УДК 378:811 (045) Б01: 10.18720/ИиМ/188К 2227-8591.28.03
Е.П. Пономаренко
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА В РАМКАХ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
ПОНОМАРЕНКО Екатерина Петровна - старший преподаватель кафедры «Английский язык», Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова.
ул. Студенческая, 7, г. Ижевск, 426069, Россия; е-mail: [email protected]
PONOMARENKO Ekaterina P. - M.T. Kalashnikov Izhevsk State Technical University.
7, Studencheskaya, Izhevsk, 426069, Russia; e-mail: [email protected]
Статья посвящена теоретическому анализу проблемы формирования языковой личности студента технического вуза, показана ее актуальность. Рассматриваются три ключевых аспекта формирования языковой личности - лингвистический, психологический и педагогический. Доказано, что лингвистический аспект существования языковой личности раскрывает ряд фундаментальных для методики преподавания иностранного языка положений, способствующих построению более эффективных педагогических моделей обучения. Психологический аспект предполагает, что каждый студент обладает свойственным только ему коммуникативным поведением, проявляющимся в конкретных ситуациях общения. Также данный аспект затрагивает условия развития речевого творческого потенциала у студентов, включая создание творческой среды иноязычного общения и учебно-речевой деятельности. Педагогический аспект направлен на формирование у студентов личностного отношения к содержанию языкового обучения, готовности осуществлять межкультурное взаимодействие и практического применения иностранного языка. В статье перечисляются основные принципы обучения, направленные на формирование языковой личности студентов технического университета. Делается вывод, что методически грамотно организованная иноязычная среда вносит вклад в развитие языковой личности студента в неязыковом университете.
ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ; ЯЗЫКОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ; ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ; ТЕХНИЧЕСКИЙ ВУЗ
Ссылка при цитировании: Пономаренко Е.П. Особенности формирования языковой личности студента в рамках иноязычной подготовки в техническом вузе // Вопросы методики преподавания в вузе. 2019. Т. 8. № 28. С. 33-41. БОТ: 10.18720/ИиМ/!88К 2227-8591.28.03
Введение. Согласно прогнозам экспертов, в ближайшем будущем продолжится развитие инновационных технологий, искусственного интеллекта, автономных транспортных средств, робототехники и виртуальных систем, поэтому будет спрос на дипломированные, высококвалифици-
рованные инженерно-технические кадры. Высокая квалификация работника предполагает высокий уровень подготовленности к профессиональной деятельности.
Специалисту с высшим техническим образованием помимо владения специализированными теоретическими знаниями и
практическими умениями, и навыками необходимо владеть дополнительными умениями, чтобы стать успешным участником международного научно-технического сообщества. К ним относятся умения профессионального иноязычного общения. Сегодня существует множество совместных технических проектов с иностранными партнерами, большое количество проектных работ ведется в интернациональных командах, поскольку многие разработки невозможно реализовать в масштабах одной организации, а также на регулярной основе проводятся конференции, на которых происходит обмен передовым опытом и практическими знаниями. Способность к профессиональной коммуникации на иностранном языке становится неотъемлемым компонентом профессиональной компетентности будущего технического специалиста.
Актуальность. Проблема формирования и развития будущего инженера как языковой личности, обладающей высоким уровнем коммуникативной культуры, входит в число наиболее актуальных на данный момент [1;2;3]. Качественная подготовка современного технического специалиста с высшим образованием невозможна без эффективного использования языковой среды, в том числе иноязычной. В данных условиях уникальный потенциал языкового образования в силу его полифункциональности необходимо использовать как для активизации познавательной детальности студентов в процессе совершенствования родного и иностранного языка для осуществления эффективной коммуникации в профессионально-ориентированной среде в будущем, так и для развития их личностных качеств.
