Научная статья на тему 'Особенности функционирования института профессионального оценщика в условиях глобализации'

Особенности функционирования института профессионального оценщика в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
253
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНЩИК / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ИНВЕСТИЦИИ / РЕГУЛИРОВАНИЕ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЧАСТНАЯ ПРАКТИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГРАЖДАН

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Абдреев Тимур Ирекович

В работе изучен вопрос функционирования института профессионального оценщика в условиях процессов глобализации. Дан сравнительный анализ регулирования институтов оценщика в России и в США.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Абдреев Тимур Ирекович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности функционирования института профессионального оценщика в условиях глобализации»

Особенности функционирования института профессионального оценщика в условиях глобализации.

Professional appraiser institute functioning features in conditions of

globalization

Абдреев Тимур Ирекович ст. преподаватель кафедры права и налогов Института экономики и финансов Казанского федерального

университета kasan2003 @mail.ru

Аннотация. В работе изучен вопрос функционирования института профессионального оценщика в условиях процессов глобализации. Дан сравнительный анализ регулирования институтов оценщика в России и в США.

Annotation. Operation peculiarities of professional appraiser institute in terms of globalization process is studied in this work and appraiser institute regulation comparative analysis in Russia and USA is given.

Ключевые слова: оценщик, глобализация, инвестиции, регулирование оценочной деятельности, частная практика, профессиональная деятельность граждан

Keywords: appraiser, globalization, investment, appraiser activity regulation, private practice, citizen's professional activity

В последние годы в России происходит преобразования способов и принципов регулирования отдельных отраслей экономики, а именно оценочной деятельности, аудита, деятельности антикризисных управляющих и тд. На законодательном уровне закрепляется альтернативный способ государственного регулирования данных отраслей экономики, как саморегулирование, и уход государства от прямого регулирования через механизм лицензирования, вводится понятие «частная практика». Однако целый комплекс проблем, связанных с правовым регламентированием указанных отраслей экономики, до сих пор не имеет однозначного решения.

Саморегулирования как способ правового регулирования в России не нов и применяется в регулировании деятельности адвокатов и нотариусов, которых можно отнести согласно принятой правовой доктрине к органам правоохранительной системы, на которых возлагаются ряд публичных функций.

Особенности указанных изменений состоят в передаче ряда функций регулирования, контроля и надзора в указанных сферах экономики от федерального органа государственного регулирования на уровень негосударственных, саморегулируемых организаций, и формирование механизма, обеспечивающего надлежащее выполнение ряда функций регулирования, контроля и надзора негосударственными организациями.

Система саморегулирования в промышленно развитых странах сложилась давно и присутствует во многих областях общественной жизни. Она развивалась и существует параллельно государственному регулированию экономической деятельности. Данное преобразование законодательства затрагивает все отрасли права в России, но в большей мере она коснулась гражданского законодательства.

Изменения правовых институтов отражены в концепции развития гражданского законодательства, подготовленной в соответствии с пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 18 июля 2008 г. № 1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации» и одобренной 7 октября 2009 г. решением Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства.

По результатам рассмотрения концепции развития гражданского законодательства, разработан проект предусматривающий внесение изменений в части первую, третью (за исключением раздела V «Наследственное право») и четвертую ГК, а также в некоторые главы части второй ГК (так называемые финансовые сделки). Содержание и объем предусмотренных проектом изменений и дополнений ГК позволяют говорить

о существенной модернизации ГК, прежде всего его части первой, содержащей наиболее общие и принципиальные положения российского гражданского права.

Вместе с тем, в указанном проекте, не затронут вопрос регулирования деятельности граждан занимающихся «частной практикой» или профессиональной деятельности граждан, системно не определено правовое положение, права и обязанности указанных лиц.

При этом вопрос профессиональной оценки прав собственности приобретает новое значение в условиях процессов глобализации. Потребность в международной сравнимости отчетов об оценке постоянно возрастает не только в связи с развитием международных инвестиционных фондов, но и в силу роста мобильности всех частных капиталов. Одним из проявлений этих процессов является стремление разработать и принять единые стандарты оценочной деятельности, например в рамках объединенной Европы. Однако имеющиеся результаты такой активности большинством экспертов оцениваются скептически, так как сложностью представляется отказ от сложившихся в каждой стране уникальных требований к проведению и самой практики оценочной деятельности [1].

