Особенности функционирования топливно-энергетического комплекса на современном этапе
H.A. Орлов
Государственное унитарное предприятие "Арктикморнефтегазразведка"
Аннотация. В статье рассматривается роль топливно-энергетического комплекса в экономике страны, раскрываются основные проблемы, которые имеют место в ТЭК в настоящее время, анализируются причины их возникновения, предлагаются пути их решения. Особое внимание уделено возможностям привлечения инвестиций в ТЭК.
Abstract. In the paper the role of fuel and energy complex in the national economics has been considered, the basic problems which have taken place in fuel and energy complex now, the reasons of their occurrence have been analyzed, and the ways of their overcoming have been proposed. The special attention has been given to possibilities of investments in the fuel and energy complex.
I. Введение
Возрождение экономики России возможно только с опорой на нефтегазовый комплекс страны. В настоящее время топливно-энергетический комплекс (ТЭК) является одним из наиболее стабильно работающих комплексов народного хозяйства, объединяющий звенья взаимосвязанного технологического цикла - от разведки и поиска ресурсов углеводородного сырья (нефти и природного газа и их производных) до реализации их потребителям продуктов первичной переработки.
ТЭК уверенно занимает ведущее место в экономике страны, обеспечивая до 30 % всех доходов консолидированного бюджета, почти 45 % экспортных валютных поступлений и около 30 % объема промышленного производства России (Конопляник, 2000). Вместе с тем сегодня мы видим, что ряд ключевых проблем в топливно-энергетическом комплексе оказывают сдерживающее влияние на экономическое развитие страны. Часть этих проблем имеет текущий, преходящий характер, другие -более фундаментальны, они определяют долгосрочные перспективы развития. В последние годы ТЭК работает в режиме истощения своего производственного потенциала, проедая "запас прочности", обеспеченный инвестициями предыдущих десятилетий.
Основные производственные фонды по возрастной структуре, степени износа и техническому состоянию приближаются к критическому уровню.
С целью преодоления негативных процессов в ТЭК необходимо предусмотреть: снижение энергоемкости производства; совершенствование налоговой политики; формирование эффективной ценовой политики; снижения издержек и ликвидация научно-технического отставания; меры по преодолению неплатежей; меры, компенсирующие ухудшение процессов воспроизводства сырьевой базы; меры по преодолению дефицита инвестиций.
2. Проблемы ТЭК
Одной из острейших проблем, тормозящей развитие предприятий ТЭК, являются хронические неплатежи. Больше половины всей задолженности в промышленности является задолженность в ТЭК. Существенная доля в оплате за продукцию предприятий ТЭК приходится на бартер и зачетные схемы, причем по значительно завышенным ценам. В определенной степени неплатежи провоцируются самим государством, которое не предусматривает в соответствующих бюджетах средств на оплату электроэнергии, тепла, топлива.
Многие проблемы предприятий ТЭКа являются следствием качественного ухудшения сырьевой базы. Без крупных инвестиций в разведку и добычу сырья, без сохранения и увеличения добычи нефти и газа ТЭК не сможет поддерживать начавшийся рост отечественной экономики. Необходимо отметить, что в настоящее время не приходится рассчитывать на иностранные инвестиции, т.к. отток капитала достигает, по некоторым оценкам, 20-25 млрд долларов в год, а это больше, чем годовой объем необходимых для развития ТЭК инвестиций (Калюжный, 2000). Конечно, полностью перекрыть этот отток невозможно, но необходимо предпринять решительные меры, чтобы большая часть отечественного капитала вкладывалась в российские предприятия. Иностранные инвесторы начнут финансировать проекты в реальном секторе экономики только тогда, когда это начнут делать
Орлов H.A. Особенности функционирования топливно-энергетического комплекса...
отечественные инвесторы, т.е. когда отток капитала сократится. Этого можно добиться, обеспечив для инвесторов более привлекательные условия вложения капитала путем стабилизации правовой базы на территории России.
В Мурманске в октябре 1999 г. были приняты законы "Об инвестиционной деятельности и гарантиях ее осуществления на территории Мурманской области" и "Об инвестиционном налоговом кредите", в которых оговаривается возможность предоставления отсрочки инвесторам по уплате налогов в местный бюджет, областной бюджет и во внебюджетные фонды на весь период окупаемости проекта. Предприятиям предоставляются отсрочки по уплате основного бюджетного долга по налогам сроком на 5 лет, а по пени и штрафам - на 10 лет. Теперь текущие налоговые платежи должны идти день в день, а сумма инвестиционного налогового кредита, оформленного предприятию в объеме прежнего долга, должна направляться на развитие производства.
