Научная статья на тему 'Особенности фразеологической объективации инокультурных концептов'

Особенности фразеологической объективации инокультурных концептов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
360
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОКУЛЬТУРНЫЙ КОНЦЕПТ / ФРАЗЕМА / ОБЪЕКТИВАЦИЯ / FOREIGN CULTURE CONCEPT / PHRASE / OBJECTIFICATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Хохлина Мария Леонидовна

Охарактеризованы фразеологические средства вербализации инокультурных концептов в русском языке; дано определение инокультурного концепта, описаны информационный и интерпретационный слои структуры выделенных концептов, а также установлена степень их объективации фраземами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of phraseological objectification of foreign culture concepts

There are characterized the phraseological means of verbalization of foreign culture concepts in the Russian language; there is defined the foreign culture concept, described the informational and interpretational structural parts of the mentioned concepts, and stated the level of objectification.

Текст научной работы на тему «Особенности фразеологической объективации инокультурных концептов»

8. Народные сказки Британских островов : сб. I сост. Дж. Риордан. М.: Радуга, 1987.

9. Питина С.А. Концепты мифологического мышления как составляющая концептосферы национальной картины мира : автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Челябинск, 2002.

10. Попова З.Д., Стернин И.А. Когнитивная лингвистика. М. : АСТ: Восток - Запад, 2007.

11. Хайдеггер М. Что значит мыслить? II Разговор на проселочной дороге. М., 1991. С. 134 -145.

12. шаховский В.И. Эмоциональная I эмо-тивная компетенция в межкультурной коммуникации (есть ли неэмоциональные концепты?) II Аксиологическая лингвистика. Проблемы изучения концептов : сб. науч. тр. Волгоград : Колледж, 2002. С. 3 - 10.

13. Briggs K.M. A Dictionary of Fairies: Hobgoblins, Brownies, Bogeys and Other Supernatural Creatures II Harmondsworth: Penguin Books, 1977.

14. Briggs K.M. A Sampler of British Folk-Tales. London & Henley: Routledge & Kegan Paul, 1977.

15. Briggs K.M. British Folk-Tales and Legends: A Sampler. London & N.Y.: Routledge Classics, 2002.

16. Hoad T.F. The Concise Oxford Dictionary of English Etymology. Oxford, N.Y. : Oxford University Press, 1996.

17. Jacobs J. More English Fairy Tales. London: David Nutt, 1894. URL : http : IIwww.sacred-texts.comIneuIengImeftIindex.htm (дата обращения: 16.03.2004).

18. Keding D., Douglas A. English Folktales. Westport, London: Greenwood Publishing Inc., 2005.

19. The Oxford Dictionary of English Etymology I ed. by C.T. Onions. Oxford: Oxford University Press, 1996.

20. Simpson J., Roud S. A Dictionary of English Folklore. Oxford: Oxford University Press, 2003.

21. Skeat W.W. The Concise Dictionary of English Etymology. Ware: Wordsworth Editions Ltd., 2007.

22. Thomson J. Etymons of English Words. Edinburgh: Oliver & Boid, Tweeddale-Court, 1826.

Mythological concept as the variety of linguistic cultural concept

There is regarded the mythological concept as the type of linguistic cultural concept, which is characterized by the three-part structure with a well-developed figurative one, and the necessary value component.

Key words: mythological concept, linguistic cultural concept, mythological concept sphere, mytholexeme, lexical meaning, fairy tale discourse.

М.л. хохлина

(Астрахань)

особенности фразеологической объективации инокультурных концЕптов

Охарактеризованы фразеологические средства вербализации инокультурных концептов в русском языке; дано определение инокультурного концепта, описаны информационный и интерпретационный слои структуры выделенных концептов, а также установлена степень их объективации фраземами.

Ключевые слова: инокультурный концепт, фразе-ма, объективация.

В национальной языковой картине мира непременно присутствует образ «иного» народа как языковая сущность, содержащая основную информацию о связи слова с культурой и выступающая базовым структурным компонентом соответствующего инокультурного концепта. Последний понимается как национально-географический концепт, который реализуется в обыденном, общественном и научном языковом сознании специфичными лексическими и фразеологическими средствами. Имя такого концепта - топонимическое наименование, связываемое со всем объемом знаний, эмоционально-оценочных переживаний и стереотипных представлений об определенной стране, ее геополитике, народе и его культуре. Способом познания, легшим в основу формирования инокультурного концепта, является взгляд изнутри, направленный на осмысление и интерпретацию инокультур-ной действительности.