На настоящем этапе развития института оценки можно выделить следующие основные проблемы, затрудняющие развитие единого и эффективного рынка оценочных услуг:

- актуализация законодательства в сфере оценочной деятельности в связи с изменением системы регулирования, вхождения России в международное экономическое сообщество.

- уточнение норм смежного законодательства, затрагивающих вопросы независимой оценки, для обеспечения полноты и непротиворечивости законодательства, регулирующего вопросы независимой профессиональной оценки, повышения роли оценщика в хозяйственном обороте.

Рассмотрим сложившуюся ситуацию в Российской Федерации, итак в 2011 году зарегистрировано около 17 тысяч оценщиков являющимися

членами СРО, а также 11 Саморегулируемых организаций оценщиков, при этом 80% оценщиков осуществляют профессиональную оценку на основании трудового договора с юридическим лицом [2].

В соответствии со ст. 3 Федеральным законом 135-Ф3 (в ред. от 21.11.2011 №327-ФЗ) под оценочной деятельностью понимается

профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, при этом Субъектом оценочной деятельности согласно ст. 4 указанного закона признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (далее - оценщики).

Применительно к членам СРО оценщиков, понятие «профессиональная деятельность» можно раскрыть, как самостоятельную и инициативную деятельность физических лиц, имеющих профессиональную подготовку (на базе высшего образования), осуществляемую посредством частной практики или на условиях трудового договора в целях оказания услуг по определению рыночной (иной) стоимости имущества (проведению оценки), и получения систематического дохода.

Главный отличительный признак профессиональной деятельности от предпринимательской состоит в том, что стоимость услуг гражданина, занимающего профессиональной деятельностью, определяется из расчета затраченного времени на оказания услуг, а не рыночными (экономическими) категориями «спроса» и «предложения», при этом ценообразования, временные затраты оказания услуг могут согласовываться с государственным органом (тарифицироваться), осуществляющим надзор или контроль за указанным видом деятельности.

В отличии от граждан осуществляющих предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, гражданин, занимающейся профессиональной деятельности, в виде частной практики, может также заниматься указанной деятельностью в качестве работника по

трудовому договору. То есть регулирование профессиональной деятельности носит смещенный характер.

Таким образом, предмет регулирования профессиональной деятельности (частнопрактикующей деятельности) является деятельность по оказанию профессиональных услуг субъектами профессиональной деятельности.

Для правильного понимания сущности профессиональной деятельности важен не только предмет, но и определения методов и способов регулирования государством профессиональной деятельности.

Под методом правового регулирования в теории права обычно понимается совокупность способов и средств правового регулирования, которые обусловлены закономерностями предмета правового регулирования и применяются в определенной отрасли права. Здесь существенными являются три элемента, из которых складывается метод правового регулирования:

а) основания возникновения прав и обязанностей и характер их взаимосвязи;

б) способ формирования содержания прав и обязанностей;

в) характер санкций, а также способы и процедуры их применения.

По своему содержанию способ правового регулирования может быть диспозитивным (стороны договариваются о правах и обязанностях в пределах, допускаемых правом) или императивным (отношения регулируются не договором, а только нормами права); способ, при котором создается равенство сторон (гражданско-правовой метод), или профессиональные стандарты деятельности (отношения власти и подчинения).

Совершенно очевидно, что профессиональная деятельность не является диспозитивным и не предполагает равенства сторон. Саморегулируемая организация по закону наделена властными полномочиями, и

разработанные ее стандарты деятельности подлежат безусловному

исполнению всеми членами указанной саморегулируемой организации. Ведь лица, занимающиеся профессиональной деятельностью, добровольно включились в указанную систему. Саморегулируемая организация является регулятором, и его власть распространяется только на тех субъектов, которые по закону становятся субъектами профессиональной деятельности, в отличие от государственной власти, которая распространяется на всех субъектов в обществе. Регулирования профессиональной деятельности в этом отношении специфично.

Специфика регулирования профессиональной деятельности во многом обусловлена следующими обстоятельствами: с одной стороны, все субъекты профессиональной деятельности - это субъекты частных, а не публичных отношений; с другой стороны, они вступают и в сферу отношений, которая регулируется публично-правовыми нормами, а также могут регулироваться нормами трудового права.

