Управленческий учет
особенности формирования системы стратегического управленческого учета
в металлургических холдингах*
л. в. юрьева,
кандидат экономических наук Уральский государственный технический университет
В условиях рыночной экономики перед металлургическими холдингами встает проблема гибкого и быстрого реагирования на изменчивость рыночной среды. В то же время необходимо осуществлять формирование долговременной конкурентной политики и стратегии развития дочерних предприятий холдинговой компании. Система стратегического управленческого учета выступает одним из наиболее действенных способов, призванных повысить эффективность управления современным холдингом.
Современные предприятия металлургической отрасли функционируют в условиях высокой сложности, неопределенности и динамичности окружающей социально-экономической среды. Жесткая инерционная организация управления металлургическим холдингом не позволяет мгновенно реагировать на изменение требований рынка. Главным условием победы в конкурентной борьбе является способность долговременного предвидения и последовательной реализации различных инноваций в ассортименте продукции, в технологии и в управлении. Для того чтобы выжить и развиваться в этой среде, предприятиям холдинга необходимо постоянно видоизменяться и адаптироваться к быстро меняющимся требованиям рынка, формируемым в условиях современной экономики инновационного типа.
Важнейшее направление адаптации — установление практики функционирования системы
* Статья подготовлена к печати Екатеринбургским информационным центром издательского дома «Финансы и Кредит».
стратегического управленческого учета холдингов. Значимость системы стратегического управленческого учета определяется прежде всего тем, что необходимы новые методы адаптации и улучшения для динамичного развития в рыночной среде.
Дальнейшее повышение эффективности использования всех видов экономических ресурсов и развития металлургических предприятий неразрывно связано с формированием дочерними предприятиями системы стратегического управленческого учета, которая является адекватным рыночным механизмом и расширяет возможности субъектов рынка для выбора более точных и обоснованных решений по всем направлениям управленческой деятельности.
Роль стратегического управленческого учета в информационном обеспечении не ограничивается функциями традиционного управленческого учета, задачей которого является обеспечение руководства компании внутренней информацией в целях обоснования управленческих решений. Информационная подсистема в стратегическом управленческом учете выполняет более сложную и комплексную роль, состоящую в обеспечении руководства релевантной информацией, необходимой для управления и контроля в интересах развития холдинга. Необходимость выявлять и координировать внешние факторы является главным отличием информационной подсистемы стратегического управленческого учета от традиционного управленческого учета.
Основные функции информационной подсистемы в системе управленческого учета холдинговых объединений представлены на рисунке.
Каждая из этих функций несет в себе определенную смысловую нагрузку и роль в системе управленческого учета. Они неразрывно связаны между собой и направлены на информационное обеспечение выбора и реализации стратегии развития предприятия.
Главная особенность формирования системы стратегического управленческого учета заключается в информационной поддержке стратегических решений на основе информационной подсистемы, которая должна обеспечивать руководство холдинговой компании соответствующими показателями, отражающими финансовые результаты деятельности бизнеса, а также показателями оценки экономической и управленческой эффективности предприятия.
Информационное обеспечение является необходимым компонентом для принятия стратегических управленческих решений, и для его реализации требуется решение трех задач:
- определить, какая информация нужна;
- создать систему сбора информации;
- соответствующим образом ее структурировать.
Сбор информации может принимать самые
разные формы, иметь разные результаты и названия. Поэтому в системе стратегического управленческого учета выделяется несколько подсистем сбора и анализа информации:
- информация о внутреннем состоянии компании;
- информация о рынках и отрасли;
- информация о конкурентах;
- информация о продуктах и технологиях;
- информация о правительственных решениях.
Сбор информации о внутреннем состоянии
холдинга базируется на управленческих процедурах,
Информационное обеспечение стратегии реализации развития
Взаимосвязь функций стратегического управленческого учета
направленных на обеспечение текущих операций в системе стратегического управленческого учета.
Информационная направленность управленческого учета в рамках стратегического управления состоит в том, чтобы доставлять всю релевантную информацию принимающим решения руководителям определенного уровня. Однако стратегические решения, принимаемые в холдинге, могут весьма различаться в зависимости от того, какие задачи стоят перед холдингом, а также от уровня, на котором в нем принимают эти решения.