Бесспорно, определение инокультурный носит в некоторой степени условный характер, т.к. мы не отрицаем этнокультурной специфики подобного рода концептов: формирование их когнитивной структуры и системы языковых средств, образующих номинативное поле определенного концепта, происходит в пространстве русской культуры и русского языка. В рамках данной статьи нас интересуют прежде всего фразеологические средства вербализации инокультурного концепта в русском языке, поскольку фраземы, безусловно, относятся к одним из наиболее напряженных в культурном отношении языковых единиц, ко-

© Хохлина М.л., 2012

КОГНИТИВНАЯ И ДИСКУРСИВНОЕ

торые, «обретая свойство знаков культуры -символов, стереотипов, эталонов и т.п. <...> влияют на концептосферу культуры» [4, с. 31].

Построение полевой организации ино-культурного концепта традиционно сводится к установлению его ядра и периферийной зоны. Так, ядро фразеологически объективированного концепта составляют единицы косвенно-производной номинации, в составе которых содержится определенный инокультурный компонент. Например, к единицам, репрезентирующим концепт «Англия», относятся следующие кодифицированные устойчивые выражения, содержащие в своей формальной структуре компоненты «Англия», «английский», «англичанин»: английская болезнь, английская булавка, английская соль, английский замок, английский костюм, английский парк, английский рожок, английский юмор, английский язык, английская вежливость, веселая Англия, англичанин-мудрец, уйти по-английски не прощаясь* и др.

На периферии фразеологических репрезентаций концепта «Англия» находятся перифразы и фраземы с топонимическим или ан-тропонимическим компонентом, обозначающим объект «чужого» культурного пространства. Например: правь, Британия, морями; туманный Альбион; британский лев и др.

Актуальность того или иного инокуль-турного концепта в сознании носителей русского языка объясняется культурными, социальными, экономическими и научными контактами российского народа с представителями «иных» стран и этносов. Степень детализации фразеологического обозначения определенного концепта (по терминологии

В.И. Карасика - номинативная плотность) зависит от лингвокультурной обусловленности и значимости концепта. Сравним представленный выше концепт «Англия» и, например, концепт «Африка». Очевидно преобладание фразеологических репрезентаций концепта «Англия» (около 20 фразем) над единицами, вербализующими концепт «Африка»: африканская жара; африканские страсти; черный как негр; да я семь шкур с него спущу и голым в Африку пущу! и некоторые др.

В целом список инокультурных концептов, объективированных русскими фразема-

* Список репрезентантов концепта «Англия» составлен по данным фразеологических словарей. На этом же принципе базируется отбор фразеологических номинаций других концептов.

ЛИНГВИСТИКА ОПИСАНИЕ ЯЗЫКА

ми, относительно невелик, что соответствует следующему факту: фразеологические номинации свойственны далеко не всем концептам. Достаточно охарактеризовать такие ксеноконцепты по общему признаку интенсивности их объективации фразеологическими единицами. Широким спектром фразеологических номинаций обладают, например, концепты «Греция» (греческий огонь; в Греции все есть; в греческом зале и др.), «Европа» (Европа может подождать; пустите Дуньку в Европу; галопом по Ев-ропам и др.), «Египет» (египетский плен; египетский труд; египетская тьма и др.), «Франция» (французский поцелуй; французская болезнь; французик из Бордо и др.). Единичными фраземами объективированы ино-культурные концепты «Польша» (дела как в Польше; хоть до Кракова - все одинаково), «Германия» (Германия превыше всего; насвистался как немец; по-немецки одетый; немецкая аккуратность), «Дания» (датский дог; не копенгаген), «Испания» (над всей Испанией безоблачное небо; едрид Мадрид; тайны мадридского двора).

Наряду с инокультурными концептами, в названии которых используется макротопоним, фразеологической репрезентации подвергаются субконцепты, обозначенные микротопонимами. Отметим, например, небольшой фрагмент русской фразеологической картины мира, занимаемый субконцептом «Париж» (как часть концепта «Франция»), к языковым номинациям которого относятся такие косвенно-производные знаки, как увидеть Париж и умереть; пролететь как фанера над Парижем; я хотел бы жить и умереть в Париже; Париж стоит мессы (обедни); хорош Париж, а живет и Курмыш; чрево Парижа; парижская зелень; парижская каротель; парижская лазурь (синь).

