Научная статья на тему 'Особенности формирования проектного мышления студентов в процессе современного дизайн-образования'

Особенности формирования проектного мышления студентов в процессе современного дизайн-образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
467
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования проектного мышления студентов в процессе современного дизайн-образования»

(г=0,35), храброй (г=0,25), радостной (r=0,23), привлекательной (r=0,29), организованной (r=0,23), гладкой (r=0,28), яркой (r=0,28), величественной (r=0,27), открытой (r=0,34) и совместной (r=0,27).

Циклотимический тип. Преобладание черт циклотимического типа в характере личности связано с увеличением таких характеристик в образе смерти, как явления обратимого (r=0,24) и приносящего удовольствие (r=0,323). При этом они представляют себе смерть как абсолютный конец жизни (r= -0,31) и не видят смысла жизни (r= -0,23). Жизнь представляется людям с яркими циклотимическими чертами более красивой (r=0,33), быстрой (r=0,26), расположенной справа (г=0,27) и впереди (r=0,28) в пространстве, обратимой (г=0,28),

Экзальтированный тип. Чем больше у человека черт экзальтированного типа характера, тем в большей мере он видит такие характеристики в смерти, как сладкая (r=0,263), размытая (r=0,274), приносящая удовольствие (г=0,245), тем в меньшей мере они принимают изменчивость жизни (r= -0,27), испытывают онтологическую защищенность и безопасность (r= -0,28) и принимают себя (r= -0,23). Жизнь при увеличении экзальтированности начинает представляться более единичной (r=0,29) и болезненной (г=0,25).

Из полученных результатов можно сделать вывод, что высказывание «своя смерть» имеет глубокий смысл, поскольку представления о смерти имеют индивидуальный характер и связь с личностными особенностями человека. Также можно видеть, что при увеличении разных черт характера становятся значимыми разные качества и аспекты представлений о смерти и жизни, а также различны их соотношение и количество.

Н. П. Мельникова

Особенности формирования проектного мышления студентов в процессе современного дизайн-образования

Современный дизайн, являясь составной частью проектной культуры, выступает, прежде всего, в качестве проектной деятельности, требующей от дизайнера свободного владения как образнопластическими, так и концептуальными способами решения творческих задач. Соответственно, неизмеримо возрастает роль личностного начала в проектной деятельности и необходимость эффективного формирования профессиональных компетенций дизайнера, что, в свою очередь, ставит задачу разработки педагогических условий для развития проектного мышления студентов-дизайнеров на этапе обучения. Необходимость новых подходов к

182

подготовке конкурентоспособных специалистов диктуют как интеграция российской образовательной системы в мировую систему образования, так и социальные и экономические изменения в российском обществе, требующие дизайнеров, способных к самостоятельной профессиональной деятельности, адаптации к изменяющимся условиям, обладающих сформированным профессиональным мышлением. Способность интеграции частных профессиональных умений и знаний на высоком профессиональном уровне преобладают над процессом овладения ими, что указывает на необходимость формирования целостных познавательных структур личности.

Несмотря на то, что дизайн как вид профессиональной деятельности имеет в нашей стране более чем столетнюю историю, система профессионального дизайнерского образования проходит стадию формирования, опираясь на опыт таких образовательных учреждений, как ВХУТЕМАС, ВХУТЕИН, Московское высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское) (в настоящее время - Московская государственная художественнопромышленная академия им. С.Г. Строганова), других факультетов технической эстетики, советских конструкторских бюро, достижения западных коллег. Поиск наиболее эффективных способов профессиональной подготовки молодых дизайнеров, восприятие дизайна как вида проектно-художественной деятельности человека ставит перед педагогами вузов новые задачи и побуждает к формированию в студентах творчески мыслящей и действующей личности. В этом контексте изучение проектного мышления приобретает особое значение. Специфика художественно-проектного творчества такова, что в основе проектирования лежат познавательные процессы, в которых исходные впечатления переживаются и трансформируются в проектные образы, представляющие собой замысел о будущих событиях, состояниях жизни и предметной среды. Проектная деятельность дизайнера, таким образом, заключается в преобразовании словесно-логически выраженной проблемы в целостный пластический образ. В процессе проектирования задействованы нагляднодейственное, наглядно-образное и абстрактно-логическое мышление, что определяет специфику проектного мышления дизайнера. Особенность проектной деятельности дизайнера заключается также в интеграции различных видов деятельности - от изобразительных до инженерно-технических, что обеспечивает качественное решение проектных задач. Формирование проектного мышления будущего дизайнера направлено на развитие логических форм мышления: понятий, суждений, умозаключений, аналогий. Данный процесс связан с основными мыслительными операциями: индукцией и дедукцией, сравнением, анализом и синтезом, абстракцией

