Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
174
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ / КОПИНГ-СТРАТЕГИИ / СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ / АДАПТИВНОСТЬ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хрипунова Светлана Владимировна

В статье рассматриваются особенности формирования психологических ресурсов и профессионального благополучия у военнослужащих. Выявляются различные параметры уровня профессионального благополучия и психологических ресурсов, а также стратегий совладающего поведения у военнослужащих. Анализируется сравнение основных показателей у военнослужащих офицерского состава, рядовых и сержантов. Исследование было проведено в феврале 2020 года. В исследовании приняли участие 61 военнослужащий личного состава воинской части. Для обработки полученных результатов применялись методы математической статистики, в том числе корреляционный анализ, статистический критерий Ч. Спирмена, Q-критерия Розенбаума. Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы о том что, уровень параметров профессионального благополучия выше у офицерского состава, чем у рядовых и сержантов. Значимые различия обнаружены по всем параметрам удовлетворенностью профессиональной деятельностью, по следующим шкалам: условия труда; удовлетворенность взаимоотношениями с сослуживцами; уровень притязаний и достижений в профессиональной деятельности. Также можно отметить, что офицерский состав является наиболее адаптивным к различным изменениям в профессиональной деятельности и жизни, чем рядовые и сержанты. Высокий уровень психологических ресурсов военнослужащих, способствует меньшему проявлению психологической защиты, а также увеличивает уровень профессионального благополучия, соответственно уровень удовлетворенности профессиональной деятельностью. В результате проведенного анализа была установлена значимая взаимосвязь между показателями профессионального благополучия и психологическими ресурсами военнослужащих. Результаты могут послужить основой для проведения дальнейших исследований изучения особенностей и влияния психологических ресурсов и профессионального благополучия на личность военнослужащих для повышения результативности оперативно-боевой подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Хрипунова Светлана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE FORMATION OF PSYCHOLOGICAL RESOURCES AND PROFESSIONAL WELL-BEING IN MILITARY PERSONNEL: A SOCIOLOGICAL ANALYSIS

The article discusses the features of the formation of psychological resources and professional well-being of military personnel. Various parameters of the level of professional well-being and psychological resources, as well as coping behavior strategies in military personnel are identified. The comparison of the main indicators of military officers, privates and sergeants is analyzed. The study was conducted in February 2020. 61 military personnel of the military unit took part in the study. To process the results obtained, methods of mathematical statistics were used, including correlation analysis, the statistical criterion of Charles Spearman, the Q-criterion of Rosenbaum. The conducted research allowed us to draw the following conclusions, that the level of parameters of professional well-being is higher among officers than among privates and sergeants. Significant differences were found in all parameters of satisfaction with professional activity, especially on the following scales: working conditions; satisfaction with relationships with colleagues; the level of claims and achievements in professional activity. It can also be noted that the officers are the most adaptable to various changes in professional activity and life than privates and sergeants. A high level of psychological resources of military personnel contributes to a lesser manifestation of psychological protection, and also increases the level of professional well-being, respectively, the level of satisfaction with professional activity. As a result of the analysis, a significant relationship was established between the indicators of professional well-being and the psychological resources of military personnel. The results can serve as a basis for further research on the study of the characteristics and influence of psychological resources and professional well-being on the personality of military personnel to improve the effectiveness of operational and combat training.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ»

Особенности формирования психологических ресурсов и профессионального благополучия у военнослужащих: социологический анализ

Хрипунова Светлана Владимировна,

кандидат философских наук, доцент кафедры социологии, общей и юридической психологии Волгоградского института управления РАНХиГС E-mail: domsvh@rambler.ru

