^ ББК 65.30 И.А. Голощапова
УДК 338.45
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ <М В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ РЕГИОНЕ
О
СЧ Предлагается подход к формированию промышленной политики в
агропромышленном регионе. На основе разработанных методических рекомендаций на территории Алтайского края выделены промышленные районы, по которым проведена декомпозиция региональной промышленной политики, даны предложения по ее содержанию.
Ключевые слова: промышленная политика, агропромышленный регион, промышленность, промышленный район, технологический уклад.
I.A. Goloshchapova
PECULIARITIES OF FORMING INDUSTRIAL POLICY IN AGRO-INDUSTRIAL REGION
The author proposes an approach to forming industrial policy in an agro-industrial region. Basing on the existing practical recommendations the author determines industrial areas in Altai Territory, carries out decomposition of the regional industrial policy, and works out its possible content.
Keywords: industrial policy, agro-industrial region, industrial sector, industrial area, technological mode.
Теоретическим и практическим аспектам экономической и промышленной политики в условиях рыночной экономики посвящено множества? во научных трудов зарубежных и отечественных ученых — Дж. Кейн-
и| S са, Л. Абалкина, С. Губанова, Г. Клейнера, А. Некипелова, С. Глазьева,
нЦ 15 В. Мау, Б. П. Плышевского, Р.С. Гринберга, А.И. Татаркина и др. Воп-
росы промышленной политики региона исследованы в работах А.И. Та-^ | таркина, К.А. Титова, А. Карлика, А. Комарова, В.В. Мищенко, В. Ани! симова, О.А. Романовой и других, где заложены теоретические основы
•§ формирования региональной промышленной политики [4].
и н| Вместе с тем специфика социально-экономического развития агро-
ок| промышленных регионов, таких как Алтайский край, для которых ха-
| рактерно сочетание развитого сельского хозяйства и обрабатывающей
1 промышленности примерно в равной степени, а в структуре населения бо-
ЙнО §
лее половины может составлять сельское население, предопределяет вы-.7 сокую степень дифференциации муниципальных образований по уровню
ЦЦ промышленного развития и значительную их финансовую зависимость
от региональных органов власти, в силу отсутствия достаточной эконо-
Нмической основы для функционирования органов самоуправления, низкий уровень жизни населения. Однако обобщение опыта исследований, связанных с вопросами государственного регулирования промышленнос-н ти на уровне субъекта федерации (края, области и т.п.), показывает, что
проблема формирования промышленной политики в агропромышленном регионе остается нерешенной, что определяет ее актуальность.
С позиций теории долгосрочного технико-экономического развития, представителями которой являются отечественные экономисты
© ИА. Голощапова, 2012
(?4
тН
О
<М
«К1
2нё Яч >
ИдЗ!
нйе
«31
На
ой-
^ 1
5к I
^ Л £ ё§! ь Е
«¡г I
8Н! й§ о
ул* ЕнО а
£м§|
МО I £И4
нее
И
н
н
о
н
м
со
Н
Д.С. Львов, С.Ю. Глазьев, введшие в экономической науку термин «технологический уклад», долгосрочной целью промышленной политики является формирование экономики, центральным ядром которой должны стать производства более прогрессивного технологического уклада. В соответствии с данной теорией, автор опирается на системный подход к пониманию промышленной политики, предложенный А.И. Татаркиным, как составная часть стратегии общественного развития, основанной на системе отношений между государственными и муниципальными органами власти, хозяйствующими субъектами, научными и общественными организациями по поводу формирования структурно-сбалансированной, конкурентоспособной промышленности, интеллектуальное ядро которой представлено новейшим технологическим укладом [7].
В настоящее время процессы модернизации в экономике требуют изменения содержания управления развитием промышленного комплекса территорий в направлении перехода от отраслевых принципов управления к сетевому управлению, что предполагает реализацию конкурентных преимуществ территории. Это дает основания сделать вывод, что промышленная политика должна быть адаптирована к специфике каждого типологического региона или территориально-хозяйственных общностей.