Другая особенность формирования системы стратегического управленческого учета в металлургических холдингах заключается в использовании инструмента стратегического бюджетирования, в том числе. посредством создания гибкого бюджета с учетом изменений внешней среды. Стратегическое бюджетирование характеризуется несколькими особенностями. Во-первых, оно реализует системный подход к организации управления. Это происходит в результате выполнения жизненно важных функций управления предприятием, таких как: определение задач, планирование ресурсов, оценка деятельности и мотивация персонала на основе оценки; контроль за исполнением. Во-вторых, осуществляет связь годового бюджетирования и стратегического управления. Стратегический бюджет включает в себя такие направления, как:
- инвестиции в улучшение конкурентных позиций в стратегических областях бизнеса;
- инвестиции в расширение стратегических областей бизнеса;
- инвестиции в развитие новых стратегических областей бизнеса и уход из неперспективных.
Одним из методов преодоления разрыва между стратегией и оперативной деятельностью является внедрение сбалансированной системы показателей эффективности.
Такие показатели связывают стратегические цели с оперативными планами и бюджетами по их достижению посредством включения стратегических инициатив и проектов, экономического эффекта и затрат, связанных с ними, в бюджеты холдинга.
Как видно из рисунка, наиболее значимой функцией стратегического управленческого учета с точки зрения его роли в адаптации предприятий металлургического холдинга в инновационно ориентированной рыночной экономике является аналитическая функция. В системе управленческого учета холдинга одной из важнейших задач
аналитической функции является формирование и обеспечение удовлетворительного финансового состояния всех дочерних предприятий и как следствие — самой холдинговой компании.
При этом под финансовым состоянием понимается способность металлургических холдингов финансировать свою деятельность. Она определяется обеспеченностью финансовыми ресурсами, нужными для текущего функционирования предприятий холдинга, целесообразностью их размещения, интенсивностью и эффективностью использования.
Для обеспечения стабильного удовлетворительного финансового состояния в холдинговых структурах целесообразно проводить рейтинговую оценку финансового состояния всех дочерних предприятий с помощью сбалансированной системы показателей. Подобный анализ ассоциированных предприятий позволит определить целесообразность вкладывания в них финансовых инвестиций в целях получения дивидендов. В то же время рейтинговый анализ дочерних предприятий будет содействовать принятию эффективных управленческих решений относительно формирования и использования финансовых ресурсов. К финансовым ресурсам предприятий холдинга целесообразно отнести валовую прибыль, прибыль от продаж, операционную прибыль, внереализационную прибыль, прибыль до налогообложения, чистую прибыль и нераспределенную прибыль.
Еще одна особенность формирования системы управленческого учета состоит в определении рейтингов, которое направлено на выявление и оценку финансового состояния холдинговых объединений по шкале ряда дифференцированных интегральных показателей в целях эффективного управления финансовыми ресурсами в холдинге.
Положительное следствие рейтинговой оценки — достижение открытости бизнеса для его участников. Установление рейтинга дает возможность в целом оценить финансовое состояние и уровень платежеспособности предприятий холдинга. Также рейтинговая оценка может стать стимулом для повышения эффективности деятельности дочерних предприятий благодаря реализации политики вознаграждения наиболее рейтинговых предприятий. Это особенно актуально для холдинговых компаний горизонтального типа.
В черной металлургии России в основном завершен этап институциональных преобразований на основе слияний и поглощений отдельных акционерных обществ с созданием крупных корпоративных групп.
Наибольшее развитие получила вертикальная интеграция, основанная на включении в корпоративные металлургические группы технологически взаимосвязанных сопряженных производств: железорудных, в определенной степени угольных, а также более высокой степени переработки: ряда метизных заводов.
По существу на российском рынке железорудного сырья нет подготовленных к добыче свободных железорудных активов, что в определенной мере исчерпывает возможности дальнейшей вертикальной интеграции. Включение же активов угледобывающих предприятий в состав металлургических групп имеет значительные технологические ограничения.
