Н. Т. Маткаримов
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
Политическая социализация в стабильном обществе имеет предсказуемые результаты, т. к. она во многом сводится к трансляции политической культуры. Такой процесс характеризуется институциональной поддержкой, довольно согласованным социализационным воздействием всех важнейших институтов и агентов политической социализации, а в обществе с плюралистической партийно-политической системой — довольно ясными ориентирами в «поле политики».
В переходном обществе социализация проходит в условиях изменений во многих подсистемах. При смене экономических, политических, культурных и других условий социализации нарушается ее обычный ход. Теряются социальные и политические ориентиры, институты действуют рассогласованно, возможности формирования устойчивых партийнополитических ориентаций снижаются, т. к. сами эти ориентиры нестабильны. Уменьшается социализирующее влияние старших поколений на младшее поколение, возникают разрывы в политической культуре. В таком обществе в процессах социализации нарастает стихийность.
На передний план выдвигаются как проблемы формирования политической идентичности нового державного сознания (переопределение роли страны в политическом мире), так и вопросы соотношения новой гражданской идентичности с этническими ценностями. Еще одной важной особенностью политической социализации в эпоху перемен является первостепенная важность формирования отношения к новому общественному порядку в целом. Оно поляризуется на принципиально лояльное и критическое, хотя не исключены и иные варианты. Как уже отмечено, вследствие изменчивости партийно-политического ландшафта, изучение формирования партийно-политических ориентаций отодвигается на второй план, что также является особенностью исследований политической социализации в переходный период.
Таким образом, в переходном обществе на первом плане оказываются проблемы политической идентичности и базовых ценностей, на основе которых складывается целостное отношение к новому общественному порядку, что имеет большое практическое значение для проведения реформ, т. к. молодое поколение переживает период интенсивной первичной и вторичной социализации в новых конкретно-исторических условиях переходного периода. Оно приобретает несколько иную, собственную политическую идентичность, усваивает иные ценности и обретает свои политические качества. Взрослея, оно занимает все важнейшие позиции в обществе, активно участвует в его изменении.
Мы пользуемся концепцией политической социализации, учитывающей два процесса: историю общества и коллективную биографию поколений. В биографии поколений отражен процесс накопления его возрастными когортами собственного специфического политического опыта. В общественно-историческом процессе содержатся важнейшие
© Н. Т. Маткаримов, 2008
события и периоды истории. Тем самым рассматриваются как объективные условия и факторы, так и субъективная сторона политической социализации — накопление когортами своего политического опыта, в том числе и в результате участия в политических и исторических событиях, в решении общественно-исторических задач, воспринятых поколениями 1. Дальнейшая конкретизация этой концепции сводится к анализу взаимного влияния биографической и исторической составляющих процесса. Биографическая составляющая привлекает внимание исследователя к важным формативным периодам становления личности: периоду интенсивной первичной социализации (7-10 лет) и социализации в молодежном возрасте (14-28 лет), а также к проблемам ресоциализации в среднем возрасте, значимым в кризисном обществе. Историческая составляющая добавляет идею различий в результатах социализации тех, чья молодость прошла на разных этапах истории общества, в разные периоды внутренней и внешней политики, а также представление о т. н. интенсивных периодах политической социализации поколений — отрезках времени, когда множество общественных изменений и политических событий, меняющих повседневные условия жизни людей, совпадает с формативными периодами возрастных когорт, что придает процессу социализации особую интенсивность и служит началом формирования новых политических поколений. В содержательном отношении анализ политической социализации когорт в детском и молодежном возрастах возможен путем дифференциации эффектов возраста, исторического периода и когорты (поколения). Последний из перечисленных эффектов наиболее тесно связан с содержанием социализации поколения, ее политической составляющей. Биографическая составляющая дифференцируется с учетом вышеназванных приоритетов исследования политической социализации в переходный период: формирования политической идентичности, усвоения базовых политических ценностей и, наконец, проблемы идеологических и партийно-политических ориентаций. Общественная составляющая дифференцируется в отношении подсистем, в которых происходят социальные изменения (экономика, политика, культура).
Особенности социализации кыргызской молодежи состоят в том, что современная обстановка в стране характеризуется экономическими кризисами, социальной незащищенностью наиболее уязвимых слоев населения, что, естественно, оказывает на социализацию молодежи негативное влияние, в какой-то мере порождая недоверие к представителям власти. Переходя из мира детства в мир взрослых, молодежь не обладает в полном смысле собственным социальным положением и характеризуется либо социальным положением родителей, либо своим будущим профессиональным статусом. Своеобразие молодежи как социальной общности определяется также тем, что она находится в процессе формирования, становления и развития своих социальных и личностных качеств. Молодые кыргызы, сидящие сегодня в студенческих аудиториях, в недалеком будущем станут определять судьбу страны. От их социальной и политической идентичности, базовых ценностей, социальных установок, сознания, мотивов поведения, политической активности зависят перспективы развития общества в будущем.