По нашему мнению, формирование промышленной политики агропромышленного региона возможно на основе объединения положений теории долгосрочного технико-экономического развития и теории территориально-хозяйственных укладов, представленной в работах Н.К. Попадюка. Территориально-хозяйственные уклады — это «...однотипные по социально-экономическому признаку группы пространственных социальноэкономических систем как единых интегрированных с окружающим пространством целокупностей», которые отражают определенным образом организованные формы территориальных производительных сил [5].
В соответствии с этим, регион в целом, как единица административного деления государства, выступая объектом промышленной политики, может включать в себя ряд промышленных районов, представляющих собой территории с максимально однородными природно-климатическими, социокультурными условиями и исторически сложившейся структурой хозяйственных связей на базе однотипных территориальнохозяйственных укладов, которые могут быть самостоятельными объектами промышленной политики в рамках стратегических целей, содержащихся в промышленной политике субъекта Федерации. В этом случае промышленная политика выстраивается дифференцированно, для каждого вида территориально-хозяйственных укладов.
Содержанием такой промышленной политики должна являться структурная перестройка регионального промышленного комплекса, включающая технологические, отраслевые и институциональные структурные сдвиги в рамках отдельных промышленных районов, в направлении смены технологических укладов и повышения его конкурентоспособности за счет развития территориальных производительных сил. Целью промышленной политики региона, по нашему мнению, является создание современного высокотехнологичного, конкурентоспособного индустриального комплекса, эффективно функционирующего в рыночном пространстве.
В соответствии с представленной концепцией автором разработана методика формирования промышленной политики в агропромышленном регионе, основной элемент которой заключается в выявлении на территории региона промышленных районов, различающихся по территори-
<М*
тН
О
<М
ально-хозяйственным укладам и являющихся объектами региональной промышленной политики. Предлагаемая схема формирования промышленной политики агропромышленного региона представлена на рисунке.
«К1
2нё Д 5 =
щ§||
Н£ї
«Зі
Ен^ І
ой-
^ 1
5к І
«Л*
ё§|
« VI
8Н! й§ о
ул* ЕнО а
£м§ц
МО | £И4
Н®Є
И
н
н
о
н
м
со
Н
Схема формирования промышленной политики в агропромышленном регионе
На первом этапе проводится диагностика состояния промышленного комплекса региона по предложенной автором и апробированной системе показателей, которая позволяет оценить его состояние, структуру и выявить основные проблемы, препятствующие развитию промышленного производства. Источником информации для анализа являются официальные данные, публикуемые территориальными органами Федеральной службы государственной статистики [6]. Временной период для анализа должен составлять не менее пяти лет.
На втором этапе проводится оценка уровня промышленного и социально-экономического развития административно-территориальных единиц (муниципальных образований) региона на основе метода рейтинговых сравнений. Для исследования дифференциации муниципальных образований по уровню развития промышленного производства проводятся следующие процедуры:
1. Отбор показателей, характеризующих развитие промышленности муниципальных образований.
2. Определение степени разброса городов и районов по выбранным показателям.
3. Нормирование исходных показателей, имеющих разные единицы измерения, с целью обеспечения их сопоставимости, в шкалу (0.1).
4. Расчет комплексного показателя (рейтинга), в совокупности оценивающего уровень промышленного развития муниципальных образований.
5. Группировка муниципальных образований в семь групп по уровню промышленного развития.
6. Графическое представление расположения выявленных групп в пространстве — на карте региона.
7. Определение промышленно-развитых зон.
Для характеристики уровня развития промышленного производства в муниципальных образованиях выбраны следующие показатели: объем
(?4
тН
О
<М
«К1
2нё Яч >
ИдЗ!
нйе
«31
НА
ОЙ"
^ 1
5к I
«Л* ё§! ь Е
« Я41
8Н! й§ о
ЕнО а
£м§|
МО I £И4
нее
И
н
н
о
н
м
со
Н
промышленного производства на душу населения; удельный вес муниципального образования в общем объеме промышленного производства в регионе; индекс промышленного производства. В той же последовательности проводится оценка уровня социально-экономического развития муниципальных образований, по авторской методике [3].
На третьем этапе на территории агропромышленного региона выявляются промышленные районы, различающиеся по территориально-хозяйственным укладам и являющиеся объектами региональной промышленной политики.