В статье рассматриваются особенности формирования психологических ресурсов и профессионального благополучия у военнослужащих. Выявляются различные параметры уровня профессионального благополучия и психологических ресурсов, а также стратегий совладающего поведения у военнослужащих. Анализируется сравнение основных показателей у военнослужащих офицерского состава, рядовых и сержантов. Исследование было проведено в феврале 2020 года. В исследовании приняли участие 61 военнослужащий личного состава воинской части. Для обработки полученных результатов применялись методы математической статистики, в том числе корреляционный анализ, статистический критерий Ч. Спирмена, Q-критерия Розенбаума. Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы о том что, уровень параметров профессионального благополучия выше у офицерского состава, чем у рядовых и сержантов. Значимые различия обнаружены по всем параметрам удовлетворенностью профессиональной деятельностью, по следующим шкалам: условия труда; удовлетворенность взаимоотношениями с сослуживцами; уровень притязаний и достижений в профессиональной деятельности. Также можно отметить, что офицерский состав является наиболее адаптивным к различным изменениям в профессиональной деятельности и жизни, чем рядовые и сержанты. Высокий уровень психологических ресурсов военнослужащих, способствует меньшему проявлению психологической защиты, а также увеличивает уровень профессионального благополучия, соответственно уровень удовлетворенности профессиональной деятельностью. В результате проведенного анализа была установлена значимая взаимосвязь между показателями профессионального благополучия и психологическими ресурсами военнослужащих.

Результаты могут послужить основой для проведения дальнейших исследований изучения особенностей и влияния психологи-

ческих ресурсов и профессионального благополучия на личность военнослужащих для повышения результативности оперативно-боевой подготовки.

Ключевые слова: психологические ресурсы, профессиональное благополучие, со-владающее поведение, копинг-стратегии, стрессоустойчивость, адаптивность, саморегуляция.

169

На современном этапе развития общества и в связи с изменяющейся экономической и внешнеполитической обстановкой в мире к Вооруженным Силам Российской Федерации предъявляются высокие требования к мобилизационной готовности, боевому потенциалу, а также к морально-психологической подготовке военнослужащих. Именно морально-психологическая подготовка войск определяет успешность выполнения боевых задач.

Военная служба представляет собой такой вид деятельности, который обусловлен повышенными требования к личности, ее физическому и психологическому состоянию. Поэтому военнослужащим необходимо обладать набором индивидуально-личностных характеристик, которые необходимы для выполнения служебных и боевых задач, таких как: высокая активность, устойчивая мотивация к военной службе, способность к саморегуляции, адаптивность, нервно-психологическая устойчивость, стрессоустойчивость. Все перечисленное так или иначе определяет профессиональное благополучие воен-нослужащих.[3]

Особенно это актуально для военнослужащих, деятельность которых происходит в экстремальных условиях, где наиболее остро встает вопрос преодоления стрессовых ситуаций. Успешность совладания со стрессом не только обуславливает его профессиональное благополучие, но и способствует повышению эффективности профессиональной деятельности военнослужащего.

Психологические ресурсы военнослужащих представляют собой сложную систему, которая объединяет физические, психологические, профессиональные, личностные, материальные параметры, которые обуславливают профессиональное благополучие личности. Для плодотворной профессиональной деятельности военнослужащим необходимо стремится к увеличению психологических ресурсов, которые, несомненно, будут способствовать их развитию и совершенствованию как

профессионалов. Ресурсы военнослужащих развиваются в процессе их деятельности и связаны с усвоением новых знаний и опыта, актуализируя потенциальные возможности при осуществлении новой деятельности в рамках службы. Также ресурсы могут определять способность действовать в условиях многозадачности, более успешно и более успешно преодолевать стресс, который неизбежен при выполнении боевых задач.[5]

Профессиональное благополучие военнослужащих представляет собой сложный, динамический конструкт, который основан на интеграции эмоционально-волевых и когнитивных процессов, которые характеризуются субъективной самооценкой, например, к себе, к труду, к социальным взаимосвязям, к жизни в целом. А также обладает большой мотивационной силой, которая обуславливает активность индивида к поиску и управлению внешними и внутренними объектами.

Главными функциями профессионального благополучия у военнослужащих являются адаптационная и поведенческая. Адаптационная функция отвечает за регуляцию внутреннего самоотношения и взаимодействие с внешним миром, а также управление когнитивными процессами, которые обеспечивают адаптацию личности в социуме. Поведенческая функция заключается в выборе стратегий поведения и в зависимости от этого определяет направленность личности, что обеспечивает творческое движение личности в сторону определения внешних условий, необходимых для удовлетворения высших потребностей и приведения всей системы в равновесие.

