ГУМАНИТАРНЫЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
А.И. Волкова
Россия, г. Таганрог, ТРТУ
ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМОВ КОММУНИКАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ И БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ
Постановка проблемы функционирования механизмов коммуникативного воздействия является центральной для ряда областей современной цивилизации. Потребность изучения этой проблематики максимальна в кризисных и экстремальных ситуациях, в рекламе, и в паблик рилейшенз, а также в создании избирательных, религиозных и образовательных технологий, и, безусловно, в различного рода военных акциях и действиях.
По данным Министерства обороны России, при сравнении России с ведущими мировыми державами наибольшее отставание проявляется в сфере информационных технологий, что не может не сказаться на безопасности личности. «Конечно, в первую очередь, речь здесь идет о технических средствах передачи речевых сообщений, но при этом учитывается и содержательная сторона воздействия, реализуемая, к примеру, психологическими операциями» [5;80]. Отставание на информационном уровне приводит к росту кризисных и экстремальных ситуаций, находящих стабильный отлик в средствах массовой информации, тем самым усугубляющих психологическое давление на жителей России.
Неслучайно П. Друкер справедливо подчеркивает смещение исследовательской парадигмы информационных технологий с понятия «технология» на понятие «информация». «Пятьдесят лет информационная революция занималась данными - их сбором, хранением, передачей, анализом и представлением. Информационная революция позволила заниматься другими вопросами, например, о значениях и целях информации, о решениях задач с помощью информации» [6;76]. К числу новых информационных задач можно отнести задачу создания ценностей и достатка, а также ориентацию на обработку внешней информации. Но при этом остается нерешенной проблема безопасности личности. То есть последствия информационной революции весьма не однозначны.
При этом изменяются условия кризисной коммуникации, которые должны учитываться при разработке систематического коммуникативного воздействия во всех сферах жизнедеятельности:
- резкое сокращение числа управляемых параметров;
- смещение в сторону базисных потребностей по шкале А. Маслоу;
- возрастание в целом роли информации из-за отсутствия четкой и понятной всем интерпретации происходящих событий;
- изменение каналов коммуникации, переход от официальных в сторону неофициальных каналов;
- создание своих собственных систем обеспечения жизнедеятельности и безопасности, поскольку принятые системы перестают работать адекватно.
Все это выводит человека в систему более примитивных реакций и более простых коммуникативных систем. «Человек как бы смещается от представителя социальной группы в человека толпы. В результате спрятанные до этого биологические реакции выходят на первый план, оттесняя реакции социального порядка»
[3, 117]. Старые системы управления сразу же проигрывают, поскольку по инерции продолжают работать в исходном режиме. Отсюда же следует характерная для кризисных коммуникаций потеря рациональной составляющей аргументации. Все становится чрезмерно эмоционально окрашенным. Это говорит о выдвижении на первый план психологических составляющих, в основе которых лежит механизм убеждения. Индивидуальность стирается, и человек реализуется с помощью «программного управления», особенно в экстремальных ситуациях.
«Характерной особенностью управления коммуникациями в условиях кризиса становится разработка не только моделей порождения информации, но и моделей блокирования ненужной информации, которая своей циркуляцией может привести к саморазрушению системы, что является в этой ситуации значительными рычагами управления кризисом» [5; 82]. При этом блокируется не только информация, но и системное поведение. Это связано с тем, что биологические потребности выдвигают на первый план варианты асоциального поведения. Но биологические требования могут блокироваться более сильными социальными нормами. Здесь заранее вводятся системы ценностей, которые призваны противостоять биологическим требованиям. Коммуникации в кризисных ситуациях также направлены на то, чтобы произошло сохранение социального управления в принципиально новой ситуации, когда происходит отторжение населения от властных структур. Хотя существует парадокс, когда именно в кризисных ситуациях общество оказывается максимально заинтересованным в наличии лидера, поскольку оно также негативно оценивает последствия потери управления.
«Стрессовые ситуации сужают число параметров, которые подлежат обработке. По этой причине человек по-иному оценивает поступающую информацию, гипертрофируя значимость того или иного параметра» [4; 39]. Эти и особые условия сужения информационного потока формируют иные модели действия и реагирования. Человек усиливает его, исходя из психологических механизмов работы с информацией - он избирательно берет из окружающей его действительности только те характеристики, которые поддерживают выбранную им интерпретацию.
Процессы воздействия носят многоплановый характер. В них присутствуют различного рода механизмы: убеждение, внушение, заражение, которые носят взаимодополняющий характер. При этом адресат информации может и не ощущать в качестве воздействующих некоторые возможные коммуникативные цепочки, поскольку сообщения на этом уровне не воспринимаются в качестве таковых. Это особенно характерно для разного рода невербальных систем коммуникации, которые оперируют в большинстве своем на несознаваемом уровне.
«В этом плане известна роль музыкальных ритмов, совпадение которых с ритмами мозга облегчает воздействие, что использует современная музыкальная культура» [2; 90]. Но не только ритмы способствуют входу в индивидуальное и массовое сознание. Можно также привести пример с заговорами, проклятиями и т.д., которые более всего действуют в ситуации, когда в них верят. Зомбирование в рамках африканской культуры покоится на беспрекословном подчинении словам шамана. В древнеисландской культуре присутствовал такой тип сообщения, направленный на врага, который мог его полностью разрушить.
