Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
творческий потенциал / творческая деятельность / самостоятельная работа / методы обучения / creative potential / creative activity / independent work / teaching methods

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ромашова Людмила Олеговна

В статье рассматриваются особенности формирования творческого потенциала. Показано, что его развитие закладывается в учебных заведениях. Уже при планировании образовательного процесса выделяется значительное время самостоятельной работе, способствующей расширению креативных и интеллектуальных способностей. Описываются разнообразные формы самостоятельной работы, раскрывающие творческий потенциал, способствующий формированию личности профессионала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE FORMATION OF STUDENTS’ CREATIVE POTENTIAL

The article discusses the features of the formation of creative potential. It is shown that its development is laid in educational institutions. Even when planning the educational process, considerable time is allocated for independent work that contributes to the expansion of creative and intellectual abilities. Various forms of independent work are described, revealing the creative potential that contributes to the formation of the personality of a professional.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ»

DOI: 10.17805/trudy.2023.1.11 СОЦИОЛОГИЯ

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ

Л.О. Ромашова Московский гуманитарный университет

Аннотация: В статье рассматриваются особенности формирования творческого потенциала. Показано, что его развитие закладывается в учебных заведениях. Уже при планировании образовательного процесса выделяется значительное время самостоятельной работе, способствующей расширению креативных и интеллектуальных способностей. Описываются разнообразные формы самостоятельной работы, раскрывающие творческий потенциал, способствующий формированию личности профессионала.

Ключевые слова: творческий потенциал; творческая деятельность; самостоятельная работа; методы обучения

FEATURES OF THE FORMATION OF STUDENTS' CREATIVE POTENTIAL

L.O. Romashova Moscow University for the Humanities

Abstract: The article discusses the features of the formation of creative potential. It is shown that its development is laid in educational institutions. Even when planning the educational process, considerable time is allocatedfor independent work that contributes to the expansion of creative and intellectual abilities. Various forms of independent work are described, revealing the creative potential that contributes to the formation of the personality of a professional.

Keywords: creative potential; creative activity; independent work; teaching methods

Современный рынок труда выдвигает серьезные требования к работникам. Повышается спрос на конкурентоспособного специалиста со сформированным активным, осознанным, деятельным, творческим отношением личности к своей будущей профессиональной деятельности, а также - к деловой и предприимчивой самостоятельности.

Творческое отношение является уникальным потенциалом, раскрывающим потребность самореализации, расширяющим созидательные возможности. Творческий потенциал проявляется в предметно преобразовательной деятельности, направленный на создание или изменение материальных и духовных ценностей. Он задает человеческую активность в направлении саморазвития и самореализации его индивидуальности. (Кравчук, 2013:192)

Творческий потенциал выступает некой силой личности (потребность в знаниях, исследовательские умения, креативные навыки, самостоятельность в ведении профессиональной деятельности), что представляет потенциальную форму созидательного труда.

Направленность личности на активную продуктивную деятельность, наличие исследовательских умений формируется за счет творческого мышления, которое

характеризуется дивергентностью, оригинальностью в выдвижении идей, самостоятельностью в принятии решений, экспрезентностью в плане видения перспектив. Творческий потенциал закладывается в учебных заведениях. Соответственно образовательная система учебных учреждений должна способствовать расширению личностных и интеллектуальных способностей, ценных на современном рынке труда. Результатом процесса образования становится приобщение человека к разносторонним знаниям о мире, овладение ценностями культуры и социальным опытом, накопленным предшествующими поколениями (Ковалева, 2016: 3).

Особое значение в повышении творческого потенциала при планировании учебного процесса уделяется самостоятельной работе. Самостоятельная деятельность студента выражается в стремлении и умении неординарно мыслить, ориентироваться в нестандартных ситуациях, быстро и продуктивно находить подход к решению любых, даже нестандартных задач и способам получения информации. Самостоятельная деятельность студента в учебном заведении представляет систему индивидуальной или групповой деятельности, осуществляемая как в аудиторных, так и внеаудиторных занятиях, стимулирующих креативные способности и потребность в саморазвитие.

В процессе самостоятельной деятельности реализуются функции, к которым относятся:

- образовательная, способствующая повышению качественному изменению труда, приобщению к креативной деятельности, и является одним из средств профессионального становления;

- информационно-познавательная, проявляющаяся в мыслительной деятельности, осуществляющаяся в исследовательском подходе. Переработка информации на уровне осознания и понимания напрямую связана с характером мышления и с видом деятельности.

- деятельная (праксиологическая), реализуемая через конструктивное мышление, стремлением изменить себя, и практического преобразования окружающей действительности и проявляющаяся в энергичной активности преобразования мира;

- воспитательная, выражающаяся в формировании личностных качеств и корректирующующаяся при непосредственном выполнение творческих заданий;

- коммуникационная, способствующая овладению навыками общения и преодолению барьеров и трудностей в процессе общения;

- исследовательская, определяющая степень творчества и уровень логического мышления.

Творческая деятельность характеризуется определенными особенностями:

- созданием чего-нибудь принципиально нового или усовершенствованием существующего решения, объекта и т.д.;

- постановкой цели по решению проблемы, видением альтернативных решений;

- сопровождением повышенного интереса к познавательной мотивации.

Самостоятельная учебная деятельность способствует наращиванию творческого потенциала студента как субъекта, умеющего постичь смысл усвоенной информации, применить свои знания на практике, проявлению познавательного интереса, умением соотносить полученные результаты с целью и при нестандартной ситуации скорректировать программу действий. В общем формировании способности к самообразованию, самоорганизации и самостоятельной деятельности.