Цель данной работы состоит в том, чтобы определить, какие ключевые аспекты включает в себя формирование и развитие языковой личности, а также существу-
ют и изучены ли особенности ее формирования в техническом вузе. Для реализации поставленной цели был проведен теоретический анализ проблемы на основании изучения методической литературы, а также обобщение передового педагогического опыта.
Основные положения. Термин «языковая личность» является одним из основополагающих в современных исследованиях, направленных на изучение взаимодействия личности и языка. Теоретический анализ научной литературы показал, что формирование языковой личности студента в техническом вузе можно рассматривать в трех аспектах: лингвистическом, психологическом и педагогическом.
С лингвистической точки зрения изучение языка вместе с его носителем представляет собой перспективное направление в науке, поскольку языковая личность с ее когнитивными способностями, коммуникативными потребностями, речевой деятельностью есть сложное многогранное явление, требующее всестороннего наблюдения [4].
Известный лингвист Ю.Н. Караулов трактовал языковую личность как совокупность способностей к созданию и восприятию текстов, различающихся степенью сложности, глубиной и точностью отражения действительности, и целевой направленностью [5]. Его представление языковой личности имеет большую ценность для методики языкового обучения с точки зрения необходимости усвоения языка не только как языковой системы, но и обретения средствами социальной коммуникации. В данной модели языковой личности языковое обучение обращается к субъекту обучения языку, то есть не сводится сугубо к изучению языка. Г.И. Богин выделяет готовность личности к общению [6]. Его модель развития языковой личности, в основу которой легло смысловое
восприятие текста, показывает, что языковая личность характеризуется не просто языковыми знаниями, но и готовностью применять их на практике. Модель помогает ориентироваться в готовности обучаемого к совершению тех или иных речевых операций, а также позволяет выбрать наиболее эффективные методы, приемы и технологии на каждом этапе языкового обучения.
Представленные теории языковой личности позволили сформулировать ряд положений, которые помогают организовать более эффективное языковое обучение: языковая личность проходит последовательно уровни развития; результат развития языковой личности может быть сформулирован в упорядоченной форме; модель обучения языку необходимо строить исходя из многоуровневой организации языковой личности; уровень языкового образования определяется уровнем готовности обучаемого к полноценной речевой деятельности, а не уровнем знаний языковых категорий [7].
В современной литературе появились новые интерпретации категорий «языковая личность», в которых выделяются собственно языковые составляющие рассматриваемой дефиниции или учитываются внеязыковые компоненты, характеризующие личность (Е.В. Барсукова, С.Г. Ворка-чев, С.Ю. Годунова, Д.Н. Мурзин, В.В. Соколова, Е.В. Ширина и др.). Расхождение в интерпретациях обусловлено отсутствием родового компонента, обобщенностью объекта исследования и различными представлениями о предмете изучения данного феномена. Е.В. Иванцова предлагает использовать максимально краткое и емкое лингвистическое терминообозначение языковой личности - это личность, с присущими ей качествами, отраженная в языке [8]. Следует также отметить, что поскольку в настоящее время существуют разные воз-
зрения и подходы к проблеме языковой личности, и рассматриваются различные её аспекты, ряд авторов предлагают соответствующие виды классифицикации. Одна из классификаций, представленная А.В. По-селеновой, включает в себя: 1) гендерную принадлежность, 2) профессиональную принадлежность 3) отнесенность к определенному культурно-языковому сообществу, 4) уровень речевой культуры, 5) использование письменной или устной форм и т. д. [9].
Лингвистический аспект разработки понятия языковой личности переплетается с психологическим аспектом, который в первую очередь направлен на изучение психических процессов, лежащих в основе речи. В данном контексте речь рассматривается как один из видов деятельности человека, а личность как особое социальное качество, которое приобретается индивидом в обществе [10]. Ю.Ю. Ковалева предлагает расширить структуру языковой личности, предложенную Ю. Н. Карауловым, выделив еще один (четвертый) уровень -деятельностный. Обоснованием для данного решения стал тот факт, что приобретаемые языковой личностью знания должны применяться в деятельности, в результате которой формируется или развивается коммуникативно-культурная компетенция [11].