Все вышеизложенное обусловило актуальность проведения социологического исследования с целью изучения ценностных ориентаций, установок, социального самочувствия студенческой молодежи Кыргызстана, сложившихся в работе социализации в кризисном обществе. Выборка составила 500 студентов из разных городов Кыргызстана.
Исследование проводилось по случайной выборке в мае — июне 2007 г. Личностная характеристика респондентов выглядит следующим образом: активнее участвуют женщины — 316 человек (63 %), тогда как мужчин — всего 184 человека (37 %). В настоящее время в Кыргызстане в вузах учится 120,5 тысяч женщин, что составляет 55,2 % общей
численности всех кыргызскых студентов 2. Однако на гуманитарных факультетах, где проводилось исследование, доля женщин выше. Данное обстоятельство наглядно показывает тот факт, что современные кыргызские женщины в профессиональным плане все более активизируются. Возраст участников опроса колеблется от 18 до 25 лет, но чаще всего представлены мнения студентов в возрасте 21 года.
Доля представителей юга и севера страны составила — 39 % (г. Ош), 33 % (г. Бишкек). Также в опросе приняли участие представители города Джалалабат — 14 %, города Баткен — 14 %. По национальному составу самую многочисленную группу составили кыргызы (87 %), далее — узбеки (6 %), русские (4 %), остальные — 3 %. Большинство респондентов (59 %) позиционировали себя как люди с незаконченным высшим образованием, 19 % опрошенных отметили, что имеют высшее образование, хотя на момент исследования учились на 5 курсе вуза.
Таким образом, данная выборка соответствует в целом структуре студенчества страны. При этом наибольшую заинтересованность в обсуждении проблемы выразили кыргызские студентки севера и юга страны в возрасте 18-25 лет.
На вопрос об основных мотивах поступления в вуз 33 % опрошенных ответили, что желают стать высококвалифицированными специалистами в избранной ими области; 28 % хотели бы повысить свой социальный статус, занять более престижное положение в обществе; такое же количество респондентов стремится обеспечить себе стабильный материальный достаток в будущем; 20 % считают, что высшее образование даст им возможность стать культурными, высокообразованными людьми; 19 % полагают, что диплом о высшем образовании может пригодиться в жизни; 14 % думают, что высшее образование обеспечивает им интересный круг общения.
Таблица 1
Основные мотивы поступления в вуз
№ Мотивы В % от числа опрошенных*
1 Стать высококвалифицированным специалистом 33
2 Повысить социальный статус, занять престижное положение в обществе 28
3 Обеспечить себе стабильный материальный достаток 28
4 Стать культурным высокообразованным человеком 20
5 Диплом о высшем образовании пригодится в жизни 19
6 Высшее образование обеспечивает интересный круг общения 14
Примечание: *Сумма показателей больше 100 %, т. к. респонденты могли указывать более одного ответа.
Большинство студентов вузов — это бывшие школьники обычных общеобразовательных школ (82 %), 16 % — выпускники лицеев, гимназий, остальные (2 %) — спецшкол и техникумов. В вузы поступают в основном те, кто учится на «отлично» и «хорошо» (95 %); те, кто учился на «удовлетворительно», составляют лишь 5 % нынешних кыргызских студентов. Данный факт можно объяснить тем, что в условиях резкого обнищания семей и введения зачисления в вуз по результатам государственного тестирования абитуриенты чаще всего стали полагаться на свои силы.
Данный вывод подтверждает ответ на вопрос: « Имели ли вы льготы при поступлении в высшее учебное заведение?» Оказалось, что к такому роду льгот относятся: государственное тестирование (36 %), медали, победы в различных олимпиадах, социальная льгота (6 % опрошенных). 58 % студентов поступили учиться на контрактной основе. Образование является существенным фактором вертикальной социальной мобильности, это — один из самых мощных социальных эскалаторов, именно поэтому вопросы о доступности образования, его качестве являются важными проблемами современного кыргызского общества. Сегодня 1/3 студентов не несет расходов на поступление в вуз, но 2/3 приходится платить за подготовку к зачислению до 10 000 сом (около 7 500 руб., на взятку приемной комиссии).