Самостоятельная деятельность реализуется через систему конструктивно вариативных заданий: написание конспектов, рефератов, докладов; составление проектов, выступлений с докладами; самостоятельное изучение научной и учебной литературы; участие в различных конкурсах, тренингах, научных конференциях, круглых столах и т.д. Главное проявление творческих заданий - содержание материала, демонстрирующего индивидуальный, креативный характер исполнителя.

Обучающий процесс включает, как диалогические, дискуссионные, так и игровые формы работы, раскрывающие формы мыслительной техники. Наибольший интерес в этом плане представляют: групповая дискуссия; анализ конкретных ситуаций; деловые игры; синектический штурм; морфологический анализ; метод фокальных обьектов и другие. В большинстве из этих способов отсутствует критичность, принцип оценивания, нет жестких параметров, что дает свободу в выработке необычных решений, выдвижению смелых идей.

Использование активных форм обучения способствует наращиванию творческих потенций и волевых качеств личности. К примеру, метод синектики побуждает ассоциации на основе аналогий. Прямые, субъективные, символические, фантастические аналогии позволяют решить проблему необычным и порой абсурдным путем, используя метафоры и сравнения. Применяя аналогии, запускаются все виды мышления и тогда можно увидеть картину происходящего. При этом используется нестандартный прием поиска решений, в котором раскрывается творческий потенциал.

Для максимального поиска решений используется морфологический метод. Он позволяет сгенерировать множество альтернатив с учетом всевозможных вариантов решений. С помощью морфологической матрицы выявляются теоретически возможные варианты, которые приведут к требуемой функции. Комбинируя варианты, в поле реализации находится тот, что необходим и близок к решению конкретной задачи.

Интересен метод фокальных объектов, позволяющий через призму характеристик выбранных предметов оценить реальную ситуацию. Это дает возможность значительно активизировать мышление. Перенесенные характеристики на изучаемую ситуацию как бы подталкивают к абсурдным идеям и позволяют по-новому увидеть ситуацию. Происходит каскад фантазий и воображений, стимулируется способность мыслить нестандартно.

При использовании метода анализа конкретных ситуаций предъявляется

проблемная ситуация в конкретной социально-экономической системе. Каждый может представить свое видение решения. Организуется рецензирование и публичное выступление. Оценивается демонстрация решений по данной ситуации, умение проанализировать конфликтную ситуацию и дать рекомендации по ее разрешению, а также умение предвидеть вероятностные последствия своих решений.

Наиболее распространённым методом в процессе обучения являются деловые игры. Этот метод использует модели максимально приближенные к реальной действительности. Участники принимают те или иные роли и выносят решения сообразно интересам своей роли. Создается определенный эмоциональный настрой и сама обстановка игры заставляет участников проявлять активность.

Широко используются самостоятельные задания творческого характера в частности информационно-аналитические справки, эссе, рефераты, написания докладов с критическим разбором проблемных ситуаций. Они имеют учебно-познавательный характер и предусматривают самостоятельные суждения о предмете, личностную трактовку реальных фактов, демонстрацию научного кругозора.

Результатам самостоятельной подготовки студентов является создание условий для:

- профессионального самоопределения, выражающегося в приобретении профессионального образования, выработке отношения к труду, умении самореализовываться в деятельности;

- личностно-ориентированного образовательного процесса, основывающегося на идеях сотрудничества и проблемно-развивающего обучения, учитывающего индивидуализацию самостоятельной работы как средства умственного развития и познавательной активности;

- репродуктивной подражательной деятельности, основывающейся на повторении типовых, стандартных решениях и применении их к новой ситуации, что также - важное условие творческой деятельности;

- проектно-исследовательской деятельности, как спланированного осознанного действия, в котором широко проявляются познавательные способности, инициативность, поисковая активность.

Образовательная система способствует раскрытию творческого потенциала с помощью использования технологий активации познавательной деятельности, методов для результативных исследований, мотивирования любого творчества, содействию в приобретении созидающего опыта.

Благодаря такой подготовке у студентов развиваются конвергентное (творческое) мышление, компетентность, умения устанавливать причинно следственные связи, умение находить не штампованный подход в проблемных ситуациях, самостоятельность в решении задач, гибкость ума и быстрота генерирования идей и возможных решений.

Итак, творческий потенциал студента отражает уровень творческого мышления, степень креативной деятельности и интерес к познанию в профессиональ-

ной деятельности. Его развитие наиболее эффективно происходит в учебных заведениях при активном применении различных форм самостоятельных работ. Соответственно возрастает роль образования в развитии профессионально-значимых качеств будущих специалистов. Успехи молодых специалистов напрямую зависят от их собственного потенциала и от образовательной системы учебного заведения, дающей возможности личностного и творческого развития.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Кравчук П.Ф. (2013) Творческий потенциал в системе высшего образования // Личность. Культура. Общество, № 3-4 (79-80) С. 190-198.

Ковалева А.И. (2016) Многоаспектность проблемы образования / XII Международная научная конференция «Высшее образование для XXI века», МосГУ 8-10 декабря 2016 г. М.: МосГУ, С. 3-8.

Ромашова Людмила Олеговна - кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5. Тел.: +7 (499) 374-60-21. Эл. адрес: LOR7@yandex.ru

Romashova Lyudmila Olegovna, Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor of the Department of Sociology of the University for the Humanities. Address: 5 Yunosti str., Moscow, 111395, Russia. Tel.: +7 (499) 374-60-21. Email: LOR7@yandex.ru

Для цитирования:

Ромашова Л.О. Особенности формирования творческого потенциала студентов. 2023. № 1. С. 64-68. DOI: https://www.doi.Org/10.17805/trudy.2023.1.11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.