Общество пытается заранее регулировать будущее поведение в кризисной ситуации, поскольку оно находится под управлением присущих ему определенных идеологических доминант. «Смена общественных систем вносит свои коррективы. Так, например, Ренессанс вызвал к жизни античные темы и сюжеты, пробудив интерес к светским темам» [2; 99].
«Особый интерес в невербальных системах коммуникации представляет амбивалентность сообщения, которое обращается как к сакральному элементу, так и
светскому» [2; 101]. При такой структуре потребителю дается гораздо больше информации, чем при восприятии вербальной.
В кризисной ситуации в качестве отдельного аспекта необходимо выделить и коммуникативные модели, которые предполагают то или иное альтернативное решение. То есть удачный выбор модели позволяет порождать более эффективные решения коммуникативной задачи. Это особенно важно потому, что вся прикладная коммуникативная сфера основана на точном учете интересов разных сегментов аудитории, принципиально не работая сразу со всеми. Подобное «сужение аудитории и позволяет создать достаточно сильное информационное поле, которое в противном случае потеряло бы свое «напряжение»» [3; 47].
Эффективность воздействия повышается также при совпадении определенной гомогенности говорящего и слушающего. Например, для рассказа о вреде наркомании в студенческую аудиторию лучше пригласить бывшего наркомана того же возраста, чем милиционера или врача, уровень доверия к сообщениям которых будет значительно ниже. «Следует также отметить важную роль двухступенчатой модели в кризисных ситуациях. Принято считать, что на первом этапе передается информация, на втором - влияние» [5; 89]. То есть перед нами проходят две совершенно разные передачи. Если быть более точным, то следует признать, что информация есть и на втором этапе, просто более значимым для него является опора на влияние.
«Для целей кризисных коммуникаций следует учитывать то, что выдачи какого-то сообщения через СМИ недостаточно для снятия панических настроений. Любое сообщение СМИ должно быть поддержано в рамках межличностного общения, что необходимо учитывать при планировании информационных кампаний»
[7; 86].
Не стоит недооценивать роль когнитивных механизмов воздействия в кризисных ситуациях. Обработка информации человеком естественным образом подчиняется определенным когнитивным механизмам. Записанные в нашем сознании схемы позволяют не производить очередной анализ, давая возможность опереться на выделенные ранее схемы. А язык в этом плане также служит средством экономии времени в информационном оперировании.
Весьма популярная форма экономии сегодня - имидж - также облегчает процесс оперирования поступающей информацией. Имиджевые характеристики задают четкие варианты ожидаемого поведения. С давних времен фиксировались подобные типы поведенческих характеристик «барин нас рассудит», «царь - батюшка - не вели казнить, а вели миловать» и т.д. Интересно, что мы и сегодня для характеристики тех или иных ситуаций пользуемся подобными вербальными обозначениями.
Точно так же действуют и иные «стабилизаторы» ситуаций, например клятва, функцией которой является система задания будущего поведения, закрепляя с помощью обращения к «нечеловеческим» силам нужный им вариант будущего развития ситуации. Операторами фиксации будущего типа поведения являются присяга, мольба и т.д.
Имидж позволяет осуществлять то или иное поведение в кризисной ситуации. Например, имидж военного человека предполагает определенные командирские функции, которые с радостью передает ему гражданское население. Имидж военного как нельзя лучше подчеркнул индивидуальность нашего президента и стал весомой долей его победы в ходе избирательной кампании.
«Имидж “незащищенности”», вписанный современной цивилизацией в облик ребенка или женщины, предполагает типы поведения, направленные на то, чтобы мужчина выступал в роли защитника по отношению к ним.» [1; 54]. То есть циви-
лизация заранее «тренирует» людей на определенные типы поведения, которые затем будут реализованы в кризисных ситуациях.
В эволюционной психологии используется термин «социальный робот», истолковывающий человека как программируемый объект и соответственно имеющего предсказуемое поведение. В связи с этим - одна из основных задач цивилизации - «не утонуть» в обилии социальных роботов и создать почву для личностного роста и развития, что, безусловно, отразится на поведении человека в ситуациях кризиса и экстремального порядка. Сколько раз причиной гибели людей становился так называемый человеческий фактор. Умение прогнозировать поведение окружающих и свое собственное поведение в ситуациях кризиса, т. е. функционировать в реальном времени и в реальном месте, весьма актуально для любого жителя России и с точки зрения решения проблемы личностной безопасности. Поэтому ключевое место в осознании и исследовании этой проблематики занимает система образования, транслирующая знания психологии, конфликтологии, безопасности жизнедеятельности, права и многие другие в повседневную жизнь людей, прививая культуру безопасности личности.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. СПб. 1994.
2. Мечковская Н.Б. Язык и религия. М. 1998.
3. Московичи С. Век толп. М. 1996.
4. Парсонс Т. Система современных обществ. М. 1997.
5. Почепцов Г.Г. Психологические войны. М. 2000.
6. Drucker P.F. The next Informational Revolution//”ASAP”? 1998.
7. Clark T. Art and Propaganda in the Twentieth Century - New York, 1997.