Научная статья на тему 'Особенности функционирования речевых актов негативной реакции'

Особенности функционирования речевых актов негативной реакции Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1192
531
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РА НЕГАТИВНОЙ РЕАКЦИИ / ВЕТОТИВ / ДИРЕКТИВ / СЕНТЕНЦИАТИВ / ПРОСОДИЯ / SA OF NEGATIVE REACTION / VETOTIVE / DIRECTIVE / SENTENTIATIVE / PROSODY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ершова Н. Б.

Статья посвящена особенностям функционирования речевых актов негативной реакции. В статье рассматриваются типы речевых актов негативной реакции (запрет, отказ, несогласие), раскрываются принципы идентификации речевых актов негативной реакции, определяется роль просодии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF FUNCTIONING OF SPEECH ACTS OF NEGATIVE REACTION

The article is devoted to features of functioning of the speech acts of negative reaction. In this article the types of speech acts of negative reaction (prohibition, failure, disagreement) are considered, the principles of identification of speech acts of negative reaction are revealed, the role of prosody is determined.

Текст научной работы на тему «Особенности функционирования речевых актов негативной реакции»

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЕЧЕВЫХ АКТОВ

НЕГАТИВНОЙ РЕАКЦИИ

Н. Б. ЕРШОВА

Статья посвящена особенностям функционирования речевых актов негативной реакции. В статье рассматриваются типы речевых актов негативной реакции (запрет, отказ, несогласие), раскрываются принципы идентификации речевых актов негативной реакции, определяется роль просодии.

Ключевые слова: РА негативной реакции, ветотив, директив, сентенциатив, просодия.

В последние десятилетия проблематика речевого общения является одной из наиболее привлекательных областей исследования. В фокусе внимания исследователей оказались феномены, которые ранее находились на периферии лингвистической науки: речевой акт, интенция говорящего, речевое воздействие, проблемы взаимодействия коммуникантов, особенности речевой ситуации, причины коммуникативных неудач, коммуникативные стратегии и тактики разговорной речи.

Изначально классическая теория речевых актов занималась определением, анализом и классификацией речевых актов, но не устанавливала соотношение между конкретным речевым актом и используемыми речевыми средствами, то есть была оторвана от реальной коммуникации. К сожалению, такой подход к изучению речевых актов не позволил увидеть как цели и намерения говорящего реализуются в конкретном речевом общении.

Только совмещение теоретического подхода и изучение прагматических установок говорящего, а также психологических и поведенческих реакций коммуникантов, дает наиболее полное представление о речевой деятельности и об особенностях речевого взаимодействия говорящего и слушающего.

Для того, чтобы изучить непосредственное речевое взаимодействие, необходимо обратиться к диалогической форме общения, которое позволит увидеть процессы продуцирования и восприятия речи, так как речевой акт существует в определенной коммуникативной ситуации и определенном речевом жанре, включен в структуру диалога. В этой связи перспективнымв изучении речевых актов является совмещение грамматического и прагматического подходов, выход за пре-

делы описания речевого акта, оторванного от действительной коммуникации.

Поскольку известно, что речевое воздействие складывается из двух аспектов - актуальности сообщения для слушающего и формы осуществления иллокутива, то под формой осуществления в устном общении понимается воспринимаемая вербально-просодическая структура высказывания. Естественно, что каждой речевой ситуации соответствует своя просодическая форма. Смещение форм речевой репрезентации и соответствующих им ситуативных факторов могут восприниматься как речевые недоразумения, которые становятся причиной коммуникативных сбоев вплоть до полного взаимного непонимания интерактантов.

Интеракциональное взаимодействие строится в соответствии с целями, которые выступают в качестве некоторого конечного результата, актуального для отправителя в момент общения. Для их достижения говорящий использует многообразие речевых воздействий на партнера, включая разные формы побуждений (просьбы, требования и др.), в результате которых он намеревается что-то приобрести; либо оценки, советы, предостережения. В этом случае отправитель рассчитывает на получение морального удовлетворения. К важным обстоятельствам, формирующим интенсивность речевого воздействия, относятся также индивидуальные качества личности. Выбор соответствующего речевого варианта осуществляется на основании оценки ситуаций, ее важности для говорящего, что включает в себя социальный статус партнера, предмет общения, характер отношений между ними, значимости исхода речевого взаимодействия отправителя и адресата.

Вопрос о значениях, выражающих просодией речи, всегда увязывается с многомерностью ее

функций (общие и частные). Общими функциями следует считать организующую, стилеобразующую и семантизирующую. К частным следует отнести те, которые просодия речи выполняет внутри общих, например: членение, связь, оформление и выделение.

В качестве стилеобразующих элементов просодической структуры выступают характер изменения тонально-динамических компонентов - их повышения и понижения на релевантных отрезках высказываний, скорость изменения, ритм и т. д.

