Диваева Э.А. Особенности формирования региональных инновационных систем
Дата: 31/01/2011 Номер: (25) УЭкС, 1/2011
Аннотация: Учитывая важность формирования и развития региональных инновационных систем (RIS) для становления инновационной экономики в регионах, раскрывается ее сущность. Предлагается модель РИС состоящая из взаимодействующих и взаимосвязанных подсистем и элементов. Обосновывается необходимость оценки уровня инновационного потенциала и определения его предельных значений как фактора формирования РИС, возможности ее создания.
Abstract: Considering importance of formation and development regional innovative systems RIS for formation of innovative economy in regions, its essence reveals. The model of RIS consisting of the cooperating and interconnected subsystems and elements is offered. The necessity of an estimation of level of innovative potential and definition of its limiting values as factor of formation RIS, possibilities of its creation is proved.
Ключевые слова: региональная инновационная система; регион; анализ; оценка; уровень; инновационный потенциал; модель; методические рекомендации; методологические основы; предельные значения; предпосылки; производство; распространение (освоение); использование знаний; подсистемы; элементы; «критическая масса».
Keywords:regional innovative system; region; the analysis; an estimation; level; innovative potential; model; methodical recommendations; methodological bases; limiting values; preconditions; manufacture; distribution (development); use of knowledge; subsystems; elements; «critical weight».
Диваева Эльвира Альфредовна кандидат экономических наук, доцент Институт экономики и предпринимательства, г. Москва,
Выходные данные статьи: Диваева Э.А. Особенности формирования региональных инновационных систем// Управление экономическими системами: электронный научный журнал, 2011. - № 1 (25). - № гос. рег. статьи 0421100034/. - Режим доступа к журн.: http://uecs.mcnip.ru.
Инновационный путь развития страны в целом и отдельных регионов требует создания эффективного механизма формирования и распространения инноваций, а также механизмов управления инновационной деятельностью. Проблемы становления инновационной экономики регионов связаны с необходимостью формирования эффективных региональных инновационных систем (РИС).
В научном плане представляется необходимым раскрыть содержание понятия РИС.
В отечественной и зарубежной литературе широко используются понятия региональной инновационной системы (РИС) , но в настоящее время не существует единого определения, учитывающего все аспекты региональной системы.
Анализ различных точек зрения по определению сущности региональной инновационной системы дает возможность выявить следующие общие черты:
1) система представляет собой совокупность институтов инициирующих, создающих и распространяющих новые виды продукции и технологии;
2) главным, определяющим в подсистемах являются знания;
3) система выполняет ряд функций: планирование, прогнозирование, координация, стимулирование и контроль, а также специфические функции: производство, генерация, распространение и использование знаний;
4) необходимым условием существования системы является наличие связей и сложившихся типов отношений между элементами и подсистемами.
Обобщив вышеизложенное, не претендуя на полноту и абсолютную истину, попытаемся сформулировать сущность РИС.
Региональная инновационная система (РИС) - это комплекс (совокупность) организаций, инициирующих и осуществляющих производство новых знаний, их распространение и использование, способствующих финансовоэкономическому, правовому и информационному обеспечению инновационных процессов и функционирующих в едином социокультурном пространстве, взаимосвязанных между собой и имеющих постоянно устойчивые взаимоотношения [3].
Наличие региональных инновационных систем является необходимым условием существования национальной инновационной системы, составной частью инновационной системы более высокого порядка (НИС). В тоже время национальная инновационная система не сводится к простой сумме подсистем - региональных систем, а обладает новыми характеристиками.
РИС, как и всякая система, состоит из подсистем, каждую из которых составляют элементы. Подсистемы должны отражать все составляющие содержания РИС, данного нами выше. С учетом этого РИС можно подразделить на следующие подсистемы: производство знаний; распространение знаний (освоение); использование знаний и реализация их результатов; образование, подготовка и переподготовка кадров; поддержка знаний (регулирование, финансово-экономическое и нормативно-правовое обеспечение); подготовка и обеспечение инновационной восприимчивости; информационное обеспечение и подготовка научно-методической базы.