Оперирование инокультурным концептом происходит в нескольких случаях. Во-первых, у говорящего может возникнуть необходимость номинирования объектов «своего» культурного пространства через обращение к «чужеродным» реалиям, воспринимаемым сквозь призму стереотипов и эталонов. Большинство репрезентантов инокуль-турных концептов содержит оценку «чужого» во внутренней форме. Так, косвеннопроизводная единица цыганский пот пробирает имеет фразеологическое значение ‘озноб, дрожь от холода’: Шостак услышал, как австрийский комбриг стучит зу-

бами, увидел, как спешит надеть гимнастерку. - Возьми-ка ты мою шинель покуда. Тебя цыганский пот пробирает. А гимнастерку сверни до полного света (Е.З. Воробьев. Этьен и его тень). Источником моделирования фразеологической семантики является оксюморон (пот в холод), и именно такое соединение несоединимого получило определение цыганский, поскольку для цыган, не имеющих дома, остановка на ночлег, например, в холодной, обдуваемой всеми ветрами степи, - не испытание, а привычка (их согревает разжигаемый костер). Сравним с русской поговоркой шелудивому поросенку и в Петровки мороз. Во-вторых, функционирование фраземы может быть связано с обозначением непосредственно «чужого» культурного пространства. С этой целью в коммуникативный акт включаются, например, фраземы дядя Сэм - ‘публ. ирон. Соединенные Штаты Америки; правительство США’, Новый Свет - ‘Соединенные Штаты Америки’, добрая старая Англия - ‘устар. Об Англии, Великобритании’.

Соответственно, в структуре практически каждого инокультурного концепта, на наш взгляд, выделяется два слоя: информационный и интерпретационный. Информационное содержание концепта складывается из артефактов, вербализованных фра-земными знаками. Под артефактом мы понимаем предмет реальной действительности, который оказывается национально-маркированным для данной культуры. Мотивационной моделью возникновения таких фразем, как английская булавка, английский замок, английский костюм [7, с. 20 - 21] и подобных, становится семантическая деривация на основе «чужих» топонимов / этнонимов. Например, за булавкой, которая отличается от других тем, что представляет собой согнутую иголку со специальной «крышкой», в которую прячется острый конец, закрепилось определение английская, поскольку ее изобретателем был признан англичанин Чарльз Роулэй [1]. Следовательно, если говорить о языковой единице английская булавка, то дериват этнонима содержит знание о конкретном лице - представителе «чужой» культуры. Однако в настоящее время английская булавка является повсеместным предметом употребления и воспринимается как артефакт «своей» культуры.

Интерпретационное поле концепта формируется с учетом стереотипов, связанных

с «чужой» культурой и также объективированных на фразеологическом уровне. В когнитивной лингвистике термин «стереотип» относится к содержательной стороне языка и культуры, т.е. понимается как ментальный (мыслительный) стереотип, коррелирующий с картиной мира. Языковой стереотип и языковая картина мира соотносятся как часть и целое, при этом языковой стереотип рассматривается как суждение, относящееся к определенному объекту внеязыкового мира, представление предмета, в котором сосуществуют описательные и оценочные признаки и которое является результатом истолкования действительности в рамках социально выработанных познавательных моделей.

Отношение к какой-либо социальной (этнической) группе и идентичные впечатления о любом ее представителе, созданные в процессе стереотипизации, играют существенную роль в становлении фразеологической семантики. Стереотип этнокультурной и лингвокультурной группы закрепляет и поддерживает границы между «своими» и «чужими». По наблюдениям П. Фойту, во фразеологической картине мира славянских народов доминирующую группу составляют единицы, в составе которых встречаются компоненты, называющие представителей неевропейских народов (чаще всего - цыган, еврей, негр, турок): болг. бягам като евреин от кръст, укр. не хотти як циган копшки, польск. ciemno jak w dupie u Murzyna и др. [6, с. 321 - 322].

