Научная статья на тему 'Жизненный и творческий путь у Цзуцзяна'

Жизненный и творческий путь у Цзуцзяна Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
382
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КИТАЯ / МУЗЫКА ХХ ВЕКА / НАЦИОНАЛЬНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ КИТАЯ / У ЦЗУЦЗЯН

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Цинь Цинь

Рассматривается жизненный путь и творчество, исполнительская, педагогическая и общественная деятельность У Цзуцзяна известного в Китае и во всем мире композитора, музыковеда, преподавателя. Он создал более ста произведений разных жанров песни, хоры, камерные и оркестровые сочинения, музыку к балетам, драмам и кинофильмам. В России его деятельность малоизвестна, что должна исправить данная статья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Жизненный и творческий путь у Цзуцзяна»

УДК 78.071.1 ББК

Цинь Цинь

ЖИЗНЕННЫМ И ТВОРЧЕСКИМ ПУТЬ У ЦЗУЦЗЯНА

Рассматривается жизненный путь и творчество, исполнительская, педагогическая и общественная деятельность У Цзуцзяна - известного в Китае и во всем мире композитора, музыковеда, преподавателя. Он создал более ста произведений разных жанров - песни, хоры, камерные и оркестровые сочинения, музыку к балетам, драмам и кинофильмам. В России его деятельность малоизвестна, что должна исправить данная статья.

Ключевые слова:

музыкальная культура Китая, музыка ХХ века, национальные музыкальные традиции Китая, У Цзуцзян.

У Цзуцзян - один из самых известных и горячо любимых в Китае композиторов, чье творчество охватывает широкий круг жанров для различных инструментальных составов - симфонического оркестра, струнного ансамбля, ансамбля народных инструментов, хора, голоса в сопровождении фортепиано и т.д. Наиболее известными масштабными опусами являются струнные квартеты, симфоническая поэма «На родной земле», оратория «Борьба с наводнением», музыка к балетам «Русалка» и «Отряд красных женщин», написанная совместно с Ду Минсинем. В сотрудничестве с Лю Дэхаем был написан Концерт для пипы с оркестром «Маленькие сёстры степи». в творческом багаже композитора присутствуют многочисленные аранжировки традиционных песен, например, «Речная вода» для эрху с оркестром, музыкальная поэма «Лунный свет над рекой весной» для пипы с оркестром. Композитор обладает оригинальным стилем письма, сочетающим национальное своеобразие со знанием и безупречным владением европейскими композиционными приемами.

У цзуцзян также является автором музыки к кинофильмам и драмам. Кроме того, он заявляет о себе как о блестящем исследователе, о чем свидетельствуют его многочисленные статьи. важным акцентом в педагогической биографии композитора выступает создание в 1962 г. учебника «Анализ музыкальных форм и композиций». В 1987 г. этот труд был награжден Национальной премией. Названный учебник и по сей день служит одним из основных пособий на факультете теории музыки и композиции центральной консерватории музыки в Пекине. Со времени написания он неоднократно переиздавался (сегодня студенты пользуются двенадцатым изданием) и насчитывает многомиллионные тиражи [5].

У цзуцзян, помимо выдающихся заслуг на композиторской и педагогической ни-

вах, широко известен и как общественный деятель, оказывающий заметное влияние на культурную политику в Китае и мире. Между тем, этот разносторонне проявивший себя музыкант практически неизвестен в России - нет ни специальных трудов, ни отдельных статей, посвященных его жизни и творчеству. Справедливости ради необходимо отметить, что и на родине его творчеству посвящены только отдельные статьи в периодических изданиях [1; 3; 4], в интернет-пространстве представлены интервью с ним [2]. Однако масштаб деятельности этой уникальной личности и то музыкальное наследие, автором которого он является, требуют особого исследовательского внимания.

