особенности формирования системы управления региональным инвестиционностроительным КОМПЛЕКСОМ (ПЛАНОВОЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
Л.Р. Мустафина,
доцент кафедры экономики и предпринимательства в строительстве Казанского государственного архитектурно-строительного университета,
кандидат экономических наук
А.О. Березин,
доцент кафедры экономики и менеджмента в строительстве Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета,
кандидат экономических наук [email protected]
В статье рассмотрена система взаимодействия государства и инвестора посредством создания благоприятного инвестиционного климата региона, приведена упрощенная схема взаимодействия и партнерства субъектов региональной экономики при реализации инвестиционно-строительной политики. Проанализированы основные задачи прогнозирования и планирования функционирования и развития регионального инвестиционно-строительного комплекса.
Ключевые слова: региональный инвестиционно-строительный комплекс, система управления, региональная экономика
УДК 330.111.4 ББК 65.31
В условиях рыночной экономики, долгосрочное эффективное функционирование и развитие региональной экономики в целом и отдельных субъектов регионального инвестиционностроительного комплекса (ИСК) практически невозможно без целого ряда действий:
формирования перспективных планов и схем развития отраслей и территорий; сбалансированной инвестиционной политики в регионах;
четкого выстраивания схем взаимоотношений между субъектами экономики;
формирования продуманной социально-экономической политики в регионе.
В частности, при планировании развития регионального ИСК необходимо учитывать региональные особенности промышленного потенциала, перспективы минерально-сырьевой базы, возможности комплексного использования месторождений минерального сырья и отходов промышленности. Все это способствует концентрации производства, рациональному сочетанию отраслевых и территориальных интересов и созданию развитой инфраструктуры на территории региона.
Экономическому прогнозированию и стратегическому планированию развития регионального инвестиционно-строительного комплекса присущи характерные черты, обусловленные как социально-экономической значимостью инвестиционно-строительного комплекса, так и особенностями инвестиционного процесса, формирования и функционирования субъектов ИСК, а также особенностями его простого и расширенного воспроизводства в рыночных условиях. Для формирования плана развития регионального инвестиционно-строительного комплекса в рыночных условиях необходима подготовка данных, основу которых должны составлять:
• вариантные расчеты инвестиций в объекты расположенные на территории региона, а также комплексная оценка инвестиционной привлекательности регион;
• расчеты потребности в основных видах строительных материалов, конструкций и изделий;
• технико-экономическая характеристика сложившегося производства;
• разработка баланса производственных мощностей на перспективу с учетом воспроиз-
водственной структуры (капитальный ремонт, модернизация, реконструкция, новое строительство);
• оценка минерально-сырьевых ресурсов, попутных продуктов и отходов производства;
• составление баланса производства и потребления основных видов строительных материалов, изделий и конструкций;
• определение вариантов возможного строительства предприятий и пунктов их размещений;
• выбор оптимального варианта развития и размещения предприятий строительной базы на основе комплексного использования минерально-сырьевых ресурсов и отходов производства;
• определение потребности в капитальных вложениях на развитие производственно-строительной базы;
Рис. 1. Система взаимодействия государства и инвестора, создающая благоприятный инвестиционный климат региона
• расчет экономической эффективности предложений по развитию регионального инвестиционно-строительного комплекса.
Основной тенденцией развития экономики России является ее регионализация. Это подтверждается наличием особого круга проблем экономики страны, относящихся к компетенции регионов. Механизмы решения этих проблем выделены в региональную инвестиционную политику. Объектом воздействия региональной инвестиционной политики является инвестиционный климат конкретного региона. Государственное регулирование инвестиционной деятельности в настоящее время связано с формированием и стимулированием инвестиционного климата страны. Однако комплексное решение проблемы привлечения инвестиций в реальный сектор экономики на макроуровне зависит от состояния инвестиционной сферы и инвестиционного климата российских регионов.
Следует обратить внимание, что инвестиционный климат региона определяет два параметра, создающих условия для привлечения и воспроизводства инвестиционного капитала: доходность и риск (рис.1). Доходность инвестиций, определяемая в рамках осуществления и реализации региональной инвестиционной политики, формируется на основе обеспеченности региона высокодоходными направлениями инвестирования (как наиболее привлекательными для частного инвестиционного капитала), сбалансированными с объектами стратегического регионального инвестирования (необходимостью решать социальные задачи региона, осуществлять инвестиции в отрасли, характеризующиеся длительным сроком окупаемости и проч.). Государство при этом в лице региональных властей принимает на себя контрольные функции и обеспечивает гарантии инвесторам, их стимулирование и т.д.
