Научная статья на тему 'Востребованность трудового потенциала молодежи в условиях рынка'

Востребованность трудового потенциала молодежи в условиях рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
136
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗРАБОТИЦА / РЫНОК ТРУДА / МОЛОДЕЖЬ / ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / UNEMPLOYMENT / LABOR MARKET / YOUTH / LABOR POTENTIAL / VOCATIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ромашова Л. О.

В статье дан анализ рынка труда молодежи, определена категория «трудовой потенциал». Выявлены причины профессиональной невостребованности молодежи.The article analyzes the youth labor market, defines the category of "labor potential." The reasons of the lack of professional demand for youth are revealed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Востребованность трудового потенциала молодежи в условиях рынка»

DOI: 10.17805/trudy.2019.6.4

ВОСТРЕБОВАННОСТЬ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА МОЛОДЕЖИ

В УСЛОВИЯХ РЫНКА

Л. О. Ромашова Московский гуманитарный университет

Аннотация: В статье дан анализ рынка труда молодежи, определена категория «трудовой потенциал». Выявлены причины профессиональной невостребованности молодежи.

Ключевые слова: безработица; рынок труда; молодежь; трудовой потенциал; профессиональная подготовка

DEMAND FOR YOUTH LABOR POTENTIAL WITHIN A MARKET

ENVIRONMENT

L. O. Romashova Moscow University for the Humanities

Abstract: The article analyzes the youth labor market, defines the category of «labor potential.» The reasons of the lack of professional demand for youth are revealed.

Keywords: unemployment; labor market;youth; labor potential; vocational training

В сложный период социально-экономического развития России основными субъектами реформационного процесса является молодежь. Это связано с тем, что: во-первых, молодежь составляет значительную часть трудоспособного населения России (Россия в цифрах, 2019: 75) и является главным фактором модернизации общества; во-вторых, в молодежи заложен тот потенциал, который в дальнейшем будет определять главное и будущее современного общества, и от стартовых условий их деятельности зависит последующее развитие страны.

Тем не менее ситуация на молодежном рынке труда пока еще сложная и напряженная.

По данным Росстата, доля молодежи среди занятых в 2018 г. составила 19,5%. Остается высокий процент безработных среди молодежи. В 2018 г. безработной молодежи от 15-29 лет составило 38,4%. Безработных с высшим образованием составило 20,7%, со средним профессиональным — 39,4% (там же: 103). Доля молодежи среди безработных больше, чем удельный вес данной социально-демографической группы среди населения трудоспособного возраста (30,7%) (там же: 75).

31

При острой конкурентной борьбе на формирующемся рынке труда, наблюдается невостребованность молодых людей с полученными ими профессиональными знаниями, что говорит о некотором проявлении недоиспользования трудового потенциала молодежи. Выходит, что уровень образования для молодежи не является гарантом обустроенности в трудовой сфере. Большое количество выпускников учебных заведений не востребованы совсем на рынке труда, а и те которые работают в большинстве случаев не по специальности. Причины этого могут быть разными, в том числе и готовность выпускника работать или не работать по выбранной специальности. Формальный подход к выбору профессии, дальнейшая незаинтересованность и, соответственно, низкое качество усвоенных знаний приводят к тому, что, понимая свою некомпетентность, выпускник сам избегает работать в соответствующей его диплому области (Хохлова, 2018:95)

Переход предприятий в руки частных собственников ужесточил требования к профессионализму работников и наличию трудового стажа. Большинство предприятий новых форм собственности было создано путем акционирования государственных предприятий, а новые возникали в основном в сфере услуг, в частности в торговле. Соответственно и поменялись условиями найма.

Такие области, как промышленное производство, наука, медицина, за счет реформаций сокращают рабочие места, и лишь торговля остается практически открытой и доступной сферой деятельности для молодых людей.

Идет явный перекос занятости в сторону торговой деятельности (19,1%) и низкой занятостью в научной, технической сфере (4,1%), что влечет сменой ценностных ориентиров молодежи в профессиональной деятельности (Россия в цифрах, 2019: 89).