В стране все еще действуют советские традиции образования, обеспечивающие его качество. Но в условиях, когда само общество дезориентировано, невозможно представить, по какому пути развития пойдет система образования. Количественный прорыв в сфере высшего образования, который произошел в столь сжатые сроки, не сопровождался ни концептуальными, ни качественными изменениями, соответствующими новой ситуации, новым потребностям общества и молодежи. В республике открылось много новых вузов, не всегда обеспечивающих хорошее качество образования. Сегодня, по официальным данным, в стране насчитывается 49 вузов, 16 из которых — негосударственные4. Сейчас 55 % респондентов учатся в государственных вузах на контрактной основе, около 38 % — на бюджетной основе; в частных вузах на контрактной основе обучается еще 7 % студентов. Всего в стране 218,3 тыс. студентов, т. е. 426 студентов на 10 000 населения3.
Рассматривая результаты социализации, прежде всего, коснемся связи социальной идентичности и профессионального статуса. Одна из наиболее острых проблем Кыргызстана — это молодежная безработица и связанная с ней внешняя миграция. Масштабы миграции из республики молодых людей из-за безработицы, отсутствия экономических возможностей и условий для самореализации очень велики. Многие студенты собираются в ближайшей перспективе поехать в одну из стран СНГ на обучение и временную работу (по каждой категории отмечают около 30 % респондентов), молодых кыргызов также интересует культура соседних постсоветских государств (26 %). Однако надо добавить, что более половины опрошенных рассматривают свою поездку только как вынужденную меру на определенное время (53 %), предпочитая постоянно жить в собственной стране, что говорит о сложившейся гражданской идентичности. Надо отметить, что большая часть молодежи достаточно уверена в своих перспективах, готова использовать все средства для достижения цели, жизненного успеха (44 %), причем на собственный интеллект, способности полагаются 35 % студентов, остальные надеются на поддержку влиятельных друзей и родственников.
Таким образом, можно отметить, что социальное настроение кыргызской молодежи довольно оптимистическое: большая часть студентов, невзирая на множество проблем, уверена в своем завтрашнем дне, связывает свою жизнь с будущим Кыргызстана.
Находясь на переходной стадии от мира детства к миру взрослых, молодое поколение должно освоить выработанные обществом нормы, ценности, идеалы, в том числе и политические. В связи этим необходимо рассмотреть и аспект политической социализации молодежи, т. е. процесс включения граждан в господствующую политическую систему, во всю общественную структуру, ее детали, проявляющиеся в непосредственном участии в политической жизни 5. Речь идет о формировании политических установок и ориентаций, поддержке тех или иных политических лидеров, умении принимать правильное решение на выборах и в других политических ситуациях.
Для Кыргызстана как страны, находящейся на пути самостоятельного национальногосударственного становления, политические установки молодежи имеют стратегическое значение для национальной безопасности. Многие постсоветские государства подчеркивают приоритетность формирования гражданского патриотизма молодежи, ее гражданской идентичности. Речь идет о том, насколько прочно ассоциируют молодые граждане свое будущее с будущим своей страны, насколько готовы они работать ради ее развития и процветания, защищать ее национальные интересы и безопасность.
К сожалению, несмотря на то, что более 50 % опрошенных студентов осознают себя кыргызскими гражданами, среди молодежи Кыргызстана наблюдается серьезный дефицит доверия к государству, о чем сообщили 32 % опрошенных.
Ответы на вопрос «Как вы оцениваете нынешнюю ситуацию в Киргизии?» обнаруживают, в частности, что в сфере политики и экономики она представляется респондентам кризисной (по мнению почти 50 % респондентов, еще около 30 % затруднились ответить). Важно отметить, что 72 % считают, что экономика должна развиваться под полным контролем государства, что представляется весьма странным фактом, т. к. современная молодежь полностью социализировалась уже в постсоветское время и вряд ли помнит времена экономической «стабильности». Интересно, что в сфере демографии современная ситуация в Кыргызстане предстает как вполне нормальная: 65 % студентов хотели бы иметь трех и более детей.
Экономический кризис, политическая нестабильность, социальная незащищенность наиболее уязвимых слоев населения накладывают отпечаток на молодежную социализацию, порождают у нее недоверие к представителям власти. По мнению 54 % респондентов, государство лишь заигрывает с молодежью, когда это выгодно; более 23 % молодых людей уверены в безразличии властей по отношению к ним.