Каждый человек обладает уникальными психологическими характеристиками, определяющими характер коммуникации и влияющими на процесс общения. К настоящему моменту разработано и представлено несколько различных классификаций психологических типов языковой личности, в основе которых присутствует специфика речевого поведения человека и проявления его психических качеств в различных ситуациях общения (А.А. Ворожбитова, А.Б. Добрович, А.В. Пузырев, К.Ф. Седов и др.). Существующие классификации психологических типов языковой личности помогают
анализировать личность во всей ее многогранности. Действительно, языковая личность может проявляться по-разному в различных ситуациях. Понимая индивидуальные особенности языковой личности студента, преподаватель может выстроить процесс обучения и общения таким образом, чтобы студент был максимально вовлечен в него, тем самым повышая эффективность обучения.
Владение языком приводит к возникновению новых возможностей, в частности, положительно сказывается на формировании творческого мышления. Психологический аспект также предполагает рассмотрение процесса речевого творчества и его механизмов. Всегда есть необходимость формирования и развития творческого мышления у студентов, позволяющего им в последующей профессиональной деятельности находить нестандартные решения проблем, выходящих за пределы существующих технических систем.
Таким образом, психологический аспект существования языковой личности предполагает ситуативную речевую деятельность конкретного студента со своим стилем и манерой речи, владеющего уникальным диапазоном языковых знаний, умений и навыков, используемых исходя их собственных целей речевого воздействия и в соответствии с конкретной речевой ситуацией.
Для конструирования модели языковой личности студента технического университета необходимо учитывать, во-первых, его актуальный и потенциальный уровень языкового развития, а во-вторых, его психические особенности, включая те, которые обусловлены типом мышления, характерным для студентов инженерных направлений подготовки, своего рода «техническим мышлением».
Педагогический аспект формирования языковой личности предусматривает раз-
витие у студентов ценностного отношения к содержанию языковой дисциплины, повышение мотивации к практическому использованию языка.
При обращении к языковому образованию в высшей технической школе готовность студента к профессиональной коммуникативной деятельности выходит на первый план. Применительно к обучению иностранному языку в университете теория языковой личности была дополнена И.И. Халеевой понятием вторичной языковой личности, обозначающим совокупность способностей человека к иноязычному межкультурному общению [12]. Категория вторичной языковой личности имеет для методики преподавания принципиальное значение, поскольку отражает стратегическую цель обучения иностранным языкам - развитие у студента черт вторичной языковой личности, превращающих его в эффективного участника межкультурной коммуникации [13]. Профессор Л.П. Халяпина указывает на взаимовлияние различных культурных систем и норм, активный процесс межнациональной интеграции и говорит о необходимости формирования поликультурной языковой личности, готовой к диалогу с представителями разных стран [14, 15].
Общепризнанно, что иноязычное образование способствует личностному и профессиональному развитию студентов при условии специально организованного обучения [16]. В качестве центрального условия развития языковой личности студентов выдвигается активизация речевой деятельности и общения в процессе коммуникативно-направленного обучения. Результаты проведенных исследований подтверждают, что использование коммуникативной технологии в образовательном процессе способствует созданию благоприятного психологического климата в аудитории, который в значительной степени элимини-
рует действие психологических барьеров говорения [17]. Адекватное использование коммуникативного обучения способно стимулировать ценностно-смысловую направленность таких личностных структур сознания студентов как субъектность, рефлексивность, мотивирование, смыслотворче-ство [18].