Министр экономического развития РФ Э. Набиуллина отмечает, что «сегодня относительно полноценно реализована модель саморегулирования и отмены лицензирования пока только в двух видах деятельности: деятельность арбитражных управляющих и оценочная деятельность, где установлено обязательное участие в саморегулируемой организации взамен лицензированию». Вместе с тем, не решенных вопросов регулирования деятельности оценщиков как плацдарма реформирования всей консалтинговой отрасли экономики, при введении института профессиональной деятельности достаточно много:

Во-первых, это вопрос регулирование деятельности оценщиков, работающих по трудовому договору. Договор на проведение оценки заключает юридическое лицо, и оно же соответственно берет на себя обязанности по выполнению этого договора перед заказчиком, а оценку осуществляет оценщик - физическое лицо, которое отвечает перед заказчиком и третьими лицами за проведение этой оценки и обязано страховать такую ответственность. При этом договорными отношениями

оценщик связан только с юридическим лицом.

Получается, что ответственность оценщика даже перед заказчиком наступает из факта проведения оценки, т.е. является внедоговорной, а договор на проведение оценки имеет смысл только для возможного принятия на себя юридическим лицом дополнительной ответственности по обязательствам оценщика.

Во-вторых, эти положения как специальные исключают возможность применения к данным случаям положений ГК РФ об ответственности юридического лица за действия своих работников. На основании общей ст. 402 ГК РФ действия работников должника по исполнению его обязательства считаются действиями должника. Именно он отвечает за эти действия, если они повлекли неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства.

Применительно к обязательствам по возмещению вреда ст. 1068 ГК РФ закрепляет тот же подход. Согласно ей юридическое лицо возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей. При этом работниками признаются граждане, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), а также граждане, выполняющие работу по гражданско-правовому договору, если они действуют или должны были действовать по заданию соответствующего юридического лица или гражданина под его контролем на предмет безопасности ведения работ[3].

Также необходимо отметить, что за нарушение требований законодательства об оценочной деятельности при составлении отчета об оценке оценщик может быть подвергнут гражданско-правовой ответственности, а также дисциплинарной ответственности со стороны саморегулируемой организации оценщиков в соответствии со ст. 24.4 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», а также со стороны работодателя в соответствии со ст.22, в плоть до расторжения трудового договора по инициативе работодателя в

случаях предусмотренных ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации.

При этом основанием для увольнения может быть также несоответствие занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, тем самым при действующем законодательстве принцип независимости оценщика не может выполняться в полной мере. Оценщик, работающий по трудовому договору может попасть в зависимость от работодателя, интересом которого является извлечение прибыли, а не профессиональная деятельность. Указанный конфликт интересов, по нашему мнению может быть решен, в разграничении полномочий по привлечению к дисциплинарной ответственности оценщика между СРО и работодателем. При этом за работодателем оставить основания привлечения к дисциплинарной ответственности, это нарушения оценщиком трудового распорядка, а вопросы соблюдения законодательства об оценочной деятельности закрепить только за СРО.

В-третьих, необходимо отметить что для оценки разных объектов оценки имущества и обязательств в России в настоящее время не существует отдельных требований к субъектам оценочной деятельности, то есть если частнопрактикующий оценщик состоит в СРО, его гражданско-правовая ответственность застрахована, он вправе проводить оценку, как квартир, так и предприятий, товарных знаков и машин и оборудования. Таким образом, возникает обоснованный риск оказание клиентам оценщика не качественных услуг. По нашему мнению, необходимо ввести разновидность видов оценки, а также дополнительные требованию к оценщикам, проводящим оценку, требующую высокие профессиональные знания.

С учетом изложенного, и имеющихся пробелах в регулировании указанной отрасли экономики в нашей стране, интересен опыт экономически развитых стран в данной сфере, а в частности США.

Основным регулятором оценочной деятельности на международном уровне является Международный комитет по стандартам оценки. Комитет был основан Королевским институтом чартерных сюрвейеров (RICS),

Американским обществом оценщиков (ASA), профессиональными организациями из Австралии, Новой Зеландии, Малайзии, Индии, Канады в 1981г. Впоследствии к Комитету так же присоединилось большинство членов TEGoVA (Сообщество оценщиков Европы). Основными задачами Международного комитета по стандартам оценки является гармонизация и учет мнения оценщиков при составлении стандартов финансовой отчетности, доведение мнения оценщиков и лоббирование соответствующих интересов в таких организациях как Международный валютный фонд, Организация экономического развития и сотрудничества, Мировой банк и Базельский банковский комитет.

