Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРТЕПИАННОГО СТИЛЯ КИТАЙСКОГО КОМПОЗИТОРА ДУ МИНСИНЯ'

ОСОБЕННОСТИ ФОРТЕПИАННОГО СТИЛЯ КИТАЙСКОГО КОМПОЗИТОРА ДУ МИНСИНЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
38
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Ду Минсинь / фортепианная музыка / Китай / патриотизм / национальные элементы / романтизм / консерватизм.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ван Чжо

в статье рассматриваются особенности фортепианного стиля Ду Минсиня в контексте развития фортепианной музыки в Китае. Среди общих положений патриотическая основа сочинений, опора на музыкальный язык романтизма и импрессионизма, национальные элементы. К отличительным чертам стиля Ду Минсиня относится избегание пространственно-изобразительной программности, современных композиторских техник, что указывает на консерватизм его взглядов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРТЕПИАННОГО СТИЛЯ КИТАЙСКОГО КОМПОЗИТОРА ДУ МИНСИНЯ»

ОСОБЕННОСТИ ФОРТЕПИАННОГО СТИЛЯ КИТАЙСКОГО КОМПОЗИТОРА

ДУ МИНСИНЯ Ван Ч.

Ван Чжо - ассистент-стажер, кафедра фортепиано; факультет искусство музыкально- инструментального исполнительства сольное фортепиано, Нижегородская государственная консерватория им. М.И. Глинки, г. Нижний Новгород;

Аннотация: в статье рассматриваются особенности фортепианного стиля Ду Минсиня в контексте развития фортепианной музыки в Китае. Среди общих положений - патриотическая основа сочинений, опора на музыкальный язык романтизма и импрессионизма, национальные элементы. К отличительным чертам стиля Ду Минсиня относится избегание пространственно-изобразительной программности, современных композиторских техник, что указывает на консерватизм его взглядов.

Ключевые слова: Ду Минсинь, фортепианная музыка, Китай, патриотизм, национальные элементы, романтизм, консерватизм.

УДК 78

Фортепианная музыка в Китае начала свое развитие в начале XX столетия, и период ее расцвета пришелся на последнюю треть века и продолжается в настоящее время. Не последнюю роль в активизации интереса к сочинениям для данного инструмента сыграло окончание Культурной революции, что способствовало реабилитации фортепиано в восприятии китайцев. В то же время, очевидно, что интерес к фортепиано в 1980-1990-е годы был связан с интенсивным процессом глобализации. Имели место и внутренние причины: зарождение направления «новой волны» послужило толчком к синтезу западных и восточных элементов [4, с. 61]. Обращение к западноевропейскому инструменту - это одна из попыток установить «культурные контакты».

В области фортепианной музыки китайские композиторы прошли путь от простого подражания европейским стилям и жанрам до формирования самобытных произведений. Уникальный стиль музыки для фортепиано сложился у китайских композиторов на основе сочетания европейских композиционных техник и принципов формообразования с национальными традициями. Композиторы Китая уверенны: «Лишь привнося в творения свою национальную музыкальную культуру, можно способствовать развитию национального фортепианного искусства и распространению китайской фортепианной музыки в мире» [3, с. 16].

Среди современных композиторов Китая значится имя Ду Минсиня, творчество которого характеризуется ярко выраженным самобытныйм стилем. Начав свой творческий путь в конце 1950-х годов, Ду Минсинь создал симфонические поэмы («Лети, знамя!», «Сестра Лю»), увертюры, симфонии («Юность», «Воспоминание о солнечном свете», «Ода Великой стене»), симфонические фантазии («Луо Шэнь», «Южно-Китайское море Родины»), скрипичные концерты, балеты («Русалка», «Красный женский отряд», «Сюань Фэн»), кантату и множество других произведений.

В области фортепианной музыки в начале творческого пути Ду Минсинем были написаны только Этюд (1955) и Вариации (1956). Обращение к традиционным европейским жанрам, к непрограммной музыке обусловлено хронологическим периодом освоения композитором европейских форм. После успешных постановок балетов Ду Минсинь создал авторские транскрипции двух из них - «Русалка» (1961) и «Красный женский отряд» (1975). Однако начало более плодотворной деятельности в области создания фортепианных сочинений было положено композитором с конца 1980-х годов, на волне активного развития фортепианного искусства в Китае. Первый концерт «Красота весны» (1986), Второй концерт (не опубликован), Третий концерт, посвященный Гуланъюй (2004) стали жемчужинами китайской фортепианной музыки. Также были написаны Токката (1999) и Сюита для фортепиано «Для молодежи нового века» (2000).

По сравнению с фортепианным творчеством европейских композиторов, наследие Ду Минсиня в количественном отношении кажется незначительным. Однако необходимо учитывать тот факт, что в Китае довольно мало композиторов того поколения сочиняли музыку для фортепиано, и относительно других китайских композиторов-современников фортепианное творчество Ду Минсиня представляется внушительным. Сам Ду Минсинь высоко ценил возможности этого инструмента. Даньцюн Чжан приводит следующее высказывание композитора: «Фортепиано - любовь всей моей жизни. <...> Оно всегда сопровождает меня и дает мне мудрость и силу» [1].

