Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА ПРОВОДНИКОВ ПАССАЖИРСКИХ ВАГОНОВ'

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА ПРОВОДНИКОВ ПАССАЖИРСКИХ ВАГОНОВ Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
17
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — В.Б. Панкова, К.М. Копировский, Н.В. Делекторский, В.С. Кутовой, Е.А. Демуров

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА ПРОВОДНИКОВ ПАССАЖИРСКИХ ВАГОНОВ»

бало в течение 1-х суток), а-ПГ — в течение 3 сут (75% — в течение 1-х суток). При введении ЦТН 56,5% животные погибли в течение 1-х суток, остальные крысы — в течение недели.

Таким образом, основные параметры острой токсичности, полученные в эксперименте на крысах, соответствуют таковым на мышах, что свидетельствует об отсутствии видовой чувствительности.

Обращает на себя внимание, что а-ПГ и ГВ оказались более токсичными при в/б введении, а для ФГ и особенно для ЦТН ЬЭ5о была значительно ниже при в/ж введении, что может быть связано с разным механизмом действия этих веществ, близких по составу, но различных по своим физическим свойствам.

В соответствии с классификацией токсичности вредных веществ по величине ЬО50 при введении животным в желудок ФГ, а-ПГ и ГВЦ можно отнести к 4-му классу (малотоксичные вещества), ЦТН — к 3-му классу (умеренно токсичные вещества) [3, 6].

Литература

1. Козловский В. А., Тургаева К. С., Надырова Г. И. и др. // Гигиена труда, профпатология и токсикология при добыче фосфоритов, производстве и использовании фосфорных удобрений. — Алма-Ата, 1986. — С. 21—30.

2. Комплексная переработка сульфидных, фосфатных руд и угля. Некоторые проблемы интенсификации флотационных процессом и использовании отходов / Под ред. Б. Н. Ласкорина. — Иркутск, 1981.

3. Критерии для постановки исследований по обоснованию ПДК и ОБУВ вредных веществ в воздухе рабочей зоны: Метод, указания. № 4225-86. — М., 1986.

4. Румянцев Г. И., Ходыкина Т. М., Архангельский В. И., Нес-теренко J1. Н. Ц Гиг. труда. — 1991. — № 6. — С. 19—22.

5. Рекомендации по статистической обработке результатов экспериментально-токсикологических исследований. — М„ 1965.

6. Руководство по гигиене труда / Под ред. Н. Ф. Измсро-ва. - Т.1. - М., 1987.

7. Самсонов Я. П. // Труды ВНИИСИ. - 198Э. - Вып. 13. - С. 17-25.

8. Ходыкипа Т. М. // Гиг. и сан. - 1994. - № 8. - С. 22-24.

Поступила 22.09.95

Summary. The acute toxicity of phosphor gyps and its derivatives was studied. The agents were found to be low and moderate

toxic.

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ. 1996 УДК 616-057:656.211-02:613.61-07

В. Б. Панкова, К. М. Копировский, Н. В. Делекторский, В. С. Кутовой, Е. А. Демуров ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА ПРОВОДНИКОВ

ПАССАЖИРСКИХ ВАГОНОВ

ВНИИ железнодорожной гигиены МПС РФ; Российский университет дружбы народов; Арендное предприятие "Центральная поликлиника № 2 МПС РФ", Москва

Ранее проведенными исследованиями установлены недостаточно удовлетворительные в гигиеническом отношении факторы производственной среды и трудового процесса, сопутствующие труду проводников [2, 3, 5, 12]. Наиболее значимыми из них в гигиеническом отношении являются шум, вибрация, неблагоприятный микроклимат, нарушение режима сна и бодрствования.

Так, по данным И. Е. Заславского [6], шум и вибрация в вагонах оказывают неблагоприятное воздействие на организм проводников, в частности на орган слуха, вызывая не только повышение порогов слуха, но и клиническую картину снижения слуха у всех обследованных, характеризующуюся однотипной аудиометрической кривой. При этом степень изменения слуховой чувствительности обусловлена, по мнению автора, в основном длительностью стажа в данной профессии. Это мнение высказали А. М. Волков и А. И. Перекрест на основании своих исследований [3, 11].

Поскольку среди проводников пассажирских вагонов — наиболее массовой профессии пассажирского хозяйства — до 80% составляют женщины, в основном детородного возраста, неблагоприятные факторы и условия труда не могут не отразиться на состоянии их акушерско-гинеколо-гической сферы.

