DOI: 10.17805/ggz.2021.3.5
Факторы, влияющие на формирование
s-t *
ценностных ориентации молодежи
Л. О. Ромашова Московский гуманитарный университет
В статье анализируются факторы формирования ценностных ориен-таций у современной молодежи. Указываются компоненты формирования ценностных ориентаций.
Ключевые слова: система ценностных ориентаций; молодежь; личность; общество
Factors Influencing the Development of Value Orientations in Young People
L. O. Romashova Moscow University for the Humanities
The article analyzes the factors of formation of value orientations among modern youth. The components of the formation of value orientations are indicated.
Keywords: system of value orientations; youth; personality; society
ВВЕДЕНИЕ
Интерес к формированию ценностных ориентаций молодежи представляет особую значимость. Молодежь является наиболее активной частью населения, движущей частью общества, остро реагирующей на различные социально-экономические и политические изменения. Именно в молодом возрасте происходит интенсивное развитие и становление гармоничной личности. Вырабатываются приоритеты, формируются жизненные цели и ценностные ориентации.
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ
Ценностные ориентации являются одними из важным компонентов личности, задающий ориентиры избирательного отношения к окружающей среде, влияющий на выбор определенного поведения, а также служащий
* Статья подготовлена на основе доклада, представленного на IV Общероссийской (национальной) научной конференции «Моисеевские чтения» (Московский гуманитарный университет, 15-16 апреля 2021 г.).
фактором регулирования мотивации. Ценностные ориентации формируются у молодежи благодаря индивидуально-психологическим ее особенностям и социальной информацией, идущей по нескольким каналам. Один из таких каналов является первичная социализация личности. В этот период идет преломление опыта предыдущих поколений, культуры социальной группы, в которой формируется определенная личность. Через этот канал образуются специфические черты личности, характерные базовой культуре социального общества. Те или иные стороны социальной среды, общественные условия оказывают воздействие на индивида и способствуют также формированию у него ценностей.
Ценностные ориентации личности — «разделяемые личностью социальные ценности, выступающие в качестве целей жизни и осн[овных] средств достижения этих целей и в силу этого приобретающие функцию важнейших регуляторов социального поведения индивидов» (Краткий словарь по социологии, 1988: 443; курсив источника. — Л. Р.).
Другой канал социальной информации — непосредственный опыт индивида. Под его воздействием осознанно или интуитивно происходит адаптация индивида к окружающей среде. Объективная реальность, случайные обстоятельства, в которых оказывается человек, формируют индивидуальные качества личности, в том числе и компоненты ценностных ориентаций. Ори-ентационная направленность личности отражает определенное состояние общества, социальной группы, к которой принадлежит индивид. Именно через этот канал отражаются тенденции взаимосвязи общества и личности. Эта связь происходит через восприятие личностью окружающей среды. Ценностные ориентации вбирают различные формы взаимодействия общественного и индивидуального через осознание личностью окружающего мира. Поэтому ценностные ориентации образуются через акты самосознания, самопознания, установки и «формируются при усвоении социального опыта... и обнаруживаются в целях, идеалах, интересах, убеждениях, интересах и других проявлениях личности» (Краткий психологический словарь, 1985: 389).
Как отметил А. А. Семенов, «включение ценностных ориентаций в структуру личности позволяет уловить наиболее общие социальные детерминанты мотивации поведения, истоки которой следует искать в социально-экономической природе общества, его морали, идеологии, культуре, в особенностях классового и социально-группового сознания той среды, в которой формировалась социальная индивидуальность и где протекает повседневная жизнедеятельность человека» (Саморегуляция и прогнозирование ... , 2013: 27).
ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МОЛОДЕЖИ
На формирование ценностных ориентаций молодежи влияют следующие факторы:
• общественное воздействие на личность;
• социальная среда со своими нормами, моралью, традициями регулирующие индивидуальное поведение личности;
• личностные свойства и, в частности, инициативность в поиске и приобретения знаний и их осмысления;
• критическое сопоставление образцов поведения;
• процесс реализации своих профессиональных и личностных планов.