Эти подсистемы и составляющие их элементы модели РИС в комплексе формируют основу системных свойств РИС как составляющей системы более высокого порядка (гиперсистемы) - НИС.
Такая модель РИС даст возможность в известной мере выявить наиболее существенные связи, формы внутренних взаимоотношений между самими элементами и подсистемами, а также между элементами разных подсистем.
Эти подсистемы выполняют различные функции, между собой взаимосвязанные и взаимодополняющие. Функционирование каждой из этих подсистем может обеспечить функционирование и всей региональной системы как единого целого. Подсистемы РИС формируются по функциональному признаку из отдельных элементов.
Перечислим некоторые основные элементы, которые относятся и могут быть отнесены к отдельным подсистемам.
К подсистеме «производство знаний» относятся следующие элементы: НИИ всех секторов науки: академического, отраслевого, вузовского и заводского; научно-исследовательские подразделения вузов; инновационные подразделения предприятий; научно-технические комплексы; часть МИП (включая венчурных); часть научнотехнологических парков.
К подсистеме «распространения знаний (освоение)»: технопарки, инкубаторы, центры трансфера технологий, опытные производства, консультационно-внедренческие организации, венчурные организации и др. [3].
Для объемного представления и наглядности составим в общем виде модель РИС (рис.1).
Формирование эффективной РИС может быть достигнуто при наличии следующих условий:
• необходимого уровня развития научно-технического потенциала региона;
• конкурентных преимуществ региона;
• достаточно ёмких рынков сбыта инновационной продукции хозяйственного комплекса региона;
• источников финансовых средств;
• реальной поддержки инновационного развития территории со стороны органов власти [1].
Комплексной характеристикой способности субъекта к инновационной деятельности является его инновационный потенциал. Инновационный потенциал выступает одним из факторов, играющих решающую роль в инновационном развитии субъекта (региона, отрасли, предприятия).
Существует много определений понятия «инновационный потенциал», но уточнение этого понятия продолжается. На сегодня среди ученых и экономистов нет единого мнения по содержанию этого понятия.
В общем смысле инновационный потенциал можно определить как готовность по своим возможностям и восприимчивость общества к инновациям (нововведениям) [2].
Уровень инновационного потенциала выявляется, с одной стороны, как объективное условие и фактор формирования региональной инновационной системы (РИС), с другой, как результат развития самой инновационной системы и повышения ее уровня.
Рис. 1 - Модель региональной инновационной системы
В этой связи определенное значение приобретает методический аспект, предполагающий разработку методических рекомендаций по оценке инновационного потенциала (в статике) как составляющей РИС и его оценки как результата внутреннего (эндогенного) развития самой инновационной системы (в динамике), что осложняет выбор принципов, групп показателей и методов их расчета.
В современных условиях, когда на федеральном уровне поставлена проблема инновационного развития экономики, ее модернизации, инновационный потенциал региона, и его количественный уровень выходят за пределы отдельной инновационной системы и становятся федеральными проблемами.
Поставленная проблема должна решиться созданием и формированием различных инновационных систем, в первую очередь региональных. Такая мысль усиленно проталкивается на различных уровнях. В рамках этого направления в настоящее время Правительством приняты базовые и узкопрофильные программные документы, одобрен ряд законопроектов. Например, в Концепции стратегии социально-экономического развития регионов РФ в качестве одного из главных приоритетов регионального развития РФ названо «формирование региональных модулей», на базе «создания на территории страны зон инновационного развития, в которых концентрируются мобильные высококвалифицированные кадры, для нормальной жизни и работы которых должна быть создана комфортная среда» [4].