Достигла определенных пределов развития и горизонтальная интеграция, основанная на концентрации в одной компании металлургического потенциала нескольких металлургических комбинатов и заводов. Конечно, возможности горизонтальной интеграции и внутри России и на мировом рынке открыты. Но при объединении крупных компаний они связаны с проблемой обеспечения главенствующей роли.
Оптимальное формирование и использование финансовых ресурсов каждого дочернего предприятия обусловливает стойкое финансовое состояние всего холдинга, а это одна из важнейших характеристик хозяйственной деятельности. Финансовый анализ позволяет определить понятие «стойкое финансовое состояние» с качественной и количественной стороны. В теории финансового анализа существует большой арсенал методов, с помощью которых можно осуществить правильную диагностику и определение рейтингов ассоциированных и дочерних предприятий, а также холдинговых компаний.
Рейтинг подконтрольных предприятий холдинговых компаний целесообразно высчитывать с помощью относительных показателей, поскольку абсолютные не всегда объективно отображают реальную ситуацию, используя при этом как источник информации публичную финансовую отчетность. Затем рационально разработать один интегрированный показатель, с помощью которого можно однозначно определить финансовое состояние предприятий холдинговых компаний за определенный период и определить рейтинг каждого из них в общей совокупности.
При определении системы сбалансированных показателей следует учитывать качественные и количественные коэффициенты. При этом экс-
тенсивными факторами целесообразно считать объемы собственных и вовлеченных финансовых ресурсов, которыми владеет и распоряжается металлургический холдинг. В то время как интенсивность будут характеризовать количественные показатели использования финансовых ресурсов: количество оборотов оборотных средств, рентабельность собственного капитала и т. п.
В холдинговой компании интегрированную оценку металлургических предприятий целесообразно строить на следующих принципах.
1. Принцип достаточности. Определение важнейших параметров объекта анализа металлургических предприятий. К таковым можно отнести доход от реализации продукции, чистую прибыль, собственный капитал, средние остатки активов, обязательств и капитала.
2. Принцип значимости. Построение системы показателей необходимо производить исходя из их значимости и существенности. Поэтому нужно использовать простые и понятные алгоритмы расчета показателей.
3. Принцип точности. Важно определить допустимую точность значений коэффициентов и границ удовлетворительного их уровня.
4. Принцип релевантности. Необходимо оптимально сочетать информативность выбранных показателей, а также всесторонний учет качественных и количественных параметров финансовых ресурсов.
5. Принцип объективности. Важно совмещать доступность данных для расчета показателей с возможностью их однозначно интерпретировать.
6. Принцип сравнимости. Достаточно обеспечить требования для применения методов сравнения во времени/пространстве и сопоставимость показателей по периодам.
Для повышения значимости система финансового анализа и коэффициенты, заложенные в ее основу, предназначены прежде всего для выявления изменений в финансовом состоянии, определения тенденций, позволяющих составить представление о том, какие риски и возможности для холдинга существуют, как минимизировать первые и увеличить влияние последних. Оценка бизнес-стратегии с помощью коэффициентов показывает то состояние дел, которое было характерно для прошедшего периода.
Остановимся подробно на аналитической функции как основе формирования системы стратегического управленческого учета. Она состоит в анализе финансовых коэффициентов и показателей, а также заключается в приобретении навыков принятия финансовых решений холдинговых компании
и понимании результативности ее работы. Таким образом, она сокращает полагание руководителей управляющей компании на догадки, предчувствия и интуицию, что минимизирует неопределенность в принятии решений. Сравнительный анализ требует точных подсчетов, включающих в себя финансовые коэффициенты, прошлые финансовые отчеты и оценки будущего роста, объединенные с отраслевым и экономическим анализом.
Несмотря на то, что финансовые отчеты предоставляют по большей части полезную информацию, большие числа и изменяющиеся порядки и методы подсчета, особенно в многонациональных контекстах, очень затрудняют сравнение производительности от одного предприятия холдинга к другому и от года к году в определенном предприятии. Анализ коэффициентов представляет собой полезный и интересный метод оценки разнообразных финансовых характеристик холдинга.