У военнослужащих, имеющих высокий уровень профессионального благополучия, наблюдается активная жизненная позиция, перспектива развития, которая связана с профессиональной карьерой и общим стремлением к саморазвитию личности. Если уровень профессионального благополучия не высокий, то можно отметить сниженную адаптивность к трудностям

170

военной службы, недостаточным уровнем личностных ресурсов, которые оказываю влияние на морально-боевую подготовку и эффективность жизнедеятельности в целом.[10]

В исследовании приняли участие 61 военнослужащий войсковой части (Астраханская область, РФ). В соответствии с процедурой, выборку на всех этапах исследования составляли респонденты, являющиеся офицерами и военнослужащими (рядовые, сержанты) на контрактной основе данной войсковой части. Основными требованиями был возраст от 25 до 45 лет. В исследовании приняли участие 6 женщин и 55 мужчин.

Для исследования психологических ресурсов и профессионального благополучия военнослужащих использовались следующие методики: «Потери и приобретения персональных ресурсов» (Н. Водопьянова, М. Штейн), К. Рифф «Шкалы психологического благополучия» (адаптация Т.Д. Ше-веленковой и П.П. Фесенко), Р. Ла-зарус «Копинг-стратегии (адаптация Т.Л. Крюковой и Е.В. Куфтяк), Р. Плут-чик, Х. Келлерман, Х.Р. Конте «Индекс жизненного стиля» (адаптация В.Г. Каменской, Р.М. Грановской), С. Норманн

«Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (адаптация Т.А. Крюковой), А.В. Батаршев «Методика определения интегральной удовлетворенности трудом». Для обработки полученных результатов применялись методы математической статистики, в том числе корреляционный анализ, статистический критерий Ч. Спирмена, Q-критерия Розен-баума. Для математико-статистической обработки использовалась программа SPSS 23.0. Выбор методик был обусловлен смысловым содержанием измеряемых показателей.

Выборка исследования была разделена на две группы. В первую группу вошли рядовые и сержанты (контрактники), в количестве 31 человек; во вторую группу вошли офицеры, в количестве 30 человек.

Всего в исследовании приняли участие 61 военнослужащий в возрасте от 25 до 45 лет, из них 55 мужчин, что составляет 91,7% всей выборки, и 6 женщин - 8,3%. Также в рамках биографической части анкетирования, выделялись характеристики военнослужащих по следующим параметрам: образование, вероисповедание и семейное положение (табл. 1).

Таблица 1. Результаты анкетирования военнослужащих двух групп

Группы Образование Вероисповедание Семейное положение

высшее среднее специальное среднее христианство ислам атеизм Замужем/ Женат Не замужем/ Холост

Рядовые и сержанты 0% 64% 36% 65% 25% 10% 85% 15%

Офицерский состав 100% 0% 0% 70% 10% 20% 90% 10%

В результате проведенного анализа были выявлены статистически значимые различия между всеми критериями профессионального благополучия у военнослужащих офицерского состава и младшего военного состава (рядовыми и сержантами) на уровнях значимости р<0,05 и р<0,01.

Уровень параметров профессионального благополучия выше у офи-

церского состава, чем у рядовых и сержантов. В процессе осуществления деятельности у офицеров в большей мере создаются условия для успешной профессиональной самореализации и карьерного роста, обеспечивающие не только материальную независимость, но и самоктуализацию личности. У рядовых и сержантов оценки профессионального благополучия существен-

171

но ниже, что может сказаться на эффективности их военной службы.

Офицеры более адаптивны к различным изменениям в профессиональной деятельности и жизни, чем рядовые и сержанты. Они обладают необходимыми ресурсами для достижения целей и преодоления трудных ситуаций, имеют комфортное эмоциональное состояние, демонстрируют более высокий уровень внутреннего контроля, проявляют инициативность и самостоятельность в решение боевых задач.

