УДК 001
Нарыкова Светлана Петровна
докторант кафедры философии и социологии Краснодарского университета МВД России [email protected]
Svetlana P. Narykova
doctoral candidate at the Department of philosophy and sociology. Krasnodar University of the Ministry of Interior of Russia [email protected]
Особенности
функционирования
ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ В СОВРЕМЕННОМ ГЛОБАЛИЗИРУЮЩЕМСЯ ОБЩЕСТВЕ
Features of
THE POLITICAL POWER
functioning in
THE MODERN GLOBALIZED SOCIETY
Аннотация. В статье представлено понимание внутренней политики государства как активной адаптации государственной и социальной структуры и активного управления социальными процессами. Одновременно подчеркивается, что в настоящее время все более активным становится государственное регулирование основных сфер жизни общества. Автор иллюстрирует эту мысль примерами формирования приоритетных национальных программ. Отмечается, что эта тенденция свидетельствует о смещении политических процессов в сторону активного государственного управления основными тенденциями общественного развития. В статье анализируются две различные по своей направленности тенденции - к интеграции и к обострению внутренних противоречий в обществе. На политическом уровне это связано как с возникновением политических и военных блоков, так и с нарастанием конфликтных тенденций противостояния между различными геополитическими объединениями. То же самое имеет место и на уровне экономики.
Ключевые слова: государство, политическая власть, интенсификация социальных процессов, государственная политика
Annotation. The understanding of domestic policy of the state as active adaptation of the government and social institution and active social processes management is presented in the article. At the same time it is emphasized that nowadays state regulation of the main spheres of social life becomes more and more active. The author illustrates this process by the examples of the priority national programs formation. It is noted that this tendency testifies a shift of political processes towards active public administration towards the main tendencies of social development. In the article two tendencies of various orientation - to the integration and aggravation of internal contradictions in society are analyzed. At the political level it is connected as with emergence of political and military blocks, so with increase of conflict tendencies of opposition between various geopolitical associations. The same takes place in economy also.
Keywords: State, political power, intensification of social processes, government.
Современный этап развития российского общества представляет собой этап становления, что проявляется не только на уровне существенных темпов развития отдельных отраслей экономики, но также и на уровне значительной трансформации отдельных социальных институтов. По сути, на уровне правового регулирования социальных процессов производится крупномасштабный процесс адаптации общественной структуры к наиболее актуальным социальным, экономическим и культурным запросам государства. В этом отношении внутренняя политика государства представляет собой как активную адаптацию государственной и соци-
альной структуры (например, на уровне широкого ряда реформ государственных учреждений и изменения правовой системы в ряде существенных вопросов), так и активное управление социальными процессами [1, с. 133-139.]. Вместе с тем, в настоящее время все более активным становится государственное регулирование (что, по сути, представляет собой централизованное изменение общественных условий функционирования основных социальных институтов) основных сфер жизни общества, что проявляется на уровне формирования приоритетных национальных программ, направленность которых отражает обозначенную выше проблематику. Эта тенденция свидетель-
74
ствует о смещении политических процессов в сторону активного государственного управления основными тенденциями общественного развития. Речь идет о двухуровневой транзитивности: внутригосударственная трансформация накладывается на мировую ситуацию переходного периода.
Внешние проблемы, характеризующие современный этап развития Российской Федерации в мировой социальной системе, имеют комплексный характер и укоренены как в специфике развития Российского государства, так и в общей ситуации в мире. Центральным в данном отношении является глобальный характер современной геополитической, экономической и культурной трансформации. В рамках современной ситуации, по сути, можно судить о глобальной взаимосвязи, охватывающей вышеперечисленные сферы жизни общества, в результате которой какие-либо существенные изменения на уровне одного конкретного государства затрагивают мировую систему в целом, что, соответственно, обуславливает необходимость политического регулирования культурно-гуманитарной интеграции [2]. Яркой иллюстрацией данного положения является непосредственная реакция на уровне рынка ценных бумаг на наиболее значимые политические события. По сути, сфера интересов каждого государства распространяется на ситуацию в мире и, следовательно, на актуальное состояние каждого отдельного государства [3]. В этой связи высокую степень актуальности приобретает не только возможность влияния на основные тенденции развития мировой социальноэкономической системы, но и сохранения независимости на экономическом, культурном и политическом уровне. При этом, так как внутренняя обстановка на уровне отдельного государства в существенной мере детерминируется внешнеполитической и внешнеэкономической ситуацией, сохранение политической и экономической независимости обусловлено не только внутренними процессами развития государства, но и его способностью влиять на ситуацию в мире. В этом отношении характерным для современного этапа развития общества является коалиционный характер современной геополитики, что знаменует собой интенцию ряда государств к созданию благоприятной внешнеполитической и внешнеэкономической среды. По сути, речь идет о том, что процессы глобализации затрагивают не только экономический и культурный уровни, но также и уровень политических взаимоотношений между отдельными государствами. Характер и тенденции глобального политического взаимодействия в данном случае являются одним из основных факторов, определяющих направление развития государства. Иными словами, в мире, достигшем состояния замкнутой системы, приоритетные направления внутренней и внешней политики государства существенным образом определяются состоянием мирового общества. Отсюда - первостепенное значение своевременного и глубокого анализа геополитической ситуации в мире.
