Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НЕОБАНКОВ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ФИНТЕХ-ИНДУСТРИИ'

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НЕОБАНКОВ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ФИНТЕХ-ИНДУСТРИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
185
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕОБАНК / НЕОБАНКИНГ / ЦИФРОВОЙ БАНК / КРЕДИТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ФИНТЕХ / REGTECH / SUPTECH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тимофеева Виктория Владиславовна

В статье рассматривается современное состояние, проблемы и перспективы дальнейшего развития одного из направлений в секторе банковских услуг - необанкинга. Автор освещает различные подходы к понятию «необанка», раскрывает его виды и особенности по отношению к традиционному банку, а также исследует юридические аспекты функционирования необанков как в Российской Федерации, так и за рубежом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF THE FUNCTIONING OF NEOBANKS UNDER THE DEVELOPMENT OF THE FINTECH INDUSTRY

The article discusses the current state, problems and prospects for the further development of one of the areas in the banking services sector - neobanking. The author highlights various approaches to the concept of «neobank», reveals its types and features in relation to a traditional bank, and also explores the legal aspects 570 of the functioning of neobanks both in the Russian Federation and in Western countries.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НЕОБАНКОВ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ФИНТЕХ-ИНДУСТРИИ»

УДК 347.734

Тимофеева Виктория Владиславовна Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина Институт публичного права и управления

Россия, Москва timofeevawork@yandex.ru Timofeeva Viktoria Oleg Kutafin Moscow State Law University Institute of Public Law and Administration

Russia, Moscow

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НЕОБАНКОВ В УСЛОВИЯХ

РАЗВИТИЯ ФИНТЕХ-ИНДУСТРИИ Аннотация: в статье рассматривается современное состояние, проблемы и перспективы дальнейшего развития одного из направлений в секторе банковских услуг - необанкинга. Автор освещает различные подходы к понятию «необанка», раскрывает его виды и особенности по отношению к традиционному банку, а также исследует юридические аспекты функционирования необанков как в Российской Федерации, так и за рубежом. Ключевые слова: необанк, необанкинг, цифровой банк, кредитная организация, финтех, RegTech, SupTech.

PECULIARITIES OF THE FUNCTIONING OF NEOBANKS UNDER THE DEVELOPMENT OF THE FINTECH INDUSTRY

Annotation: the article discusses the current state, problems and prospects for the further development of one of the areas in the banking services sector - neobanking. The author highlights various approaches to the concept of «neobank», reveals its types and features in relation to a traditional bank, and also explores the legal aspects

of the functioning of neobanks both in the Russian Federation and in Western countries.

Key words: neobank, neobanking, digital bank, credit institution, fintech, RegTech, SupTech.

В разгар трансформации, которую переживает финансовый сектор, на рынке появляются новые игроки - необанки (с греч. «молодой, новый банк») создающие конкуренцию традиционными кредитными учреждениями. На сегодняшний день в юридической науке не выработан единый концептуальный подход к данному термину. Так Криворучко С.В. и Лопатин В.А. определяют необанки как банковские сервисы, работающие в онлайн-режиме банков без физических отделений, построенных на технологических платформах [1, с. 83]. По мнению Косарева В.Е. необанк — это модернизированное кредитное учреждение, созданное и функционирующие без фактических отделений, оказывая услуги в онлайн-режиме с любых смартфонов и персональных компьютеров [2, с. 56]. Также в литературе встречаются другие названия новых банков, такие как «онлайн-банк», «цифровой банк», «виртуальный банк» или «директ-банк». Таким образом анализ существующих трактовок позволяет заключить, что необанкинг представляет собой абсолютно новое направление в финансовой сфере, которое ориентировано на потребление услуг через мобильные приложения, сайты, чат-боты и мессенджеры.

Необанки подразделяются на два вида: использующие лицензию уже существующей кредитной организации и работающие на базе собственной лицензии [3, с. 69]. В первом случае цифровые банки могут создаваться непосредственно традиционными банками в качестве отдельного продукта с целью привлечения новой клиентской базы или самостоятельно для последующего сотрудничества с традиционными банками посредством предоставления им своих услуг. Подобная модель характерна для финансовых компаний стран СНГ, где получать лицензию дорого, долго и бюрократически

570

сложно. Например, российский необанк «ДелоБанк», позиционирующий себя как банк для малого и среднего бизнеса, де-юре является филиалом «СКБ-банка» и работает по его лицензии [4]. Несмотря на многие преимущества такого взаимодействия у него есть существенный недостаток - работа данных лицензий ограничивается территорией страны, которой она выдается. Так, получив банковскую лицензию в России, необанк сможет предоставлять свои финансовые услуги только на ее территории.

