвал одно из решений -реформа судов и правоохранительных органов.

Происходящее реформирование централизации управления и его перспективы подтверждены и современными решениями, выработанными на очередном плановом заседании коллегии МВД России в феврале 2020 года. Президент России В.В. Путин, принимавший участие в заседании, особо отметил, что МВД России занимает ключевое место в правоохранительной системе России, несет прямую ответственность за обеспечение правопорядка, находится на передовой борьбы с преступностью. Он подчеркнул необходимость повышения уровня раскрываемости преступности как одной из основных задач ведомства. На ее решении должны быть сосредоточены усилия оперативных, следственных и иных подразделений. В поле постоянного внимания должно находиться и интернет-пространство [3]. Необходимо шире применять современные технические средства контроля и автоматизированные системы. Он также выразил надежду, что сотрудники МВД будут наращивать результаты данной работы.

Намеченные тенденции развития деятельности органов внутренних дел России имеют потребности в реализации конкретных преобразований [5]: построение системы финансирования органов внутренних дел с учетом адресного подхода;

повышение эффективности профессиональной ориентации будущих сотрудников ОВД, оптимизация профессионального отбора кандидатов и сотрудников и в целом кадровой политики в самих органах внутренних дел;

повышение уровня коммуникативно-правовой культуры сотрудников ОВД и их профессиональной подготовки;

направленность на социальную функцию и просветительскую деятельность сотрудников ОВД в области общественного правосознания;

оптимизация централизации управления МВД России по функциональным полномочиям всех звеньев системы.

Таким образом, централизованное управление органов внутренних дел Российской Федерации продолжительное время функционирует в режиме постоянных реформ. Цели и задачи органов вну-

тренних дел Российской Федерации, сформулированные в федеральных законах и подробно конкретизированные в ведомственных нормативных актах, остаются относительно стабильными, что дает возможность совершенствовать централизацию управления, организацию и тактику их исполнения. Вместе с тем, несомненно, имеется существенный резерв улучшения деятельности системы управления.

Литература:

1. Барбин В.В. Конституционно-правовые основы управления органами внутренних дел: практикум / В.В. Барбин, О.Н. Громова, Е.Ю. Степкин. М.: Академия управления МВД России, 2019. 99 с.

2. Елфимова Е.В. Общеправовые аспекты государственной службы в органах внутренних дел / Е.В. Елфимова: монография. Екатеринбург, 2018. 125 с.

3. Ороева О.Д. К вопросу о месте службы в органах внутренних дел в системе государственной службы в Российской Федерации / О.Д. Ороева, П.Н. Маюров // Collection of scientific articles, 2020. С. 119-127.

4. Шилов Ю.В. Основы управления в органах внутренних дел: учебное наглядное пособие / Ю.В. Шилов; Министерство внутренних дел Российской Федерации, Нижегородская акад., Пермский фил. Пермь: Пермский фил. НА МВД России, 2016. 145 с.

5. Зубач А.В. Административная деятельность органов внутренних дел в вопросах и ответах / А.В. Зубач, АН. Кокорев. М.: МосУ МВД России, Щит-М, 2019. 352 c.

6. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» // Собрание законодательства РФ. 14.02.2011. № 7. Ст. 900.

7. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 17.08.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.