Научная статья на тему 'Особенности функционального состояния организма студентов с разным профилем асимметрии полушарий головного мозга в условиях экзаменационного стресса'

Особенности функционального состояния организма студентов с разным профилем асимметрии полушарий головного мозга в условиях экзаменационного стресса Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
91
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МЕЖПОЛУШАРНАЯ АСИММЕТРИЯ МОЗГА / ТРЕВОЖНОСТЬ / РЕГУЛЯЦИЯ СЕРДЕЧНОГО РИТМА / СТУДЕНТЫ / ЭКЗАМЕН / THE ASYMMETRY OF CEREBRAL HEMISPHERES / UNEASINESS / REGULATION OF A WARM RHYTHM / STUDENTS / EXAMINATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Поборский А. Н., Юрина М. А., Лопацкая Ж. Н., Дымыдюк Е. В.

Установлено, что существенный рост предэкзаменационной тревоги и выраженное напряжение регуляторных систем, сохраняющиеся и после сдачи экзамена, имели студенты с односторонним лево- или правополушарным доминированием. Испытуемые со смешанными профилями характеризовались меньшим уровнем проявлений психовегетативного напряжения до экзамена и снижением их после экзамена. Негативные сдвиги изучаемых параметров были более выражены у девушек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Поборский А. Н., Юрина М. А., Лопацкая Ж. Н., Дымыдюк Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the functional condition of the organism of students with the different profile of asymmetry of cerebral hemispheres in the conditions of examination stress

It is established that regulation systems, remaining and after passing an examination, students with unilateral left- or the right hemisphere domination had essential growth of alarm preceding an examination and the expressed pressure. Examinees with the mixed profiles were characterized by smaller level of displays of psychovegetative pressure before examination and their decrease after examination. Negative shifts of studied parameters have been more expressed at girls.

Текст научной работы на тему «Особенности функционального состояния организма студентов с разным профилем асимметрии полушарий головного мозга в условиях экзаменационного стресса»

НАУКА/ИССЛЕДОВАНИЯ

особенности функционального состояния организма студентов с разным профилем асимметрии полушарий головного мозга в условиях экзаменационного стресса Features of the functional condition of the organism of students with the different profile of asymmetry of cerebral hemispheres in the conditions of examination stress

А.Н. Поборскии, М.А. Юрина, Ж.Н. Лопацкая,

Е.В. Дымыдюк

ГОУВПО «Сургутский государственный университет ХМАО-Югры», г. Сургут

A.N. Poborsky, M.A.Yurina, ZH.N. Lopatskaya, E.V. Dymydjuk

Установлено, что существенный рост предэкзаменационной тревоги и выраженное напряжение регуляторных систем, сохраняющиеся и после сдачи экзамена, имели студенты с односторонним лево-или правополушарным доминированием. Испытуемые со смешанными профилями характеризовались меньшим уровнем проявлений психовегетативного напряжения до экзамена и снижением их после экзамена. Негативные сдвиги изучаемых параметров были более выражены у девушек.

Ключевые слова: функциональная межполушарная асимметрия мозга, тревожность, регуляция сердечного ритма, студенты, экзамен

It is established that regulation systems, remaining and after passing an examination, students with unilateral left-or the right hemisphere domination had essential growth of alarm preceding an examination and the expressed pressure. Examinees with the mixed profiles were characterized by smaller level of displays of psychovegetative pressure before examination and their decrease after examination. Negative shifts of studied parameters have been more expressed at girls.

Key words: the asymmetry of cerebral hemispheres, uneasiness, regulation of a warm rhythm, students, examination

Одной из наиболее важных задач системы высшего профессионального образования остается обеспечение эффективной адаптации организма студентов к условиям

обучения в вузе. Это становится особенно актуальным в настоящее время в связи с реформированием и модернизацией системы высшего профессионального образования