Во втором случае онлайн-банки можно классифицировать еще на две подгруппы:

1. Необанки с банковской лицензией, также называемые «банки-челленджеры»;

2. Необанки c «облегченными» банковскими лицензиями на эмиссию электронных денег (EMI) или платёжного учреждения (PI), предлагаемые большинством стран мира, а в частности государствами-членами Европейского союза (далее - ЕС). Такие платежные лицензии выступают регулятивной «песочницей» для пилотирования новых финтех-проектов.

Для начала рассмотрим модель правового регулирования деятельности

необанков в странах ЕС. Банкам-челленджерам и необанкам, сотрудничающим

с традиционными банками или являющимся их продуктом, банковская

лицензия может выдаваться как Центральным банком (далее - ЦБ) того-или

иного государства, так и Европейским центральным банком (далее - ЕЦБ),

позволяющим финтех-стартапам работать на территории Европы. В таком

случае деньги клиентов страхуются Фондом гарантирования вкладов, к

которому прикреплено юридическое лицо. В свою очередь клиенты необанков,

функционирующих с лицензией на эмиссию электронных денег, выданной ЦБ

государства члена ЕС с одобрения ЕЦБ, также имеют гарантию возврата

денежных средств, даже если они не застрахованы Фондом гарантирования

вкладов. Так, например, в рамках правовой системы Испании предоставление

этой лицензии требует соблюдения ряда требований, закреплённых в статьях

571

Королевского декрета-закона 19/2018 о платежных услугах в соответствии с положениями Директивы (ЕС) 2015/2366 Европейского Парламента и Совета ЕС от 25 ноября 2015 г. о платежных услугах на внутреннем рынке [6]. Он устанавливает требования к начальному капиталу и поддержанию достаточного объем собственных средств по отношению к бизнес-показателям (статья 19), а также обеспечивает защиту средств пользователей платежных услуг (статья 21). Хотя эти ограничения гарантируют безопасность, они не позволяют необанкам выдавать кредиты.

В Российской Федерации необанки представлены в виде двух групп: кредитные организации, имеющие лицензию на осуществление банковских операций («Тинькофф Банк», Modulbank, Банк 131, др.) и организации, не являющихся кредитными (Банк Сфера, Точка, ДелоБанк, не обладающие собственной лицензией, а входящие в финансовые группы или предоставляющие услуги других банков, др.) [7, с. 148]. В соответствии со статьей 59 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» органом банковского регулирования и банковского надзора, осуществляющим постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами законодательства Российской Федерации, является Банк России [8]. Согласно статье 1 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» кредитная организация - это юридическое лицо, действующие в целях извлечения прибыли на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка РФ и имеющее исключительное право привлекать вклады денежных средств на условиях возвратности, срочности, платности, открывать и вести банковские счета [9]. Соответственно регулятивно-надзорную деятельность Центральный Банк РФ осуществляет только в отношении первой группы.

Деятельность необанков включает в себя совокупность различных

финансовых отношений, например, кредитных, применительно к функции

572

выдачи кредита, правоотношений по поводу регулирования денежного и валютного обращения средств, аккумулируемых на счетах цифровых банков и т.п. Вследствие необходимости их комплексного регулирования, Центральный банк РФ осуществляет взаимодействие с объектами контрольных правоотношений посредством использования надзорных цифровых технологий «RegTech» и «SupTech». Как отметил бывший заместитель председателя Центрального Банка РФ Василий Поздышев, необходимость их применения обусловлена устареванием подходов надзора, основанных на анализе ретроспективных данных [10]. RegTech (Regulatory Technology) - это автоматизированный комплекс цифровых технологий, применяемый для упрощения выполнения организациями требований регулятора. В свою очередь SupTech (Supervisory Technology) предназначены для упрощения осуществления регулятором процесса надзора: автоматизации и централизации сбора данных, выявления неправомерных действий на финансовом рынке, противодействия отмыванию доходов и др. [11].

Из всех цифровых банков России абсолютным лидером выступает «Тинькофф Банк», работающий под собственной лицензией и предоставляющий услуги исключительно в цифровой форме. По показателю чистой прибыли «Тинькофф Банк» уже в течении нескольких последних лет уверенно входит в двадцатку лучших банков РФ. По данным TCS Group Holding PLC на момент 30 июня 2021 года общее количество клиентов, обсуживающихся в банке и его дочерних компаниях, выросло до 16,7 млн против 11,2 млн во втором квартале 2020 года [12]. Как итог, в 2021 году Центральный банк РФ включил «Тинькофф Банк» в список системно значимых кредитных организаций, наряду с «ВТБ», «Сбербанком», «Газпромбанком», «Райффайзенбанком», «Альфа-банком» и другими [13]. Поэтому, учитывая уровень влияния необанков на финансовый сектор, можно сделать вывод, что их деятельность нуждается в своевременном правовом регулировании с учетом

специфических особенностей их деятельности и мировых трендов.

