Научная статья на тему 'Особенности формирования рынка образовательных услуг в малых городах России'

Особенности формирования рынка образовательных услуг в малых городах России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
188
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Митрофанова И. В., Полянских Т. А.

Особенностью современного этапа модернизации высшего профессионального образования является его активная регионализация, проявляющаяся в учете особенностей региона при определении направлений диверсификации деятельности высших образовательных учреждений и ассортимента предлагаемых образовательных услуг. Статья подготовлена в рамках проекта «Разработка концепции и стратегии обеспечения экономического роста в Северо-Кавказском регионе на основе развития коммуникативной инфраструктуры и сотрудничества с сопредельными государствами» Подпрограммы по Югу России «Анализ и моделирование геополитических, социальных и экономических процессов в полиэтничном макрорегионе» Программы фундаментальных исследований Президиума РАН «Адаптация народов и культур к изменениям природной среды, социальным и техногенным трансформациям».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования рынка образовательных услуг в малых городах России»

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В МАЛЫХ ГОРОДАХ

РОССИИ*

И.В. МИТРОФАНОВА, кандидат экономических наук, доцент, заведующая лабораторией стратегических экономических исследований Южного научного центра РАН

Т.А. ПОЛЯНСКИХ, директор Фроловского филиала Волгоградского государственного университета

Особенностью современного этапа модернизации высшего профессионального образования является его активная регионализация, проявляющаяся в учете особенностей региона при определении направлений диверсификации деятельности высших образовательных учреждений и ассортимента предлагаемых образовательных услуг.

Экономическое пространство — это насыщенная территория, вмещающая множество объектов и связей между ними: населенные пункты, промышленные предприятия, хозяйственно освоенные и рекреационные площади, транспортные и инженерные сети и т.д. Каждый регион имеет свое внутреннее пространство и связи с внешним пространством1. Развитие территории все в большей степени зависит от сбалансированности местной экономики, и именно перед системой высшего профессионального образования стоит задача обеспечения региона образовательными услугами, которые будут способствовать развитию социально-хозяйственного и культурного комплексов регионов и провинций.

Локальный рынок образовательных услуг (ЛРОУ) — это неотъемлемый элемент рыночной организации региональной сферы образования, сущностью которого является система организационно-экономических отношений, формирующих спрос и предложение на образовательные услуги в

'Статья подготовлена в рамках проекта «Разработка концепции и стратегии обеспечения экономического роста в СевероКавказском регионе на основе развития коммуникативной инфраструктуры и сотрудничества с сопредельными государствами» Подпрограммы по Югу России «Анализ и моделирование геополитических, социальных и экономических процессов в полиэтничном макрорегионе» Программы фундаментальных исследований Президиума РАН «Адаптация народов и культур к изменениям природной среды, социальным и техногенным трансформациям».

1 Гранберг А. Г. Основы региональной экономики/А. Г. Гран-берг: учебник для вузов. - М.: ГУ ВШЭ, 2000. С. 25.

малом городе. Данный рынок выполняет жизненно важные социально-экономические функции, полноценная реализация которых является условием и фактором развития малых городов, регионов и общества в целом, в их числе: стимулирование сбалансированного воспроизводства и перераспределения высококвалифицированных кадров в условиях структурных изменений экономики города; обеспечение конкурентоспособности образовательных услуг и дифференциации их производителей; установление пропорции между подготовкой профессиональных кадров и их использованием на рынке труда; создание условий для сбалансированности спроса и предложения на образовательные услуги; формирование оптимальной цены на локальном рынке образовательных услуг малого города; формирование научно-технического, интеллектуального потенциала региона, малого города; обеспечение возможности выбора профессии в соответствии как с личностными запросами и возможностями, так и с учетом региональных и локальных потребностей.

Производителями образовательных услуг в малом городе являются образовательные учреждения (дошкольные учреждения, общеобразовательные школы, начальные профессиональные училища, колледжи, техникумы, представительства, филиалы высших учебных заведений), которые формируют предложение на локальном рынке образовательных услуг. Потребителями образовательных услуг в малом городе являются отдельные лица, предприятия и организации всех форм собственности. Посреднические структуры как структурные элементы ЛРОУ находятся пока в стадии формирования. В малых городах пока только созданы службы занятости, которые занимаются анализом локального рынка труда, уровня безработицы и трудоустройством безработных. Другие посреднические структуры, такие как образовательные фонды, ассоциации образовательных учреждений и предпри-

ятий, рекламные агентства, консультационные фирмы в малых городах России пока отсутствуют.