Применение анализа коэффициентов к финансовым показателям способствует на основе информации, сформированной в системе стратегического управленческого учета, делать выводы о конкурентном успехе, провале или развитии холдинга с течением времени, а также оценивать то, насколько результативно работает каждое предприятие по сравнению с аналогичными предприятиями холдинга. Анализ коэффициентов также может помочь руководству стать осведомленным о сильных и слабых сторонах холдинга.
В финансовом анализе рассматривают три основные базы оценки соответствия коэффициентов для сравнения.
Первая — это собственный опыт работы холдинга. Он всегда полезен при обзоре коэффициентов холдинга за текущий год, которые сравниваются с теми значениями, которые они принимали несколькими годами раньше. Это способствует выявлению благоприятных или неблагоприятных тенденций, которые постепенно развиваются с течением времени, а также выявлению каких-либо показателей, значительно изменившихся за определенный промежуток времени.
Второй тип аналитической базы состоит в сравнении показателей предприятий холдинга с конкурентами. Если конкуренты представляют руководству холдинга возможность получить копии их годовых отчетов, то сравнить каждый коэффициент с коэффициентом исходного холдинга легко. Этот подход особенно ценен для выяснения, почему данный холдинг работает определенно лучше или хуже, чем некоторый конкурент. Посредством
выявления различий в коэффициентах возможно определить, какой холдинг или предприятие холдинга работает лучше или хуже, чем конкурент.
Третий тип базы — это сравнение показателей предприятий, входящих в один металлургический холдинг. Здесь доступны не только показатели предприятий холдинга, но также информация, которая часто сортируется по размеру предприятий. Таким образом, существует возможность выяснить, насколько относительно далеко от значений других предприятий находятся показатели данного металлургического предприятия.
Анализ финансовых коэффициентов и показателей имеет много основных преимуществ. Анализ финансовых отчетов является распространенным методом для кредиторов и инвесторов, но их цели отличаются от целей стратегического управленческого учета, в рамках которого возможно объяснить и оценить стратегию и результативность работы холдинга. Тщательный анализ финансового состояния компании непременно улучшает общий процесс конкурентного и стратегического анализа. Финансовые данные представляют действительные и конкретные результаты стратегии, структуры и систем холдинга и могут быть выгодными при понимании значений стратегических вариантов развития металлургических предприятий. Невозможно представить себе систему стратегического управленческого учета без полноценной аналитической функции, в отсутствие какого-либо анализа финансовых коэффициентов и показателей.
Анализ финансовых коэффициентов особенно полезен в качестве инструмента при работе с информационной перегрузкой. Одной из главных сложностей конкурентной управленческой информации является то, как найти образцы в горах несистематизированных данных. Анализ финансовых коэффициентов и показателей достигает этого двумя способами. Он трансформирует большой объем финансовых данных в управляемую систему значимых результатов и объединяет динамичный отчет о результатах хозяйственной деятельности со статичным балансовым отчетом в единый интегрированный анализ.
Другое основное преимущество анализа финансовых коэффициентов заключается в его универсальности. Он легко применим как к внутреннему анализу холдинга, так и к конкурентному анализу и соперников, и отраслевой структуры металлургических предприятий. Можно сказать, что аналитическая точность может быть достигнута посредством вычисления двух или трех ключевых
коэффициентов в каждой категории системы сбалансированных показателей.
Анализ финансовых коэффициентов и показателей позволяет в рамках стратегического управленческого учета определить способность предприятий холдинга добиться успеха посредством применения обобщенной стратегии. С помощью объединения анализа финансовых коэффициентов и показателей с другими сопутствующими методами в системе стратегического управленческого учета возможно получить наиболее полную картину вероятности достижения холдингом стратегического и конкурентного успеха.
Однако необходимо отметить, что финансовые коэффициенты имеют некоторые ограничения. Во-первых, их расчет основан на бухгалтерской информации. Поэтому рассчитанные значения финансовых коэффициентов не обеспечивают каких-либо прямых данных о потоках наличности как важном компоненте управления, основанном на ценности.
