Научная статья на тему 'Особенности функционально-планировочной структуры и декора крестьянской избы сысольского типа'

Особенности функционально-планировочной структуры и декора крестьянской избы сысольского типа Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
237
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финно-угорский мир
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТРАДИЦИОННОЕ ИСКУССТВО / TRADITIONAL ART / КРЕСТЬЯНСКИЙ ДОМ / ФУНКЦИОНАЛЬНО-ПЛАНИРОВОЧНАЯ СТРУКТУРА / FUNCTIONAL PLANNING STRUCTURE / ДЕКОР / FARMHOUSE / DECORATION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Некрасов Руслан Валерьевич

В процессе структурно-функционального анализа крестьянского дома сысольского типа как системы автором были выведены следующие основные морфологические структуры: функционально-планировочная структура содержания; объемно-пространственная структура формы как способа существования и выражения содержания в конкретных историко-географических условиях; декоративная структура художественно-эстетических предпочтений этноса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Functional and Planning Structure and Decor Features of Sysolsky Type Peasant House

In the process of structural and functional analysis of Sysolsky type peasant house as the systems, it defined the following morphological structures: functional and planning structure of the content; three-dimensional structure of the form as a way of existence and presenting the content in specific historical and geographical conditions; decorative structure of artistic and aesthetic preferences of the ethnic group.

Текст научной работы на тему «Особенности функционально-планировочной структуры и декора крестьянской избы сысольского типа»

ОСОБЕННОСТИ

ФУНКЦИОНАЛЬНО-ПЛАНИРОВОЧНОЙ СТРУКТУРЫ И ДЕКОРА КРЕСТЬЯНСКОЙ ИЗБЫ СЫСОЛЬСКОГО ТИПА

Р. В. НЕКРАСОВ,

старший преподаватель кафедры дизайна

ФГБОУВПО «Сыктывкарский государственный университет»

(г. Сыктывкар, РФ)

В творчестве народа коми, жизнь которого испокон веков была связана с лесом, дерево играло важнейшую роль. Народом был накоплен огромный опыт, выработаны наиболее рациональные технологии и приемы обработки дерева. Универсальный материал можно было гнуть, рубить, пилить, строгать, выдалбливать, вырезать, обжигать, обтесывать. Коми мастера, зная эти свойства разных древесных пород, умело использовали их при создании традиционной утвари, мебели, хозяйственных вещей и орудий труда, хозяйственных сооружений и жилых домов. Из ели и сосны они строили дома и хозяйственные постройки, из березы гнули полозья для саней, делали лыжи и различные повозки, из осины выдалбливали лодки, разнообразные сосуды. Крестьянин-строитель, крестьянин-резчик, создавая утилитарную вещь, в то же время воплощал в ней свои индивидуальные творческие возможности. Независимо от того, двигали ли им требования обычая, традиции, определенные религиозные представления или любовь к красоте, - из-под его рук часто выходило произведение искусства. При этом все делалось простейшими орудиями труда: топором, ножом, долотом и раскаленным прутом. О глубокой традиции художественной обработки дерева говорят многочисленные памятники народной

архитектуры, резная бытовая утварь, посуда - замечательные образцы искусства безвестных мастеров, поражающие самобытностью и эстетическим совершенством форм [3, 17].

Наследием народной архитектуры является деревянное зодчество, составляющее значительную часть традиционного коми искусства и культуры, которое во многом определяет ее национальное своеобразие. Однако деревянные постройки недолговечны и наши представления об этом интереснейшем направлении искусства год от года ограничиваются -в силу уменьшения количества памятников, что ставит на повестку дня проблему сохранения и популяризации традиционного искусства. Народное жилище всегда не только было основным компонентом материальной культуры, но и полноправно входило в область культуры духовной. Через жилище, его устройство, организацию, символику человек и преобразовывал, и познавал мир, отображая его реалии и закономерности в функционально-композиционном взаимодействии архитектурных форм и декоративных деталей. Народное жилище, будучи одним из возможных и действенных каналов трансляции национальных художественных традиций, представляет несомненный интерес для искусствоведческой теории и практики.

