Научная статья на тему 'Особенности формирования системы управления региональным инвестиционно-строительным комплексом'

Особенности формирования системы управления региональным инвестиционно-строительным комплексом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
336
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / REGIONAL INVESTMENT AND CONSTRUCTION COMPLEX / SYSTEM OF MANAGEMENT / REGIONAL ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мустафина Л. Р., Березин А. О.

В статье рассмотрена система взаимодействия государства и инвестора посредством создания благоприятного инвестиционного климата региона, приведена упрощенная схема взаимодействия и партнерства субъектов региональной экономики при реализации инвестиционно-строительной политики. Проанализированы основные задачи прогнозирования и планирования функционирования и развития регионального инвестиционно-строительного комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Managing the regional investment and construction complex: specificities of the system formation

The article discusses the system of interaction between the state and the investor through the creation of the favorable investment climate in a region, presents a simplified scheme of interaction and partnership among the subjects of the regional economy for realization of the investment and construction politics, and analyzes the main tasks in the development of investment and construction complexes.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования системы управления региональным инвестиционно-строительным комплексом»

особенности формирования системы управления региональным инвестиционностроительным КОМПЛЕКСОМ (ПЛАНОВОЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

Л.Р. Мустафина,

доцент кафедры экономики и предпринимательства в строительстве Казанского государственного архитектурно-строительного университета,

кандидат экономических наук

А.О. Березин,

доцент кафедры экономики и менеджмента в строительстве Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета,

кандидат экономических наук berezinnn@yandex.ru

В статье рассмотрена система взаимодействия государства и инвестора посредством создания благоприятного инвестиционного климата региона, приведена упрощенная схема взаимодействия и партнерства субъектов региональной экономики при реализации инвестиционно-строительной политики. Проанализированы основные задачи прогнозирования и планирования функционирования и развития регионального инвестиционно-строительного комплекса.

Ключевые слова: региональный инвестиционно-строительный комплекс, система управления, региональная экономика

УДК 330.111.4 ББК 65.31

В условиях рыночной экономики, долгосрочное эффективное функционирование и развитие региональной экономики в целом и отдельных субъектов регионального инвестиционностроительного комплекса (ИСК) практически невозможно без целого ряда действий:

формирования перспективных планов и схем развития отраслей и территорий; сбалансированной инвестиционной политики в регионах;

четкого выстраивания схем взаимоотношений между субъектами экономики;

формирования продуманной социально-экономической политики в регионе.

В частности, при планировании развития регионального ИСК необходимо учитывать региональные особенности промышленного потенциала, перспективы минерально-сырьевой базы, возможности комплексного использования месторождений минерального сырья и отходов промышленности. Все это способствует концентрации производства, рациональному сочетанию отраслевых и территориальных интересов и созданию развитой инфраструктуры на территории региона.

Экономическому прогнозированию и стратегическому планированию развития регионального инвестиционно-строительного комплекса присущи характерные черты, обусловленные как социально-экономической значимостью инвестиционно-строительного комплекса, так и особенностями инвестиционного процесса, формирования и функционирования субъектов ИСК, а также особенностями его простого и расширенного воспроизводства в рыночных условиях. Для формирования плана развития регионального инвестиционно-строительного комплекса в рыночных условиях необходима подготовка данных, основу которых должны составлять:

• вариантные расчеты инвестиций в объекты расположенные на территории региона, а также комплексная оценка инвестиционной привлекательности регион;

• расчеты потребности в основных видах строительных материалов, конструкций и изделий;

• технико-экономическая характеристика сложившегося производства;

• разработка баланса производственных мощностей на перспективу с учетом воспроиз-

водственной структуры (капитальный ремонт, модернизация, реконструкция, новое строительство);

• оценка минерально-сырьевых ресурсов, попутных продуктов и отходов производства;

• составление баланса производства и потребления основных видов строительных материалов, изделий и конструкций;

• определение вариантов возможного строительства предприятий и пунктов их размещений;

• выбор оптимального варианта развития и размещения предприятий строительной базы на основе комплексного использования минерально-сырьевых ресурсов и отходов производства;

• определение потребности в капитальных вложениях на развитие производственно-строительной базы;

Рис. 1. Система взаимодействия государства и инвестора, создающая благоприятный инвестиционный климат региона

• расчет экономической эффективности предложений по развитию регионального инвестиционно-строительного комплекса.

Основной тенденцией развития экономики России является ее регионализация. Это подтверждается наличием особого круга проблем экономики страны, относящихся к компетенции регионов. Механизмы решения этих проблем выделены в региональную инвестиционную политику. Объектом воздействия региональной инвестиционной политики является инвестиционный климат конкретного региона. Государственное регулирование инвестиционной деятельности в настоящее время связано с формированием и стимулированием инвестиционного климата страны. Однако комплексное решение проблемы привлечения инвестиций в реальный сектор экономики на макроуровне зависит от состояния инвестиционной сферы и инвестиционного климата российских регионов.