У цзуцзян появился на свет 24 июля 1927 г. в Пекине. Его родители родом из цзянсу. Будущий музыкант не получил основательного школьного музыкального образования, но тяга к музыке побуждала заниматься самостоятельно, в чем он преуспел настолько, что в 1947 г. смог поступить на факультет теории музыки и композиции в консерваторию города Нанкина. Там он знакомится со своей будущей женой Чжен Ли Цинь: молодые люди учатся вместе на фортепианном отделении. Под руководством и с помощью Цзян Дин Сьена - преподавателя в Нанкине -У Цзуцзян в 1950 г. переводится в Центральную консерваторию (Пекин) и после ее окончания в 1952 г. остается преподавать там композицию.

В 1953 г. он отправляется в Советский Союз, в Московскую консерваторию. Его преподавателями были С.В. Евсеев, С.С. Скребков (полифония), Д.Р. Рогаль-Левицкий (инструментовка). У Цзуцзян учится вместе с дирижером Ли Делуном и певицей Го Шучжэнь1. Во время обучения У Цзуцзян создает несколько аранжировок народных песен - «Простой цветок риса» для женского голоса и фортепиано

(1953) и казахскую народную песню для

Общество

Terra Humana

женского голоса и фортепиано «Ласточка»

(1954). Премьера «Ласточки» для широкой аудитории состоялась в том же году. Спустя три года «Ласточка» снова исполнялась в Москве (1957).

Струнный квартет (1957) высоко оценивается профессурой Московской консерватории, транслируется советским радио и издается. такой привилегии удостаиваются очень немногие студенческие опусы. В числе произведений написанных в Москве, следует также отметить тему с вариациями для фортепиано (1954), изданную в Москве (1958), Сонатину в двух частях для скрипки и фортепиано (1956), Рондо для скрипки и фортепиано (1956), также вышедшее в свет в столице (1960), Симфоническую поэму в двух частях «На родной земле» для большого оркестра (1958). Дипломная работа У Цзуцзяна - оратория для большого симфонического оркестра, смешанного хора, сопрано и баритона «Борьба с наводнением» (1958) на основе стихотворения китайского поэта Го Мо Жо - демонстрирует блестящее знание начинающим композитором оркестрового письма и мастерское применение в названных произведениях полифонической техники: оба опуса заслуженно признаются широкой аудиторией Советского Союза, а впоследствии и на родине композитора - в Китае.

После завершения московского обучения музыкант в 1958 г. возвращается в Центральную консерваторию Пекина. Этот период отмечен гастрольными поездками в СССР, Англию, Чехословакию, Японию и другие страны, где У Цзуцзян совмещает исполнительскую деятельность с судейской на многочисленных международных музыкальных конкурсах. тогда же У Цзуцзян в содружестве с Ду Минси-нем пишет музыку к трехактному балету «Русалка» (1959-1961), премьера которого состоялась в Пекине (1961). В 1959 г. на основе музыки к балету обоими композиторами была создана Концертная сюита «Русалка» для фортепиано. В творческом союзе с Ду Минсинем рождается также музыка к балету «Отряд красных женщин» (1964). Последнее произведение ожидает непростая сценическая судьба - во время Культурной революции оно издается с большими купюрами (1970), искажающими авторский замысел, и лишь по окончании этого сложного периода партитура балета в частично восстановленном виде снова выходит в свет. Полная - оригинальная - версия музыки к балету «Отряд красных женщин» будет издана спустя долгое время - в 2004 г. Драматические перипе-

тии изданий и переизданий музыки балета, купюры и восстановление полного музыкального текста - все это придает очень эмоциональную окраску высказываниям У Цзуцзяна о балете [2]. Когда композитор рассказывает о судьбе многострадального опуса, он не может сдержать негодования действиями «банды четырех»2 и насаждаемой ими идеологией.

Как и в случае с балетом «Русалка», на основе музыки к «Отряду красных женщин» композиторы Ду Минсинь, Ван Янь Цяо (ученик У Цзуцзяна), Ши Ванчун, Дай Хунвэй создают Концертную сюиту (1964). В 60-е годы хх в. композитор пишет музыку к кинофильму «Двенадцатый поезд» (1960), а также музыку к драме «Женитьба Фигаро» (1963), поставленную Молодежным художественным театром в Пекинском дворце молодежи.