России, изменением форм и методов преподавания, интенсификацией обучения [5, 10, 12]. Многие авторы особо отмечают, что максимальные изменения компенсаторноприспособительных реакций организма студентов происходят в период первого года обучения. Под влиянием новых условий в вузе и на фоне происходящих в этот период адаптационных изменений в организме работоспособность студентов в разные периоды первого учебного года варьирует. Наиболее существенные изменения психологических и физиологических параметров у первокурсников происходят в первую экзаменационную сессию. В период экзаменов нервно-эмоциональные нагрузки учащихся значительно возрастают, достигая уровня психоэмоционального стресса, характеризующегося выраженными изменениями тревожности, вегетососудистых функций [5, 10, 12]. Как известно, специфику адаптационноприспособительных реакций в процессе обучения, особенности психоэмоционального состояния и характер вегетативного реагирования определяет профиль функциональной межполушарной асимметрии мозга (ФМА) [1, 3, 9, 11]. Однако в работах, касающихся описания индивидуального профиля ФМА и его влияния на функционирование и адаптационные возможности организма, недостаточно сведений, раскрывающих особенности изменений последнего в процессе обучения и, в частности, в период экзаменационной сессии. Следует отметить, что студенты вузов Среднего Приобья проходят адаптацию к обучению на фоне неблагоприятных природно-климатических и антропогенных условий региона, которые создают тот неблагоприятный фон,

Максимальные изменения компенсаторноприспособительных реакций организма студентов происходят в период первого года обучения. Под влиянием новых условий в вузе и на фоне происходящих в этот период адаптационных изменений в организме работоспособность студентов в разные периоды первого учебного года варьирует

на котором происходит адаптация студента к обучению в вузе, что также может сказываться на особенностях функционального состояния и реакции на экзаменационный стресс.

В связи с вышеизложенным целью настоящего исследования явилось выявление особенностей функционального состояния организма студентов, жителей Среднего Приобья, с разными профилями функциональной меж-полушарной асимметрии мозга в условиях экзаменационного стресса.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДИКИ

Нами проведено сплошное динамическое исследование 219 студентов первого курса лечебного факультета медицинского института Сургутского государственного университета. Обследование студентов перед началом экзамена и после экзамена, проводилось неинвазивными методами и соответствовало этическим нормам Хельсинкской декларации (2000 г.). Все включённые в работу учащиеся проживали на территории ХМАО 7 лет и более, не имели

Изменения уровня тревожности как у юношей, так и у девушек сопровождались значительной активацией симпатоадреналовых влияний, преобладанием центральной регуляции над автономной, что характеризовалось, прежде всего, снижением Мо, увеличением АМо, высокими значениями ИН

жалоб на состояние здоровья в период проведения обследования и дали информированное согласие на участие в исследовании. Критерием исключения была болезнь студента в период обследования, недопуск к сдаче экзамена. Реакцию на экзаменационный стресс оценивали на первом экзамене. В рамках нашего исследования первым экзаменом был самый сложный предмет сессии (биоор-ганическая химия). Для диагностики индивидуальных особенностей ФМА использовали АПК «НС-ПсихоТест» (ООО «Нейрософт», Россия). По итогам обследования проводили расчет коэффициентов моторной, сенсорной и психической асимметрий мозга [3, 9, 11]. На основании полученных данных выделялись условные границы основных типов асимметрии [3, 9]: от -1,00 до -0,51 - левый; от -0,50 до -0,11 - преимущественно левый; от -0,10 до +0,10 - неопределенный; от +0,11 до +0,50 - преимущественно правый; от +0,51 до 1,00 - правый. Исходя из того, что каждому конкретному человеку присущ индивидуальный профиль асимметрии (ИПА) - определенное сочетание моторной, сенсорной и психической асимметрий-симметрий [3, 11],

