2. Буевич С. Ю., Кривцова К. А. Особенности оценки эффективности проектов с учетом факторов риска и неопределенности // Наука и современность. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа, 2014. С. 57-61.
3. Колесникова О. В., Ребрикова Н. В. Вирусный маркетинг как инструмент продвижения магазина женской одежды // Российское предпринимательство, 2014. № 22 (268). С. 112-121.
4. Джей Конрад Левинсон. Партизанский маркетинг. Простые способы получения больших прибылей при малых затратах, Эксмо, 2012.
5. Джей Конрад Левинсон, Эл Лаутенслагер. Партизанский маркетинг за 30 дней, Издательский дом Гребенникова, 2013.
6. Рик Крэнделл. 1001 способ успешного маркетинга, ФАИР-ПРЕСС, 2011.
7. Морозов Ю. В. Основы маркетинга. Дашков и К°, 2012.
8. Филип Котлер. Основы маркетинга. Краткий курс, 2011.
Оценка эффективности закупок работ по определению кадастровой стоимости недвижимости путем проведения конкурсов с ограниченным участием Чистохина А. С.
Чистохина Анастасия Сергеевна / Chistohina Anastasia Sergeevna - магистрант, кафедра оценки и управления собственностью, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва
Аннотация: в статье рассматриваются актуальные проблемы, возникающие при отборе исполнителя работ по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости для целей налогообложения. Установление экономически необоснованной налоговой базы приводит к острым социальным противоречиям в обществе и росту недовольства государственной политикой, особенно в условиях возникновения кризисных явлений в экономике. Поэтому особую важность приобретают проблемы, связанные с государственной кадастровой оценкой, и способы их решения органами государственной власти.
Ключевые слова: кадастровая оценка, недвижимость, демпинг, государственные закупки, конкурс с ограниченным участием.
В последние годы вопрос о низком качестве выполнения работ по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости для целей налогообложения возник в связи с нарастанием споров о результатах определения кадастровой стоимости. По данным Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) за 2015 год, в результате рассмотрения споров комиссиями по рассмотрению споров суммарная кадастровая стоимость объектов снизилась на 26,8 %, за первый квартал 2016 года - на 26,4 % [1]. При рассмотрения споров в судебном порядке суммарная кадастровая стоимость объектов снизилась на 71,4 %, за первый квартал 2016 года - на 42,8 % [2]. В большинстве случаев доводом об ошибочности утвержденной кадастровой стоимости объектов недвижимости является ее значительное превышение над рыночной стоимостью. Данная ситуация приводит к снижению доверия граждан и бизнеса к органам государственной власти и местного самоуправления. Неспособность государства утвердить достоверную величину кадастровой стоимости объектов недвижимости, которая является налоговой базой по некоторым имущественным налогам, свидетельствует, по мнению общественности, о некомпетентности государственных служащих [3].
Одной из причин низкой квалификации исполнителей работ по определению кадастровой стоимости является демпинг при закупке оценочных услуг. Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 135-Ф3) закрепляет, что определение исполнителя осуществляется путем проведения конкурентных процедур в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ).
Федеральный закон № 44-ФЗ не содержит полного описания всех тонкостей закупочных процедур. Он имеет «рамочную» структуру, детализация которой осуществляется посредством принятия подзаконных нормативных правовых актов [4]. Например, до апреля 2015 года услуги по оценке недвижимости были включены в Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме, утвержденный распоряжением Правительства РФ о 21.03.2016 № 471 -р. Отличительными признаками электронного аукциона являются электронная форма взаимодействия всех участников закупки через электронные торговые площадки и исключительно ценовая конкуренция между участниками.
Среди преимуществ такой конкурентной процедуры для заказчика необходимо отметить простоту проведения по сравнению с другими способами определения исполнителей и экономию бюджетных средств. Основным недостатком электронного аукциона является невозможность гарантировать надлежащее качество выполнения работ победителем.
При осуществлении закупок оценочных услуг во всех субъектах РФ происходил сильный демпинг. В 2014 году победители электронных аукционов предложили цены контрактов на 71,5 % меньше начальной (максимальной) цены, определенной заказчиком.
Для изменения сложившейся ситуации в октябре 2015 года работы по определению кадастровой стоимости при проведении государственной кадастровой оценки были включены в перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется путем проведения конкурса с ограниченным участием [5]. Отличительными особенностями данной процедуры являются оценка предложений участников по стоимостным и нестоимостным критериям, а также предъявление дополнительных требований к участникам с целью отбора наиболее квалифицированных участников рынка.
Для закупок оценочных услуг дополнительными требованиями стали: наличие в штате определенного количества оценщиков, длительная продолжительность работы на рынке, наличие опыта исполнения государственных и муниципальных контрактов [6].
По состоянию на середину мая 2016 года на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок опубликованы 52 извещения о проведении конкурсов с ограниченным участием на право заключения государственного или муниципального контракта на выполнение работ по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости. По 22 из них определен победитель. Совокупное снижение цен контрактов по сравнению с начальными (максимальными) ценами составило 41,55 %. Максимальное падение цены (75,45 %) произошло в Воронежской области при закупке услуг по определению кадастровой стоимости земельных участков в составе земель особо охраняемых территорий и объектов.
Оценка заявок участников, прошедших предквалификационный отбор, осуществляется по 2 критериям: цена контракта (значимость критерия - 60 %) и качество оказанных услуг и квалификация участника размещения заказа (значимость критерия - 40 %).
Качество оказанных услуг и квалификация участника размещения заказа в большинстве случаев определяется количеством предоставленных участниками копий
50
положительных отзывов, рекомендаций, писем органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о качественно оказанных услугах по государственной кадастровой оценке. При этом достоверность предоставленных документов в соответствии с законодательством РФ заказчик проверять не обязан.
