Научная статья на тему 'Особенности формирования политики и стратегического планирования в строительстве'

Особенности формирования политики и стратегического планирования в строительстве Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
467
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / НЕСТАБИЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СРЕДА / THE POLICY OF THE ENTERPRISE / STRATEGIC PLANNING / DEVELOPMENT OF THE ENTERPRISE / SLOPPY ECONOMIC AMBIENCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Якубов Т. В.

Проводится анализ особенностей формирования политики стратегического планирования строительного предприятия и их взаимодействия между собой в нестабильных слабо предсказуемых условиях рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARTICULARITIES OF THE SHAPING POLITICIANS AND STRATEGIC PLANNING IN CONSTRUCTION

The analysis features of the policy of strategic planning of construction enterprises and their interaction with each other in unstable weakly predictable market conditions.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования политики и стратегического планирования в строительстве»

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИКИ И СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Якубов Т.В., к.э .н., докторант Дагестанского государственного технического университета

Проводится анализ особенностей формирования политики стратегического планирования строительного предприятия и их взаимодействия между собой в нестабильных слабо предсказуемых условиях рынка.

Ключевые слова: политика предприятия, стратегическое планирование, развитие предприятия, нестабильная экономическая среда.

PARTICULARITIES OF THE SHAPING POLITICIANS AND STRATEGIC PLANNING IN CONSTRUCTION

Yakubov T., Ph.D. in Economics, competitor, Dagestan state technical university

The analysis features of the policy of strategic planning of construction enterprises and their interaction with each other in unstable weakly predictable market conditions.

Keywords: the policy of the enterprise, strategic planning, development of the enterprise, sloppy economic ambience.

В эффективной системе управления всегда имеется одна ведущая функция, которой подчинены все остальные. При экстенсивном развитии, когда общество было четко сориентировано на рост объемов производства, такой функцией было планирование. Однако его методы, базирующиеся на принципах экстраполяции, оказались несостоятельными в условиях нестабильной и непредсказуемой экономической среды. В новых условиях хозяйствования потребовался поиск новых путей к охвату управления всей деятельности предприятия. В результате определения приоритетных целей возникла новая управленческая функция - разработка и реализация стратегии предприятия. Иначе говоря, стратегическое планирование на микро уровне, направленное на выявление эффективных способов достижения плановых заданий, в условиях неопределенности является основной функцией управления предприятием.

Для выявления специфики современного стратегического планирования необходимо исследование стратегии и политики предприятия и их взаимосвязи, в результате которого формируется определенная стратегическая политика предприятия.

Анализ работ английских и американских экономистов показывает, что теория политики предприятия сформировалась еще в середине прошедшего столетия (~1950 гг.) и называлась стратегической теорией, основу которой составляет вопрос о том, что обеспечивает предприятию стабильный успех и каким образом он может быть достигнут с помощью проводимой политики. Однако, в процессе развития этой теории многие исследователи (Х. Ульрих, Р. Шойхцер) ставят под сомнение только теоретический характер этой экономической дисциплины, подчеркивая неразрывную связь ее теоретического и прикладного характера. Уже в начале 60-х годов резко возросло осознание учеными важности проблематики менеджмента, управления предприятием, политики предприятия. Во второй половине 60-х годов доцент Бернского университета В. Мюллер придает политике предприятия самостоятельное содержание и особые функции, определяя ее как систему четко сформулированных, независимых от времени, принципов, под влиянием которых в функционирование предприятия приобретает определенное целенаправленное направление. К основным таким принципам можно отнести следующие :

- принципы, определяющие способ и направления использования потенциала предприятия (рабочая политика);

- принципы, отражающие способ сохранения и увеличения потенциала предприятия (потенциальная политика);

- принципы, определяющие, каким путем предприятие привлекает свой персонал к решению поставленных задач и достижению целей (стиль управления).

В то же время необходимо отметить, что политика предприятия носит динамический характер, который связан с факторами роста технического прогресса и социальных изменений. Такой подход к оценке политики предприятия, а также различие между общей «базисной» политикой, охватывающей глобальные и принципиальные вопросы и ее функциональными разновидностями (финансовой, снабженческой, сбытовой и т.д.), свидетельствуют о том, что политика все больше становится базовой составляющей уп-

равления предприятием и является непосредственным результатом управленческого процесса на уровне предприятия. В. Хиль, рассматривая общую концепцию управления предприятием, ее современные черты, выделяет разработку политики предприятия, как одну из основных функций его управления, служащей для формулирования и постановки конкретных стратегических и оперативных целей в рамках общефирменного планирования. Содержание политики предприятия должно включать предназначение предприятия, его цели (функционирования и развития), принципы поведения по отношению к группам интересов и управленческие концепции.