183

и обеспечивается широким внедрением принципа проблемного обучения, который подразумевает получение студентами новых знаний в процессе решения теоретических и практических проблем, активного включения в проектную деятельность и требует специфической организации процесса обучения. Внедрение элементов проблемного обучения в систему учебных профессиональных заданий, необходимость формирования проектного замысла, выработка оптимальных путей решения творческих задач, выбор материалов и средств визуализации, планирование творческого процесса с учетом специфики проектной ситуации в условиях частичного или полного незнания способов достижения цели является необходимым условием эффективного формирования проектного мышления и развития креативного подхода к проектной деятельности.

На начальных этапах решения учебных проектных задач сту-дентами-дизайнерами формулируется проблема, что предполагает ее адекватное вербальное отображение и задействует такие логические формы мышления, как суждение, умозаключение, аналогия. Одним из основополагающих умений в профессиональной деятельности дизайнеров является умение формулировать и четко излагать свои мысли. Требование ясного вербального обоснования любой визуально отраженной проектной мысли может быть реализовано в рамках дискуссий, защиты проекта, практикумов.

Последующий анализ проектной ситуации призван углубить представления студентов о характере стоящих перед ними проектных проблем, выделить элементы проектной ситуации, разделить ее на логически непротиворечивые составляющие части и, наконец, выявить возможные способы ее решения, отдав приоритет наиболее эффективным. Необходимо также определить возможности использования специальных проектных средств - информационных, художественных и технических, а также возможности и целесообразность применения, совершенствования или изменения технологических процессов. Таким образом, проблемные учебные профессиональные средства способствуют развитию различных видов мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного, абстрактно-логического, теоретического, аналитического и др. Необходимым условием формирования проектного мышления являются также внутрипредметные связи, позволяющие студентам эффективно осваивать полученные знания, обеспеченные преемственностью заданий в рамках одной дисциплины, постепенным усложнением и дополнением усвоенного материала.

Такие связи необходимы не только внутри дисциплины, но и между дисциплинами. Только грамотное соотношение и взаимосвязь дисциплин, направленных на формирование проектного мышления студентов, способствует снятию противоречий между

184

проектно-художественными и инженерно-техническими аспектами; соотношением количества ремесленного труда и компьютерного, технического и творческого подходов в дизайн-деятельности.

Обеспечение принципа преемственности проектной деятельности студентов-дизайнеров в процессе профессиональной подготовки предполагает: поэтапность формирования проектного мышления студентов-дизайнеров; осуществление межпредметных связей и интеграцию содержания и технологий общеобразовательных и специальных учебных курсов; использование проектно-художественных и инженерно-технических знаний и умений, ремесленного труда, современных образовательных технологий в творческой деятельности; дифференциацию содержания по сложности, уровням обучения, что обусловлено спецификой проблемных учебнопрофессиональных заданий на каждом курсе, ориентацию студентов-дизайнеров на постоянное самообразование.

Учебно-профессиональная деятельность студентов направлена на развитие различных видов мышления, влияющих на формирование проектного мышления студентов-дизайнеров посредством выполнения организационно-структурных, художественностилистических, визуально-образных, эмоционально содержательных, конструктивно-технических, технологических и других заданий. Как показал опыт работы, при решении данных проблемных учебнопрофессиональных заданий у студентов развивается наблюдательность, внимание, зрительная память, творческое воображение, чувство меры и художественный вкус, вариативность и др.

И. А. Мироненко

О потенциале и барьерах применения современных информационных технологий в развитии образования для лиц с ограниченными возможностями

Отечественная дефектология основывается на культурноисторической теории Л.С. Выготского, в соответствии с которой становление высших психических функций, оставляющих, по выражению Л.С. Выготского, «лицо человеческой психики», основывается, прежде всего, на использовании знаков и знаковых систем (в первую очередь, языка), перестраивающих познавательную деятельность и придающих познавательной сфере специфически человеческий, опосредованный характер.

В работах классиков отечественной психологии представлены убедительные доказательства того, что язык определяющим глубоким образом влияет на все уровни познавательных процессов, от мыслительного до сенсорного. Показано, что закрепление какой-

185

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.