В ходе исследования было установлено, что имеющиеся методики экономического районирования не могут в неизменном виде быть применены в качестве одного из инструментов формирования промышленной политики агропромышленного региона, учитывающей особенности территориально-хозяйственных укладов на входящих в него территориях (в муниципальных образованиях). Поэтому при выделении промышленных районов как объектов региональной промышленной политики в число основных районообразующих критериев автором включены показатели производственной специализации муниципальных образований по отдельным видам промышленной деятельности, которые определяются через коэффициенты локализации. В состав районообразующих признаков предложено также включить исторически сложившиеся связи между административно-территориальными образованиями. Промышленные районы формируются вокруг промышленно-развитых зон, выявленных на этапе оценки уровня промышленного и социально-экономического развития административно-территориальных единиц.
Автором предложен набор показателей, позволяющий определить виды территориально-хозяйственных укладов, сложившихся на территориях, по которым предлагается проводить сравнительную характеристику промышленных районов после их выделения [2].
Четвертый этап заключается в постановке стратегической цели и задач промышленной политики агропромышленного региона на основе проведенного анализа и оценки состояния и структуры промышленного комплекса, сравнительной характеристики промышленных районов.
На пятом этапе в разрезе промышленных районов определяются направления промышленной политики по стимулированию структурных сдвигов, механизмы и инструменты ее реализации. Содержание промышленной политики для выделенных промышленных районов должно дифференцироваться в зависимости от того, к какому территориально-хозяйственному укладу принадлежит каждый из них — натурально-патриархальному, аграрно-мелкотоварному укладу рурального типа, либо частнокапиталистическому или агломерационному урбанизированного типа.
Для реализации промышленной политики предлагается использовать современные механизмы, основанные на сочетании прямых и косвенных методов, такие как кластерная организация производства в промышленных районах, частногосударственное партнерство, реализация целевых программ промышленного развития, предусматривающих бюджетную эффективность ресурсного обеспечения промышленной политики за счет бюджетных средств.
Предложенные методические рекомендации по формированию промышленной политики апробированы автором на примере промышленного комплекса Алтайского края. В ходе исследования на территории края выделены в качестве самостоятельных объектов промышленной политики пять промышленных районов: северо-западный, юго-западный,
<М*
тН
О
<М
«К1
2нё ЯЧ г
МнЗ|
нйе
«Зі
Ен^ І
ой-
^ 1
І
^ Л £ ё§|
« VI
8Н! й§ о
ул* ЕнО а
£м§ц
МО | £И4
Н®Є
И
н
н
о
н
м
со
Н
центральный, северо-восточный и юго-восточный [1]. Конкретизирован состав промышленных районов в границах существующих муниципальных образований, проведена их сравнительная характеристика [2].
На основе проведенного анализа и оценки состояния и структуры промышленного комплекса, сравнительной характеристики промышленных районов определены цель и задачи промышленной политики Алтайского края.
По результатам проведенных исследований автором предложены направления промышленной политики в разрезе промышленных районов Алтайского края, различающихся по территориально-хозяйственным укладам (табл.).
