Научная статья на тему 'Особенности формирования системы менеджмента качества образовательного учреждения'

Особенности формирования системы менеджмента качества образовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
141
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее профессиональное образование / образовательное учреждение / система менеджмента качества / the maximum vocational training / educational institution / Quality Management System

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильченко Е. Н.

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования главной задачей образовательной политики является обеспечение высокого качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

As indicated in the Concept of modernization of education in Russia, the major goal of educational policy is to provide high quality of education on the basis of preserving its fundamental character and compliance with current and future needs of the individual, society and nation.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования системы менеджмента качества образовательного учреждения»

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Е.Н. ИЛЬЧЕНКО,

аспирант, Курганская ГСХА имени Т.С. Мальцева

Ключевые слова: высшее профессиональное образование, образовательное учреждение, система менеджмента качества.

Актуальность проблемы обеспечения качества образования в России в настоящее время определяется рядом аспектов, основными из которых являются:

■ реальное снижение качества подготовки специалистов в российских вузах, обусловленное рядом известных объективных причин;

■ переход к комплексной оценке

641300, Курганская обл., Кетовский р-н, с. Лесниково; тел. 8 (35231) 4-41-40

The maximum vocational training, educational institution quality management system.

82

Аграрный вестник Урала

№ 7 (73), 2010 г.

деятельности образовательных учреждений (ОУ) на базе утверждённого перечня показателей, включающего, в частности, и показатели наличия внутривузовских систем управления качеством образования;

■ усиление конкуренции между ОУ на рынке образовательных услуг и рынке трудовых ресурсов;

■ вступление России в общее Европейское образовательное пространство (Болонский процесс), которое требует унификации процессов и гарантии качества предоставляемых образовательных услуг.

Качество образования имеет определяющее значение для успешного развития любой страны, в особенности России, в наступившем веке. Революционное изменение технологий, опирающихся на высочайший уровень интеллектуальных ресурсов, и связанная с этим геополитическая конкуренция ведущих стран мира за такие ресурсы становятся важнейшим фактором, определяющим не только экономику, но и политику нового века. Безусловно, такая глобальная проблема не может решаться на уровне отдельно взятого ОУ. Она требует целенаправленных и скоординированных усилий государства, общества и каждого ОУ.

Государственный контроль и надзор за качеством высшего профессионального образования направлен на обеспечение единой государственной политики в области образования, повышение качества подготовки специалистов, рациональное использование средств федерального бюджета, выделяемых на финансирование системы образования. Государственный контроль и надзор за качеством образования осуществляется государственными органами управления образованием в соответствии с их компетенцией, предусмотренной Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным законом «О высшем и послевузовском образовании», постановлениями Правительства, регламентирующими деятельность Минобрнауки, Федерального агентства по образованию и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.

Однако внешней оценки качества образования, как показывает мировой опыт, в настоящее время оказывается недостаточно. Требуются внутренние механизмы гарантии качества образования, обеспечиваемые самими ОУ.

В системе образования осуществлён переход к комплексной оценке деятельности вузов и ссузов на базе утверждённого перечня показателей аккредитации, включающего, в частности, и показатель эффективности внутривузовской системы обеспечения качества образования (Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки №1938 от 30.09.2005 г.).

По существу оценка этого показателя должна базироваться на анализе наличия и эффективности системы обеспечения качества или системы гарантий качества в вузе (ссузе), что напрямую обязывает образовательные учреждения приступить к созданию такой системы, которую в дальнейшем будем называть системой качества (СК) образовательного учреждения. Однако сами критерии наличия и эффективности СК ОУ в настоящее время чётко не определены, что существенно затрудняет проведение внешней экспертизы при аттестации и государственной аккредитации ОУ.

Основные мировые тенденции в сфере обеспечения качества сводятся к следующему.

■ Разработка единых критериев и стандартов гарантии качества образования европейских стран в рамках Болонского процесса.

■ Создание, развитие и гармонизация национальных систем аккредитации образовательных программ европейских стран.

■ Разработка и внедрение СК ОУ на базе различных моделей системы качества, включая требования и рекомендации международных стандартов серии IБ О 9000:2000, модель Европейского фонда по менеджменту качества (БРОМ) и другие национальные модели управления качеством в образовании.

■ Построение систем управления качеством образовательного процесса на принципах менеджмента качества.

■ Перенос центра тяжести с процедур внешнего контроля качества образовательного процесса и его результатов на базе национальных систем аттестации и аккредитации в сторону внутренней самооценки ОУ на основе тех или иных моделей. Это обеспечивает перенос ответственности за качество и оценку качества туда, где она должна быть - в ОУ, и приводит к существенной экономии материальных и временных ресурсов, выделяемых на проведение внешней экспертизы [4].

Образование

Таким образом, образовательному учреждению необходимо разработать, задокументировать, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии систему качества, постоянно улучшать её результативность и эффективность.

В настоящее время вузы имеют возможность выбора, на основе какой модели строить свою систему качества. Данный выбор осуществляется в соответствии со стратегией развития образовательного учреждения, политикой и целями в области качества на основе практического интереса и ожиданий вуза от внедрения системы качества.

Работа по созданию СМК - это непрерывный процесс, начинающийся с построения в ОУ эффективной контрольно-оценочной системы и системы мониторинга на фоне постепенного внедрения в сознание кадрового состава образовательного учреждения философии качества, наведения порядка, улучшения организации работ, сокращения цикла освоения новых технологий обучения и контроля [3].

На основе накопленного материала основную цель в стратегии управления образовательным учреждением можно сформулировать как создание системы обеспечения качества высшего профессионального образования при условии сохранения его фундаментальности на основе поиска новых подходов к повышению эффективности организации и управления образовательным процессом.

Внедрение и применение системы менеджмента качества предоставляет высшему учебному заведению такие возможности, как:

■ выход на международный рынок образовательных услуг (международная аккредитация образовательных программ или реализация международных проектов);

■ прохождение государственной аккредитации;

■ получение конкурентных преимуществ на рынке образовательных услуг и др.

Система качества вуза является основой постоянного улучшения процессов его деятельности и предназначена для практической реализации стратегии по улучшению качества образования с целью повышения удовлетворённости потребителей (обучаемых, их семей, работодателей, государства и общества в целом).

Литература

1. Бергенская декларация министров стран - участниц Болонского процесса, 20 мая 2005 г.

2. European Association for Quality Assurance in Higher Education (ENQA): Standards and Guidelines for Quality Assurance in the European Higher Education Area.

3. ГОСТ P ИСО 9001-2001. Системы менеджмента качества. Требования. М. : Изд-во стандартов, 2001. 21 с.

4. Колесников А. А., Козин И. Ф., Кожевников С. А. [и др.]. Всеобщий менеджмент качества : учеб. пособие / под общ. ред. С. А. Степанова. СПб. : Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2006. 200 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.