Объектами локального рынка образовательных услуг являются: собственно образовательные услуги; экономические отношения между субъектами локального рынка образовательных услуг; количественные параметры спроса и предложения образовательных услуг (границы локального рынка образовательных услуг и его сегментов); внешняя среда локального рынка образовательных услуг; конкурентоспособность образовательных услуг.

Образовательная услуга малого города наряду с общими свойствами, присущими ей как услуге, обладает и сугубо специфическими особенностями. Так, например, не в полной мере раскрываются свойства образовательной услуги как товара, а именно ее потребительная стоимость и стоимость.

По мнению авторов, потребительная стоимость образовательной услуги малого города ограничена, так как ее полезный эффект носит локальный характер. Удовлетворяется, в основном, потребность в высококвалифицированных кадрах, существующая в данном городе. В других малых городах, возможно, потребность в таких специалистах отсутствует, либо имеются структурные подразделения вузов, которые ведут уже подготовку студентов по данным специальностям и удовлетворяют спрос потребителей на своем локальном рынке.

Цена на образовательную услугу не всегда зависит от спроса и предложения на локальном рынке. В большинстве малых городов имеются один или два филиала высших учебных заведений и отсутствуют реальные конкуренты, поэтому уровень цены на платные образовательные услуги филиалы-монополисты устанавливают намного выше своих собственных затрат. И, конечно же, стоимость обучения студентов в филиалах приближена к стоимости за обучение головных вузов.

Во-вторых, качество образовательных услуг малого города не всегда соответствует качеству подготовки студентов в головном вузе. Качество образовательных услуг зависит от кадрового потенциала филиала вуза. Если лекции, семинарские занятия, контроль за знаниями студентов осуществляются в филиале в основном теми же преподавателями, что и в головном вузе, то в этом случае выпускник филиала по качеству полученных знаний ничем не будет отличаться от студента, получившего образование в головном вузе. Однако встречаются ситуации, когда к учебному процессу в филиалах вузов привлекаются школьные преподаватели. В данном случае, очевидно, качество образовательных услуг не всегда будет соответствовать государственному образовательному стандарту

Кроме того, на качество образовательных услуг оказывают влияние условия, в которых работают филиалы высших учебных заведений: обеспеченность учебными площадями, уровень развития учебной материально-технической базы, компьютеризация учебного процесса, обеспеченность литературой и другие. К сожалению, не во всех филиалах малых городов созданы нормальные условия, от которых ключевым образом зависит качество подготовки специалистов.

В-третьих, спектр образовательных услуг малого города пока небольшой, как правило, оказываются услуги, традиционные для структурных подразделений вузов (экономические, юридические), или те, которые возложены на них головными высшими учебными заведениями по согласованию с местными органами власти. Следовательно, локальные рынки образовательных услуг малых городов удовлетворяют только часть потребностей своих потребителей.

Следует также подчеркнуть, что современный рынок образовательных услуг в малых городах России характеризуется неустойчивостью. В случае закрытия филиала, скажем, из-за недостаточного количества студентов или несоблюдения нормативных требований лицензии оказание образовательных услуг прекращается сразу. Хотя есть гарантия, что студенты этого филиала автоматически будут переведены в головной вуз и образовательные услуги смогут получить до конца.

Основной формой получения образовательных услуг в малом городе является заочная форма обучения в филиале, представительстве высшего учебного заведения. Поэтому значительная часть выпускников школ малого города поступают учиться в вузы областного центра. В филиалах же учатся те выпускники, которые по семейным обстоятельствам или в силу материального положения не смогли поехать учиться в областной город. По сокращенной программе в филиалах также обучаются выпускники средних профессиональных заведений.

Особенностью ЛРОУ является ограниченная роль и функции государственных органов в регулировании локального рынка образовательных услуг малого города. Ликвидация системы централизованного планового управления не освободила государство от необходимости решать проблемы создания эффективного рыночного механизма распределения и перераспределения материальных и финансовых ресурсов между отраслями и регионами, от функции законодательного регулирования различных сфер деятельности.