Так, по данным О. И. Барсуковой [1], заболевания женской половой сферы женщин-проводниц представлены высоким удельным весом воспалительных процессов полости матки, труб и яичников, опущением половых органов, эрози-

ями шейки матки, расстройствами менофункции, в меньшей мере — доброкачественными и злокачественными опухолями. Аналогичные результаты получены В. С. Карабановым [7], отметившим, помимо перечисленных выше патологических изменений гинекологической сферы женщин-проводниц, неправильное положение гениталий (в том числе опущения) и самопроизвольные выкидыши. Причем число женщин, имеющих выраженные отклонения от нормы, среди проводниц гораздо больше по сравнению с женщинами контрольной группы. Следует отметить также, что среди всех профессиональных групп железнодорожниц проводники пассажирских вагонов практически по всем видам акушер-ско-гинекологической патологии занимают 2-е место после женщин — монтеров пути. При этом на 1-м месте отмечены воспалительные процессы, на 2-м — неправильные положения гениталий (опущения, девиации и другие изменения), на 3-м — нарушения менофункции (в том числе преходящие "реактивные", "транзиторные"), на 4-м — различные опухоли и опухолевидные процессы.

Характер и степень изменения физиологических функций организма проводников, по данным ряда авторов, зависят от продолжительности рейсов, т. е. от длительности поездной работы и качества отдыха в пути [8, 12, 13]. При этом такие гигиенические факторы, как вибрация и шум, приобретают основное значение. Их комбинированное действие усиливает неблагоприятные последствия для организма проводников. Эти факторы наряду с меняющимися метеорологическими

параметрами обусловливают более частое возникновение у проводников общесоматических заболеваний, болезней желудочно-кишечного тракта, органов выделения, сердечно-сосудистой, нервной систем и опорно-двигательного аппарата, а также так называемых "простудных заболеваний" (бронхитов, острых и хронических пневмоний, воспалительных заболеваний верхних дыхательных путей). По всей вероятности, эти заболевания чаще всего связаны со снижением общей резистентности организма, что в сочетании с неблагоприятными круглосуточными шумовибраци-онными воздействиями и нервно-эмоциональной нагрузкой приводит к активизации инфекционного начала.

Комбинированное воздействие неблагоприятных условий труда и специфического режима трудовой смены, характерное для труда проводников, отражается и на деятельности высших отделов головного мозга, его интегративных систем, что проявляется по данным электроэнцефалографии [4] в виде признаков значительного утомления в коре больших полушарий головного мозга.

Весьма интересны данные о скорости биологического старения организма проводников, свидетельствующие о том, что увеличение этой скорости происходит в возрасте от 18 до 27 и от 38 до 42 лет. Разница между истинным и должным календарным возрастом в первые 10 лет работы проводником достигает 2—3 лет, а при стаже работы 16—20 лет — 9 лет и стабильно сохраняется до 3 лет при стаже от 20 до 36 лет.

Однако анализ и обобщение материалов исследований, посвященных изучению состояния здоровья, специфическим особенностям труда проводников, а также физиолого-гигиеническим факторам их труда, свидетельствуют о недооценке целого ряда данных исследователями, занимавшимися изучением груда проводников и возникновением у них патологических процессов.

Очевидно, что для адекватного выявления причинно-следственных связей функционально-физиологических особенностей состояния организма и профессиональной деятельности проводников железнодорожных пассажирских вагонов необходимо использовать методические приемы, выбранные с учетом характера их труда, степени загрузки в зависимости от длительности рейса, категории физической тяжести и напряженности труда и необходимости кратковременности экспериментов и тестирования.

Изучение структуры рабочей загрузки проводников показало, что на протяжении рейса они достаточно часто находятся в неудобных, подчас вынужденных позах, переносят тяжести, недостаточно и неполноценно отдыхают, испытывают температурные перепады и в определенной мере подвержены психоэмоциональным нагрузкам. С учетом изложенных особенностей труда проводников, степени вовлечения в трудовой процесс определенных функций организма и были выбраны соответствующие методы исследования функционального состояния.