С 1970 по 1973 гг. У Цзуцзян является членом музыкального отдела «Гуанмин Дэйли»3, руководителем которого был Ли Делун. Композитора назначают в названный отдел по политическим соображениям: как известно, начиная с 1966 г. ситуацию в сфере культуры в Китае определяла так называемая Культурная революция, отразившаяся на судьбах многих художников, музыкантов, литераторов, драматургов. У Цзуцзян, согласно замыслу «банды четырех», должен был собирать доказательства о несоответствии работников музыкального отдела существующей идеологии и их связях с советскими музыкальными кругами. Однако У Цзуцзян, напротив, использовал свою должность для тайного вывоза из Советского Союза пластинок с записями запрещенных в Китае композиторов. Удивительно то, что подобная деятельность закончилась для Ли Делуна, У Цзуцзяна и других сотрудников музыкального отдела без трагических последствий. Это было опасное время и обретенные тогда крепкие дружеские связи послужили залогом привязанности У Цзуцзяна к «Гуанмин Дэйли»: впоследствии он с большой охотой публиковал статьи и интервью именно на страницах этого печатного издания.

С 1972 по 1974 год, одновременно с работой в «Гуанмин Дэйли», композитор пишет много музыки для Центрального оркестра (Пекин). Одними из показательных для того периода произведений являются аранжировки народных песен «Лунное отражение» для эрху и струнного оркестра (1973), созданная совместно с хуа Ен-джунь4 и «Маленькие сестры степи» для пипы и оркестра (1973). Премьера этих сочинений из-за общей ситуации, опре-

деляемой Культурной революцией, стала возможной лишь в 1977 г. Произведения гибко сочетают в себе ярко выраженный национальный колорит и безукоризненно четкую форму, в которой явственно проступает знание У Цзуцзяном европейского композиционного опыта: этим гармоничным соединением объясняется большой успех «Лунного отражения» и «Маленьких сестер» как в Китае, так и за рубежом. В 1979 г. дирижер Сейдзи Одзава и Бостонский симфонический оркестр с ошеломляющим успехом исполнили «Лунное отражение» и «Маленьких сестер степи» (солисты Лю Дэхай и Ван Ян-Цяо). Опусы оказались вполне адаптированными для американского слушателя: они снискали большой успех в США, где их исполняли под руководством дирижера Сейдзи Одзава.

В 1974 г. У Цзуцзян возвращается преподавать на факультет композиции и теории музыки Центральной консерватории. С этого времени его карьера руководителя стремительно развивается: он получает звания доцента, профессора, назначается заместителем ректора (1978), а затем -ректором консерватории (1982). В 1979 г. У Цзуцзян избирается президентом Ассоциации китайских музыкантов (с 1985 г. -вице-президент). Занимая столь ответственные посты У Цзяцзян много сил отдает общественной работе, с его помощью организовываются различные мероприятия, например Пятый всекитайский съезд работников культуры и искусства (1988). Он поощряет молодые музыкальные таланты к выступлениям на различных музыкальных конкурсах. так, знаменитый китайский скрипач ху Кун при поддержке У Цзуцзя-на блестяще выступает на состоявшемся в 1980 г. в хельсинки (финляндия) Международном конкурсе исполнителей имени Сибелиуса. Помимо воспитания музыкальной мировой элиты, У Цзуцзян считает своим долгом поддерживать коллег: в 1978 г. он появляется на лондонском концерте китайского пианиста фу Цонга, находящегося в эмиграции из-за гонений на него в период Культурной революции. Этот визит имеет решающее для карьеры пианиста значение, поскольку У Цзуцзян приглашает его вернуться на Родину. Позднее, во время гастролей в филадельфии, У Цзуцзян с той же целью посещает Ма Сыцуна, который, как и фу Цонг, эмигрировал из Китая во время Культурной революции. Необходимо отметить, что для подобных действий требовалась гражданская смелость: У Цзуцзян своим авторитетом восстанавливает в правах «опальных» на родине музыкантов.