Особенностью языкового развития личности является его непосредственное влияние на личностное развитие студента [19], поэтому признается целесообразность построения обучения на базе личностно-ориентированного подхода. Основными позициями личностно-ориентированного обучения, положенными в основу формирования языковой личности студентов в техническом вузе, являются [20]:
- активизация учебной позиции студента, превращение его в центрального участника, активно взаимодействующего с другими участниками учебного процесса;
- вовлечение в учебный процесс личности студента в целом, его чувств, эмоций и ощущений, принятие его учебно-профессиональных интересов, активизация его познавательных способностей (когнитивных, речевых, творческих);
- предоставление студенту права выбора цели, содержания, способов обучения;
- создание ситуаций, в которых интересы студентов учитываются при отборе преподавателем приемов, форм и средств обучения;
- использование различных форм аудиторной и внеаудиторной работы, стимулирующих активность обучаемых, их самостоятельность и творчество;
- организация взаимодействия между преподавателем и студентом в форме сотрудничества, в рамках которого возможен обмен мыслями и идеями;
- создание коммуникативной среды с целью формирования индивидуальных творческих характеристик языковой лич-
ности вместо простого усвоения студентами определенного лексического и грамматического минимума;
- организация учебного процесса, включая разработку и подготовку дидактического языкового материала, с учетом психологических, возрастных и индивидуальных особенностей личности;
- изменение роли преподавателя, который становится компетентным консультантом и помощником, определяющим трудности студентов в речевом общении и предлагающим варианты их преодоления;
- применение индивидуального и дифференцированного подхода к студентам при обучении языкам, исходя из уровня их речевой подготовки и развития языковых способностей, а также других психологических особенностей;
- нацеленность процесса обучения на развитие студента как целостной языковой личности.
Для подготовки студентов к межличностному взаимодействию, предполагающему выработку и принятие решений, адекватных ситуации коммуникации, соблюдение норм культурной и профессиональной этики, поиск и реализацию стратегий и тактик продуктивного общения, необходимо формировать у студентов коммуникативную креативность. Коммуникативная креативность в структуре языковой личности, согласно Н.А. Алексеевой, представляет собой комплекс свойств и умений, позволяющих ей находить оригинальные решения в ситуациях иноязычного общения [21]. В качестве одного из психологических условий формирования коммуникативной креативности выступает обогащенная творческая среда иноязычного общения и учебно-речевой деятельности, подразумевающая коммуникативную среду, предполагающую создание творческого продукта. По нашему мнению, особым образом организованные занятия по иностранному языку в
техническом вузе позволяют создать особую языковую среду, которая стимулирует творческое саморазвитие каждого включенного в нее индивида.
Выводы. Иноязычная профессиональная компетентность современного выпускника технического вуза включает знания в области профессиональной коммуникации, в том числе межкультурной, необходимые ему для эффективной работы в поликультурных условиях. Новые реалии требуют подготовки активных студентов технических направлений, способных творчески мыслить, самостоятельно анализировать и критически оценивать новую информацию, делать осознанный выбор решений в условиях конкурентной среды. Методически грамотно созданная иноязычная среда может внести вклад в развитие языковой личности студента в неязыковом вузе. Не-
смотря на наличие значительного числа исследований проблемы языковой личности, актуальной на сегодняшний день является проблема осмысления развития языковой личности студента с учетом специфики инженерной деятельности и релевантных ей особенностей мышления и коммуникативных стратегий выпускника технического вуза, которая должна получить оформление в виде соответствующей методики обучения. Это открывает поле для исследований. Полагаем, одним из перспективных направлений является выявление способов организации процесса обучения с точки зрения формирования у студентов необходимых компонентов готовности к осуществлению сложной, многоаспектной иноязычной профессионально направленной речевой деятельности. Решению этой задачи будут посвящены наши дальнейшие работы.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Савелло Е.В. Подготовка бакалавров технического университета к билингвальному профессиональному общению // Основные направления развития научного потенциала в свете современных исследований: теория и практика: сб. ст. десятой междунар. науч. конф. Ставрополь, 25-30 апреля 2016 г., Ставрополь, СКФУ, - 2016. - С. 119-125.