Семантизирующей функцией просодии следует назвать ту, которая связана с прагматической маркировкой высказывания. На основании просодии речи удается дифференцировать однонаправленные иллокутивные акты (запрет, несогласие, мольбу, просьбу), а также иллокутивные акты, идентичные по своим функциональным задачам, но представляющие несхожие формы интерак-ционального взаимодействия (юстификативов, контрадиктивов, ветотив, директив).

Для многих лингвистов изучение речевых актов негативной реакции является актуальным, потому что недвусмысленное понимание указанных актов очень важно в речевой коммуникации.

Ситуации возражения, запрещения, отказа, т. е. негативного реагирования на высказывание, являются одними из сложнейших в процессе речевого взаимодействия. Интересно изучить природу и характер высказывания, выражающего негативную реакцию, выяснить его семантику и структуру, принять во внимание предмет разговора и обстановку, в которой осуществляется процесс речевого общения, а также намерения коммуникантов.

Следует отметить, что коммуникативная цель речевого акта негативной реакции состоит в том, чтобы выразить отрицательное отношение к действию или высказыванию собеседника; при этом выражение может быть оформлено как сообще-ниенегативной информации, как оценкаинформа-ции собеседника или определенное воздействие на собеседника. Речевые акты негативной реакции предстают в виде трех типов высказываний: информативного (несогласия с оттенком возражения, опровержения; отказа); оценочного (несогласия, включающего отрицательную оценку высказывания собеседника) и императивного (запрещения).

При акте негативной реакции говорящий выражает определенную отрицательную реакцию, находясь при этом на противоположных с собеседником позициях по одному вопросу. Как правило, собеседник провоцирует определенную отрицательную реакцию говорящего.

Итак, речевой акт негативной реакции— это речевое действие, выражающее отрицательное отношение к высказыванию собеседника, представляющее собой информативное, оценочное или императивное высказывание и имеющее в речи определенное воплощение.

К речевым актам негативной реакции можно отнести такие речевые действия, какзапрещения, отказа и несогласия.

В современной лингвистике существуют сегодня огромное количество классификаций РА. Большинство исследователей определяют РА негативной реакции как ветотивы, которые осуществляются как ответ на намерение интерактанта к исполнению действия, нежелательного для говорящего. Экспериментальным путем выявлено, что для того, чтобы распознать данные речевые действия, необходимо учитывать не только ситуацию общения, но и экстралингвистические факторы, и социальные роли говорящих.

Основополагающим является тот факт, что использование ветотивных высказываний возможно только при наличии у говорящего преобладающего положения над слущающим, поскольку данные РА направлены на прекращения действий со стороны интерактанта.

Ветотивные высказывания близки по функционированию к директивам, сентенциативам.

Высказывания со значением запрещения являются одним из видов побудительных высказываний, которые нацелены на прекращение или видоизменение действия. Но высказывания запрещения, в отличие от других побудительных речевых актов, выступают в качестве реакций на предшествующие реплики-стимулы или действия собеседника.

Следует отметить, что речевой акт запрещения не предполагает обязательной речевой реакции собеседника, хотя в некоторых случаях на запрет говорящего собеседник может ответить от-рицательноотказом.

Являясь побудительным высказыванием, речевой акт запрещения выражается чаще всего императивной формой глагола. Использование императивных форм априори предполагает воздействие на партнера по коммуникации.

«Ich sage dir emst, aber du lachst hier...

- Ich lache nicht.

- Lache nicht!»

Если предположить, что говорящий, используя форму 2 лица повелительного наклонения, намерен воздействовать на слущающего с целью прекратить действие, данное речевое действие, можно отнести к директиву, для которого харак-

терно непререкаемость выполнения действия, это своего рода распоряжение или указание на прекращения действия.

Но в случае, если говорящий не является авторитетом или социальные роли коммуникантов равные, данное речевое действие можно считать сентенциативом (совет, предостережение).

Очевидно, что для опознавания вида РА необходимо учитывать социальные роли интерактантов, ситуацию общения и экстралингвистиче-ские факторы.

Такие конструкции, которые включают предикаты «прекратить» и «перестать» в императивной форме, используются в речевых актах, которые совмещают признаки акта просьбы, требования и акта запрещения. При этом данные речевые акты по значению являются актами запрещения, а по форме выражения - актами просьбы, требования.

«- Ich will den Graf nicht werden.

- Wagtenichtabzusagen!»

В речевой ситуации отказа, возникающей как реакция на приказ, собеседники занимают противоположные позиции по одному вопросу либо в ситуации, когда один из участников считает, что второй не имеет права приказывать или требовать. Отказ в этом случае оформляется с помощью отрицания «не» и цитируемого из сти-мульной реплики глагола с изменением личной формы.

«- Sie verlassen mein Haus sofort!

- Ich verlasse nicht».

Как ответная реплика на просьбу, отказ возникает тогда, когда один из коммуникантов не желает или не способен выполнить то, о чем его просят; либо отсутствует необходимость выполнения действия; либо просьба поставила его в неловкое положение, и это вызывает у него негативную реакцию.

Таким образом, в современной типовой речевой ситуации отказ возникает тогда, когда собеседник не может или не хочет выполнить действие, о котором просит говорящий.