В 80-е годы наметился процесс дифференциации управленческих моделей и концепций, в результате чего появились новые аспекты, углублялись и расширялись уже принятые, что свидетельствует о серьезном развитии теории политики предприятия. Особенно большое внимание исследователей концентрировалось вокруг разработок и внедрения стратегии предприятия на базе рыночной ориентации, механических и организационно-технических подходов к стратегическому менеджменту. В то же время, все больше укреплялась, по мере углубления дифференциации в концепции менеджмента, точка зрения на предприятие как на социально-экономическую систему, т.е. гуманистический подход к стратегическому менеджменту, который доказал свои преимущества вследствие ошеломляющих достижений японских конкурентов, использующих социально-гуманистический подход как управленческую концепцию.

Однако можно подчеркнуть, что в политике 80-х годов преобладали исследования частных вопросов и проблем управления предприятием и формирования его политики, в то время как стратегический менеджмент постоянно усложняется. Это усложнение связано с растущей сложностью, ускорением общественных, технических и хозяйственных изменений, возрастающей неопределенностью, непредсказуемостью комбинации шансов и рисков. Поэтому перед политикой предприятия возникла задача формирования и структуризации поля неопределенности с оценкой меняющихся связей и вероятностей возникновения альтернативных ситуативных вариантов. Потребовалась оценка релевантности этих вариантов и их комбинацией для развития предприятия с осознанием всех шансов и рисков, а также собственного положения на рынке. Сужение поля неопределенности на основе принятия решений относительно перспективных путей развития предприятия в будущем.

Необходимость учета интересов, оказывающих влияние на принятие принципиальных решений по функционированию и развитию предприятия, предопределяет повышение роли политики предприятия и функции планирования. Возникла новая функция управления - стратегическое планирование, как разработка и реализация стратегии предприятия и использования эффективных способов достижения его целей.

Особенно большое внимание и значение в сфере стратегического менеджмента уделяется ресурсному подходу, который не только значительно обогатил в теоретическом плане доминировавшую ранее рыночную точку зрения, но и внес в нее существенные практические дополнения, что вызвало определенное смещение акцентов.

Основой смысл такого подхода заключается в том, что при разработке принципов стратегии развития и текущей хозяйственной деятельности, наряду с анализом предприятия и отрасли, конкурентов и рынков необходимы также обоснованные оценки ресурсов и ключевых позиций. Иначе говоря, независимо от конкретной ситуации и важности рыночной и ресурсной стороны функционирования и развития предприятия, ресурсная концепция должна включаться в стратегические разработки. Это особенно важно для производственных предприятий с ориентацией на инновационное развитие.

Таким образом, в основе анализа ресурсной сбалансированности планов и программ, обеспечения адресности финансируемых мероприятий, формирования комплексных мероприятий развития, должна лежать комплексная стратегия развития социально-экономической системы, каковой является строительное предприятие. При этом стратегию предприятия следует рассматривать и как самостоятельную функцию фирменного управления, и как средство увязки различных действий, и в качестве базы общефирменного управления. При этом существуют различные толкования понятий «стратегия» и «политика» предприятия, вопрос их подчиненности и взаимодействия, которые имеют очень большое значение, так как ими определяются методика и направленность исследований, в них отражается состояние знания о явлениях, которые ими описываются.

Как известно, факторами, ставящими вопрос подчиненности положений стратегии предприятия по отношению к его политике, являются следующие :

- различное логическое содержание основных положений стратегии и политики предприятия, так как принципы и нормы политики предприятия не могут быть точно установлены количественно и во времени и имеют силу лишь до определенного момента, являясь постоянными общего характера; стратегия, связанная с обеспечением оперативных целей, должна иметь четкое количественное определение и определение во временном отношении, так как цели являются постоянными частного характера;

- стратегия предприятия соответствует общей области политики предприятия, а цель стратегии состоит в сохранении и развитии предприятия в будущем.