Установлена положительная корреляционная связь профессионального благополучия военнослужащих со следующими показателями психологических характеристик военнослужащих: «Удовлетворенность достижениями в работе» (р = 0,301; р = 0,05); «Уровень притязаний в профессиональной деятельности» (р = 0,289; р = 0,05); «Удовлетворенность условиями труда» (р = 0,286; р = 0,05); «Контроль» (р = 0,345; р = 0,01); «Принятие риска» (р = 0,262; р = 0,05).

Таким образом, можно утверждать о том, что уровень развития психологических ресурсов военнослужащих влияет на их профессиональное благополучие.

В результате проведенного анализа были выявлены следующие показатели, касающиеся копинг-стратегий поведения военнослужащих. Можно отметить тот факт, что военнослужащие для решения проблем используют как конструктивные способы совладания, направленные на планирование решения проблемы, поиски использование социальной поддержки, беря на себя ответственность за ее решение, так и неконструктивные, препятствующие преодолению трудных жизненных ситуаций.

Как показало исследование, 26% общего количества военнослужащих (контрактников) используют неконструктивные защитно-компенсаторные механизмы в совладании со стрессом, однако эти показатели отличаются от показателей (11%), которые демонстрируют офицеры.

Таким образом, офицеры наиболее ресурсные к различным измене-

ниям в профессиональной деятельности и жизни, чем рядовые и сержанты. Они обладают необходимыми ресурсами для достижения целей и преодоления трудных ситуаций, для них характерно комфортное эмоциональное состояние, проявляют инициативность и самостоятельность в решение боевых задач.

Можно отметить тот факт, что результаты исследования могут быть применены для разработки социально-психологических программ по повышению профессионального благополучия военнослужащих в рамках работы с личным составом военных психологов.

Полученные результаты намечают направление и задачи для дальнейшего исследования, так как проблема изучения влияния на профессиональное благополучие военнослужащих описываемых детерминант, относится к числу актуальных задач.

В целом исследование профессионального благополучия военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации позволит своевременно определять уровень профессионального благополучия и личностных психологических ресурсов, что положительно скажется на результатах оперативно-боевой подготовки как отдельного военнослужащего, так и в целом всего подразделения.

Литература

1. Березин, Ф.Б. Психическая адаптация и тревога / Ф.Б. Березин. // Психология мотивации и эмоций: учебное пособие / Под общ. ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фалик-ман. - М.: ЧеРо: Омега-Л: МПСИ, 2006. - С. 350-357;

2. Бочарова Е.Е. К вопросу о внутренних детерминантах субъективного благополучия личности // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. -2008. -№ 10. - С. 226-231.

3. Весна, Е.Б. Психологическое благополучие личности в экстремальных условиях жизнедеятельности: монография/ Е.Б. Весна, О.С. Ширяева -

Петропавловск-Камчатский: КамГУ им. Витуса Беринга, 2018. -246 с.

4. Водопьянова, Н.Е. Психодиагностика стресса / Н.Е. Водопьянова. -СПб.: Питер, 2009. - 336 с.;

5. Волкова, Н.С. Психологическое сопровождение военнослужащих при выполнении воинской обязанности в Российской Федерации/ Н.С. Волкова // Научное обозрение. Медицинские науки. - 2016. - № 3. -С. 27-31

6. Воронина, А.В. Проблема психологического здоровья и благополучие человека: обзор концепций и опыт структурно-уровневого анализа/ А.В. Воронина // Сибирский психологический журнал. - 2005. - № 3 -С.142-145.

7. Василюк, Д.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций) /Д.Е.Василюк. -М.: Изд-во МГУ, 1984. - 200 с.

8. Караяни, А.Г. Военная психология в 2 ч. Часть 2: учебник и практикум для вузо/ А.Г. Караяни. - М.: Юрайт, 2016. - 280 с.

9. Комарова, Е.Н. Специфика самореализации личности в различных сферах жизнедеятельности с разными уровнями самоактуализации и субъективного благополучия/ Комарова Е.Н.// Известия Саратовского университета. - 2015. -Т. 4. -№ 2 (14). - С. 152-155.