в нашей работе актуальным было не только определение, но и учет их индивидуальных соотношений у каждого обследуемого студента. У представителей с разными типами ИПА исследовали уровень личностной и реактивной тревожности (соответственно, ЛТ и РТ) по шкале самооценки Ч.Д. Спилбергера, адаптированной Ю.Л. Ханиным [8]; оценивали особенности вегетативного тонуса, рассчитывая вегетативный индекс Кердо (ВИК) [4] и определяя характер вегетативной регуляции сердечного ритма по методу Р.М. Баевского [2, 6], оценивая следующие показатели [2, 6]: мода (Мо), в секундах - значения наиболее часто встречающихся величин интервалов R-R в исследуемом ряду их значений; амплитуда моды (АМо), в процентах - процентное количество значений R-R интервалов, соответствующих моде; вариационный размах (АХ), в секундах - разница между максимальным и минимальным R-R интервалами; индекс напряжения (ИН), суммарный показатель, наиболее полно отражающий степень напряжения регуляторных механизмов организма и централизацию управления кровообращением (ИН=АМо/2хМохАХ, в условных единицах (у.е.)). Вегетативная реактивность (ВР) оценивалась по изменению сердечного ритма при проведении активной ортостатической пробы по величине коэффициента Кзо:15 [6]. Статистическая обработка полученных данных выполнялась с помощью пакета компьютерных программ «Биостатистика» и «Statistica 6.0» для Windows. Оценка типа распределения проводилась с помощью критерия Шапиро-Уилка и показала, что оно отличалось от

нормального. В связи с этим сравнение независимых выборок проводили с использованием непараметрического и-критерия Манна-Уитни. Для оценки статистической значимости изменений параметра при проведении повторных измерений использовали критерий Уилкоксона. Критический уровень значимости при проверке статистических гипотез в данном исследовании принимали равным 0,05.

результаты

И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Анализ распределения соотношений коэффициентов моторной, сенсорной и психической асимметрий среди обследуемых учащихся позволил выделить пять профилей ФМА. Профиль «I» - коэффициенты моторной, сенсорной и психической асимметрий находятся в интервале от 0,1 до 1,0 (доминирование левого полушария в организации моторной, сенсорной и психических функций). Такой тип распределения асимметрий был у 42% юношей и 65% девушек. Профиль «II» - коэффициент моторной асимметрии находится в интервале от 0,1 до 1,0; коэффициент сенсорной асимметрии от -1,0 до -0,1 и коэффициент психической асимметрии в диапазоне от -0,1 до 0,1 (доминирование левых моторных, преобладание правых сенсорных зон коры головного мозга и неопределенность психических асимметрий). Подобное соотношение определяемых параметров было характерно для 34% юношей и 14% девушек. Профиль «III» - коэффициенты моторной и психической асимметрий в диапазоне от 0,1 до 1,0; коэффициент сенсорной асимметрии от -0,1 до 0,1 (доминирование левых моторных,

Студентки, у которых отмечалось доминирование правого полушария в организации моторных, сенсорных и психических функций (профиль V), имели «сверхвысокие» показатели уровня тревожности по шкале Спилбергера [8, 12], величина которых соотносилась с таковой, описанной выше у студенток с профилем I

неопределенность сенсорных зон коры и доминирование левого полушария при определении психических асимметрий). Выявленный ИПА встречался у 24% обследованных юношей и 10% девушек. Профиль «IV» - коэффициенты моторной и психической асимметрий от -1,0 до -0,1; коэффициент сенсорной асимметрии от 0,1 до 1,0 (доминирование правых моторных, левых сенсорных зон коры и активности правого полушария при определении психических асимметрий).

Выделенный тип ИПА обнаруживался у 6% девушек-сту-денток. Профиль «V» - коэффициенты моторной, сенсорной и психической асимметрий в интервале от -1,0 до -0,1 (доминирование правого полушария в организации моторных, сенсорных и психических функций). Данный профиль был характерен для 5% обследованных девушек.

Как показали наши исследования, психовегетативное обеспечение и цена деятельности у представителей описанных типов ИПА были различны (табл.). Выявлено, что у студентов с односторонним левополушарным доминированием (I тип ИПА) к моменту сдачи экзамена отмечался

Экзаменационная ситуация, являющаяся фактором, вызывающим психоэмоциональные и вегетативные реакции у студентов, проявляется не только в предшествующем экзамену периоде, но и как следствие сдачи экзамена, после его окончания

