ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИНФОРМАТИКА
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ
ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ УГЛУБЛЕННОМ ИЗУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКИ
Е.В. Бобина, Н.И. Филатова
Государственное образовательное учреждение города Москвы Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением информационных технологий № 1368 ул. Академика Понтрягина, д. 17, к. 1, Москва, Россия, 117042
В статье анализируются изменения в деятельности учителя, связанные с особенностями формирования творческих способностей учащихся на уроках информатики в условиях образовательного процесса в школе с углубленным изучением информационных технологий.
Ключевые слова: обучение информатике, информатизация образования, информационные технологии, творческие способности.
Организация деятельности учителя школы неразрывно связана с процессами, протекающими в современном обществе. Важным фактором повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, обеспечения равных возможностей получения образования и опережающего обучения в информационном обществе является информатизация образования. В настоящее время появляются новые информационные каналы, цифровое телевидение, Интернет; новые носители информации вмещают все больше информации разнообразного содержания, становятся все более компактными; виртуальный мир компьютера расширяет границы неформального общения. В связи с этим претерпевает изменения и наша образовательная система.
Современный этап информатизации образования позволяет выделить следующие аспекты процесса формирования образовательной среды школы:
— развитие мотивации использования информационных технологий в обучении и воспитании;
— подготовка всех участников образовательного процесса в области использования средств информатизации;
— информатизация деятельности административных структур, предметных областей, работы библиотек;
— проведение мониторинга развития образовательной среды и др.
Наиболее существенные изменения происходят в деятельности учителя-предметника в направлениях:
— информатизации учебно-воспитательного процесса;
— повышения уровня использования средств информационных и телекоммуникационных технологий в процессе обучения;
— развития проектной деятельность как средства формирования творческой активности учащихся;
— создания авторских разработок с использованием средств информационных и телекоммуникационных технологий в учебном предмете.
Этим определяются направления обновления компетенций современного учителя, которые от базовой компьютерной грамотности ведут к высокой информационной культуре учителя и являются залогом успешной информатизации школы.
Современный мир меняется очень быстро. Уровень жизни благодаря научно-техническому прогрессу растет, что порождает повышенный спрос на оперативное получение информации, современное образование и культуру. К практи-ко-ориентированным направления информатизации образовательного процесса можно отнести: активное использование учителями дополнительного цифрового оборудования (интерактивных досок, датчиков и цифровых микроскопов, аудиооборудования и т.д.); профессиональные навыки выступлений учителя с презентацией и презентационным оборудованием, с использованием интерактивных компьютерных сред и цифровых образовательных ресурсов; использование информационных технологий как инструмента эффективного управления учебным процессом (электронные журналы, базы данных и базы знаний, цифровые коллекции образовательных ресурсов; системы компьютерного тестирования). Внедрение информационных технологий предполагает активное вовлечение учителей в информационное образовательное пространство школы на регулярной основе. Наиболее эффективным из всех видов обучения по применению средств информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности учителя является обучение педагогических работников на базе школы: проведение индивидуальных консультаций, развивающих мотивацию применения информационных технологий на уроках учителями-предметниками; выполнение исследовательских проектов с учетом тенденций развития интересов учащихся и учителей; формирование навыков самообразования учителей-предметников при использовании сети Интернет в профессиональной деятельности; совершенствование многообразия форм проведения семинаров с использованием средств информатизации.
С учетом социального заказа государства, желания родителей и учащихся, требований законодательных и нормативных актов в сфере образования, материальных ресурсов была определена образовательная программа школы, целью кото-
рой является воспитание и обучение человека, способного жить и творить в информационном обществе.
Формируя программу, ориентировались на то, что наш выпускник — современный пользователь, который должен:
— обладать навыками решения нестандартных задач, которых становится все больше;
— уметь искать и анализировать новую информацию на предмет ее адекватного применения для решения поставленной задачи, отказываясь от негативной информации, ориентируясь на позитив;
— уметь использовать информацию в образовательных целях;
— уметь хранить и передавать информацию, используя современные возможности средств цифрового оборудования и компьютера.