Следует обратить внимание, что инвестиционный климат региона определяет два параметра, создающих условия для привлечения и воспроизводства инвестиционного капитала: доходность и риск (рис.1). Доходность инвестиций, определяемая в рамках осуществления и реализации региональной инвестиционной политики, формируется на основе обеспеченности региона высокодоходными направлениями инвестирования (как наиболее привлекательными для частного инвестиционного капитала), сбалансированными с объектами стратегического регионального инвестирования (необходимостью решать социальные задачи региона, осуществлять инвестиции в отрасли, характеризующиеся длительным сроком окупаемости и проч.). Государство при этом в лице региональных властей принимает на себя контрольные функции и обеспечивает гарантии инвесторам, их стимулирование и т.д.

В связи с этим, автор считает, что категория «инвестиционный потенциал региона» должна выражать экономическую сущность совокупных инвестиционных возможностей региона, как части экономической системы государства, способной генерировать финансовые потоки в бюджет страны в целом, обеспечивая удовлетворение материальных, финансовых и интеллектуальных потребностей воспроизводства капитала. Взаимодействие региона на основе реализации его инвестиционных возможностей с внешними партнерами, инвесторами и бюджетом РФ представлено на рис. 2.

Рассматривая управление инвестиционно-строительным комплексом региона, а также взаимодействие его субъектов с внешними партнерами и инвесторами как единой большой системы, следует обратить внимание на сопоставимость показателей по следующим стратегическим характеристикам:

• иерархические структуры стратегических показателей: эффектов и рисков, возникающих вследствие функционирования системы;

• важность каждого показателя относительно друг друга (приоритет и вес);

• критерии количественной и качественной оценки каждого показателя (если они определены);

• начальное значение каждого показателя и его качественная оценка в соответствии с вышеуказанными критериями;

• целевое значение по каждому показателю и его качественная оценка.

Кроме представленных характеристик необходимо отдельно упомянуть риски, которые являются плохо измеряемыми в денежном выражении. Риски представляют собой возможности негативных состояний инвестиционно-строительного комплекса. Этому вопросу также необходимо уделять должное внимание, учитывая неопределенность и экономическую нестабильность.

Ситуация в регионах с реализацией инвестиционной политики не однозначна. Например, в Татарстане созданы условия для перспективного развития инвестиционной деятельности, в части разработки нормативно-правовых актов, создания инвестиционных фондов при поддержке областной администрации и проч. Однако, именно недостаток государственного финансирования ряда проектов и программ не позволяет создать условия для привлечения частного капитала в регион. Это связано с тем, что участие государственного долевого финансирования является стимулом и гарантом, как привлечения внешних инвестиций, так и катализатором внутренних инвестиционных ресурсов. Поэтому можно предположить, что эффективная инвестиционная политика должна реализовываться на следующих четырех уровнях.

На первом уровне инвестиционная политика создает условия посредством реализации конкретных законодательных и правовых механизмов для возможной генерации бюджетных инвестиций и аккумулирования и привлечения внебюджетных средств в форме частного и иностранного капитала. Выработанные на этом уровне механизмы призваны обеспечивать гарантии инвесторам, налоговое льготирование, методическую базу оценки и прогнозирования эффективных направлений вложений привлекаемых ресурсов и одновременно решать стратегические, социальные политические и прочие задачи регионального уровня.

Таким образом, формируется второй уровень реализации инвестиционной политики региона, на котором: создаются инвестиционные программы, осуществляется отбор критериев оценки эффективной реализации проектов и программ, определяется доля участи государства в реализации инвестиционного проекта, структура инвестиций, прогнозируются уровни эффективности каждого вида инвестиций. Порядок определения конкретных льгот должен осуществляться в адресном порядке, индивидуально в зависимости от условий финансирования, схемы участников, решения в рамках проекта конкретных целей и прочих условий. Их объем должен определяться в рамках экономической экспертизы проекта. Т.е. поощрительные и стимулирующие механизмы должны включаться в реализацию инвестиционных программ только на этапе исследования состояния конкретного реципиента с позиции решения предоставленных проектами приоритетных задач региональной инвестиционной политики. На четвертом уровне реализации региональной инвестиционной политики необходимо проводить исследование достигнутых показателей эффективности, для внесения корректировок и поправок в формирование государственных фондов инвестирования региональных программ.