высокий уровень ЛТ и РТ (табл.). Как видно из таблицы, описанные изменения уровня тревожности как у юношей, так и у девушек сопровождались значительной активацией симпатоадреналовых влияний, преобладанием центральной регуляции над автономной, что характеризовалось, прежде всего, снижением Мо, увеличением АМо, высокими значениями ИН. Величина последнего свидетельствовала о росте напряжения регуляторных систем у обследуемых [2, 7], максимально проявившемся у студенток. Развитие состояния гипер-симпатикотонии и перенапряжения регуляторных систем подтверждало и существенное повышение значений ВИК (табл.), а также обнаруживаемое среди обследуемых группы снижение величины коэффициента К30:15 при проведении ортопробы. Причем величина К30:15 у девушек была достоверно (р<0,05) ниже, чем у юношей (значение К30:15 у юношей - 1,21 (1,19; 1,23); у девушек с профилем I - 1,02 (1,00; 1,10), что свидетельствовало о более выраженном ухудшении функционального состояния их организма, по сравнению с юношами.

В группе, которую составили студенты с ИПА,

обозначенным нами как «II», в исследуемый период также обнаружено нарастание ЛТ и РТ (табл.). Причем если величины, отражающие уровень ЛТ у юношей и девушек, не различались и отмечались как высокие, то степень РТ была более выражена у девушек, характеризовалась как высокая, при среднем уровне таковой у юношей (табл.). Оценка характера вегетативной регуляции сердечного ритма обнаружила усиление влияния симпатического отдела вегетативной нервной системы и повышение активности механизмов центральной регуляции, что выражалось в соотношении величин показателей Мо, ДХ и АМо, ИН (табл.). Величина ИН в этот период не выходила за условные границы оптимума [2, 7]. В то же время, находясь в диапазоне оптимальных величин, значение данного показателя у девушек было большим, что свидетельствовало о наличии у них более выраженного напряжения регуляторных механизмов по сравнению с юношами (табл.). На усиление симпатических влияний указывало высокое значение ВИК (табл.). Следует отметить, что выявленные сдвиги физиологических показателей, несмотря на наличие симпатикото-нических тенденций, оставались в пределах значений, характеризующих нормотонический тип регуляции, и отражали состояние оптимального напряжение систем регуляции [2, 7]. При выполнении ортопробы ВР оставалась нормальной (К30:15 у юношей -1,29 (1,28; 1,34), у девушек -1,23 (1,20; 1,25)).

Юноши и девушки, имевшие профиль III, в рассматриваемый промежуток времени также отличались ростом ЛТ и РТ, уровень которых

характеризовался как высокий (табл.). Высокая величина, прежде всего ИН, указывала на усиление симпатических влияний и рост напряжения систем регуляции у данных студентов, в большей степени проявившихся у девушек (табл.). Чрезмерность симпатических влияний отражали также высокие значения ВИК (табл.) и появление у учащихся с таким типом ИПА сниженной реакции на ортопробу (К30:15 у юношей - 1,20 (1,18; 1,23), у девушек - 1,18 (1,16; 1,22)).

В группе обследуемых с профилем IV перед экзаменом, все испытуемые имели высокий уровень как ЛТ, так и РТ (табл.). Отмечаемое в данном случае повышение симпатических влияний, выразившееся в низких Мо, ДХ и высоких АМо, ИН (табл.), так же, как и в других обследованных группах, свидетельствовало о наличии роста напряжения регуляторных систем. Значение ИН здесь отражало наличие состояния симпатикотонии [2, 7] (табл.). Об усилении симпатических влияний в рассматриваемый промежуток времени свидетельствовала и величина ВИК (табл.). Оценка ВР в группе показала недостаточную активность парасимпатического отдела ВНС в исследуемый период и подтверждала усиление напряжения регуляторных систем у обследуемых с профилем IV (К30:15 - 1,23 (1,18; 1,23)).

Студентки, у которых отмечалось доминирование правого полушария в организации моторных, сенсорных и психических функций (профиль V), имели «сверхвысокие» показатели уровня тревожности по шкале Спилбергера [8, 12], величина которых соотносилась с таковой, описанной выше

Значения анализируемых показателей тревожности и вегетативной регуляции у девушек после сдачи экзамена, как и в предэкзаменационный период, указывали на наличие у них большего эмоционального напряжения и более выраженного напряжения регуляторных систем

у студенток с профилем I (табл.). Сверхвысокому уровню тревожности у данных студенток сопутствовало состояние гиперсимпатикотонии и выраженное перенапряжения регуляторных систем, отразившееся в регистрируемых параметрах кардиоин-тервалограммы - низкие значения Мо, ДХ и высокие величины АМо, ИН, ВИК (табл.).

