Научная статья на тему 'Саморегулирование оценочной деятельности в Российской Федерации'

Саморегулирование оценочной деятельности в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

CC BY
668
63
Поделиться
Ключевые слова
САМОРЕГУЛИРУЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЭКСПЕРТИЗА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОЦЕНЩИКА / SELF-REGULATORY ORGANIZATION / EVALUATION ACTIVITIES / SELFREGULATION / STATE REGULATION / EXAMINATION / PROFESSIONAL ACTIVITIES OF AN APPRAISER

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Абдреев Тимур Ирекович

Согласно Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 гг., одними из направлений работы в рамках административной реформы являлись разработка и принятие нормативных правовых актов Российской Федерации, упраздняющих избыточные и дублирующие функции, осуществляемые органами исполнительной власти, позволяющих передавать ряд государственных функций саморегулируемым организациям и создавать механизмы, предотвращающие появление новых избыточных функций у органов исполнительной власти. В статье рассмотрены проблемы и перспективы саморегулирования оценочной деятельности в Российской Федерации.

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Абдреев Тимур Ирекович,

Self-regulation of valuation activities in the Russian Federation

According to the Conception of the administrative reform in the Russian Federation in 2006-2010, one of the areas of work in the framework of the administrative reform was development and adoption of regulatory legal acts of the Russian Federation abolishing redundant and duplicate functions carried out by the executive authorities, allowing to transfer a number of state functions to self-regulating organizations and establish mechanisms preventing emergence of new redundant functions in the executive branch. The article describes the challenges and the prospects of valuation activities self-regulation in the Russian Federation.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Саморегулирование оценочной деятельности в Российской Федерации»

УДК 347.3

Абдреев Тимур Ирекович

ассистент кафедры теории и истории государства и права

Казанского (Приволжского) федерального университета

САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация:

Согласно Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 гг., одними из направлений работы в рамках административной реформы являлись разработка и принятие норма-тивных правовых актов Российской Федерации, упраздняющих избыточные и дублирующие функции, осуществляемые органами исполнительной власти, позволяющих передавать ряд государственных функций саморегулируемым организациям и создавать механизмы, предотвращающие появление новых избыточных функций у органов исполнительной власти. В статье рассмотрены проблемы и перспективы саморегулирования оценочной деятельности в Российской Федерации.

Ключевые слова:

саморегулируемые организации, оценочная деятельность, саморегулирование, государственное регулирование, экспертиза, профессиональная деятельность оценщика.

Abdreev Timur Irekovich

Assistant, Theory and History of State and Law Department, Kazan (Volga region) Federal University

SELF-REGULATION OF VALUATION ACTIVITIES IN THE RUSSIAN FEDERATION

Summary:

According to the Conception of the administrative reform in the Russian Federation in 2006-2010, one of the areas of work in the framework of the administrative reform was development and adoption of regulatory legal acts of the Russian Federation abolishing redundant and duplicate functions carried out by the executive authorities, allowing to transfer a number of state functions to self-regulating organizations and establish mechanisms preventing emergence of new redundant functions in the executive branch. The article describes the challenges and the prospects of valuation activities self-regulation in the Russian Federation.

Keywords:

self-regulatory organization, evaluation activities, self-regulation, state regulation, examination, professional activities of an appraiser.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Вопрос правового регулирования различных сфер общественных отношений может быть исследован с применением различных подходов. Основным из них является деление права на отрасли и институты на основании предмета и методов правового регулирования [1, с. 153]. Другой подход показывает, что в регулировании смежных объектов в экономике задействованы нормы различных отраслей права, что приводит к межотраслевому правовому регулированию [2]. Регулирование оценочной деятельности, по нашему мнению, в большей мере подвергнуто межотраслевому правовому регулированию. Так, оценщик, работающий в оценочной организации, может быть привлечен как к гражданско-правовой ответственности в соответствии со ст. 1081 ГК РФ, так и к дисциплинарной ответственности со стороны саморегулируемой организации (СРО), а также со стороны оценочной организации в рамках трудовых отношений. Результаты проведенной кадастровой оценки могут быть обжалованы заказчиком оценочных услуг в рамках договорных отношений, а также органом местного самоуправления в той мере, если результаты кадастровой оценки затрагивают его интересы относительно формирования налоговой базы [3].