2. Крылов Э.Г. Формирование профессионального иноязычного лексикона специалиста при обучении инженерному делу // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики. 2018. № 1. С. 157167. DOI: 10.15593/2224-9389/2018.1.13
3. Krylov E.G. Aspects of Teaching "Advanced Gears" for Future Mechanical Engineers Within "Bachelor of Sciences" Programs at Technical Universities / V. Goldfarb, E. Krylov, O. Perminova, N. Barmina, L. Vasiliev // Advanced Gear Engineering. Editors: Goldfarb, Veniamin, Trubachev, Evgenii, Barmina, Natalya (Eds.). Series Title: Mechanisms and Machine Science. Se-
ries Vol.51. Springer International Publishing, 2018. - 497 p., p. 271-288.
4. Лутовинова О.В. Становление понятия «Языковая личность»: от «Языка в человеке» до «Человека в языке» // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2017. №1 (114). С.82-89 ISSN: 1815-9044
5. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность: моногр. - М.: ЛКИ, 2010. -264 с.
6. Богин Г.И. Модель языковой личности в ее отношении к разновидностям текстов: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. 10.02.19. Л., 1984. - 31 с.
7. Халяпина Л.П. Трансформация концепта «Языковая личность» в теории и методике обучения иностранным языкам» // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2006. Том 7. № 21-1. С. 91-102. ISSN: 1992-6464
8. Иванцова Е.В. О термине «Языковая личность»: истоки, проблемы, перспективы использования // Вестник Томского государствен-
ного университета. Филология. 2010. №4(12). С.24-32. ISSN: 1998-6645eISSN: 2310-5046.
9. Поселенова А.В. Языковая личность: проблемы теории и типологии // Филология, языкознание, дидактика: теория и методика исследований: сб. науч. тр. / Рос. гос. проф.-пед. ун-т; науч. ред. Т.А. Знаменская. - Екатеринбург: Изд. РГППУ, 2010. - С. 151-160.
10. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 2005. - 304 с.
11. Ковалева Ю.Ю. Формирование культурно-языковой личности будущего инженера как дидактическая цель обучения английскому языку в техническом вузе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2010. №1-1(5). C. 152-155. ISSN: 1997-2911
12. Халеева И.И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи (подготовка переводчиков): учебное пособие. - М.: Высшая школа, 1989. - 238 с.
13. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: лингводидактика и методика: учебное пособие. - М.: Академия, 2004. - 336 с.
14. Халяпина Л.П. О разработке методической системы формирования поликультурной языковой личности в процессе обучения иностранным языкам // Вестник ЮжноУральского государственного университета. Серия: Лингвистика. 2006. №6 (61). С. 84-89. ISSN: 1991-9751eISSN: 2413-0532
15. Almazova, N., Baranova, T., Khalyapina, L. Development of Students' Polycultural and Eth-nocultural Competences in the System of Language Education as a Demand of Globalizing World. In: Anikina Z. (eds) Going Global through Social Sci-
ences and Humanities: A Systems and ICT Perspective. - 2019. GGSSH 2019. Advances in Intelligent Systems and Computing, vol 907. Springer, Cham. DOI 10.1007/978-3-030-11473-2_17.
16. Серова Т.С., Крылов Э.Г. Интегра-тивное обучение магистрантов иностранному языку в контексте специальности // Язык и культура. 2015. № 3(31). С. 106-115. ISSN: 1999-6195eISSN: 2311-3235
17. Черкашина Е.И. Современные тенденции профессиональной подготовки преподавателя иностранного языка // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2012. № 5(120). С.58-64 ISSN: 1609-624X
18. Недосека Л. А. Развитие субъектности студента как фактор повышения качества подготовки специалиста в вузе // Преподаватель высшей школы в XXI веке: сб. ст. межд. науч.-практ. Интернет-конф. 2007-2008. - URL: http://www.t21.rgups.ru/doc2008/5/12.doc
19. Сахарова Н.С. Развитие иноязычной компетенции студентов университета: дисс... д-ра пед. наук. - 13.00.08. - Оренбург, 2004. -401 с.