В той ситуации, когда в условиях рыночных отношений государство уже не финансирует поисково-разведочные работы, а экономические стимулы для производящей компании не созданы, говорить о перспективах наращивания добычи нефти и газа не приходится.
Положение в области разработки нефтяных месторождений остается сложным. Продолжает ухудшаться качественная структура запасов углеводородов. Запасы высокопродуктивных месторождений в значительной степени выработаны.
К другим негативным факторам, сдерживающим работу предприятий ТЭК, относятся следующие: критический уровень износа основных производственных фондов; неэффективная ценовая политика государства; высокий уровень налогов; отсутствие государственного регулирования энергетики; низкий уровень энергосбережения и отсутствие реально реализуемых программ по повышению использования энергии; отсутствие реальной конкуренции среди предприятий ТЭК, что не способствует снижению затрат на производство и распределение энергоресурсов и энергосбережений и др.
В качестве примера можно привести государственное унитарное предприятие "Арктикморнефтегазразведка", основной целью деятельности которого является проведение по заказам Министерства топлива и энергетики РФ работ по поиску и разведке нефтегазовых месторождений на континентальном шельфе РФ и зарубежных стран. В конце 80-х годов ГУП "АМНГР", выполняя госзаказ, бурила по 30 тыс. м скважин в год, работало одновременно 5-6 буровых установок. Сейчас государственное финансирование геологоразведочных работ практически прекращено, осваивается одна скважина в год, да и та по заказу "Газпрома". Предприятие в полной мере испытывает на себе весь груз проблем, изложенных выше. Аналогичная ситуация сложилась и на других предприятиях ТЭК Мурманской области.
3. Пути решения проблем
Негативные процессы на предприятиях ТЭК накапливались в течении многих лет. Для их преодоления необходимы нормальные условия, при которых интересы государства не противоречат интересам нефтяных и газовых компаний. Для этого требуется осуществить целый комплекс мер, который включает в себя изменение в ценовой, налоговой, финансово-кредитной и инвестиционной политики государства, текущего и долгосрочного характера. Государству необходимо начать реально осуществлять продекларированную регулирующую роль в энергетике.
Так. с целью компенсации ухудшения процессов воспроизводства сырьевой базы необходимо на государственном уровне определить оптимальные параметры обеспеченности запасами, исходя из соображений энергетической безопасности страны, и создать добывающим компаниям условия, при которых они были бы заинтересованы выдерживать эти параметры. Компании должны быть заинтересованы в поддержании максимального прироста запасов на единицу затрат. Действующую законодательную базу в области недропользования следует развивать, во-первых, в направлении создания стимулов для эффективного выполнения геологоразведочных работ за счет собственных средств недропользователя. Во-вторых, нормы и правила использования "отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы" следует развивать в направлении максимального расширения свободы их использования в целевых рамках увеличения ресурсного потенциала, за исключением фиксированной части средств для финансирования фундаментальной и прикладной геологической науки и региональных исследований.
Однако, последовательно противостоять ухудшению качества сырьевой базы можно только на основе достижений научно-технического прогресса. Только научно-технический прогресс может компенсировать неблагоприятное действие природного фактора.
С целью совершенствования налоговой политики необходимо провести реформу налогообложения в добывающих отраслях ТЭК, конечной целью которой должен стать переход на трехуровневую систему взимания налогов:
- первый уровень - изъятие государством части прибыли со всех субъектов предпринимательской деятельности. При этом в распоряжении хозяйствующего субъекта должны оставаться достаточные средства для инвестиционной деятельности;
- второй уровень - изъятие государством разумно обоснованной части горной ренты, т.е. прибыли, полученной предприятиями за счет действия "природного фактора", отсутствующего в других отраслях экономики;
- третий уровень - изъятие государством части дифференцированной ренты, т.е. прибыли, полученной предприятиями, находящимися в относительно лучших условиях.
Это позволит снизить налоговый пресс на предприятия ТЭК и даст им возможность вкладывать свободные средства в поддержание и наращивание уровней добычи.
Либерализация, повышение гибкости налогового режима и снижение рисков инвестиционной деятельности позволит повысить инвестиционную привлекательность России и ее ТЭК.
В перспективе до 25-30 % от общего объема инвестиций в отраслях ТЭК составит заемный и акционерный капитал.
Формирование приемлемого для целей привлечения инвестиций законодательства должно происходить в направлении совершенствования как лицензионной системы недропользования, так и системы недропользования, построенной на применении режима соглашений о разделе продукции.