© Некрасов Р. В., 2014

Финно-угорский мир. 2014. № 1

Среди большого разнообразия жилых крестьянских построек Коми края середины XIX - начала XX в., сохранившихся в населенных пунктах республики, лишь два типа изб локализуются на территории с преобладающим коми населением. Первый из них, выделенный этнографом Л. Н. Жеребцовым [1] и названный исследователем коми народного жилища И. Н. Шургиным сысольским типом изб [5], был распростанен в селах и деревнях по Сысоле, Верхней Вычегде и Верхней Печоре [3, 248]. Второй тип дома, названный И. Н. Шургиным вым-ским домом-комплексом, господствовал по Средней Вычегде и Выми [3, 249]. В рамках нашей темы акцентируем внимание на первом типе избы - сысоль-ском.

Фактологической базой исследования стала территория Сысольского района (дата образования - 15 июля 1929 г.) общей площадью 6,07 тыс. км2. Район находится в юго-западной части Республики Коми с административным центром в с. Визинге и насчитывает 79 населенных пунктов. Сысольский район граничит с Архангельской областью и территориями Сыктывдинского, Койгородского, Прилузского районов Республики Коми. Для проведения научной работы летом 2012 г. в данный район была совершена экспедиция, в ходе которой были изучены функционально-планировочная структура и декор более 30 традиционных изб в 23 деревнях и селах. Насе-

Рис. 1. Крестьянская изба. Перв. пол. ХХ в., с. Куратово, мест. Шучи, Сысольский р-н. Фото автора, 2012 г.

ленные пункты, где проходили исследовательские работы, располагались в разных областях Сысольского района, пространственный интервал между ними колебался от 2 до 30 км. Датировка всех рассмотренных архитектурных объектов находится в промежутке от второй половины XIX до 50-х гг. XX столетия.

Экспедиционные материалы выявили, что на территории Сысольского района строились самобытные жилища с устойчивыми традициями функционально-планировочной структуры и декора. Наблюдения показали, что здесь бытовали одноэтажные избы. Дома подобного типа в большинстве случаев расположены в селениях с рядовой планировкой. В застройке они ориентированы по неизменному принципу: фасад обращен к реке или к главной деревенской дороге, либо жилая часть обращена на запад, а хозяйственная - на восток. Встречаются два вида домов: состоящие из одной избы-пятистенки (керка) (рис. 1) либо из двух изб (рис. 2) - зимней избы-четырехстенки (товъян керка или вой керка) и летней избы-пятистенки (гожъян керка или лун керка), где летняя изба по площади плана значительно больше зимней. Входная зона в домах, состоящих из одной избы, располагается сбоку, между жилой и хозяйственной частью, а в домах, состоящих из двух изб, - как правило, со стороны фасада жилой части, между двумя избами и ориентирована на реку или главную деревенскую дорогу.

Рис. 2. Крестьянская изба. Перв. пол. ХХ в., с. Куратово, мест. Уличпом, Сысольский р-н. Фото автора, 2012 г.

Дома возведены на высоком (до 2 м) под-клете (рублен «в обло»), который использовался как хранилище (говбоч) для овощей и солений. Жилая и хозяйственная половины, представляющие собой квадратные в плане сооружения, объединены главным входом через сени (посводз). Крыльцо, одномарше-вое четырехопорное или срубное, имеет две площадки: верхнюю и нижнюю, каждая из которых или только верхняя находится под двускатной или односкатной кровлей. В сенях, за дощатой перегородкой, располагается так называемая холодная комната (чулан) (рис. 3), в которой хранятся быстро портящиеся продукты питания, одежда и бытовая утварь. В зависимости от ширины сеней в «холодной комнате» могут быть от 1 до 3 окон. Под ней, в подклете, находится место для хранения хозяйственной утвари. Кровля над жилой частью и хозяйственным двором, расположенным по одной оси за жильем, общая, двускатная (самцовый тип). Климат заставлял жителей северных деревень возводить постройку так, чтобы в холодные ненастные дни можно было почти не выходить из дома.

К задней части изб примыкает четырехстенный сруб крытого двухъярусного хозяйственного двора (стын), верхняя часть которого используется под сарай для сена и громоздкой хозяйственной утвари. Заготовленное сено заносится через дверные проемы сарая или завозится на лошади в повозке по специально сделанному взвозу. Последний находится либо в задней части стены хозяйственного двора, либо в боковой части со стороны входной зоны в сени. Нижний ярус (карта), соединенный с сараем узкой лестницей у одного из задних внутренних углов подклета, используется как скотный двор. Холодные хлев (карта) и конюшня (гидня) пристраиваются к стене, примыкающей к жилой избе. Внутри хлева устраиваются самостоятельные срубы-четырехстенки, от одного до двух, поставленных вплотную к задней широкой стене двора. Один предназначается для содержания овец, другой - для телят и коров после отела. Место выгона и загона скота располагается сбоку или, чаще, на задней стене хозяйственного двора.