У Цзуцзян неоднократно отмечает в интервью, что отдавая долг педагогической и руководящей работе, сам с большей охотой занимался бы музыкой, а не политикой. так, с довольно значительными перерывами рождаются известные его сочинения - аранжировки «Речная вода» для эрху и оркестра (1980), «Слушая сосны» для эрху и струнного оркестра (1990) и «Чудесная ночь» для струнного оркестра (1990). В этот же период У Цзуцзян пишет музыку к драме Л. толстого «Воскресение» (1987), постановки которой дважды осуществлялись Молодежным художественным театром в Пекинском дворце молодежи (1987 и 1993).

С 1991 г. композитор занимает важные посты в Государственных советах по искусству и образованию, становится вице-президентом Фонда имени Сун Цинлин5, президентом Китайского народного общества дружбы с зарубежными странами, членом консультативных комиссий при Национальном симфоническом оркестре Китая, а также при Большом национальном театре (современное название - Национальный центр исполнительских искусств). У Цзуц-зян неоднократно приглашается в качестве судьи на различные международные конкурсы. С 1999 г. У Цзуцзян избирается в Международный музыкальный совет при ЮНЕСКО, где служит в общей сложности шесть лет. С его помощью в 2007 г. в Китае был проведен 32-й Международный Музыкальный совет юНЕСКО. В настоящее время У Цзуцзян является Почетным ректором Центральной консерватории, Почетным председателем Ассоциации китайских музыкантов. Он обладает авторитетом и имеет влияние не только в музыкальных, но и общественных, политических кругах Китая.

В 2007 г. отмечалось 80-летие У Цзуцзя-на: был организован целый ряд мероприятий для того, чтобы отдать дань должного уважения одному из самых значительных музыкальных деятелей страны. Национальный симфонический оркестр Китая исполнял его произведения, студенты и коллеги из Центральной консерватории собрались поздравить его. К этому времени заканчивается издание Полного собрания сочинений, начатого Народным музыкальным издательством в 2004 г. Помимо собственно музыкальных опусов, в Собрание вошли научные статьи и статьи в периодических изданиях, выступления в СМИ.

На торжествах присутствовали родные У Цзуцзяна: отец Ву Ин - известный археолог, исследователь китайской каллиграфии и живописи, один из основателей На-

Общество

Terra Humana

ционального дворца-музея, старший брат У Цзу Гуан - литератор и драматург. В семье У Цзяцзяна также немало музыкантов. Его жена Чжэн Ли Цинь является превосходной пианисткой, племянница Ву Шуан с отличием окончила вокальный факультет Центральной консерватории, продолжила свое образование в США и в наши дни радует слушателей замечательным сопрано. Сын У Цзуцзяна У Ин - известный в Китае исполнитель-пианист, получивший фортепианное образование в Австрии, лауреат многочисленных международных конкурсов6. В настоящее время У Ин является деканом фортепианного факультета Центральной консерватории. У Цзуцзян с особенной гордостью подчеркивает в мно-

Список литературы:

гочисленных интервью [1, 3, 4] независимость успехов близких - сына и племянницы - от своего авторитета в музыкальных кругах Китая, поскольку этапы профессионального, артистического становления они проходили самостоятельно в других странах без «опеки» отца и дяди.

торжества, посвященные юбилею У Цзуцзяна, еще раз закрепляют в сознании музыкальной общественности Китая образ универсальной личности, каковым является юбиляр - композитор, педагог, руководитель и, наконец, политик. Во всех названных сферах деятельности У Цзуц-зян показывает себя талантливым, целеустремленным и исключительно порядочным человеком.

- 2010,

[1] Джейсян Тан, Син Дай. Интервью с композитором У Цзуцзяном // Известные Исполнители. -№ 6. - С. 15-21. (кит. яз.)