Рассмотрим подходы к обучению информатике в начальной школе. Ведь именно начальная школа является первой ступенькой к освоению современных информационных технологий. Учебный процесс по освоению информационных технологий осуществляется на основе программы, соответствующей федеральному компоненту государственного стандарта общего образования с использованием УМК «Информатика и ИКТ» для 1—4 кл. (автор А.В. Горячев), и нацелен на формирование общеучебных умений и навыков, уровень усвоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения в школе.
Загруженность учащихся 2 часа в неделю: 1 час в первой половине дня в рамках основного учебного процесса и 1 так называемый «технологический» час во второй половине дня, который посвящен решению задачи непосредственного использования компьютера, нацелен на приобретение опыта использования информационных технологий в учебной и познавательной деятельности.
Одной из главных задач, направленных на совершенствование системы начального образования, является развитие творческих способностей учащихся с помощью различных средств обучения, в качестве которых используются средства информационных технологий. Учитывая, что информационные технологии являются важным инструментом для формирования коммуникативных учебных действий, в цикле внеурочных занятий в рамках технологического часа начиная с 1-го класса развиваем творческие способности на основе наблюдений, личного опыта и эмоциональных переживаний каждого ребенка.
В 1-м классе ученики работают над созданием рисунков в графическом редакторе MS Paint. Учащиеся создают работы на основе личных впечатлений, наблюдений полученных на экскурсиях: выставках, походах в лес. Дети рисуют отдельные объекты, концентрируя свое внимание на конкретном изображении дерева, куста, облака.
Во 2—3-м классах продолжается работа над развитием технологических навыков обработки информации, но уже в текстовом редакторе MS Word. Дети создают текстовые документы, в которых учатся передавать настроение природы в различное время года, используя те впечатления, которые они получили, посещая различные выставки, лес (осенью, зимой и весной). Овладев навыками
компьютерного письма, познакомившись с элементами редактирования и форматирования текста, учащиеся начинают выполнение творческих работ: коллажей и презентаций.
Работа в 4-м классе в основном состоит из создания учащимися творческих работ: коллажей и презентаций. Дети уже могут работать не только индивидуально, но и в группах. В процессе подготовки и выполнения творческой работы формируется умение планировать этапы деятельности, организовывать рабочее пространство, распределять рабочее время, выполнять последовательные практические операции на компьютере, осуществлять совместную деятельность в ходе коллективной работы.
Информационные технологии в школе являются неотъемлемой частью в поиске, обработке и представлении результата исследовательских проектов учителей и учащихся. За три года силами учащихся начальной школы подготовлено более 40 проектов. Предметная направленность их различна, но результат обязательно представлен либо презентацией, либо видеофильмом, либо творческим графическим материалом. Полученные творческие работы становятся результатом индивидуального творчества каждого ребенка, служат объективной оценкой их личных достижений, повышают собственную самооценку и авторитет среди сверстников. Лучшие работы участвуют в школьных и окружных конкурсах. В качестве дополнительных развивающих занятий в информационно-технологическом направлении для учащихся начальной школы организованы кружки компьютерной графики и конструирования.
Реализованная таким образом модель на 1-й ступени общего образования в школе с углубленным изучением информационных технологий, дает возможность сформировать первичные основы информационной культуры у младшего школьника.
PECULIARITIES OF THE CREATIVE ABILITIES OF PUPILS USING INFORMATION TECHNOLOGY IN-DEPTH STUDY OF COMPUTER
E.V. Bobina, N.I. Filatova
State educational school of the city of Moscow Comprehensive school with in-depth study of information technology № 1368 Academik Pontriagin str., 17, block 1, Moscow, Russia, 117042
This article discusses changes in the activities of teachers connected with the peculiarities of formation of creative abilities of students in the classroom computer in the educational process in school with in-depth study of information technology.
Key words: teaching computer science, informatics education, information technology, creativity.