На экономическом уровне Российская Федерация, с одной стороны, является крупнейшим поставщиком природных ресурсов, что определяет
ее значительную роль в формировании мировой экономики, с другой - представляет собой государство с активно формирующейся экономической системой, что определяет высокую степень ее зависимости от экспорта готовой продукции обрабатывающей промышленности [4. C. 33-39]. Развивающийся характер российской экономики приводит к повышению значения иностранных инвестиций для развития промышленного производства. Преобладание в бюджете Российской Федерации поступлений из области внешней торговли природными ресурсами знаменует собой высокую степень зависимости государственного сектора российской экономики от мировой ситуации на рынке сырья и топливных ресурсов [5, с. 19-22].
Процесс глобализации с необходимостью влечет за собой возникновение глобальной экономической, культурной и геополитической взаимосвязи, вследствие которой всякое значимое локальное событие отражается на обществе в целом. Однако увеличение масштаба взаимосвязи еще не означает, что современный мир представляет собой нечто целостное и внутренне непротиворечивое. Обособленность отдельных государств и конкуренция крупных экономических структур свидетельствуют о значительной степени противоречивости на уровне современного общества. По сути, на этом уровне одновременно реализуются две различные по своей направленности тенденции - к интеграции и к обострению внутренних противоречий в обществе. На политическом уровне это связано, с одной стороны, с возникновением политических и военных блоков, с другой - с нарастанием конфликтных тенденций противостояния между различными геополитическими объединениями [6, с. 56-61]. То же самое имеет место и на уровне экономики.
Вместе с тем, современное общество по ряду оснований приходит к созданию единой системы отношений, что связано как с возникновением международного права, так и с наличием международной системы экономических отношений. Эти две тенденции - к интеграции и к обострению противоречий - существенным образом определяют облик современного общества и динамику политических процессов. Их противоречивость и масштабный характер не позволяют однозначно судить о направленности развития современного общества. В силу этого в современной социальной науке возникают теории, отражающие обозначенные выше аспекты в качестве центральных тенденций развития общества. Что существенно, развитие государства и выбор направления внешнеполитических отношений в значительной мере зависят от того, какой из рассмотренных тенденций руководство государства придает значение в первую очередь. Иными словами, направление развития государства может развертываться в сторону повышения конкурентоспособности страны в мировом процессе или же создания единой мировой системы, достижение которой предполагает не столько противостояние на уровне экономики, военной политики или культуры, сколько распределение ролей и важнейших ресурсов. Примером высокого уровня конкурентной поли-
75
тики является гонка вооружений в период «холодной войны». Существенным в данном случае является то, что невозможно придерживаться исключительно конструктивной интеграционной политики, когда с противоположной стороны имеет место активная борьба на различных уровнях [7, с. 36-41]. Процесс интеграции, в частности, переход от конкуренции к сотрудничеству, представляет собой сугубо взаимный процесс. По этой причине направление развития внешней политики государства в значительной мере зависит от того, насколько успешным и взаимным является налаживание политических связей и урегулирование конфликтных ситуаций. И здесь существенное значение приобретает, в рамках какой модели мирового развития действуют руководители отдельных стран. На этом уровне наука приобретает существенное (а порой и определяющее) значение не только в отражении основных закономерностей развития общества, но также и их актуализации. Иными словами, информационный характер современного общества, формирование общественного мнения на уровне СМИ и экспертных научных обзоров ситуации в мире, возникновение сторонников научной теории в среде политических деятелей - все это способствует влиянию научного знания на формирование тенденций социального развития. Таким образом, общие теоретические системы знания, отражающие специфику общемировых процессов, имеют двойную актуальность - как на уровне отражения реально существующих закономерностей развития общества, так и на уровне активного их формирования. В этой связи необходимо отметить существование двух известных подходов относительно общих тенденций развития мирового сообщества-позиции С. Хантингтона и У. Бека и основные концептуальные выводы из их теорий, касающиеся ситуации с Российской Федерацией. Данные концепции выбраны для рассмотрения не случайно. В сущности, спор Хантингтона и Бека представляет собой выражение противоречия между тенденциями интеграции и дифференциации. Их позиции представляют собой теоретический подход, в рамках которого за основу берется одна из двух перечисленных тенденций, как наиболее существенная, в то время как второй придается второстепенное значение. Иными словами, речь идет о теоретическом споре между сторонниками теории преобладания в обществе процесса дифференциации и связанных с этим конфликтных отношений и сторонниками теоретического подхода, полагающего преобладание в обществе интегративных процессов. Рассмотрим подробнее специфику тенденций, раскрываемых в рамках указанных теоретических позиций.