Направления промышленной политики в промышленных районах Алтайского края в соответствии с базовыми территориально-хозяйственными укладами (ТХУ)
Промышленный район / ТХУ Основные направления промышленной политики
Северо-восточный (центр — г. Барнаул) / Урбанизированный агломерационный Развитие традиционных видов экономической деятельности в промышленности, сохраняющих устойчивые конкурентные позиции Создание и ускоренное развитие наукоемких производств Формирование высокотехнологичного сектора промышленности, развитие кластера энергомашиностроения и энергоэффективных технологий
Центральный (центр — г. Алейск) / Руральный аграрно-мелкотоварный и крупнотоварный Создание и развитие сети локально-размещенных малых промышленных предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции, ремонту и обслуживанию сельскохозяйственной техники, производству строительных материалов, глубокой переработке древесины Развитие биоэнергетики; Формирование агропромышленного кластера
Юго-западный (центр — г. Рубцовск) / Урбанизированный частнокапиталистический Усиление функций г. Рубцовск как промышленного узла путем стимулирования развития производств четвертого, пятого технологических укладов, формирования инфраструктуры, обеспечивающей производственно-технологическую и транспортную связь между городом и прилегающими районами; Развитие кластера сельскохозяйственного машиностроения; Создание индустриального парка на базе бывших промышленных предприятий г. Рубцовск; Развитие традиционных рыночно-устойчивых отраслей: современной горнодобывающей и горно-обогатительной промышленности, в том числе добычи и переработки золотосеребряных руд, добычи нерудных строительных материалов; глубокой переработки древесины и производства изделий из дерева; производства пищевых продуктов; производства строительных материалов, изделий из камня; швейного производства
Северо-западный (центр — г. Славго-род) / Руральный с элементами част-нокапиталистичес-кого Развитие переработки сельхозпродукции Развитие добывающих и обрабатывающих производств на базе местных химических ресурсов с формированием кластера Развитие нетрадиционных видов энергетики Усиление роли г. Славгород в качестве промышленного центра
Юго-восточный (центр — г. Бийск) / Смешанный (урбанизированный частнокапиталистический в городах и аграрный в районах) Стимулирование развития высокотехнологичных видов деятельности, в частности, фармацевтической промышленности в рамках Алтайского биофармацевтического кластера Укрепление позиций г. Бийск в качестве центра разработки и внедрения инноваций Развитие традиционных рыночно-устойчивых видов экономической деятельности в промышленности
(?4
тН
О
<М
«К1
2нё Яч >
ИдЗ!
нйе
«31
НА
ОЙ"
^ 1
5к I
«Л* ё§! ь Е
«¡г I
8Н! й§ о
ЕнО а
£м§|
МО I £И4
нее
И
н
н
о
н
м
со
Н
Управление промышленным комплексом предложено осуществлять единым уполномоченным органом, ответственным за формирование основных направлений промышленной политики Алтайского края, определение социально-экономических приоритетов деятельности промышленных предприятий, подготовку программных мероприятий промышленной деятельности. Целесообразно создать центры развития промышленного производства в промышленных районах, которые координировали бы управление промышленностью в муниципальных образованиях.
На примере юго-западного промышленного района с центром в г. Рубцовск предложены меры промышленной политики, стимулирующие структурные изменения в индустриальном комплексе. Сложившийся в рассматриваемом промышленном районе урбанизированный частнокапиталистический территориально-хозяйственный уклад предполагает в качестве основной задачи укрепление функций города. В связи с этим, промышленная политика на этой территории должна предусматривать усиление роли Рубцовска как промышленного узла путем стимулирования развития производств четвертого и пятого технологических укладов, формирования инфраструктуры, обеспечивающей производственно-технологическую и транспортную связь в направлениях Рубцовск — Змеиногорск, Рубцовск — Горняк, а также между городом и прилегающими районами.
Роль центра развития промышленного района предложено возложить на индустриальный парк, возможности для создания которого в г. Рубцовск имеются в рамках развивающейся в крае системы государственно-частного партнерства. Основой индустриального парка должно стать современное производство машин и оборудования, в частности серийное производство конкурентоспособных сельскохозяйственных машин и орудий для зонального земледелия, основанное на инновационных технологиях, что возможно в рамках кластера сельскохозяйственного машиностроения (Некоммерческое партнерство «Алтайский кластер аграрного машиностроения»). В связи с этим, на территории промышленного района необходимо разработать схему рационального размещения малых промышленных предприятий по производству современных сельскохозяйственных орудий, ремонту и обслуживанию сельскохозяйственной техники.
Также необходима модернизация и поддержка дальнейшего развития традиционных рыночно-устойчивых видов промышленной деятельности (табл.). Целесообразно формирование и развитие кластеров в тех видах деятельности, где для этого имеются предпосылки.
В результате осуществления промышленной политики в юго-западном промышленном районе будет сформирована новая технологическая, отраслевая и институциональная структура промышленной деятельности, что должно способствовать структурной перестройке регионального промышленного комплекса Алтайского края в направлении смены технологических укладов и повышения его конкурентоспособности за счет развития территориальных производительных сил.