Напряженность на рынке труда также обусловлена отменой централизованного трудоустройства выпускников учебных заведений и слабой государственной поддержкой по вопросам молодежной занятости.

В силу того, что молодежная безработица принимает «застойный характер», молодежь должна осознать данное собственное положение и пытаться свои проблемы решать самой. И поскольку растет несоответствие между потребностями молодежи в рабочих местах и наличием таковых, поэтому у выпускников вузов и других учебных заведений наступает разочарование из-за невозможности трудоустроиться по избранной профессии.

Кроме того, наблюдается низкий уровень представлений у молодых о рынке труда, что формирует неадекватное понимание о своих возможностях. И здесь молодые люди сталкиваются с противоречивыми ситуациями. С одной стороны, отсутствие знаний о реалиях производственной и экономической жизни, но при этом у них присутствуют высокие амбиции. С

32

другой стороны, молодые люди с низким уровнем самооценки и высокой самокритичностью принижают свои профессиональные возможности. Недооценка свей профессиональной компетенции, приводит к недоиспользованию своего трудового потенциала.

Трудовой потенциал представляет совокупность характеристик человека, определяющих его возможности в трудовой деятельности.

Основными компонентами трудового потенциала является совокупность образовательных, профессиональных и психофизиологических характеристик, формирующих трудовое поведение.

Образовательный потенциал включает теоретические знания, навыки делового общения, системный анализ кризисных ситуаций, мотивация к самообразованию, разносторонность, владение информационными технологиями и т. д.

Профессиональный: готовность к повышению квалификации, планирование и осуществление замыслов, профессиональное мастерство, предпринимательская ориентированность, интерес к труду и др.

Психофизиологический: энергичность, выносливость, работоспособность, тип нервной деятельности, здоровье и т. д.

Личностный потенциал: инициативность, ответственность за приятие решений, лидерские качества, коммуникабельность, умение управлять своими действиями, объективный самоконтроль, креативные способности, степень усвоения социальных норм и т. д.

Наличие четких профессиональных целей повышает шансы на успех в трудовой деятельности. Но в силу объективных и субъективных причин не всегда молодежь находит применение своим навыкам.

Более конкретные причины профессиональной не востребованности молодежи заключается в следующем.

Во-первых, не ориентированность молодежи в представляемых на рынке труда спросе на конкретные профессии и специальности. Молодежь в подавляющем большинстве, не осведомлена о способах трудоустройства, не имеет информации о возможностях заработать в свободное от учебы время, не знает, как упредить нежелательные социальные ситуации. А это все порождает беспомощность молодежи на рынке труда и в общественной жизни. Возникает противоречие между ориентацией молодежи на профессии, соответствующие ее возможностям и притязаниям, ее уверенностью в правильности выбора, с одной стороны, и несоответствием выбранной профессии и полученной профессиональной подготовки спросу на них на региональном рынке труда, с другой.

Во-вторых, молодежь в силу решения вопросов, связанных с финансовыми расходами на образование, личные нужды, развлечения рано присту-

пает к работе. При этом занимают неквалифицированные рабочие места, но при этом с регулярным доходом. Как правило, это молодые до 24 лет с неполной занятостью, т. к. пытаются совместить учебу и работу.

В-третьих, молодежь порой испытывает трудности при первичном трудоустройстве. Выпускники учебных заведений работают не по специальности. Это ведет к бесполезной потере времени, дополнительных затрат на обучение, интеллектуальных сил, энергии, что в конечном счете отражается на не эффективном использовании своего трудового потенциала.

В-четвертых, уровень социально-психологического настроения снижается. У молодежи проявляется устойчивое беспокойство «не оказаться безработным», «быть уволенным», «не попасть под сокращение» и т. д. Это духовное состояние также сказывается и на трудовом потенциале.

В-пятых, высокая степень неопределенности, нестабильности в сфере труда и трудовых отношений, что формирует негативный фон в оценке молодежью своих будущих перспектив в плане профессиональной самореализации и формирования активного финансового поведения, применения различных стратегий в эффективном распределении доходов от трудовой деятельности (Аликперова, 2019: 236).