Одной из распространенных языковых моделей, на уровне которых вербализуются этнические стереотипы, является модель устойчивого сравнения, содержащая в структуре ино-культурный этноним в качестве субъекта сравнения: глаза как у китайца, торговаться (рядиться, меняться) как цыган, пьян как грек, талия как у француженки и под. Наиболее существенные черты, отличающие «своих» от «чужих», представлены во фразеологической картине мира на базе модели сравнения с несколькими этносами. Так, по данным «Словаря устойчивых сравнений русского языка»

В.М. Огольцева (2001), в сравнительной части фразем, имеющих в основании характеристику внешности смуглый, черный, загорелый, представлен компонент, номинирующий такие «чужие» этносы, как араб, арап, эфиоп, цыган и пренебр. негр [5, с. 35].

Употребление этнонима вызывает в языковой памяти говорящих свернутые в единый образ воспоминания о предшествующих кон-

КОГНИТИВНАЯ И ДИСКУРСИВНОЕ

текстах его функционирования, оценки соответствующих этнических групп, эмоциональное отношение к ним. В формировании конно-тативного блока фразеологического значения важную роль играют представления о внешнем виде, религиозной принадлежности, интеллектуальных способностях членов «иной» социокультурной группы.

Естественным следствием социализации и приобщения к культуре является тенденция оценивать мир через «свои» «культурные очки», а потому стереотип оказывается в большинстве случаев аксиологически и эмоционально маркированным. Сравним: 1) - Нашла жениха, дуреха, - урезонивал отец, - только и доброго, что черный, как цыган (М.А. Шолохов. Тихий Дон) и 2) Явился пьяный кудряш-цирюльник, большеносый, черный, как цыган, и грязный (В.Я. Шишков. Емельян Пугачев). контексты показывают, что смысловая реализация фраземы черный, как цыган основывается на сосуществующих противоположных аксиологических характеристиках внешности цыганского этноса, хотя скорее всего отрицательные оценочные семы актуализируются в ходе функционирования данной фраземы чаще.

В процессе моделирования интерпретационного поля фразеологического инокуль-турного концепта на основе анализа семантики знаков косвенно-производной номинации выявляются когнитивные признаки, актуальные для концептуализации денотата. Такие признаки могут быть одинаковыми для фразем-репрезентантов разных концептов. Например, классификационный признак «поведение» объективируется фразема-ми английская вежливость, немецкая аккуратность, китайский болванчик, горячий финский парень и под. Следовательно, становится возможным рассматривать названные единицы не только в качестве репрезентантов инокультурных концептов, но и как языковые фразеологические знаки, объективирующие базовые концепты русской культуры.

концептосферу образует не простая совокупность концептов нации (в трактовке Д.С. Лихачева), а сложно организованная система, в которой в результате когнитивной интерпретации выявляются связи между концептами, имеющими этно- или ино-культурную специфику. Так, наблюдается несколько векторов взаимодействия ино-культурного концепта «Турция» с разного

ЛИНГВИСТИКА ОПИСАНИЕ ЯЗЫКА

рода аксиологическими концептами. Например, одним из многочисленных фразеологических репрезентантов концепта «Бедность» является фразема гол как турецкий святой -‘ничего не имеет, беден’. В номинативное поле концепта «Глупость» входит выражение Ну ты и турок! - ‘восклицание в адрес человека, медленно соображающего, плохо воспринимающего информацию’. В качестве фразеологического средства вербализации базового концепта «Время» можно рассмотреть фразему на турецкую пасху -‘никогда’; как репрезентант базового концепта «Действие» - фразему поджать ноги (сидеть, садиться) по-турецки - ‘сидеть, поджав ноги под себя’. Очевидно, что ино-культурные и базовые концепты пересекаются друг с другом или накладываются друг на друга своими интерпретационными полями.

Таким образом, говоря о национальной концептосфере в целом и о ее фразеологическом фрагменте в частности, мы можем отметить упорядоченность универсальных, национально-специфических и инокультур-ных концептов. Инокультурные концепты, безусловно, периферийны, но те точки пересечения, которые они образуют с базовыми концептами, особо значимы и могут служить маркерами взаимодействия «чужого» и «своего». Существенная роль при этом отводится инокультурным фраземам, которые рассматриваются в качестве единиц, способных вербализовать знания и представления о «чужом», а также объективировать концептуальные признаки «своего» культурного пространства.

литература

1. Булавка английская // Страна мастеров. URL: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1109.

2. Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка // Антология / под ред. проф. В.П. Нерознака. М. : Academia, 1997. С. 280-287.

3. Карасик В.И. Прагматические функции фразеологизмов // коммуникативно-прагматические аспекты фразеологии. Волгоград : Перемена, 1999.

С. 5 - 7.

4. Ковшова М.Л. О символах и квазисимволах в семантике фразеологизмов // Вестн. Воронеж. гос. ун-та. Сер. : Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2009. №1. С. 27 - 31.

5. Огольцев В.М. Словарь устойчивых сравнений русского языка (синонимо-антонимический). М. : Рус. словари: «Астрель»: Изд-во АСТ, 2001.

6. Фойту П. Образ некоторых неевропейских народов в славянской фразеологической картине мира // Фразеология, познание, культура : сб. докл. 2-й Междунар. науч. конф. (Белгород, 7 - 9 сент. 2010 г.) : в 2 т. Т. 2 : Дискурсивные и дидактические проблемы фразеологии / отв. ред. Н.Ф. Алефи-ренко. Белгород : Изд-во БелГУ, 2010. С. 320 - 324.

7. Фразеологический словарь современного русского литературного языка / под ред. А.Н. Тихонова. М. : Флинта: Наука, 2004. Т. 1.

Peculiarities of phraseological objectification of foreign culture concepts

There are characterized the phraseological means of verbalization of foreign culture concepts in the Russian language; there is defined the foreign culture concept, described the informational and interpretational structural parts of the mentioned concepts, and stated the level of objectification.

Key words: foreign culture concept, phrase, objectification.

С.В. МЕлиХОВ (Псков)

особенности вербализации образного компонента концепта «город»

Рассматривается образный компонент концепта, тесно связанный с проблемой восприятия. Образы, выделяемые в ходе моделирования образного компонента, классифицируются по видам восприятия. Доказано, что средства вербализации образного компонента концепта «Город» имеют свою специфику в зависимости от источника материала.

Ключевые слова: концепт, образ, одномодаль-ность, полимодальность, вербализация.

Образный компонент является функциональной базой любого концепта, независимо от его содержания, на него накладываются другие компоненты. В онтогенезе чувственный образ сначала выступает как конкретное чувственное содержание концепта, а затем становится средством кодирования «нарастающего на нее» объемного, многослойного концепта [7, с. 122]. Образный компонент

тесно связан с таким ключевым понятием психологической науки, как восприятие. Без обращения к восприятию не может быть решена по существу ни одна ключевая задача когнитивной науки: восприятие мощно вторгается в область между мышлением и поведением человека [4, с. 20]. Образ объединяет данные, поступающие по разным каналам связи человека с миром, из которых ведущим является зрительное восприятие [1, с. 315].

В научно-методическом плане необходимо различать образы разной природы - одномодальные, т.е. заключающие в себе данные одного вида восприятия, и полимодаль-ные, т.е. соединяющие в одном образе несколько видов модальностей. А.Д. Логвиненко понимает под полимодальностью органическое единство данных, получаемых от органов чувств различной модальности (зрения, слуха, осязания, вкуса, обоняния и т.п.) [6, с. 4]. К. Линч считает, что в опознании и упорядочении восприятия окружения участвует множество ощущений: визуальные ощущения цвета, формы, движения или поляризации света, равно как и обоняние, слух, осязание, кинестетика, чувство тяжести и, возможно, электрических и магнитных полей [5, с. 16].

Стоит заметить, что чувственный образ в структуре концепта неоднороден и помимо перцептивного образа, содержащего перцептивные когнитивные признаки, формирующиеся в сознании носителя языка в результате отражения им окружающей действительности при помощи органов чувств, он формируется также когнитивным образом - образными признаками, создаваемыми в результате метафорического осмысления соответствующего предмета или явления [7, с. 108].

В зависимости от денотативных сфер, к которым принадлежат перцептивные образы, мы различаем два вида образов - образы живого и неживого миров. Образы неживого мира составляют большинство перцептивных образов, формирующих образный компонент концепта «Город».

Среди источников, материал которых использовался для моделирования концепта «Город», были картотека Псковского областного словаря (КПОС) и архив Псковского областного словаря (Архив ПОС), материалы формирующегося архива диалектной и городской речи «Устная история» (фило-

© Мелихов С.В., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.