20. Пискунова Е.Н. Принципы личностно ориентированного подхода как основа технологии формирования языковой личности студентов технических вузов // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2016.Т.10. №S-3. С. 59-60.
21. Алексеева Н.А. Возможности развития творческой языковой личности специалиста в процессе обучения иностранному языку // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. №4(36). С.225-230 eISSN:2074-1774.
REFERENCES
1. Savello Е.^ Podgotovka bakalavrov tekhnicheskogo universiteta k bilingval'nomu professional'nomu obshcheniyu. // Materialy desyatoj mezhd. zaochn. nauch. konf. «Osnovnye napravleniya razvitiya nauchnogo potenciala v svete sovremennyh issledovanij: teoriya i praktika» Stavropol', SKFU, - 2016. - S. 81-85.
2. Krylov E.G. Formirovanie professional'nogo inoyazychnogo leksikona specialista pri obuchenii inzhenernomu delu // Vestnik Permskogo nacional'nogo
issledovatel'skogo politekhnicheskogo universiteta. Problemy yazykoznaniya i pedagogiki. 2018. № 1. S. 157-167. DOI: 10.15593/2224-9389/2018.1.13
3. Krylov E.G. Aspects of Teaching «Advanced Gears» for Future Mechanical Engineers Within "Bachelor of Sciences" Programs at Technical Universities / V. Goldfarb, E. Krylov, O. Perminova, N. Barmina, L. Vasiliev // Advanced Gear Engineering. Editors: Goldfarb, Veniamin, Trubachev, Evgenii, Barmina, Natalya
(Eds.). Series Title: Mechanisms and Machine Science. Series Vol. 51. Springer International Publishing, 2018. - 497 p., p. 271-288.
4. Lutovinova O.V. Stanovlenie ponyatiya «YAzykovaya lichnost'»: ot «YAzyka v cheloveke» do «CHeloveka v yazyke» // Izvestiya VGPU. 2017. №1 (114). S.82-89 ISSN: 1815-9044
5. Karaulov Yu.N. Russkij yazyk i yazykovaya lichnost'. - M.: LKI, 2010. - 264 s.
6. Bogin G.I. Model' yazykovoj lichnosti v ee otnoshenii k raznovidnostyam tekstov: Avtoref. dis. ... d-ra fiolol. nauk. L., 1984. - 31s.
7. Halyapina L.P. Transformaciya koncepta «Yazykovaya lichnost'» v teorii i metodike obucheniya inostrannym yazykam» // Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. 2006. № 21-1. S. 91-102.
8. Ivancova Е.V. O termine «YAzykovaya lichnost'»: istoki, problemy, perspektivy ispol'zovaniya // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filologiya. 2010. №4 (12). S.24-32. ISSN: 1998-6645eISSN: 2310-5046
9. Poselenova A.V. YAzykovaya lichnost': problemy teorii i tipologii. - URL: https://core.ac. uk/download/pdf/84823189.pdf
10. Leont'ev A.N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost. - M.: Politizdat, 2005. - 304 s.
11. Kovaleva Yu.Yu. Formirovanie kul'turno-yazykovoj lichnosti budushchego inzhenera kak didakticheskaya cel' obucheniya anglijskomu yazyku v tekhnicheskom vuze // Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki. 2010. № 1-1(5). C. 152-155.
12. Haleeva I.I. Osnovy teorii obucheniya ponimaniyu inoyazychnoj rechi (podgotovka perevodchikov). - M.: Vysshaya shkola, 1989. - 238 s.
13. Gal'skova N.D., Gez N.I. Teoriya obucheniya inostrannym yazykam: lingvodidaktika i metodika: uchebnoe posobie. - M.: Akademiya, 2004. - 336 s.