Для получения представления о фоновых значениях психофизиологических функций, особенно общего функционального состояния, был использован метод, характеризующий общую работоспособность организма проводников — учет количес-

Таблица

Фоновые значения психофизиологических функциональных показателей деятельности проводников (М ± т; п = 36)

Показатель

Фоновые значения функционального состояния

Мышечная сила, усл. сд 8,8 ± 0,08

Выносливость, с 90 ± 0,9

Коэффициент выносливости, абс. ед. 0,66 ± 0,02 Вариометрия:

время выполнения задания, с 37 ± 0,8 количество допущенных ошибок,

абс. ед. 22 + 0,3 Уровень общей работоспособности организма, абс. прирост тестовых

знаков 10 ± 0,4

КЧССМ, Гц 32 ± 0,8 ТВДС, ± М с:

на сигнал 5,5 с 0,4 ± 0,08

на сигнал 16,5 с 0,6 ± 0,09

Частота пульса в минуту 76,5 ± 1,6 АД, мм рт. ст.:

систолическое 125 ± 4,5

диастолическое 75 ± 1,8

пульсовое 50 ± 1,2

Объем нижней трети голени, см 23,5 ± 0,4

Примечание, п — число наблюдений.

тва проставляемых с произвольной скоростью тестовых знаков после принудительного темпа.

Функциональное состояние нервно-мышечной системы и координацию двигательных актов оценивали с помощью методов, учитывающих мышечную силу, выносливость к поддержанию статического усилия, а также с помощью вари-ометрии. Состояние функций сердечно-сосудистой системы изучали общепринятыми методами (подсчет частоты пульса, измерение артериального давления — АД — и длины окружности нижней трети голени). В качестве показателей, характеризующих состояние центральной нервной системы, были применены методы учета лабильности нервных центров, коркового конца зрительного анализатора по состоянию критической частоты световых мельканий (КЧССМ) и точности воспроизведения длительности предъявляемых звуковых сигналов (ТВДС).

Этими методами было обследовано 32 практически здоровых проводника пассажирских вагонов на Московском узле в возрасте от 25 до 45 лет со стажем работы в данной профессии от 4 до 12 лет.

Для исключения возможности влияния на фоновые значения состояния их функций высоких сезонных нагрузок и крайних показателей температур исследования проводили преимущественно в летне-осеннее время года при среднегодовом уровне пассажирских перевозок. Каждая проводница была обследована по 3 раза с последующим усреднением исходных данных.

Результаты полученных данных представлены в табл. 1. Из представленных данных видно, что фоновые значения психофизиологических функций у проводников пассажирских вагонов определяются показателями, характерными и для других профессий, сочетающих в себе элементы физического и нервно-эмоционального напряжения, в которых заняты преимущественно женщины. На наш взгляд, дальнейшее изучение это-

3-5Э&

13

го вопроса позволит установить степень напряжения или отклонения этих показателей от фоновых в динамике трудовой деятельности проводника и продолжительности рейса, что может служить обоснованием для изменения оценки степени тяжести и напряженности труда проводников.

Помимо оценки состояния психофизиологических функций деятельности проводников, представляет научно-практический интерес оценка реакций адаптации и компенсации их организма в зависимости от специфики труда.

Отмечено [9, 10. 14], что неблагоприятные производственные факторы, такие как вибрация, запыленность, нервно-эмоциональная нагрузка, вызывают нарушение нормальной адаптации и вследствие "сбоя" гомеостаза активируют регуляторные механизмы, ответственные за специфическую адаптацию и неспецифический стресс-синдром. Стресс-синдром, составляющий неотъемлемый компонент срочного этапа адаптации ко всем без исключения факторам, затягивается и превращается из инструмента адаптации в инструмент повреждения, что сопровождается ухудшением клинического состояния и возникновением многочисленных заболеваний. Возбуждение адренергической и гипофизарно-адреналовой систем, составляющее содержание стресса, определяет интенсивность действия высоких концентраций катехоламинов и глюкокортикоидов, вызывающих различные повреждения тканей и способствующих развитию таких заболеваний, как язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, гипертоническая болезнь, атеросклероз, ишемическая болезнь сердца, злокачественные новообразования, иммунодефицитные состояния и многие другие.

Все сказанное определило задачу исследования влияния факторов и условий труда железнодорожного транспорта на адаптивные и компенсаторные реакции работающих в одной из самых многочисленных профессий железнодорожного транспорта — проводников. С этой целью обследована группа из 24 проводников, совершающих в течение рабочей смены длительные перемещения по часовым поясам с востока на запад и обратно (рейс Москва — Владивосток — Москва) протяженностью 14 дней, за которые они дважды сменяют 6 часовых поясов.