10. Шевеленкова Т.Д. Психологическое благополучие личности (обзор концепций и методика исследования)/ Т.Д.Шевеленкова, П.П. Фесенко // Психологическая диагностика -2015. - № 3. - С. 95-129.

FEATURES OF THE FORMATION OF PSYCHOLOGICAL RESOURCES AND PROFESSIONAL WELL-BEING IN MILITARY PERSONNEL: A SOCIOLOGICAL ANALYSIS

Khripunova S.V.

Volgograd Institute of Management RANEPA

The article discusses the features of the formation of psychological resources and professional well-being of military personnel. Various param-

eters of the level of professional well-being and psychological resources, as well as coping behavior strategies in military personnel are identified. The comparison of the main indicators of military officers, privates and sergeants is analyzed. The study was conducted in February 2020. 61 military personnel of the military unit took part in the study. To process the results obtained, methods of mathematical statistics were used, including correlation analysis, the statistical criterion of Charles Spearman, the Q-criteri-on of Rosenbaum. The conducted research allowed us to draw the following conclusions, that the level of parameters of professional well-being is higher among officers than among privates and sergeants. Significant differences were found in all parameters of satisfaction with professional activity, especially on the following scales: working conditions; satisfaction with relationships with colleagues; the level of claims and achievements in professional activity. It can also be noted that the officers are the most adaptable to various changes in professional activity and life than privates and sergeants. A high level of psychological resources of military personnel contributes to a lesser manifestation of psychological protection, and also increases the level of professional well-being, respectively, the level of satisfaction with professional activity. As a result of the analysis, a significant relationship was established between the indicators of professional well-being and the psychological resources of military personnel. The results can serve as a basis for further research on the study of the characteristics and influence of psychological resources and professional well-being on the personality of military personnel to improve the effectiveness of operational and combat training.

Keywords: psychological resources, professional well-being, coping behavior, coping strategies, stress tolerance, adaptability, self-regulation.

References

1. Berezin, F.B. Mental adaptation and anxiety / F. B. Berezin. // Psychology of Motivation and Emotions: textbook / Under the general editorship of Yu.B. Gippenreiter, M.V. Falik-man. - M.: Chero: Omega-L: MPSI, 2006. -pp. 350-357;

2. Bocharova E.E. On the question of internal determinants of subjective well-being of the individual // Izvestiya PGPU named after V.G. Belinsky. 20082008.№ No.10. -pp. 226-231.

173

3. Vesna, E.B. Psychological well-being of the individual in extreme conditions of life: monograph / E.B. Vesna, O.S. Shiryaeva Пет Petropavlovsk-Kamchatsky: KamSU im. Vitus Bering, 2018. 246 p.

4. Vodopyanova, N.E. Psychodiagnostics of stress / N.E. Vodopyanova. - St. Petersburg: Peter, 2009. - 336 p.

5. Volkova, N.S. Psychological support of military personnel when performing military duty in the Russian Federation/ N.S. Volkova // Scientific Review. Medical sciences. -2016. - No. 3. - pp. 27-31

6. Voronina, A.V. The problem of psychological health and human well-being: a review of concepts and experience of structural-l evel analysis / A.V. Voronina // Siberian Psychological Journal. - 2005. - No.3 - pp.142145.

7. Vasilyuk, D.E. Psychology of experience (analysis of overcoming critical situations) / D.E. Vasilyuk. - M.: Publishing House of Moscow State University, 1984. - 200 p.

8. Karayani, A.G. Military psychology in 2 hours Part 2: textbook and workshop for higher education/ A.G. Karayani. M. Moscow: Yurayt, 2016. 280 p.

9. Komarova, There is.N. The specifics of personal self-realization in various spheres of life, with different levels of self-actualization and subjective well-being/ Komarova Is.N.// Notifications of Saratov University. 2015. I'm going after Ti. 4. № 2 (14). Pp. 152-155.

10. Shevelenkova T.D. Psychological well-being of the individual (review of concepts and research methodology)/T.D.Shevelenkova, P.P. Fesenko //Psychological diagnostics -2015. - No. 3. - pp. 95-129.

174

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.