Теория Хантингтона рассматривает развитие общества как процесс увеличения количества связей, в результате которого сфера интересов каждого отдельного государства фактически распространяется на весь мир. В связи с этим на множестве уровней возникает конфликт интересов различных государств, претендующих на способность определять и видоизменять ситуацию в мире. Традиционное рассмотрение конфликта требует определения сферы интересов,
на уровне которой происходит столкновение различных позиций. В экономике, культурологии или мировой истории существует множество разработок по теории конфликта. Однако в рамках этих дисциплин рассмотрение конфликта, по сути, не выходит за рамки определяемой дисциплиной предметной области. Иначе говоря, в исследовательской традиции рассмотрение конкуренции между отдельными корпорациями или типами мировоззрения представляет собой исследование явления, обладающего самостоятельным значением. В этом отношении, например, исследование конкуренции в области экономики предполагает наличие законов развития экономических структур. Таким образом, научная традиция исходит из предпосылки самостоятельного значения исследуемой сферы социальной реальности. Принципиальное положение Хантингтона, на котором строится его теория, состоит в рассмотрении целостной взаимосвязи между различными сферами бытия человека. Хантингтон рассматривает систематически культуру, экономику, нормы права и направленность внешней политики государства или союза государств, объединяя все эти сферы в понятии цивилизации. На этом уровне, по сути, речь идет о глобальных социальных парадигмах, обладающих взаимоисключающим значением. В этой связи глобальный мировой процесс рассматривается с точки зрения повышения интенсивности конфликтных тенденций за счет интенсификации социальных процессов.
Существенно в данном отношении, что процесс глобализации, как стирание условных границ и образование цельной мировой системы, с позиции цивилизационного подхода Хантингтона, итогом своим предполагает наличие единственной, всеобщей парадигмы, в рамках которой будет осуществляться развитие мирового общества. Анализируя значение данной теории, следует отметить, что ее практическое применение предполагает либо капитуляцию перед другой цивилизацией, либо бескомпромиссную борьбу за выживание с другими цивилизационными структурами. Эта теория, в сущности, вводит конфликтность в качестве исходной посылки в политическую деятельность, а искоренение ина-ковости, как основу выживания, - в первостепенную задачу государственной структуры. Иными словами, теория Хантингтона не просто констатирует наличие конфликтных явлений в современном глобализующемся обществе - она, в сущности, является теоретически и аксиологически разработанным основанием внешнеполитической и экономической агрессии. По сути, речь идет об идеологии монополизации всех сфер общественной жизни. Несмотря на то, что по форме своей и ряду провозглашаемых идеалов данная теория может быть отнесена к числу исследований, направленных на укрепление демократии в мире, ее идеологическое содержание по сути своей содержит предпосылки формирования тоталитарной мировой системы.
Значительное большинство ученых-обществове-дов вполне обоснованно утверждает, что современная наука в значительной мере определяет направленность развития государственной полити-
76
ки. И в этом отношении актуализация теории, предполагающей нарождение глобальных конфликтных ситуаций, представляет собой деструктивную тенденцию развития современного общества. Для Российской Федерации, обладающей в значительной мере самостоятельным характером культурных, экономических, правовых и иных норм, наличие и распространение на уровне мирового сообщества подобных идей представляет существенную угрозу, поскольку речь идет о наличии в информационном пространстве теоретических оснований для активного противодействия самостоятельному развитию России.
Вместе с тем, в среде научного сообщества существенное распространение получила и иная позиция, берущая за основу естественный характер интегративных процессов в мире. Это теория космополитизма У. Бека, в рамках которой провозглашается возможность мирного сосуществования различных по своей культурной принадлежности и векторам экономического развития государственных структур. С точки зрения Бека, на уровне общества непрерывно реализуются различные коммуникации, зачастую между представителями различных культурных традиций. При этом Бек не рассматривает общество как какую-либо всеобщую цивилизационную парадигму, он рассматривает самостоятельное значение различных срезов существования социума. Даже на уровне отдельных сторон общественной жизни он рассматривает процесс дифференциации и дробления общества на ряд отдельных образований, что представляет-
Литература:
1. Мухаметов Р.С. Инструменты внешней политики России: сущность и формы реализации // ARS ADMINISTRANDI. 2010. № 2.