Во-вторых, единственно рассчитанный коэффициент не предоставит достаточно информации для составления мнения о холдинге. Необходимо располагать дополнительными данными для того, чтобы сделать подобные выводы. Источником таких данных могло бы стать сравнение значений коэффициентов со значениями таких же коэффициентов других предприятий или с прошлыми показателями холдинга. Тенденции, возникающие с течением времени, также могут пролить свет на ситуацию. Значимость конкретного коэффициента также проявляет тенденцию обратно пропорционально зависеть от размера исходной базы (т. е. от знаменателя). Следовательно, огромные процентные изменения коэффициентов с небольшой исходной базой имеют ограниченную аналитическую ценность. Аналогично коэффициенты, полученные от отрицательных знаменателей, следует тщательно объяснить.
В-третьих, бухгалтеры не включают в основные средства определенные предметы, которые важны для роста и процветания компании. Качество ее работников, вероятно, является наиболее важным активом для многих организаций, хотя этот жизненно важный актив не отражен в балансовом отчете. Финансовые отчеты фактически игнорируют эти очень важные нематериальные активы — ключевой источник конкурентного преимущества в экономике, движимой информацией и сведениями. Анализ финансовых коэффициентов и показателей является внутренне ограниченным аналитическим
инструментом для предприятий холдинга с ценными товарными марками или корпоративной репутацией, интеллектуально подготовленной рабочей силой или другим интеллектуальным капиталом.
В-четвертых, не все финансовые отчеты одинаково качественны. Лучше всего использовать проверенные финансовые отчеты, как только они становятся доступными. Проверенные отчеты предлагают гораздо более высокую вероятность использования точной финансовой информации. Но надо помнить, что опубликованные коэффициенты не являются предметом государственных проверок (исключая коэффициент дохода в расчете на акцию).
И, наконец, несмотря на то, что важно использовать показатели предприятий холдинга при оценке финансовой работы по сравнению с конкурентами в отрасли, следует очень внимательно интерпретировать результаты. Сравнение коэффициентов предприятия холдинга с отраслевыми нормами, по определению, укажет на среднюю производительность.
При использовании значений показателей предприятий холдинга необходимо помнить о разногласии в сравнении непохожих отраслевых групп. Прямые финансовые сравнения конкурентов вне отраслевой группы могут иметь небольшую краткосрочную полезность. Даже сравнения внутри отраслевых групп связаны сложностями, когда конкурирующие предприятия работают на разных отрезках отраслевой кривой прибыли посредством выбранных стратегий малых издержек, дифференциации или направленных стратегий.
С другой стороны, проведение внутренних сравнений с прошлыми результатами деятельности холдинга также рискованно. Несколькими проявлениями этого риска является удовлетворенность кажущимися соответствующими улучшениями, в то время как на самом же деле холдинг испытывает спад по сравнению с лучшими результатами деятельности конкурентов. Эта проблема особенно проявляется на быстро растущих рынках, когда различия в относительной конкурентной производительности могут быть болезненными для краткосрочного конкурентного позиционирования, но, тем не менее, могут иметь серьезные последствия для долгосрочного конкурентного позиционирования.
Другая проблема, требующая внимания, — это выяснение, была ли финансовая информация получена с использованием тех же самых методов бухгалтерского учета. Выбор метода бухгалтерского учета может оказывать значительное влияние
на прибыль, указанную в отчете о прибылях, и ценность актива, указанную в балансовом отчете. Это особенно уместно при проведении сравнений интернациональных конкурентов и когда конкуренты проводят многонациональные операции, которые потенциально используют различные стандартные схемы бухгалтерского учета. Некоторые другие технические факторы следует внимательно отслеживать по различиям в методах бухгалтерского учета (различные амортизационные регламенты, оценка товарно-материальных запасов, капитализация), классификации счетов и остатков на конец года по фирмам, которые искажают достоверность сравнения.