В связи с этим, автор считает, что категория «инвестиционный потенциал региона» должна выражать экономическую сущность совокупных инвестиционных возможностей региона, как части экономической системы государства, способной генерировать финансовые потоки в бюджет страны в целом, обеспечивая удовлетворение материальных, финансовых и интеллектуальных потребностей воспроизводства капитала. Взаимодействие региона на основе реализации его инвестиционных возможностей с внешними партнерами, инвесторами и бюджетом РФ представлено на рис. 2.
Рассматривая управление инвестиционно-строительным комплексом региона, а также взаимодействие его субъектов с внешними партнерами и инвесторами как единой большой системы, следует обратить внимание на сопоставимость показателей по следующим стратегическим характеристикам:
• иерархические структуры стратегических показателей: эффектов и рисков, возникающих вследствие функционирования системы;
• важность каждого показателя относительно друг друга (приоритет и вес);
• критерии количественной и качественной оценки каждого показателя (если они определены);
• начальное значение каждого показателя и его качественная оценка в соответствии с вышеуказанными критериями;
• целевое значение по каждому показателю и его качественная оценка.
Кроме представленных характеристик необходимо отдельно упомянуть риски, которые являются плохо измеряемыми в денежном выражении. Риски представляют собой возможности негативных состояний инвестиционно-строительного комплекса. Этому вопросу также необходимо уделять должное внимание, учитывая неопределенность и экономическую нестабильность.
Ситуация в регионах с реализацией инвестиционной политики не однозначна. Например, в Татарстане созданы условия для перспективного развития инвестиционной деятельности, в части разработки нормативно-правовых актов, создания инвестиционных фондов при поддержке областной администрации и проч. Однако, именно недостаток государственного финансирования ряда проектов и программ не позволяет создать условия для привлечения частного капитала в регион. Это связано с тем, что участие государственного долевого финансирования является стимулом и гарантом, как привлечения внешних инвестиций, так и катализатором внутренних инвестиционных ресурсов. Поэтому можно предположить, что эффективная инвестиционная политика должна реализовываться на следующих четырех уровнях.
На первом уровне инвестиционная политика создает условия посредством реализации конкретных законодательных и правовых механизмов для возможной генерации бюджетных инвестиций и аккумулирования и привлечения внебюджетных средств в форме частного и иностранного капитала. Выработанные на этом уровне механизмы призваны обеспечивать гарантии инвесторам, налоговое льготирование, методическую базу оценки и прогнозирования эффективных направлений вложений привлекаемых ресурсов и одновременно решать стратегические, социальные политические и прочие задачи регионального уровня.
Таким образом, формируется второй уровень реализации инвестиционной политики региона, на котором: создаются инвестиционные программы, осуществляется отбор критериев оценки эффективной реализации проектов и программ, определяется доля участи государства в реализации инвестиционного проекта, структура инвестиций, прогнозируются уровни эффективности каждого вида инвестиций. Порядок определения конкретных льгот должен осуществляться в адресном порядке, индивидуально в зависимости от условий финансирования, схемы участников, решения в рамках проекта конкретных целей и прочих условий. Их объем должен определяться в рамках экономической экспертизы проекта. Т.е. поощрительные и стимулирующие механизмы должны включаться в реализацию инвестиционных программ только на этапе исследования состояния конкретного реципиента с позиции решения предоставленных проектами приоритетных задач региональной инвестиционной политики. На четвертом уровне реализации региональной инвестиционной политики необходимо проводить исследование достигнутых показателей эффективности, для внесения корректировок и поправок в формирование государственных фондов инвестирования региональных программ.
Следует сказать, что решение стратегических задач развития регионального инвестиционно-строительного комплекса должно осуществляться как в отраслевом, так и в территориальном аспектах. Сложная многоступенчатая и многоотраслевая инвестиционно-строительная сфера, состоящая из соподчиненных подразделений обеспечивает, как правило, тактическое решение стратегических планов и определяет способы их выполнения. Специфику функционирования регионального инвестиционно-строительного комплекса, с точки зрения отраслевой и территориальной организации отражают сложные вертикальные, горизонтальные и пересекающиеся функциональные связи между субъектами инвестиционно-строительного комплекса и смежных отраслей.