Проведение ортопробы выявило наличие сниженной реактивности, свидетельствующей об ухудшении функционального состояния организма обследуемых (К30:15 - 1,10 (1,10; 1,14)).

Экзаменационная ситуация, являющаяся фактором, вызывающим психоэмоциональные и вегетативные реакции у студентов, проявляется не только в предшествующем экзамену периоде, но и как следствие сдачи экзамена, после его окончания. В постэкзаменационный период у юношей и девушек с профилем I величины ЛТ и РТ, снижаясь относительно предэкзаменационного уровня, продолжали оставаться высокими (табл.). Анализ параметров регуляции сердечного ритма продемонстрировал сохранение после сдачи экзамена чрезмерных симпатических влияний, преобладания

Испытуемые со смешанным профилем характеризовались более низкой степенью возрастания уровня тревожности и усиления симпатических влияний в регуляции сердечной деятельности в предэкзаменационный период по сравнению со студентами с однополушарным доминированием

центральной регуляции над автономной, что проявлялось поддержанием на уровне, отмечаемом перед сдачей экзамена, величин Мо, ДХ, АМо, ИН, ВИК (табл.). Величина отношения К30:15 свидетельствовала о сохранении сниженной реакции обследуемых на ортостатическую пробу и также отражала избыточное симпатическое обеспечение (К30:15 у юношей -1,20 (1,20; 1,24), у девушек -

0,96 (0,95; 1,01)). Необходимо отметить, что значения анализируемых показателей тревожности и вегетативной регуляции у девушек после сдачи экзамена, как и в предэкзаменационный период, указывали на наличие у них большего эмоционального напряжения и более выраженного напряжения регуляторных систем (табл.).

По окончании экзамена у юношей и девушек, имевших II тип ИПА, регистрируемые психовегетативные параметры снижались относительно предэкзаменационного (табл.). Студенты имели средний уровень ЛТ и низкий РТ (табл.). Вегетативные показатели свидетельствовали о снижении напряжения регуляторных систем, усилении

парасимпатических влияний, проявившемся в увеличении Мо, ДХ и уменьшении ИН (табл.). Величина последнего, снижаясь, оставалась на уровне, характеризующем оптимальное состояние систем регуляции [2, 7]. По сравнению с предэкзаменационным периодом уменьшались и значения ВИК (табл.), а величина отношения К30:15 у обследуемых юношей и девушек указывала на сохранение нормального типа ВР при выполнении ортопробы (К30:15 у юношей -1,28 (1,26; 1,32), у девушек -

1,26 (1,26; 1,31)) [6].

Студенты с профилем III ФМА после экзамена имели средний уровень ЛТ и РТ (табл.). Снижение относительно предэкзаменационного уровня степени психоэмоционального напряжения сопровождалось и падением выраженности напряжения регуляторных систем. Последнее проявлялось уже отмечаемым у учащихся с профилем II усилением парасимпатических влияний на сердечную деятельность, проявившемся увеличением относительно ситуации до экзамена ДХ и снижением АМо и ИН (табл.). В то же время величина ИН оставалась в диапазоне величин, свидетельствующих о сохранении состояния умеренной симпа-тикотонии у данных обследуемых [2, 7] (табл.). Несмотря на снижение относительно уровня до экзамена, высокие значения ВИК (табл.) также указывали на значительный вклад симпатических влияний в регуляцию деятельности сердца [4]. Последнее подтверждала и величина коэффициента К30:15 при проведении ортопробы (К30:15 у юношей - 1,22 (1,20; 1,24), у девушек - 1,20 (1,18; 1,22)).