Для определения количества баллов по второму критерию установлена балльная оценка в зависимости от предоставленных отзывов, например, при предоставлении от 1 до 5 отзывов - 25 баллов, от 6 до 14 - 50 баллов, от 15 и более - 100 баллов. Такой порядок несправедлив, и во многих субъектах Российской Федерации Управлениями Федеральной антимонопольной службы при рассмотрении жалоб по аналогичным вопросам принимаются решения о необходимости изменении порядка оценки. Позиция Федеральной антимонопольной службы отражена в письме от 19.10.2015 № АЦ/57532/15 «О порядке оценки заявок на участие в закупке», а именно: выявлению лучшего предложения об исполнении контракта в наибольшей степени способствует установление в порядке оценки заявок на участие в закупке формулы расчета количества баллов, в случае если предметом оценки по нестоимостному критерию (показателю) является количество качественной, квалификационной характеристики (например, количество исполненных участником закупки контрактов).
Таким образом, установление возможности проведения закупки путем проведения конкурсов с ограниченным участием не привело к снижению случаев демпинга. Зачастую, установленный заказчиком порядок оценки заявок по нестоимостным критериям приводит к преимущественной конкуренции по цене контракта, предложенной участниками, как и при проведении электронных аукционов.
В настоящее время рассматривается иной путь решения проблемы низкого качества кадастровой оценки стоимости недвижимости, а именно, формирование института государственных кадастровых оценщиков. Разработан проект закона «О государственной кадастровой оценке», который планируется к принятию во второй половине 2016 года. В соответствии с ним полномочия по определению кадастровой стоимости будут переданы бюджетным учреждениям.
Литература
1. Обобщенные сведения о рассмотрении споров о результатах определения кадастровой стоимости в комиссиях при территориальных органах Росреестра. [Электронный ресурс]: Официальный сайт Росреестра. Режим доступа: https://rosreestr.ru/site/activity/kadastrovaya-otsenka/rassmotrenie-sporov-o-rezultatakh-opredeleniya-kadastrovoy-stoimosti-/informatsiya-o-deyatelmsti-komissiy-po-rassmotreniyu-sporov-o-rezultatakh-opredeleniya-kadastrovoy. (дата обращения: 14.05.2016).
2. Обобщенные сведения о рассмотрении споров о результатах определения кадастровой стоимости в судах. [Электронный ресурс]: официальный сайт Росреестра. URL: https://rosreestr.ru/site/activity/kadastrovaya-otsenka/rassmotrenie-sporov-o-rezultatakh-opredeleniya-kadastrovoy-stoimosti-/informatsiya-o-sudebnykh-sporakh-v-otnoshenii-rezultatov-opredeleniya-kadastrovoy-stoimosti-obektov. (дата обращения: 14.05.2016).
3. Волович Н. В. Кадастровая оценка недвижимости: тупик или новые перспективы // Имущественные отношения в РФ, 2016. № 1 (172). С. 30-38.
4. Плесовских А. В. Закупки услуг по оценке: тенденции развития // Имущественные отношения в РФ, 2015. № 9 (168). С. 54-67.
5. Постановление Правительства РФ от 01.10.2015 № 1051 «О внесении изменений в приложение № 2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. № 99».
6. Постановление Правительства РФ от 04.02.2014 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документы, подтверждающие соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям».
Фрактальная модель прогноза индекса потребительской
уверенности Евсеев А. В.
Евсеев Алексей Владимирович /Evseev Alexey Vladimirovich - студент, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва
Аннотация: в статье рассматривается актуальный вопрос прогнозирования Индекса потребительской уверенности (другими словами, индекса оценки домохозяйствами своего уровня благосостояния), с использованием фрактальной модели ARFIMA. Поскольку совокупное потребление является одним из основных драйверов экономического роста, точное прогнозирование движения потребительского настроения является важной задачей в рамках государственного управления.
Ключевые слова: фрактальная модель, индекс потребительской уверенности, R/S анализ.
Международные санкции и принятые им в противовес ограничения на импорт создали условия, при которых поведение российского потребителя не может оставаться прежним. Домохозяйства, опираясь на экономические прогнозы и тренды, стараются приспособиться к новым экономическим реалиям. Стратегия поведения, которую изберут большинство потребителей, будет влиять на усиление или ослабление совокупного потребления и совокупного сбережения в Российской Федерации. И так как совокупное потребление является мощным драйвером экономического роста [1], Правительству РФ необходимо отслеживать динамику и изменения в трендах потребления домохозяйств.
Индекс потребительской уверенности (англ. consumer confidence index, далее -ИПУ) - индикатор, отражающий личную оценку населения своего финансового положения в перспективе, являющийся результатом выборочного обследования потребительских ожиданий (5000 человек) в возрасте от 16 лет [5]. Другими словами, ИПУ позволяет определить ожидания домохозяйств по отношению к состоянию экономики, которое выражается в ожидаемом сбережении и потреблении, и может использоваться для определения изменений потребительских трендов. Точное прогнозирование будущих значений данного индикатора позволит улучшить точность принятия среднесрочных и долгосрочных решений пользователей ИПУ, например, при выборе мер для стимулирования экономического роста.
Фракталом называется геометрическая фигура, обладающая свойством самоподобия [2]. Данное свойство фрактала делает его масштабно-инвариантным; использующие фрактальный анализ модели используют степенную зависимость, используя фрактальную размерность. Стохастические модели временных рядов на основе такого анализа позволяют осуществлять точечные и интервальные прогнозы