Образное содержание музыкальных произведений Ду Минсиня различно. Можно условно выделить две сферы. Первая - образы Родины и выражения чувства патриотизма, что в целом является характерной чертой китайской культуры. Неслучайно, к данной сфере примыкают сочинения крупной формы. Сюиту «Для молодежи нового века» Ду Минсинь построил на контрастах чувств страдания и горя, связанных с трагедиями антияпонской войны, и светлой надежды на лучшее будущее своей страны и ее молодых граждан. Идеи патриотизма находят отражение и в фортепианных концертах - «Красота весны» и в

Концерте, посвященном Гуланъюй. Даже в сюитах «Русалка» и «Красный женский отряд» усматривается патриотическое содержание, так как балеты связаны с национальными сюжетами.

В фортепианной музыке большинства китайских композиторов значительное место занимает пространственно-изобразительная программность. Однако для творчества Ду Минсиня пейзажная звукопись, созерцательная лирика не свойственны. Он отдает предпочтение жанрам чистой музыки, которые и представляют вторую сферу произведений для фортепиано Ду Минсиня. Содержание произведений такого плана примыкает к виртуозным энергичным блестящим образам: это Токката, Этюд.

Музыкальный стиль Ду Минсиня наследует традиции стилей романтизма и импрессионизма, что явилось общей тенденцией фортепианной музыки китайских композиторов. Ясные мелодические линии сочинений Ду Минсиня отличаются плавностью, протяженностью, широким дыханием. Довольно часто аккомпанемент фортепианных произведений Ду Минсиня напоминает фактуру Ф. Шопена. Нередко композитор прибегает к таким средствам романтического стиля как обилие хроматизмов, частые модуляции. Яркие колористические фактурные эффекты, отсылающие к импрессионистическому письму, особенно заметны в номерах сюиты «Русалка» - «Танец водяной травы», «Танец кораллов».

Указанные средства органично сочетаются у Ду Минсиня с элементами национального музыкального языка. Например, в номерах «Радостное Allegro» и «Грустная песня» сюиты «Для молодежи нового века» композитор создает мелодии на основе пентатоники, которая, при этом, взаимодействует с европейскими тонально-гармоническими средствами. Органичного синтеза композитору удается достичь благодаря сходству между китайской семиступенной гаммой - Гун, Шан, Цзяо, Цин Цзяо, Чжи, Ю, Бянь Гун

(п- ^п) - и западной мажоро-минорной системой. При этом предпочтение

композитор отдает колориту, а не функциональной логике. Ду Минсинь обновляет пентатонику с помощью западной фактуры и гармонии. В произведениях композитора усматривается близость и певучей, элегантной музыке Ф. Шопена, и традиционной китайской музыке с ее национальным колоритом.

В произведения для фортепиано Ду Минсиня встречаются имитации звучания национальных китайских музыкальных инструментов, например, малых барабанов (Сяо Тангу), маленьких тарелок (Сяо Бо). Подражание духовому инструменту сона можно отметить «Танце пятидюймового меча красногвардейцев» в сюите «Красный женский отряд».

Форма сочинений Ду Минсиня характеризуется ясностью построений и разделов, при этом он часто представляет тему в форме неквадратных периодов, отдавая предпочтение асимметрии.

Несмотря на очевидные достоинства, фортепианный стиль Ду Минсиня довольно консервативен. Иногда композитор делает акцент на использование европейских композиционных приемов, в чем усматривается склонность к эклектизму. В частности, его музыкальные произведения ограничены в образном содержании и избираемых художественных средствах, изобилуют модуляциями, из-за чего порой возникает ощущение некоторой непродуманности композиции, а опора на тональное мышление делает его музыку в контексте европейского искусства рубежа XX - XXI столетий несколько устаревшей. В сочинениях Ду Минсиня отсутствуют такие современные композиционные методы как атональность, додекафония, серийность и др. Однако Ду Минсинь считает, что отношение к новаторству, как главному критерию композиторского мастерства, неоправданно: «оценка музыкального произведения не должна основываться на том, есть ли в произведении современные методы композиции. Важно другое: является ли музыка хорошей, то есть может ли она точно передать композиторский замысел и вызвать у слушателя эмоции. С помощью эмоций композитор по-настоящему общается с людьми через музыку и по-настоящему воздействует на мысли и чувства публики» [2, c. 9].

Таким образом, стиль произведений для фортепиано Ду Минсиня связан с общими процессами развития фортепианной музыки в Китае. Его сочинения имеют патриотическую основу, они опираются на музыкальный язык романтизма и импрессионизма, который сочетается с национальными элементами. При этом, в отличие от основного пласта фортепианных произведений, Ду Минсинь избегает пространственно-изобразительной программности и придерживается консервативных взглядов.

Список литературы

1. Даньцюн Чжан. Обзор музыкальных произведений Ду Минсиня // Голос Желтой реки. 2017. No.1. C.

127. )

2. Сюй Чунь. О стиле и значении произведений для фортепианной музыки Ду Минсиня // Большая сцена.

2009. №4. С. 7-8. « гЙЙП^Й^Ш^ЙШ^Ш^ИШЁ^ » )

3. Сюй Цинлин. Европейские композиционные технологии и национальный стиль в фортепианной музыке

Китая на рубеже XX-XXI веков: дисс. ... канд. иск. СПб., 2022. 247 с.

4. Янь Цзянань, Юнусова В.Н. Китайская «Новая волна» и творчество Сюй Чанцзюня // Журнал общества

теории музыки. 2018. № 4. С. 60-73.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.