Рис. 2. Схема взаимодействия и партнерства региона при реализации инвестиционно-строительной политики
На наш взгляд важнейшей проблемой прогнозирования и планирования функционирования и развития регионального инвестиционно-строительного комплекса в современных условиях является фактическое отсутствие целевых нормативов и показателей, адекватно отражающих на каждой стадии состояние инвестиционно-строительного комплекса. В частности, по нашему мнению, необходимо обратить свое внимание на решение ряда вопросов на ключевых стадиях инвестиционностроительного процесса, а именно:
• на стадии среднесрочных и долгосрочных строительных программ — установление технической и экономической политики в региональном инвестиционно-строительном комплексе, которая должна включать в себя, прежде всего: определение этапов и очередей создания материально-технической базы строительства; выявление наиболее экономичных путей реализации региональных и отраслевых крупномасштабных проектов; установление рациональной очередности выполнения строительных программ; совершенствование форм и методов организации инвестиционно-строительного процесса в регионе;
• на стадии инвестиций — обеспечение экономической обоснованности необходимых средств для реализации проекта в регионе и целесообразного территориального размещения производств с учетом влияния различных факторов (природно-климатических, социально-демографических, ресурсноэнергетических и т.д.); разработка программы по созданию мини-производств для выпуска мелко-партийной продукции, а также необходимых предпосылок и условий для получения сбалансированной структуры всех видов ресурсов;
• на стадии проектирования объектов строительства — максимальный учет в проектах современных технологий; совершенствование объемно-планировочных и конструктивных решений зданий и сооружений; обеспечение снижения материалоемкости и энергоемкости производства; выбор наиболее экономичных проектов на основе многовариантных проработок;
• на стадии строительного производства—сокращение продолжительности строительства; снижение себестоимости строительно-монтажных работ; улучшение использования основных средств и оборотных фондов; повышение производительности работ, повышение качества и т.д.
В целом основные задачи прогнозирования и планирования функционирования и развития регионального инвестиционно-строительного комплекса могут быть сформулированы следующим образом:
• обеспечение развития регионального инвестиционно-строительного комплекса, а также смежных отраслей экономики региона, повышение эффективности их функционирования; улучшение качества выполняемых работ на основе внедрения инновационных методов управления производственными предприятиями;
• осуществление системы мер в области планирования и управления экономикой региона и отдельных городов (населенных пунктов), исключающей диспропорции и обеспечивающей сбалансированность производственной и непроизводственных сфер;
• разработка прогнозов использования материальных ресурсов по видам, зависящим в свою очередь от объемно-планировочных и конструктивных решений зданий, используемых технологий и наличия сырьевых ресурсов. Выбор и принятие решений по обоснованию развития и размещения материально-технической базы целесообразно осуществлять исходя из схем развития и единого территориального размещения предприятий строительной индустрии на основе генеральной схемы развития, а также с учетом рациональной структуры, состава и уровня специализации субъектов регионального инвестиционно-строительного комплекса;
• обеспечение развития транспортно-логистической инфраструктуры с целью уменьшения затрат времени и ресурсов при перевозке грузов и пассажиров;
• обоснование мероприятий, необходимых для улучшения окружающей среды, состояния воздушного и водного бассейнов, озеленения, восстановления ландшафта.
Литература
1. Бузырев В.В., Березин А.О., Кияткина Е.П. Региональное жилищное строительство: прогнозирование и стратегическое планирование. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009.
Екимова К.В., Савельева И.П. Реструктуризация инвестиционно-строительного комплекса региона. — Челябинск: Цицеро, 2006.
2. Екимова К.В., Савельева И.П. Управление региональным инвестиционно-строительным комплексом: проблемы тебории и практики. — Челябинск: Цицеро, 2006.
3. Градостроительный кодекс Российской Федерации (от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ), ред. от 27.07.2010 г. (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.10.2010 г.)
4. Гусева М.Н. Надежность и эффективность систем управления в строительном бизнесе: Учеб. пособие. — М., 2004.
5. Хрусталев Б.Б., Мебадури З.А. Региональный инвестиционн-строительный комплекс: вопросы формирования рациональных параметров деятельности строительных предприятий. — Пенза: ПГАСА, 2001.
30 1