Формирование политической активности современной кыргызской молодежи характеризуется следующим образом: 68 % респондентов так или иначе проявляют интерес к политическим процессам в обществе, 60 % из них голосуют на выборах, остальные 8 % помимо голосования иногда принимают участие в различных политических акциях. Политическая апатия проявляется лишь у 15 % студентов, убежденных в том, что каждый должен заниматься своим делом: политики — политикой, студенты — учебой и т. д. Некоторые из них сегодня, по прошествии двух лет после «тюльпановой» революции 2005 г., разочарованы в способности политиков изменить жизнь к лучшему.
Половина опрошенных практически не интересуется внешней политикой Киргизии, другая же половина предпочитает, чтобы их страна ориентировалась в основном на страны единого экономического пространства (Россию и Казахстан). Противоположную тенденцию демонстрируют ответы на вопрос об интересе к внутренней политике Киргизии: 75 % респондентов проявляют интерес к ней, однако не готовы активно участвовать в ней. В частности, ответы на вопросы об их позиции, когда действия властей вызывают их недовольство, показывают, что 80 % опрошенных остаются пассивными. Они не готовы участвовать в акциях протеста и считают, что митинги, демонстрации, пикеты только усиливают напряженность в обществе и ничего реально не дают. Они твердо уверены в том, что нет такого политического принципа, согласно которому народ имеет право с оружием в руках свергнуть правительство. Более того, на вопрос «Если бы сегодня состоялась революция, как бы вы поступили?» 65 % студентов ответили, что отказались бы от участия в ней, а 20 % вообще бы противодействовали мятежникам. Объяснить этот факт можно наблюдающимся сегодня в стране обилием разных митингов и пикетов по самым незначительным поводам, что затрудняет повседневную жизнь в республике. Более 45 % респондентов, несмотря на первоначальное воодушевление
мартовскими событиями 2005 г., отмечают их как события, за которые им сегодня стыдно. В число предлагаемых вариантов ответов был включен такой вариант, как «слабость новой власти» (21 %). Очень негативную реакцию почти у 20 % респондентов вызвало бегство первого Президента Кыргызстана А. Акаева из страны. Однако нужно отметить, что «тюльпановая» революция в глазах почти 17 % выглядит за последние 5-10 лет как одно из событий в истории республики, которые вызывают чувство гордости. Из наиболее часто упоминаемых подобных событий можно назвать избрание К. Бакиева новым Президентом (18 % ответов), День независимости Кыргызстана — 31 августа 1991 г. (8 %), 3000 лет городу Ош (6 %), деятельность группы «Город-312», последние реформы в области образования, 1000 лет Манасу (по 5 % каждый), 2200 лет народу Киргизии (4 %), однако более 30 % опрошенных так и не смогли определить для себя такие события.
Если говорить об основных агентах политической социализации, только 16 % опрошенных обозначили видных политиков Киргизии, 27 % отметили в качестве людей, влияющих на их политическую позицию, школьных учителей и преподавателей ВУЗа, 9 % — родителей, 5 % — знакомых, а 14 % отметили влияние изучения истории в школе, 29 % вообще не смогли назвать ничего определенного.
Таблица 2
Основные агенты политической социализации (указывается самый важный агент)
№ Агенты В % от числа опрошенных
1 Преподаватели 19
2 Видные политики 16
3 Исторические фигуры 14
4 Родители 9
5 Школьные учителя 8
6 Друзья, знакомые 5
7 Затрудняюсь ответить 29
8 Итого: 100
Не секрет, что в последнее время СМИ оказывают на молодежь все большее влияние. Но в каком аспекте они влияют на социализацию молодежи в Кыргызстане? В республике зарегистрировано около 80 газет и журналов, вещают 9 основных телеканалов, несколько радиоканалов. В современных условиях деятельность СМИ является главным фактором, обеспечивающим массовую коммуникацию. «В зависимости от того, какие газеты читает молодежь, можно судить о культурном уровне молодого человека и его социальном положении, степени информированности», — считает социолог Н. Н. Алымбаева 6. Кроме влиятельных газет «Вечерний Бишкек», «Слово Кыргызстана», «Дело №», в республике есть и газеты для молодежи от 15 до 25 лет, которые носят лишь развлекательный характер, что подтверждают 43 % студентов. 36 % опрошенных отмечают положительное влияние средств массовой коммуникации, способствующих получению ими большого количества полезной информации и заряда энергией. По мнению 21 % респондентов СМИ дают много скандальной и недостоверной информации, нагнетая страх и беспокойство. Это, естественно, негативный фактор социализации.