Специфика образования как общественного блага заключается в многослойном характере

сочетания общенационального, регионального и местного уровней управления и финансирования. Государственное регулирование может не всегда учитывать современные процессы локального характера в сфере высшего образования.

Функции государства в развитии высшего образования в малом городе весьма специфичны и включают: финансирование контрольных цифр по приему в филиалы высших профессиональных образовательных учреждений; предоставление филиалам вузов налоговых льгот; стандартизация образования; установление действенной системы контроля; аттестация и лицензирование структурных подразделений вузов малых городов; сертификация документов, удостоверяющих полученное высшее профессиональное образование; правовая защита субъектов ЛРОУ; информационное обеспечение филиалов, представительств вузов.

Спецификой ЛРОУ является, в том числе, и своеобразие объектно-субъектной структуры данного рынка. В первую очередь, он ориентирован на потребности конкретных покупателей (жителей малого города), что, безусловно, ограничивает масштабы деятельности локального рынка образовательных услуг. Диспропорция между образовательными потребностями личности малого города, требованиями локального рынка труда и возможностями локального рынка образовательных услуг снижает эффективность деятельности высшей школы в малом городе.

Одной из особенностей локального рынка образовательных услуг является сетевая организация образовательного пространства в малых городах. Примером сетевого образования служат сети филиалов вузов в малых городах регионов. Филиалы как канал приближения образовательных услуг к региональному потребителю не новы для российской действительности. Между тем сегодня мы наблюдаем расцвет филиальной системы, которая является отражением рыночных механизмов развития высшей школы2.

Существует несколько экономико-правовых механизмов, которые можно использовать при организации сетевого образования, например3. Сегодня большинство высших образовательных учреждений в своей деятельности уже могут применять образовательный франчайзинг, который пони-

2 Лопатина Н. В., Оленев С. М. Маркетинг образовательных услуг: организация и методика / Н. В. Лопатина, С. М. Оленев: учебное пособие. — Москва, 2006. С. 27 — 28.

3 Коваленко А. Образовательный франчайзинг (Еще раз о

статусе филиала) / А. Коваленко. // Высшее образование в

России, 2004. № 12. С. 3.

мается как форма ведения бизнеса с передачей прав на реализацию образовательных услуг от имени франчайзера на строго определенной территории (в том числе — в малых городах) и с соблюдением стандартов качества.

С юридической точки зрения франчайзинг представляет собой правоотношение по передаче прав, регулирующееся договором, по которому правообладатель (франчайзер, франшизодатель) передает правопользователю (франчайзи, фран-шизодержателю) право производить и продавать товар (или оказывать услугу, выполнять работы) правообладателя с использованием фирменного наименования, товарного знака и иных закрепленных за правообладателем средств индивидуализации его продукции, услуг, работ. При этом франчайзер получает от франчайзи вознаграждение за пользование франшизой4.

Еще одной особенностью ЛРОУ является соотношение двух моделей рынка образования: монополистической и олигополистической. Часть локальных рынков образовательных услуг малых городов близка по структуре к модели монопольного рынка, на котором господствует один-два филиала, представительства столичных или областных вузов. В качестве примеров такой рыночной структуры можно отметить образовательные рынки в малых городах Волгоградской области с населением 20 — 30 тыс. человек (г. Калач-на-Дону, г. Серафимович, г. Суровикино). Привычная уверенность в устойчивости своего положения на локальном образовательном рынке, отсутствие реальных конкурентов позволяют вузам-монополистам и их филиалам, представительствам диктовать свои условия по набору студентов, уровню цен.

В тех малых городах, где население составляет свыше 40 — 70 тыс. человек (г. Камышин, Михай-ловка, Фролово, Урюпинск), преобладает олиго-полистическая модель образовательного рынка, которая характеризуется ведущим положением на рынке небольшого количества вузов и их филиалов, представительств, предлагающих дифференцированные образовательные продукты. При этом существуют определенные «барьеры», затрудняющие вход на данный рынок другим образовательным учреждениям. К примеру, при решении вопроса об открытии вузом филиала или представительства в малом городе необходимо получить согласие не только органов местного самоуправления, органа управления образованием соответствующего

4 Коваленко А. Образовательный франчайзинг (Еще раз о статусе филиала) / А. Коваленко. // Высшее образование в России, 2004. № 12. С. 4.