В настоящее время разработан ряд средств и инструментов, которые служат специфическим целям стратегии предприятия, из которых основными являются следующие: разработка системы раннего предупреждения; использование сценариев в планировании (оптимистического и пессимистического), позволяющие обеспечить более полный охват возможных результатов; стратегическое планирование, носящее характер общей ориентации и определения рыночных условий.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что стратегию можно рассматривать независимо от политики предприятия и считать ее отдельной функцией в системе управления предприятием.

В то же время между политикой и стратегией предприятия существует определенная взаимосвязь, так как с одной стороны, стратегия предприятия подчиняется нормам и принципам его полити-

ки, а с другой стороны, из стратегии могут быть выведены принципы и нормы, служащие для достижения стратегических целей. Следовательно, можно говорить о стратегически определенной политике предприятия.

Существует множество определений стратегии, но общим для всех является устремленность в будущее, т.е. установление на достаточно длительный период совокупности норм, ориентиров, направлений, сфер, способов и правил деятельности предприятия, обеспечивающих рост, усиление конкурентных позиций на рынке, повышение способности к выживанию в конкретной ситуации, устойчивому развитию. Стратегия выступает не только фактором, регулирующим деятельность предприятия до момента решения поставленных задач и достижения намеченных целей, но и одновременно как средство его связи с внешней средой. Стратегия предприятия кладется в основу разработки перспективного стратегического плана его развития.

Управление развитием организации и предприятия на основе стратегических планов в постоянно меняющихся условиях называют стратегическим менеджментом, зарождение которого связано с перспективным планированием под воздействием возросшей динамики социально-экономического развития, возникновения новых методологий прогнозирования и моделирования общественных процессов. По мнению многих исследователей, сущность стратегического управления заключается в решении вопросов, определяющих состояние функционирования и направления развития предприятия, а также способов достижения планируемого состояния предприятия как целостной системы.

На рис. 1 показаны основные элементы стратегического менеджмента.

Из рисунка видно, что стратегическое управление включает 3 основных элемента: стратегический анализ, стратегическое планирование и реализацию принятого стратегического решения. Стратегический анализ помогает руководителям определить стадию развития предприятия перед принятием решения о дальнейшем его развитии и заключается в диагностике сильных и слабых сторон предприятия, анализе прошлых, настоящих и будущих ситуаций, реальной оценке ресурсов и возможностей предприятия, являющихся исходной информацией для разработки стратегических планов.

Стратегическое планирование представляет собой определение, выявление и оценку альтернативных направлений развития предприятия с последующим выбором наиболее оптимального варианта. При реализации выбранной стратегии осуществляется корректировка двух предыдущих этапов. Диагностика внешней среды позволяет выявить шансы и риски развития предприятия в будущем и является важным этапом в процессе выработки эффективной стратегии, которая основывается на трех составляющих: правильно выработанных долгосрочных целях; глубоким пониманием внешнего конкурентного окружения; реальной оценке собственных ресурсов и возможностей. Оценка альтернативных вариантов является самостоятельным этапом и реализуется в ходе стратегического планирования. До настоящего времени является актуальным вопрос об отличиях стратегического планирования от традицион-

Рис. 1. Основные элементы и этапы стратегического менеджмента.

ного долгосрочного планирования, так как долгосрочное планирование также базируется на анализе целей развития исследуемого предприятия, рассматривая актуальные проблемы развития в укрупненных стратегических показателях. Как известно традиционное планирование подразделяется на оперативное и перспективное. Оперативное планирование ориентировано на обеспечение эффективной организации текущей деятельности предприятия. В рамках перспективного планирования обычно различаются традиционное долгосрочное и стратегическое. Традиционное перспективное планирование развития предприятия осуществляется в определенных заданных условиях: хозяйственного механизма, системы планирования и управления, сложившейся системы приоритетов в решении производственных и управленческих задач и т.д. Задача традиционного планирования и управления формулируется как необходимость выбора наилучшего варианта развития предприятия, определяемого заданными внешними и внутренними условиями. При этом объектом управления является само исследуемое предприятие .