573

В данной сфере во многом интересен опыт зарубежных стран. Как показывает практика США, Сингапура, Литвы и ряда других государств, прогрессу отрасли способствует стимулирующая государственная политика, чаще всего в виде последовательных действий Центрального банка. Так, например, Центральный банк Литвы демонстрирует свою заинтересованность в развитии финтех сферы, регулярно выдавая лицензии и предлагая различные инициативы. После выхода Великобритании из ЕС по итогам 2020 года Литва стала главенствующей европейской юрисдикцией с наибольшим количеством выданных платежных лицензий, из которых 2 PI и 8 EMI [14].

Подводя итог всему вышесказанному, стоит отметить, что России один из самых быстрорастущих рынков финтех-индустрии, ключевое место в которой занимают крупные финансовые организаций, в первую очередь банки. Глобальный индекс внедрения EY 2019 года показал, что Россия занимает третье место в мире по степени распространения финтех, уступая лишь Индии и Китаю [15]. Необанки сейчас являются крайне перспективным направлением развития финтех-индустрии. Если законодательство западных стран позволяет цифровым банкам действовать более гибко, выходить на рынок и коммуницировать с клиентами, то отечественное законодательство в большинстве случаев вынуждает необанки сотрудничать с традиционными банками. В связи с этим видится необходимость в более детальном правовом регулировании необанкинга, позволяющем не только контролировать, но и стимулировать его дальнейшее развитие.

1. Криворучко С.В., Лопатин В.А. Влияние имплементации открытого банкинга на развитие национального сектора Финтех // Экономика. Налоги. Право. 2018. №6.

2. Косарев В.Е. О цифровой эволюции банков в направлении необанков // Финансовые рынки и банки. 2020. №3.

Список литературы

3. Орлова А. А. Развитие цифрового банкинга: необанки / А. А. Орлова // Инновации в менеджменте. 2019. № 3 (21).

4. Публичное акционерное общество «Акционерный коммерческий банк содействия коммерции и бизнесу» [Электронный ресурс] // URL: https://www.cbr.m/banking_sector/credit/comfo/?id=650000021 (дата обращения: 07.07.2022).

5. Real Decreto-ley 19/2018, de 23 de noviembre, de servicios de pago y otras medidas urgentes en materia financiera [Электронный ресурс] // URL: https://www.boe.es/diario_boe/txt.php?id=BOE-A-2018-16036 (дата обращения: 07.07.2022).

6. Directive (EU) 2015/2366 of the European Parliament and of the Council of 25 November 2015 on payment services in the internal market, amending Directives 2002/65/EC, 2009/110/EC and 2013/36/EU and Regulation (EU) No 1093/2010, and repealing Directive 2007/64/EC [Электронный ресурс] // URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/ES/TXT/?uri=celex%3A32015L2366 (дата обращения: 07.07.2022).

7. Сергеева А. Д. Необанки в России: особенности и их влияние на экономику // Международный журнал гуманитарных и естественных наук.

8. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) // Собрание законодательства РФ. 15.07.2002. № 28. Ст. 2790.

9. Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» // Собрание законодательства РФ. 05.02.1996. № 6. Ст. 492.

10. Регтех и SupTech: снимаем вопросы // журнал «Банковское обозрение» [Электронный ресурс] // URL: https://yandex.ru/turbo/bosfera.ru/s/bo/regteh-i-suptech-snimaem-voprosy (дата обращения: 07.07.2022).

11. «Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на 2022 год и период 2023 и 2024 годов» (разработаны Банком

575

России)

[Электронный

ресурс]

//

URL:

https://www.cbr.ru/about_br/publ/onfinmarket/ (дата обращения: 07.07.2022).

12. Квартальный отчёт «Тинькофф»: прибыль снова выросла до рекордных 16,1 млрд рублей, число клиентов — до 16,7 млн [Электронный ресурс] // URL: https://www.tinkoff.ru/invest/news/660920/ (дата обращения: 07.07.2022).

13. Банк России утвердил перечень системно значимых кредитных организаций [Электронный ресурс] // URL: https://www.cbr.ru/press/pr/?file=11102021_133500PR2021-10-11T13_27_28.htm (дата обращения: 07.07.2022).

14. Fintech Problems: In Which Region and Country Can One Obtain a License? [Электронный ресурс] // URL: https://www.globallawexperts.com/NewsArticle.aspx?PID=2635 (дата обращения: 07.07.2022).

15. Global FinTech Adoption Index [Электронный ресурс] // URL: https://www.ey.com/es_es/ey-global-fintech-adoption-index (дата обращения: 07.07.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.