Обследование включало изучение анамнеза жизни, определение некоторых параметров деятельности сердечно-сосудистой (частота пульса,

Таблица 2

Показатели перекисного окисления липидов обследованных до и после поездки в экваториальном направлении (М ± т)

Показатели перекисного окисления липидон

Срок наблюдения количество гидроперекисей, отн. сд. эндогенные антиокси-данты,с способность липидои к окислению, отн. сд.

Контроль 118 ± 7,5 114 ± 8,0 1175 ± 31,5

До поездки Р После поездки Р 128 ± 8,2 > 0,05 154 ± 7,9 < 0,05 99 ± 9 > 0,05 70 ± 6,0 < 0,05 1188 ± 34,2 > 0,05 1396 ± 39,0 < 0,05

АД, ЭКГ) и дыхательной (объем легких в покое и после субмаксимальной нагрузки) систем. Изучали показатели периферической крови, перекисного окисления липидов методом хемилюминес-ценции. Все исследования проводили до начала рейса и через 12 ч после его окончания для исключения острого психофизиологического утомления, связанного с 14-часовой рабочей сменой.

В возрасте 21—33 года было 76% обследованных, у большинства (69%) стаж работы в профессии составлял 1—5 лет. Все обследованные до начала рейса жаловались на быструю утомляемость, чувство усталости, снижение физической работоспособности. После рейса указанные жалобы усилились, кроме того, появились жалобы на нарушение сна, связанные с изменением режима сна и бодрствования (работа в ночную смену), а также с изменением часовых поясов и ломкой суточных биоритмов. К концу рейса в направлении к востоку появились затруднения в процессе засыпания или быстрое засыпание и быстрое пробуждение после кратковременного (1—2 ч) сна. Сон не приносил ожидаемого отдыха и восстановления психической и физической работоспособности. Каких-либо изменений в показателях периферической крови не обнаружено. У 4% пациентов после рейса наблюдалась тенденция к учащению пульса.

Исходные показатели легочной вентиляции были несколько снижены у железнодорожников со стажем работы в профессии более 10 лет. У лиц с нормальными показателями функции внешнего дыхания исходные величины не изменялись и после рейса. Изменение показателей после рейса отражало тенденцию к снижению, корреляционный анализ между величинами АД и легочной вентиляцией при выполнении субмаксимальной физической нагрузки показал положительную связь у всех пациентов, которая, однако, ослабевала у обследуемых с пониженным уровнем легочной вентиляции, что свидетельствует об определенной дискордантности деятельности сердеч-но-сосудистой и дыхательной систем.

Исследование перекисного окисления липидов плазмы крови свидетельствует о некоторых исходных сдвигах по сравнению с контрольной группой (табл. 2): количество гидроперекисей и способность липидов плазмы крови к окислению несколько повышается, содержание эндогенных антиоксидантов снижается. Можно предположить, что имеют место снижение мощности системы антиокислительной защиты организма и как следствие активизация процессов перекисного окисления липидов. Данные изменения значительно манифестируют после рейса. На этом фоне даже слабое неблагоприятное воздействие на организм (не говоря уже о стрессовом, которому подвергаются проводники) может приводить к нарушению функционирования многих органов и систем и снижению адаптивных возможностей организма.

С полученными данными перекликаются результаты изучения иммунной реактивности организма по фагоцитарной активности нейрофилов (табл. 3). Отмечена выраженная отрицательная динамика после рейса: снижение фагоцитарного индекса более чем на 30%, уменьшение фагоци-

Таблица 3

Показатели фагоцитарной активности нейтрофилов в крови обследованных до и после поездки в экваториальном направлении (М ± т)

Показатели фагоцитарной актииности нейтрофилов

Срок

наблюдения фагоцитарный фагоцитарное коэффициент

индекс число завершенности

Контроль 62 ± 8,6 11 ± 3,4 0,98 ± 0,2

До поездки 60,3 ± 8,9 8,4 ± 2,5 0,79 ± 0,3

Р > 0,05 > 0,05 > 0,05

После поездки 41,2 ± 4,2 7,0 ± 2,1 0,45 ± 0,1

Р < 0,05 < 0,05 < 0,05

тарного числа почти в 1,5 раза и коэффициента завершенности фагоцитоза более чем в 2 раза.

Комплекс полученных данных динамического обследования проводников до и после рейса показал, что длительные поездки железнодорожников в экваториальном направлении сопряжены со значительным патогенным воздействием на организм, существенно снижающим его адаптивные возможности, антимикробную защиту, антиокси-дантный статус, что в итоге может приводить к возникновению различных инфекционных и неинфекционных заболеваний.