Оценочная деятельность в России неразрывно связана с развитием частноправовых отношений. Важными факторами, повлиявшими на правовую конструкцию частноправового регулирования оценочной деятельности в России, послужили, во-первых, признание законодателем оценочной деятельности профессиональным видом деятельности, во-вторых, наделение саморегулируемых организаций оценщиков публичными функциями. К указанным функциям СРО можно отнести: осуществление контроля за деятельностью оценщиков - членов сРо, формирование компенсационных фондов за счет членских взносов, а также выработку профессиональных стандартов оценки.

Итак, институт саморегулирования в сравнении с прямым государственным регулированием обладает следующими преимуществами [4]:

- Возможность возмещения ущерба от профессиональной деятельности оценщика за счет сформированного компенсационного фонда саморегулируемой организации, выступающего механизмом коллективной ответственности членов СРО перед заказчиками оценки.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2016, № 11)

- Выработка стандартов оценки профессиональными участниками оценочной деятельности, что дает возможность выбора и применения форм регулирования, в наибольшей степени подходящих для определенных видов оценки.

- Осуществление контроля за деятельностью оценщиков самими оценщиками, которые изнутри понимают особенности процесса оценки и формирования отчетов об оценке.

- Механизм саморегулирования позволяет в несудебном порядке разрешать споры между заказчиком и оценщиком

- Механизм привлечения к дисциплинарной ответственности со стороны СРО дает возможность профессиональному сообществу самостоятельно проводить «очищение» своих рядов от недобросовестных оценщиков.

В настоящее время в 15 саморегулируемых организациях оценщиков состоят более 20 тыс. оценщиков. Все эти организации входят в Национальный совет по оценочной деятельности. За период с 2010 по 2015 г. общее количество саморегулируемых организаций оценщиков увеличилось в 1,5 раза [5].

Развитие и внедрение механизмов саморегулирования в оценочную деятельность с обязательным членством с 2006 г. рассматривается в качестве одного из способов снятия излишних административных барьеров в указанной сфере.

Вместе с тем анализ результатов регулирования оценочной деятельности через механизм саморегулирования в настоящее время показывает, что переход от прямого регулирования деятельности оценщика через механизм лицензирования к саморегулированию не привел к улучшению качества оценочных услуг, а также повышению ответственности оценщиков за оказываемые ими услуги оценки. Особенно явно эта тенденция прослеживается на примере кадастровой оценки, результаты которой используются государственными органами в публичных интересах.

Только в 2015 г. комиссией Росреестра было рассмотрено 31 277 заявлений о пересмотре кадастровой стоимости на более 64 тыс. объектов недвижимости, что в 1,3 раза больше, чем в 2014 г. В результате суммарная кадастровая стоимость объектов, в отношении которых были приняты решения комиссий, снизилась на 40,4 % [6]. Указанная тенденция прослеживается при оспаривании кадастровой стоимости и в судебном порядке. Так, в 2014 г. в судах рассматривалось 4,8 тыс. судебных споров, а в 2015-м - 7,5 тыс. По итогам таких споров стоимость недвижимости в среднем снижалась на 40-70 % [7].

Указанные статистические данные свидетельствуют о невысоком качестве проводимой кадастровой оценки и позволяют сделать вывод о наличии формального подхода к контролю со стороны СРО оценщиков.

В связи с этим выделяем следующие недостатки регулирования указанной сферы со стороны СРО оценщиков:

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

- Контроль со стороны саморегулируемой организации за деятельностью оценщиков связан с конфликтом интересов, так как СРО не всегда готова применять исчерпывающие меры дисциплинарного характера к своим членам из-за возможной потери членских взносов.

- Основания для проведения контрольных мероприятий в отношении оценщиков ограничены законом об оценочной деятельности.