Значения медиан, верхних и нижних квартилей для показателей уровня тревожности и вегетативной регуляции у студентов первого курса с разными индивидуальными профилями асимметрии до и после экзамена

Обследуемые ЛТ, балл РТ, балл Показатели вегетативной реіуляции

Мо, с АМо, % ДХ, с ПН, у.е. ВИК, %

Профиль I

Ю (11=23) 58 (56; 65) 51 (50; 6о)л 52 (48; 58) 41 (30; 42)Л 0,61 (0,53; 0,66) 0,62 (0,56; 0,69) 58 (44; 68) 56 (48; 62) 0,18 (0,16; 0,20) 0,19 (0,16; 0,20) 272 (240; 301) 225 (210; 270) 28 (35; 35) 27(18; 30)

Д (п=10б) 70 (6о; 72)* 59 (56; 6з)*л 70 (56; 70)* 58 (52; 6о)*л о,6о (0,55; 0,69) 0,63 (о,6о; 0,70) 66 (58;70)* 63 (55;б5)* 0,18 (0,15; 0,21) 0,19 (0,16; 0,20) 300 (270; 325) 278 (250; 312)* 32 (28;з8) 31 (25; 32)

Профиль II

Ю (11=19) 46 (46; 52) 41 (34; 42)л 37 (37; 43) 29 (25, 3°)л 0,69 (0,62; 0,72) 0,73 (0,69; о,7б)л 41(38; 45) 40 (32; 44) 0,29 (0,25; 0,32) 0,37 (0,30; о,з8)л 102 (95; 120) 79 (70; юо)л 20 (18; 24) 16 (и; 17)л

Д (п=23) 48 (47; 54) 41 (38; 44)л 46 (42; 50)* Зі (30; 4°)л 0,65 (0,56; 0,70) 0,75(0,66; 0,79)л 40 (32; 49) 39 (Зі; 45) 0,25 (0,20; о, 31) 0,33 (0,29; о,з6)л 125 (по; 139)* 81(65; 105)л 23 (19; 30) 14 (ю; 18)А

Профиль III

Ю (п=13) 51 (48; 55) 42 (35; 42)л 48 (46; 52) 31 (28; 35)А 0,69 (0,64; 0,73) 0,71 (0,66; 0,74) 52 (40; 58) 45 (40; 51)л 0,21 (0,18; 0,26) 0,25 (о,22; 0,28)л 198 (175; 220) 135 (125; 15°)л 24 (22; 29) 18 (16; 24)а

Д (п=1б) 55,5(52;6о) 43 (38; 44)л 51 (50; 55) 40,5(3б;42)*л 0,68 (0,65; 0,70) 0,69 (0,65; 0,71) 59 (45; 6о)* 49 (40; 52)л 0,20 (0,17; 0,23) 0,24 (0,20; 0,25)л 240 (228; 265)* 159 (150; 178)лл 26 (24; 30) 19 (18; 23)А

Профиль IV

Д (п=10) 50 (48; 54) 40,5 (38; 45)л 48,5 (48; 54) 47 (46; 52) 0,68 (0,64; 0,70) 0,66 (0,65; 0,68) 51 (48; 56) 52 (50; 54) 0,22 (0,18; 0,24) 0,22 (0,20; 0,24) 183 (160; 210) 180 (172; 218) 21(18; 29) 22 (20; 28)

Профиль V

Д (п=9) 70 (6о; 71) 62 (58; 67)Л 72 (64; 72) 58 (50; 6о)л 0,61(0,55; о,66) 0,66 (0,59; о,68)л 65 (58; 74) 74 (64; 76)л 0,16 (0,13; 0,17) 0,21(0,18; 0,21) А 363 (350; 400) 305 (285; 315)л 34 (30; 40) 26 (23; 32)л

Примечание. «Ю» — юноши; «Д» - девушки. (*;' ) — различия между показателями статистически значимы прир<0,05; (**;' ' ) - при р<0,01. (*) -различия между показателями юношей и девушек в исследуемый период; (' ) — различия с показателем перед экзаменом.

Расположение значений в столбце — перед экзаменом / после экзамена.

ЛИТЕРАТУРА

1. АА. Артеменков // Гигиена и санитария. 2007. № 1. С. 6264.

2. Р.М. Баевский, Р.М. Кириллов, С.З. Клецкин. Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе. М.: Наука, 1984.

3. Н.Н. Брагина, Т.А. Доброхотова Функциональные асимметрии человека. М.: Медицина, 1988.