Таким образом, недоиспользование трудового потенциала проявляется в неориентированной профессиональной подготовке к социально-значимым перспективным профессиям; не востребованность получаемого образования и соответственно трудоустройство выпускников не по специальности; отсутствие ответственности, нерациональном распределении полномочий; слабой трудовой активности из-за социальной напряженности и неопределённости перспектив.

Молодежь с нераскрытым потенциалом образуют инертную среду, поэтому необходимо создавать благоприятные условия для самореализации личности. Но реализовать это сложно.

Во-первых, в атмосфере жесткой конкуренции идет борьба за профессионализм рабочей силы.

Во-вторых, неустойчивость рыночной конъюнктуры предъявляет высокие требования к профессионализму и качеству персонала, которые могут меняться в зависимости от спроса, а, следовательно, и не дают гарантии на перспективу.

В-третьих, рассогласованность с требованиями предприятий процесса подготовки специалистов.

В-четвертых, не совершенна система мотивации работников, нет увязки между получаемой прибыли с конкретными результатами труда.

В-пятых, социальная напряженность, безработица оказывают давление, как на работника, так и на организации различных форм собственно-

сти. И у молодежи возникают сомнения в правильности сделанного выбора, снижение убежденности в необходимости учиться, переживания по поводу своих перспектив.

Без четкой разработанной программы по трудоустройству молодёжи будет и дальше усложняться ситуация по раскрытию ее трудового потенциала. Без серьезного изучения спроса и предложений рабочих мест и рабочей силы, изменений в мотивации труда и движения трудовых ресурсов можно усложнить итак неустойчивую ситуацию на рынке труда, как на уровне региона, так и внутри организаций.

На уровне организаций в рамках правильного использование трудового потенциала необходимо проводить, на наш взгляд, следующие мероприятия.

Во-первых, способствовать формированию и реализации таких производительных способностей, которые соответствовали бы современным запросам качества рабочей силы к конкретному рабочему месту.

Во-вторых, создавать специальные условия, стартовые возможности, при которых максимально оптимизировать трудовой потенциал работника.

В-третьих, проводить анализ и прогноз кадрового потенциала, а также планировать его с учетом рыночных перспектив.

В-четвертых, содействовать адаптации молодежи к нововведениям.

В-пятых, не противопоставлять интересы организации интересам работников.

На региональном уровне необходимо вовлекать молодежь в трудовую практику, помогать инициативной молодежи в реализации собственных проектов, обеспечивать рабочими местами выпускников учебных заведений и решать проблемы рынка труда молодёжи.

Таким образом, трудовой потенциал молодёжи является важным элементом формирования и развития производительных сил общества. Формирование и оптимальное использование его должно стать приоритетным направление выбора управленческих воздействий. От использования трудовых ресурсов, зависит стабильность и эффективность функционирования организаций, отраслей, регионов и в целом общества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Аликперова, Н. В., Ярашева, А. В., Виноградова К. В. (2019) Мотивация трудового поведения молодежи как возможности для реализации финансовых стратегий // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. Т. 12. № 1. С. 226-240.

Россия в цифрах (2019) Крат. стат. сб. / Росстат. М.

Хохлова, М. Г., Хохлов, И. И. (2018) Молодежь на российском рынке труда // Мировая экономика и международные отношения. Т. 62. № 9. С. 88-96.

Дата поступления: 12.12.2019 г.

Ромашова Людмила Олеговна — кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5. Эл. адрес: LOR7@yandex.ru Romashova Lyudmila Olegovna, Candidate of Sociology, Associate Professor, Department of Sociology, Moscow University for the Humanities. Postal address: 5, Yunosti St., Moscow, Russian Federation, 111395. Email: LOR7@yandex.ru

Для цитирования:

Ромашова Л. О. Востребованность трудового потенциала молодежи в условиях рынка [Электронный ресурс] // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2019. № 6. URL: http://journals.mosgu.ru/trudy/article/view/1095 (дата обращения: дд.мм.гг.). DOI: 10.17805/trudy.2019.6.4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.