Внутреннее пространство жилой части делится стеной-матицей на две комнаты (см. рис. 3): переднюю (кывт вежос) и заднюю (вежос сай), где передняя по площади либо равна, либо чуть больше задней. Гость, как правило, оставался в передней части и без приглашения хозяев не переходил за матицу, в заднюю, семейную ее часть. Над входной дверью (одзос) устраивались полати (полать), которые несли функцию зон отдыха и сна.

1. Передняя комната

2. Задняя комната

3. Сарай

4. Основная печь

5. Полати

6. Голбец

7. Передний угол

8. Лавки

9. Крыльцо

10. Сени

11. «Холодная комната»

12. Взвоз

Рис. 3. Внутренняя планировка сысольской избы. Технический эскиз по материалам экспедиции по Сысольскому району.

Разработка автора. 2012 г.

Одним из самых важных элементов крестьянского интерьера является печь. Поднятая на деревянное основание - опечку, она располагается в углу у двери устьем (пачвом) к фасадной стене. Пространство перед печью считается женской частью, кухней. Оно выделяется двумя балками, расположенными примерно на двухметровой высоте перпендикулярно входу (на балки ставят кухонную посуду). Дополнительно женская зона может загораживаться подвесными занавесями, тянущимися примерно с уровня потолка. В редких случаях печь принимает еще и функции матицы-разделителя. Эту гипотезу подтверждают весьма любопытные материалы, обнаруженные в ходе экспедиции, а именно три четырехстенки, где печь располагается примерно по центру помещения, формально играя роль условной матицы, т. е. деля пространство интерьера на две функциональные зоны - переднюю и заднюю.

Финно-угорский мир. 2014. № 1

В подклете, под печкой, ставились вертикальные опорные столбы; в зависимости от массива печи их было от 2 до 4. Особенностью изб сысольского типа является вход в голбец, находящийся строго между печью и стеной дома. Спуск в голбец обеспечивает довольно широкая лестница, устроенная верхней частью к тесовой пристройке над лазом - надгол-бец (говбочвыв), а нижней частью упирающаяся в землю. Вход в лаз закрывается в одних случаях вертикальной, в других -горизонтально ориентированной дверью.

По диагонали от печи находится «красный угол» (енув пельос) - наиболее почитаемое, семейное обрядовое место, где помещаются иконы, стоят стол и лавки для совместных трапез. Окна сысольской избы расположены на одном уровне - над лавками - и на равном расстоянии друг от друга. В передней насчитывается от 3 до 4 окон, а в задней - от 4 до 5. В задней комнате, как уже отмечалось, находилась семейная зона, т. е. зона отдыха, сна и семейного досуга. Для поддержания перечисленных функций среда интерьера состояла из кроватей (взрослой и детской), лавок (лабич), стола, стульев, шкафа, небольшой печи.

Необходимо привести результаты наблюдений относительно второй печи в задней комнате. В одних домах она отсутствовала. В других - была небольшая печь-«буржуйка»; не имея автономного дымохода, она соединялась металлической трубой через отверстие в матице с дымоходом основной печи. Еще можно было встретить печи средних размеров, с автономным дымоходом, видимо, из-за сходства форм такие печи в народе прозвали голландскими, голландками (галанка пач). Все виды печей выполняли одинаковые функции: поддержание необходимого тепла в доме, приготовление и согрев пищи. Лишь основная печь дополнялась функциями зоны отдыха и лечения, а также зоны сушки и хранения.

По декоративному аспекту исследуемой темы нужно подчеркнуть следующие ключевые моменты. В целом в северном деревянном зодчестве традиционное стро-

ительство коми не выделяется хоромами или богато украшенными резьбой домами. Не является исключением и исследуемый район. Благодаря низкой кровле из теса и небольшим, редко расположенным оконным проемам, чаще без наличников, плоскость рубленой стены абсолютно доминирует во внешнем облике сысольско-го жилища, создавая впечатление суровой монументальности. Плотная застройка с сысольскими избами отличается ломаным силуэтом двускатных кровель, повторяемых покрытиями крылец.