Формирование РИС представляет собой сложный и долгосрочный процесс, в течение которого должна реализоваться политика государственных и местных органов власти, определяющая стратегию формирования РИС, стимулирование частного капитала для участия в инновационном развитии региона.
В этой связи возникает следующие вопросы достаточен ли уровень имеющегося инновационного потенциала в регионах для формирования новой РИС со всеми своими компонентами и атрибутами, имеется ли необходимость создания инновационной системы в каждом регионе.
Ведь формирование и развитие инновационных систем любого уровня- это в основном прерогатива федеральных органов, центральных властей. Даже в самой природе РИС уже заложены основы федерализма, если учесть, что региональная инновационная система является подсистемой национальной инновационной системы (НИС).
Для любого региона такая задача в полном смысле без федеральных властей, без центрального финансирования и в целом без государственной поддержки становится непосильной.
Таким образом, инновационный потенциал, являясь фактором формирования РИС, становится категорией
федерального масштаба. А это уже накладывает определенный отпечаток на подходы по формированию РИС и других инновационных систем, на принятие конкретных административно-управленческих решений.
Необходимость оптимизации (рационализации) этих противоположностей ставит ряд вопросов, к основным из которых могут быть отнесены следующие:
• имеются ли объективные предпосылки (условия) для повсеместного формирования региональных инновационных систем;
• имеется ли острая необходимость формирования инновационной системы в каждом регионе РФ;
• каким уровнем инновационного потенциала должен обладать регион, чтобы убедиться в возможности формирования РИС;
• можно ли решить проблему инновационного развития экономики страны и повысить уровень ее инновационности масштабностью формирования региональных инновационных систем.
Ответы на эти и другие вопросы не могут быть категоричными, однозначными, а задачи, обусловленные этими вопросами, не должны быть решены административным путем. Здесь крайне необходимо научное обоснование предпосылок и необходимости формирования инновационной системы, предельных значений инновационного потенциала и масштабности формирования региональных инновационных систем (РИС).
В этой связи отметим, что объективные предпосылки для формирования региональных инновационных систем могут быть выявлены лишь на основе комплексного анализа в конкретном регионе. При этом должны быть учтены сложившаяся отраслевая структура народного хозяйства, уровень развития промышленного производства, наукоемкость продукции, степень научного обеспечения инновационных разработок и др.
Важнейшим является вопрос, при каком уровне инновационного потенциала может быть создана РИС.Этот вопрос представляет интерес и в методико-методологическом, и в практическом плане.
Такая постановка вопроса в методическом плане предполагает наличие предельных значений инновационного потенциала, при которых может быть сформирована и эффективно функционировать РИС. Действительно, если в регионе по основной подсистеме - «производство знаний» функционируют 2-5 организаций, то можно ли поставить вопрос о формировании РИС. Или в регионе, допустим, по этой подсистеме функционируют 80-100 организации, то будет ли эффективно функционировать РИС.
Особое значение имеет минимальное предельное значение инновационного потенциала, ведь оно связано с образованием новых РИС, требующих иного подхода по сравнению с функционирующими РИС ( пусть в усеченном виде) или региональными научно-техническими комплексами.
Сознавая необходимость предельных значений уровня инновационного потенциала, особенно минимального, представляется целесообразной постановка вопроса о «критической массе» инновационного потенциала, при которой наступает уверенность в возможности создания инновационной системы в регионе и для принятия управленческих решений. Сразу возникает вопрос: как определить эту «критическую массу» инновационного потенциала? Этот вопрос не из легких, но решаем при условии развития аналитической и оценочной функций управления в направлении создания и расширения их методической базы.
В современных условиях регионы РФ отличаются неравномерностью социально-экономического развития и, естественно, как следствие, уровнем инновационных возможностей.