Следует сказать, что решение стратегических задач развития регионального инвестиционно-строительного комплекса должно осуществляться как в отраслевом, так и в территориальном аспектах. Сложная многоступенчатая и многоотраслевая инвестиционно-строительная сфера, состоящая из соподчиненных подразделений обеспечивает, как правило, тактическое решение стратегических планов и определяет способы их выполнения. Специфику функционирования регионального инвестиционно-строительного комплекса, с точки зрения отраслевой и территориальной организации отражают сложные вертикальные, горизонтальные и пересекающиеся функциональные связи между субъектами инвестиционно-строительного комплекса и смежных отраслей.

Рис. 2. Схема взаимодействия и партнерства региона при реализации инвестиционно-строительной политики

На наш взгляд важнейшей проблемой прогнозирования и планирования функционирования и развития регионального инвестиционно-строительного комплекса в современных условиях является фактическое отсутствие целевых нормативов и показателей, адекватно отражающих на каждой стадии состояние инвестиционно-строительного комплекса. В частности, по нашему мнению, необходимо обратить свое внимание на решение ряда вопросов на ключевых стадиях инвестиционностроительного процесса, а именно:

• на стадии среднесрочных и долгосрочных строительных программ — установление технической и экономической политики в региональном инвестиционно-строительном комплексе, которая должна включать в себя, прежде всего: определение этапов и очередей создания материально-технической базы строительства; выявление наиболее экономичных путей реализации региональных и отраслевых крупномасштабных проектов; установление рациональной очередности выполнения строительных программ; совершенствование форм и методов организации инвестиционно-строительного процесса в регионе;

• на стадии инвестиций — обеспечение экономической обоснованности необходимых средств для реализации проекта в регионе и целесообразного территориального размещения производств с учетом влияния различных факторов (природно-климатических, социально-демографических, ресурсноэнергетических и т.д.); разработка программы по созданию мини-производств для выпуска мелко-партийной продукции, а также необходимых предпосылок и условий для получения сбалансированной структуры всех видов ресурсов;

• на стадии проектирования объектов строительства — максимальный учет в проектах современных технологий; совершенствование объемно-планировочных и конструктивных решений зданий и сооружений; обеспечение снижения материалоемкости и энергоемкости производства; выбор наиболее экономичных проектов на основе многовариантных проработок;

• на стадии строительного производства—сокращение продолжительности строительства; снижение себестоимости строительно-монтажных работ; улучшение использования основных средств и оборотных фондов; повышение производительности работ, повышение качества и т.д.

В целом основные задачи прогнозирования и планирования функционирования и развития регионального инвестиционно-строительного комплекса могут быть сформулированы следующим образом:

• обеспечение развития регионального инвестиционно-строительного комплекса, а также смежных отраслей экономики региона, повышение эффективности их функционирования; улучшение качества выполняемых работ на основе внедрения инновационных методов управления производственными предприятиями;

• осуществление системы мер в области планирования и управления экономикой региона и отдельных городов (населенных пунктов), исключающей диспропорции и обеспечивающей сбалансированность производственной и непроизводственных сфер;

• разработка прогнозов использования материальных ресурсов по видам, зависящим в свою очередь от объемно-планировочных и конструктивных решений зданий, используемых технологий и наличия сырьевых ресурсов. Выбор и принятие решений по обоснованию развития и размещения материально-технической базы целесообразно осуществлять исходя из схем развития и единого территориального размещения предприятий строительной индустрии на основе генеральной схемы развития, а также с учетом рациональной структуры, состава и уровня специализации субъектов регионального инвестиционно-строительного комплекса;

• обеспечение развития транспортно-логистической инфраструктуры с целью уменьшения затрат времени и ресурсов при перевозке грузов и пассажиров;

• обоснование мероприятий, необходимых для улучшения окружающей среды, состояния воздушного и водного бассейнов, озеленения, восстановления ландшафта.

Литература

1. Бузырев В.В., Березин А.О., Кияткина Е.П. Региональное жилищное строительство: прогнозирование и стратегическое планирование. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009.

Екимова К.В., Савельева И.П. Реструктуризация инвестиционно-строительного комплекса региона. — Челябинск: Цицеро, 2006.

2. Екимова К.В., Савельева И.П. Управление региональным инвестиционно-строительным комплексом: проблемы тебории и практики. — Челябинск: Цицеро, 2006.

3. Градостроительный кодекс Российской Федерации (от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ), ред. от 27.07.2010 г. (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.10.2010 г.)

4. Гусева М.Н. Надежность и эффективность систем управления в строительном бизнесе: Учеб. пособие. — М., 2004.

5. Хрусталев Б.Б., Мебадури З.А. Региональный инвестиционн-строительный комплекс: вопросы формирования рациональных параметров деятельности строительных предприятий. — Пенза: ПГАСА, 2001.

30 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.