Молодежь вбирает в себя нормы и ценности общества и соотносит себя
с окружающим миром. Ее интересы, сознание, мысли, моральные принципы являются результатом общественного воздействия и оттиском порядков, традиций той или иной социальной системы. Для каждой социальной системы характерна своя шкала ценностей, адекватная типу культуры. Эта шкала детерминирована объективными приоритетами в обществе. Поскольку социальная структура и социальные связи не постоянны и им свойственны изменения в масштабе времени постоянных социальных трансформаций, то меняются социальные нормы, ценности, ценностные ориентации. Модификация ценностных ориентаций у молодежи — это отображение перемен в социальной структуре и культуре общества.
По мнению В. А. Ситарова, «ценности задают нормативно-императивный ландшафт для развития и воспитания молодежи. Зная его, молодежь располагает четким пониманием и представлением о том, что от нее ожидает общество, как жить, какими быть и к чему стремиться» (Ситаров, 2017: 208).
Культура общества оказывает существенное воздействие на формирование ценностных ориентаций молодежи. Социальные нормы, общественные установки, мораль, идеалы, традиции, идеи и т. д. могут в определенной степени стать источником формирования ценностных ориентаций молодежи. Сила их воздействия зависит от включенности молодежи в ту или иную социальную группу, коммуникативных навыков, системы положительных эмоциональных подкреплений, информации, позволяющей ей воспринимать культуру, психологической готовности, а также уровня восприятия.
Ценностные ориентации связаны с характеристиками личности (потребности, интересы, мотивы и т. д.) и являются избирательным ее показателем.
Именно индивидуальные характеристики личности определяют свою систему ценностных ориентаций, которые отражают содержательную направленность индивида, его жизненную активность.
Ранжированность тех или иных ценностей в основном зависит от индивидуального, интеллектуального уровня развития и когнитивных возрастных и других особенностей личности.
Одним из показателей ценностной ориентации является способность личности к критической оценке своего поведения и других. Критерии выбора тех или иных действий зависит от собственных представлений и интересов. Молодежь в силу возраста постоянно в поиске приоритетов и социальных ориентиров в направлении гармонизации в различных сферах жизнедеятельности и самоопределении. Молодые люди всегда в поиске самореализации, критически относятся к поведению и вынуждены корректировать ценностные ориентации в зависимости от социально-экономических и культурных изменений.
Современный ритм жизни оказывает существенное влияние на молодежь в плане значимости установки на творческую самореализацию и профессиональное самосовершенствование. Привлекательным стал образ успешного делового человека. Все в большей степени молодежь ориентирована на активную профессиональную деятельность, желание обрести достойный социальный статус для дальнейшего продвижения, построения карьеры. Молодежь понимает, что дальнейшая деловая успешность зависит от степени профессиональной самореализации. Поэтому профессиональное самоопределение у нее выступает ценностным приоритетом при выборе своего жизненного пути.
Важную роль в формировании ценностных ориентаций молодежи играет общественное мнение, которое проявляет себя как в масштабе всего общества, коллектива, социальной группы, так и на уровне стихийного общения. Наибольшей регулирующей силой является общественное мнение социальной группы и степень вовлеченности в деятельность каждого ее члена.
Ценностные ориентации молодежи детерминированы также целым рядом особенностей: ролью молодежи в условиях социальной трансформации, структурой ценностей образования, принадлежностью к тем или иным группам, уровнем претензий на более высокий статус, карьерный рост; самостоятельным выбором осваиваемой профессии; возрастным и семейным статусом.
Спецификой нынешней реальности являются модернизация, цифрови-зация и технологизация общественных отношений, переход к ресурсосберегающей экономике в результате социально-экономического кризиса. Влияние техногенных факторов демонстрируется через усвоение информации, полученной из средств массовых коммуникаций, Интернета. Полученную информацию молодежь перерабатывает, оценивает, формирует на ее основе собственное представление, а также вырабатывает установки, являющиеся ори-
ентирами будущих действий. Молодежь быстрее ориентируется в цифровом, технологическом пространстве, создает новое пространство, меняет вид коммуникаций, в результате чего изменяется отношение к окружающей среде, что способствует формированию новой системы ценностей.
Формирование ценностных ориентаций включает следующие компоненты: когнитивный, мотивационный, поведенческий, креативный.