4. Вегетативные расстройства: клиника, лечение, диагностика / Под ред. А.М. Вей-на. М.: МИА, 2000.

5. Н.Г. Гаранян, А.Б. Холмогорова, Я.Г. Евдокимова и др. // Социальная и клиническая психиатрия. 2007. Т. 17. № 2. С. 38-42.

6. В.М. Михайлов. Вариабельность ритма сердца: опыт практического применения. Иваново: Иванов. гос. мед. акад., 2002.

7. А.Д. Ноздрачев, Ю.В. Щербатых // Физиология человека. 2001. Т. 27. № 6. С. 95-101.

8. Д.Я. Райгородский. Практическая психодиагностика: Методика и тесты. Самара: Бахрах-М, 2002.

9. Руководство по функциональной межполушарной асимметрии / Под ред. В.Ф. Фокина. М.: Научный мир, 2009.

10. А.П. Спицин // Гигиена и санитария. 2007. № 2. С. 54-56.

11. Е.Д. Хомская. Нейропсихология. СПб.: Питер, 2005.

12. Ю.В. Щербатьсх. Экзаменационный стресс: диагностика, течение и коррекция. Воронеж: Студия «ИАН», 2000.

Как видно из таблицы, студенты с типом IV ИПА по окончании экзамена имели средний уровень ЛТ и высокий РТ. На фоне сохранения проявлений психоэмоционального напряжения отмечалось и поддержание на до-экзаменационном уровне преобладающего вклада симпатических влияний в регуляцию деятельности сердца (табл.). Вегетативная реактивность у обследуемых оставалась на уровне, свидетельствующем о сохранении недостаточной активности парасимпатического отдела ВНС в по-стэкзаменационный период (Кзо:15 - 1,19 (1,18; 1,20)).

«Сверхвысокие» показатели уровня тревожности у девушек с профилем V, обнаруженные нами перед экзаменом, по его окончании, снижаясь, продолжали оставаться на высоком уровне, свидетельствуя о сохранении выраженного психоэмоционального напряжения у обследуемых (табл.). Анализ полученных в этот период параметров регуляции сердечного ритма позволил выявить одновременное увеличение тонуса симпатического и парасимпатического отделов ВНС (табл.). Девушки с правополушарным доминированием после сдачи экзамена имели повышение Мо, АМо, ДХ и снижение ИН (табл.). Причем величина последнего оставалась на уровне значений, свидетельствующих о сохранении перенапряжения регуляторных систем [2, 7]. Наличие вегетативного дисбаланса и перенапряжения систем регуляции подтверждали и высокие величины ВИК (табл.). Вегетативная реактивность, оцениваемая по величине отношения К30:15, была сниженной и также свидетельствовала о неблагоприятном функциональном состоянии организма обследуемых

(Кзо:15 - 1,04 (1,00; 1,04)).

ВЫВОДЫ

1. У студентов первого курса, жителей Среднего Приобья, выявлено пять различных профилей ФМА по доминированию моторных, сенсорных и психических зон, представители которых отличались уровнем тревожности и характером вегетативной регуляции сердечного ритма в условиях экзаменационного стресса.

2. Существенный рост предэкзаменационной тревоги и выраженное напряжение или даже перенапряжение регуляторных систем, которые сохранялись и по окончании экзамена, отмечались у обследуемых с «крайними» типами ИПА - с односторонним лево-или правополушарным доминированием. Негативные сдвиги изучаемых параметров были более выражены у девушек.

3. Испытуемые со смешан-

ным профилем характеризовались более низкой степенью возрастания уровня тревожности и усиления симпатических влияний в регуляции сердечной деятельности в предэкзаменационный период по сравнению со студентами с однополушарным доминированием. После экзамена для них были характерны различные типы изменений психовегетативных параметров в зависимости от характера индивидуальных межполушарных взаимоотношений. У представителей с профилями II и III регистрировались снижение уровня тревожности и усиление парасимпатических влияний на регуляцию деятельности сердца. У обследуемых с профилем IV после экзамена оставался высоким уровень психоэмоционального напряжения и напряжения регуляторных систем, однако менее выражено по сравнению с обнаруженным у лиц с однополушарным доминированием. |

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.