Даже когда финансовый отчет предприятия холдинга, кажется, соответствует отраслевым средним, это не означает, что данное предприятие не имеет финансовых или других проблем в области стратегического менеджмента. Например, вероятно, предприятие холдинга пренебрегает использованием явного дифференциального преимущества, с помощью которого оно могло бы значительно превзойти средние отраслевые результаты деятельности. Иначе, возможно, финансы холдинга выглядят очень неплохо на определенный момент, но серьезная конкурентная угроза может уничтожить их в ближайшем будущем. В общем, анализ финансовых коэффициентов является очень полезным инструментом для аналитической функции в рамках стратегического управленческого учета, но он не может заменить различных выводов, которые можно получить только посредством применения разнообразия аналитических инструментов.
Таким образом, подведем итог. Система стратегического управленческого учета должна быть построена так, чтобы обеспечивать руководство холдинга информацией, удовлетворяющей именно этим специфическим условиям принятия стратегических решений, причем сами условия могут меняться по мере корректировки стратегии в связи с изменениями внешней среды.
В связи с этим необходимо выявить и сформулировать особенности, предъявляемые эффективно работающей системой стратегического управленческого учета металлургического холдинга.
1. Система управленческого учета дает возможность реализации стратегических решений. Система стратегического управленческого учета должна быть такой, чтобы можно было использовать ее не только в стратегическом планировании, но и как основу для анализа, контроля и возможности изменения решений в ходе оперативного управления.
2. Система управленческого учета предоставляет информацию лицам, отвечающим за стратегические решения. Представляемая информация должна быть представлена в такой форме, которая будет понятна и удобна принимающим решения. Это способствует сокращению времени усвоения информации перед принятием решения.
3. Система управленческого учета формирует выбор финансовых показателей для контроля за осуществлением бизнес-стратегии. Эти показатели должны соответствовать основным стратегическим направлениям конкурентных стратегий в ходе развития бизнеса. Данное обстоятельство требует периодического изменения показателей, а система стратегического учета, основываясь на аналитической функции, определяет момент, когда такое изменение должно произойти.
4. Система управленческого учета формирует раздельные показатели экономической и управленческой деятельности. Такие показатели должны разделяться исходя из того, что одни из них используются для оценки экономической эффективности
предприятия, а другие — для оценки финансовых результатов принимаемых решений. Данные показатели представляют собой относительную оценку результатов деятельности. Важно выбрать те показатели, которые поддаются контролю со стороны руководства предприятий. В то же время неконтролируемые элементы могут серьезным образом сказываться на общих финансовых результатах деятельности компании , поэтому их следует принимать во внимание при финансовом анализе стратегических решений.
5. Система управленческого учета способствует предоставлению только релевантной информации по различным стратегиям предприятия во взаимосвязи с показателями эффективности реализации стратегий.
6. Система управленческого учета подготавливает управленческую структуру к будущим переменам. Эффективная система стратегического учета должна быть не только гибкой, чтобы адаптироваться к большим переменам, но и позволять заранее выявлять возможные последствия этих перемен.
Не успели оформить
подписку на 2008 год?
оформить подписку на журналы издательского дома «Финансы и кредит» можно с любого номера в редакции или в одном из агентств альтернативной подписки.
Полный список агентств альтернативной подписки можно посмотреть на сайте : www.financepress.ru.
Тел./факс: (495) 621-69-49, (495) 621-91-90
Http://www.fin-izdat.ru Е-таП: [email protected]
Литература
1. ВахрушинаМ. А. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник для вузов д. — 3-е изд., доп. и пер. — М.: Омега-Л, 2004. — 576 с.
2. Медынский В. Г. Инновационный менеджмент. — М.: ИНФРА — М, 2007. — 295с.
3. Фляйшер К. Стратегический и конкурентный анализ. Методы и средства конкурентного анализа в бизнесе/Фляйшнер К., Бенсуссан Б. — М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. — 541 с.
4. Шеремет А. Д. Методика финансового анализа: 3-е изд. , перераб. и доп. / А. Д. Шеремет, Р. С. Сай-фулин, Е. В. Негашев. - М. : ИНФРА-М, 2001. - 208 с.