В связи с тем что в архитектуре сы-сольцев нет развитой системы декора, особое значение имеют художественные приемы в обработке отдельных элементов кровли. Архивные материалы свидетельствуют, что конкретный художественный образ мастера создавали при обработке «охлупней» - конструктивной детали,

Рис. 4. Декоративные наличники окон. Фрагменты фасадов сысольских изб 1-й половины ХХ в.:

а) д. Выльгрезд (новое название д. Заречное) Сысоль-ский р-н; б) д. Утка видз. Сысольский р-н.

Фото автора. 2012 г.

стыкующей кровлю, обеспечивая тем самым зажим верхних концов досок. Они скульптурно обрабатывались, приобретая стилизованный вид головы какого-либо зверя, чаще лося. В некоторых случаях в этом месте приделывалась геометрическая деталь стреловидной формы.

Обычное число окон по фасаду - 6 (по 3 в каждой части относительно центральной вертикальной оси). Как правило, они не украшались, однако материалы исследования показали, что бытовали дома, окна которых имели наличники (рис. 4). Форма наличников декорировалась сквозной пропильной резьбой, придающей им лаконичную красивую пластику.

Наблюдения выявили, что декор интерьера сысольского крестьянского дома исключительно прост, даже аскетичен. Вся мебель - самодельные стулья и большой стол в «красном углу», покрытый льняной скатертью, пристенные лавки, стоящие на четырех четырехгранных ножках, расположенных по две возле концов лавки, и небольшой столик у печи. По стенам на высоте человеческого роста крепились полочки для хозяйственных мелочей. Одежда хранилась в деревянных сундуках, декорированных глухой резьбой, а посуда - в небольшом ящике у печи (залавке). Семья спала на самодельной деревянной кровати, печи и полатях. Изба освещалась лучиной, закрепленной в специальном металлическом держателе.

Таким образом, выявление особенностей функционально-планировочной структуры и декора крестьянских изб Сысольского района показало, что все они обладают единым спектром традиционных черт. Расположение элементов в плане всего дома, система формирования жилища и его декора позволяют говорить об абсолютном глазомере и чувстве лаконичности сысольских мастеров, так как во всей структуре дома нет ни одного случайно расположенного элемента, детали про-порционированы с учетом антропометрических характеристик. Мастера-плотники при строительстве пользовались системой гармонизации, помогающей им однозначно определять размеры печи, полатей, сеней. Главным средством гармонизации

Наследием народной архитектуры является деревянное зодчество, составляющее значительную часть традиционного коми искусства и культуры, которое во многом определяет ее национальное своеобразие.

была симметрия, проявляющаяся в организации основных архитектурных деталей сысольской избы, а также в их декоре и декоре предметов быта. Фактологический материал убедительно подтверждает и доказывает высокоразвитую художественную интуицию народных зодчих, сформированную в процессе длительного отбора наиболее совершенных композиционных принципов и приемов. В этом заключается своеобразие традиционного искусства, закономерности которого позволяют выработать конкретные рекомендации для современного проектирования и строительства в исторической среде на селе.

Суммируя вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что относительная однородность функционально-планировочной структуры и декора изб сысольского типа, стабильность их объемно-пластического решения и принципов декорирования конструктивных частей и предметов свидетельствуют о единой для этого региона традиционной основе.

Поступила 15.11.2013

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Жеребцов, Л. Н. Памятники народного зодчества Коми АССР / Л. Н. Жеребцов. -Сыктывкар, 1961.

2. Историко-культурный атлас Республики Коми / науч. рук. и сост. д-р ист. наук Э. А. Савельева. - М. : Дрофа, 1997. -365 с.

3. Народное искусство Коми : альбом / авт. текста Л. С. Грибова, Э. А. Савельева. - М. : Гермес, 1992. - 140 с.

4. Некрасов, Р. В. Фото и зарисовки крестьянских домов в Сысольском районе Республики Коми. - Архив автора, 2011.

5. Шургин, И. Н. Народное жилище коми // Архитектурное наследство. - М., 1988. -Вып. 37. - С. 44-52.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.