Наконец, средства массовой информации благодаря широкому проникновению в быт радио, прессы, кино, телевидения постоянно несут определенную социально-значимую информацию. Их влияние сказывается также в вытеснении традиционных представлений и способов общения, на разнообразии способов проведения досуга. Утрачивается, по мнению многих, культура чтения — почти 40 % студентов отметили, что читают книги, газеты и журналы только несколько раз в неделю. К тому же большинство из них предпочитают любовные романы (56 %) и детективы, боевики (24 %). В свободное время молодые люди любят отдыхать и слушать музыку, играть в компьютерные игры, ходить по магазинам, встречаться с друзьями в различных кафе и заниматься спортом ввиду особой популярности в последнее время здорового образа жизни. Интересно, что посещение клубов, ночных дискотек не популярно у кыргызской молодежи. Не пользуются особым вниманием у студентов игры в шахматы, шашки и бильярд, и различные виды творчества — игра на музыкальных инструментах, рисование и т. п. Самым популярным видом досуга является просмотр телевизора (65 % респондентов смотрят его ежедневно). Лидирующую позицию у молодежи Кыргызстана занимают российские телеканалы и передачи. Аполитичность молодежи во многом обуславливает выбор «легких» развлекательных программ, игровых шоу и телесериалов (около половины респондентов). Понятно, что в этом случае СМИ работают только на пропаганду ценностей общества потребления, а не на морально-нравственные ориентиры, повышение культуры или политические задачи.
Традиционная система социализации дает сбои в динамичном, быстро меняющемся обществе, к которым сегодня можно причислить и Кыргызскую Республику. Усложнение содержания, рост числа агентов и факторов социализации часто воспринимаются старшими по возрасту и социальному статусу отрицательно, как просто рост трудностей. Особенно много страхов вызывает сегодня Интернет, который позволяет молодежи получать информацию без участия не только традиционных агентов социализации (родителей и учителей), но и также и государства. Сегодня около 60 % опрошенных студентов пользуются услугами всемирной информационной сети. Это, конечно, не предел, однако надо принимать во внимание тот факт, что страна только-только пытается «встать на ноги» после кризисных 1990-х гг., «тюльпановой» революции 2005 г. и продолжающихся до сих пор митингов и пикетов. Интернет еще не вошел в каждый кыргызский дом. Тем не менее 58 % респондентов имеют свой электронный адрес, и, соответственно, предпочитают общаться по сети. Интернет выступает также богатым источником разнообразной информации для учебы и работы, являясь тем самым еще одним агентом социализации молодежи, приобретающим все большую популярность.
Таким образом, обобщая все вышесказанное, еще раз заметим, что даже в условиях затяжного экономического кризиса, безработицы и социальной незащищенности большинства граждан многие кыргызские студенты связывают свое будущее с развитием родной страны. Намереваясь уехать в одну из стран СНГ на обучение или временную работу, они в перспективе рассчитывают стать высококвалифицированными специалистами в избранной ими области и трудиться на благо себе и всего кыргызского общества. Однако, несмотря на подобный патриотизм, сегодня наблюдается серьезный дефицит доверия к представителям власти и, соответственно, — к государству. По мнению более половины респондентов, государство лишь заигрывает с ними, когда это нужно. Тем не менее, молодежь так или иначе проявляет большой интерес к политическим процессам в обществе, предпочитая, правда, пассивное действие. Многочисленные протесты и митинги по самым ничтожным поводам, продолжающиеся до сих пор в тех или иных регионах страны, только обостряют сложившуюся ситуацию.
Наконец, несмотря на то, что современные глобализационные процессы все более и более проникают в патриархальные общества, и социализация кыргызской молодежи протекает практически наравне с социализацией молодых людей других развитых стран, современная ситуация в сфере демографии в Кыргызстане остается традиционно стабильной: 2/3 респондентов предполагают иметь трех и более детей.
Объективное усложнение современной социализации кыргызских студентов — это позитивный социальный процесс, обеспечивающий, пусть даже противоречиво, формирование более сложной и творческой индивидуальности каждого человека. Чем быстрее будет развиваться общество, тем более динамичными будут процессы и более индивидуальными и непредсказуемыми — результаты социализации.
1 Головин Н. А. Политическая социализация в постсоветском обществе. СПб., 2007. С. 12.
2 Кыргызстан в цифрах: Национальный статический комитет. Бишкек, 2005. С. 268.
3 Там же. С. 267.
4 Там же.
5 ГоловинН. А. Теоретико-методологические основы исследования политической социализации. СПб., 2004.
С. 30.
6 Алымбаева Н. Н. Социализация молодежи в период трансформации общества // Вестник Бишкекского гуманитарного ун-та. 2004. № 1. С. 92.