Стратегическое планирование по своему содержанию представляет нормативно-постулируемое желательное состояние предприятия, цели его развития, с последующим выявлением причин, условий и факторов, препятствующих достижению намеченных целей. Задача стратегического планирования заключается в разработке эффективной стратегии устранения негативных факторов, условий и проблем, чем обеспечивается достижение сформулированных целей. Главным фактором стратегического планирования при этом выступает состояние внешней среды. А понятие «желательное состояние» системы (предприятия) не предопределяет представление (при стратегическом планировании в отличие от традиционного долгосрочного) о том, что будущее обязательно должно быть лучше прошлого. В основе стратегического планирования лежит глубокий анализ реального состояния внешней среды с точки зрения перспектив развития предприятия, в ходе чего осуществляется аналитический выбор перспективных секторов и разработка долгосрочных ориентиров развития всех сфер хозяйствования предприятия. В соответствии с постановкой, ориентированной на изменение существующего состояния, анализ стратегий ведется в показателях изменений по отношению к некоторому базовому варианту развития, который синтезируется в результате экстраполяции сложившихся тенденций и возможностей их реализации. Причем комплекс изменений должен образовывать целостную систему, характеризующую структуру стратегии и задающую целевые нормативы для разработки стратегической программы.

Задачи стратегического планирования ставятся следующим образом:

- определение изменений внутреннего и внешнего состояния системы, которые необходимо осуществить на предприятии с целью эффективного устранения проблем развития (или их смягчения);

- выявление возможностей и способов осуществления необходимых изменений.

Наиболее актуальным в понимании стратегического планирования является ответ на вопрос, каким должно и может стать предприятие исходя из существующих и будущих условий и целей развития. Иначе говоря, предметом планирования должно стать качество и конечный результат развития на каждом его этапе.

В последнее время значительно изменилась парадигма разработки стратегии предприятия, так как предпочтение отдается открыто сформулированной стратегии, которая должна быть делом как руководителей, так и всех работников предприятия. Опыт развитых стран свидетельствует о том, что переход от традиционного долгосрочного планирования к стратегическому вызван ускорением социально-экономического и научно-технического развития и непредсказуемостью внешней среды и ее изменений. Стратегические решения в новых условиях хозяйствования существенно влияют на способность предприятия приносить прибыль, касаясь предприятия в целом, носят долгосрочный характер и отражают ценности высшего уровня управления, согласуясь с философией и политикой предприятия, его организационной культурой[1].

Сущность стратегического управления и планирования характеризуется специфическими целями и эффективностью, приоритетным учетом изменений внешней среды, а завоевание и удержание конкурентных преимуществ рассматривается как средство достижения стратегически значимых результатов. Иначе говоря, все аспекты сущности стратегического планирования предполагают спе-

цифичность экономического субъекта, формулирующего и реализующего адекватную стратегию.

По оценкам западных специалистов только 5% предпринимателей разрабатывают и реализуют собственную стратегию, получая при этом высокую прибыль, многим предприятиям такая стратегия просто недоступна, так как для этого необходимо обладать высоким производственным потенциалом и высокой экономической мобильностью. Именно экономический потенциал дает возможность противостоять рискам, вызываемым неопределенностью внешней среды и ее динамики, следуя выбранному стратегическому курсу. Экономическая мобильность создает условия для эффективного маневрирования в изменяющихся условиях, используя скрытые возможности внешней среды.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что не каждое предприятие может позволить себе практиковать стратегический менеджмент и планирование, принимать стратегические решения. Большое значение в этом аспекте имеет ресурсный потенциал, так как если предприятие располагает ресурсами, дающими возможность активно воздействовать на внешнее окружение, и в нем сформировалась система управления, способная принимать стратегические решения, то предприятию просто необходимо использовать стратегию для реализации целей развития и повышения эффективности своего функционирования.

Разработка стратегии предприятия начинается с определения основных ориентиров развития и оглашения своей миссии, исходя из которых устанавливается форма реализации стратегии, делается ее окончательный выбор. Основные ориентиры развития предприятия представляют собой философию предприятия, которая состоит из следующих элементов:

- основного замысла, отражающего цели предприятия, его стратегию и направление развития;

- описания предприятия, его возможностей, преимуществ, стратегических целей и способов их реализации в современных условиях;

- философии целевых групп, их интересы и т.д.;

- политики предприятия, как основы управления развитием всех сфер и элементов его деятельности;

- связей с партнерами, выражающимися через финансовую политику, капиталовложения, распределение прибыли;

- отношений с другими предприятиями и организациями, выполнение обязательств и договоров, обеспечение стабильности в работе, вложения в развитие города, региона.