В настоящее время в каждой Европейской стране, входящей в IVSC (Международный Комитет по стандартам оценки) или TEGOVA (Европейскую группу ассоциаций оценщиков), существуют национальные режимы регулирования оценочной деятельности. При этом регулирование оценочной деятельности в США отличается, например, от регулирования оценки в Великобритании или Германии. Во всех странах с рыночной экономикой существуют и активно функционируют общественные организации оценщиков. Например, в США сейчас действуют 32 такие организации. Наиболее известные из них это Фонд оценки и Институт оценки США в которых насчитывается примерно 40 000 специалистов. Исключением пожалуй являются Италия и Испания - страны, в которых существует определенное государственное регулирование, а также США, где в 1989 г. было введено государственное лицензирование оценщиков недвижимости.

Ведущие профессиональные организации США - Институт оценки (Appraisal Institute) и Американское общество оценщиков (American Society of Appraisers - ASA) - создали в 1987 Фонд оценки (The Appraisal Foundation), который должен служить целям достижения единообразия и профессионализма в оценке и обучении. Последнему способствует и работа двух независимых органов - Совета по стандартам оценки (ССО) и Совета по

классификации оценщиков (СКО). Государственное регулирование в США осуществляется как на федеральном уровне, так и на уровне отдельных штатов. Согласно Закону о реформе финансовых институтов (Financial Institution Reform, Recovery and Enforcement Act -+ FIRREA), принятому Конгрессом США в 1989, полномочия по регулированию оценочной деятельности на федеральном уровне переданы Фонду оценки. Одновременно с Фондом в структуре Правительства США действует орган по надзору за исполнением оценочного законодательства - Подкомитет по оценке (Appraisal Subcommittee). СКО разрабатывает, интерпретирует и вносит поправки в Единые стандарты профессиональной оценочной практики - ЕСПОП (Uniform Standards, of Profesional Appraisers Practices -USPAP), обязательные для применения практикующими (сертифицированными и лицензированными) оценщиками на всей территории США. СКО устанавливает минимальный уровень образования опыта и экзаменационных требований для оценщиков недвижимости. На уровне штатов оценочная деятельность регулируется на основании местных законодательных актов комиссиями по регулированию оценочной деятельности, на которые возложены требования по лицензированию и сертификации оценщиков недвижимости. Требования по лицензированию и сертификации в отдельных штатах отличаются, и для работы в конкретном штате необходимо получать соответствующую лицензию, сдав квалификационный экзамен.

Примечательно, что в США до 1989 г. рынок оценочных услуг был саморегулируемым. Переход к государственному лицензированию был связан с кризисом недвижимости в США. Оценка стоимости недвижимости вышла из-под контроля государственных органов, что повлекло массовое проведение недостаточно объективных оценок при ипотечном кредитовании, размещении муниципальных заказов на строительство и в ряде других случаев. В условиях финансового кризиса можно сделать предположение, что данная ситуация вполне может развиться и в России, учитывая

общепризнанные сейчас тенденции частого завышения цен на недвижимость, особенно в крупных городах.

Тем не менее в США в настоящее время значение профессиональных организаций оценщиков очень велико. Они предлагают членам профессиональное образование на высоком уровне и открывают возможность практикующим профессионалам влиять на законодательство. Профессиональная организация может защитить своего члена, обвиняемого в каких-то нарушениях, в случае, если результат дела может отразиться на профессии в целом.

Очень важно, что ассоциация может применить дисциплинарные санкции к тем членам, поведение которых не соответствует высоким профессиональным стандартам. Большое значение имеет возможность развивать отношения с людьми, занимающимися аналогичным бизнесом в стране и по всему миру

Единые стандарты профессиональной оценочной практики (ЕСПОП) являются обязательными для применения в США и в других странах (Канада, Мексика и др.), разрабатываются и утверждаются Советом по стандартам оценки фонда оценки — некоммерческой образовательной организацией, основанной в 1987 г. ведущими профессиональными организациями США.

Список литературы:

1. Хин П. Различия в организации оценочной деятельности в ведущих промышленных странах //[Электронный ресурс]-Режим доступа: http://smao.ru/ru/news/members/article ^З.ЫшКдата обращения: 03.04.2012)

2. Федотова М.: «За свои отчеты оценщики отвечают личным имуществом»//[Электронный ресурс]-Режим доступа: http://bankir.ru/publikacii/s/marina-fedotova-za-svoi-otcheti-ocenschiki-otvechaut-lichnim-imyschestvom-9739890/(дата обращения: 03.05.2011)

3. Курбатов А.: «Ответсвенность оценщиков, работающих по трудовому договору, как воплощение юридического абсурда/ Корпоративный юрист», №9 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.