В целях расширения возможностей привлечения инвестиций, в т.ч. и иностранных, для освоения месторождений и удешевления стоимости привлечения заемных средств необходимо законодательно разрешить залог прав пользования недрами. Необходимо сформировать новый институт рынка - рынок лицензий на право пользования недрами с приданием ему всех необходимых атрибутов рынка ценных бумаг. Таким образом, переуступка прав пользования недрами будет осуществляться не через государство, а напрямую между субъектами предпринимательской деятельности под контролем государства, что резко повысит ликвидность лицензий на право пользования недрами как предмета залога.
Следует законодательно оформить возможность для инвесторов, не являющихся недропользователями, но осуществляющих совместную деятельность по добыче энергоресурсов с предприятиями-недропользователями, реализовывать причитающуюся им по договору часть добытого сырья как продукцию собственного производства. Такой закон даст дополнительные стимулы привлечения инвестиций и передовых технологий в добывающие отрасли ТЭК.
С целью формирования эффективной ценовой политики необходимо сформировать ряд рыночных институтов. Это прежде всего нефтяная биржа, а также фьючерный рынок нефтяных контрактов. При этом должен быть сохранен государственный контроль за ценами на продукцию и услуги естественных монополий. Необходимо также активизировать работу по развитию конкурентной среды, усилению конкуренции путем увеличения числа независимых организаций, добывающих нефть и газ.
Важным элементом ценовой политики является порядок установления экспортных пошлин. Государство не успевает сегодня отслеживать конъюнктуру нефтяного рынка и устанавливать пошлины, отражающие разницу цен на внутреннем и внешнем рынках в каждый конкретный момент времени. Правительству необходимо разработать эффективный механизм установления уровня и дифференциации экспортных пошлин для выравнивания внутренних и внешних цен на энергоресурсы.
С целью снижения энергоемкости общественного производства необходимо разработать мероприятия по экономии энергии. Основной вклад в энергоэкономию должен быть обеспечен за счет повышения эффективности использования энергии на базе достижений научно-технического прогресса, т.е. за счет инвестиций в энергосбережение. Требуется разработать механизмы организации финансирования мероприятий по энергосбережению.
Для ускорения решения проблем необходимо повысить эффективность государственного регулирования ТЭК. Сегодня государственное регулирование отраслей ТЭК осуществляется в условиях, когда прямые рычаги государственного воздействия на акционерные компании (через участие в акционерном капитале) в большинстве случаев сведены к минимуму. Доля государства в управлении капиталом нефтедобывающих предприятий составляет сейчас 11 %. В этих условиях повышается значение инструментов прямого регулирования производственной деятельности ТЭК, которое государство сохранило в своих руках. Имеется в виду регулирование доступа к недрам, доступа к системам транспортировки топлива и энергии (Крюков, 1998).
Орлов Н.А. Особенности функционирования топливно-энергетического комплекса.
Исходя из того, что недра - это федеральная собственность, уполномоченным государственным органам необходимо ужесточить контроль за соблюдением условий лицензионных соглашений. К нарушителям следует применять меры вплоть до прекращения права пользования недрами и изъятия лицензии.
В целях сохранения и усиления государственного влияния на нефтяной комплекс следует оптимизировать прямое государственное регулирование деятельности структур транспортных трубопроводных систем как естественных монополий. Необходимо сохранить в собственности государства контрольные пакеты акций этих структур.
Весь комплекс мер подробно разработан в новой редакции "Энергетической стратегии России 2020 г.", которая передана в конце марта 2000 г. Правительству РФ. Комплексная реализация этой программы государством и предприятиями ТЭК позволит комплексу преодолеть существующие проблемы и в последующие десятилетия оставаться надежным фундаментом экономической стабильности России.
4. Заключение
Таким образом, проанализировав ситуацию в ТЭК, можно сделать вывод, что главными проблемами развития ТЭК страны являются: преодоление дефицита инвестиций, создание благоприятного инвестиционного климата, обеспечение эффективности государственного регулирования ТЭК, ухудшение процессов воспроизводства сырьевой базы, совершенствование ценовой и налоговой политики, ликвидация неплатежей, снижение издержек и ликвидация научно-технического отставания, повышение эффективности производства в отраслях ТЭК, повышение его конкурентоспособности. В статье предложены пути решения этих проблем. Они предполагают изменения в самом комплексе и в системе государственного регулирования его деятельности. Реализация этих предложений позволит комплексу преодолеть указанные негативные процессы и ТЭК может стать одной из основных движущих сил экономического роста страны.
Литература
Калюжный В. Нефтегазовая стратегия России в XXI веке. Международная жизнь, № 1, с.27-32, 2000. Конопляник А.А. Российский ТЭК на пути к новой энергетической политике страны. Нефтегаз, № 3, с.11-18, 2000.
Крюков В.А. Институциональная структура нефтегазового сектора: проблемы и направления трансформации. ИЭиОПП СО РАН, 270 е., 1998.