Философия предприятия в сочетании с мотивационной идеей определяет основные направления развития предприятия. Глобальной предпосылкой успешной разработки стратегии развития на любом уровне управления является правильное формулирование целей развития, на основе которых определяются пути и средства их реализации. Процесс формирования стратегических целей показан на рис. 2.[2]

Говоря об основных задачах и целях развития предприятия, которые являются предметом стратегического планирования и к которым оно может быть применено, можно отметить следующие главные моменты: ориентацию на будущее и существенное воздействие со стороны внешних неконтролируемых факторов. Фактически все решения, которые изменяют характер предприятия и направления его развития, являются объектом стратегического планирования, где в качестве главного результата выдвигаются определение целей развития, стратегий и планов, а также ресурсов для их реализации. При этом стратегия характеризует общее направление путей достижения целей, а стратегические планы можно рассматривать как совокупность мероприятий, направленных на реализацию стратегий и целей развития. При таком подходе к формированию стратегии состав направлений деятельности, отражающий структуру стратегии, определяется исходной структуризацией исследуемого предприятия как социально-экономической системы и зависит от глубины и степени детальности стратегического анализа. В ходе разработки стратегии развития возникает задача формирования альтернативных вариантов изменения характеристик различных элементов исследуемой системы и связей между ними. С этих позиций наиболее рациональным является подход, основанный на системном взгляде на объект планирования и управления, в то же время часто целесообразно бывает дополнение системного подхода экспертным, т.е. формально-логический подход задает структуру стратегии, которая наполняется содержанием с помощью эвристических методов, на которых базируется экспертный подход.

Рис. 2. Процесс формирования и контроля стратегических целей.

Однако, до настоящего времени нельзя говорить о полной регламентации процесса стратегии развития конкретного исследуемого предприятия, так как речь идет лишь о возможном упорядочении этого процесса. В основе такого упорядочения лежит предположение, что при конкретном определении стратегии развития предприятия, она представляет собой совокупность действий, осуществляемых над элементами планируемой системы с целью изменения их функциональных характеристик, а также над элементами ее внешнего окружения с целью изменения внешних условий функционирования предприятия (системы). Определение этого процесса пре-

допределяет необходимость тщательного проведения стратегического анализа исследуемого предприятия и окружающей его внешней среды, что позволит сформировать более обоснованную и логичную стратегию развития.

Литература:

1.Катькало В.С. Эволюция теории стратегического управления. -СПб: Издат. дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2006.

2. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: теория и практика. -М.: Аспект Пресс, 2004.

РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАТРАТ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ПО ОТКЛОНЕНИЮ И ВОЗМУЩЕНИЮ

Саидов М.-П.А., к.э.н., докторант, Дагестанский государственный технический университет

Предлагается два подхода (по отклонению и по возмущению) регулирования и минимизации затрат строительного предприятия, в совокупности позволяющие обеспечить его эффективное функционирование в нестабильной экономической среде.

Ключевые слова: строительное предприятие, регулирование затрат по отклонению и возмущению, нестабильные условия рынка.

REGULATIONS OF THE EXPENSESES OF THE BUILDING ENTERPRISE ON DEFLECTION AND INDIGNATION

Saidov M.-P, Ph.D. in Economics competitor, Dagestan state technical university

There are two approaches (the deviation and disturbance) to regulate and minimize the costs of construction enterprises in the aggregate allow to ensure its effective functioning in an unstable economic environment.

Keywords: building enterprise, regulation of the expenseses on deflection and indignation, sloppy conditions market.

Одной из актуальных проблем эффективного управления строительным производством в нестабильных условиях экономической среды является минимизация и регулирование затрат. Практика показывает, что основную долю затрат строительного предприятия составляют производственные затраты, входящие в себестоимость строительной продукции. Таким образом, регулирование затрат

строительного предприятия можно производить путем снижения себестоимости конечной строительной продукции, являющейся важнейшим обобщающим показателем, представляющим собой результаты производственной деятельности.

Себестоимость определяется совокупностью затрат живого и овеществленного труда. Данный показатель необходим с точки зре-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.