[2] Дженьюй Сюй. Искусство и поэзия в жизни длиною в 80 лет: У Цзуцзян - гость радиожурнала «Искусство и жизнь». - Интернет-ресурс. Режим доступа: инп:/л^.ку?з.гот/пЯпег 148856761 ?/ (кит. яз.)

[3] Жуанжуан Лю. Попытки создать...: Интервью с известным композитором У Цзуцзяном // Музыкальное творчество. - 2007, № 3. - С. 48-52. (кит. яз.)

[4] Тингтин Гу. И в поэзии нужно бросить смеяться: Интервью с Председателем совета искусств, композитором и музыкальным педагогом У Цзуцзяном // Северная музыка. - 2008, № 10. - С. 34-36. (кит. яз.)

[5] Цзуцзян У. Анализ музыкальных форм и композиций / Учебник. - Пекин: Народное музыкальное издательство, 2011. (кит. яз.)

1 Ли Делун и Го Шучжэнь - известные исполнители. Кроме того, они являются профессорами Центральной консерватории.

2 «Банда четырех» - наименование политической фракции КПК, в состав которой входили четыре руководителя Коммунистической партии Китая, пришедшие к власти во времена Культурной революции 1966-1976 годов, а впоследствии обвиненные в серии изменнических преступлений. Членами группировки являлись: лидер фракции Цзян Цин, последняя жена Мао Цзэдуна и ее ближайшие сподвижники Чжан Чуньцяо, Яо Вэньюань и Ван Хунвэнь. «Банда четырех» успешно контролировала деятельность властных органов КПК на последних этапах Культурной революции, действуя от имени Мао Цзэдуна. Вместе с дискредитированным маршалом Линь Бяо они были объявлены двумя опаснейшими контрреволюционными силами «культурной революции» и официально обвинялись во всех беспорядках, происходивших в годы революции. Тем самым современная КПК переложила на них ответственность за неудачи «культурной революции».

3 «Гуанмин Дэйли» - периодическое печатное издание в Пекине.

4 Хуа Енджунь - исполнитель на эрху. Физический недостаток - слепота - не помешала этому музыканту быть выдающимся: в Китае его имя стало синонимом таланта и мастерства.

5 Сунь Ятсен и его супруга Сун Цинлин - ярчайшие политические и общественные деятели Китая XX в., выдающиеся граждане страны. Сунь Ятсен (1866-1925) - первый китайский революционер-демократ, великий мыслитель и политический деятель. Под его руководством в Китае произошла Синьхайская демократическая революция 1911 г., в результате которой свергнута монархия, существовавшая в Китае свыше 2000 лет. Модернизация Китая, как единой нации, прошла под эгидой трех народных принципов Сунь Ятсена (национализм, народовластие и народное благосостояние) и во многом стала возможной благодаря идеям российских революционеров начала XX в., с которыми Сунь Ятсен был хорошо знаком. Он не только успел многое сделать для улучшения положения китайского народа, но и сумел заложить прочный фундамент современного Китая. Сун Цинлин (1893-1981) - супруга Сунь Ятсена, почетный Председатель Китайской Народной Республики, видный деятель женского движения, борец за права человека. Сунь Ятсен и Сун Цинлин были зачинателями реальных дружественных контактов Китая с Советской Россией. Брак Сунь Ятсена и Сун Цинлин, их совместная работа и активная деятельность на благо китайского народа оказали глубокое влияние на историю Китая. После смерти супруга Сун Цинлин посвятила себя общественной работе в Китае и за границей, особенно в СССР, многие годы была председателем Общества советско-китайской дружбы. В настоящее время в Китае функционирует всемирно известный Фонд имени Сунн Цинлин, поддерживающий различные международные проекты.

6 Известно блестящее выступление У Ина на одном из фестивалей Шопена в Польше, когда исполнитель был с восторгом встречен аудиторией, требовавшей его выхода «на бис» девять (!) раз.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.