- Для выработки стандартов оценки СРО необходимо тесное взаимодействие с научным сообществом, государственными органами, высшей школой, осуществляющей подготовку (переподготовку) оценщиков, а также с другими саморегулируемыми организациями.

С учетом указанных недостатков полагаем, что совершенствование механизма саморегулирования в сфере оценочной деятельности должно производиться посредством решения вопросов профессионального образования оценщиков, повышения контроля со стороны саморегулируемых организаций оценщиков за действиями ее членов, а также установления правового статуса оценщика.

Сказанное выше позволяет считать целесообразным введение требования о сдаче оценщиком квалификационного экзамена в области оценочной деятельности по определенным направлениям, направленным на повышение качества профессиональной деятельности.

Представляется возможным выделить следующие направления оценочной деятельности в зависимости от объектов оценки:

1) оценка стоимости недвижимого имущества,

2) оценка стоимости машин, оборудования и транспортных средств,

3) оценка стоимости нематериальных активов и интеллектуальной собственности,

4) оценка стоимости предприятия (бизнеса),

5) кадастровая оценка недвижимости,

6) оценка объектов культурного наследия.

В результате проведенного анализа положений законодательства, регулирующего оценочную деятельность, предлагаем авторское определение оценочной деятельности. Это деятельность по определению стоимости объекта оценки в соответствии с направлением, по которому оценщик сдал квалификационный экзамен. Кроме того, составляющими элементами оценочной деятельности являются процессы оценки, профессионального обучения оценщика, получения квалификационного аттестата.

Также необходимо отметить, что саморегулирование оценочной деятельности в России может выступить базисом для интегрирования оценочной деятельности в рамках Таможенного союза. Так, Советом рынка Евразийского экономического сообщества в оценочной деятельности была поставлена задача по сближению механизмов допуска оценщиков к осуществлению деятельности в странах - членах Таможенного союза, в том числе по гармонизации законодательства, обеспечению признания профессиональных квалификаций оценщиков.

Указанная задача может быть выполнена через механизм эквивалентности. Анализ законодательства в сфере оценочной деятельности в странах ЕАЭС показывает сходство требований, предъявляемых к оценщикам. Например, в Казахстане для осуществления оценочной деятельности нужна лицензия, в России - обязательное членство в СРО, в Беларуси - аттестат. В целях взаимного признания результатов оценки, а также допуска оценщиков из других стран ЕАЭС на российский рынок и наоборот можно предложить признавать эквивалентными требования, предъявляемые к оценщикам.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Ссылки:

1. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права : учебник. М., 2004. 512 с.

2. Челышев М.Ю. Концепция оптимизации межотраслевых связей гражданского права: постановка проблемы. Казань, 2006. 160 с.

3. По делу о проверке конституционности положения части первой статьи 24.18 федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в связи с жалобой администрации муниципального образования города Братска : постановление Конституционного суда РФ от 5 июля 2016 г. № 15-П // Собрание законодательства РФ. 2016. № 29. Ст. 49.

4. Концепция совершенствования механизмов саморегулирования : распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 дек. 2015 г. № 2776-р // Там же. № 2 (ч. II). Ст. 458.

5. Правительством России утверждена Концепция совершенствования механизмов саморегулирования [Электронный ресурс]. URL: http://sroroo.ru/press_center/news/1413712/ (дата обращения: 10.11.2016).

6. Информация о деятельности комиссий по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости за 2015 год [Электронный ресурс]. URL: https://rosreestr.ru/site/activity/rassmotrenie-sporov-o-rezultatakh-opredeleniya-kadastrovoy-stoimosti-/informatsiya-o-deyatelnosti-komissiy-po-rassmotreniyu-sporov-o-rezultatakh-opredeleniya-kadas-trovoy-/informatsiya-o-deyatelnosti-komissiy-po-rassmotreniyu-sporov-o-rezultatakh-opredeleniya-kadastr2015/ (дата обращения: 10.11.2016).

7. Кадастровая оценка недвижимости: практика судебных споров [Электронный ресурс]. URL: https://ceur.ru/library/arti-cles/ocenka/item226575/ (дата обращения: 10.11.2016).