Когнитивный компонент включает познание своего мира, себя, окружения, развитие мышления. Мотивационный компонент характеризуется потребностью и желанием самореализоваться, достичь определенных успехов, познавательным интересом, вовлеченностью в процесс собственного развития. Поведенческий — формируется готовностью к деятельности и осуществлению задуманного в направлении достижения собственных целей.
Ценностная составляющая креативности определяется построением своей жизненной позиции в соответствии с выбранной ценностной ориентацией и творческим отношением.
Каждый из этих компонентов решает конкретную задачу и предполагает применение определенных средств формирования ценностных ориента-ций.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, ценностные ориентации молодежи характеризуются:
• социальностью, так как принимаются личностью в соответствии с нормами общества;
• осознанностью, так как определяют стратегию деятельности, организуют мотивационную сферу и формируют интересы;
• целевой направленностью, так как выражаются отношением к целям жизнедеятельности.
Формирование ценностных ориентаций имеет большое значение для устойчивости и стабильности общества. Ценностные ориентации молодежи задают активность любой деятельности личности, в том числе и социальной. Социальная деятельность характеризуется содержанием поведения, направленного на общество и участием в общественных мероприятиях. Содержание социального поведения включает: общественно-значимые ценности (толерантность, справедливость, гуманизм, мобильность и т. д.) и практику (решение общественных задач). Уделяя внимание факторам формирования системы ценностей молодежи, можно говорить о перспективах развития современного социально-ориентированного общества.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
Краткий словарь по социологии (1988) / под общей ред. Д. М. Гви-шиани, Н. И. Лапина ; сост. Э. М. Коржева, Н. Ф. Наумова. М. : Политиздат. 479 с.
Краткий психологический словарь (1985) / сост. Л. А. Карпенко ; под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М. : Политиздат. 431 с.
Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности : диспозиционная концепция. (2013) 2-е расшир. изд. М. : ЦСПиМ. 376 с.
Ситаров, В. А. (2017) Ценностные трансформации современной студенческой молодежи // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 202-210. DOI: 10.17805/zpu.2017.2.15
Дата поступления: 23.04.2021 г.
REFERENCES
Kratkii slovar' po sotsiologii [A concise dictionary of sociology] (1988) / ed. by D. M. Gvishiani and N. A. Lapin ; comp. by E. M. Korzheva and N. F. Naumova. Moscow : Politizdat Publ. 479 p. (In Russ.).
Kratkii psikhologicheskii slovar' [A concise psychological dictionary] (1985) / comp. by L. A. Karpenko ; ed. by A. V. Petrovskii, M. G. Yaroshevskii. Moscow : Politizdat Publ. 431 p. (In Russ.).
Samoreguliatsiia i prognozirovanie sotsial'nogo povedeniia lichnosti: dis-pozitsionnaia kontseptsiia [Self-regulation and prediction of a person's social behavior. dispositional conception]. (2013) 2nd enlarged edn. Moscow : Center for Social Forecasting and Marketing. 376 p. (In Russ.).
Sitarov, V. A. (2017) Tsennostnye transformatsii sovremennoi studen-cheskoi molodezhi [Transformation of values among contemporary students]. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 2, pp. 202-210. (In Russ.). DOI: 10.17805/zpu. 2017.2.15
Submission date: 23.04.2021.
Ромашова Людмила Олеговна — кандидат социологических наук, доцент кафедры философии, социологии и культурологии Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, 5. Тел.:+7 (499) 374-60-21. Эл. адрес: LOR7@yandex.ru
ROMASHOVA Lyudmila Olegovna, Candidate of Sociology, Associate Professor, Department of Philosophy, Sociology and Culturology, Moscow University for the Humanities. Postal address: 5 Yunosti St., 111395 Moscow, Russian Federation. Tel.:+7 (499) 374-60-21. E-mail: LOR7@yandex.ru
Для цитирования:
Ромашова Л. О. Факторы, влияющие на формирование ценностных ориентаций молодежи [Электронный ресурс] // Горизонты гуманитарного знания. 2021. № 3. С. 38-44. URL: https://journals.mosgu.ru/ggz/article/view/ 1452 (дата обращения: дд.мм.гггг). DOI: 10.17805/ggz.2021.3.5