2. Приложение № 1 к Концепции внешней политики Российской Федерации «Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества»: утверждено Президентом РФ Д.А. Медведевым 18 дек. 2010 г. М. Министерство иностранных дел Российской Федерации,
2011. URL: http://www.mid.ru/Nsosndoc.nsf/arh/-
45E54C90F9E14EE0C3257845002804F3?0penDo cument (дата обращения: 23.05.2014).
3. Чуйкин А. Экономика XXI века: развитие в условиях глобальной взаимозависимости. Вестник БФУ имени И. Канта. 2014. № 3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ekonomika-xxi-veka-razvitie-v-usloviyah-globalnoy-vzaimozavisimosti (дата обращения: 11.07.2014).
4. Чараева М.В. Основные направления повышения рентабельности промышленных предприятий в России // Вестник ПГУ. Сер. Экономика.
2012. № 4.
5. Котенко А.Л. Теоретические основы ресурсосбережения как ключевого фактора экономического развития. Вестник АГТУ. 2007. № 4.
6. Дериглазова Л.В. Проблемы обеспечения международной безопасности после окончания
ся естественным процессом усложнения социальной структуры. Однако процесс дифференциации не есть с необходимостью процесс повышения напряженности в обществе, поскольку усложнение общества знаменует собой одновременно и увеличение спектра социальных потребностей, существующих у различных членов общества. Таким образом, сложность мировой общественной структуры рассматривается Беком не в качестве недостаточности развития социума, а в качестве естественного и даже необходимого явления распределения функций социальной системы. Точка зрения Бека предполагает преобладание интегративных процессов в обществе, систематизирующих дифференцированность современных элементов общества [8]. Если рассматривать данную теорию как практическое основание политической деятельности, становится видно, что она направлена в сторону налаживания конструктивных связей в рамках внешнеполитической деятельности.
Нельзя однозначно судить о том, какая из рассмотренных тенденций преобладает в современном мире, однако наличие их в информационном пространстве означает, по сути, выход данных тенденций на новый уровеньтеоретически разработанной идеологии. В этой связи адекватное развертывание внешней политики нашего государства требует непрерывного мониторинга, как процессов развития рассмотренных тенденций, так и степени их принятия на уровне политической идеологии за рубежом.
Literature:
1. Mukhametov R.S. Tools of foreign policy of Russia: essence and forms of realization // ARS AD-MINISTRANDI. 2010. No. 2.
2. Appendix 1 to the foreign policy Concept of the Russian Federation «The main directions of the Russian Federation policy in the sphere of international cultural and humanitarian cooperation». Is approved by the Russian President D. A. Medvedev18 Dec. 2010. M.: Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, 2011. URL: http://www.mid.ru/Nsosndoc.nsf/arh/45E54C90F9E1 4EE0C3257845002804F3? 0penDocument (date of the address: 23.05.2014).
3. Chuikin A. Economy of the XXI century: development in the conditions of global interdependence // Bulletin of BFU of I. Kant. 2014. № 3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ekonomika-xxi-veka-raz-vitie-v-usloviyah-globalnoy-vzaimozavisimosti (date of the address: 11.07.2014).
4. Charaeva M. V. The main directions of increase of profitability of the industrial enterprises in Russia // Bulletin of PSU. Series: Economy. 2012. № 4.
5. Kotenko A. Theoretical bases of resource-saving as a key factor of economic development //Bulletin of ASTU. 2007. № 4.
6. Deriglazova L.V. Problems of ensuring the international security after the end of «cold war» // Bulle-
77
«холодной войны» // Вестн. Том. гос. ун-та. 2005. № 288.
7. Антонов М.В. Содержание и тенденции формирования многополярности современного мира. Изв. вузов. Поволжский регион. Общественные науки. 2013. № 2(26).
8. Бек У. Власть и ее оппоненты в эпоху глобализма // Новая всемирно-политическая экономия, пер. с нем. А. Григорьева и В. Седельника. М. : Прогресс-Традиция: Территория будущего, 2007. 464 с.
tin of Tomsk State University 2005. № 288.
7. Antonov M.V. Contents and tendencies of the formation of multipolarity of the modern world // Izvestiya vuzov.. Volga region. Social sciences.
2013. № 2(26).
8. Bek U. Power and it's opponents during a globalism era // New world political economy : lane with German. A. Grigoriev and V. Sedelnik. M. : Progress-Tradition: Territory of the future, 2007. 464 p.
78