Таким образом, резюмируя итоги проделанной работы по изучению функционально-физиологических особенностей состояния организма и профессиональной деятельности проводников пассажирских вагонов, следует отметить высокую степень напряжения фоновых показателей психофизиологических функций, используемых в профессиональной деятельности проводников, а также нарушение адаптационно-компенсаторных реакций, что существенно увеличивает возможность нарушения показателей здоровья работа-

ющих данной профессиональной группы и требует нового взгляда на оценку степени тяжести и напряженности их труда.

Литература

1. Барсукова О. И. Гинекологические заболевания у женщин-проводников железнодорожного транспорта. — Ростов-н/Д., 1957.

2. Бурыкина Л. Н. // Профилактическая токсикология. — М., 1984. - Т. 1. - С. 290-302.

3. Волков А. М. Гигиеническое нормирование шума и вибрации подвижного состава железнодорожного транспорта. — М., 1970.

4. Ганзен Т. А. // Гигиена, физиология и эпидемиология на железнодорожном транспорте. — М., 1976. — № 56. — С. 49-51.

5. Гигиена, физиология и эпидемиология на железнодорожном транспорте. — М., 1977.

6. Заславский И. Е. Клинико-аудиологическая характеристика профессиональной тугоухости и меры ее профилактики у рабочих железнодорожного транспорта, связанных с движением поездов: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. — М., 1972.

7. Карабинов В. С. // Гигиена, физиология и эпидемиология на железнодорожном транспорте. — М, 1972. — № 39. — С. 25-28.

8. Коршунов Ю. И., Суворов С. В., Штеренгарц Р. Я. и др. // Проблемы комплексного нормирования физических, химических и биологических факторов на железнодорожном транспорте. — М., 1990. — С. 31—43.

9. Меерсон Ф. 3., Пшепникова М. Г. Адаптация к стрес-сорным ситуациям и физическим нагрузкам. — М., 1988.

10. Новиков А. П. // Гиг. труда. - 1990. - № 7. - С. 51-53.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Перекрест А. И. // Гигиена, физиология и эпидемиология на железнодорожном транспорте. — М., 1974. — № 47. - С. 38-40.

12. Прохоров А. А., Суворов С. В. // Там же. — 1979. — № 70. - С. 3-8.

13. Школьников В. И. Комплексная физиолого-гигиеничес-кая характеристика условий труда разъездных почтовых работников при многосуточной поездной работе: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. — М., 1978.

14. Westheim A., Thaulow Е. // Clin. Physiol. - 1992. -Vol. 12. - P. 95.

Поступила 26.05.95

© И. И. ТИХОМИРОВ. В. А. КАТАЕВА. 1996 УДК 613.648-07

И. И. Тихомиров, В. А. Катаева О НОВОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ СТАНДАРТЕ ПО ЛАЗЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ЛАЗЕРНЫХ ИЗДЕЛИЙ ГОСТ Р 50723-94

Московский медицинский стоматологический институт

Интенсивное использование лазерных технологий в науке и практике обусловливает постоянное расширение контингента трудящихся, а также пациентов, контактирующих с источниками лазерных излучений. В результате успешной работы отечественных исследователей и конструкторов создаются и находят широкое внедрение новые, весьма эффективные лазерные изделия.

Однако дальнейшее развитие лазерной медицины и техники и особенно реализация отечественных лазерных изделий на мировом рынке весьма затрудняются из-за отсутствия качественных нормативно-регламентирующих документов по лазерной гигиене, безопасности и сертификации. Доставшиеся России от СССР стандарты в области лазерной техники и медицины не были в достаточной степени согласованы с международными требованиями. Например, действующие в

настоящее время стандарты (ГОСТы 12.1.040—83, 12.1.031—81, 12.4.026—76) верно перечисляют неблагоприятные факторы, возникающие при использовании лазеров, определяют основные позиции лазерной дозиметрии, содержат знак лазерной безопасности, но по другим разделам они нуждаются в коренной переработке. Следование требованиям санитарных норм и правил № 2392—81 Минздрава СССР в отношении установленных ими предельно допустимых уровней (ПДУ) лазерного излучения просто опасны для здоровья и жизни персонала. Усовершенствованные СанПиН № 5804—91, хотя и имеют ряд дефектов, утверждены Минздравом СССР, однако официально не изданы, а следовательно, не являются юридически значимыми документами. Отраслевой стандарт "Охрана труда и здоровья работающих с лазерным излучением" (ОСТ 25 1296—88) имеет ограниченную область

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.