Разработанные в настоящем исследовании подходы могут быть использованы в качестве методического инструментария для органов власти при формировании и реализации промышленной политики в агропромышленном регионе.
(N
^ Список использованной литературы
1. Голощапова И.А. Определение объектов промышленной политики в ар-гопромышленном регионе / И.А. Голощапова // Вестник алтайской науки. —
dq 2011. — № 1. — С. 152-159.
2. Голощапова И.А. Промышленная политика региона (на примере Алтай-
О | ского края) / И.А. Голощапова // Модернизация экономики и общества. Ре-
гиональный аспект: материалы Всерос. науч.-практ. конф., г. Белокуриха, 20-21 окт. 2011 г. — Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2011. — С. 55-59.
3. Голощапова И.А. Стратегические направления развития муниципальных образований Рубцовского управленческого округа в среднесрочной перспективе / И.А. Голощапова, В.А. Бородин // Известия Алтайского государственного университета. — 2011. — № 2/2 (70). — С. 265-270.
4. Голощапова И.А. Формирование промышленной политики в Алтайском крае / И.А. Голощапова, В.А. Бородин // Экономика региона. — 2010. — № 4 (24). — С. 111-116.
5. Попадюк Н.К. Административно-территориальная реформа и территориально-хозяйственные уклады / Н.К. Попадюк // Вопросы экономики. — 2004. — № 5. — С. 73-84.
6. Разработка ведомственной целевой программы «Развитие промышленного производства в Алтайском крае» на 2009-2012 гг.: Отчет о НИР. — Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2008. — 59 с.
7. Татаркин А.И. Промышленная политика как основа системной модернизации экономики России / А.И. Татаркин // Проблемы теории и практики управления. — 2008. — № 1. — С. 8-21.
Referenses
1. Goloshchapova I.A. Opredelenie ob’ektov promyshlennoi politiki v argo-promyshlennom regione / I.A. Goloshchapova // Vestnik altaiskoi nauki. — 2011. — № 1. — S.152-159.
2. Goloshchapova I.A. Promyshlennaya politika regiona (na primere Altaisko-go kraya) / I.A. Goloshchapova // Modernizatsiya ekonomiki i obshchestva. Regio-nal’nyi aspekt: materialy Vseros. nauch.-prakt. konf., g. Belokurikha, 20-21 Oct. 2011 g. — Barnaul: Izd-vo AltGTU, 2011. — S. 55-59.
» 3. Goloshchapova I.A. Strategicheskie napravleniya razvitiya munitsipal’nykh
Нц| obrazovanii Rubtsovskogo upravlencheskogo okruga v srednesrochnoi perspektive / I.A. Goloshchapova, V.A. Borodin // Izvestiya Altaiskogo gosudarstven-
| nogo universiteta. — 2011. — № 2/2 (70). — S. 265-270.
4. Goloshchapova I.A. Formirovanie promyshlennoi politiki v Altaiskom krae / og | I.A. Goloshchapova, V.A. Borodin // Ekonomika regiona. — 2010. — № 4 (24). —
Sol S. 111-116.
« tri 5. Popadyuk N.K. Administrativno-territorial’naya reforma i territorial’no-
khozyaistvennye uklady / N.K. Popadyuk // Voprosy ekonomiki. — 2004. — | № 5. — S. 73-84.
6. Razrabotka vedomstvennoi tselevoi programmy «Razvitie promyshlennogo proizvodstva v Altaiskom krae» na 2009-2012 gg.: Otchet o NIR. — Barnaul: Izd-vo
SfflB AltGTU, 2008. — 59 s.
7. Tatarkin A.I. Promyshlennaya politika kak osnova sistemnoi modernizatsii ekonomiki Rossii / A.I. Tatarkin // Problemy teorii i praktiki upravleniya. — 2008. — № 1. — S. 8-21.
Информация об авторе
Голощапова Ирина Анатольевна — старший научный сотрудник, Алтайский научно-образовательный комплекс, г. Барнаул, e-mail: [email protected].
Author
Goloshchapova Irina Anatolyevna — Senior Researcher, Altai Scientific and Educational Complex, Barnaul, e-mail: [email protected].
H
H
о
H
PQ
CO
H