Научная статья на тему 'Особенности формирования позиций Россия и Китая по вопросу сотрудничества в БРИКС'

Особенности формирования позиций Россия и Китая по вопросу сотрудничества в БРИКС Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Особенности формирования позиций Россия и Китая по вопросу сотрудничества в БРИКС / Specifics of Russia's and China's Views on BRICS Cooperation

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Пастухов Даниил Сергеевич

В настоящей статье рассмотрена эволюция позиций России и Китая в рамках БРИКС на современном этапе. Детально проанализирована концептуальная основа принципиально новых условий и оснований взаимодействия России с БРИКС в целом. Отмечено, что Китай подобной открытой платформы не имеет, но «сборка» его позиций возможна. Совпадение позиций Китая и России является основой развития БРИКС в ближайшем будущем

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specifics of Russia's and China's Views on BRICS Cooperation

This article examines the evolution of Russia's and China's positions within BRICS at the present stage. It analyzes in detail the conceptual basis of fundamentally new conditions and grounds for Russia's interaction with BRICS as a whole. It is noted that China does not have such an open platform, but the "assembly" of its positions is possible. The coincidence of China's and Russia's positions is the basis for BRICS development in the near future.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования позиций Россия и Китая по вопросу сотрудничества в БРИКС»

Информация об авторе:

С. А. Папков, доктор исторических наук., профессор, Институт истории СО РАН. Information about the authors:

S. A. Papkov, Doctor of History, Professor, Institute of History SB RAS.

Научная статья УДК 339.5

doi 10.24412/cl-37216-2024-6-150-152

Особенности формирования позиций Россия и Китая по вопросу сотрудничества в БРИКС

Даниил Сергеевич Пастухов

Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия pds2903@mail.ru

Аннотация. В настоящей статье рассмотрена эволюция позиций России и Китая в рамках БРИКС на современном этапе. Детально проанализирована концептуальная основа принципиально новых условий и оснований взаимодействия России с БРИКС в целом. Отмечено, что Китай подобной открытой платформы не имеет, но «сборка» его позиций возможна. Совпадение позиций Китая и России является основой развития БРИКС в ближайшем будущем. 5

Ключевые слова. БРИКС, Россия, Китай, коллективная безопасность, 5взаимодействие.

Original article

Specifics of Russia's and China's Views on BRICS Cooperation Daniil S. Pastukhov

Saint Petersburg State University, Saint Petersburg, Russia pds2903@mail.ru

Abstract. This article examines the evolution of Russia's and China's positions within BRICS at the present stage. It analyzes in detail the conceptual basis of fundamentally new conditions and grounds for Russia's interaction with BRICS as a whole. It is noted that China does not have such an open platform, but the "assembly" of its positions is possible. The coincidence of China's and Russia's positions is the basis for BRICS development in the near future.

Keywords: BRICS, Russia, China, collective security, interaction.

В 2006 году состоялся первый саммит стран (на тот момент ещё назывался БРИК), который заложил основы развитию организации на долгие годы. В 2011 году к ассоциации присоединилась Южная Африка, тем самым дополнив акроним и оформив его благозвучное название, которое сейчас известно как БРИКС. С моей точки зрения, в 2009 году лидеры развивающихся стран, создавая объединение, возможно неосознанно создали уникальную площадку для диалога, потенциал которой начал реализовываться в полном объеме только в последние годы.

После эскалации конфликта на Украине в 2022 году Российская Федерация столкнулась с беспрецедентным давлением со стороны западных стран. Количество односторонних ограничительных мер, введённых против российских граждан и фирм, превышает аналогичные меры против Ирана и Сирии. Кроме прекращения постоянных контактов на уровне политического руководства, дискриминацию ощутили на себе практические все, кто

представляет Россию на международной арене. В такой реальности как никогда возникла необходимость поиска альтернативных площадок взаимодействия со внешним миром, чтобы не допустить международной изоляции России.

В данном контексте ассоциация БРИКС оказалась наиболее подходящей площадкой, на развитие которой были направлены освободившееся после разрыва с Западом аналитические и финансовые ресурсы. В настоящий момент Российская Федерация придаёт БРИКС приоритетное значение в выстраивании новой системы международных отношений.

Для более детального изучения позиции Российской Федерации обратимся к Концепции участия Российской Федерации в объединении БРИКС. Стоит отметить, что данный документ был опубликован ещё в 2013 году и, вполне логично, что в ближайшее время мы можем увидеть его обновление. Cуть взаимодействия c БРИКС изложена в 4 пункте концепции: «все более широкое применение находят неинституциональные структуры глобального управления и сетевая дипломатия» [Концепция, с. 1].

В последнее время дискуссии на счёт создания институтов в рамках БРИКС ведутся как на уровне политического руководства, так и на уровне эпистемологических сообществ. Согласно этой концепции, Россия не видит в отсутствии институционализации слабость организации. Напротив, анализируя документ, отсутствие институтов представляется скорее как преимущество. В похожем ключе недавно высказывался и Замглавы МИД Сергей Алексеевич Рябков: «БРИКС утратит динамику при учреждении секретариата объединения» [ТАСС].

Стоит также обратить внимание на 6 пункт, где прописано, что «Политическая влиятельность БРИКС определяется тем, что входящие в объединение государства являются авторитетными участниками ведущих международных организаций и структур (ООН, «Группа двадцати», «Группа восьми», Движение неприсоединения) [Концепция, с. 2]. На момент 2013 года Россия была единственной страной БРИКС, которая входила в «восьмёрку», однако в 2014 году не осталось ни одной страны БРИКС в данном объединении. Это ещё раз демонстрирует необходимость пересмотра концепции и её адаптации под современные реалии мировой политики.