Учитывая такую неравномерность, априори можно сказать, что для многих регионов «критическая масса» инновационного потенциала может оказаться недосягаемой. Но в каждом регионе должно быть инновационное развитие экономики. В таких ситуациях в теоретико-методологическом плане поиск выхода из создающегося положения (с достаточной уверенностью реального) может идти в двух направлениях:
а) создание межрегиональной инновационной системы (МИС);
б) группировка инновационных возможностей регионов по степени готовности к инновационной деятельности. Другими словами, формирование в ряде регионов РИС с «усеченными» возможностями, предполагающими выполнение не всех этапов инновационного процессов.
Тогда возникает необходимость в классификации регионов, например, по уровню развития РИС, в частности по уровню инновационного потенциала, по степени готовности к выполнению инновационного цикла.
Так, по этому параметру РИС регионов можно было бы подразделить на три подгруппы: 1) РИС с полным циклом;
2) РИС с преобладанием процессов производства знаний; 3) РИС с преобладанием подсистем распространения, использования знаний и реализации их результатов.
Такой подход возможен, но при этом претерпевает изменения сама концепция формирования РИС со всеми отсюда вытекающими последствиями. Аналогичная ситуация создается и с первым направлением - созданием межрегиональной инновационной системы (МИС).
Все это требует специального исследования с учетом сложившейся в регионах инновационной обстановки.
Важность инновационного потенциала, его двойственность и необходимость предельных его значений в управлении инновационной системой в регионе, а также неравномерность социально-экономического развития регионов, требует анализа во-первых, самой методологии исследования инновационного потенциала, во-вторых, особенностей конкретных методических подходов, применяемых в регионах, и их обоснованность, в-третьих, совершенствования методолого-методической базы оценки инновационного потенциала как основной составляющей РИС и как важнейшего объекта управления.
В настоящее время, несмотря на широту средств современной статистики, разнообразие методических подходов по анализу и оценке инновационного потенциала единой научно-обоснованной методики оценки уровня инновационного потенциала не существует, отсутствует единый методологический подход и единая система показателей.
В целях поиска путей дальнейшего развития РИС, в конечном счете эффективной НИС, в аналитическом плане с помощью модели управления РИС возможно определить степень развития тех или иных подсистем, их отдельных элементов, что будет способствовать классификации региональных инновационных систем и более объективной оценке их состояния. Новизна этой модели заключается в постановке, в выявлении (разработке и реализации) её подсистем и элементов. Эффективность функционирования РИС во многом будет зависеть состояния этих подсистем.
При формировании региональных инновационных систем должен быть учтен сложившийся уровень развития инновационного потенциала региона и обоснованы предельные значения его уровня, обуславливающие возможность создания инновационной системы и необходимость ее формирования в конкретном регионе.
Важность оценки фактического состояния инновационного потенциала, требует совершенствования рекомендуемых методов и подходов, а также применяемых в настоящее время (хотя не очень распространенных) не только в научных целях, но и в управленческой практике.
Библиографический список:
1. Афонасова М.А. Проблемы теории и практики управления инновационным развитием регионов: моногр./М.А. Афонасова. - Томск: Томск. Гос. ун-т систем упр. и радиотехники, 2008.-221с.
2. Диваева Э.А. основы оценки уровня инновационного потенциала: монография/ Э.А. Диваева.- М.: Издательство «Палеотип», 2007.-144 с.
3. Мухамедьяров А.М. , Диваева Э.А. регоинальная инновационная система: развитие, функционирование, оценка, эффективность/А.М. Мухамедьяров, Э.А. Диваева.- Уфа: АН РБ, Гилем, 2010.-188 с.
4. Концепция Стратегия социально-экономического развития регионов РФ. Концепция Минрегионразвития
РФ, 2005 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://archive.minregion.ru/WorkItems
/DocItem.aspx?PageID= 148
№ гос. рег. статьи 0421100034/
Это статья Журнал ВАК :: Управление экономическими системами: электронный научный журнал
http ://uecs. mcnip. ru
URL этой статьи: http://uecs.mcnip.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=314