Основой речевых актов несогласияс разнообразными оттенками значений является эксплицитно выраженное лексико-грамматическое отрицание, при этом намерение говорящего представлено явно и недвусмысленно, и поэтому не требуется глубокой интерпретации высказывания со стороны собеседника.

Способы выражения несогласия представлены в немецком языке следующими наиболее типичными структурами: коммуникативом НЕТ

(nicht), конструкциями с цитацией, цитатными вопросами, формами глагола ВРАТЬ (lugen), не-

членимымипредложениями, содержащими отрицательную оценку, риторическими вопросами, фразеологизированными конструкциями.

«- Was sage ich? Ich gebe einen Rat. Ich sage, dass er den Schwindler ist; er hat das Medizininstru-ment dort.

- Dort?! Du suchst in deiner Tasche, das Medi-zininstrument dort».

Целесообразно отметить, что прямой вид цитации активно используется в речевых актах негативной реакции с целью выразить несогласие, недовольство, угрозу, запрет, возразить, опровергнуть доводы собеседника.

Для выражения несогласия часто используют глагол « lugen». Говорящий использует глагол «врать» для того, чтобы указать на ложность сообщения, сделанного собеседником, настоять на своем мнении. Глагол в репликах-реакциях часто произносится с восклицательной интонацией, передающей гнев, недовольство говорящего.

«- Ich habe drei Hochschulbildungen!

-Was lugst du!»

Несогласие в диалогической речи также может быть выражено вопросительной конструкцией. Как правило, это риторические вопросы, не требующие от собеседника ответа, а выражающие несогласие с его мнением, высказыванием или действием (подробнее [1]).

Необходимо указать, что восходящая мелодика в финале ветотивов указывает на побуждающий характер высказывания, в результате которого ожидается прекращение действия, в сен-тенциативе мелодика понижается и более низкий тон, что позволяет говорить о мягком воздействии на слушающего (подробнее [2]).

Что касается директивных высказываний, для них характерен более низкий тон, так как это такие высказывания, которые направлены на продолжение действия, а не на его прекращение.

При идентификации типа РА, в том числе и РА негативной реакцииследует отметить, что ведущую роль играет просодия речи.

Таким образом, каждый тип речевого акта, в том числе РА негативной реакции имеет особую коммуникативную цель, определенные концепции говорящего и собеседника, событийное содержание.

Цель акта, интенция говорящего, его взаимодействие с собеседником, характер инициального высказывания предопределяют возникновение определенного речевого акта негативной реакции. В зависимости от причины возникновения речевых актов запрещения, отказа, несогласия говорящий выбирает такие лексические, грамматические и просодические средства выражения, чтобы

предпринятьопределенные коммуникативные шаги и воздействовать на партнера по интеракции.

Поскольку выразительные возможности всех уровней языковой системы немецкого национального языка достаточно велики, то единицы языковой системы - лексические, грамматические и фонетические - направлены на одну цель - обеспечить коммуникативный процесс между интерактантами. Задача речевой интеракции заключается в воздействии одного партнера по общению на другого с целью сформировать / изменить его представление о положении вещей в мире. В этой связи в процессе интеракции при помощи лингвистических и актосемантических средств совершаются речевые действия различных типов и свойств, способных (с разной степенью успешности) выполнить актуальную задачу. Всякий речевой акт совершается в определенных ситуативных условиях. Количество ситуаций, в которых проявляется один и тот же РА, могут колебаться в пределах от одной до некоторого множества.

Ситуативные условия влияют на выбор языковых средств, в результате чего реализация любого речевого акта содержит два обязательных лингвистически значимых компонента: инвариантный, маркирующий его как определенный иллокутивный тип, и вариантный, отражающий стилистическую особенность речи.

В данном случае речь может идти как об общих признаках, представляющих конкретный иллокутивный тип, так и тех, которые маркируют

его ситуативно обусловленные варианты, а также тех речевых фактов, которые являются проявлением индивидуальных особенностей говорящих.

Так как целью любого речевого акта является перлокутивный момент, степень убедительности речи, которая формируется в первую очередь просодическими компонентами, является ключевым фактором коммуникативной интеракции.

Литература

1. Ершова Н. Б. Особенности функционирования РА несогласия в диалогическом дискурсе // Культура в зеркале языка и литературы: мат-лы междунар. науч. конф. Тамбов, 2008. С. 297-298.

2. Григорьев Е. И. Основы фонопрагматики немецкого языка. Днепропетровск, 1997. С. 73.

* * *

PECULIARITIES OF FUNCTIONING OF SPEECH ACTS OF NEGATIVE REACTION

N. B. Yershova

The article is devoted to features of functioning of the speech acts of negative reaction. In this article the types of speech acts of negative reaction (prohibition, failure, disagreement) are considered, the principles of identification of speech acts of negative reaction are revealed, the role of prosody is determined.

Key words: SA of negative reaction, vetotive, directive, sen-tentiative, prosody.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.