Важны два следующих тезиса 7 пункта: неблоковый характер и ненаправленность против третьих сторон. Эти посылы несут в себе большое смысловое значение, ведь здесь закрепляется различие от таких форматов взаимодействия как НАТО, которые являются именно блоком.

Приоритет взаимодействия с БРИКС для России позволяет понять 11 пункт, который гласит, что «...данное объединение может стать в перспективе одним из ключевых элементов новой системы глобального управления, прежде всего в финансово-экономической сфере» [Концепция, с. 2]. Настоящий тезис объясняется тем, что на момент 2013 года Российская Федерация не рассматривала БРИКС как инструмент изменения системы международных отношений, отдавая приоритет постепенному изменению финансовых институтов, прежде всего МВФ, критика которого объединяет развивающие страны на протяжении многих лет. В последние годы аспект взаимодействия смещается в политическую плоскость. Экономическая кооперация стран в формате БРИКС ограничивается «New Development Bank», который хоть и является единственным институтом ассоциации, занимается только финансированием инфраструктурных проектов, причём весьма в небольшом объёме.

В концепции исключается какое-либо взаимодействие в военной сфере, что объективно отражает интересы Российской Федерации на момент написания документа. В частности, «Российская Федерация исходит из того, что в этом формате не предусматривается рассмотрение вопросов военно-политического характера и создание механизмов сотрудничества в военной области» [Концепция, с. 3].

Анализируя интересы России в БРИКС, необходимо выяснить, насколько они соотносятся с представлениями других членов ассоциации. В данном контексте, прежде всего, необходимо рассмотреть позицию Китайской Народной Республики, которая не

только является одним из ведущих государств мира с точки зрения экономического развития, но и открыто бросает вызов США в вопросах гегемонии на международной арене.

В отличии от России, китайские коллеги не выпускали схожих концепций взаимодействия в БРИКС, вследствие чего приходится «собирать» позицию Китая, используя разные источники информации. Одним из таких источников является журнал, выпускаемый международным отделом коммунистической партии Китая. Интересной тенденцией является неустанное упоминание данных про суммарное население, ВВП, территорию всех участников ассоциации БРИКС. Данное издание не является исключением из общего правила: на страны БРИКС приходится 43 % населения планеты и 26 % территории мира. Несмотря на заявление про, в основном, экономические интересы стран-членов в БРИКС, подобная риторика с приведением цифр свидетельствует о амбициях, которые выходят за рамки „low policy".

Ещё одним важным для анализа документа является статья, выложенная на сайте МИД Китая в Египте с позицией Си Цзиньпина относительно развития БРИКС. В частности, там звучит важный для Китая тезис о том, что страны БРИКС должны способствовать построению открытой глобальной экономики, продвигать либерализацию и упрощение процедур торговли и инвестиций, создавать новые глобальные цепочки создания стоимости и сбалансировать экономическую глобализацию [Фокус на Китае...]. Китайская Народная Республика не заинтересована в глобальной смене экономической системы, которая основывается на глобализации и известном ещё из истории фритредерстве (free-trade), однако отрицается концепция (laisse-faire), согласно которой рынок сам решит проблему искажения в торговли [Труш, 2014; Ли Цзинчэн, 2019]. Китай, будучи одним из основных бенефициаров либерализации в мировой торговли, не намерен ломать структуру экономических отношений, которые в том числе основываются на западных финансовых институтах, таких как МВФ и видоизменённая Бреттон-Вудская система.

Китайский интерес в сохранении мировой экономической системы если не соответствует, то, по крайней мере, не противоречит интересам РФ на данный момент. Однако российское стремление изменить систему международных отношений едва ли пройдёт незаметным для системы мирового хозяйства, поэтому в данном ключе в будущем у России и Китая могут возникнуть разногласия.

Подводя итоги, можно отметить, что интересы Российской Федерации и Китайской Народной Республике в вопросах взаимодействия в рамках БРИКС совпадают в большинстве случаев. Однако каждое государство имеет свои национальные интересы, что приводит к различным позициям по некоторым вопросам. Тем не менее, различия России и Китая не являются препятствием для развития ассоциации на данный момент.

Список источников

1. Заявление замглавы МИД РФ С. Рябкова от 13 марта 2024 г. URL: https://tass.ru/politika/20217023?utm source=vk.com&utm medium=social&utm campaign=s mm_social_share

2. Концепция участия Российской Федерации в объединении БРИКС. URL: http://static.kremlin.ru/media/events/files/41d452a8a232b2f6f8a5.pdf.

3. Ли Цзинчэн. Россия и Китай в экономическом сотрудничестве со странами БРИКС // Современные востоковедческие исследования. 2019. № 1(1). С. 55 - 58.

4. Труш С. М. Россия между Китаем и США: миропорядок, БРИКС, интеграция в АТР // Сравнительная политика. 2014. № 1 (14). С. 53 - 60.

5. Фокус на Китае: Си Цзиньпин делится видением нового "золотого десятилетия" БРИКС. URL: http://eg.china-embassy.gov.cn/eng/rdwt/20170903/201709/t20170904 7243242.htm.

Информация об авторе:

Д.С. Пастухов студент 1 курса магистратуры. Information about the author:

D.S. Pastukhov master's degree student

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.