14. Halyapina L.P. O razrabotke metodicheskoj sistemy formirovaniya polikul'turnoj yazykovoj
lichnosti v processe obucheniya inostrannym yazykam // Vestnik YUUrGU. Seriya: Lingvistika. 2006. №6 (61). S. 84-89.
15. Almazova, N., Baranova, T., Khalyapina, L. Development of Students' Poly cultural and Ethnocultural Competences in the System of Language Education as a Demand of Globalizing World. In: Anikina Z. (eds) Going Global through Social Sciences and Humanities: A Systems and ICT Perspective. - 2019. GGSSH 2019. Advances in Intelligent Systems and Computing, vol 907. Springer, Cham. DOI 10.1007/978-3-030-11473-2_17.
16. Serova T.S., Krylov E. G. Integrativnoe obuchenie magistrantov inostrannomu yazyku v kontekste special'nosti // YAzyk i kul'tura. 2015. № 3. S. 106-115.
17. CHerkashina Е.I. Sovremennye tendencii professional'noj podgotovki prepodavatelya inostrannogo yazyka // Vestnik TGPU. 20012. № 5(120). S. 56-64.
18. Nedoseka L.A. Razvitie sub"ektnosti studenta kak faktor povysheniya kachestva podgotovki specialista v vuze // Prepodavatel' vysshej shkoly v XXI veke. Mezhd. nauch.-prakt. Internet-konf. Sb. 2007-2008 gg. - URL: http: //www.t21.rgups.ru/doc2008/5/12.doc
19. Saharova N.S. Razvitie inoyazychnoj kompetencii studentov universiteta: Dis... d-ra ped. nauk. - Orenburg, 2004. - 401 s.
20. Piskunova Е.N. Principy lichnostno orientirovannogo podhoda kak osnova tekhnologii formirovaniya yazykovoj lichnosti studentov tekhnicheskih vuzov // Aktual'nye problemy gumanitarnyh i social'no-ekonomicheskih nauk. 2016. Tom: 10. N: S-3. S. 59-60.
21. Alekseeva N.A. Vozmozhnosti razvitiya tvorcheskoj yazykovoj lichnosti specialista v processe obucheniya inostrannomu yazyku // Uchenye zapiski. Elektronnyj nauchnyj zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta. 2015. №4 (36). S.225-230 eISSN: 2074-1774
Ponomarenko Ekaterina P. Peculiarities of forming linguistic personality of student in the framework of foreign language training at technical universities. This paper is devoted to theoretical analysis of the problem of forming the linguistic personality of a student at technical universities. It is shown that this problem is relevant now. Linguistic, psychological and pedagogical aspects of linguistic personality formation are considered. It is proved that the linguistic aspect of the existence of a linguistic personality reveals a number of provisions that are fundamental to the methodology of teaching a foreign language, contributing to the development of more effective pedagogical learning models. The
psychological aspect assumes that each student possesses peculiar communicative behavior manifested in specific situations of communication. This aspect also affects the conditions for the development of speech creativity in students including the creation of a creative environment for foreign language communication and learning and speech activities. The pedagogical aspect is aimed at developing in students a personal attitude to the content of language education, a readiness to carry out intercultural interaction and practical application of a foreign language. The article lists the basic principles of education aimed at the formation of the linguistic identity of technical university students. It is concluded that a methodologically well-organized foreign language environment contributes to the development of the student's linguistic personality in a non-linguistic university.
LINGUISTIC PERSONALITY; LINGUISTIC EDUCATION; FOREIGN LANGUAGE TRAINING; TECHNICAL UNIVERSITY
Citation: Ponomarenko E.P. Peculiarities of forming linguistic personality of student in the framework of foreign language training at technical universities. Teaching Methodology in Higher Education. 2019. Vol. 8. No 28. P. 33-41. DOI: 10.18720/HUM/ISSN 2227-8591.28.03
© Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2019