субъекта РФ, но и заручиться поддержкой Совета ректоров вузов данного региона.

В настоящее время на локальных олигопо-листических образовательных рынках преобладает острое соперничество высших учебных заведений. Конкуренция, безусловно, является основным механизмом, который проверяет жизнеспособность образовательных учреждений, определяет направленность, структуру и качество их деятельности. Однако следует подчеркнуть, что позитивное воздействие этого механизма возможно только при наличии определенных условий: при достаточно стабильном общественном развитии, при четко обозначенных государством «правилах игры» для субъектов образовательного рынка, при выполнении государством взятых на себя обязательств. В противном случае конкуренция может привести к потере накопленного вузами потенциала, снижению качества образовательных услуг, перепроизводству кадров по некоторым группам специальностей5. В конкурентной борьбе занять достойное место на локальном рынке образовательных услуг малого города могут только те вузы и их структурные подразделения, которые активно используют инструменты маркетинга.

Неразработанность высшими учебными заведениями и их структурными подразделениями маркетинговой политики на ЛРОУ является еще одной особенностью данного рынка. Главное назначение маркетинга — обеспечить устойчивый поток потребителей производимых товаров, работ, услуг. Нет потребителя — нет предпринимателя, в этой краткой форме сосредоточена суть бизнеса—любой целенаправленной деятельности, направленной на извлечение прибыли. С действием этого основного закона рыночной экономики мы сталкиваемся воочию в своей повседневной жизни: от приобретения товаров повседневного спроса до получения услуг — транспортных, жилищно-коммунальных, медицинских, образовательных, а также многих других6.

Предпринятые исследования теоретико-методологических подходов к организации маркетинговой деятельности в образовательной сфере показывают, что теория и практика маркетинга в сфере образования только зарождается в России. По мнению авторов, доминирующая концепция маркетинга или концепция ориентации на продажи не позволяют образовательным учреждениям успешно развиваться в условиях рынка, поскольку не ориентированы на

5 Филатов С. Региональные модели рынка образовательных услуг // Экономика образования, 2004. № 4. С. 36.

6 Баталов А. С. Маркетинг образовательных услуг // http: // www. aha. ru /.

необходимость сочетания интереса потребителей, производителей образовательных услуг и общества в целом, что, на наш взгляд, является в современных условиях важнейшим фактором развития учреждений высшего профессионального образования в конкретной социально экономической среде. Приоритетной должна стать концепция социально-ответственного маркетинга, согласно которой «приращение ценности человека как личности, для самого себя и как члена группы, как работника, как гражданина..» 7.

«Маркетинг в области образования — важная, но новая наука, которой необходимо овладеть во имя самого развития системы образования и во имя укрепления ее экономики, повышения конкурен-тоспособности»8. Роль маркетинга и его значимость в образовании возросли в условиях, когда предлагаемые высшими профессиональными учреждениями образовательные программы оказались не в полной мере востребованными в результате несоответствия предложения и спроса. С учетом региональных, локальных и отраслевых сегментов и особенностей рынка спрос на образовательные услуги необходимо прогнозировать и целенаправленно формировать.

Для современного локального рынка образовательных услуг малого города сегодня характерно следующее: наращиваемый объем предложения уравновесил спрос и стал превосходить его; существующие диспропорции между образовательными потребностями личности, требованиями рынка труда и возможностями ЛРОУ снижают эффективность деятельности высшей школы в малом городе; узость локального рынка образовательных услуг, превалирование экономических и юридических специальностей; более жесткая конкуренция структурных подразделений разных вузов в борьбе за потребителя; федеральные и региональные власти не обеспечивают филиалам, представительствам вузов достаточной материальной поддержки; реклама и другие формы коммуникаций с потребителями, посредниками при продвижении услуг на рынок образования малого города развиты недостаточно.

Таким образом, современный локальный рынок образовательных услуг в малых городах России можно назвать как типично стихийный рынок производителей, ориентированный на «сбытовую» маркетинговую концепцию.

7 Панкрухин А. П. Философские аспекты маркетингового подхода к образованию // Вестник высшей школы, 1997. № 1. С. 25 - 29.

8 Демин В. М. Профессиональная школа в условиях рыночных отношений. — М.: НТЦ «Техинформпресс», 1997. С. 304.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.